В данном произведении Горький описывает людей достигших самого низа, “люди дна”. Каждый из героев в прошлом имел свое положение в жизни, социальный статус, но по некоторым обстоятельствам этого лишился.
Человек “на дне” есть у Гоголя Н. В. в произведении “Мертвые души”. Плюшкин – богатый помещик, который потерял все свое имение после смерти жены. Он ожесточился, стал подозрительнее и скупее. Из-за своей жадности, все что видел, тащил к себе домой, даже если оно не имело особого предназначения.
Также можно привести в пример господина Мармеладова из произведения Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Когда-то он был титулярным советником и богатым человеком, но в связи сокращения кадров Семен Мармеладов потерял свою должность, начал пить и тем самым скатился “на дно”.
Другие работы по этой теме:
- 1. Берем наше сочинение “В чем он состоит, конфликт поколений наших дней?” и убираем вступление. Прежнее сочинение Конфликт поколений. Он существовал в давние времена, актуален...
- … Так кто ж ты, наконец? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. Фауст М. А. Булгаков –...
- Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. А. Блок Александр Блок жил и творил на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого....
- Кого из героев называют недотепами? Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” была написана в 1903 году и считается одной из наиболее известных в русской литературе....
- Пьеса Максима Горького “На дне” – социально-философская драма. “Дно” – это прообраз всей России, ведь герои пьесы выходцы из различных сословий. Бубнов в прошлом владел...
- Социально-философская драма “На дне”, написанная М. Горьким в начале ХХ века, затронула важнейшие проблемы общества, показала жизнь самых низких слоев населения России. Герои пьесы –...
- Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все...
- Проверьте свою память и назовите произведения, в которых вы встречали имена героев: Святогор, Артур, Ланселот, Роланд, Герасим, Людмила, Мизгирь, Руслан, Татьяна. Святогор встречался в былинах;...
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-СЗ.
Лука (задумчиво, Бубнову) . Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...
Бубнов . Во что-о?
Лука . В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле - особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он - бедный, жил - плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько - пожду... а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю...» Одна у него радость была - земля эта...
^ Пепел . Ну? Пошел?
Бубнов . Куда? Хо-хо!
Лука . И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной- нет!..
^ Пепел (негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.
Наташа . Погоди ты... ну, дедушка?
Лука . Человек - не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет... Ученый - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему - раз! Да еще!.. (Помолчав .) А после того пошел домой - и удавился!..
^ Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
М. Горький «На дне»
При выполнении заданий В1-В2 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
^ В1. Где происходит приведенный в данном фрагменте диалог?
В2. Кто еще из героев пьесы принимал активное участие в споре о правде?
Для выполнения задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С1. Как данный эпизод помогает осознать жизненную позицию Луки, принципы его гуманизма?
При выполнении заданий В3-В7ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
^ В3. Ответ Луки на реплику Бубнова является развернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведении?
В4. Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используют для обозначения авторских комментариев в драматическом произведении.
В5. В своей речи Лука рассказывает о герое, который не появляется на сцене. Как в драматургии называется такой персонаж?
В6. Из первой реплики Луки выпишите слово, повтор которого усиливает звучание главной темы фрагмента.
В7. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении?
^ Для выполнения задания С2-С3 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С2. Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?
^ С3. В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев?
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С4-С6.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
А.А. Фет
Для выполнения задания С4 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
^ С4. Каким предстает перед читателем лирический герой этого стихотворения?
При выполнении заданий В8-В12 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
^ В8. Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.
В9. Назовите художественный прием, основанный на повторении согласных звуков, который помогает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкальность.
В10. В третьей строфе стихотворения, передающей переломный момент в состоянии лирического героя, используются определения «томительные», «звучные» и др. Как называется это изобразительное средство?
В11. К какому традиционному поэтическому жанру близко это стихотворение?
В12. В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?
Для выполнения задания С5-С6 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.
С5. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
^ С6. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
Часть 3
Для выполнения заданий части 3 выберите только ОДНО из предложенных низке заданий (С7.1, С7.2, С7.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными Вами в работе собственными выводами и наблюдениями. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.
С7.1. Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
С7.2. Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)
С7.3. Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А.А. Ахматовой - это русская психологическая проза XIX века, переложенная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения.
В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Лука (задумчиво, Бубнову) . Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...
Бубнов. Во что-о?
Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле — особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду... а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю...» Одна у него радость была — земля эта...
Пепел. Ну? Пошел?
Бубнов. Куда? Хо-хо!
Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!..
Пепел (негромко) . Ну? Нету? Бубнов хохочет.
Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?
Лука. Человек — не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет... Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему — раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился!.. Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.
М. Горький «На дне»
Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
Пояснение.
Фрагмент взят из драмы. Дадим определение.
Драма - один из основных родов художественной литературы. В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.
В пьесе М. Горького «На дне» отражается жизнь людей, опустившихся на дно своей жизни, однако проблематика произведения состоит в том, что «дно» для каждого из героев разное.
Ответ: драма.
Вероника Лихачева
18.01.2015 16:52
Укажите!ЖАНР! произведения, из которого взят фрагмент.
Фрагмент взят из!ДРАМЫ!. Дадим определение.
Драма - один из основных!РОДОВ! художественной литературы.
В!ПЬЕСЕ! М. Горького «На дне» отражается жизнь людей...
__________________________________
Почему же тогда это не комедия? И почему не пьеса?
Татьяна Стаценко
Драма - слово, имеющее несколько значений. Драма - это не только РОД литературы, на и литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. По литературному жанру пьеса “На дне” является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия.
ПЬЕСА же (франц. piece - «вещь», «кусок») - как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким-либо из уже канонизированных теорией жанров. Являясь наиболее общим, универсальным обозначением драматических произведений и имея возможность объединить в себе все драматургические жанры, пьеса нивелировала каждый из них и тем самым лишилась индивидуальных свойств. Таким образом, развитие драматургии идет не к закреплению пьесы как жанра, а, напротив, к созданию целого ряда новых жанров, имеющих рельефное индивидуальное очертание и лишенных той аморфности и гибридности, которые составляют существо пьесы.
Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении?
Пояснение.
Такое столкновение в произведении называется конфликт. Дадим определение.
Конфликт - разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении (драме, рассказе, повести, поэме и т. д.).
Ответ: конфликт
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и родом их занятий.
A | Б | В |
Пояснение.
Лука — очень неоднозначный персонаж пьесы. Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Л. утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Л. прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Умирающей Анне, которой нечего вспомнить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Проститутка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была большая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта любовь у нее действительно была. Вора Ваську Пепла Л. уговаривает поехать в Сибирь, потому что там он сможет честно работать. Алкоголику Актеру Л. рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уговаривает его подготовиться к лечению, взять себя в руки. Обосновывая то, что нужно жалеть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам пожалел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сгинули на каторге. Также Л. рассказывает притчу о «праведной земле». Один бедный человек верил в существование такой земли. Но на карте у ученого ее не оказалось. Человек разочаровался во всем и повесился. Так Л. хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Л. исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л., высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.
Бубнов — картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно. Позиция Б. — это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: «шум - смерти не помеха...». Он считает, что «все люди на земле - лишние...». С точки зрения Б., именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: «...все слиняло, один голый человек остался». Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: «Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!» Опустившись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.
Пепел — обитатель ночлежки, потомственный вор. П. — любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.
Ответ: 432
Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В |
Пояснение.
А−2: Лука внезапно исчезает из ночлежки.
Лука исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л., высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.
Б−1: Бубнов хотел бы иметь бесплатный трактир.
В−4: Пепел убивает хозяина ночлежки.
Влюбляется в сестру Василисы — Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.
Ответ: 214
В своей речи Лука рассказывает о герое, который не участвует в действии. Как в литературоведении называется такой персонаж?
Пояснение.
Такой персонаж называется внесценический. Дадим определение.
Внесценический персонаж - это персонаж, который упоминается в речах персонажей, находящихся на сцене, но сам на сцене не появляется. Внесценические персонажи особенно важны для характеристики общества, лиц, их упоминающих.
Ответ: внесценический
Рассуждая над проблемой, писатель использует такие средства драматургии, как вопросно-ответная форма изложения, монологи Луки, междометия («Бубнов. Куда? Хо-хо!») и повторы («Лука. Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной - нет!..») в высказываниях героев, которые делают их диалог более оживленным.
Пояснение.
Горьковские герои-ночлежники имеют одну характерную особенность - все они «бывшие люди», люди, опустившиеся на «дно жизни», обладавшие прошлым, но в силу различных обстоятельств всего этого лишившиеся.
Обитатели дна очень напоминают «маленьких людей» Гоголя, Пушкина, Достоевского.
Плеяду «маленьких людей» открыл пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин, продолжили гоголевский Башмачкин и Мармеладов Достоевского. «Маленький» человек в литературе - это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек, потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования. Таков Самсон Вырин: потеряв дочь, он спился. Таков Башмачкин: всю жизнь копил на шинель, а когда её украли, умер. Таков Мармеладов, который старается забыть, что дочь его на панели очутилась, чтобы кормить семью, ведь он прокормить детей и жену не может.
У всех этих героев нет будущего, потому что они жалкие, не способные противостоять обстоятельствам, пробуждающие в читателях жалость, а не уважение. А ведь Человека «уважать надо», - говорит Сатин в известном монологе. Но Человек должен сам сделать так, чтобы его уважали, а не «унижали жалостью».
В данном произведении Горький описывает людей достигших самого низа, "люди дна". Каждый из героев в прошлом имел свое положение в жизни, социальный статус, но по некоторым обстоятельствам этого лишился.
Человек "на дне" есть у Гоголя Н.В. в произведении "Мертвые души". Плюшкин - богатый помещик, который потерял все свое имение после смерти жены. Он ожесточился, стал подозрительнее и скупее. Из-за своей жадности, все что видел, тащил к себе домой, даже если оно не имело особого предназначения.
Также можно привести в пример господина Мармеладова из произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Когда-то он был титулярным советником и богатым человеком, но в связи сокращения кадров Семен Мармеладов потерял свою должность, начал пить и тем самым скатился "на дно".
Обновлено: 2017-01-29
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев?
Лука(задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил... Бубнов.Во что-о? Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле - особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он - бедный, жил - плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько - пожду... а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю...» Одна у него радость была - земля эта... Пепел.Ну? Пошел? Бубнов. Куда? Хо-хо!Лука. И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной - нет!.. Пепел(негромко). Ну? Нету?
Бубнов хохочет.Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?Лука. Человек - не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет... Ученый - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему - раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой - и удавился!..Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.М. Горький «На дне»
Показать текст целиком
Своеобразие Горьковских героев в том, что он изображает "бывших", духовно "мертвых" людей, живущих на "дне" жизни. Изображая жизнь нищих, ни к чему не стремящихся людей, живущих рутиной, автор продолжает традиции Достоевского и Гоголя. В романе "Преступление и наказание" автор также описывает жизнь нищего, потерявшего надежду на светлое будущее Раскольникова. Гоголь продолжает традицию Достоевского и описывает в повести "Шинель" рутинную жизнь Акакия Башмачкина, не имеющего никаких ценностей, кроме своей жалкой работы, переписывания бумаг. Однако все три автора не просто повествуют