Раскрытие информации о счетах и вкладах за границей: что будет тем, кто не успел. Штраф за обособленное подразделение Кто обязан отчитываться

Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.

Можно ограничиться штрафом в 200 руб.

В Письме ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.

Важно также другое замечание налоговиков в этом Письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря, необособленного подразделения).

Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946.

Но есть риск гораздо большего ущерба

Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением прежде всего местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ: взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.

Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 N Ф04-5897/2016 по делу N А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.

Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.

Справедливость восторжествовала

ВС РФ в Определении от 26.06.2017 N 303-КГ17-2377 по делу N А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.

Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.

Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.

Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.

Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.

Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.

Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это предусмотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.

То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) — по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.

Верховный суд отменил решения двух нижестоящих инстанций, посчитавших, что за несообщении в инспекцию о созданном обособленном подразделении полагается штраф по пункту 2 статьи 116 НК РФ в размере 10% от доходов.

Обществу, обратившемуся в суд, был выставлен штраф за то, что оно не сообщило о создании нескольких обособленных подразделений. Сумма получилась немаленькая, почти 12 млн.рублей.

Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 НК РФ, поскольку налогоплательщик обязан был только проинформировать налоговый орган о создании обособленных подразделений. Суд отметил, что обязанность по постановке на учет налогоплательщика по месту нахождения его обособленного подразделения возлагается на налоговый орган. При этом непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 НК РФ, т.е. 200 рублей за каждое несообщение.

Апелляционная инстанция решение первой отменила, с ней согласился и АС Западно-Сибирского округа. Но общество дошло до Верховного суда и дело пересмотрела Судебная коллегия по экономическим спорам.

Судьи указали на то, что что предусмотренное в пункте 2 статьи 116 НК РФ изъятие соответствующей части дохода сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должны были быть уплачены. В том случае, когда у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности налогоплательщика, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

При проведении налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных ООО через обособленные подразделения, не установив при этом неполной уплаты обществом налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения. Суды апелляционной инстанции и округа при рассмотрении дела не разграничили должным образом между собой составы правонарушений, предусмотренных пунктом 2 статьи 116, статьями 122 и 126 НК РФ, что привело к неправильному выводу о законности решения инспекции.

Определением от 23.10.2017 N 304-КГ17-8872 решения второй и третьей инстанции отменены, в силе оставлено решение первой инстанции.

Отметим, что это не первое дело, выигранное организациями. ФНС даже включила в за 2 квартал 2017 года одно из решений суда по этому вопросу (пункт 13). Однако на местах инспекции всё равно пытаются штрафовать по статье 116 НК, хотя перспектив выиграть суд у них теперь нет никаких.

Она будет привлечена к административной ответственности. Расскажем в статье, какой штраф за обособленное подразделение грозит фирме, и как его избежать.

Штраф за неоткрытие обособленного подразделения

В соответствии с положениями ст. 116 НК РФ, если компания нарушит порядок процедуры регистрации обособленных подразделений, то она привлекается к административной ответственности и обязана выплатить штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, если фирма или ИП будут вести экономико-хозяйственную деятельность без оформления на учете в налоговой службе, штраф будет взыскан в объеме 10% от прибыли (не меньше 40 тыс. руб.).

Так, штраф за неоткрытие обособленного подразделения будет наложен, если компания не совершает следующие действия:

  1. Не подает в инспекцию ФНС заявления о постановке на учет обособленного подразделения. Пакет документации считается поданным, если полностью соответствует требованиям законодательства.
  2. Не уведомляет в письменной форме об открытии обособленного подразделения в установленный срок.
  3. Не уведомляет и не заявляет о постановке на учет по адресу расположения обособленного подразделения (до 30 дней включительно – пп. 3 п. 2 ст. 23 НК).

Штрафные санкции будут применены по каждому подразделению, в отношении которого были совершены предусмотренные нарушения. Таким образом, если обособленных подразделений 11, будет начислен штраф в размере 110 000 рублей (11 х 10 000).

В том случае, когда обособленное подразделение расположено на территории той же инспекции ФНС, что и головная фирма, административная ответственность в связи с нарушением положений ст. 116 НК РФ может быть не применена. В такой ситуации компания может быть оштрафована на сумму 200 рублей, согласно ст. 126 НК РФ. Нарушением будет признано не пропуск сроков или несоблюдение правил подачи заявления, а непредоставление документов для осуществления фискального контроля.

Дополнительно, за нарушение сроков и ведение деятельности без прохождения регистрации в ФНС может быть оштрафован руководитель фирмы. Штрафные санкции будут применены на основании ст. 15.3 КоАП РФ. Размер штрафа варьируется от 500 до 3000 рублей.

Как избежать штрафа за обособленное подразделение?

По общепринятому определению обособленным подразделением признается какое-либо отделение фирмы, который территориально удален от ее расположения и оснащен стационарным местом трудоустройства. Наличие такого стационарного подразделения может быть как прописано в учредительных документах фирмы, так и нет.

Чтобы не возникло требования уплатить штраф за обособленное подразделение, требуется уведомить налоговиков о его образовании. Это нужно сделать в течение месяца со дня создания ОП.

Кроме того, фирма должна встать на учет в инспекции ФНС по местонахождению каждого из своих обособленных подразделений. Когда отдельные подразделения располагаются в одном городе, но на различных подотчетных территориях, компания может выбрать одну инспекцию ФНС по расположению какого-либо из филиалов (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Для регистрации подается уведомление о создании подразделения по форме С-09-3-1 и документацию , подтверждающую факт его образования. Новому подразделению будет присвоен собственный КПП. ИНН будет аналогичным головной фирме. Постановка на учет проводится в течение пяти рабочих дней.

В России завершилась кампания по представлению информации о счетах в зарубежных банках. В рамках кампании граждане РФ, имеющие счета в банках за пределами России, были обязаны предоставить ФНС информацию обо всех совершенных за 2015 год операциях с иностранными счетами. О том, куда сообщать об открытии счета и что делать тем, кто не успел впервые отчитаться о движении средств по своим зарубежным счетам, порталу Buh.ru рассказали начальник управления стандартов и международного сотрудничества ФНС России Дмитрий Вольвач и эксперт по налогообложению Игорь Кармазин.

Открыл вклад или счёт – отчитайся

Обязанность информировать об открытии и закрытии зарубежных счетов и вкладов была введена законом N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003. Согласно закону, резидент должен заполнить и отправить бланк уведомления в налоговую инспекцию об открытии расчетного счета, закрытии вклада или об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за границей РФ (пункт 2 статьи 12 закона N 173-ФЗ).

Уведомление подаётся не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счёта или изменения реквизитов. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 21.09.2010 № ММВ-7-6/457@.

Позднее в закон были внесены изменения, дополнившие перечень обязанностей физических лиц. Теперь им вменяется также раскрытие всей информации о поступлении и расходовании средств на счетах. Ранее отчитываться о движении денег по счетам в иностранных банках должны были только организации и предприниматели.

Отметим, эта обязанность в отношении рядовых граждан была введена еще с 1 января 2015 года. Однако сам порядок сообщений об открытии или закрытии счета в ИФНС предоставления сведений был вступил в силу только 30 декабря 2015 года. Этот порядок регламентирован постановлением правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 «О порядке представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ».

Кто обязан отчитываться

Обязанность по предоставлению в налоговую инспекцию отчёта или заполненного бланка заявления об открытии счета распространяется исключительно на валютных резидентов, имеющих вклады и счета в иностранных банках. Граждане, не являющиеся резидентами, отчитываться перед налоговиками не должны.

Что характерно, многие часто путают статус налогового резидента и резидента валютного. Разница между ними существенная. Для того, чтобы избежать неблагоприятных последствий в виде штрафов, важно понимать это различие.

Налоговыми резидентами признаются физлица, находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение года. Это время не прерывается даже на периоды краткосрочного выезда за пределы территории страны (статья 207 НК РФ).

В свою очередь под валютными резидентами в соответствии с законом N 173-ФЗ понимаются граждане РФ, постоянно не проживающие на территории иностранного государства в течение всего года. Также к резидентам относятся и иностранцы, живущие в России на основании вида на жительство.

Какие штрафы предусмотрены для «молчунов»

Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ. Закон предусматривает штрафы как за неуведомление об открытии счетов, так и за несдачу отчётности о движении денежных средств.

Статья 15.25 КоАП РФ (нарушение валютного законодательства) гласит, что непредставление уведомления об открытии, закрытии счета или об изменении реквизитов счета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей. Должностным лицам придется заплатить штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц это нарушение будет стоить от 800 000 до одного миллиона рублей.

Устанавливается ответственность и за представление уведомления с нарушением установленного срока и не по установленной форме. Это нарушение повлечёт наложение штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, а на должностных лиц - от 5000 до 10 000 рублей.

Несоблюдение порядка представления отчётов или непредставление отчёта о движении средств по счетам и вкладам повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей. Должностным лицам придется заплатить уже от 4000 до 5000 рублей. Повторное совершение этого нарушения грозит гражданам штрафом в размере 20 000 рублей, а должностным лицам - в размере от 30 000 до 40 000 рублей.

Как нужно отчитываться

Согласно новым правилам, отчёт о движении средств должен предоставляться ежегодно - не позднее 1 июня. Отчет представляется за период с 1 января по 31 декабря отчётного года. Если счёт был открыт после 1 января отчетного года, отчёт представляется за период с даты открытия по 31 декабря включительно. В случае закрытия счёта отчитываться нужно за период с 1 января по дату закрытия. Одновременно необходимо будет подать и уведомление о закрытии счёта.

В отчёте указываются данные клиента (ФИО, дата рождения, адрес, телефон, ИНН), наименование банка, номер счёта. Также необходимо указать информацию о расходовании и поступлении денежных средств. Никаких банковских выписок представлять не нужно. Выписки предоставляются только по требованию, если у налогового органа возникнут дополнительные вопросы к расходованию и поступлению денежных средств.

При этом подтверждающие банковские документы представляются в виде нотариально заверенной копии. К документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, также нотариально заверенный. Все документы должны быть действительными на день представления.

Сам отчёт может быть подан как на бумажном носителе - непосредственно в налоговый орган, так и через личный кабинет налогоплательщика. Во втором случае отчёт подписывается усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Если несколькими резидентами был открыт общий счёт в банке, отчёт представляется каждым резидентом. Для получения отметки о принятии отчёта он представляется на бумажном носителе в двух экземплярах. Один экземпляр отчёта с отметкой налогового органа о принятии отчета тогда возвращается резиденту в течение пяти рабочих дней. Второй экземпляр отчета остается в налоговом органе.

Налоговики не примут отчёт в случае наличия в нём ошибок и неточных сведений. Также отчёт будет возвращён при его заполнении не в полном объёме. Тогда необходимо будет представить исправленный отчёт. Он должен быть представлен в течение установленного в налоговом уведомлении срока. Этот срок не может быть менее 7 рабочих дней.

Получится ли утаить информацию о вкладах и счетах

В рамках сдачи отчётности может выясниться, что гражданин имеет зарубежные банковские счета и вклады уже в течение длительного времени. Таким образом, предоставление отчёта по новым правилам будет чревато для многих вкладчиков негативными последствиями. Налоговики узнают о счетах и оштрафуют за неуведомление об их открытии. Однако это не означает, что имеет смысл и дальше утаивать от государства эту информацию. Чем дольше сведения об открытии счетов остаются нераскрытыми, тем строже штрафные санкции, налагаемые на вкладчиков.

Причём налоговики могут узнать о счетах самостоятельно. Например, в ходе сотрудничества с контролирующими органами иностранных государств. Напомним, Россия в начале 2016 года уже присоединилась к международному соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией. К соглашению, подписанному в Пекине 12 мая 2016 года, присоединились 80 государств, в том числе Люксембург, Сейшельские острова и Швейцария. Подписание соглашения позволит России с 2018 года получать финансовую информацию от всех этих 80 юрисдикций.

Налоговые органы всех этих государств обязаны осуществлять сбор и передачу информации о счетах и вкладах любых иностранных вкладчиков на своей территории – причём, невзирая на банковскую и коммерческую тайну. Вся собранная информация будет направлена в ФНС России в течение 9 месяцев года, в котором осуществлялась проверка. Впервые такую информацию налоговики получат к сентябрю 2018 года.

Таким образом, если вкладчики самостоятельно не сообщат о своих счетах и вкладах государству, эту информацию налоговикам могут предоставить третьи лица - контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и т.д.

Ранее также был принят приказ ФНС России, утвердивший основы взаимодействия в этой сфере российских налоговиков и иностранных банков. Согласно приказу ФНС от 09.11.2015 № ММВ-7-14/501@, налоговая служба будет получать информацию от любых кредитных организаций, действующих за рубежом. Причём информация о счетах станет предоставляться не только в отношении валютных резидентов, но и всех россиян без исключения. Следовательно, статус нерезидента в случае выявления факта неуплаты налогов в этом случае не поможет.

Доначисление налогов

Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам предугадать несложно. Первым делом вкладчики будут оштрафованы за сокрытие счетов. Как мы ранее говорили, штраф здесь может достигать 5000 рублей. Во-вторых, по всем совершённым операциям будет проведена налоговая проверка. Цена вопроса – налог на доходы физических лиц. Инспекция выяснит, откуда на счетах россиян появились деньги и, исходя из этого, доначислит налоги.

Кроме того, налогообложению подвергнутся и сами счета. Как известно, вклады предполагают начисление процентов в денежном эквиваленте. Соответственно, проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов. Также вкладчикам-уклонистам будут доначислены пени и штраф за уклонение от уплаты обязательных платежей.

Санкции за неуплату налогов регламентированы статьей 122 НК РФ. В соответствии с ней неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Это для случаев, когда неуплата произошла неумышленно. Например, в случаях незнания закона, или заблуждения. При умышленном уклонении от уплаты налога санкция увеличивается вдвое - до 40% от неуплаченной суммы.

Повлечёт наложение штрафов и просрочка предоставления налоговой декларации. Штрафы за это устанавливаются статьей 119 НК РФ. Величина штрафов составит 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления.

При этом не стоит забывать и о штрафах за осуществление незаконных валютных операций. По закону любая сумма денег, переводимая на зарубежный счёт, должна переходить путем транзита через российский банк. В противном случае весь полученный доход может быть попросту изъят в пользу казны РФ.

Статья 15.25 КоАП РФ регламентирует штрафы за перевод денег, минуя счета в российских банках. Это нарушение повлечёт наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции. Иными словами, доход от продажи той же недвижимости может полностью уйти на оплату штрафа. Плюс ко всему прочему – на владельца счёта будет наложена ещё целая совокупность штрафов.

Резюме по статье: восемь самых важных моментов

    Валютный резидент должен уведомить налоговый орган об открытии и закрытии счетов и вкладов, и об изменении реквизитов счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ.

    Уведомление об открытии и закрытии счёта подается не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) счёта или изменения реквизитов.

    Также резиденты обязаны раскрывать всю информацию о поступлении и расходовании средств на счетах.

    Штрафы за утаивание информации о счетах установлены КоАП РФ и составляют от 4000 рублей для граждан до 1 млн. рублей для организаций.

    Если граждане самостоятельно не сообщат о своих счетах, эту информацию налоговикам предоставят третьи лица - контролирующие органы иностранных государств, кредитные организации и др.

    Последствия сокрытия информации о счетах и движении средств по этим счетам могут быть такими:

    штраф за сокрытие счета;

    налоговая проверка по всем совершённым операциям (возможно доначисление налога на доходы физических лиц);

    проценты по вкладам обложат налогом по ставке 13 процентов;

    «уклонисты» также получат штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога;

    просрочка предоставления налоговой декларации также влечёт штраф (5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления);

    возможны штрафы за осуществление незаконных валютных операций (от ¾ до одного размера суммы незаконной валютной операции).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!