Домна Томская, блж. Домна томская Святая домна томская

В лике День памяти

До́мна То́мская (Домна Ка́рповна ; начало XIX века - 16 (28) октября , Томск) - томская юродивая . Канонизирована Русской православной церковью в 1984 году в составе Собора Сибирских святых .

Жизнеописание

Основным источником о жизни Домны являются данные собранные томским священником Н. Митропольским и изданные им в 1883 году.

Напишите отзыв о статье "Домна Томская"

Литература

  • Жития Сибирских святых. - Новосибирск, 2007. - С. 245-251. - ISBN 5-88013-010-X .
  • Митропольский Н. Юродивая Домна Карповна // Томские епархиальные ведомости. - 1883. - № 6 . - С. 168-173 .
  • Погожев Е.П. (Евгений Поселянин). Юродивая Домна Карповна // Русские подвижники XIX века. - СПб, 1910. - С. 518-522.
  • Скворцов Г. В. // Православная энциклопедия . - М ., 2007. - Т. 15 . - ISBN 978-5-89572-026-4 .

Ссылки

  • . Православие в Томске. Проверено 3 июля 2009. .

Отрывок, характеризующий Домна Томская

Камердинер махнул рукой.
– Не чаем довезти! У доктора спросить надо. – И камердинер сошел с козел и подошел к повозке.
– Хорошо, – сказал доктор.
Камердинер подошел опять к коляске, заглянул в нее, покачал головой, велел кучеру заворачивать на двор и остановился подле Мавры Кузминишны.
– Господи Иисусе Христе! – проговорила она.
Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
– Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.
Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились.
– Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.)
– Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство.
– Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской.
– Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу.
– А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу.
– Пожалуйте, ваше сиятельство, в галерею: там как прикажете насчет картин? – сказал дворецкий. И граф вместе с ним вошел в дом, повторяя свое приказание о том, чтобы не отказывать раненым, которые просятся ехать.
– Ну, что же, можно сложить что нибудь, – прибавил он тихим, таинственным голосом, как будто боясь, чтобы кто нибудь его не услышал.
В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают – добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа.

Святая блаженная Домна Томская

Христос в Евангелии говорит: "Царство Небесное подобно жемчужине, найдя которую, человек оставляет всё, чтобы приобрести её". В порыве горячей любви к Своему Спасителю и Господу многие люди оставляют мир, славу и богатство, чтобы всегда неразлучно пребывать с Богом. Ради Господа и спасения души они терпят многие невзгоды и лишения, зная, что единственное их сокровище - благодать Святого Духа. Нередко Господь наделяет таких Своих избранников чудесными дарами - исцеления прозорливости, утешения. Чтобы избегать человеческой славы, они принимали на себя внутренний вид безумия, посрамляя суетную гордыню этого мятежного мира. Такой христианский подвиг именуется Христа ради юродством. Многие прошли этим путем и среди них - блаженная Домна Томская.

Она родилась в начале XIX века в знатной семье. Рано осиротев, Домна жила и воспитывалась в доме своей тетки. Она получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости Домна была красивой девушкой и потому к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить своё девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали и сослали в Сибирь, где, поселившись в городе Томске, она и восприняла на себя подвиг юродства.

Постоянного жилища Домна Карповна не имела, часто проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда её состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. Домна часто перебирала их вместо четок, таким образом скрывая от людских взоров свою непрестанную молитву. Когда сердобольные люди в трескучие морозы дарили ей шубу, она с благодарностью принимала, но через несколько часов отдавала её другому бедняку, продолжая страдать от мороза. Такова была её любовь к ближним. Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам.

Помня слова Священного Писания: "Блажен, кто и скотов милует",- святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Но и среди бессловесных Домна Карповна не забывала о Боге, и Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего воя её молитвенные возгласы: "Пресвятая Богородице, спаси нас!"

Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. "Заглянула я однажды в придел храма,- смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится - ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз". Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.

Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу своей жизни она получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних. Свою душу Господу она предала 16 октября (29 октября нового стиля) 1872 года и погребена в Иоанно-Предтеченском женском монастыре г. Томска. Недалеко от её захоронения, преданного разорению в послереволюционные годы, в наши дни воздвигнута часовня её имени.


Есть люди, всеми осмеянные, всеми прези­раемые, которыми гнушается подчас и самый потерянный человек. Бездомные, ни­щие, убогие на вид, томимые голодом и жаждой, скитаются они среди холодных и довольных собою людей. Холод, голод, вечные насмешки, пре­зрение и полное одиночество - вот их удел. Мир считает их безумными, глупыми, жалкими людьми, не имеющими ни разу­ма, ни стыда. Лишь только простая душа, с сожалением отно­сясь к ним, называет их блаженными, Божьими человеками, да редко редкое нежное и благородное сердце почувствует в них величие духа и неземную красоту их души.

Таковы эти люди. Это - Христа ради юродивые. В порыве горячей и беспредельной любви к своему Спасителю и Господу Иисусу они бросают все: и славу, и богатство, и счастье мира, и, бросив все, всецело отдаются делу спасения. А подвиг спасения страшно труден. Много надо трудов и терпения, чтобы достигнуть тихого пристанища. Ищущему спасения предлежит великая и беспрерывная борьба со своими страстями и духами, злобны­ми и человеконенавистными. И подвиг юродивых есть один из видов этой борьбы. Здесь в самом корне и средствами самыми сильными побеждаются страсти. Гордость попирается бесчестием, тщеславие - безумием, самолюбие, сластолюбие и при­страстие к вещам - полным отречением от всего, власть и пристрастия телесные боримы крайним озлоблением плоти: голо­дом, холодом, жаждой и другими страстную плоть убивающими средствами. Так у юродивых под видом безумной и беспорядоч­ной жизни идет упорная, разумная и стройная борьба с грехом. Для того-то они принимают вид помешанных и глупых, чтобы скрыть от людей эту беспрерывную борьбу. Ревниво оберегая свое сокровище - тайну добровольного юродства, они позволя­ют себе странные действия, непонятные слова и речи. Многое из этого иным кажется греховным, но сердца юродивых далеко отстоят от греха.

Часто, притворно изображая какую-либо страсть, они нагляд­но показывают всю гнусность греха, и эти, так сказать, отрица­тельные уроки гораздо более приносят пользы как самим юроди­вым, так и видящим их, чем сухие положительные наставления. Кажущиеся порой греховными действия юродивых направлены к одной цели - спасению души, и своей и ближних. Сколько же надо иметь величия духа, непреклонной воли и чистоты сердеч­ной, чтобы в тяжелом подвиге юродства под видом безумия сре­ди всяких озлоблений и лишений сохранить любовь к Иисусу Христу вечно живой и юной! Подвиг этот, эта любовь не остают­ся без ответа. Господь часто прославляет юродивых еще при жизни необычайными благодатными дарами, и тогда для всех открываются их возвышенная вера, их нежнейшая надежда и беспредельно горячая любовь ко Христу Спасителю. Но, испол­нившись даров Божьих после очищающих душу подвигов юрод­ства, они продолжают вести свой прежний подвиг. Это необхо­димо им, чтобы сохранить благодатные дары, необходимо, чтобы победить дьявола, непрестанно воюющего, победить именно сми­рением и терпением. Господь, видя терпение Своих рабов, пода­ет им все большее и большее утешение. Вот какой смысл и зна­чение в деле спасения имеют юродивые. Их подвиг есть путь спасения на глазах сего мира, путь ничем внешним не облегчае­мый, кроме одной вседейственной благодати Божией; это путь самый тяжелый. Но этим путем немало прошло ко Господу ищу­щих Его, и на этом тернистом пути блистают разные звезды: большие и малые. Одной из таких звездочек была Домна Карповна, совершившая свой подвиг в Сибири.

Кто была Домна Карповна - неизвестно. Говорить о себе она не любила. Только однажды, давая наставления о скромно­сти одежды одной сельской матушке, она сказала: «Смолоду я сама наряжалась хорошо. Жила я в господском доме, да ушла». Ее спросили, почему же она ушла. «Да тяжело было жить, - отвечала она, - в господском доме: курвалеи за мною много хо­дило, покою не давали». А другой раз одной преданной ей жен­щине она объяснила подробнее: «Родителей у меня не было, жила я у тетки. Тетка хотела меня отдать замуж силой, а я за­муж идти вовсе не хотела. Гуляла в садике и убежала».

Родилась Домна Карповна в начале XIX века. Воспитание по­лучила в дворянской семье, и ее благовоспитанность просвечива­ла даже во дни юродства. Была образована, что видно из следу­ющего: однажды мимо села, в котором в то время жила Домна Карповна, проезжала одна знатная женщина, и Домна Карповна провела с ней всю ночь, беседуя на иностранном языке. Наруж­ность ее была привлекательная; в молодости она, очевидно, была очень красива. Но все это она вменила ни во что. Возлю­бив Господа Иисуса Христа и ради Его желая сохранить дев­ство, она бросила дом своих родственников и, презрев нежность своей юности, обрекла себя на трудный и опасный путь стран­ствований. Документа, подтверждающего личность, при ней не было, и за бродяжничество она была арестована в Полтаве. По решению суда под именем Марии Слепченко она была со­слана в Сибирь, в Каннский округ. Здесь она появилась уже как юродивая.

Постоянного жилища Домна Карповна не имела, жила где Бог приведет, часто, не взирая ни на какую погоду, проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда ее была очень стран­ная: она вся состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. В узлах этих были никуда не годные тряп­ки, старое мочало, веревки, ремни, обувь, битые стекла, камни, опилки и многое другое. Сверху узлов навешено было много ме­шочков - с хлебом, чаем, сахаром, ладаном, свечами, кислой капустой; также она носила с собой квас, молоко, старые щи и многое другое. Узлы, по обилию своему представлявшие боль­шую тяжесть, носить которую постоянно уже было подвигом, нисколько не избавляли Домну Карповну от холодного ветра, дождя и мороза. Руки ее всегда были заняты тем, что она меня­ла расположение узлов. По узлам, которые ей служили, очевид­но, и вместо четок, она совершала молитвы. Босой Домна Кар-повна никогда не ходила, а всегда имела какую-нибудь изношен­ную обувь. На голове ее неизменно была повязка, чаще всего белая, с крестом и ленточками. Если же она доставала где-либо старые шляпы, то надевала на голову две зараз, а третью при­шпиливала внизу спины. В трескучие морозы она одевалась в шубу, но из-за обилия узлов носила ее в накидку или продевала руку только в один рукав, причем шуба всегда была распахнута. Обычно шуба не долго держалась на плечах Домны Карповны: вскоре она переходила в чьи-нибудь нищие руки. Однажды пре­освященный Порфирий, очень любивший Домну Карповну, пода­рил ей свою шубу. Домна Карловна с благодарностью набросила ее на свои плечи, но через два часа шуба была уже на нищем. Преосвященный, узнав об этом, сказал: «Дурочка учит нас, ум­ников. О, если бы и мы додумались до такой любви к ближнему и до такого терпения ради Христа!». Так в своем странном и необычном одеянии Домна Карповна «томила томящего», так из­нуряла плоть «со страстьми и похотьми», так во многих трудах несения одежды-вериг текла ко спасению.

С утра до ночи жизнь Домны Карповны проходила на людях. Встав утром, она около часу проводила в совершенном молча­нии, перебирая свои узелки, - так она молилась. В это время ничто не могло вызвать Домну Карповну на разговор, она не произносила даже и одного слова. Затем, кончив переборку уз­лов, она подходила к хозяевам с приветствием: «Доброе утро! Многая лета, многая лета!» И, осенив крестом, целовала в уста. После этого Домна Карповна начинала юродствовать - ходя по селу или городу, говорила без умолку, пила и ела все, что ей по­давали. Не переставала юродствовать и в церкви, особенно ко­гда было много народу: здесь она переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи, переставляла их с места на место, а иные клала себе в узлы.

Домна Карповна всегда делала вид, что не любит нищих, и весьма редко кто видел ее им благотворящей, между тем соби­рать всякую ветошь и вообще все ненужные вещи она очень лю­била и заставляла своих знакомых беречь все это, да непремен­но в ящиках. Потом через руки этих хранителей все вещи пере­ходили к нищим, сама же Домна Карповна никогда о них не вспоминала. Зато странников Домна Карповна очень любила. Для них она выпрашивала хлеб, булки, молоко и тому подобное, а то так и сама брала у знакомых все это без спросу. Чуть толь­ко отвернется хозяйка по делу, а Домна Карповна уже заберет булки и хлеб, возьмет кусок мяса, даже кашу из горшка, и скро­ется к своим «слепеньким», так она называла всякого рода странников.

Но более всего заботилась Домна Карповна о собаках и кош­ках. Это были ее друзья, которым она отдавала большую часть собранной пищи. Особенно она жалела цепных собак и строго наблюдала, чтобы у них всегда была вода для питья, и горе было тем, кто не наблюдал за этим: Домна Карповна не останавлива­лась вразумлять и костылем. Часто ночью она подходила к цеп­ным собакам и, перерезав веревку, пускала их на волю, для это­го у нее всегда имелся какой-нибудь инструмент. Собаки очень любили Домну Карповну, но подходили к ней только ночью и ходили за ней целыми стаями. Нередко во мраке ночи, среди со­бачьего лая, вдруг раздавался громкий голос Домны Карповны: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» «Вся небесныя силы, Херу­вимы и Серафимы, молите Бога о нас!» Вот где Домна Карповна находила возможным молиться, ничем не смущаемая и скрывая от людей свои подвиги.

Горячо и усердно молилась она также в церкви, но только в том случае, когда не было народу. Здесь проливала она горькие слезы в сознании своей немощи и в своем духовном восторге ка­залась неземной. «Заглянула я однажды в придел, - рассказы­вала одна благочестивая женщина, - смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится - ах, как молится! А слезы-то, слезы! так и текут в два ручья из глаз ее». Но чуть только замечала Домна Карповна свидетелей своей молитвы, как опять начинала юродствовать. Любила она также петь духовные песни, расхаживая по ули­цам, за что часто попадала в полицейские участки. Последнее обстоятельство было желанным, радостным событием для заклю­ченных. Томские купцы и купчихи, узнав о том, посылали ей грудами пироги, булки, блины, чай и сахар. Все это она раздава­ла арестантам, а когда наступало время ее освобождения, това­рищи по заключению в простоте душевной желали ей поскорее попасть в тюрьму.

Так среди подвигов юродства Домна Карповна хранила свое девство, несла добровольную нищету, ношением тяжелых узлов умерщвляла свою плоть, терпела, почти обнаженная, и мороз, и зной, и ненастную погоду. К концу своей жизни она приобрела дар прозорливости. Скончалась раба Божия Домна Карповна 16 октября 1872 года и была погребена в Томском женском монас­тыре (Иоанно-Предтеченском). На ее погребение стеклось мно­жество жителей города. Много было и духовенства, питавшего к ней глубокое уважение.

), блаженная старица

Память 16 октября (Сибир.), в Соборах Сибирских и Полтавских (Укр.) святых

Родилась в начале XIX века в дворянской семье в Полтавщине. Рано осиротев, жила и воспитывалась в доме своей тетки. Получила прекрасное образование и свободно говорила на нескольких языках. В молодости была красивой девушкой и к ней многие сватались, надеясь взять её в жёны. Но праведница желала ради Господа сохранить девство. Узнав, что родственники хотят насильно отдать её замуж, она тайно оставила дом, переоделась в простые одежды и странницей отправилась по святым местам. Документа, подтверждающего её личность, у неё не было, поэтому её арестовали в Полтаве . По решению суда под именем Марии Слепченко она была сослана в Сибирь , в Каинский округ.

Поселившись в Томске , она и восприняла на себя подвиг юродства . Постоянного жилища не имела, часто проводила дни и ночи под открытым небом. Одежда её состояла из разной величины узлов, навешанных почти на голое тело. В узлах этих были некуда не годные тряпки, старое мочало, веревки, ремни, обувь, битые стекла, камни, опилки и многое другое. Сверху этих узлов навешено было много мешочков – с хлебом, чаем, сахаром, ладаном, свечами, кислой капустой и т.д. Все это имело весьма внушительный вес, который сопровождал Домну Карповну всю ее жизнь. Домна часто перебирала их вместо четок, таким образом скрывая от людских взоров свою непрестанную молитву. Когда сердобольные люди в трескучие морозы дарили ей шубу, она с благодарностью принимала, но через несколько часов отдавала её другому бедняку, продолжая страдать от мороза.

Домна делала вид, что не любит нищих, и весьма редко кто видел ее им помогающей, но между тем собирать всякую ветошь и вообще все ненужные вещи она очень любила и заставляла своих знакомых беречь все это, непременно в ящиках. Потом через руки этих хранителей все вещи переходили к нищим. Особо Домна заботилась о странниках, для которых выпрашивала хлеб, булки, молоко и тому подобное и отдавала им, как называла она странников – "слепеньким".

Зная о тяжелом пребывании заключенных в Томском полицейском участке, Домна начинала расхаживать возле них и петь духовные песни, за что сама задерживалась. Узнав об этом, томские купцы и купчихи, почитавшие Домну, грудами несли ей пироги, блины, чай и сахар. Все это она раздавала бедствующим арестантам. Когда наступало время ее освобождения, товарищи по заключению "в простоте душевной желали ей поскорее попасть в тюрьму."

Помня слова Священного Писания: "Праведник милует душы скотов" (Притч 12, 10), святая проявляла заботу и о бездомных животных, а также цепных собаках. Она часто кормила их, а привязанных собак, о которых хозяева не заботились, отпускала на волю. Животные также любили праведницу и ночью во множестве окружали её. Томичи часто слышали во мраке ночи, среди собачьего лая, её молитвенные возгласы: "Пресвятая Богородице, спаси нас !"

Горячо и усердно молилась блаженная и в храме, но только когда там почти не было народа. По одному свидетельству: "Заглянула я однажды в придел храма, - смотрю, Домна Карповна, стоя на коленях, молится - ах, как молится! А слёзы-то, слёзы! Так и текут в два ручья из её глаз ." Но как только она замечала свидетелей своей молитвы, опять начинала юродствовать: переходила с места на место, разговаривала, гасила свечи.

Так среди подвигов юродства святая Домна хранила своё девство, несла добровольную нищету, умерщвляла греховные страсти, терпела зной и холод. К концу земной жизни получила от Господа дар прозорливости, которым служила духовной пользе ближних.

Преставилась 16 октября года и была погребена в

Прославлена Беатифицирована

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Канонизирована В лике Главная святыня

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

День памяти Покровительница

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Атрибуты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Деканонизирована

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подвижничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

До́мна То́мская (Домна Ка́рповна ; начало XIX века - 16 (28) октября , Томск) - томская юродивая . Канонизирована Русской православной церковью в 1984 году в составе Собора Сибирских святых .

Жизнеописание

Основным источником о жизни Домны являются данные собранные томским священником Н. Митропольским и изданные им в 1883 году.

Напишите отзыв о статье "Домна Томская"

Литература

  • Жития Сибирских святых. - Новосибирск, 2007. - С. 245-251. - ISBN 5-88013-010-X.
  • Митропольский Н. Юродивая Домна Карповна // Томские епархиальные ведомости. - 1883. - № 6 . - С. 168-173 .
  • Погожев Е.П. (Евгений Поселянин). Юродивая Домна Карповна // Русские подвижники XIX века. - СПб, 1910. - С. 518-522.
  • Скворцов Г. В. // Православная энциклопедия . - М ., 2007. - Т. 15 . - ISBN 978-5-89572-026-4.

Ссылки

  • . Православие в Томске. Проверено 3 июля 2009. .

Отрывок, характеризующий Домна Томская

А я, из последних сил стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, дрожащей рукой скинула шаль и опустилась на ближайший диван. Что же оставалось мне – измученной и одинокой?.. Каким таким чудом я могла уберечь свою храбрую девочку, не побоявшуюся войны с Караффой?.. Что за ложь они сказали ей, чтобы заставить покинуть Мэтэору и вернуться в это проклятое Богом и людьми земное Пекло?..
Я не в силах была даже подумать, что приготовил для Анны Караффа... Она являлась его последней надеждой, последним оружием, которое – я знала – он постарается использовать как можно успешнее, чтобы заставить меня сдаться. Что означало – Анне придётся жестоко страдать.
Не в силах более оставаться в одиночестве со своей бедой, я попыталась вызвать отца. Он появился тут же, будто только и ждал, что я его позову.
– Отец, мне так страшно!.. Он забирает Анну! И я не знаю, смогу ли её уберечь... Помоги мне, отец! Помоги хотя бы советом...
Не было на свете ничего, что я бы не согласилась отдать Караффе за Анну. Я была согласна на всё... кроме лишь одного – подарить ему бессмертие. А это, к сожалению, было именно то единственное, чего святейший Папа желал.
– Я так боюсь за неё, отец!.. Я видела здесь девочку – она умирала. Я помогла ей уйти... Неужели подобное испытание достанется и Анне?! Неужели у нас не хватит сил, чтобы её спасти?..
– Не допускай страх в своё сердце, доченька, как бы тебе не было больно. Разве ты не помнишь, чему учил свою дочь Джироламо?.. Страх создаёт возможность воплощения в реальность того, чего ты боишься. Он открывает двери. Не позволяй страху ослабить тебя ещё до того, как начнёшь бороться, родная. Не позволяй Караффе выиграть, даже не начав сопротивляться.
– Что же мне делать, отец? Я не нашла его слабость. Не нашла, чего он боится... И у меня уже не осталось времени. Что же мне делать, скажи?..
Я понимала, что наши с Анной короткие жизни приближались к своему печальному завершению... А Караффа всё так же жил, и я всё так же не знала, с чего начать, чтобы его уничтожить...
– Пойди в Мэтэору, доченька. Только они могут помочь тебе. Пойди туда, сердце моё.
Голос отца звучал очень печально, видимо так же, как и я, он не верил, что Мэтэора поможет нам.
– Но они отказали мне, отец, ты ведь знаешь. Они слишком сильно верят в свою старую «правду», которую сами себе когда-то внушили. Они не помогут нам.
– Слушай меня, доченька... Вернись туда. Знаю, ты не веришь... Но они – единственные, кто ещё может помочь тебе. Больше тебе не к кому обратиться. Сейчас я должен уйти... Прости, родная. Но я очень скоро вернусь к тебе. Я не оставлю тебя, Изидора.
Сущность отца начала привычно «колыхаться» и таять, и через мгновение совсем исчезла. А я, всё ещё растерянно смотря туда, где только что сияло его прозрачное тело, понимала, что не знаю, с чего начать... Караффа слишком уверенно заявил, что Анна очень скоро будет в его преступных руках, поэтому времени на борьбу у меня почти не оставалось.
Встав и встряхнувшись от своих тяжких дум, я решила всё же последовать совету отца и ещё раз пойти в Мэтэору. Хуже всё равно уже не могло было быть. Поэтому, настроившись на Севера, я пошла...
На этот раз не было ни гор, ни прекрасных цветов... Меня встретил лишь просторный, очень длинный каменный зал, в дальнем конце которого зелёным светом сверкало что-то невероятно яркое и притягивающее, как ослепительная изумрудная звезда. Воздух вокруг неё сиял и пульсировал, выплёскивая длинные языки горящего зелёного «пламени», которое, вспыхивая, освещало огромный зал до самого потолка. Рядом с этой невиданной красотой, задумавшись о чём-то печальном, стоял Север.
– Здравия тебе, Изидора. Я рад, что ты пришла, – обернувшись, ласково произнёс он.
– И ты здравствуй, Север. Я пришла ненадолго, – изо всех сил стараясь не расслабляться и не поддаваться обаянию Мэтэоры, ответила я. – Скажи мне, Север, как вы могли отпустить отсюда Анну? Вы ведь знали, на что она шла! Как же вы могли отпустить её?! Я надеялась, Мэтэора будет её защитой, а она с такой легкостью её предала... Объясни, пожалуйста, если можешь...
Он смотрел на меня своими грустными, мудрыми глазами, не говоря ни слова. Будто всё уже было сказано, и ничего нельзя было изменить... Потом, отрицательно покачав головой, мягко произнёс:
– Мэтэора не предавала Анну, Изидора. Анна сама решила уйти. Она уже не ребёнок более, она мыслит и решает по-своему, и мы не вправе держать её здесь насильно. Даже если и не согласны с её решением. Ей сообщили, что Караффа будет мучить тебя, если она не согласится туда вернуться. Поэтому Анна и решила уйти. Наши правила очень жёстки и неизменны, Изидора. Стоит нам преступить их однажды, и в следующий раз найдётся причина, по который жизнь здесь быстро начнёт меняться. Это непозволимо, мы не вольны свернуть со своего пути.
– Знаешь, Север, я думаю, именно ЭТО и есть самая главная ваша ошибка... Вы слепо замкнулись в своих непогрешимых законах, которые, если внимательно к ним присмотреться, окажутся совершенно пустыми и, в какой-то степени, даже наивными. Вы имеете здесь дело с удивительными людьми, каждый из которых сам по себе уже является богатством. И их, таких необычайно ярких и сильных, невозможно скроить под один закон! Они ему просто не подчинятся. Вы должны быть более гибкими и понимающими, Север. Иногда жизнь становится слишком непредсказуемой, так же, как непредсказуемы бывают и обстоятельства. И вы не можете судить одинаково то, что п р и в ы ч н о, и то, что уже не вмещается более в ваши давно установленные, устаревшие «рамки». Неужели ты сам веришь в то, что ваши законы правильны? Скажи мне честно, Север!..

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!