Частицы не и ни, их значение и употребление. Правописание безударных частиц не и ни Частица не употребляется

Трудно бы нам пришлось отвечать на что-либо отказом, если бы не отрицательная частица. Как одна из самых употребляемых служебных частей речи, она помогает нам выражать свое отношение к той или иной ситуации. О ее роли в русском языке, а также о разновидностях поговорим в нашей статье.

Частицы

Все части речи принято делить на две большие группы. К первой относят самостоятельные слова. Они обладают собственным значением и являются основой нашей речи. Однако нам трудно было бы составлять текст, используя только эту группу. Поэтому им на помощь приходят так называемые служебные К ним относится и отрицательная частица. Однако это не единственная разновидность данной группы.

Существуют и следующие:

  • Образующие форму: пускай, бы, давай.
  • Вопросительные: ужель, разве, ли.
  • Восклицательные: как, что за.
  • Требование: то, ка, с.
  • Сомнение: ли.

Каждая из них имеет свою определенную цель и особую роль в русском языке. Трудно было бы выражать эмоции, не используя частиц.

"Ни"

В написании отрицательных частиц очень часто возникают трудности. Оказывается, «не» и «ни» имеют абсолютно разное значение. Каждое из правил имеет историческую основу.

Мы будем писать «ни»:

  • Когда хотим усилить существующее отрицание. Сравним два предложения:
  1. В озере не было рыбы. 2. Мы не увидели ни одной рыбы в озере.

Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом. Делается акцент на то, что в водоеме рыбаки вообще не наблюдали рыбы, абсолютно никакой.

  • В сложноподчиненных предложениях. Эта частица очень часто используется в зависимой части.

Например: Куда бы я ни пошел, везде думал о море.

Не получается у меня учить правила, как ни старайся.

  • При использовании однородных и перечисляющихся членов.

Ни математика, ни биология, ни физика не были сделаны Петей вовремя.

  • Отсутствует сказуемое. Очень часто к ним можно подставить слова «нельзя» или «нет».

Например: Ни огня, ни дыма (нет).

Ни прилечь, ни отдохнуть (нельзя).

Основной функцией, которая передает эта отрицательная частица, является усиление.

"Не"

Немного иное значение несет данная служебная часть речи. Обычно мы употребляем «не», когда хотим отказать в чем-то либо придать слову антонимичное значение. Рассмотрим и другие случаи, когда «не» является отрицательной частицей:

  • Двойное «не» произносится при утверждении.

Например: Не мог не сказать об этом. Я понимал, что нельзя не сознаться.

  • В некоторых восклицательных предложениях, обозначающих удивление тоже пишем «не»:

Как же не любоваться этим городом! Каким только цветом не мерцало небо во время грозы!

Стоит отличать правописание «не» и «ни» в местоимениях. В данной ситуации все зависит от ударения. В сильной позиции пишем «Е»: нЕкого, НЕ с кем, НЕ у кого. Без ударения употребляем «И»: Никак, НИ у какого, НИ про кого.

и деепричастиями

Непросто приходится школьникам запоминать правила правописания данной частицы с различными группами речи. Каждая из них имеет свои орфографические особенности. Как же пишется частица «Не» с деепричастиями? Ответ на этот вопрос прост: всегда раздельно. Сразу же вспоминаем ее аналогичное правописание с глаголом. Деепричастие образуется как раз от него. Отсюда и одинаковый принцип их написания. Например: не делать - не делая, не загорать - не загорая.

Однако бывают случаи, когда слово без этой важной частицы попросту не употребляется. В таком случае мы будем ее писать слитно. Рассмотрим пример: Негодовать по поводу дождя - кричать, негодуя по поводу дождя. Как с глаголом, так и с аналогичным деепричастием отрицательная частица пишется вместе.

Данное правило легче всего запоминается обучающимися, поскольку исключений у него совсем немного.

Частица «не» с существительными

Далеко не всегда правила правописания слов просты. К примеру, им.сущ, а также им.прил. и наречия имеют свою схему употребления их с частицей «не».

Слитно будем писать ее в случаях:

  • Образования антонима с «не». Например: друг - недруг, погода - непогода, красивый - некрасивый, мало - немало.
  • Невозможности употребления слов без «не»: Неуклюжий, негодяй, неряха, неистово.

Раздельно «не» пишется, если:

  • Есть явное противопоставление. Обычно оно выражается союзом «а». Например: Мужчина оказался ему не другом, а врагом. Не удача, а полный крах и разочарование ожидали нас.
  • Подчеркивается отрицание: По телефону звонила не мама (а кто-то другой). Мы пришли не вечером, а ночью.
  • Есть усиление. Например: Наш сосед вовсе не высокого роста. Моя сестра отнюдь не ябеда.

Нами представлены основные случаи, когда частица «не» с существительными пишется как слитно, так и раздельно. Не стоит забывать, что под это правило попадают также и наречия с прилагательными. Если помнить об этой важной особенности, тогда не придется запоминать правописание «не» для каждой части речи в отдельности.

«Не» с причастиями

Еще один случай, когда пишется отрицательная частица «не», а не «ни» - это употребление ее с причастиями. Многие путают его правописание с деепричастиями. Эти части речи образовались от глаголов, но с «не» пишутся совершенно по-разному.

Всем известно, что причастия имеют способность образовывать обороты с помощью зависимых слов. В случае, когда оно употребляется именно в составе оборота, мы будем писать его раздельно с «не». Пример: Ученик, не выполнивший упражнение, получил двойку. Как видим, причастие «не выполнивший» пишется отдельно от «не», поскольку имеет при себе зависимое слово «упражнение». В данном случае оно входит в что объясняет его правописание с отрицательной частицей.

Однако есть и другая сторона этого правила. В случае, когда оборота нет, причастие меняет свое написание. Рассмотрим пример: Упражнение так и осталось невыполненным.

Казалось бы, смысл предложения не поменялся. Однако синтаксис в нем совершенно иной. Теперь причастие не имеет при себе никаких зависимых слов. Это означает, что нет оснований писать его с частицей раздельно.

Изменим данный пример лишь одним словом: Упражнение так и осталось не выполненным учениками. Отмечаем разницу: теперь появилось слово, которое образует причастный оборот (учениками). В такой ситуации мы уже напишем его отдельно от «не».

Ну, и, конечно, как в каждом правиле, здесь есть исключения. Если причастие без этой частицы не употребляется, то напишем его слитно, независимо от того, есть оборот или отсутствует. Например: Неистовствующий ветер не утихал до рассвета.

Вывод

В данной статье мы рассмотрели основные случаи, когда «не» является отрицательной частицей, а когда выполняет другие роли. Не стоит путать ее с «ни»: они имеют различные особенности правописания. Однако основной функцией «не» все же является отрицание. В некоторых вопросительно-восклицательных предложениях мы можем ее употребить как утвердительную. Также не стоит забывать, что с каждой частью речи она пишется по-разному.

"не" и "ни", приведем примеры их употребления и проследим смысловую зависимость положения частицы в предложении.

Понятие частицы

Прежде чем приступить к объяснению правописания отрицательных частиц "не" и "ни", разберем само понятие частицы. Она является служебной частью речи, которая вносит в текст различные смысловые и эмоциональные оттенки и служит для образования новых форм слова.

Усиление, уточнение, ограничение, указание, отрицание - это все и есть дополнительные смысловые оттенки.

Как употребить "не": примеры

Рассмотрим подробно, как можно употребить отрицательные частицы "не" и "ни".

Они обозначают отрицание действия, предмета и т. п. Но, что обе частицы выполняют функцию отрицания в предложении, их употребление существенно отличается друг от друга. Давайте подробно рассмотрим, когда же пишется частица "не", а когда частица "ни".

"Не" может употребляться в четырех случаях. Во-первых, в качестве основного отрицания слова, к которому она относится по смыслу. Частица "не" может использоваться для того, чтобы придать отрицание только одному члену предложения:

  • Моя сестра сегодня не приедет.
  • Эта встреча состоится не сегодня.

Во-вторых, обратим внимание на тот факт, что частица "не" может использоваться в предложении дважды, причем один раз в сочетании с глаголом «мочь», тогда смысл сказанного приобретает положительный смысл. Рассмотрим примеры:

  • Не могу не ответить на это письмо.
  • Друг сегодня не может не приехать ко мне.
  • Ты не можешь не посмотреть эту телепередачу.

В-третьих, отрицательная частица "не" находится в связке со следующими словами: вряд ли не, вовсе не, едва ли не, чуть ли не . Также приведем примеры:

  • Чуть ли не весь запас зерна остался в ангаре .

В-четвертых, отрицательная частица "не" может встретиться в восклицательных и вопросительных предложениях, которые начитаются с наречий, местоимений, частиц (где только не, как не, кто не):

  • Где только не были разбросаны её вещи!
  • Кто не знает эту новость?
  • Кто не слышал об этом?
  • Куда он только не обращался!

Как употребить "ни": примеры

Теперь рассмотрим употребление отрицательной частицы "ни". Она может употребляться в трех случаях.

Отрицательная частица "ни", в первую очередь, используется для усиления отрицания, а также в сложных предложения с уступительным оттенком значения для того, чтобы усилить смысл сказанного при наличии в предложении "не". Вот как применяется частица "ни", примеры:

  • Вокруг нет ни души.
  • Сколько ни смотри на море, оно никогда не надоест .

Также частица "ни" входит в состав устойчивых сочетаний слов:

  • ни дать ни взять;
  • ни слуху ни духу;
  • ни пуха ни пера;
  • ни с места;
  • ни свет ни заря .

Кроме того, она используется для усиления утверждений в сочетании с местоимениями, наречиями (что ни, кто ни, куда бы ни, где бы ни и т. д.). Рассмотрим примеры того, как употребляется частица "ни" в этих случаях:

  • Куда ни посмотришь, везде цветут пионы.
  • Кто ни взглянет на мою работу, всякий залюбуется.
  • Куда ни поеду, всюду встречаю друзей.

Правописание "не" и "ни": примеры

В статье были изложены правила употребления отрицательных частиц, которые, безусловно, знать нужно, но также необходимо разобрать и правописание частиц "не" и "ни".

При письме, очень часто возникают вопросы - какую же частицу применить в том или ином случае? Каково различение частиц "не" и "ни"? Постарайтесь понять, как важны они в речи, как меняется смысл сказанного от неверного их написания.

Дело в том, что в безударном положении отрицательные частицы "не" и "ни" совпадают в произношении, что может привести к ошибкам в написании. Поэтому необходимо, опираясь на контекст, различать их по значению. Рассмотрим самый простой и действенный способ. Если при прочтении предложения опустить частицу, и смысл предложения изменится на противоположный, то пишется частица «не»:

  • Сергей не выучил уроки (Сергей выучил уроки).
  • Сегодня я не сумела выполнить домашнее задание (Сегодня я сумела выполнить домашнее задание).

А частица «ни» пишется в том случае, когда при ее отсутствии смысл сказанного не меняется. Приведем следующие примеры:

  • Меня не остановят ни горы, ни реки (Меня не остановят горы, реки).

Значение положения частиц в предложении

А сейчас мы приведем пример, как в одном и том же предложении при различном положении частицы НЕ меняется смысл сказанного:

  • Ты не был в Национальном музее.
  • Не ты был в Национальном музее.
  • Ты был не в Национальном музее.

В первом случаи частица «не» стоит перед сказуемым, и все предложение является отрицательным. А во втором и третьем случае отрицается только один факт, а в целом предложение остается утвердительным.

Частица и союзы: примеры

Кроме того, частица «не» входит в состав союзов и Кстати, она пишется раздельно в составе повторяющихся и двойных союзов. Например:

  • В семье нашей царила не то чтобы скупость, а какая-то особая бережливость.

А частица «ни» пишется в отрицательных наречиях и местоимениях в безударном положении слитно (нигде, никакой, никто, ниоткуда ). Приведем пример:

  • Ничто так человек не прячет, как свою мечту.
  • В саду никого (нет никого ).

Помимо сказанного выше сделаем следующие выводы, во-первых, описываемые частицы могут употребляться перед любыми членами предложения, в том числе и перед однородными членами. Во-вторых, частицы «не» и «ни» употребляются в предложениях любой структуры, то есть и в простых, и в сложных. Приведем примеры:

  • Ни один путешественник не в силах пройди мимо живительного родника, чтобы не остановиться, не припасть к студеной воде.
  • Родники нужны не только людям, но и зверям.
  • Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой и вкусной воды, как в родниках.

Частицы не, ни - самые распространенные. Значение и роль их очень разнообразны. Они могут употребляться как отрицательные частицы: Не плеснёт плотва, не ударит из глубины щука, не вспорхнёт в лозняке камышевка (Наг.); Ни одно окошко не светилось на улице (Герм.).

Нередко они используются для того, чтобы усилить утвердительный смысл предложения:

За что он только не брался, Сколько бы ни пришлось

кем только не был! (Н. С.) жить на свете, никогда не пере

станешь удивляться России (Пауст.).

Частицы не, ни часто входят в состав слова как словообразовательные элементы - приставки; ср.".некто.-никто, несколько - нисколько, неоткуда - ниоткуда, немало - нимало, некрасивый -" никчёмный.

Значения частиц не и ни и как самостоятельных слов (при раздельном написании) и как части слова (при слитном написании) различны. Поэтому употребление неударяемых не и ни полностью основывается на различении их смысла. Для выработки правильного письма необходимо в первую очередь запомнить, в каких случаях используется частица ни.

Частица ни

I. В качестве отрицательной частицы ни употребляется в следующих случаях:

1. Для усиления отрицания, которое есть в предложении и которое выражается частицей не или словами нет, нельзя. Усиление отрицания (быть «спутником» слов не, нет, нельзя) - основная функция частицы ни: Он никогда не был ни прекрасным, ни хорошим, а был самым обыкновенным учеником (газ.); Ночь проходит, нет дороги ни вперёд и ни назад (Тв.). Отрицание может подразумеваться: А на Неве ни шороха, ни плеска (Инб.); Ни луны, ни звёзд... Ни контуров, ни силуэтов, ни одной мало-мальски тучки (Ч.). ;

Употребленная для усиления отрицания при однородных членах предложения, частицами приобретает значение соединительного союза: Я не умею ни говорить, ни спорить, ни поддерживать разговора (Ч.); Ничто его не интересовало: ни море, ни тропическая растительность, ни горы, ни их характер (Пауст.).

Примечание. В XIX в. частица-союз ни очень широко использовалась при однородных членах и в предложениях, где нет отрицания. Например: это ни село, ни город, ни посад, а фактория американской компании (Гонч.); - А что, неприятен?- Так, ни приятен, ни неприятен, а серёдка на половинку (Л. Т.); Ни весел, ни печален; ни от чего ему ни больно, ни холодно... Он любит (Гонч.). В подобных предложениях ни по значению равно сочетанию и не; ср.: это и не село, и не город, и не посад; так, и не приятен, и не неприятен; и не весел, и не печален; ни от чего ему и не больно, и не холодно.

В настоящее время частицу-союз ни в значении ‘и не’ при однородных сказуемых не рекомендуется использовать, при других же членах предложения ни в значении ‘и не’ употреблять можно. Так, в предложении...Не закричать, не продохнуть, не вспомнить нужных слов (Алиг.) необходимо писать не (закричать, продохнуть, вспомнить - однородные сказуемые), а в предложении Кипренский [теперь] писал ни хорошо, ни плохо, что-то угасло внутри (Пауст.) лучше использовать ни (хорошо, плохо - однородные обстоятельства).

2. Для выражения полного запрета или настойчивой просьбы (в подобных предложениях второе отрицание отсутствует). В такой функции ни употребляется в восклицательных предложениях: А вы - стоять на крыльце и ни с места!. (Г.); Прошу вас, ни слова! Как самостоятельное отрицание ни употребляется также в предложениях количественного, характера: ни шагу дальше; ни следа её дневника (Бл.); Поэма - ни с места (Бл.); Стихи как будто и стихи, да правды - ни словечка (Тв.).

II. Частица ни используется в предложениях, где отсутствует и не подразумевается отрицание, а сама частица не выражает общего отрицания, запрета и настойчивой просьбы.

1. Частица ни употребляется в устойчивых словосочетаниях: ни бе ни ме, ни больше ни меньше, ни богу свечка ни чёрту кочерга, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни дна ему ни покрышки, ни жив ни мёртв, ни за что ни про что, ни нашим ни вашим, ни ответа ни привета, ни пава ни ворона, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни слуху ни духу, ни спереди ни сзади, ни с того ни с сего, ни так ни сяк, ни там ни сям, ни то ни другое, ни то ни сё, ни тот ни другой, ни тпру ни ну, ни туда ни сюда, ни шатко ни валко (запятая между частицами этих словосочетаний не ставится). [О «Хирургии» до сих пор ни слуху ни духу (Ч.); Вдруг он ни с того ни с сего вскакивает, выхватывает шашку и на меня (Ч.); Как ни сё ни то? Как вы смеете называть его ни тем ни сем, да ещё и чёрт знает чем? (Г.)]

Примечание. Следует различать перечисленные устойчивые обороты и свободные сочетания слов, которые тоже могут выражать неопределенность (в последних следует писать частицу не, если, конечно, в предложении нет второго отрицания): твой ЦК и твой Калинин. Суд. Отец. Глава. Закон (Тв.) - ср. исходное не кто другой (иной), как.

Примечание. Словосочетания не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как в современном русском языке являются сложными частицами, которые подчеркивают и усиливают указание на кого- или что-либо. Эти частицы синонимичны частицам именно, действительно, только. Поэтому словосочетания можно заменять данными частицами; ср.: Это, господа, судырь мой, именно капитан Копейкин; Ночной приятель его был именно (действительно, только) он сам,- сам господин Голядкин; Всё, что про меня печатают, есть только сказка. Кроме того, эти сложные частицы можно изъять из предложения; ср.: Это, госяоЗа, судырь мой, капитан Копейкин; Ночной приятель его был он сам,- сам господин Голядкин; Всё, что про меня печатают, есть сказка (при изъятии частицы содержание предложения не изменяется). Таким образом, не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как членами предложения не являются.

2) Сочетания никто иной (другой), ничто иное (другое) употребляются в отрицательных предложениях, усиливая имеющееся отрицательное сказуемое: Думаю, что она не решается нас беспокоить. Ничем иным её отсутствие объяснить нельзя (Ов.); Ничто другое не могло бы его заинтересовать.

Эти местоименные словосочетания характеризуются следующими особенностями: местоимения никто, ничто являются членами предложения, выступают в функции или подлежащего, или дополнения (в приведенных выше предложениях местоимение ничем является дополнением, местоимение ничто- подлежащим); словосочетания никто иной (другой), ничто иное (другое) могут быть ограничены оборотами с союзами как и кроме: [Повар и эконом] знали, что ни при ком, как при нём, нельзя было лучше поживиться на обеде, который стоил несколько тысяч (Л. Т.); Впрочем, ничем иным, кроме этогособытия, не объяснишь его дальнейшее поведение ("газ.); Теперь для неё останавливается время и ничто другое, кроме этих стёкол, не существует (В. Агр.),

Примечание. Частица ни в данных словосочетаниях пишется и слитно, и отдельно (в соответствии с правилами о правописании ни с местоимениями). Но следует различать частицу ни и соединительный союз ни. Частица ни при отсутствии предлога между ни и местоимением пишется слитно; соединительный союз ни всегда пишется отдельно. Ср.: Никто другой не отважился бы на этот поступок.- Ни он сам, ни кто другой не могли тогда знать, что в этом домишке красного кирпича Денисову предстоит провести много лет (газ.).

3) Следует различать сочетания именно (он, она и т. д.), а не кто другой (иной) и именно (он, она и т. д.) и никто другой (иной). Ср.:

Вновь обнаруженное произве- Вновь обнаруженное произ-

дение принадлежит именно ведение принадлежит именно

ему, а не кому другому, ему, и никому другому.

Пишется не (всегда отдельно), если имеется союз а; пишется ни (слитно или отдельно в зависимости от отсутствия или наличия предлога между ни и местоимением), если имеется союз и.

Если иметь в виду смысловую сторону, то конструкция с союзом а принадлежит к противопоставительно-отрицательным, в которых отрицание налицо (в самом сочетании) и второго отрицания нет. В сочетании же именно (он, она и т. д.) и никто другой (иной) его часть и никто другой (иной) представляет собой присоединительную конструкцию, где отрицание формально не представлено, но отчетливо подразумевается (ср.: Вновь обнаруженное произведение принадлежит именно ему и никому другому не принадлежит).

4) Частица ни пишется в сравнительном обороте как никто другой: Рубинштейн играл очень неровно, как никто другой из крупных мастеров (Баж.); Как я выжил, будем знать только мы с тобой,-■ просто ты умела ждать, как никто другой (Сим.); Как никто другой, он умел находить путь к сердцу ребёнка; А между тем достаётся ему со всех сторон, как никому другому. Сравнительный оборот как никто другой по смыслу является усеченной отрицательной конструкцией, что легко доказать, «развернув» приведенные выше предложения: Рубинштейн играл очень неровно, как никто другой из крупных мастеров не играл; .. .просто ты умела ждать так, как никто другой не умел ждать; Он умел находить путь к сердцу ребёнка (так); как никто другой не умел этого делать; А между тем достаётся ему со всех сторон так, как никому другому не достаётся. Сравнение вариантов показывает, что первый вариант, сохраняя значение усиленного отрицания, более экономен и стилистически более приемлем.

Оборот как никто другой употребляется и в форме как никто: О, этот человек, как никто, умел водворить неловкое молчание (газ.).

Итак, словосочетания не кто иной (другой), как и не что иное (другое), как употребляются в утвердительных предложениях. Словосочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются: в отрицательных предложениях, в присоединительной конструкции и никто иной (другой), в сравнительном обороте как никто другой.

Частица не

Для разграничения частиц не и ни достаточно запомнить те случаи, когда употребляется частица ни (во всех других - пиши не\). В языке, однако, имеется много трудностей, связанных с употреблением не.

I. Частица не употребляется для отрицания того, что выражается словом, к которому она относится по смыслу: Не гнетёт немая млеч- ность, не тревожит звёздный страх (Ес.); А буквы чьи: мои или не мои? (Кат.); Но без риска для него жизнь не жизнь (газ.).

II. Частица не употребляется и в предложениях, которые в целом не имеют отрицательного значения. Но самые разнообразные оттенки, которые вносит не в данные предложения, в той или иной мере связаны с отрицательным значением этой частицы.

1. В составном глагольном сказуемом не может стоять и перед первой, и перед второй частью: Д могу отрекаться от них [стихов] как угодно, но не могу не признать их своими (Бл.); Со всем этим художник не может не согласиться (Бл.). В качестве первой части подобных сказуемых нередко выступают слова невозможно, нельзя: нельзя не признать, невозможно не согласиться.

Примечание. Конструкции такого типа представляют собой двойное отрицание, в результате предложение получает в целом утвердительный смысл, часто с дополнительными оттенками необходимости, долженствования: не логу не признать - ‘должен, обязан признать’; нельзя не признать-‘необходимо, следует признать’; Нельзя не подаваться его поступку (Т.) - можно подивиться.

2. Частица не пишется в вопросительно-восклицательных предложениях усилительно-обобщающего характера: Кому не известны бесчисленные фотографии Шаляпина!; Разве не правда, что нам теперь как-то всё некогда? (Сол.); Милый товарищ, нам ли не знакома эта горячая жизнь начеку? (Луг.); С вашим состоянием как не жениться! (Л. Т.) В подобных предложениях не всегда пишется отдельно (об употреблении не в вопросительно-восклицательных предложениях усилительно-обобщающего характера см. выше).

3. Частица не употребляется в сочетаниях с повторяющимися словами, выражая в одних случаях усиленное, а в других - ограниченное отрицание: Вернулись мы на заходе солнца к реке... а деда нашего и слыхом не слыхать (Овечк.) - усиленное отрицание; Селифан... затянул песню не песню, но что-то такое длинное, чему и конца не было (Г.) - ограниченное отрицание.

4. Частица не употребляется в словосочетаниях едва не, едва-едва не, едва ли не, чуть не, чуть-чуть не, чуть ли не.

5. Частица не входит в состав сложных союзов не то...не то; не то...не то, но; не только не...но и; не то чтобы не...а; если не...то: И курлычет с тихой лаской, моет камушки на дне. И выходит не то сказка, не то, песенка во сне (Тв.); Надо сказать, что квартира эта - №50 - давно уже пользовалась если не плохой, то во всяком случае странной репутацией (Булг.).

Прежде всего вам нужно выбрать НЕ или НИ . Когда определитесь с буквой, будет нужно решить, слитно или раздельно писать частицу (или приставку).

Слитно или раздельно

  • Если выберете НЕ, читайте . Там масса разных правил, но, пользуясь нашим алгоритмом, вы сможете легко их освоить.
  • Если выберете НИ, со слитным написанием всё проще. НИ пишется слитно с отрицательными наречиями и отрицательными местоимениями без предлога.В остальных случаях НИ со словами пишется раздельно.

А теперь вернёмся к выбору НЕ или НИ.

НЕ или НИ

Логика рассуждений может быть такой. Частица НИ употребляется реже, чем НЕ. Поэтому можно действовать методом исключения: если ни один случай употребления Ни не подойдёт - писать НЕ. А это значит, что вы должны запомнить случаи употребления НИ.

Случаи употребления частицы НИ

1. НИ в отрицательных местоимениях и отрицательных наречиях .

В отрицательных местоимениях выбор НЕ или НИ зависит от ударения. НЕ пишется под ударением, НИ - без ударения.

Напомним, что и НЕ и НИ в отрицательных местоимениях пишутся слитно без предлога и раздельно с предлогом. Предлог разбивает эти слова на три слова.

Никем не горжусь. Ни с кем не пойду.

2. НИ в устойчивых оборотах.

Ни входит в состав устойчивых оборотов. Постарайтесь выучить эти обороты. Приведём список этих оборотов из справочника под редакцией Лопатина.

Сочетания, представляющие собой по форме придаточные предложения: во что бы то ни стало, как ни верти, как ни кинь, как ни крути, куда ни кинь, куда ни шло, откуда ни возьмись, что ни говори.
Сочетания с начальным одиночным ни: ни аза, ни бельмеса, ни боже мой, ни бум-бум, ни в жизнь, ни в жисть, ни в зуб (ногой), ни в какую, ни в коем разе, ни в коем случае, ни в одном глазу, ни вот столько, ни во что (ставить), ни гроша, ни гугу, ни за грош (погибнуть, пропасть), ни за понюх табаку (погибнуть, пропасть), ни за что, ни зги, ни капельки, ни копейки, ни копья, ни крошки, ни к чему, ни к чёрту (не годится), ни на волос, ни на грош, (кто, что, какой) ни на есть, ни на йоту, ни на минуту, ни на шаг, ни ногой, ни под каким видом, ни при чём, ни слова, ни пяди, ни с места, ни с чем (остаться), ни фига, ни черта, ни шагу (восклицание), ни шиша.
Сочетания с повторяющимся ни: ни бе ни ме, ни больше ни меньше, ни взад ни вперёд, ни вздумать ни взгадать, ни в мать ни в отца, ни в склад ни в лад, ни да ни нет, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни дна ни покрышки, ни днём ни ночью, ни душой ни телом, ни жарко ни холодно, ни жив ни мёртв, ни за что ни про что, ни кожи ни рожи, ни кола ни двора, ни конца ни края, ни к селу ни к городу, ни ложки ни плошки, ни мало ни много, ни много ни мало, ни мычит ни телится, ни нашим ни вашим, ни ответа ни привета, ни отдыху ни сроку, ни пава ни ворона, ни пройти ни проехать, ни пуха ни пера, ни рыба ни мясо, ни сват ни брат, ни свет ни заря, ни себе ни людям, ни складу ни ладу, ни слуху ни духу, ни сном ни духом, настать ни сесть, ни с того ни с сего, ни стыда ни совести, ни так ни сяк, ни там ни сям, ни то ни другое, ни то ни сё, ни тот ни этот, ни тпру ни ну, ни туда ни сюда, ни убавить ни прибавить, ни уму ни сердцу, ни уха ни рыла, ни холодно ни жарко, ни шатко ни валко; более развернутые сочетания такой же структуры: ни богу свечка ни чёрту кочерга, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, ни в сказке сказать ни пером описать.

3. НИ в составе двойного союза НИ..., НИ...

НИ может входит в состав двойного союза НИ...., НИ.... Такой союз будет связывать однородные члены, если в предложении уже есть отрицание. Сравните: мальчик сегодня не пел и не танцевал; ни петь и ни танцевать он уже не мог .

4. НИ в придаточных с уступительным значением.

Конструкция с НИ и местоименными словами может начинать придаточные с уступительным значением. Чтобы не перепутать придаточное уступки с другой конструкцией, обратите внимание на 2 момента:

Кто только не ходил на этот фильм! (Речь идет о тех, кто ходил на фильм, частица имеет утвердительное значение, однако она не находится в придаточном, это простое предложение).

Кто ни ходил на этот фильм, всем он понравился. (Частица имеет утвердительное значение, речь идет о тех, кто ходил на фильм.Частица находится в придаточном. Это придаточное уступки).

5. НИ как частица, усиливающая отрицание.

Частица НИ употребляется для усиления отрицания.

Не пролей ни капли. На небе ни облачка.

На что обратить внимание

Хотя мы и действуем методом исключения, запоминая в первую очередь случаи употребления частицы НИ, все же нужно обратить внимание на некоторые конструкции с НЕ.

1. Запомните написание фраз:

Не что иное, как.

Не что другое, как.

Не кто иной, как.

Не кто другой, как.

2. Частица НЕ также может входить в состав устойчивых сочетаний: вовсе не, вряд ли не, далеко не, едва не, едва ли не, нисколько не, ничуть не, отнюдь не, разве не, чуть не, чуть ли не; не более чем, не более как, не более и не менее как, не ахти (как, какой), не бог весть (кто, что, какой ит. п.), не в дугу, не в духе, не в зачёт, не в лад, не в ладах, не в меру, не в подъём, не в пример, не в радость, не в себе, не в силах, не в счёт, не грех, не дай бог, не до жиру, не до смеху, не до того, не к добру, не к лииу, не к месту, не ко двору, не к спеху, не на шутку, не по адресу; не по дням, а по часам; не под силу, не по зубам, не по нутру, не по себе, не ровён час, не с руки, не тут-то было, не у дел, не чета и др

3. Частица НЕ используется в конструкциях с двойным отрицанием: не мог не согласиться (=согласился), не мог не пойти (=пошёл).

В комнату вошёл не кто иной, как директор. Никто другой не мог сюда войти. В первом предложении используется конструкция "не кто иной, как...". Во втором предложении нет "как", местоимение ишется по правилу: без ударения НИ, без предлога слитно.

Он не знал ни правил, ни формул. Двойной союз НИ..., НИ.... В предложении есть отрицание "не знал".

Встали ни свет ни заря . Ни в устойчивом выражении.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ход урока

1. Организационный момент – 5 минут.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Откроем тетради и запишем число и тему урока: “Различение частиц НЕ и НИ. Употребление частицы НЕ”.

Нам необходим сначала заряд бодрости для изучения новой темы, поэтому я начну читать стихотворение Федора Ивановича Тютчева, а вы послушайте и скажите, о каком природном явлении идет речь:

Как неожиданно и ярко
На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла .

Правильно, это радуга. Смотрим на экран, вот она перед нами (слайд № 1) . Кто знает, что символизирует радуга? Что означает ее появление? (Ответы детей.) Радуга – добрая предвестница. Если она появилась, значит, проглянуло солнце, закончился дождь, значит, будет хороший урожай и хорошее настроение. Даже по–старославянски слово “радь” означало “веселый”, а некоторые считали “райский”. На слайде радуга, наше настроение хорошее, мы ожидаем чего-то приятного. Закрепим наше состояние. Орфографическая работа и индивидуальная работа по карточкам. Добровольцы! Четыре человека проходите к доске.

2. Орфографическая работа – 8 минут.

Пишем по очереди словосочетания, обозначая графически орфограммы и объясняя их устно (2 человека):

Как хорошо, неужели правильно,
только отлично, едва ли сомневается,
именно на уроке, вот и результат,
все-таки получится, давай-ка тренироваться.

(1 человек – слева – карточка)

Записать разряды смысловых частиц. Привести примеры на каждый разряд частиц из словарного диктанта и свои. (Усилительные частицы: даже, всё-таки. Вопросительные частицы: разве, неужели. Восклицательные частицы: что за, как. Сомнительные частицы: авось, едва ли. Частицы уточнения: именно, как раз. Выделительные частицы: только, почти. Указательные частицы: это, вот и.)

(1 человек – справа – карточка)

Дать определение частицы. Для чего нужны в речи частицы? На какие две большие группы делятся все частицы? Привести примеры. (Частицы – это служебные слова, которые нужны для образования наклонений глагола и для выражения различных оттенков значения в предложении. Частицы делятся на две большие группы: формообразующие (бы, пусть)и смысловые (даже, всё, вон, как, разве и другие).

Ребята, а как вы думаете, какая в русском языке самая употребительная частица? (Самая употребительная в русском языке частица НЕ.) А о каких частицах мы ещё не упомянули? Правильно, об отрицательных частицах – не и ни. Таким образом, вся система частиц перед вами на экране (слайд № 2).

3. Объяснение нового материала – 10 минут.

Отрицательные частицы – это очень интересное явление русского языка. Одни лингвисты относят их к смысловым частицам, другие считают, что роль этих двух маленьких слов такова, что они должны быть выделены в отдельный разряд наряду со смысловыми и формообразующими частицами.

Наша задача познакомиться с правилами употребления в речи частицы не, запомнить их и выбирать в каждом примере нужную частицу. А на следующем уроке вы будете говорить о правилах употребления частицы ни в речи.

Внимание! Частица не служит (слайд № 3)

Для чего? Записываем:

1)для придания отрицательного смысла:

Например:

Я пошел в школу.
Я не пошел в школу.
Я пошел не в школу.
Не я пошел в школу.

Теперь я прочту вам одну легенду, она появится на слайде, а вы выпишите из неё слова с частицей не, соответствующие первому пункту правила – придание отрицательного смысла.

(Слайд № 4.) Легенда.

Жил царь. Был он богаче всех царей на свете. Амбары его ломились от добра. Сундуки были полны золота и драгоценных камней. В конюшне ржали самые быстрые кони. Самые зеленые сады, самые красивые дворцы, самые тучные поля, самые глубокие озера принадлежали ему одному.

Однажды царь сидел на балконе и озирал свои владения. На небе разгоралась заря. Сначала красным огнем она озарила краешек неба, где опустилось солнце. Потом ширилась и ширилась и вскоре объяла все небо. Она была так красива, что не оторвать было от нее глаз. Люди с радостью любовались зарей. Не радовался только царь. Мысль, что заря принадлежит не ему одному, а всем, терзала его сердце. От этой мысли он заболел и тут же умер. (Текст Б. Сергункова.)

Что вы выписали? Не оторвать, не радовался, не ему одному (слайд № 5).

Для чего ещё служит частица не? Записываем:

2)для придания положительного смысла, частица стоит при двух глаголах, один из которых МОЧЬ (слайд № 6):

Такие примеры напоминают математические, в которых минус на минус дает плюс.

В-третьих, частица не нужна (слайд № 7):

3)для придания положительного смысла в вопросительных и восклицательных простых предложениях с обобщающим смыслом:

Где он только не бывал!
Кто не знает имени Льва Толстого!
И чего только они не видели?

4. Закрепление нового материала – 9 минут.

Ребята, какой пункт правила из этих трех нам лучше других известен? Правильно, первый. Вот почему мы потренируемся сейчас по второму и третьему пунктам правила. Записываем:

Друг может сегодня зайти ко мне.
Друг не может сегодня зайти ко мне.
Друг может сегодня не зайти ко мне.
Друг не может сегодня не зайти ко мне.

Как только друг не спешил ко мне!
Чего только друг не принес мне!
О чем мы только с другом не поговорили!

А теперь вернёмся к радуге, которая озарила наш класс в начале урока. Сколько цветов у радуги? Почему? Какие цвета? Какую придумали люди поговорку, чтобы было легче восстановить цвета радуги и их последовательность?

Правильно: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для закрепления записываем:

Я не мог не радоваться весне.
Кому я только не старался сделать приятное!

Продолжите и придумайте ещё 5 предложений на употребление двойной частицы не и употребление частицы не в вопросительно-восклицательных предложениях.

(Читаем и объясняем.)

(Например)

Я не мог не улыбаться солнцу.
Я не мог не поразиться теплу.
Я не мог не излучать улыбок.
Я не мог не понравиться людям.
Я не мог не обрадоваться друзьям.
Я не мог не любить всех друзей.
Что только они не брали с собой!
Кто только так не играл!
Как только они ее не называли!

Раскрасьте, пожалуйста, каждое из семи предложений в соответствующий цвет радуги.

5. Минута отдыха и расслабления – 1 минута.

А сейчас сядьте удобно, не напряженно, расслабьтесь, закройте глаза и представьте радугу. Вообразите, что вы начинаете восхождение по ней. Вам хорошо и приятно. Вот красный цвет – здесь красивые цветы, следующий оранжевый цвет – это солнечный свет на поляне, желтый цвет – ласковое и тёплое солнце, зеленый – вокруг изумрудная трава, голубой цвет – это лазурное небо, синий цвет – плывущие по небу облака, фиолетовый – полетели необыкновенной красоты птицы. Открываем глаза. Мы здесь, в классе, но радуга как будто ещё перед глазами.

6. Подведение итогов урока – 7 минут.

Ребята, кто из вас когда-нибудь видел радугу?

Сколько дуг было там? Бывает и не одна дуга, а больше.

Долго ли длится радуга? Почему? Может ли человек оказаться под радугой? (Ответы учащихся.)

Давайте дослушаем окончание стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, с отрывка из которого начался наш разговор:

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его – лови скорей!
Смотри – оно уж побледнело,-
Еще минута, две – и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь .

Как вы понимаете завершающие строчки этого философского произведения?

Радуга, действительно, неуловима и недолговечна. Она даёт ощущение радости, но, увы, ощущение это мимолетно. Радуга дарит мечту о счастье, но счастье это оказывается недостижимым. Удивительное в своей красоте “мимолетное виденье” – радуга буквально тает на наших глазах, оставляя нам чувство светлой грусти.

7. Домашнее задание (слайд № 8).

8. Оценки учащихся, комментарий учителя.

9. Прощание с учениками.

Список литературы

Как слово наше отзовётся…Избранная лирика. М.: Правда, 1986 год. С.144.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1994 год. С. 194 – 195.
Как слово наше отзовётся…Избранная лирика. М.: Правда, 1986 год. С.144.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!