Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

1 слайд

ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж» На тему: Здоровый образ жизни. Работу выполнила: Студентка группы Л-911 Бахтеева Юлия. Работу проверил: Преподаватель Чернышова А. И.

2 слайд

Здоровый образ жизни -образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

3 слайд

Элементы здорового образа жизни: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя. здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов; движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей; личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

4 слайд

5 слайд

10 советов ЗОЖ: 1 совет: разгадывая кроссворды, изучая иностранные языки, производя подсчеты в уме, мы тренируем головной мозг. Таким образом, замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца, системы кровообращения и обмен веществ. 2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе. 3 совет: не ешьте слишком много. Вместо привычных 2.500 калорий обходитесь 1.500. Это способствует поддержанию активности клеток, их разгрузке. Также не следует впадать в крайность и есть слишком мало. 4 совет: имейте на все свое мнение. Осознанная жизнь поможет как можно реже впадать в депрессию и быть подавленным.

6 слайд

5 совет: меню должно соответствовать возрасту. Печень и орехи помогут 30-летним женщинам замедлить появление первых морщинок. Содержащийся в почках и сыре селен, полезен мужчинам после 40 лет, он способствует разряжению стресса. После 50 лет необходим магний, который держит в форме сердце и полезный для костей кальций, а рыба поможет защитить сердце и кровеносные сосуды. 6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организм, когда человек влюблен. 7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависят обмен веществ в организме и проявление возрастных особенностей.

7 слайд

8 совет: чаще двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь. 9 совет: периодически балуйте себя. Несмотря на рекомендации, касательно здорового образа жизни, иногда позволяйте себе вкусненькое. 10 совет: не всегда подавляйте в себе гнев. Различным заболеваниям, даже злокачественным опухолям, более подвержены люди, которые постоянно ругают самого себя, вместо того, чтобы рассказать, что их огорчает, а иногда и поспорить.

8 слайд

Быть здоровым – это модно! Дружно, весело, задорно Становитесь на зарядку. Организму – подзарядка!

9 слайд

10 слайд

Ведя здоровый образ жизни, мы можем отлично себя чувствовать, несмотря на множество отрицательных факторов: стрессовые ситуации, плохую экологию, тяжелый график работы. Здоровый образ жизни – это гарант успешности, отличного настроения, а главное, долголетия! Здоровое питание – это залог правильной работы всех систем нашего организма. От сбалансированной пищи и входящих в рацион витаминов и микроэлементов зависит главное – наше здоровье в целом! При неправильном или неполноценном питании мы рискуем приобрести ряд хронических заболеваний. Здоровый образ жизни Здоровое питание

11 слайд

Что может быть важнее, чем женское и мужское здоровье? От этого фактора зависит семейное благополучие и продолжение рода. Многие женщины мечтают услышать в свой адрес заветное слово «мама», а мужчины мечтают подарить им тех, кто скажет эти ласковые слова. Вот уже много веков спорт стал практически синонимом слову здоровье. И это истина во всех инстанциях! Занимаясь спортом с определенной периодичностью, можно добиться отличных успехов – хорошего самочувствия, повышенной трудоспособности, красоты и внимания окружающих людей. Женское и Мужское здоровье Спорт и здоровье

Основы здорового образа жизни студента.
Физическая культура в обеспечении здоровья
Тема.
Основные понятия
Здоровье, его содержание, критерии
Факторы здоровья
Составляющие здорового образа жизни
Здоровье в иерархии потребностей,
отражение в жизнедеятельности

Основные понятия

Здоровье – это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только
отсутствие болезни или физических дефектов.
Образ жизни – это привычки, режим, темп и ритм
жизни, особенности работы и общения.
Здоровый образ жизни – совокупность форм и
способов жизнедеятельности личности, основанная
на нормах, ценностях деятельности и укрепляющая
адаптивные возможности организма.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих
возможностей и места среди других людей,
являющаяся важным регулятором ее поведения.

Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и о

Здоровье – нормальное психосоматическое состояние
человека, отражающее его полное физическое, психическое и
социальное благополучие и обеспечивающее полноценное
выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
Основные критерии здоровья
Уровень жизнеустойчивости
Широта адаптации
Биологическая активность
органов и систем
Способность к регенерации

Состояние
самого
организма
Два источника
происхождения
болезни
1-й способ
предупреждения
болезни
Оздоровление, укрепление
организма
Внешние
причины
2-й способ
предупреждения
болезни
Устранение внешних
факторов болезни
1-й способ более результативен, т.к. практически невозможно
устранить все внешние факторы болезни, а укрепление и
закаливание организма приучает его приспосабливаться
к внешней среде.

Факторы здоровья

10%
20%
50%
20%
Образ жизни
Окружающая среда
Наследственность
Здравоохранение

ВЛИЯНИЕ ОСНОВНЫХ ГРУПП ФАКТОРОВ НА ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
образ жизни
экология
генетика
здравоохранение
1
2
3
4
5
6
1 – ишемическая болезнь сердца, 2 – сосудистые поражения, 3 – рак, 4 – диабет,
5 – пневмония, 6 – цирроз печени

Основные негативы образа жизни студентов:

Несвоевременный прием пищи;
Систематическое недосыпание;
Малое пребывание на свежем
воздухе;
Недостаточная двигательная
активность;
Отсутствие закаливания;
Курение и др.
Ухудшение состояния
здоровья за время
обучения (%)
100
50
100
91,9
83,1
75,8
0
1
2
3
4
курс курс курс курс
Если принять здоровье первокурсников
за 100%, то к 4 курсу оно
статистически снижается на четверть
Хороший закаливающий эффект
дают лыжные прогулки

Наследственность и здоровье

мама
папа
Ребенок
с
поврежденными
генами
Таким образом,
уровень здоровья зависит
как от наследственности,
так и от факторов
окружающей среды
мама
папа
Ребенок со здоровыми генами
Предрасположенность
к болезни
Неблагоприятные
условия среды
Благоприятные
условия среды
Человек болен
Человек здоров
Предрасположенность
к крепкому здоровью
Неблагоприятные
условия среды
Благоприятные
условия среды
Человек болен Человек здоров

Окружающая среда и здоровье

Погода
Резкие колебания температур обостряют:
январь – воспаление легких, февраль –
язвенная болезнь, апрель – ревматизм,
июль – кожные болезни
Электромагнитное
поле
Обострение серд.-сосуд. заболеваний,
усиление нервных расстройств,
повышение раздражительности,
утомляемости
Экология
Различные расстройства на физические
излучения, профессиональные заболевания,
нервно-психические перегрузки,
аллергические реакции
Устойчивость к влиянию окружающей среды значительно выше
у людей с высоким уровнем физической подготовленности

Здравоохранение и здоровье

Основные факторы риска в здравоохранении:
Неэффективность личной гигиены
Низкая профилактика болезней
Низкое качество медицинской помощи
Несвоевременная медицинская помощь

Составляющие здорового образа жизни

Режим труда и отдыха
Организация сна
Режим питания
Организация двигательной активности
Личная гигиена, закаливание
Профилактика вредных привычек
Культура межличностного общения
Психофизическая регуляция организма
Культура сексуального поведения

Режим труда и отдыха - это нормативная основа жизнедея- тельности студента, имеющая свою индивидуальность (соответствие конкретным услови

Режим труда и отдыха это нормативная основа жизнедеятельности студента, имеющая свою
индивидуальность (соответствие конкретным условиям, здоровью, работоспособности, интересам).
Важно обеспечение относительного постоянства
повседневной деятельности студента.
Примерный суточный
бюджет времени учебного дня
студента
6 час. аудиторных занятий
4 час. самостоятельных занятий
12 час. восстановление организма
(сон, отдых) и личное развитие
(занятия по интересам, спорт)

Организация сна

9 ч.
Многоспящие
8 ч.
Норма для
студентов
6 ч.
Малоспящие
Расстройство сна
называется
бессонницей.
Ее основные причины:
перевозбуждение;
бесконтрольный
прием снотворных;
«боязнь бессонницы»

Организация режима питания

Энергетический
баланс
В среднем у юношей - 2700 ккал,
у девушек - 2400 ккал.,
при занятиях спортом до 3500-4000 ккал
Соотношение между
белками(100 г),
жирами (80-90г),
углеводами(350-400г)
В период экзаменов потребление белков до 120 г,
При занятиях спортом (развитие силы) –
повышение белка (16-18% по калорийности),
при развитии выносливости – увеличение
углеводов (60-65% по калорийности)
Сбалансированность
минеральных
веществ,
витаминов
Распределение калорийности(%)
(завтрак – обед – ужин)
Ритмичность приема
пищи, распределение
калорийности
Три варианта
Принципы рационального питания
Организация
режима питания
25
25
30
50
40
50
30
25
25

Организация двигательной активности

Оптимальный двигательный режим: 8-12 час/нед. (юноши);
6-10 час/нед.(девушки)
Оптимальная двигательная активность: 1,3 – 1,8 час/день
3
1
4
5
1- патология
2 гипокинезия
2
3 оптимальный
двиг.режим
4 гиперкинезия
5 перетренировка,
патология
Min необходимая величина
Max допустимая величина

Личная гигиена и закаливание

1. Гигиена тела;
2. Гигиена одежды;
3. Гигиена обуви;
4. Дополнительные
гигиенические средства
Личная гигиена
включает:
Гигиенические основы
закаливания:
(гидропроцедуры, массаж,
самомассаж)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Формирование потребности в закаливании
Систематичность
Постепенность
Индивидуальность
Специфичность (особенности региона)
Разнообразие средств (солнце, воздух и вода)
Хорошее настроении при закаливании
Активный режим (использование физ.упражнений)
Самоконтроль

Профилактика вредных привычек

Алкоголь
Наркотики
Табак
Здоровый
Образ
Жизни
Команда ветеранов по атлетизму
Снижение интеллекта,
психическая и физическая
истощенность, болезни,
укорочение жизни
Активное долголетие,
высокий потенциал
самореализации

Психофизическая регуляция организма

Под влиянием сильных эмоциональных
воздействий возникает стресс,
который может привести к неврозам.
Методы, позволяющие лучше
переносить стресс:
Расслабление мышц
Регулярная физическая нагрузка, снижающая тревогу;
Аутогенная тренировка (волевое расслабление-напряжение мышц, образование условных рефлексов, влияющих на работу внутренних органов);
Психогигиеническая и дыхательная гимнастика;
Упражнения на внимание, самоконтроль
Предлагаем познакомиться с небольшим
фрагментом одной из методик
аутогенной тренировки

Здоровье в иерархии потребностей человека

Здоровье в иерархии
потребностей
3 уровня ценности здоровья:
1. Биологический (саморегуляция
человека
организма, гармония физиологических
Опрос: «Роль здоровья в жизни»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА:
36%
процессов, максимальная адаптация);
2. Социальный (деятельное, активное
отношение к миру);
3. Личностный (стремление к здоровому
образу жизни, преодоление болезни)
Здоровье – самое главное в жизни
3%
ВЫВОД:
Здоровье – необходимое условие
полноценной жизнедеятельности
2%
Есть и другие ценности, которые
также важны для жизни
5%
Есть ценности, ради которых
можно поступиться здоровьем
Надо жить не думая о здоровье
54%
Здоровье занимает ведущее место в
иерархии потребностей человека

Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни

Опрос: Можно ли считать
культурным человека, не
заботящегося о своем здоровье?
80
Результаты опроса
70
22%
27%
75,6 73,5
Факторы риска
здоровью,
отмеченные
студентами(%)
60
50
40
39,9
29,3 29,1
30
20
10
0
Да
Нет
Не знаю
51%
алкоголь
курение
недостаток двигат. активности
загрязнение окружающей среды
конфликты с окружающими

Направленность на обеспечение здоровья

Два типа поведения по отношению к здоровью
Неадекватное (беспечное)
Адекватное (разумное)
включает:
Соответствие действий человека
требованиям здорового образа жизни;
Соответствие требованиям
медицины, санитарии, гигиены;
Высокий уровень осведомленности
40
в вопросам здоровья;
Реальную самооценку своего
состояния
его основная причина – здоровье
воспринимается как нечто
безусловно данное, потребность
в котором ощущается лишь при
заболевании
20
Причины, побуждающие
заботиться о здоровье(%)
0
1 место – ухудшение здоровья
2 место – осознание необходимости этого

Самооценка своего состояния

Самооценка физического и психического состояния – реальный показатель
здоровья. Чем выше самооценка, тем выше здоровье.
Лица с низкой самооценкой чаще всего не делают зарядку, не занимаются
спортом, не соблюдают режим питания, не осознают меру своей
ответственности за укрепление здоровья.
Занятия спортом(%)
20
10
Мера ответственности за здоровье(%)
100
15,8
8,9
50
3,5
0
0
Высокая самооценка
Средняя самооценка
Низкая самооценка
52,5
35,5 37,2

Здоровый образ жизни и его отражение в жизнедеятельности студентов (данные опроса)

Основные причины невнимания
к своему здоровью
Участие в спортивной жизни
50
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
45
40
35
30
25
20
15
10
5
юноши
девушки
Внеучебные спортивные занятия
Занятия в сборных командах вуза
0
юноши
девушки
Нехватка времени
Отсутствие воли

Физическое самовоспитание– процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физи

Физическое самовоспитание–
процесс целенаправленной, сознательной, планомерной
работы над собой и ориентированный на формирование
физической культуры личности.
Этапы физического самовоспитания
Выделение положительных
и негативных проявлений
1 этап
Самопознание
2 этап
Определение
цели, программы
Составление личного
плана
3 этап
Практическое
осуществление
Использование способов
воздействия на
самого себя

Литература

Обязательная:
1.
Научные основы физической культуры и здорового образа жизни:
Учебное пособие Под общ.ред. Д.Н.Давиденко, СПбГТУ, БПА. СПб.,
2001. – 348 с.
Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры:
Учебное пособие/Волков В.Ю., Волкова Л.М. –СПбГТУ, СПб., 1998.
Физическая культура студента. Учебник для студентов вузов/ Под общ.
ред. В.И.Ильинича. – М.: Гардарики, 2003. – 448 с.
2.
3.
Дополнительная:
1.
Ананьев В.А. и др. Этюды валеологии/ Под общ. ред. Д.Н.Давиденко –
СПб., СПбГТУ, БПА, 2001. – 211 с.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. основы здорового образа жизни
студента/Среднее профессиональное образование, 1995, № 4, 5, 6; 1996,
№ 1, 2, 3.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ФИЗКУЛЬТУРА

Основы здорового образа жизни студента

Физическая культура в обеспечении здоровья

Выполнила:

Лаврова Лариса Витальевна,

студентка 1 курса факультета менеджмента

и информационных технологий

заочного отделения

Преподаватель:

Линькова Татьяна Николаевна

Введение

Необходимость на закаливании

Заключение

Введение

Начался XXI век - век передовых технологий, Интернета, огромных скоростей поступления различной информации. Чрезвычайно быстро меняющихся моделей современной техники. Требования, применяемые к человеку в учебе и работе все время растут.

Цели у каждого человека в жизни свои, чтобы их успешно осуществлять - необходимо, конечно, хорошее здоровье. Оно, как правило, обеспечивает выносливость организма, адаптацию к меняющимся условиям внешней среды. Будь то увеличение нагрузки учебных заведениях, на предприятии и в быту. Поэтому, чтобы успешно справляться с ежедневными заданиями, которые ставит перед нами жизнь, мы должны заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм.

Актуальность этой темы – бесспорна, т.к. здоровые люди могут принести наибольшую пользу, как на предприятиях, так и в быту. Да и сам человек будет чувствовать себя в этом состоянии гораздо лучше и удовлетвореннее. Потому что здоровые работники и физически выносливые люди нужны всем, если они еще и психоэмоционально устойчивы, то это замечательно. Люди с неустойчивой психикой, конечно же, подрывают в какой-то мере себе здоровье и мешают спокойно работать, учиться и жить окружающим их людям.

Мне кажется, что хорошее здоровье - наиважнейшая составляющая в любой жизни. Если по состоянию здоровья приходится пропускать занятия, лекции - это отражается на уровне знаний. Если приходится пропускать работу - отражается на заработной плате. Поэтому, чтобы приносить максимальную пользу обществу, производить здоровое потомство - отсюда пользоваться благами жизни и воспитывать правильно подрастающее поколение нужно, конечно, иметь крепкое здоровье и только полезные привычки. А так как все мы хотим быть успешными и в учебе и на работе (карьера, заработная плата, уважение коллег и т.д.). то нам необходимо быть здоровыми и сильными, морально устойчивыми к стрессам, закаленными, выносливыми.

Поэтому я считаю тему: «Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья» наиболее актуальной в наше время.

Здоровый образ жизни студента - основа полноценной жизни

Каждый человек стремится к полноценной и счастливой жизни. По-моему здоровый образ жизни - и есть основа для такой жизни.

Что включает в себя здоровый образ жизни:

а) здоровое, правильное питание;

б) режим дня (соблюдение режима труда и отдыха;

в) организация двигательной активности;

г) соблюдение гигиенических требований;

д) отказ от вредных привычек (естественно);

д) культура сексуального поведения.

Наиболее важными мне кажутся пункты а), в), д), объясню почему:

а) питание - это основа жизнедеятельности всего организма, если питаться неправильно (есть слишком жирную пищу или «вредную» - чипсы, гамбургеры и т.д.), то вскоре мы ощутим сонливость, недомогание, покалывание и правом боку, да и на внешнем виде это отразится в лишних килограммах и не здоровом виде кожи. Это я все говорю по собственному жизненному опыту.

б) Режим дня, т.е. правильное распределение времени, отводимое на труд и на отдых. После занятий (в институте), нужен один час дневного сна - это дает возможность отдохнуть мозгу и прибавляет 2-3 часа бодрого самочувствия на вечерние часы. Затем можно заниматься уже изучением лекций, читать литературу и т.д. Вечернее время использовать для физических упражнений, прогулок на свежем воздухе (1 - 1,5 часа). За 1,5 часа до сна - никаких занятий учебой. Это время может быть использовано для гигиенических, водных процедур, спокойной беседы, релаксации.

Выходные обязательно используются для восстановления сил: активный отдых, выезд на природу, в котором можно совместить - общение с друзьями и легкие физические упражнения: игра в бадминтон, ходьба в лесу, парке, различные спортивные игры, т.е. совместить приятное с полезным. Ну и можно дать организму как следует выспаться (лечь пораньше).

Распорядок дня должен быть составлен в соответствии с потребностями личности студента. Одним людям достаточно 5-6 сна (люди энергичные, активно преодолевающие трудности), другим 8-9. а иногда и более (люди с повышенной эмоциональной чувствительностью). Режим дня составляется в соответствии с состоянием здоровья, уровнем работоспособности, личными интересами и склонностями студентов.

в) Двигательная активность включает: утреннюю гимнастику, ходьбу

(можно просто вверх-вниз по лестнице), можно использовать паузы между лекциями (прогулка вокруг здания института), вечерние прогулки, походы выходного дня.

г) Личная гигиена - утренний и вечерний душ, уход за полостью рта, гигиена одежды и обуви, также водные процедуры после физических упражнений, разминок, спортивных игр.

д) Вредные привычки - им не место в жизни любого человека. Хороший способ от них избавиться - заменить на хорошие:

алкоголь - на питье соков, воды с ломтиком лимона, минеральной воды, зеленого чая;

курение - на прогулки на свежем воздухе;

наркотики - это не привычка - это болезнь, лучше не пробовать вообще, или лечить наркозависимость.

Если человек пытается за счет вредных привычек стать более раскованным, смелым, например, в состоянии алкогольного опьянения, то ему следует вместо этого или заняться аутотренингом или походить на семинары по развитию коммуникативной культуры. Развитию коммуникабельности способствует также физкультурно-спортивная деятельность, с ее межличностными контактами.

д) Вскользь коснусь культуры сексуального поведения: необходим один партнер, с которым комфортно и приятно проводить время, и который разделяет большинство твоих взглядов на жизнь.

Для чего нужна физическая культура?

Физическая культура позволяет добиться гармонии, как физической так и духовной. За счет ее мы можем усовершенствовать свое тело. Ведь регулярные физические упражнения дают - плоский живот, тонкую талию (женщинам), твердые бицепсы, развитие мускулатуры (мужчинам). Все это в конечном счете способствует привлекательности и повышении самооценки, а отсюда желанию добиться больших успехов в жизни. Иногда поставленные жизненные цели самим человеком заставляют его заниматься физической культурой, которая дает не только привлекательную внешность, но и укрепляет дух, веру в собственные силы.

Немаловажно, чтобы физические упражнения доставляли удовольствие. Всем известно, что физические упражнения способствуют также снятию эмоционального напряжения. Утомление быстрее проходит от физических упражнений, чем во время пассивного отдыха (классические опыты И.М. Сеченова).

«Думаю, что после всего сказанного излишне защищать необходимость физкультуры. Могу повторить лишь трафаретные обоснования: укрепляет мускулатуру. Сохраняет подвижность суставов и прочность связок. Улучшает фигуру. Повышает иммунный выброс крови. Стимулирует обмен веществ. Уменьшает вес. Благотворно действует на органы пищеварения. Успокаивает нервную систему. Повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям»1.

Необходимость на закаливании

Закаливание, как известно, повышает иммунитет организма. Способствует его устойчивости к внешним воздействиям (холоду, жаре), устойчивости к простудным заболеваниям, почти полностью исключает их. Это также необходимо для успешной учебы студента, т.к позволяет регулярно посещать лекции, отсюда получать полноценные знания. Готовить домашние задания. Успешно учиться.

Закаливание - это еще одна хорошая привычка «при большом желании и некотором волевом усилии расстаться с дурными привычками и обзавестись хорошими можно в любом возрасте»2.

Каждый обладает практически всеми возможностями для закаливания. Многие закаливающие процедуры не требуют времени, специальных условий и оборудования, например хождение дома босиком. Закаливание можно проводить круглосуточно (на учебе и дома, на улице и во время отдыха). Требуется лишь желание и конечно, решимость преодолеть наше извечное стремление к комфорту, который изнеживает наш организм и детренирует механизмы терморегуляции.

Можно начать с самого простого: умываться холодной водой, не утеплять помещения в которых мы живем и учимся, одеваться, как можно легче. Применение специальных закаливающих средств, таких как воздушные и солнечные ванны, различные водные процедуры, поможет достичь большой закаленности.

Нужно помнить об основных правилах закаливания:

Необходимость психологического настроя на закаливание, заинтересованность в нем - это самый важный принцип. Человек должен созреть для закаливания. Тогда последующие принципы системы превратятся в способ жить с удовольствием.

Закаливание должно быть систематическим, надо растянуть закаливание на сутки. Сделать это можно перейдя на облегченную одежду в зависимости от сезона, тогда защитные механизмы будут работать большую часть суток.

Закаливание должно быть комплексным. Оно может быть пассивным и активным, общим и местным.

Закаливание должно быть постепенным. Нужно соблюдать режим постепенности. Ни в коем случае нельзя спешить скорее быть здоровым. «Это нетерпение просто бедствие! Поэтому никак нельзя сразу размахиваться на максимум, надо ограничиться скромными первыми прикидками, а не использовать сразу свой максимум возможностей»3.

В каждом конкретной регионе закаливание должно быть специфическим (чабаны Средней Азии закаляются ночуя на остывшей земле, дошкольники Норильска - прогулками на свежем арктическом воздухе).

Закаливание должно учитывать индивидуальные особенности организма. Один не простужается, проходив большую часть зимы без головного убора, а другого не спасает и шерстяная шапочка.

Закаливание должно быть на грани удовольствия. Тогда существенно упрощается методика закаливания. Проводить закаливание нужно в хорошем настроении, поскольку положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения или действие жары.

Эффективность закаливания повышается, если его проводить в активном режиме, т.е. выполнять во время процедур физические упражнения или какую-либо физическую работу.

В процессе закаливания необходим постоянный самоконтроль. Хорошими показателями являются: чувство бодрости и радости, прилив сил, оптимистическое настроение, глубокий сон, здоровый аппетит. Значит

все нормально - закаливание идет на пользу. И наоборот - затрудненное

дыхание, вялость, тяжесть в мышцах, ощущение разбитости, тоскливое настроение -сигнал просчета в закаливающих процедурах.

Остановимся коротко на некоторых видах закаливания, которые студент, при его занятости, может легко применять.

Закаливание воздухом. Это пробежки в облегченной одежде при пониженной температуре воздуха от + 17 + 20оС. Для большего эффекта переходим на умеренно холодные от + 9 до +16оС. Дозировка осуществляется постепенным снижением температуры.

Сигналами неблагоприятного воздействия на организм при прохладных ваннах может быть «озноб».

Закаливание солнцем: солнечные ванны необходимы, они в умеренных дозах способствуют синтезу витамина Д в организме т.к содержат ультрафиолетовые лучи. А витамин Д - это нормальный рост и развитие костей, это также нормальная деятельность нервной системы и мышечной. Солнечные ванны идут на пользу, если после них мы бодры и жизнерадостны. Если мы становимся вялыми - значит нагрузка велика и солнечные ванны следует сократить. Лично я очень люблю солнечные ванны летом и осенью, весной же, особенно в марте, мне становится от них плохо и я стараюсь избегать долгого пребывания на солнце.

Закаливание водой - мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом. Начинается закаливание с обтирания: обтираются губкой, полотенцем или рукой - смоченной в прохладной воде. Его проводят последовательно: шея, грудь, руки, спина, затем вытирают их и растирают до красноты. Процедура длится 5 мин. Следующий этап - обливание. Его начинают с температуры +30 оС постепенно снижая до +15оС. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем. Также хороший эффект закаливания дает контрастный душ. Можно принимать контрастный душ чередуя 2-3 раза воду +30 - + 40 оС с водой +13 - +20оС на протяжении 3 мин. Это способствует состояниям бодрости и повышения работоспособности. Хорошо для закаливания использовать баню, сауну, бассейн. Баня и сауна очищают от шлаков весь организм, бассейн «заряжает» энергией.

Одним из методов закаливания является полоскание горла - утром и вечером сначала водой +20 - +25оС, затем температура снижается каждую неделю на 1 - 2оС и доводится постепенно до +5 - +10оС. Обмывание стоп эффективно при закаливании. Эта процедура проводится каждый вечер за 1 час до сна: вначале вода +26 - +28оС, а затем постепенно снижается до +12 - + 15оС. После обмывания стопы тщательно растираются полотенцем.

Включая все это в повседневную жизнь - студент будет не только физически более сильным, но и эмоционально устойчивым, т.к. большие нагрузки во время учебы требуют немалых эмоциональных затрат. Это может привести к переутомлению. И в итоге к стрессу. Предотвращение стрессов обеспечивает регулярная физическая нагрузка, но не чрезмерная.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что значение здорового образа жизни необходимо для заряда энергией, большей собранности, хорошей коммуникабельности, ощущения своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистического настроя, умения обеспечить свой полноценный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. Здоровый образ жизни дает хорошее самочувствие, способность успешно переносить большие нагрузки, уверенность в своих силах, более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после умственной деятельности. Чтобы быть здоровым и выносливым - нужны собственные усилия постоянные и значительные. Величина усилий определяется стимулами. Стимулы - значимостью цели. Каждому необходима здоровая и счастливая жизнь. Овладение собой, сила воли, способность физически напрягаться, несомненно, способствуют успехам в учебе, работе, семье.

Жизнь - это огромный дар. Нельзя жить тускло. Нельзя тратить жизнь на недуги, «яды» (курение, алкоголизм, наркомания). Жизнь слишком коротка и хороша, в мире столько прекрасного и удивительного. Жажда жизни и достижение поставленных целей - вот главное, о чем должен помнить каждый. Здоровый образ жизни, физическая культура, закаливание - наши надежные помощники.

Список используемой литературы

1. Физическая культура студента: Учебник / под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. - 448 с.

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 2007.

3. Искусство быть здоровым - Часть 3. /Авт. сост. Шенкман С.Б. - М.: ФиС, 2001 - 80 с., ил.

Методическая разработка классного часа на тему: "Сегодня в моде здоровый образ жизни"

Цели:
- раскрыть понятие здоровый образ жизни,
- определить условия сохранения здоровья,
- формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.

Оборудование:
- проектор;
- презентация о здоровом образе жизни;
- видеоклипы о спорте и здоровом образе жизни.

Ход классного часа:

1 слайд.
Сегодня мы с вами поговорим о здоровье. «Здравствуйте»,- говорим мы, когда приветствуем, друг друга, а значит, желаем здоровья. Именно здоровья мы желаем в первую очередь, когда поздравляем кого-либо с каким-нибудь праздником. Здоровье человека – это главная ценность в жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги. Его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

2 слайд.

«Здоровье сбережёшь – от беды уйдёшь»,- гласит народная мудрость. И все мы знаем: чтобы сберечь свое здоровье, надо вести здоровый образ жизни.

3 слайд.

Но что, же мы понимаем под «здоровым образом жизни»?
Что он в себя включает?
(Здоровый образ жизни – это правильное питание, жизнь без вредных привычек, занятия физкультурой.)

4 слайд.
Поговорим о правильном питании.
Что, по-вашему, значит правильное питание? (ответы студентов).

5 слайд.

– Из списка выберите полезные, вредные продукты. Объясните свой выбор.
(Набор продуктов: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, торты, сникерс, яблоки, чипсы, фанта, лук).

6 слайд.

Есть полезную, богатую витаминами пищу. Не есть чипсы, сухарики, не пить кока-колу, лимонад. А вы знаете, почему нельзя все это есть и пить? Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов. Поэтому получаются сухарики со вкусом икры, сыра, бекона. На самом деле никакой икры нет - ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. Тоже самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе продукта и чипсов и сухариков.

Лучше есть полезные фрукты, овощи, бобовые, рыбу и т. д.

7 слайд.

Для здорового образа также важно жить без вредных привычек. Что относится к вредным привычкам? (ответы детей).
Курение, алкоголь, наркотики приводят к серьёзным, смертельно опасным болезням.

8 слайд.

В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере (отучают от курения и приобщают к спорту);
В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади;
В Турции курильщиков сажали на кол;
В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на кнутом, пока не признается, откуда добыл…»
В нашем гуманном обществе нет таких наказаний.

1 Видеоклип

9 слайд.
Всем известно: «В здоровом теле – здоровый дух!». Ребята, почему полезно делать по утрам зарядку, заниматься спортом? (ответы детей).
Это укрепляет мышцы человека, держит в тонусе, бодрит человека. Человек, который дружит с физкультурой и закаляется, меньше болеет. 30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуляетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол. Просто это должно быть каждый день. С физкультурой нужно дружить. Зарядка должна стать для вас ежедневной привычкой.

2 Видеоклип
10 слайд.

Вопросы:
1. Назовите авиационные виды спорта. (Ответ: вертолетный, самолетный, парашютный, планерный).
2. Как называется аппарат для дыхания под водой. (Ответ: акваланг).
3. Почему «альпинизм» называется этим словом? (Ответ: от слова «Альпы» - горы).
4. Какая форма мяча в американском футболе? (Ответ: дыне образная).
5. Какой предмет стал прародителем баскетбольного кольца? (Ответ: мусорная корзина).
6. Сколько человек должно быть в волейбольной команде? (Ответ: шесть).
7. Как называется металлическая ручка с чугунными шарами на концах? (Ответ: гантели).
8. Какова должна быть длина лыж для бега по снегу? (Ответ: длина должна быть равна росту спортсмена с поднятой вверх рукой).
9. Назовите стиль плавания, в котором движения пловца похоже на лягушку? (Ответ: брасс).
10. Назовите стиль плавания, в котором движения пловца порхают над водой, словно крылья? (Ответ: баттерфляй).
11. Назовите самый быстрый стиль плавания. (Ответ: кроль).
12. Как называется площадка для игры в большой теннис? (Ответ: корт).
13. Какова продолжительность хоккейного матча? (Ответ: 60 минут).

11 слайд.

Сегодня мы поговорили о здоровом образе жизни. Пословица гласит: «Здоровье не купишь, его разум дарит». Ребята, помните, что ваше здоровье в ваших руках. Здоровье – это модно!!

Презентация на тему: Сегодня в моде здоровый образ жизни

Слайд 1

Здоровый образ жизни
Выполнила ученица 5«б» Суркова Аня Под руководством учителя физической культуры Половниковой Ирины Викторовны

Слайд 2

Цель и задачи: - познакомиться с понятием «Здоровый образ жизни»; - способствовать воспитанию привычек и потребности в здоровом образе жизни; - привить навыки управления своим здоровьем; - сформировать активную позицию в сохранении и укреплении своего здоровья; - воспитание социально значимой личности.

Слайд 3

Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. Лишь когда валит с ног болезнь или приходит старость, мы начинаем думать о беспечно прожитых годах. Что же такое здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

Слайд 4

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Представители философско-социологического направления рассматривают Здоровый Образ Жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Слайд 5

Что входит в понятие - зож? 1.Правильное питание и здоровый сон. 2.Физическая активность. 3.Отказ от вредных привычек.

Слайд 6

Правильное питание Самое важное для здоровья человека – это то, чем он питается. А питается он, скажем, не всегда полезными продуктами. Например, сейчас в свободной продаже имеется целый ряд продуктов, неблагоприятно влияющих на здоровый образ жизни. В этот «ряд» входят продукты быстрого приготовления, продукты обработанные индустриально. Все они содержат вредные вещества в своем составе, негативно влияющие на организм человека. Следовательно, не стоит питаться, чем попало, и когда попало. Решили вести здоровый способ жизни – следовательно, надо соблюдать режим питания. Правильное питание и диета – это залог вашего будущего здоровья и долголетия.

Слайд 7

Принципы рационального питания: Строгое соблюдение ритма приема пищи. Отучаться насыщаться пищей до предела. Пищу надо есть с вниманием и удовольствием, не спеша прожевывать и чувствовать вкус. Подсознательно оказывают благотворное влияние на пищеварение оформление блюд, сервировка стола. Употреблять в пищу сырые растительные продукты.

Слайд 8

Сон Для здоровья человека важен его сон. Не зря на Руси говорили, «спит богатырским сном». Потому и богатырским, что спит здоровый человек. Сон важен для организма, также как и правильное питание, как, например, закаливание организма. От того сколько человек спит, зависит его нервная система. Для хорошего сна стоит подготовить спальную комнату: проветрить, убрать лишнее освещение, лишние шумы, например музыку. И естественно, чтобы лучше спать, нужно соблюдать распорядок дня, из которого должны исключиться всякого рода негативные эмоции.

Слайд 9

Спорт Физкультура – вот еще один фактор, который играет немаловажную роль в поддержании здорового образа жизни. Ведь каждый человек хочет подольше прожить свою жизнь, больше успеть сделать в ней что-то полезное для общества, для себя, для своих родных и близких. Но, чтобы все это успеть сделать, нужно не только подольше прожить, но еще и не состариться раньше времени. Для этого у человека есть физическое состояние. А для поддержания тонуса организма следовало бы заниматься физкультурой. Занятие различного вида физическими упражнениями поможет человеку не только встретить достойную старость, но и остаться в хорошей форме.

Слайд 10

Режим, одно из главных слагаемых здорового образа жизни Режим дня – это правильное распределение времени, на основные жизненные потребности человека.

Слайд 11

РЕКОМЕНДАЦИИ -приучи себя просыпаться и вставать каждый день в одно и то же время; -выполняй каждый день утреннюю зарядку; - следи за чистотой тела, волос, ногтей и полостью рта; - старайся есть в одно и то же время.

Слайд 12

Закаливание. Закаливание – одна из форм укрепления здоровья человека. 1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал: С гимнастикой дружи, Всегда веселым будь, И проживешь 100 лет, А, может быть, и более. Микстуры, порошки – К здоровью ложный путь. Природою лечись – В саду и чистом поле.

Слайд 13

Способов закаливания много. Очень простой и эффективный способ закаливания – это хождение босиком. Дело в том, что подошвы наших ног – несколько необычный участок кожи нашего тела. Там расположены точки – проекции наших внутренних органов. Нажимая на них, можно снять боль, оказать лечебное воздействие на определенные органы

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Отказ от вредных привычек. Вредные привычки - это сложившиеся способы деструктивного (саморазрушающего) поведения, осуществление которого в определённых ситуациях приобретает характер потребности. Вредные привычки могут: складываться стихийно быть побочным продуктом направленного воспитания и обучения перерастать в устойчивые черты характера Приобретать черты автоматизма быть социально обусловленными

Слайд 17

Правила здорового образа жизни.
Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности. Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком. Не переутомляться умственной работой. Старайся получать удовлетворение от учебы. А в свободное время занимайся творчеством. Доброжелательно относись к людям. Знай и соблюдай правила общения. Выработай с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы. Занимайся ежедневным закаливанием организма и выбери для себя способы, которые не только помогают победить простуду, но и доставляют удовольствие. Учись не поддаваться, когда тебе предложат попробовать сигарету или спиртное. Расти здоровым!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!