по пьесе На дне (Горький А. М.)

В данном произведении Горький описывает людей достигших самого низа, “люди дна”. Каждый из героев в прошлом имел свое положение в жизни, социальный статус, но по некоторым обстоятельствам этого лишился.

Человек “на дне” есть у Гоголя Н. В. в произведении “Мертвые души”. Плюшкин – богатый помещик, который потерял все свое имение после смерти жены. Он ожесточился, стал подозрительнее и скупее. Из-за своей жадности, все что видел, тащил к себе домой, даже если оно не имело особого предназначения.

Также можно привести в пример господина Мармеладова из произведения Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Когда-то он был титулярным советником и богатым человеком, но в связи сокращения кадров Семен Мармеладов потерял свою должность, начал пить и тем самым скатился “на дно”.


Другие работы по этой теме:

  1. 1. Берем наше сочинение “В чем он состоит, конфликт поколений наших дней?” и убираем вступление. Прежнее сочинение Конфликт поколений. Он существовал в давние времена, актуален...
  2. … Так кто ж ты, наконец? – Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гете. Фауст М. А. Булгаков –...
  3. Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. А. Блок Александр Блок жил и творил на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого....
  4. Кого из героев называют недотепами? Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” была написана в 1903 году и считается одной из наиболее известных в русской литературе....
  5. Пьеса Максима Горького “На дне” – социально-философская драма. “Дно” – это прообраз всей России, ведь герои пьесы выходцы из различных сословий. Бубнов в прошлом владел...
  6. Социально-философская драма “На дне”, написанная М. Горьким в начале ХХ века, затронула важнейшие проблемы общества, показала жизнь самых низких слоев населения России. Герои пьесы –...
  7. Максиму Горькому пришлось раздумывать над заглавием для своей социальной пьесы. Изначально у него было несколько вариантов: “Ночлежка”, “Без солнца”, “Дно”, “На дне жизни” и все...
  8. Проверьте свою память и назовите произве­дения, в которых вы встречали имена героев: Свято­гор, Артур, Ланселот, Роланд, Герасим, Людмила, Мизгирь, Руслан, Татьяна. Святогор встречался в былинах;...

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-СЗ.

Лука (задумчиво, Бубнову) . Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда прав­дой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одно­го человека, который в праведную землю верил...

Бубнов . Во что-о?

Лука . В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле - особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он - бедный, жил - плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько - пожду... а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю...» Одна у него радость была - земля эта...

^ Пепел . Ну? Пошел?

Бубнов . Куда? Хо-хо!

Лука . И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной- нет!..

^ Пепел (негромко). Ну? Нету?

Бубнов хохочет.

Наташа . Погоди ты... ну, дедушка?

Лука . Человек - не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет... Ученый - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему - раз! Да еще!.. (Помолчав .) А после того пошел домой - и удавился!..

^ Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

М. Горький «На дне»

При выполнении заданий В1-В2 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

^ В1. Где происходит приведенный в данном фрагменте диалог?

В2. Кто еще из героев пьесы принимал активное участие в споре о правде?

Для выполнения задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Как данный эпизод помогает осознать жизненную позицию Луки, принципы его гуманизма?

При выполнении заданий В3-В7ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

^ В3. Ответ Луки на реплику Бубнова является развернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведении?

В4. Развитие действия в данной сцене сопровождается авторскими комментариями. Укажите термин, который используют для обозначения авторских комментариев в драматическом произведении.

В5. В своей речи Лука рассказывает о герое, который не появляется на сцене. Как в драматургии называется такой персонаж?

В6. Из первой реплики Луки выпишите слово, повтор которого усиливает звучание главной темы фрагмента.

В7. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении?

^ Для выполнения задания С2-С3 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С2. Какова главная проблема приведенного эпизода? Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?

^ С3. В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8-В12; С4-С6.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

А.А. Фет

Для выполнения задания С4 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

^ С4. Каким предстает перед читателем лирический герой этого стихотворения?

При выполнении заданий В8-В12 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

^ В8. Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.

В9. Назовите художественный прием, основанный на повторении согласных звуков, который помогает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкальность.

В10. В третьей строфе стихотворения, передающей переломный момент в состоянии лирического героя, используются определения «томительные», «звучные» и др. Как называется это изобразительное средство?

В11. К какому традиционному поэтическому жанру близко это стихотворение?

В12. В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?

Для выполнения задания С5-С6 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С5. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?

^ С6. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

Часть 3

Для выполнения заданий части 3 выберите только ОДНО из предложенных низке заданий (С7.1, С7.2, С7.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными Вами в работе собственными выводами и наблюдениями. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.

С7.1. Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

С7.2. Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

С7.3. Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А.А. Ахматовой - это русская психологическая проза XIX века, переложенная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения.

В чем свое­об­ра­зие горь­ков­ско­го героя и тра­ди­ции кого из пред­ше­ствен­ни­ков про­дол­жа­ет Горький, со­зда­вая своих героев?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Лука (задумчиво, Бубнову) . Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...

Бубнов. Во что-о?

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле — особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду... а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю...» Одна у него радость была — земля эта...

Пепел. Ну? Пошел?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!..

Пепел (негромко) . Ну? Нету? Бубнов хохочет.

Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?

Лука. Человек — не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет... Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему — раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился!.. Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

М. Горький «На дне»

Укажите жанр произведения, из ко­то­ро­го взят фрагмент.

Пояснение.

Фрагмент взят из драмы. Дадим определение.

Драма - один из ос­нов­ных родов ху­до­же­ствен­ной литературы. В ши­ро­ком смыс­ле слова дра­мой на­зы­ва­ет­ся вся­кое ли­те­ра­тур­ное произведение, на­пи­сан­ное в форме раз­го­во­ра дей­ству­ю­щих лиц, без ав­тор­ской речи.

В пьесе М. Горь­ко­го «На дне» от­ра­жа­ет­ся жизнь людей, опу­стив­ших­ся на дно своей жизни, од­на­ко про­бле­ма­ти­ка про­из­ве­де­ния со­сто­ит в том, что «дно» для каж­до­го из ге­ро­ев разное.

Ответ: драма.

Вероника Лихачева 18.01.2015 16:52

Ука­жи­те!ЖАНР! про­из­ве­де­ния, из ко­то­ро­го взят фраг­мент.

Фраг­мент взят из!ДРАМЫ!. Дадим опре­де­ле­ние.

Драма - один из ос­нов­ных!РОДОВ! ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры.

В!ПЬЕСЕ! М. Горь­ко­го «На дне» от­ра­жа­ет­ся жизнь людей...

__________________________________

Почему же тогда это не комедия? И почему не пьеса?

Татьяна Стаценко

Драма - слово, имеющее несколько значений. Драма - это не только РОД литературы, на и литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. По литературному жанру пьеса “На дне” является драмой. Для драмы характерны сюжетность и конфликтность действия.

ПЬЕСА же (франц. piece - «вещь», «кусок») - как драматургический термин применяется для тех произведений, которые затруднительно отнести к каким-либо из уже канонизированных теорией жанров. Являясь наиболее общим, универсальным обозначением драматических произведений и имея возможность объединить в себе все драматургические жанры, пьеса нивелировала каждый из них и тем самым лишилась индивидуальных свойств. Таким образом, развитие драматургии идет не к закреплению пьесы как жанра, а, напротив, к созданию целого ряда новых жанров, имеющих рельефное индивидуальное очертание и лишенных той аморфности и гибридности, которые составляют существо пьесы.

Во фраг­мен­те изоб­ра­же­но острое столк­но­ве­ние по­зи­ций героев. Как на­зы­ва­ет­ся такое столк­но­ве­ние в произведении?

Пояснение.

Такое столк­но­ве­ние в про­из­ве­де­нии на­зы­ва­ет­ся конфликт. Дадим определение.

Конфликт - разногласие, столкновение, ле­жа­щее в ос­но­ве борь­бы дей­ству­ю­щих лиц в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии (драме, рассказе, повести, поэме и т. д.).

Ответ: конфликт

Установите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и родом их занятий.

A Б В

Пояснение.

Лука — очень не­од­но­знач­ный пер­со­наж пьесы. Это по­жи­лой странник, ко­то­рый на не­ко­то­рое время по­яв­ля­ет­ся в ночлежке. Л. уте­ша­ет людей. Но как можно уте­шить этих вы­бро­шен­ных из жизни, опу­стив­ших­ся на дно ее людей? Л. при­бе­га­ет ко лжи. Но это ложь во спасение. Уми­ра­ю­щей Анне, ко­то­рой не­че­го вспом­нить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Про­сти­тут­ка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была боль­шая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта лю­бовь у нее дей­стви­тель­но была. Вора Вась­ку Пепла Л. уго­ва­ри­ва­ет по­ехать в Сибирь, по­то­му что там он смо­жет чест­но работать. Ал­ко­го­ли­ку Ак­те­ру Л. рас­ска­зы­ва­ет о бес­плат­ной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уго­ва­ри­ва­ет его под­го­то­вить­ся к лечению, взять себя в руки. Обос­но­вы­вая то, что нужно жа­леть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам по­жа­лел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сги­ну­ли на каторге. Также Л. рас­ска­зы­ва­ет прит­чу о «праведной земле». Один бед­ный че­ло­век верил в су­ще­ство­ва­ние такой земли. Но на карте у уче­но­го ее не оказалось. Че­ло­век разо­ча­ро­вал­ся во всем и повесился. Так Л. хочет по­ка­зать не­об­хо­ди­мость жа­ло­сти и на­деж­ды для каж­до­го человека. Л. ис­че­за­ет неожиданно, во время за­вя­зав­шей­ся драки, когда Пепел уби­ва­ет Костылева. Такое ис­чез­но­ве­ние вос­при­ни­ма­ет­ся неоднозначно. В по­след­нем дей­ствии ноч­леж­ни­ки вспо­ми­на­ют о Л., вы­ска­зы­вая раз­лич­ные точки зре­ния на ложь утешительную.

Бубнов — картузник, один из оби­та­те­лей ночлежки. Мы узнаем, что в про­шлом он был вла­дель­цем кра­силь­ной мастерской. Но об­сто­я­тель­ства изменились, его жена со­шлась с мастером, и ему, чтоб остать­ся в живых, при­ш­лось уйти. Те­перь этот че­ло­век опу­стил­ся на самое дно. По­зи­ция Б. — это скепсис, фатализм, он все­гда при­ни­жа­ет человека. Он жесток, не же­ла­ет со­хра­нять в себе какие-либо хо­ро­шие качества. В нем нет ни капли сострадания. На прось­бу уми­ра­ю­щей Анны вести себя потише, он отвечает: «шум - смер­ти не помеха...». Он считает, что «все люди на земле - лишние...». С точки зре­ния Б., имен­но на аб­со­лют­ном дне жизни об­на­жа­ет­ся ис­тин­ная сущ­ность человека, с него сле­та­ет на­сло­е­ние цивилизованной, куль­тур­ной жизни: «...все слиняло, один голый че­ло­век остался». Видимо, тем самым он хочет ска­зать о жи­вот­ной сущ­но­сти человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая при­ни­мать во вни­ма­ние раз­ви­тие общественной, куль­тур­ной жизни. В этом слу­чае можно счи­тать зна­чи­тель­ной такую его фразу: «Выходит - сна­ру­жи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!» Опу­стив­шись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он за­ни­ма­ет пас­сив­ную не толь­ко внешнюю, но и внут­рен­нюю позицию.

Пепел — оби­та­тель ночлежки, потом­ствен­ный вор. П. — лю­бов­ник жены хо­зя­и­на ноч­леж­ки Василисы. Это очень же­сто­кая женщина, ко­то­рая по­сто­ян­но тол­ка­ет того на воровство. Но П. на­до­е­ла такая жизнь. Ему хо­чет­ся стать чест­ным человеком. Он влюб­ля­ет­ся в сест­ру Ва­си­ли­сы Наташу, хо­ро­шую девушку, жерт­ву хо­зя­ев жизни. П. при­зна­ет­ся де­вуш­ке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука при­зы­ва­ет П. идти ра­бо­тать в Сибирь. Там П. же­ла­ет стать по­ря­доч­ным и честным. Ва­си­ли­са рев­ну­ет П., за­пи­ра­ет дома и из­би­ва­ет Наташу. Позже, в за­вя­зав­шей­ся драке П. уби­ва­ет Костылева. Мы понимаем, что те­перь ему пря­мой путь в тюрь­му или на каторгу.

Ответ: 432

Установите со­от­вет­ствие между тремя ос­нов­ны­ми персонажами, фи­гу­ри­ру­ю­щи­ми в дан­ном фрагменте, и их даль­ней­шей судьбой.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Пояснение.

А−2: Лука вне­зап­но ис­че­за­ет из ночлежки.

Лука ис­че­за­ет неожиданно, во время за­вя­зав­шей­ся драки, когда Пепел уби­ва­ет Костылева. Такое ис­чез­но­ве­ние вос­при­ни­ма­ет­ся неоднозначно. В по­след­нем дей­ствии ноч­леж­ни­ки вспо­ми­на­ют о Л., вы­ска­зы­вая раз­лич­ные точки зре­ния на ложь утешительную.

Б−1: Буб­нов хотел бы иметь бес­плат­ный трактир.

В−4: Пепел уби­ва­ет хо­зя­и­на ночлежки.

Влюбляется в сест­ру Василисы — Наташу, хо­ро­шую девушку, жерт­ву хо­зя­ев жизни. П. при­зна­ет­ся де­вуш­ке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука при­зы­ва­ет П. идти ра­бо­тать в Сибирь. Там П. же­ла­ет стать по­ря­доч­ным и честным. Ва­си­ли­са рев­ну­ет П., за­пи­ра­ет дома и из­би­ва­ет Наташу. Позже, в за­вя­зав­шей­ся драке П. уби­ва­ет Костылева. Мы понимаем, что те­перь ему пря­мой путь в тюрь­му или на каторгу.

Ответ: 214

В своей речи Лука рас­ска­зы­ва­ет о герое, ко­то­рый не участ­ву­ет в действии. Как в ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии на­зы­ва­ет­ся такой персонаж?

Пояснение.

Такой пер­со­наж на­зы­ва­ет­ся внесценический. Дадим определение.

Внесценический пер­со­наж - это персонаж, ко­то­рый упо­ми­на­ет­ся в речах персонажей, на­хо­дя­щих­ся на сцене, но сам на сцене не появляется. Внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи осо­бен­но важны для ха­рак­те­ри­сти­ки общества, лиц, их упоминающих.

Ответ: внесценический

Рассуждая над проблемой, писатель использует такие средства драматургии, как вопросно-ответная форма изложения, монологи Луки, междометия («Бубнов. Куда? Хо-хо!») и повторы («Лука. Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной - нет!..») в высказываниях героев, которые делают их диалог более оживленным.

Пояснение.

Горьковские герои-ночлежники имеют одну характерную особенность - все они «бывшие люди», люди, опустившиеся на «дно жизни», обладавшие прошлым, но в силу различных обстоятельств всего этого лишившиеся.

Обитатели дна очень напоминают «маленьких людей» Гоголя, Пушкина, Достоевского.

Плеяду «маленьких людей» открыл пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин, продолжили гоголевский Башмачкин и Мармеладов Достоевского. «Маленький» человек в литературе - это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек, потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования. Таков Самсон Вырин: потеряв дочь, он спился. Таков Башмачкин: всю жизнь копил на шинель, а когда её украли, умер. Таков Мармеладов, который старается забыть, что дочь его на панели очутилась, чтобы кормить семью, ведь он прокормить детей и жену не может.

У всех этих героев нет будущего, потому что они жалкие, не способные противостоять обстоятельствам, пробуждающие в читателях жалость, а не уважение. А ведь Человека «уважать надо», - говорит Сатин в известном монологе. Но Человек должен сам сделать так, чтобы его уважали, а не «унижали жалостью».

В данном произведении Горький описывает людей достигших самого низа, "люди дна". Каждый из героев в прошлом имел свое положение в жизни, социальный статус, но по некоторым обстоятельствам этого лишился.

Человек "на дне" есть у Гоголя Н.В. в произведении "Мертвые души". Плюшкин - богатый помещик, который потерял все свое имение после смерти жены. Он ожесточился, стал подозрительнее и скупее. Из-за своей жадности, все что видел, тащил к себе домой, даже если оно не имело особого предназначения.

Также можно привести в пример господина Мармеладова из произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Когда-то он был титулярным советником и богатым человеком, но в связи сокращения кадров Семен Мармеладов потерял свою должность, начал пить и тем самым скатился "на дно".

Обновлено: 2017-01-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

В чем своеобразие горьковского героя и традиции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев?

Лука(задумчиво, Бубнову). Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил... Бубнов.Во что-о? Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле - особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он - бедный, жил - плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько - пожду... а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю...» Одна у него радость была - земля эта... Пепел.Ну? Пошел? Бубнов. Куда? Хо-хо!Лука. И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной - нет!.. Пепел(негромко). Ну? Нету?

Бубнов хохочет.Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?Лука. Человек - не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет... Ученый - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему - раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой - и удавился!..Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.М. Горький «На дне»

Показать текст целиком

Своеобразие Горьковских героев в том, что он изображает "бывших", духовно "мертвых" людей, живущих на "дне" жизни. Изображая жизнь нищих, ни к чему не стремящихся людей, живущих рутиной, автор продолжает традиции Достоевского и Гоголя. В романе "Преступление и наказание" автор также описывает жизнь нищего, потерявшего надежду на светлое будущее Раскольникова. Гоголь продолжает традицию Достоевского и описывает в повести "Шинель" рутинную жизнь Акакия Башмачкина, не имеющего никаких ценностей, кроме своей жалкой работы, переписывания бумаг. Однако все три автора не просто повествуют



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!