Утверждается бюджет. Рассмотрение и утверждение бюджета

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс представляет собой регулируемую законом деятельность органов публичной власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Бюджетное регулирование, как частичное перераспределение финансовых ресурсов, представляет собой часть бюджетного процесса.

Бюджетный процесс, как главная форма бюджетного планирования охватывает следующие стадии бюджетной деятельности:

1. Составление проекта бюджета или бюджетирование;

2. Рассмотрение и утверждение бюджета;

3. Исполнение бюджета;

4. Составление отчёта об исполнении бюджетов и их утверждение.

Продолжительность бюджетного процесса – более года. Время установленное для совершения процесса исполнения бюджета с 1 января по 31 декабря называется бюджетным периодом и совпадает с календарным годом.

В США бюджетный год федерального правительства начинается с 1 октября и заканчивается 30 сентября, в большинстве штатов – с 1 июля по 30 июня. Больше чем половина штатов практикует составление бюджета на 2 года. В большинстве местных административных единиц бюджетный год совпадает с календарным.

В Швеции, Норвегии бюджетный год начинается с 1 июля по 30 июня, в Японии, Канаде с 1 апреля по 30 марта, в ФРГ бюджетный год совпадает с календарным с 1 января по 31 декабря..

Кроме бюджетного финансового года предоставляется льготный период, в течение одного месяца, когда заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом называют счётным периодом.

Задачи бюджетного процесса:

1. Формирование материальных и финансовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;

2. Определение доходов по отдельным видам налогов и другим платежам;

3. Определение статей расходов по целевому финансированию;

4. Согласование бюджета с программой финансовой стабилизации;

5. Сокращение и ликвидация бюджетного дефицита;

6. Бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов всех уровней.

Законодательные органы публичной власти рассматривают и утверждают бюджет и отчёт об его исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета. Органы исполнительной власти составляют проект бюджета, вносят его на утверждение законодательного органа, осуществляют исполнение бюджета.

Составление бюджета основывается на:

1. Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

2. Прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

3. Основных направлениях бюджетной и фискальной политики.

Порядок и сроки составления проектов федерального бюджета определен в ст. 184 БК РФ.

На основании Федерального закона № 63-ФЗ от 26 апреля 2007 г., с 2008 г. проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных ВБФ РФ утверждаются на три года (на очередной финансовый год и плановый период (финансовый год, следующий за очередным финансовым годом)).

Порядок и сроки составления проектов бюджетов субъектов РФ и проектов бюджетов территориальных государственных ВБФ устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ с соблюдением требований, устанавливаемых БК РФ и законами субъектов РФ.

Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых БК РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В случае если проект бюджета субъекта РФ (проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа) составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального района, городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального района, городского округа).

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объём и темпы роста ВВП на очередной финансовый год, уровень инфляции (темп роста цен, декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).

Рассмотрением и утверждением федерального бюджета занимается Федеральное Собрание РФ. Государственная дума РФ рассматривает федеральный бюджет в нескольких чтениях.

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете и проекты федеральных законов о бюджетах государственных ВБФ РФ в сроки, установленные БК РФ, проект закона субъекта РФ о его бюджете и проект закона субъекта РФ о бюджете территориального государственного ВБФ в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года

Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, верхние пределы внутреннего и внешнего долга, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объём ВВП и уровень инфляции, заложенные при формировании основных характеристик федерального бюджета, и главных направлений бюджетной и фискальной политики.

В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период профильные комитеты готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, согласительная комиссия в течение 10 дней разрабатывает новый вариант основных характеристик федерального бюджета.

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.

При этом субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету.

В течение 10 дней Комитет по бюджету готовит сводные таблицы поправок по предмету второго чтения и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ.

Рассмотрение поправок по предмету второго чтения по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете.

Профильный комитет анализирует внесённые поправки, и представляет полученные результаты в Комитет по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы.

В третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в третьем чтении утверждается приложение, содержащее ведомственную структуру расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам РФ и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета) в соответствии с распределением бюджетных ассигнований, утвержденным во втором чтении (ст. 207 БК РФ).

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Закон о федеральном бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом о бюджете.

В случае отклонения Советом Федерации этого закона обе палаты парламента могут создать Согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной думой РФ в одном чтении.

Одобренный Советом Федерации Закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и публикации.

Федеральный закон о федеральном бюджете не вступает в силу до начала очередного финансового года в случаях:

2. Невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете по другим причинам до 1 января очередного года.

В этих случаях Государственная Дума может принять Федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года.

Одна из стадий бюджетного процесса — рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Проект федерального бюджета на очередной финансовый год вносится в Государственную Думу и одновременно Президенту РФ не позднее 26 августа текущего года.

В течение 3 суток со дня внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу Совет Государственной Думы направляет его в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, Счетную палату на заключение, а также в комитет по бюджету для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов установленным требованиям. Если такого соответствия нет, то проект бюджета подлежит возврату Правительству РФ, которое в течение 10 дней должно его доработать и представить в Государственную Думу.

В Государственной Думе федерального бюджета рассматривается в трех чтениях .

В первом чтении , которое длится 30 дней, Государственная Дума обсуждает и принимает (или не принимает) общие показатели федерального бюджета: общий размер доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета, расходов, дефицит. Предметом обсуждения является также прогноз социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и общая концепция федерального бюджета, включающая основные направления бюджетной и налоговой политики; основные принципы и расчеты во взаимоотношениях федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; пределы внешних заимствований, условно утверждаемые расходы; объем нефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде; нормативная величина Резервного фонда. При этом обязательно указываются прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.

Обсуждая прогноз социально-экономического развития, Государственная Дума тем самым соглашается или нет с общими прогнозными оценками доходов федерального бюджета на очередной финансовый год. Она может поставить под сомнение реалистичность прогноза, например занижение Правительством реальных показателей роста ВВП, или усомниться в правильности выбранной налоговой политики. Поэтому, по существу, первое чтение — это оценка Государственной Думой проделанной Правительством РФ работы и одобрение или нет проводимой ею экономической политики. Вот почему первое чтение является таким важным.

Если Государственная Дума не принимает проект бюджета в первом чтении, то она может:

  • передать законопроект о федеральном бюджете в согласительную комиссию, которая формируется из представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства и которая обязана в течение 10 дней представить согласованный вариант;
  • вернуть законопроект в Правительство РФ, которое в течение 20 дней обязано доработать проект бюджета и представить его на рассмотрение в Государственную Думу.

Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии или дополнительной работы Правительства РФ, то проект федерального бюджета считается повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта бюджета Государственная Дума не имеет права повторно направлять его в согласительную комиссию или возвращать Правительству. Повторное отклонение проекта федерального бюджета равносильно постановке вопроса о доверии Правительству РФ и его роспуске.

Если Государственная Дума принимает проект федерального бюджета в первом чтении, то это означает, что основные показатели бюджета: общие размеры доходов и расходов, а также размер дефицита федерального бюджета приняты и не могут быть изменены в последующих чтениях.

Уже до первого чтения Государственная Дума должна принять изменения и дополнения в законодательные акты РФ о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

Во втором чтении Государственная Дума рассматривает и утверждает:

  • приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
  • приложение, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
  • бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утвержденных расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
  • приложение, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;
  • программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • программа государственных внутренних заимствований;
  • программа государственных внешних заимствований;
  • программа государственных гарантий в валюте РФ и в иностранной валюте;
  • приложение по долгосрочным (федеральным) целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ;
  • текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

До второго чтения Государственная Дума должна принять федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчете государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда.

Государственная Дума рассматривает проект бюджета во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в нервом чтении. В основном всей работой по сбору и обобщению поправок занимается Комитет по бюджету, который в течение 10 дней готовит сводные таблицы поправок по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов классификации расходов Федерального бюджета и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты и в Правительство РФ.

Профильный комитет рассматривает направленные ему Комитетом по бюджету таблицы поправок и представляет результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету, который рассматривает указанные материалы, принимает решение, формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, и выносит их на рассмотрение Государственной Думы. Поправки по межбюджетным трансфертам бюджетам субъектов РФ рассматриваются в Комитете по бюджету только после их предварительного рассмотрения Комитетом Совета Федерации по бюджету.

Если Государственная Дума при рассмотрении во втором чтении проекта бюджета не поддерживает предложения Комитета по бюджету, она может рассмотреть альтернативные варианты бюджета.

Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального бюджета, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию.

В третьем чтении , которое длится в течение 15 дней со дня принятия проекта бюджета во втором чтении, Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении. Утверждаются также ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает в целом Федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня его представления Государственной Думой. В случае отклонения федерального бюджета Советом Федерации он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный бюджет только в одном чтении. Если Государственная Дума не согласна с решением Совета Федерации, то Федеральный закон о федеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании в Государственной Думе за него проголосовало не менее 2/3, общего числа депутатов Государственной Думы.

Одобренный Советом Федерации Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня одобрения напраачяется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если Президент РФ отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также представитель Президента РФ.

Если до 15 декабря текущего года Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год не принят или по другим причинам не вступил в силу до 1 января, то орган, исполняющий бюджет, правомочен выделять средства, но не более 1/4 ассигнований предыдущего года в расчете на квартал или не более 1/12 — в расчете на месяц. Если закон о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, то орган, исполняющий бюджет, не имеет права: предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели; выделять бюджетные средства на возвратной основе; предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам; осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал; формировать резервные фонды органов исполнительной власти и осуществлять расходы из этих фондов.

Решение о подготовке проекта местного бюджета муниципального образования, как правило, принимает его глава. Подготовку проекта местного бюджета осуществляет администрация муниципального образования.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации составлению проекта местного бюджета муниципального образования предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития муниципального образования и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых администрация муниципального образования осуществляет подготовку проекта местного бюджета.

Порядок и сроки подготовки проекта местного бюджета муниципального образования, перечень документов и материалов, обязательных для представления с проектом бюджета, определяются положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе. Проект местного бюджета составляется в соответствии с требованиями , установленными федеральными и региональными законами, решениями представительного органа муниципального образования.

Бюджет муниципального образования рассматривается и утверждается представительным органом по представлению главы муниципального образования. Проект местного бюджета муниципального образования предварительно рассматривается комиссией (комитетом) представительного органа муниципального образования, ведающей вопросами бюджета.

Основы рассмотрения и утверждения бюджетов

Федеральным законом N 63-ФЗ глава 21 настоящего Кодекса дополнена статьей 184.1

Статья 184.1. Общие положения

Федеральным законом N 104-ФЗ в пункт 1 статьи 184.1 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов.

1. В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем , общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (кроме законов (решений) о бюджете).

Федеральным законом N 104-ФЗ пункт 2 статьи 184.1 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов.

2. В федеральном законе о федеральном бюджете должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в случае, если они не установлены настоящим Кодексом.

В законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетом субъекта Российской Федерации, бюджетом территориального государственного , бюджетами муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации, в случае, если они не установлены настоящим Кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете, законами субъекта Российской Федерации, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

В решении представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района должны содержаться нормативы распределения доходов между бюджетами поселений в случае, если они не установлены настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Федеральным законом N 104-ФЗ в пункт 3 статьи 184.1 настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов.

3. Законом (решением) о бюджете утверждаются:

Перечень главных администраторов доходов бюджета;
- перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) по целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования;
- ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), за исключением бюджетов государственных ;
- общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
- объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
- общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета;
- источники финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) верхний предел государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием, в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;
- иные показатели федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета, установленные соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Пункт 4 статьи 184.1 настоящего Кодекса.

4. В случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект закона (решения) о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.

Изменение параметров планового периода федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Изменение параметров планового периода бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда осуществляется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, изменение параметров планового периода местного бюджета осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Федеральным законом N 104-ФЗ действие абзаца четвертого пункта 4 статьи 184.1 настоящего Кодекса приостановлено.

Изменение показателей ведомственной структуры расходов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета осуществляется путем увеличения или сокращения утвержденных бюджетных ассигнований либо включения в ведомственную структуру расходов бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов соответствующего бюджета.

5. Под условно утверждаемыми (утвержденными) расходами понимаются не распределенные в плановом периоде в соответствии с классификацией расходов бюджетов бюджетные ассигнования.

6. Законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено использование доходов бюджета по отдельным видам (подвидам) неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года, на цели, установленные законом (решением) о бюджете, сверх соответствующих бюджетных ассигнований и (или) общего объема расходов бюджета.

Статья 184.2. Документы и материалы, представляемые одновременно с проектом бюджета

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются:
- основные направления бюджетной и налоговой политики;
- предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;
- прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
- прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо утвержденный среднесрочный ;
- к проекту бюджета;
- методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
- верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);
- оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;
- проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;
- предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) , созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;
- иные документы и материалы.

Положения части второй статьи 184.2 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона N 104-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов.

В случае утверждения законом (решением) о бюджете распределения бюджетных ассигнований по государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности к проекту закона (решения) о бюджете представляются паспорта государственных (муниципальных) программ.

В случае, если проект закона (решения) о бюджете не содержит приложение с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, приложение с распределением бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов включается в состав приложений к пояснительной записке к проекту закона (решения) о бюджете.

Статья 185. Внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа

1. Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в сроки, установленные настоящим Кодексом, проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 ноября текущего года, проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
2. Одновременно с проектом бюджета в законодательный (представительный) орган представляются документы и материалы в соответствии со статьей 184.2 настоящего Кодекса.

Статья 187. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда и их утверждения

1. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для:

Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - настоящим Кодексом;
- бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса;
- местного бюджета - муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

2. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным законом (решением) показателей и характеристик (приложений) в соответствии со статьей 184.1 настоящего Кодекса.

Статья 190. Временное управление бюджетом

1. В случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года:

Финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;
- иные показатели, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год;
- порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.

2. Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года, финансовый орган организует исполнение бюджета при соблюдении условий, определенных пунктом 1 настоящей статьи.

При этом финансовый орган не имеет права:

Доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам, установленные настоящим Кодексом;
- предоставлять бюджетные кредиты;
- осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
- формировать резервные фонды.

3. Указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением государственного (муниципального) долга, выполнением международных договоров.

Статья 191. Внесение изменений в закон (решение) о бюджете по окончании периода временного управления бюджетом

1. Если закон (решение) о бюджете вступает в силу после начала текущего финансового года и исполнение бюджета до дня вступления в силу указанного закона (решения) осуществляется в соответствии со статьей 190 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня вступления в силу указанного закона (решения) орган исполнительной власти (местная администрация) представляет на рассмотрение и утверждение законодательного (представительного) органа проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, уточняющего показатели бюджета с учетом исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

2. Указанный проект закона (решения) рассматривается и утверждается законодательным (представительным) органом в срок, не превышающий 15 дней со дня его представления.

Каждое государство имеет свой бюджет. Определение этого термина знакомо большинству российских граждан. В ряде случаев его называют "главным финансовым законом" или "документом" государства. Однако есть также бюджеты региональные и муниципальные. Их функционирование имеет особенности. Какова структура бюджетной системы РФ? Как принимается "главный" финансовый закон государства?

Определение термина

"Бюджет" - это по-английски "сумка". То есть некий резерв, который сегодня чаще всего понимается как финансовый. Им может располагать государство, какой-либо из входящих в его состав регион, город, семья, или отдельный человек. Есть бюджет организации, которая может не иметь отношения к государству. Термин, о котором идет речь - универсальный. У каждого может быть своя структура бюджета. Конечно, этот термин, как правило, звучит применительно к делам государственным. Каким образом будет звучать его корректное определение?

В среде российских экспертов распространено следующее. Бюджет - это составленная правительством страны, региона или города роспись доходов и издержек в привязке к конкретному временному периоду, которая утверждена в установленном законодательном порядке. Исчисление выручки и расходов, как правило, расчетное - отражающее наиболее вероятный сценарий.

В экономике России ролью бюджетной сферы очень значима. Некоторыми экспертами она определяется как ведущая. И потому изменения внешней конъюнктуры, влияющие на доходы бюджета, могут рассматриваться как негативные факторы развития национальной экономики РФ и роста доходов граждан.

Уровни бюджета в России

В российской практике есть несколько уровней составления и - федеральный, региональный, а также местный. В унитарных государствах региональный уровень может отсутствовать. В тех, где особенно сильны традиции федерализма, например, в США - даже муниципальные бюджеты могут подразделяться на иные форматы.

Есть вариант, при котором цифры по каждому их уровней российского бюджета складываются. Формируется общий свод финансовых показателей. В этом случае получается консолидированный бюджет страны. Он используется, если нужно составить прогноз или расчет макроэкономического характера.

Доходы и расходы бюджета

За счет каких источников зарабатывает государство, регион или муниципалитет? Каковы основные источники бюджета? К доходам чаще всего причисляются налоги, акцизы, пошлины и прочие сопутствующие им сборы. Направляются они в казну в безвозвратном порядке. Хотя в ряде случаев законом предусмотрены определенного рода вычеты, в рамках которых механизмы, относительно близкие по форме к обратным выплатам из бюджета, все же задействуются.

К расходам относятся денежные средства, которые, в соответствии с нормами, установленными законом, направляются на финансирование задач, выполняемых органами государственной и муниципальной власти. Взаимодействие между отдельными объектами получения этих средств называется бюджетной системой.Расходы бюджета могут классифицироваться по двум основным критериям. Во-первых, это ведомственная их принадлежность. Расходы в этом случае группируются, исходя из распределения ассигнований в привязке к конкретным получателям. Во-вторых, возможна также и экономическая классификация. В этом случае расходы группируются, исходя из их сущности, отраслевой направленности.

Функции и значение бюджета

Дополним определение сведениями о том, какие основные функции он выполняет. Во-первых, это справедливое перераспределение финансовых ресурсов в рамках национального дохода. Дело в том, что разные регионы страны, если говорить о России, обладают неодинаковым уровнем экономического развития. Оттуда, где поступлений больше, помощь идет туда, где есть потребность в финансовой поддержке. Во-вторых, бюджет стимулирует развитие национальной экономики за счет наделения граждан, работающих в госорганах, покупательной способностью. В-третьих, он обеспечивает развитие ключевых социально значимых сфер - образования, медицины, армии.

Структура и уровни бюджета

Рассмотрим, как устроена структура бюджета государства. Выше мы назвали его функции. Для корректного их выполнения нужна соответствующая система, решающая задачи по перераспределению денежных средств и последующему контролю над их использованием. Таким образом, бюджет - это ресурс, как правило, централизованный, и предусматривающий иерархию субъектов, его использующих.

Каким образом осуществляется распределение полномочий по освоению государственного финансового ресурса? Главная роль здесь принадлежит Федеральному казначейству. Каким образом осуществляется взаимодействие между центром и субъектом федерации в области решения ведомственных задач? За работу в области образования отвечает федеральное Министерство, осуществляющее контроль над структурами рангом ниже. Аналогично - в других ведомствах - Минздраве, МВД. Структура бюджета в аспекте распределения средств между федеральным центром и регионами в России схожа с моделью государственного управления. Есть региональные Управления федерального казначейства. На них и возложена задача по распределению и кассовому ведению бюджетных финансовых потоков.

Бюджет региона, таким образом, осваивается в ходе непосредственного взаимодействия органов власти субъекта федерации с Казначейством. Вместе с тем, законодательством определены каналы, с помощью которых регион может сам пополнять свои финансовые резервы. Бюджет края и иных субъектов федерации может пополняться за счет региональных налогов, а также долей, получаемых с некоторых разновидностей федеральных сборов.

Несколько иначе дело обстоит, если вести речь о муниципальном уровне. Городской бюджет и управление им в значительной мере отдалены от государственной компетенции. Доходы для его пополнения муниципалитеты призваны извлекать своими силами. Основные ресурсы для этого - продажа имущества, находящегося в собственности города или района, а также платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями. В некоторых случаях на уровень местного бюджета поступают дополнительные ассигнования от государства. Также, муниципальная казна пополняется за счет взимаемых в соответствии с законодательством налогов - непосредственно, или в качестве предусмотренных нормативными актами отчислений от структур ФНС. Возможно пополнение бюджета города за счет некоторых видов государственных пошлин, взимаемых банками, что ведут работу на территории муниципалитета.

Бюджеты муниципалитетов, подобно их федеральному аналогу, могут иметь консолидированный формат. То есть, являть собой совокупности соответствующих доходов и расходов, отражающих отдельные поселения. Бюджеты которых, в свою очередь, могут формироваться расположенными на их территории населенными пунктами. Разработка этих локальных финансовых документов может вестись на уровне органов самоуправления самостоятельно.

Задача муниципалитетов - обеспечить необходимую сбалансированность локальных бюджетов, соблюдение предписаний, установленных на уровне федерального законодательства. Сюда входит политика в области решения проблем с дефицитным исполнением долговыми обязательствами.

Основная область взаимодействия муниципалитетов и государственных органов в области бюджетной политике - отчетность первых в отношении вторых. В порядке, который определяется соответствующими законодательными актами, муниципалитеты направляют в региональные структуры власти отчеты о том, как местный бюджет исполнен.

Дефицит и профицит

Бюджет может быть дефицитным, профицитным и сбалансированным. В первом случае доходы за один и тот же период - ниже расходов. Во втором случае - наоборот. В третьем наблюдается равенство (при минимально допустимых отклонениях). В среде экономистов многие эксперты нормой считают дефицит (при условии, что он не очень большой). Плановый бюджет во многих случаях по умолчанию составляется таким. Как правило, в состоявшихся, конкурентоспособных экономиках его всегда есть, чем восполнить. Чем же?

Во-первых, это выпуск различного рода ценных бумаг (как правило, это государственные облигации). Инвестор покупает их, взамен на некое обязательство (обычно, это выплата процентов через некоторое время), государство - использует полученные средства на компенсацию дефицита бюджета. В России такие облигации тоже есть.

Во-вторых, это могут быть бюджетные ссуды. которые могут быть получены из региональных и муниципальных финансовых резервов.

В-третьих, бюджету может помочь Центробанк, предоставив необходимые средства.

Вышеуказанные механизмы восполнения дефицита относятся к внутренним. Но также есть и внешние ресурсы. К таковым относятся:

Продажа облигаций на международном рынке;

Привлечение кредитов от зарубежных частных структур;

Займы от иностранных правительств;

Часто внутренние и внешние механизмы задействуются одновременно. Многими экспертами считается, что чем больше доверия к экономике государства у национальных и международных кредиторов, тем меньше опасений может быть у правительства по поводу дефицита бюджета. Поэтому, полагают аналитики, нет особого смысла удивляться тому, что у многих развитых государств, в том числе и у США, долг по государственным обязательствам равен 100% от ВВП и даже больше. Значит, кредиторы в достаточной мере доверяют стабильности экономик тех стран, где они покупают облигации. Хотя, есть и противоположная точка зрения. По ней платежи в бюджет за счет займов бесконечно обеспечивать нельзя. Рано или поздно у государства закончатся ресурсы для обслуживания внешних долгов.

Как принимается российский бюджет

Рассмотрев, что такое бюджет, определение этого термина, изучим то, как он принимается. На примере механизмов, работающих в России. Сначала о том, как происходит составление бюджета.

Процедура, о которой идет речь, подразумевает определение необходимого объема средств, которые нужны государству для финансирования работы ведомств, ответственных за решение тех или иных задач. Проект бюджета разрабатывает Минфин России. Как правило, работа над бюджетом определенного года начинается в уже январе предыдущего.

Первым делом, Минфин моделирует различные сценарии, в рамках которых может развиваться экономика страны. Если они будут одобрены Правительством, то ведомство начинает проработку источников доходов и структуры расходов. Важно успеть сделать это до 15 июля. После - вновь направляется на рассмотрение Правительством. У него есть месяц на то, чтобы внести предложения по доработке документа. После - бюджет идет на рассмотрение в Госдуму. Этот процесс проходит в несколько этапов.

Сначала проект бюджета изучают сами депутаты Госдумы. В этом также участвуют эксперты, привлеченные Комитетом по бюджету. Следом, документ направляется в другие структуры Госдумы, Президенту и в Счетную палату с тем, чтобы было дано заключение. После прохождения всех этих этапов начинается утверждение бюджета.

Процесс утверждения бюджета

Этот процесс, так же как и подготовка основного финансового документа государства, начинается в Госдуме. Всего должно пройти четыре чтения.

В рамках первого депутаты Госдумы обсуждают концепцию бюджета, сопоставляют ее с прогнозом развития экономики страны, а также с приоритетами в налоговой политике. Идет изучение основных характеристик документа - источников доходов, расходов, наличие или отсутствие в планах исполнения бюджета дефицита.

Во втором чтении утверждаются расходные статьи по установленной схеме классификации. Определяется величина Фонда поддержки субъектов РФ. Срок, в который Госдуме нужно успеть рассмотреть бюджет во втором чтении, с момента принятия его в первом - 15 дней.

В рамках третьего чтения определяются конкретные статьи по расходам, а также фиксируется ведомства, ответственные за корректное использование денежных средств. Срок, в который нужно уложиться Госдуме с момента принятия документа во втором чтении - 25 дней.

Четвертое чтение включает рассмотрение возможных поправок к бюджету. Также изучаются варианты с распределением выручки и издержек поквартально.

Прошедший все стадии обсуждения в Госдуме проект бюджета направляется в верхнюю палату Парламента России - Совет Федерации. Если сенаторы принимают документ, он передается на подпись главе государства. После - приобретает статус Федерального закона. Со следующего года предусмотренные в нем положения начинают реализовываться.

Исполнение бюджета

Бюджет - это закон, подлежащий корректному исполнению. Ответственное за него ведомство - Федеральное казначейство, подотчетное Правительству РФ. Некоторые эксперты особо подчеркивают тот факт, что в ходе исполнения бюджета структурам исполнительной власти нельзя вносить какие-либо поправки в документ. Они должны иметь статус федеральных законов, которые также принимаются с участием Госдумы, Совета Федерации и Президента. Бюджет - это документ, который по умолчанию предполагает реализацию в исходном виде. Если есть необходимость пересмотреть расходные статьи главного финансового документа государства (как правило, в таких случаях речь идет об их сокращении), то реализуется процедура секвестра. В РФ ее особенность такова, что, если органы власти примут соответствующее постановление, то расходы в рамках бюджета сокращаются по всем статьям - в каждом месяце с момента принятия закона о секвестре и до конца года.

Контролируют то, как исполняется бюджет, вместе с тем, обе Если это представительные структуры - то речь идет о парламентском контроле. Если это ведомства, подотчетные правительству - то соответствующий надзор именуется административным.

Функции по возложены на Счетную Палату. Это ведомство обладает полномочиями по проведению проверок - в министерствах, подведомственных им структурах, а также на предприятиях, которые могут быть тем или иным образом вовлечены в исполнение бюджета. Счетная палата обязуется каждый квартал представлять в законодательные структуры отчеты о том, как исполняется главный государственный финансовый закон. Также, этот парламентский орган дает заключения по отчету, формируемому Правительством, который также касается хода исполнения бюджета.

Как осуществляются аналогичные процедуры на региональном и муниципальном уровнях? В целом, процедуры схожи с теми, что осуществляются федеральными структурами власти при условии соответствия Бюджетному Кодексу РФ.

Наибольшие отличия могут наблюдаться в процедурах, осуществляемых на муниципальном уровне. Так, например, в ряде городов и районов России роль мэра города - ведущая, в чем-то схожая с положением Президента соотносительно с другими органами власти. Но есть муниципалитеты, где должность главы администрации - скорее номинальна. Более значимую роль там играет локальный парламент.

Особенность утверждения и рассмотрения муниципальных бюджетов в том, что все факты, касающиеся этого процесса, должны быть официально опубликованы. Это касается всех этапов работы локальных властей. Начиная от решения о том, что утверждается бюджет и заканчивая отчетом об исполнении главного финансового документа муниципалитета. Также, к информации, подлежащей опубликованию, относятся ежеквартального характера сведения о том, как исполняется бюджет.

Субсидия, субвенция, или же дотация?

Определившись с тем, какова роль бюджета, изучив сущность этого явления, полезном будет ознакомиться с некоторыми терминами, имеющими отношение к главному финансовому документу государства. В среде российских экспертов некоторые из них используются регулярно.

Полезно знать, Под этим термином в России понимаются денежные средства, предоставляемые бюджетом одного уровня в пользу другого. Дотации нужны в тех случаях, когда объект их получения испытывает необходимость в покрытии актуальных расходов. Предоставляется эта мера бюджетной поддержки безвозмездно.

Часто термин "дотации" применяется в одном контексте с "субвенциями". Иногда даже эти два понятия отождествляются. Но это неверно. Под субвенциями в России принято понимать средства, которые бюджет одного уровня передает другому также безвозмездно, однако, для определенных, конкретных целей.

Обоим терминам, названным выше, близка "субсидия". Но различия между ней, субвенцией и дотацией, заметны. Объектом получения денежных средств может быть не только бюджет другого уровня, но также и физлицо, либо организация. Ключевой критерий в данном случае - государственное происхождение капитала. как правило, субсидия - это частичное возмещение расходов. Подразумевается, что объект финансирования находит также и другие источники доходов.

Есть еще одно интересное явление - бюджетный кредит. Это предоставление государственной финансовой поддержки, в свою очередь, на полностью возмездной основе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!