Бездна казанской губернии. Жажда свободы: история крестьянского бунта в деревне Бездна Казанской губернии

Уже весной 1861 г. стало очевидным, что крестьяне ждали совсем не такой воли. В их представлении совершенная воля - немедленное прекращение любых отношений с помещиком и получение всей удобной земли. Этого не произошло. К тому же им предстояло выплачивать высокие выкупные платежи. Крепло убеждение в том, что господа спрятали настоящую, царскую волю. Выражая настроения крестьян, «Колокол» писал, что в действительности крепостное право не отменено. Революционеры надеялись, что в стране вспыхнет массовое крестьянское восстание.

Крестьянские волнения. В марте-мае 1861 г. в великорусских губерниях России произошло в 3-4 раза больше крестьянских выступлений, чем за весь 1860 г. Крестьяне выражали свое недовольство несправедливыми условиями реформы, добивались настоящей воли.

Одним из районов, где наиболее ярко проявился протест крестьян, стала Казанская губерния. Вскоре после обнародования Манифеста, в марте, волнения произошли в деревнях Кармачи и Карташиха Лаишевского, Тень-ки, Полянки и Мурасы Спасского уездов. Общим для них был отказ от выполнения барщинных или оброчных повинностей. Крестьяне считали оглашенные им документы подложными, не подлинными. С марта и до конца мая 1861 г. в губернии были отмечены многочисленные выступления, в которые были вовлечены жители более чем 130 деревень. «Взбунтовавшихся мужиков», как правило, приводили к покорности силой.

«Бездненское побоище». Особым драматизмом отличались события в селе Русская Бездна Спасского уезда. Здесь крестьянам, разочарованным условиями реформы, принялся растолковывать «Положение» от 19 февраля 1861 г. их односельчанин Антон Петров (Сидоров). Сам он в течение двух дней читал документы, но «ничего хорошего не вычитал». Затем его внимание привлекла первая статья Уставной грамоты с фразой из них отпущено на волю ». К тому же в «Положении» он вычитал слова: «После ревизии отпущены на долю». Это он и принял за «изъяснение воли».

Открытую им волю Петров объявил крестьянам. Он эворил, что крестьяне, как люди отныне вольные, ни одного дня в неделю работать на помещика не обязаны. Им должны отойти и почти вся помещичья земля. Слова: Петрова побуждали крестьян к действиям. Крестьяне рбили помещичьи леса, угоняли господский скот, пришли, как сообщалось в официальных документах, в «полное неповиновение властям». В Бездне, Болховке, в ряде ругих деревень Спасского уезда насильственно были заменены неугодные представители сельской админи-грации - старосты, выборные, сотские. Чтобы услыхать о «настоящей воле», в Бездну приходили целые элпы крестьян из Спасского, Чистопольского, Лаишевского и других уездов. Только в Спасском уезде волнения охватили крестьян 75 сел и деревень. Не без влияния бездненских событий начали волноваться срестьяне Самарской, Симбирской и Саратовской губерний. В сознании помещиков возник образ пугачевщины.


10 апреля на Бездну по приказу П.Ф. Козлянинова были двинуты войска, в том числе из Тетюш, Лаишевский, Чистополя и Казани. Всего двенадцать рот с более ем 1,2 тысячами солдат, при двух орудиях. На следущй день в Бездну прибыл свиты его императорского вличества генерал-майор, граф А.С. Апраксин. В селе эгда находилось около пяти тысяч крестьян. На тре-эвания выдать Антона Петрова толпа ответила генерал майору отказом. Был отдан приказ открыть ружейный огонь. В промежутках между залпами из толпы раздавались крики: «Не бойтесь!», «Пугают!», «Не сходитесь!», «Не выдадим, в царя стреляли!» По последнему залпу безоружные крестьяне дрогнули и стали разбегаться. В это время появился Петров, державшие на голове «Положение». Он был схвачен и отправлен в острог.

В Бездне было устроено настоящее побоище. 350 раненыx и убитых крестьян - таков кровавый итог расправы с возжелавшими настоящей воли. А Антон Петров по приговору полевого военного суда был расстрелян 19 апреля вблизи своего села.

13 апреля весть о расправе над крестьянами в селе Бездна дошйа до Казани. Большинство дворян не скрывало своей радости. По свидетельству современника, «13 апреля Воскресенская улица в 1 час дня представляла вид необыкновенный: по ней катались коляски, дорожки и тарантасы помещиков, ехавших к губернатору. Только что было получено известие «о победе графа». Примечательная и резолюция Александра II, наложенная им на рапорте главного усмирителя о событиях в Бездне. Она весьма определенна: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно не грустно, но нечего было делать другого». Граф был награжден орденом св. Владимира 3-й степени.

Протест против введения уставных грамот. Безднен-ское побоище лишь на время приглушило недовольство крестьян. Оно вышло наружу при введении уставных грамот осенью 1861 г. Введение этих грамот сопровождалось сокращением крестьянских наделов, ростом повинностей в пользу помещиков. Тогда произошло около 30 крупных выступлений бывших помещичьих крестьян, подавленных с помощью воинских команд. Крестьяне протестовали против введения уставных грамот, требовали «дарственного надела». Так было в селах Любимовка Тетюшского, Сокуры Лаишевского, Старая Киреметь Чистопольского уездов. Крестьяне деревни Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда отказывались принимать земельные наделы, исполнять повинности. Пущенные властями в ход розги не сломили их упорства. За дело взялся военный суд. Около сорока человек понесли тяжелое наказание. В конце концов янасальских крестьян перевели на выкуп, снизив выкупную сумму, освободили от издольщины.

Не скрывали своего недовольства и государственные крестьяне. Так, в связи с несправедливым рекрутским набором в декабре 1862 г. прокатились волнения по ряду сел Казанского уезда.

Отклики на бездненские события. Куртинская панихида. Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна.

Кровь жертв бездненского побоища взывала не только к состраданию, но и к протесту. С получением известий о событиях 12 апреля, кружок казанских студентов начал вырабатывать план действий. Студенты решили направить своих представителей в Бездну, провести сбор средств в пользу семей убитых и раненых, организовать демонстрацию.

В Бездну выехали С. Клаус и М. Элпидин, но там были арестованы и доставлены в Казань. Здесь их лично допросил губернатор Козлянинов. Другие члены кружка 14-16 апреля занялись сбором средств среди профес-Цеоров, учителей, студентов, гимназистов, чиновников, купцов. То, что удалось собрать, было отправлено семьям юстрадавших.

Во второй половине дня 16 апреля на Куртинском тадбище в приходской церкви состоялась панихида по битым в Бездне крестьянам. Ее инициаторами стали. Н. Умнов, И.К. Олигер, Н.В. Копиченко, А.Х. Хрисэров, А.М. Темников, составлявшие ядро кружка. Пе-собравшимися - а их было около 450 человек - шхиду служил священник И.В. Яхонтов. Он прибывал помянуть «убиенных за свободу и любовь к отечеству». В конце панихиды с краткой и страстной вчью выступил А.П. Щапов. Заключая ее, он произнес: «Земля, которую Вы возделывали (речь идет о Кертвах бездненского побоища), плодами которой пи-рал и нас, которую теперь желали приобрести в собстенность и которая приняла Вас мучениками в свои недра, - эта земля воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху Вашему и вечная историческая память Вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!» На следующий день Казань была полна разговорами о Щапова. О ней незамедлительно телеграфировали яександру П. Императорская резолюция на телеграмме сила: «Щапова немедленно арестовать, а двух монахов очить в Соловецкий монастырь». В монастырь должен был отправиться и Щапов, но под давлением общественного мнения царь отменил это решение. В 1864 г. профессора русской истории сослали на родину в село Анга Иркутской губернии. Ранее из университета исключили девять, а из академии - троих студентов.

В мае на события в Бездне откликнулся «Колокол». Через два месяца на его страницах было опубликовано письмо либерально настроенного профессора русской литературы Казанского университета Н.Н. Булича. Называлось оно «Граф Апраксин Бездненскии» и начиналось следующими словами: «Манифест и Положение об освобождении крестьян облились уже невинною кровью». Специально для «Колокола» предназначалась большая статья «Сказание о Бездненском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян», опубликованная в нем в марте 1862 г. Одним из ее авторов был К.П. Перцов, советник Казанского губернского правления, назначенный после событий 12 апреля председате­лем следственной комиссии по делу «О волнениях срочно обязанных крестьян Спасского уезда Казанской губернии».

Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г. в среде казанских разночинцев появляется собственная рукописная прокламационная литература радикального содержания. Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая...». Студент Казанского университета А. Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский - прокламацию «Бью челом народу православному...». Все они содержали призыв крестьян к восстанию.

Задача подготовки «повсюдного» крестьянского восстания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г. В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И. Умнов, Г. Иловайский, Н. Шатилов, А. Христофоров. Н. Копиченко и другие. Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы...», одним из авторов которой являлся И. Умнов. Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства.

Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» - «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию... Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны. И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены. Свыше 20 членов «Студенческого клуба» (с этой организацией польские революционеры вели активные пере­говоры) были приговорены к ссылке в Сибирь и на каторжные работы. Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить. Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало. Однако произошло земельное утеснение крестьян. Малоземелье выдвинулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни. Еще большую остроту ему придавало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г. не вышло за рамки стихийных и разрозненных выступлений. Попытки революционеров разжечь пламя крестьянского восстания не встретило сочувственного отношения в среде тех, чьи интересы они стремились защитить.

Вопросы и задания

1. Что в представлении крестьян означала полная, совершенная воля? Дала ли им крестьянская реформа 1861 г. такую волю? 2. Используя часть ответов на вопросы по материалу предыдущего параграфа, подумайте над тем, почему волнения охватили, прежде всего часть помещичьих крестьян? 3. Почему крестьяне села бездна, а затем и многих других деревень поверили словам А. Петрова об открытой им воле? 4. Как отнеслись различные слои общества к расправе над бездненскими крестьянами? Чью позицию вы заняли бы в данном случае? 5. Почему на открытый протест против «бездненского побоища» решилось только казанское студенчество? 6. Как вы относитесь к тому, что сказал профессор А.П. Щапов во время Куртинской панихиды? 7. Почему революционерам не удалось поднять крестьян на восстание, хотя они и не были довольны условиями реформы? Кем и когда предпринимались такие попытки? Если бы вам довелось выступить на защиту интересов крестьян, то какой способ действий вы бы избрали?

В школу в Антоновке, что в Спасском районе, трудно найти сторожа. Мало охотников по ночам в ней сидеть. Говорят, там водятся привидения. Нынешний охранник Виктор Иванович Коровушкин рассказывает, что на чердаке постоянно слышатся чьи-то голоса, раздаются непонятные шорохи. Жуть берет!


Школа размещена в бывшей помещичьей усадьбе графа Мусина-Пушкина — попечителя Казанского учебного округа. Зданию почти два века, и его стены хранят много тайн. Что здесь только не происходило! От пышных графских балов до заседаний революционных трибуналов.


Из подполья усадьбы проложен тайный лаз. Куда он ведет, можно лишь догадываться. Предполагают, что подземный ход проходит под речкой Бездной и соединяет графский особняк с церквушкой, до которой от школы метров 700. Бывший военрук пытался как-то проверить эту догадку. Но даже у него не хватило духу: прошел несколько метров и встал как вкопанный — всякая чертовщина стала мерещиться.





Историческая справка

Точная дата возникновения села Бездна не установлена. Церковь Богородицы, ныне отреставрированная, была построена здесь в 1778 году. Но поселение возникло раньше, есть предположения, что еще в XVII веке.


По данным профессора Г.Вульфсона, в середине XIX века в Бездне насчитывалось 1300 душ мужского пола. Граф Мусин-Пушкин продал имение своему управляющему Владимиру Родионову, который умер в годы Первой мировой войны. После него владельцем стал Михаил Земцов.


В начале 20-х годов XX века село Бездна было переименовано в Антоновку, а графскую усадьбу отдали под школу. Первым председателем Антоновского сельсовета выбрали справедливого и рассудительного, как говорят немногие помнящие его старожилы, крестьянина Ефима Степанова (кстати, прапрадеда нынешнего председателя Валерия Осокина). На базе усадьбы создали два хозяйства: колхоз имени Антона и совхоз «Антоновский». В 50-е годы вместо колхоза появился конезавод №106, который позже перевели в село Никольское.


В прошлом году СХП «Антоновский» распалось на семь самостоятельных фермерских хозяйств, самое крупное из них — ферма имени Антона.


Еще говорят, что в старину в окрестных местах пошаливали разбойники, контролируя узкую лесную дорогу. Сейчас она заросла, и ею уже не пользуются. А когда-то от Бездны (так раньше называлась Антоновка) до Спасского уездного центра можно было добраться только лесом. Тут-то и поджидали своих жертв удалые молодчики. Правда, грабили они не всех подряд, а лишь богатых, отпуская крепостных холопов с миром. Этакие Робин Гуды бездненского розлива…


Бездна вообще знаменита своими правдоискателями. Один Антон Петров чего стоит! Рассказывают, что однажды он вступился за крепостных баб, которых управляющий поместьем заставил грудью откармливать борзых щенят. Правдолюбец был нещадно бит розгами и посажен в «карцер» — в подвал графского пристроя, который сейчас приспособили под школьный склад. Было ли так на самом деле или народная молва присочинила, судить трудно. Но то, что Антон Петров в том «карцере» сидел-таки, — известно доподлинно. Правда, гораздо позже и совсем за другие дела.


Вспомним историю: в феврале 1861 года Александр II издал манифест об отмене крепостного права в России. До спасского захолустья он дошел только весной. Многие крестьяне жили на выселках в Киселевке, Балховке, Дубровке, Михайловке в 15-20 дворов, были неграмотными и сами императорский документ прочесть не могли. Их всех собрали в Бездне и попросили Антона Петрова, мало-мальски разумевшего в грамоте, довести до мужиков царскую милость. Тот манифест истолковал по-своему: оказывается, «добрый царь-батюшка» отпустил крепостных на волю еще два года назад, а «злые помещики» это от народа скрывали. Про Антона Петрова проведали мужики, торговавшие на рынке в Базарных Матаках, и валом повалили в Бездну. Тут и началась крестьянская буча! Говорят, до 5 тысяч народу скопилось.


Впрочем, историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или просто «митинг»? Но спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разбираться в определениях. Не сумев переубедить упрямого Антона и поверивших ему мужиков, он настрочил рапорт своему непосредственному начальнику полковнику Попову, тот — казанскому губернатору Козлянинову, который, в свою очередь, сообщил о крестьянском бунте в селе Бездна министру внутренних дел Ланскому. Из Питера в Спасск тем же макаром пришла шифрованная телеграмма с требованием задержать и предать военно-полевому суду «вожака крестьянского восстания Антона Петрова». В Бездну были срочно подтянуты войска из Чистополя и Тетюш. В процессе усмирения погиб 91 человек.


В Казанском императорском университете прошла манифестация, на которой с обличительной речью в адрес царских властей выступил профессор Щапов, охарактеризовав куртинскую панихиду по невинно убиенным как «погребальную панихиду по старой России».


В Антоновке есть музей, посвященный Бездненскому восстанию, где хранятся уникальные документы. Но сегодня они никому не интересны, тема стала неактуальной. У жителей сегодняшней Антоновки отношение к тем давним событиям тоже прохладное: дескать, мужичок не шибко грамотный был, вот и взбаламутил крестьян…


Вся жизнь в Бездне, да и позже в Антоновке, строилась вокруг помещичьей усадьбы. Граф Мусин-Пушкин был большой любитель лошадей и держал свой конезавод, который, в отличие от нынешнего, приносил приличный доход. Граф выращивал орловских рысаков, пользовавшихся тогда неимоверным спросом в обеих столицах и в Европе. Лошадки шли по 3 тысячи рублей — деньги по тем временам немалые, позволить себе такую дорогую покупку могли лишь состоятельные особы. Кстати, ухаживать за лошадьми Мусин-Пушкин своим крепостным не доверял, для этого он приглашал татар из соседних деревень — прекрасных наездников и знатоков коневодства. Они жили в специально отведенной для них пристройке. Сейчас там размещена начальная школа, которая по старой памяти называется «татарской», хотя учатся там в основном русские ребятишки.


В бывших конюшнях в годы советской власти разместили больницу. Вот такие гримасы истории: там, где обихаживали лошадей, стали лечить людей. Но и этой возможности жители Антоновки недавно лишились. Приехали министерские чиновники, увидели это «безобразие» и распорядились: «Немедленно закрыть!» Если честно, больницу прихлопнули бы в любом случае, политика сейчас пошла такая: закрывать в маленьких деревушках школы, клубы, библиотеки, здравпункты… В казне нет денег на их содержание. В Антоновке быстренько перестроились и переоборудовали старые конюшни под дневную амбулаторию и пункт «Скорой помощи». Хоть какая-то медицинская забота о людях будет. Но не могут пока найти главврача, хотя есть для него и вакансия, и жилье.


Главная усадьба графа была отдана под школу. Другой такой в республике, наверное, не найти. Дети каждый день ходят учиться в настоящий замок, где все дышит неувядающей стариной. Двухэтажный особняк, выстроенный в стиле пышного барокко, сохранил свои характерные черты — возводили его приезжие мастера. Здание имеет два входа, заканчивающихся витыми дубовыми лестницами. Одна лестница — парадная — предназначалась для гостей и хозяев, сейчас ею пользуются ученики. Вторая называлась «черной», она более узкая, почти без украшений, по ней поднималась на второй этаж прислуга, а сегодня — учителя. Несколько лет назад, готовясь к юбилею школы, решили подлатать лестницы. Выглядели они вроде бы ничего, но поверхность досок казалась сильно истертой. Ничего из этой затеи не вышло! Смогли разобрать лишь половину лестницы, а другая так крепко была прихвачена дубовыми шпунтами, что никак не смогли отодрать. Да, строили раньше на совесть, на века.


На верхнем этаже, в гостиной зале, до сих пор стоят два старинных зеркала в деревянной оправе, увитой причудливой резьбой. Учащиеся равнодушно проходят мимо, редкая девчушка поправит на ходу прическу, бросив мимолетный взгляд на антикварную редкость, — для нее это давно стало предметом обихода. А в старину перед этими зеркалами прихорашивались местные красавицы, готовясь к очередному балу. Граф навещал свое имение редко: будучи сенатором, он большую часть времени проводил в Петербурге. Но когда уж вырывался в Бездну, то закатывал пир на весь мир. Как-то, проезжая мимо, заглянул к Мусину-Пушкину, бывшему к тому же и попечителем Казанского учебного округа, знаменитый уже в ту пору математик Лобачевский. И застрял тут на неделю. Хлебосольный хозяин ни за что не хотел отпускать, устроив настоящее гулянье с лошадиными бегами и хоровым пением. Правда, цыган не было, они могли отдыхать, когда за дело брался крепостной хор из Кутырки, что в 30 верстах от Бездны. Жители этой деревушки — староверы — отличались необычайно певучими голосами. Они и поныне такие.

Татарстана) и окрестных деревень в апреле 1861 года в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).
Бездненские волнения
Дата апрель
Место Спасский уезд (Казанская губерния)
Причина крестьянская реформа
Итог Подавление восстания
Противники

Российская империя Российская империя

Командующие
Потери

убиты 51, ранены 77

неизвестно

Волнения

В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. В частности, один из пунктов образца уставной грамоты, в котором было сказано «после 10-й ревизии отпущено на волю столько-то» он растолковал таким образом, что царь дал волю уже в 1858 году, а помещики это скрывали, поэтому вся земля принадлежит крестьянам и хлеб, собранный и проданный в продолжение 2 лет, надо взыскать с помещиков .

Известия об этом быстро распространились и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч. Волнение охватило свыше 75 сёл и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишевского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний - крестьяне отказывались работать на барщине , делили помещичий хлеб, отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды.

Подавление

12 апреля в село вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. С. Апраксина . Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича ». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 (по другим сведениям - 87). Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован.

На рапорте Апраксина Александр II написал: «Не могу не одобрить действий гр. Апраксина; как оно ни грустно, но нечего было делать другого». По приговору военно-полевого суда , учрежденного по распоряжению императора, Антон Петров был 19 апреля 1861 г. публично расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки, большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.

Бездненские волнения Бе́здненские волне́ния

крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу. Центр - село Бездна. Руководитель - А. Петров. Отказ работать на помещиков, неповиновение администрации, требование раздела всей помещичьей земли. Безоружная толпа расстреляна войсками. Члены студенческих кружков ответили на расстрел Куртинской панихидой.

БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ

БЕ́ЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕ́НИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА) . Волнения начались в апреле 1861 года в селе Бездна Спасского уезда, где крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений 19 февраля» в интересах крестьян. В его толковании настоящая воля заключалась в том, что крестьяне не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам.
Известия об этом распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность которых дошла до 10 тысяч человек. Волнение охватило свыше 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского, Лаишского уездов Казанской губернии, ряд уездов Симбирской и Самарской губерний. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. 12 апреля в Бездну вступили две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А.С. Апраксина. Крестьяне отказались выдать Петрова, его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам. Согласно официальным данным, было убито 91 и ранено 87 человек. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 человек. Распоряжением императора Александра II Николаевича крестьянин Антон Петров был предан военному суду и 19 апреля 1861 года публично расстрелян. Многие крестьяне были наказаны розгами, приговорены к тюремному заключению. Расстрел безоружных крестьян вызвал возмущение и протест демократической интеллигенции в России и за границей. Студенты Казанского университета и Духовной академии организовали демонстративную Куртинскую панихиду по жертвам бездненского расстрела, на которой с речью выступил А.П. Щапов. Несколько статей бездненским событиям посвятил «Колокол» А.И. Герцена (1 и 15 июня, 1 июля 1861; 15 февраля, 1 и 15 марта 1862).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Бездненские волнения" в других словарях:

    Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Содержание 1 Волнения … Википедия

    БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступления крестьян Казанской губернии в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу 1861. Центр с. Бездна. Руководитель старообрядческий начётчик Антон Петров. Участники Б. в. отказались работать на помещиков и… … Русская история

    БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ крестьян Казанской губ. в апреле 1861 в ответ на крестьянскую реформу. Центр с. Бездна. Руководитель А. Петров. Отказ работать на помещиков неповиновение администрации, требование раздела всей помещичьей земли. Безоружная… …

    16 апреля 1861 в Казани по жертвам расправы над крестьянами в селе Бездна (см. Бездненские волнения), организована студентами Казанского университета и Духовной академии при участии профессора А. П. Щапова, вылилась в антиправительственную… … Энциклопедический словарь

    - (1828 1886), химик органик, академик Петербургской АН (1874). Создал (1861) и обосновал теорию химического строения, согласно которой свойства веществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием. Первым объяснил (1864)… … Энциклопедический словарь

    1861, главная из реформ 1860 70 х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли… … Энциклопедический словарь

    1861 главная из реформ 1860 70 х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе Положений 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли… … Большой Энциклопедический словарь

    16 апреля 1861 в Казани по жертвам кровавой расправы над крестьянами в с. Бездна (см. Бездненские волнения), антиправительственная политическая демонстрация (до 400 человек) … Большой Энциклопедический словарь

    КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861, главная из реформ, проведённых в правление императора Александра II, 1860 70 х гг., отменила крепостное право. Проводилась на основе Положения 19 февраля 1861 (опубликовано 5 марта). Крестьяне получили личную свободу и… … Русская история

    Отменила крепостное право в России; важнейшая из реформ 1860 70–х гг. Проводилась на основе «Положений 19 февраля 1861» (опубликована 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли… … Энциклопедический словарь

Авторитет Анархизм Аристократия Блага Буржуазия "Ведомости" Вера Гражданство Губерния Гуманизм Двор Декабристы Деятельность Душа Западники Идеология Индивидуализм Интеллигенция Интерес социальный Интернационал История Капитал Капитализм "Колокол" Коммунизм Крепостное право Крестьяне Либерализм Личность "Люди сороковых годов" Мещане Мир Московский университет Народничество Народность Общество Общество Община Отношения социальные Памятник Политика Полиция "Полярная звезда" Правые и левые Прогресс Пролетариат Просвещение Реализм Революция Режим Реформа Род Россия Самодержавие Славянофилы Социализм Ссылка Счастье Утопия Университет Философия Царь Цензура Ценность Человек Чиновник Экономика Эмиграция Александр II Бакунин М.А. Белинский В.Г. Грановский Т.Н. Нечаев С.Г. Николай I Огарёв Н.П. Ткачёв П.Н. Ульянов В.И. Чернышевский Н.Г. Шервуд В.О. 25 МР 1812 27 ФВ 1853 2 МЙ 1865 9 ЯН 1870 17 НЯ 1918 23 ФВ 1949

Бездна

Бездна - село Спасского уезда в Казанской губернии, в котором крестьяне истолковали Манифест 19 ФВ 1861 как разрешение не выполнять никаких распоряжений помещиков , властей и духовенства . Крестьяне не поверили в подлинность оглашённого текста Положений и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения.

Царский манифест предостерегал от такого развития событий: "Полагаемся на здравый смысл нашего народа. Когда мысль правительства о упразднении крепостного права распространилась между не приготовленными к ней крестьянами, возникали было частные недоразумения. Некоторые думали о свободе и забывали об обязанностях. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и по естественному рассуждению свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей, и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим (Рим. XIII, 1), воздавать всем должное, и в особенности кому должно, урок, дань, страх, честь; что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки; что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещиков землею и не нести за cиe соответственной повинности.

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожертвование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта". Весной 1861 в ряде губерний произошли крестьянские волнения. В АП 1861 село Бездна стало центром крестьянских волнений. Движение возглавил молодой бездненский крестьянин Антон Петров. Он умел читать и после изучения Положений объявил своим односельчанам, что нашёл "настоящую волю". Слух о "настоящей воле" дошёл до соседних селений. По призыву Петрова А. крестьяне отказались ходить на барщину , вносить оброк помещикам, отказывались от подписания "уставных грамот ", которыми д.б. быть определены размеры надела и повинностей, забирали из помещичьих амбаров хлеб.

Волнениями были охвачены более 75 селений Спасского, Чистопольского, Лаишевского уездов Казанской губернии и смежных уездов Самарской и Симбирской губерний. Восстание в Бездне было жестоко подавлено. 12 АП 1861 по приказу генерала Апраксина была расстреляна безоружная 4-тысячная толпа крестьян. По официальному донесению казанского военного губернатора министру внутренних дел, были убиты и умерли от ран 91 человек, более 350 человек были ранены. 19 АП 1861 был расстрелян "толкователь" Манифеста Антон Петров. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества . Подробное описание бездненской трагедии дал в "Колоколе " Герцен А.И . Т.о., освобождение крестьян осуществилось на компромиссных началах.


Крестьяне получили "землю и волю", хотя и за деньги и в урезанных масштабах, помещики потеряли зависимых крестьян и часть земли, хотя и были компенсированы деньгами . Интересен тот факт, что три года спустя Симбирске охватили невиданные пожары. "Исторический вестник" так описывал это явление: "Пожары, бывшие в Симбирске в 1864 году, превосходят всякое вероятие по тем ужасам, которые выпали на долю жителей этого города... Губернатор Велио, человек деятельный, энергичный; он сразу забрал всё в руки, все подтянул, всех привёл к сознанию своего долга, в особенности полицию и пожарную команду. У этого человека на всё хватало времени: и выслушать доклады, и сделать распоряжения, и распечь, и подтянуть кого следовало; с рассветом его уже можно было видеть на улице. Он являлся на всех казённых и частных постройках, отдавал везде приказания, следил за торговлей и доброкачественностью съестных припасов и даже заглядывал в кабаки.

Таким же ревностным сотрудником являлся ему вице-губернатор Павел Павлович Коссоговский. Тут только поняли все, что обязанность губернатора заключается не в одной кабинетной работе, и что губернатор, подобный барону Велио, сумел бы спасти Симбирск от гибели. За составлением нового проектного плана, порученного архитектору Белоусову, барон Иван Осипович счёл нужным наблюдать лично, с этой целью он каждый день с восходом солнца отправлялся к дому Белоусова, и если ещё тот спал, то открывал окошко и стуком будил его. Старичок приходил в отчаяние от этих почётных визитов. Имя барона Ивана Осиповича не забудется в Симбирской губернии...". <Исторический Вестник, т/LXXXIII, Критика и библиография, 1901. С.230-239>



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!