Значение удовлетворения социальных потребностей человека. Социальные потребности Как развиваются социальные потребности

Потребности социальные - особый вид потребностей человека. Потребности, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей: естественные и созданные обществом.

Естественные потребности - это повседневные нужды человека в еде, одежде, жилье и т. д.

Потребности социальные - это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни.

Естественные потребности являются основой, на которой возникают, развиваются и получают удовлетворение потребности социальные. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего субъект деятельности к реальной деятельности, направляемой на создание условий и средств удовлетворения его нужд, т.е. к деятельности производственной. Без потребностей нет и не может быть производства. Они - исходный побудитель человека к деятельности, выражают зависимость субъекта деятельности от внешнего мира. Потребности существуют как объективные и субъективные связи, как тяготения к предмету потребности. К потребностям социальным относятся потребности, связанные с включением индивида в семью, в многочисленные социальные группы и коллективы, в различные сферы производственной и внепроизводственной деятельности, в жизнедеятельность общества в целом.

Потребности социальные являются выражением объективных закономерностей развития тех или иных сфер жизнедеятельности человека и общества. Условия, окружающие человека, не только порождают потребности, но и создают возможности для их удовлетворения.

Совершает человек наиболее значимые поступки осмысленно, то есть совершает социальное действие. Без учета мотивов того внутреннего смысла, который вкладывается человеком, социальной общностью людей в свои усилия для реализации той или иной цели, невозможно понимание социальных действий, социальных связей и взаимодействий, совершаемых при реализации поставленной цели. Индивидуальная цель, воспроизводящая потребности человека (идет ли речь о потребности в еде, жилье, одежде, или в образовании, потребности в утверждении собственного достоинства, чести и т. п.) - это начало действия социального и второго, начало - ориентация на других, ожидание, учитывающее возможную ответную реакцию окружающих и образуют мотивы социального действия.

Возьмем обычный житейский пример. Человек, индивид хотел бы удовлетворить свою потребность в приобретении автомашины. Индивидуальная цель ясна. Но нет необходимых материальных возможностей, нужна поддержка окружающих (родственников, друзей и т. п.). Что предпринимает человек-индивид, какой смысл его действий - накопить средства, убедить родственников о важности и необходимости приобретения автомашины и т. п. Индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, связей, ожиданий и стала мотивом социального действия. Естественно, конкретное содержание, направленность мотива определяется тем как индивидуальная цель и ориентация на других, ожидание учитывающее возможную ответную реакцию окружающих соотносятся, взаимодействуют. Иногда, поставленные индивидуальные цели не реализуются, хотя и предпринимаются различные социальные действия. Здесь-то проявляется бесполезность мотивов в определении и осознании поставленной цели.

Американский социолог Толкотт Парсонс в процессе выбора варианта действия выделяет так называемые типовые переменные действия - системы основных ориентации. Это пары, определяющие различные возможности выбора действий.

Во-первых, между действием исключительно в собственных личных интересах или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива, окружающих (ориентация на себя - ориентация на коллектив, окружающих); во-вторых, между стремлением к удовлетворению непосредственных сиюминутных потребностей или отказом от их реализации ради перспективных и важных целей; в-третьих, ориентация на социальные оценки другого индивида или свойственное ему присущие качества (пол, возраст, внешний вид и т. п.); в-четвертых, между подчинением индивидом своего поведения какому-то общему правилу или учетом специфических моментов ситуации и т.д.

Выделенные Толкоттом Парсонсом с достаточной полнотой и скрупулезностью основные альтернативы, варианты социальных действий (в реальной жизни их больше) свидетельствуют о многомерности мотивов конкретного социального действия, о многообразии подходов, способов анализа путей достижения цели в конкретных социальных условиях сплетается в одном элементарном мотиве.

Возьмем житейский случай. На предприятии начальник участка, цеха хотел бы удовлетворить потребности расширения участка, совершенствовании технологии, «расшивке» узких мест и т. п. Но нет необходимых средств, материальных возможностей, нужна поддержка руководства и т. д. Что предпринимает начальник участка, цеха, какой смысл его действий - убедить руководство в перспективности реконструкции и т. п. И вот, он пришел к руководству предприятия. Как поведет себя руководство? С одной стороны, он знает, что средств для реконструкции крайне мало (тем более в современных условиях), только бы продержаться, сохранить людей; с другой стороны, он знает, что реконструкция перспективна, а у начальника участка, цеха есть и неплохие заделы, первые результаты (вторая альтернатива). Вместе с тем, руководитель испытывает к начальнику участка, цеха личную неприязнь, поэтому, хотя и достаточно высокий статус начальника участка (высококвалифицированный специалист, инженер и т. д.) позволяет ему рассчитывать на развитие реконструкции, расширение производства (третья альтернатива). Однако, стоит ли обращать внимание на личную неприязнь и обиду, если реконструкция может, наверняка, принести комплексу признание (первая альтернатива)... Каждая из альтернатив вносит свою лепту в мучительный выбор мотива.

В конкретный мотив органично вплетается и иерархия ценностей, и интеллектуально-культурная готовность личности анализировать ситуацию. Сказываются и особенности темперамента личности, его непреклонность, упрямство, волевые качества, эмоциональная близость к человеку, личности и т. д. Ситуацию, сложившуюся между начальником участка, цеха и руководством, администрацией предприятия социологи называют состязанием мотивов, порождающее достаточно острые, чаще всего невидимые со стороны внутренние переживания личности. Здесь важно отметить многообразие проявления различных возможностей, альтернатив достижения личной цели и ориентацию на другие, изначально определяющие внутреннюю драму сферы мотивов личности. И практично невозможно предписать конкретный выбор мотива личностью в конкретной ситуации. Но можно проследить определенную направленность конкретной личности и целостной системы действий социальных.

Мотивы действий разнообразны. Имеет пределы и непредсказуемость поведения личности, укладывающаяся в пределы социальной целесообразности, сохранения социальных связей нерушимыми. Иначе социальное лишилось бы едва ли не главного - предсказуемости и выполнения человеком своих обязательств. В мотивации: ориентация на себя - ориентация на других выделяется индивидуалистическая мотивация в ее крайних и более сдержанных вариантах, гуманистическая, альтруистическая (бескорыстная) в ее грубых и более мягких, сдержанных вариантах. На выбор человеком-личностью, социальной общностью конкретной мотивации влияет ряд обстоятельств: сказывается влияние ситуации, нравственной культуры конкретной личности и существующая в обществе система ценностей и т. п. Роль системы ценностей в том, что они выступают для человека, личности фактором, социализирующим определенный поиск человеком, социальной общностью путей реализации индивидуальных целей и определяют типичный для общества индивидуальный выбор. В ходе исторического развития культур, социального отбора крайние варианты, различие возможностей на себя, на коллектив - отброшены. Ведь они ведут или к хаосу в обществе, или духовной, да и физической, гибели индивидуальности. И социолог Макс Вебер, анализируя мотивацию социального действия, особо выделяет степень участия сознательных, рациональных элементов в процессе мотивации социального действия. И в основу классификации социальных действий Макс Вебер ставит целерациональное действие, подчеркивая, что «целерационально действует тот индивид, где поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий, кто рационально рассматривает отношение средств к цели побочным результатам, то есть действует во всяком случае не аффективно (прежде всего, не эмоционально) и не традиционно, то есть не на основе той или иной традиции, привычке». Иначе говоря, целесообразное действие характеризуется ясным пониманием того, что хочет добиться человек, какие пути, средства наиболее пригодны, эффективны и т. п. Человек самосоотносит и средства, просчитывает положительные и отрицательные последствия своих действий и находит разумное сочетание личной цели и социальной. Но все это лишь идеальный образец, а в реальной жизни встретиться с такими действиями удается отнюдь не часто.

В реальной жизни более массовым есть ценностно-рациональное действие, подчиненное определенным требованиям, принятым в обществе ценностям (религиозные, нравственные, эстетические нормы, традиции и т. п.). Рационально понятой цели для человека, личности, социальной общности не существует и в социальных действиях человек, социальная общность ориентируется на соблюдение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте и т. п. Макс Вебер отмечал, что ценностно-рациональное действие всегда подчинено заповедям или требованиям, в повиновении которых человек видит свой долг и т. п. Сознание личности, социальной общности скованно ориентацией на ценности, существующие в обществе. И ценности, нормы существующие в обществе есть основной для человека в разрешении противоречий между личной целью и ориентацией на других окружающих.

Традиционное и аффективное социальное действие находятся на самой границе, а часто даже за пределами того, что осознанно, осмысленно, сориентированно. Предельно минимизирована самостоятельная деятельность сознания в традиционном социальном действии. Глубоко усвоенные социальные образцы поведения, норм, перешедших в привычное, традиционное, не подлежащее проверке на истинность и есть основой, базой традиционного социального действия. Нравственно привычное может также быть традиционным социальным действием. Это объясняется тем, что самостоятельное моральное сознание человека «не включено», он поступает как все, как принято испокон века и привычно в быту. Здесь-то распространенная и, в общем-то, естественная форма человеческих действий, составляющих основу социальной жизни, ее привычный и естественный фон. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта (то есть душевного волнения). Аффективное действие менее осознанно, а более характеризуется стремлением к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т. п.

В реальной жизни существуют все виды социальных действий, а некоторые из них, в частности, традиционно-нравственное вообще есть характерным, типичным для определенных слоев общества. Жизни отдельной личности присущи и аффект, и строгий учет, и расчет, традиционно привычное, и ориентации на свой долг перед товарищами, родителями. Целерациональное социальное действие при всей привлекательности и, даже в чем-то романтически возвышенное, никогда не может и не должно быть чрезмерно распространенным. Иначе будет во многом утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни. Конечно же, больше вероятности, что личность, социальная общность, общество будет развиваться эффективно, если при реализации сложных, узловых проблем социальной жизни человек-личность, социальная общность будут чаще целерациональны. Ведь от множества причин зависит вероятность реализации того или иного типа мотивации социального действия. Зачастую индивидуальные особенности, культура, образование, интеллектуальные возможности индивида, социальных слоев сказываются на социальном действии. А во многом зависит от общества, социокультурной среды и массовость распространения того или иного типа мотивации. Насколько мотивы позволяют, стимулируют целерациональное социальное действие или традиционное, настолько они ограничивают, подавляют один тип поведения и стимулируют другой. Исторический опыт свидетельствует: человек всегда живет неодномерно, противоречиво. Аффективное причудливо сочетается с целерациональным, иррациональным с ценностно-рациональным и т.п. Но там, где существенна сфера целерационального или иррационального наступает простор для мракобесия, мифов, тоталитаризма, устанавливается атмосфера безудержного доверия и восхищения вождями, лидерами. Человеческий здравый смысл загоняется в тупик и т. п.

В жизни человек своим усилиям, действиям придает смысл, мотив. Какой смысл усматривает человек, какие ценности он утверждает в своей деятельности, такую реальность во многом и творит. Конечно же, не все, что задумывается реализуется в жизни. Причин много. И здесь, прежде всего зачастую желания человека, социальных общностей людей могут столкнуться с желанием других. Но жизнь подвластна тому, чего люди хотят достичь, во что они верят, какой хотят сделать ее, в чем видят смысл своего бытия.

Конечно же, осмысливая социальную реальность, отвечая на вопрос почему человек действует так, а не иначе, почему «имеем то, что имеем», в мотивации социального действия надо выделять именно культуру - одну из важных сторон смысла жизни и деятельности человека. Личность, ее потребности - источник действия социального, а система смысла, мотивов действия есть культура, то социальные связи, взаимодействия есть деятельная реализация ориентации на другого и т. п.


Человек является частью общества. Существуя в обществе, он постоянно испытывает определенные социальные нужды.

Социальные потребности человека являются неотъемлемой частью его личности .

Виды

Какие бывают социальные потребности? Существует большое количество социальных нужд человека, которые условно можно разделить на три основные группы:


Базовые социогенные потребности

Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:


Примеры удовлетворения

Рассмотрим на примерах удовлетворение человеком возникающих социальных потребностей:

Значимость

Удовлетворение социальных потребностей из группы "для себя" является необходимым условием формирования полноценной личности .

Соответствие жизни человека его социальным ожиданиям гарантирует позитивную социализацию такого человека в обществе, исключает проявление у него каких-либо форм отклоняющегося поведения.

Человек, удовлетворенный уровнем своего развития, полученным образованием, карьерой, друзьями и является полезным членом общества.

Каждая из его удовлетворенных потребностей приводит к появлению какого-либо общественно значимого результата: крепкая семья с детьми — полноценная ячейка общества, достижения в карьере — успешное выполнение трудовых функций и т.д.

Удовлетворение потребностей "для других" и "вместе с другими" — залог положительного функционирования общества.

Только позитивное взаимодействие людей между собой, их умение действовать вместе в общественных интересах, а не только поодиночке в личных целях поможет создать зрелое общество .

Проблема современного общества заключается именно в нежелании людей удовлетворять общие потребности. Каждый человек подходит к вопросу с эгоистической точки зрения — делает только то, что выгодно для него.

При этом отсутствие инициативы в совершении важных общественных действий приводит к беспорядку, нарушениям закона, безвластию .

В итоге нарушается целостность и благополучие общества, в котором живет человек, и это незамедлительно сказывается на качестве его собственной жизни.

То есть его эгоистические интересы в любом случае затрагиваются.

Результат

Деятельность человека вызывается социальными потребностями? Потребности — источник активности личности, мотивация ее деятельности .

Человек выполняет какие-либо действия исключительно из стремления достигнуть определенного результата. Этот результат — удовлетворение потребности.

Действия человека могут способствовать исполнению желания напрямую. Например: при потребности в общении подросток выходит из дома на улицу к сидящим во дворе друзьям и вступает с ними в диалог.

В ином случае активность проявляется в выполнении определенных действий, которые впоследствии приведут к удовлетворению социальной потребности. Например, стремление к власти может быть достигнуто путем целенаправленной деятельности в профессиональной сфере.

При этом люди не всегда совершают действия для удовлетворения нужд, которые у них присутствуют .

В отличие от биологических нужд, которые игнорировать невозможно (жажда, голод и др.), социальные нужды человек может оставить нереализованными.

Причины : лень, отсутствие инициативы, недостаточная мотивация, отсутствие целеустремленности, и т.д.

Например, человек может испытывать сильную потребность в общении и при этом постоянно сидеть дома в одиночестве, не иметь друзей. Причиной такого поведения может стать сильная , .

В итоге человек не будет предпринимать действий, которые он мог бы совершить для достижения желаемого результата .

Отсутствие необходимой активности приведет к нереализованности существующих желаний, к низкому качеству жизни, но при этом угрозы для жизни не будет.

Есть ли у животных?

С одной стороны, социальные потребности могут быть свойственны только людям ввиду того, что их могут испытывать только члены общества. С другой стороны, у животных в их группах существует определенная иерархия поведения, правила и ритуалы .

С этой точки зрения принято выделять зоосоциальные потребности животных : родительское поведение, игровое поведение, миграции, стремление к самосохранению, адаптация к условиям жизни, иерархия в стае и т.д.

Данные потребности нельзя назвать социальными в полной мере, но они являются первоисточником развития дальнейших социальных потребностей у людей.

Таким образом, социальные потребности существуют у каждого человека в большом количестве. Удовлетворяя их, человек должен действовать не только в личных интересах, но и в интересах окружающих людей.

Потребность быть нужным и общение - социальные потребности человека:

Виды социальных потребностей

Социальные потребности рождаются в процес­се деятельности человека как общественного субъекта. Челове­ческая деятельность представляет собой адаптирующую, пре­образовательную активность, направленную на производство средств удовлетворения тех или иных потребностей. Посколь­ку подобная деятельность выступает как практическое приме­нение человеком социокультурного опыта, то в своем разви­тии она приобретает характер универсальной общественной производственно-потребительной деятельности. Человече­ская деятельность может осуществляться только в обществе и посредством общества, она совершается отдельным человеком во взаимодействии с другими людьми и представляет со­бой сложную систему действий, определяемую различными потребностями.

Социальные потребности возникают в связи с функциони­рованием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д. Они не задаются природой, не заклады­ваются генетически, а приобретаются входе становления чело­века как личности, его развития как члена общества, рождают­ся в процессе деятельности человека как общественного субъ-кта.

Отличительная черта социальных потребностей при всем их разнообразии заключается в том, что все они выступают тре­бованиями к другим людям и являются принадлежностью не отдельного человека, а группы людей, так или иначе объеди­ненных. Общая потребность определенной общественной группы не только слагается из потребностей отдельных людей, но и сама вызывает у отдельного человека соответствующую потребность. Потребность любой группы не тождественна по­требности отдельного человека, а всегда в чем-то и как-то от­личается от нее. Человек, принадлежащий к определенной группе, опирается на общие с ней потребности, но группа вы­нуждает его подчиняться ее требованиям, а подчиняясь, он входит в число диктующих. Так возникает сложная диалектика интересов и потребностей отдельного человека, с одной сторо­ны, и тех сообществ, с которыми он связан, - с другой.

Социальные потребности - это потребности, определяе­мые обществом (социумом), как дополнительно-обязательные к основным потребностям. Например, для обеспечения про­цесса еды (основной потребности) социальными потребностя­ми будут являться: стул, стол, вилки, ножи, тарелки, салфетки и т.п. В различных социальных группах эти потребности раз­личны и зависят от норм, правил, менталитета, особенностей проживания и иных факторов, характеризующих социальную культуру. Вместе с этим наличие у индивида предметов, кото­рые общество считает необходимыми, может обусловливать его социальный статус в обществе.

При большом разнообразии социальных потребностей че­ловека можно различать более или менее отчетливо выделяю­щиеся отдельные уровни потребностей, на каждом из которых видны и его специфика, и его иерархические связи с нижестоя­щими и вышестоящими. Например, к таким уровням можно отнести:

    социальные потребности отдельного человека (как личности, индивидуальности) - они выступают как готовый, но и изме­няющийся продукт общественных отношений;

    социальные потребности семейно-родственные - в разных случаях они бывают более или менее широки, конкретны и сильны и наиболее тесно примыкают к потребностям биологи­ческим;

    социальные потребности общечеловеческие - возникают, так как человек, мысля и действуя индивидуально, в то же время включает свою деятельность в деятельность других людей, об­щества. В результате появляется объективная необходимость в таких действиях и состояниях, которые одновременно обеспе­чивают индивиду и общность с другими людьми, и его само­стоятельность, т.е. существование в качестве особой личности. Под влиянием этой объективной необходимости развиваются потребности человека, направляющие и регулирующие его по­ведение по отношению к самому себе и к другим людям, к сво­ей социальной группе, к обществу в целом;

    потребности в справедливости в масштабе человечества, обще­ства в целом суть потребности в улучшении, «исправлении» об­щества, в преодолении антагонистических общественных от­ношений;

    социальные потребности в развитии и саморазвитии, совер­шенствовании и самосовершенствовании человека относятся к высшей ступени иерархии потребностей личности. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т.п.

Социальные потребности существуют в бесконечном мно­гообразии форм. Не пытаясь представить все проявления со­циальных потребностей, классифицируем эти группы потреб­ностей по трем признакам:

    потребности «для других» - потребности, выражающие родо­вую сущность человека, т.е. потребность общения, потреб­ность защиты слабого. Наиболее концентрированно потреб­ность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубин­ных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо дру­гих - о потребностях служебных и их производных. Притяза­ние даже на самое значительное место «для себя» легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притя­зания других людей;

    потребность «для себя» - потребность самоутверждения в обще­стве, потребность самореализации, потребность самоидентифи­кации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т.д. Потребности «для себя» потому называ­ются социальными, что они неразрывно связаны с потребностя­ми «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности «для себя» выступают как иносказательное выражение потребностей «для других»; потребности «вместе с другими» объединяют людей для реше­ния назревших задач общественного прогресса. Наглядный пример: нашествие немецко-фашистских войск на террито­рию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.

Идеологические потребности относятся к числу сугубо со­циальных потребностей человека. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в по­нимании причин происходящих событий, явлений, факторов, в концептуальном, системном видении картины мира. Реали­зация этих потребностей осуществляется через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, техниче­ских и других наук. В результате у человека складывается науч­ная картина мира. Посредством усвоения человеком религиоз­ных знаний у него формируется религиозная картина мира.

У многих людей под влиянием идеологических потребно­стей и в процессе их реализации складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, науч­ной картины мира у людей со светским воспитанием и религиоз­ной - у людей с религиозным воспитанием.

Потребность в справедливости является одной из актуали­зированных и функционирующих в социуме потребностей. Она выражается в соотношении прав и обязанностей в созна­нии человека, в его взаимоотношениях с общественным окру­жением, во взаимодействии с социальной средой. В соответствии со своим пониманием того, что является справедливым, а что несправедливым, человек оценивает поведение, действия других людей.

В этом плане человек может быть ориентирован:

    на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;

    на преимущественное исполнение своих обязанностей по от­ношению к другим людям, социальной сфере в целом;

    на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при ре­шении человеком социальных и профессиональных задач.

Эстетические потребности играют важную роль в жизне­деятельности человека. На реализацию эстетических устрем­лений личности оказывают влияние не только внешние об­стоятельства, условия жизни и деятельности человека, но и внутренние, личностные предпосылки - мотивы, способно­сти, волевая подготовленность личности, понимание канонов красоты, гармонии в восприятии и осуществлении поведения, творческой деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к безобразному, низменному, уродливому, нарушающему естественную и социальную гар­монию.

Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человече­ского фактора. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и самосо­вершенствованию человека, поэтому первая и важнейшая по­требность человека - это здоровье. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимо­действии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья. Пополнять резервы своего здоровья необходимо через отдых.

Добрый день, дорогие читатели. Знаете ли вы, что такое социальные потребности человека и как их удовлетворять? Сегодня я расскажу, какие бывают потребности, и дам краткую инструкцию как себя проявлять и реализовывать в обществе.

Понятие и виды потребностей

Социальными являются потребности в ощущении себя как личности, принадлежности к какой-то группе людей, необходимости общения и свободного обмена информацией в любое время.

Виды социальных потребностей:

  • «жизнь для себя» – власть, самооценка, выделение себя;
  • «для других» – любовь, дружба, альтруизм;
  • «жизнь вместе с обществом» – независимость, права, справедливость и т.д.

Удовлетворение этих потребностей крайне важно практически для каждого из нас. В противном случае человек может себя чувствовать ущербным, не таким, как все. У меня есть много примеров из жизни, когда отвергнутые группой людей индивидуумы получили моральную травму, в результате которой уже не смогли вести привычный образ жизни.

Внимательно перечитывая виды социальных потребностей, мы можем обнаружить, что у каждого из нас они присутствуют. И это вполне нормально. Каждый из нас хочет выделиться и реализовать себя в профессиональном плане. Жаждет быть альтруистом или чтобы ему встречались альтруисты (люди, которые делают хорошие дела без вознаграждения), желает мира на Земле. Это логично, ведь все мы воспитаны одним и тем же обществом.

Пирамида потребностей Маслоу

Маслоу в свое время составил , которая более чем актуальна уже на протяжении многих лет. Она строится по возрастанию из таких пунктов:

  • – еда, одежда;
  • потребность в безопасности – жилье, материальные блага;
  • социальные потребности – дружба, принадлежность к единомышленникам;
  • собственная значимость – самооценка и оценка окружающих;
  • собственная актуальность – гармония, самореализация, счастье.

Как видим, социальные потребности находятся в середине пирамиды. Основные – физиологические, так как на голодный желудок и без крова над головой ни о каком желании самореализоваться не может быть и речи. А вот когда эти потребности удовлетворены, тогда у человека возникает острое желание удовлетворить социальные. Их удовлетворение напрямую влияет на гармоничность личности, степень ее реализации и эмоциональный фон на протяжении всех лет жизни.

Для сформированной личности социальные потребности более значимы и существенны, нежели физиологические. К примеру, почти каждому из нас приходилось видеть, как студент вместо сна берется за учебу. Или когда мать, которая сама не отдохнула, не выспалась и забыла поесть, не отходит от колыбели своего ребенка. Часто мужчина, желающий понравиться своей избраннице, терпит боль или прочие неудобства.

Дружба, любовь, семья – первоначальные социальные потребности, которые большинство из нас старается удовлетворить в первую очередь. Нам важно проводить время в обществе других людей, иметь активную социальную позицию, играть определенную роль в коллективе.

Личность никогда не сформируется вне общества. Общие интересы и одинаковое отношение к важным вещам (к правде, уважению, заботе и т.п.) формируют тесные межличностные связи. В рамках которых и происходит социальное формирование индивидуума.

Как удовлетворить социальные потребности современного человека


Чрезмерная тяга к самосохранению и недостаток общения могут стать главной причиной изолирования современного человека от социума. Излишняя самоуверенность, вечная нехватка времени для общения с друзьями и близкими, отсутствие общих интересов с другими людьми делают человека замкнутым в себе. В зависимости от силы воли, такие люди могут начать злоупотреблять алкоголем или табаком, уйти с работы, потерять уважение и имущество и т.п.

Для того чтобы предотвратить возникновение таких пагубных последствий, нужно четко осознать важность общения. Необходимо развивать желание ощущать собственную принадлежность к группе или группам людей.


Заключение

Помните, дорогие читатели, что только удовлетворяя свои социальные потребности, мы чувствуем себя полноценными людьми. Сколько бы у вас не было работы и забот, находите время для общения и отдыха с друзьями и единомышленниками.

Быть социально активной и интересной для других личностью – это труд, но он того стоит. Желаю вам быть открытыми и позитивными!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!