Презентация урока по русскому род имен существительных. Презентация по русскому языку "Род имён существительных"

КАТЕГОРИЯ РОДА существительного и способы её выражения ПЛАН 1.Категория рода как одна из основных грамматических категорий имени существительного. 2.Род неодушевлённых имён существительных. 3. Род одушевлённых имён существительных. 4.Существительные общего рода. 5.Род несклоняемых имён существительных Цели занятия: 1) Расширить знания студентов о категории рода имени существительного; 2) Учить грамотно употреблять в речи имена существительные, учитывая их род. 3) Повышать уровень речевой культуры студентов. Проблема: Как Вы думаете, с какой целью имя существительное наделено значением рода? ЗАДАНИЕ: Составьте словосочетания. хороший(ая) новость Поблагодарить неожиданный(ая) совет долгожданный(ая) подарок приятный(ая) приём тёплый(ая) комплимент


Повышаем речевую культуру (учимся писать письмо - эпистолярный жанр) ТЕКСТ 1. Проанализируйте отрывок из письма М. Горького (Назовите слова, помогающие писателю выразить признание своей вины?: « Мне крайне неловко перед Вами, уважаемый профессор. Принося мои искренние извинения, убедительно прошу Вас верить, что всё это произошло не по вине редакции… Еще раз примите, почтенный Юрий Викторович, мои извинения… Желаю всего доброго». А.Пешков Благодарность – безупречная, безмерная, бесконечная, большая, вечная, восторженная, глубокая, горячая, душевная, искренняя, незабываемая, огромная, сердечная, трогательная.


Выводы по указанной проблеме: Категория рода указывает на способность существительного вступать в сочетания с другими зависимыми словами: – родовые окончания помогают сочетать существительное с прилагательными, причастиями, с глаголами прошедшего времени; – значение рода позволяет сочетать собирательные числительные с существительными только мужского рода (двое мужчин, трое студентов); – значение рода иногда влияет на содержание отдельных орфографических правил – правописание суффиксов – ЕЦ–, –ИЦ–: братЕЦ(м.р.), лужИЦа (ж.р.), платьИЦе – ружьЕЦо (ср.р.). – правописание окончаний в словах НОЖИЩЕ (нож)– НОЖИЩА (нога), но ПЕПЕЛИЩЕ (ср.р.)


Опорный конспект паде жи Неодушевлённые сущ.(грамматические признаки) Одушевлённые сущ.(лексико- грамматические призн Мужской род Средний род Женский род Муж. родЖен.родСред.род И.п нулев оконч -о, -е -а, -я «ь» Пол муж. Пол жен дитя Р.п -а,-я -ы,-и Ср.р: насекомое, лицо(чел), существо М.р: -ИН-; -ИЩ-, -ИШК-;путь подмастерье; Ср.р: -мя (10) животное,млекопитаю щее, чудище…


Существительные со значением обоих родов Особого отношения к себе требуют слова, обозначающие названия некоторых самок-самцов: куница, белка, муравей, дельфин, леопард. Несмотря на это, значение рода у этих существительных фиксировано: – куница, белка (ж.р.); муравей, дельфин, леопард (м.р.). К существительным мужского рода относятся существительные, обозначающие профессии: скульптор, судья, директор, секретарь, хирург…


Существительные общего рода названия лиц по народности (коми, манси…); фамилии на –О, -ЫХ, -ИХ: Черных, Шевченко, Милых… существительные, способные обладать двумя значениями рода: разиня, забияка, пройдоха, невежа… В этом случае прилагательное, сочетаясь с указанными существительными, приобретает окончание того рода, о ком идёт речь: Он такой забияка. Она такая разиня. Род аббревиатуры определяется по опорному слову: ООН – организация (ж.р.); СНГ – содружество (с.р.); МИД – министерство (с.р.)


Род заимствованных существительных существ., обозначающие лиц мужского пола (маэстро, буржуа…); названия животных (шимпанзе, фламинго); названия ветров (торнадо, сирокко); названия языков (хинди, суахили); отдельные существительные: кофе, пенальти, экю (старинная монета) и ср.р; К существительным женского рода относятся: существительные, обозначающие лиц женского пола (фрау, мисс, мадам); название мухи ЦЕЦЕ, салями (колбаса), авеню (улица), бере (сорт груши), кольраби (капуста). К существительным среднего рода относятся: неодушевлённые имена существительные (пальто, эскимо, какао, такси…)




РЕШЕНИЕ - ВЫВОД При определении рода существительного следует учитывать категорию одушевлённости. Прилагательные, сочетаясь с существительными типа хирург, оператор, приобретают окончание мужского рода, а имя собственное согласуется с глаголом: Опытный хирург Збруева успешно провела операцию. Сочетаясь с существительными общего рода, прилагательные приобретают окончание с учётом лексического значения слова. При определении рода существительного иногда нужно учитывать его стилистическую окраску. В случае затруднения следует пользоваться толковым словарём.


МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЗАДАНИЕ 1: Определите род следующих существительных. Какаду, колибри, контральто, боа, кенгуру, кегли, кенар. ЗАДАНИЕ 2: Допишите окончание. Часы-браслет лежал() на подоконнике. Иванова – хорош()диктор. Мальчик - кругл() сирота. Стар() кенгуру пересёк() мелкий поток и вышел() к тому месту, где находилась его стая. По территории зоопарка разгуливал() маленьк() шимпанзе. Председатель собрания профорг Казакова объявил() повестку дня. В суде принял() участие и заседатель Фёдорова. ТЕСТОВЫЙ ВАРИАНТ Вариант1 – 1, 2, 3, 4, 5, 6 Вариант 2 – 1, 2, 3, 7, 8, 9 Вариант 3 – 1, 2, 3, 7, 8, 9

5 класс. Русский язык
Тема урока: Род имён существительных.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Объяснить орфограммы. Работа по группам.

Повторим определение рода имён существительных.

Выпишите существительные по родам
Карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка, небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо, сосна, окно, морковь, тетрадь, человек, качество, дом, шампунь, капуста, мороженое
Определение рода имен существительных
Мужской род
Женский род
Средний род

Проверьте себя
Мужской род
Женский род
Средний род
Карандаш, ключ, станок, человек, подъезд, дом, шампунь
Одежда, ручка, тарелка, сосна, морковь, тетрадь, капуста
Печенье, качество, небо, колесо, яйцо, окно, мороженое

Решите «уравнения», подобрав вместо Х однокоренные существительные женского рода
Пианист- пианистка = солист - х__________ Грек- гречанка = турок - х________________ Купец- купчиха = пловец – х_____________ Артист- артистка = машинист – х_________
солистка
турчанка
пловчиха – разгов.
машинистка
Обозначьте суффикс, образующий новое слово.

Быстро встали, улыбнулись, Выше – выше потянулись. Ну – ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали.
Физкультминутка

Определите род данных имён существительных? Он или она? Мой или моя?
Эти слова называются словами общего рода, и «приобретают» они мужской или женский род только в контексте.

Имена существительные общего рода
Миша – большой неряха. Маша – большая неряха.
В одном случае говорящий обращается к девочке, в другом – к мальчику

Женский род Мужской род Средний род
мозоль вуаль туфля тюль лебедь шампунь какао повидло
Запомните!
Два французских слова: какао и кофе – употребляются как слова двух родов: ароматное какао – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В современном русском языке слово кофе мужского рода, но «допустимо употребление этого слова и в среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
Всегда ли легко определить род?

Рояль, - я, м.р. Концертный рояль. Шампунь, - я, м. р. Хороший шампунь. Мозоль, - и, ж.р. Болезненная мозоль Бандероль, - и, ж.р. Большая бандероль.
Толковый словарь

а) гений, умница, капризуля, рева б) неряха, недотёпа, зануда, вредина в) зануда, красавица, молодец, жадина г) плакса, разиня, кривляка, сирота
В каких строчках указаны слова не только общего рода.

На род имени существительного (кроме его падежного окончания) указывают: формы прилагательного: большой стол, красная ручка, широкое окно; формы глагола: мальчик читал книгу; девочка изучала язык.
Вывод
Как мы определяем и выражаем род существительного?

У многих слов трудно определить род. К ним относятся существительные: мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель, занавес, комментарий, корректив, овощ, погон, рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг; женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля, тапка, простыня, мозоль, просека, расценка; среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце.
Запомните данные слова! Употребление их в другом роде является грубым нарушением нормы!

Мужской род Женский род
Бык Бычиха
Петух Петушиха
Баран Баранка
Слон Слоныня
Волк Волкушка
Стул Стулка
корова
курица
овца
слониха
волчица
табуретка
Род и пол животных сводится к замене имеющегося существительного мужского рода существительным женского рода иного корня: бык – корова.
Исправьте ошибки. Подберите пару

Поставьте на полях тетради «+», если отвечаете «ДА», если «НЕТ» , то «–» Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя существительное? Сможешь ли ты определить род имен существительных? Согласен ли ты, что в русском языке только два рода имен существительных? Можешь ли при определении рода пользоваться словами- подсказками? Сможешь ли ты определить род имен существительных во множественном числе?
Оцените свою работу на уроке.

Параграф-94, упражнение № 505.
Домашнее задание.

Литература. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2009. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2008. Русский язык 5 класс. Поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В. Карасева. – Волгоград.: Учитель, 2007. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс. Ларионова Л.Г.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учебная презентация для 3 класса (по русскому языку)

Пп // Тт // Ключик бьёт в глуши лесной, В сказке ключик золотой. Этот ключ – разгадка тайны – Шифр диковинный и странный. Ну, а гаечным ключом Эту гайку завернём. Как называются слова, у которых могут быть разные значения? Минутка чистописания

На какие три группы можно разбить слова? Волна, гнездо, тётя, земля, дядя, зайчиха, кольцо, стол, письмо, дедушка, девочка, метель, мальчик, платье.

Проверь себя! М.р. (он) Дядя, заяц, день, стол. Ж.р. (она) Волна, тётя, земля, бабушка, зайчиха, девочка. С.р. Гнездо, море, кольцо, письмо.

Существительные имеют три рода: мужской, женский и средний. Род существительного можно определить поставив к существительному мой(м. р), моя (ж.р.), моё(ср. р). Кроме того, у некоторых существительных можно определить род по значению слова, т.к. одни слова называют людей и животных мужского пола, а другие -женского

М.р. Ж.р. С.р. (он) (она) (оно) Стол □ метель □ солнце

Составь словосочетания, укажи род существительных Жареный, известная, широкая, зимнее, красный, душистая, вкусная, стройный, московское. Сирень, помидор, картофель, шоссе, тополь, метро, карамель, пальто, фамилия.

Физкультминутка Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.

Объясните отгадки к загадкам Бел, как вата, Мягок, как шерсть, Лёгок, как перо. (С….) Трещит, а не кузнечик Летит, а не птица, Везёт, а не лошадь. (С……)

Когда так говорят? 1. Дружба дружбой, а служба службой. 2. За добро добром платят. 3. Знай, сверчок, свой шесток.

Дай совет другу: как определить род имён существительных. Дали х..м..чку зерна, С..ел всю мисочку до дна. С..ел морковку. Схрумкал сушку, Репу, сельдерей, п..трушку. Сыр отведал, с..ел тв..рог- Больше есть уже не мог. Этот хитрый х..м..чок Не такой уж простач..к: Все с..едобные кусочки Про запас кл..дёт за щёчки.

Вывод Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Он – м. р. (дядя, картофель) Она – ж.р. (морковь, фамилия) Оно – с.р. (имя, варенье)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и закрепления знаний об имени существительном. Урок разработан в технологии деятельностного метода.К урока прилагается презентация, которая содержит разработанные задания для учащихся, ...

«Начальная форма имени существительного. Косвенные падежи» 3 класс

Цель урока: Познакомить с понятиями начальная форма, косвенные падежи.Задачи урока: 1. Закрепление знаний о падежах имён существительных....

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной работы учеников. ...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!