В какое время лучше читать псалтирь. Как правильно читать псалтырь дома

Псалтырь по праву занимает свою особую нишу, по крайней мере в православии. Ведь эта книга полностью представлена в богослужебном уставе. В данной статье раскрывается вопрос о домашнем чтении Псалтыри, а также ряд других немаловажных вопросов по данной теме.

Образец молитвы

Особое значение Псалтыри заключается в многообразии человеческих чувств, духовных стремлений, восхвалений Творца. Один из богословов как-то сказал, что нет в человеке такого чувства, которое не нашло бы отражения в псалмах. Чтение этой священной книги является благодатным занятием для христианина, поскольку даёт ему множество примеров истинной духовности. В текстах псалмов можно найти огромное число образцов покаянной молитвы.

Псалтырь в православном богослужении и традициях

Эта книга представляет собой сборник из нескольких сотен псалмов - своеобразных духовных гимнов, значительное количество которых написал ветхозаветный царь Давид.

Эти тексты использовались в церковных службах ещё до Рождества Христова. Правила чтения псалмов во время православного богослужения, а именно календарный план их пения, оговаривается в специальной книге, носящей название «Типикон».

Помимо церковного чтения, существует ещё давняя православная традиция читать Псалтырь вне церковных стен, в кругу семьи или близких знакомых. Такое чтение называется келейным. Как правильно читать Псалтырь дома? Этот вопрос не раз был рассмотрен разными православными богословами, также о чтении священной книги многократно упоминали святые в своих письменных трудах. Существует устойчивое мнение, что перед тем, как заняться таким чтением, нужно получить благословение духовника либо просто священника, который уже долгое время исповедует желающего начать чтение.

Псалтырь на русском языке

В богослужении используется только церковно-славянский вариант этого священного текста. Несмотря на это, есть переводы и на современный русский язык. На вопрос: «Можно ли читать Псалтырь на русском языке?» - священники обычно отвечают примерно так: «Во время церковной службы такое чтение неприемлемо, так как, согласно православной традиции, церковные службы должны проводиться только на церковно-славянском. Однако при келейном чтении употребление русскоязычного текста не возбраняется».

Нет определённого устава, который бы регламентировал, как правильно читать псалтырь дома. Тем не менее за многолетнюю историю существования этой традиции сложились определённые устойчивые правила, которые носят чисто рекомендательный характер. То есть их соблюдать желательно, но некоторые из них могут не исполняться в силу определённых жизненных обстоятельств.

Неписаные правила

Так, например, рекомендуется читать Псалтырь при зажжённой лампадке. Но как быть, если человек находится в путешествии и у него под рукой нет этого осветительного прибора? Тогда этим правилом можно смело пренебречь. Потому что единственное правило в этом богоугодном деле, которое необходимо исполнять всегда, или, по крайней мере, стараться его придерживаться - это вдумчивое, внимательное чтение, сходное с чтением молитв.

Ещё одно правило гласит, что необходимо стараться не допускать ошибок в ударении при чтении церковнославянских слов. Оно тоже может быть трактовано двояко. Конечно же, священнослужитель, будучи профессионалом, должен читать Псалтырь с минимальными искажениями норм произношения. Но для простого человека здесь главное, опять же, не в том, как читаешь, а читаешь ли вообще. Это означает, что живая искренняя молитва - вот главная цель чтения.

В богослужебных изданиях Псалтырь состоит из особых частей, которые называются кафизмами. Каждая из которых, в свою очередь, разделяется Славами: частями, во время которых происходит молитва за усопших, и молитва за здравие живых людей.

Перед началом чтения Псалтыри и после его окончания произносятся специальные молитвы, которые, как и тропари, также обязательны для произнесения и после завершения каждой кафизмы.

Ещё один важный вопрос на эту тему звучит следующим образом: «Как правильно читать Псалтырь дома: вслух или про себя?» На этот вопрос священник Владимир Шлыков отвечает следующим образом. Он говорит, что чтение этого священного текста может происходить и про себя. Однако многие святые отцы рекомендовали по возможности стараться заниматься этим вслух. Например, святитель Игнатий говорит о пользе произнесения псалмов.

Он пишет, что чтение вслух приучает человека к внимательной молитве, повышает понимание текста.

Церковное чтение священной книги

Читаемый по усопшим и живым, Псалтырь нередко звучит в монастырских и прочих храмах. Такое церковное чтение можно заказать, тем самым оказав помощь душе близкого человека. Эта забота может быть оказана как живым, так и мёртвым людям, о дальнейшей судьбе которых печётся человек, заказывающий это чтение. Кроме того, такие молитвы могут быть полезны не только тому, за кого молятся, но и тому, кто совершил эту благодетель - заказал чтение. Нужно только твёрдо помнить слова Христа «Пусть ваша левая рука не знает, что делает правая».

Чтение Псалтыри за усопших родных и близких

Прежде всего нужно запомнить, что чтение можно производить не всегда: в течение Пасхальной недели чтение прекращается. Однако и этот запрет является не жёстким, так как в «Настольной книге священнослужителя» сказано, что если человек умер в эти дни, то чтение по нему можно производить.

Читая Псалтырь по усопшему, удобнее всего использовать богослужебный вариант священной книги , где обозначены кафизмы. Во время Слав при таком чтении следует произносить молитву за упокой.

Священники говорят, что им нередко задают и подобные вопросы:

  1. Как читать Псалтырь об упокоении дома?
  2. Можно ли читать Славы по очереди: за усопших и за здравствующих?

На эти вопросы чаще всего от батюшки можно услышать положительный ответ.

Как правильно читать Псалтырь о здравии?

Соответственно, если псалмы читаются за здравствующих людей, то на Славах нужно произносить заздравную молитву.

Ещё одно правило, касающееся Слав. Если человек хочет научиться, как правильно читать Псалтырь о живых дома, то он должен приучить себя вставать во время чтения Слав. Во время же чтения всего остального текста этой священной книги допускается сидячее положение чтеца. Не вставать во время Слав могут только тяжелобольные люди, как, впрочем, и при церковном богослужении. Это вставание во время чтения Слав необходимо, поскольку во время него молящиеся демонстрируют свою любовь и почтение, которое они проявляют к Господу Богу.

Довольно часто возникает и такой вопрос: как правильно читать псалтырь за детей? Здесь особых правил нет. За детей Псалтырь читается так же, как и за взрослых.

Если речь идёт об обучении детей чтению Псалтыри, то здесь важно приучать детей понимать эту священную книгу с раннего детства, объясняя им значение отдельных непонятных фрагментов. Нужно предотвращать бессмысленное вычитывание детьми священных текстов. Это касается и взрослых. Поэтому многие священники и богословы рекомендуют брать на себя чтение посильных частей Псалтыри. Не следует продолжать чтение, когда внимание уже рассеялось. Такое чтение может только «прогневить» Бога. То есть чтение в подобной манере приводит к тому, что человек начинает относиться к этой традиции по-язычески, придавая значение не молитве, а лишь факту исполнения ритуала.

Что касается различных практик домашнего чтения Псалтыри, то их существует огромное множество. Читать можно как наедине с самим собой, так и совместно с другими людьми. В православной литературе встречаются и техники чтения, при которых кафизмы Псалтыри разделяются между группой людей на равное или неравное количество текстов.

В заключение

Несмотря на то что многие святые отцы рекомендуют вдумчиво читать Псалтырь, некоторые из них также говорят о том, что не стоит смущаться, если смысл читаемого всё же не всегда доступен чтецу. Есть и такое мнение, что даже если читающий не понимает смысла, то уже само его намерение прославить Господа в чтение псалмов является благом. Поэтому не стоит впадать в уныние, если не всегда получается читать священный текст безукоризненно и с глубоким осмыслением.

Молитесь друг за друга (Иак.5:16).

Псалтирь - священная книга псалмов, или Божественных гимнов, записанных Царем Давидом по внушению Духа Святаго. Чтение Псалтири привлекает помощь Ангелов, изглаживает грехи, напитывает душу дыханием Святаго Духа.

Способ молиться по Псалтири гораздо древнее, чем Иисусова молитва или чтение акафистов. До появления Иисусовой молитвы в древнем монашестве было принято в уме (про себя) читать Псалтирь наизусть, а в некоторые монастыри принимали лишь тех, кто знал на память всю Псалтирь. В царской России Псалтирь была самой распространенной книгой среди населения.

В православной аскетической практике до ныне существует благочестивый обычай чтения Псалтири по соглашению, когда группа верующих раздельно друг от друга прочитывает за одни сутки всю Псалтирь целиком. При этом каждый читает одну определенную ему кафизму дома, келейно и поминает имена тех, кто молится вместе с ним по соглашению. На следующий день Псалтирь снова прочитывается целиком, при этом каждый читает уже следующую кафизму. Если кому-то в один из дней не удалось прочитать положенную ему кафизму, она читается назавтра плюс следующая за ней по порядку.

Так в течение Великого поста вся Псалтирь прочитывается не менее 40 раз. Одному человеку такой подвиг не под силу.

Советы начинающим

1. Для чтения Псалтири необходимо иметь дома горящую лампадку (или свечу). Молиться «без огонька» принято только в пути, вне дома.

2. Псалтирь, по совету преп. Серафима Саровского, необходимо читать вслух - вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).

3. Особое внимание следует обратить на правильную расстановку ударений в словах, т.к. ошибка может изменить смысл слов и даже целых фраз, а это - грех.

4. Читать псалмы можно сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» - «не сидя»). Вставать нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».

5. Псалмы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.

6. Не следует унывать и смущаться, если смысл псалмов непонятен. Пулеметчик не всегда понимает, как стреляет пулемет, однако его задача - бить по врагам. Относительно Псалтири существует утверждение: «Ты не понимаешь - бесы понимают». По мере нашего духовного взросления будет открываться и смысл псалмов.

Молитвы перед чтением кафизмы
Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный.

Трисвятое по Отче наш.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Затем читается очередная кафизма с поминанием имен на каждой «Славе».

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза).

Господи, помилуй (3 раза).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Спаси, Господи, и помилуй Патриарха (имя рек), далее - поминается имя правящего архиерея и имена по списку, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и их святыми молитвами меня, недостойнаго, прости и помилуй! (После этой молитвы можно класть земные поклоны в зависимости от усердия верующего).

На первой и второй «Славе» поминаются имена о здравии, на третьей Славе - имена о упокоении: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (по списку) и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Твое Небесное!» (и земные поклоны).

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

После третьей «Славы» читаются написанные в очередной кафизме тропари и молитвы. Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз - по пальцам или четкам.

Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

После чтения кафизмы

Достойно есть и заключительные молитвы
_____

Читайте Псалтирь, Апостол, Евангелие - здесь все. Кто читает Псалтирь ночью две кафизмы - за весь Псалтирь идет. Вслух Псалтирь читать ценнее, про себя по необходимости. Поднимайте ночной Псалтирь - отмолите себя и тех кого и не знаете до седьмого колена. Дневной тоже ценно. Как листья спадают по осени с дерева, так и грехи с человека читающего Псалтирь.

Читайте 17-ю кафизму - отмолите свои грехи и грехи родных до 7-го колена. 17-ю кафизму обязательно вечером в пятницу читайте. 17-ю кафизму по умершему читайте каждый день. Вымолите в Царствие небесное.

Схиархимандрит Иоанникий
_____________________________

Одна девяностолетняя старушка рассказала, что ей на сороковой день после своей смерти явился во сне знакомый псаломщик. При жизни, она помогала ему по хозяйству: мыла полы, посуду, стирала. Он с грустью сказал: “Отчего вы так мало молитесь, а ведь для нас нет лучшей помощи, чем чтение Псалтири”.

Рассказ сельского священника
______________________________
Мы жили с мужем вдвоем, но мира и тишины в доме не было. Я мужу не уступала, а он, в свою очередь, доказывал свою правоту, и так долго продолжалось.

Наконец мне все это надоело, и я решила вести себя по-другому. Муж мне скажет обидное слово, чувствую, что начинаю раздражаться, - беру Псалтирь и начинаю читать. Муж немного пошумит, потом замолчит. И так мало-помалу у нас в доме водворились тишина и спокойствие.

Пришла я в храм, мимо проходит отец, остановился около меня и говорит: "Вот давно бы так!".

Из книги "Жизнеописание старца схиигумена Саввы. С любовью о Господе, ваш Д.О.С.", М., 1998.
___________________________________

"Семнадцатая кафизма – это основа Псалтири, её нужно читать обязательно целиком, она неделимая… Помните семнадцатую кафизму! Чтобы семнадцатая кафизма была прочитана каждый день! Не сможете вечером прочитать, значит, днём, в дороге, где угодно, но семнадцатую кафизму нужно читать ежедневно. Это ваша сберкнижка духовная, это ваш капитал за ваши грехи. На мытарствах семнадцатая кафизма будет уже в защите за вас". Некоторые думают, что 17 кафизма читается только тогда, когда до ней доходит очередь и по-другому нельзя. Это не совсем так. Ее хорошо читать каждый день и многие благочестивые миряне так и делают. -- Для усопших - это великая помощь!

Старица схимонахиня Антония
________________________________

Старец советовал тем, у кого родственники курят, каждый день за курящего читать 108 псалом. Если погибает родственник (духовно) - читать Псалтирь и Акафист Божией Матери «Взыскание погибших». За мужчину сильно бес борется, говорил он, в семь раз сильнее, чем за женщину, потому что мужчина - образ Божий (имелось в виду, что в мужском образе приходил на землю Господь Иисус Христос и первым человеком был Адам).

На жалобы батюшка отвечал:

Читай Псалтирь!

Батюшка, в семье большие ссоры.

Читай Псалтирь.

Батюшка, на работе неприятности.

Читай Псалтирь.

Я недоумевала, как это может помочь? Но начинаешь читать - и все устраивается.

Иероним (Санаксарский)
________________________________

Псалтирь отгоняет лукавых духов. Прп. Варсонофий Оптинский говорил, что для каждого православного христианина нужно читать хотя бы Славу в день. Я хочу сказать, что прп. Александр, начальник обители Неусыпающих, ввёл Чин Неусыпаемой Псалтири в монастырях. О нём очень хорошо написано в в Четьи-Минеях. Некоторые духовные исполины читали и всю Псалтирь в день на постоянной основе. Как, например, Симеон Дивногорец, Парфений Киевский, и др. Ефрем Сирин говорит о псалмах, чтобы они были непрестанно на наших устах. Это такая сладость - слаще меда и сот. Благ нам закон Господень паче тысящ злата и сребра. Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия (Псалом 118, 127). Действительно, читаешь и не можешь умилиться. Это прекрасно! При чтении не всё понятно. Но Амвросий Оптинский говорит, что понимание приходит со временем. Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Псалом 118, 18). Будем надеяться, действительно, что откроются наши духовные очи.
__________________________________________

КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ДЕМОНИЧЕСКИХ СИЛ

"Многие подвижники, например праведный батюшка Николай Рагозин. Или например Блаженная старица Пелагия - Рязанская подвижница - советовали для защиты от тёмных сил почаще читать 26 псалом. Блаженная Полюшка говорила: "Кто будет читать этот псалом хотя бы три раза в день - тот будет ездить среди колдунов как на танке" - вот такое образное выражение. Ещё Блаженная Полюшка советовала, что если человек одержим нечистым духом или занимался колдовством, - то есть демоны насилуют этого человека, - то очень полезно взять благословение у хорошего священника и в течении 40 дней по 40 раз в день прочитать 26 псалом. Конечно это большой подвиг, но многие люди через это получают исцеление. Этот псалом по словам Блаженной Полюшки - имеет огромную силу. Это самый сильный псалом во всей Псалтири"...

иерей Андрей Углов

***********************-************
После молитвы "Отче наш" читать Тропари сия, глас 6:
Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.
И ныне: Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная. Господи, помилуй, 40 раз. И поклонися, елико ти мощно.
Таже молитва Святей Живоначальней Троице: Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Псалтырь занимает особое место среди всех книг Священного Писания. Эта книга была создана задолго до земного воплощения Иисуса и относится к книгам Ветхого Завета. Из всех частей Ветхого Завета только Псалтырь целиком входит в устав Христианского Церковного Богослужения.

Эта книга представляет собой особую ценность. Заключается она в изображении души, стремящейся к Всевышнему. В Книге приводится образец духовного противостояния искушениям и скорбям земным. По словам святителя Афанасия Великого, эта книга заключает в себе всю жизнь человеческую, все помыслы и движения души. В сущности человеческой нет ни одной черты, которая бы не отражалась в этом труде. Каждое слово и каждая буква Псалтыри проникнуты благодатью Духа Святого.

История священной книги

Этот священный труд был любим и почитаем уже самыми первыми христианами. Они заучивали все псалмы этой книги наизусть.

В христианском служении Господу эта книга занимала одно из ведущих мест уже во времена Апостолов. На протяжении многих веков эти священные псалмы исполнялись во всех православных монастырях - и мужских и женских. Чтение было обязательным чином, и в монастыри принимали лишь тех, кто знал псалмы наизусть.

Среди верующих христиан наибольшей милостыней считалось заказать чтение псалтыри. Такая благодать обязательно помогала обрести физическое здоровье на земле и способствовала спасению души человеческой на небесах. Такой чин был хорошей непосредственной поддержкой для любого монастыря .

Кому полезно читать псалтырь

Благодать от чтения Священного Писания будет снисходить не только на того, ради кого оно было заказано, но и другим людям:

  • Тому, кто заказал это чтение, так как он совершил благой и милосердный поступок.
  • Святой обители, так как в этом заключается его основная поддержка.
  • Всем монахам, которые принимали участие в этом чине.
  • Пример заказавшего чтение псалтыря может вдохновить окружающих его людей и укрепить веру самого человека.

Заказывать чтение можно не только для другого человека, но и для себя самого. Делается это тогда, когда вы нуждаетесь в поддержке Отца небесного. Кроме того, в ряде случаев можно проводить чтение этой книги и самостоятельно. Допускается псалтырь читать на русском языке или на церковнославянском.

Особые правила чтения

Чтение этой священной книги являет собой великую традицию и основано на целом своде правил. Их соблюдение является строго обязательным. Современный Устав Православной Церкви предусматривает разделение книги на 20 разделов. Каждый раздел носит название кафизмы. Псалмы принято читать ежедневно в храмах во время каждого богослужения по утрам и вечерам. За неделю книга псалмов должны быть прочитана от начала до конца. В неделю Великого поста она перечитывается дважды. Чтение псалмов включено также в правило , которое предписано мирянам.

В современном православии существует обычай чтения по соглашению:

Чтение священной книги дома

Если вы решили начать чтение дома, не стоит опасаться сделать ошибку и прочесть что-либо неверно. Если вы погружаетесь в процесс искренне, с молитвой и покаянием, это поможет исправить любые неточности. Существует несколько рекомендаций , как читать псалтирь начинающему:

Зная эти простые правила, каждый верующий человек может принести добро как самому себе, так и своим близким. Ведь воля и дух человека укрепляются при этом, а душа устремляется навстречу вечному.

Снятие порчи при помощи псалмов

Очень часто случается так, что внешне человек совершенно здоров и благополучен, однако что-то не дает ему жить и лишает душевного равновесия. Убедившись в том, что другие практические методы ему не помогают, человек обращается в храм за помощью, желая избавиться от овладевшей им нечистой силы.

Лучше всего снимает порчу именно чтение псалтыри. Основная цель - изгнание демонов и возвращение человеку внутреннего покоя и умиротворения.

С помощью Неусыпаемой Псалтыри можно избавиться от порчи самых разных видов. Многие люди совершенно необоснованно относятся к таким вопросам с недоверием. А ведь наши мысли имеют свойство материализоваться. Единожды поддавшись греховным мыслям, человек позволяет лукавому овладеть своей душой. Справиться с таким врагом в одиночку практически невозможно.

В таких случаях чтение молитв и псалмов будет не просто полезно, но жизненно необходимо. Это единственный способ помочь человеку, страдающему от порчи.

Неусыпаемая Псалтырь о здравии

Наиболее важны для каждого человека его жизнь и здоровье. Без этого все остальное теряет свой смысл. В тех случаях, когда вас или ваши близких подстерег тяжелый недуг или другие житейские неприятности, очень полезно будет произносить псалмы «О здравии». Заказать такие чтения можно в монастырях. В ответ на вашу просьбу иноки будут много дней неустанно молиться о том, чтобы Господь даровал вам или вашему близкому здоровье и помог совладать с печалью и унынием.

Произносить такие молитвы можно не только в храме или монастыре, но и дома. Любой человек может обратиться к Отцу небесному с искренней и горячей молитвой и иметь надежду быть услышанным и принятым. Однако такое обращение требует от человека сильной искренней веры и смирения.

Большинство людей в трудную минуту горячо уповают на помощь Божью, так как отдают себе отчет в том, что без этой помощи им не справиться с земными напастями. Для нас обращение к небесам - это «последняя инстанция», где мы точно будем услышаны и получим помощь и поддержку.

Чтение по усопшим

В православной традиции есть обычай: люди обращаются к священнослужителям или специально обученным людям с просьбой почитать над усопшими псалтырь. При этом просящие подают милостыню за упокой души усопшего.

Для поминающих понимание значения Священного Писания имеет немаловажное значение. А для ушедшего такое чтение будет свидетельством того, что их любят и помнят. Живые могут потрудиться в память своих ушедших близких, для чего и прибегают к чтению псалтыри. По мнению священника отца Александра Калинина, этот подвиг чтения будет принят Господом как жертва не только за ушедших, но и за тех, кто поминает.

В православной традиции эти молитвы читаются над телом усопшего до погребения. После погребения читают по одной кафизме. Советуем ознакомиться, как правильно читать псалтырь по усопшим дома:

Таким образом молящиеся об усопшем могут помочь его душе освободиться от земных грехов и достичь покоя на небесах.

Еще одним церковным обрядом поминовения является Сорокоуст. Эти молитвы часто заказываются в церквях или монастырях в день поминовения усопшего. В этом случае монахи и священники будут поминать имя усопшего в молитвах 40 дней подряд.

После таких молитв человеку отпускаются все грехи, и он может обрести благодать. Можно заказать молитву об усопшем одновременно в нескольких храмах.

Псалтирь об упокоении имеет немаловажное значение не только для усопшего, но и для того, кто потерял своего близкого. Ведь здесь на земле мы уже ничем не сможем помочь ушедшему. Нам остается лишь обращаться с молитвой к Господу, чтобы душа обрела на небесах покой и блаженство.

Обращение к Божией Матери

Это молитвенное чтение может проводиться о здравии как для себя самого, так и для своих близких и знакомых. При этом обращаются к Пречистой Богородице с просьбой о здравии, так как она ближе всех святых находится к Господу.

Валаамский Псалтырь

Это одна из очень интересных разновидностей церковного молитвенного чтения. Кафизмы при этом исполняются хором братии Валаамского монастыря, снискавшего добрую славу своим благочестием и обилием свершившихся по Божией воле чудес. Среди монахов этой обители только мужчины. Их молитвы благодатны и неустанны, песнопения очень красивы и благозвучны.

Валаамский Псалтирь - это настоящее произведение хорового певческого искусства Православной церкви.

Неусыпаемая Псалтырь имеет колоссальное значение для всех, кто принял Господа в свое сердце и доверился Ему. Эта незримая длань ведет верующих по жизни, не дает упасть и сбиться с пути, даря душе человека великое чудо Веры.

Богослужебный устав чтения Псалтири оговорен в 17 главе Типикона. Вообще православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы являются ядром, основанием службы. Из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором не используются псалмы, практически во всех последованиях Требника используются тексты из Псалтири.

Наряду с чтением кафизм на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах в богослужениях используются отдельно псалмы (например Часы в основе своей имеют три псалма) и стихи из них (прокимны, запевы к стихирам).

За неделю в храмах Псалтирь обязательно прочитывается 1 раз полностью, в период Великого Поста давжды в неделю.

Для мирян Псалтирь стала незаменимой книгой в домашней молитве. Здесь нет особых указаний, как следовало бы читать Псалтирь дома, но общие правила схожи с богослужебными. Псалтирь читают с молитвами о здравии, о упокоении усопших, особо в периоды постов.

Устав чтения Псалтири на православном богослужении

Период когда на Утрене читается по две кафизмы

Период:

  • От Недели Антипасхи до отдания Воздвижения
  • От 20 декабря до 14 января по церковному календарю
  • В мясопустную и сырную седмицы

Примечание

В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы ("Блажен муж").

Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утреня 16,17 2,3 4,5 7,8 10,11 13,14 19,20
Вечерня 1 - 6 9 12 15 18

Период когда на Утрене читается по три кафизмы

Период:

  • От отдания Воздвижения до 20 декабря(ст.ст.)
  • От 15 января(ст.ст.) до субботы перед Неделей о блуном сыне

Примечание: В будние дни, если служится полиелейная утреня или бдение, то на Вечерне накануне праздника рядовая кафизма опускается, а вместо нее поется 1-й антифон 1-й кафизмы ("Блажен муж"). На Утрене читается 2 кафизмы, а третья рядовая – на Вечерне, вместо 18-й.

Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Утреня 16,17 2,3 4,5,6 7,8,9 10,11,12 13,14,15 19,20
Вечерня 1 - 18 18 18 18 18

В период Великого Поста

Примечание: Если на воскресной Утрене поется полиелей, то чтение 17-й кафизмы отменяется, читаются только 2-я и 3-я.

Суббота Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1,2,3,4 и 6 седмицы Вел.Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 10,11,12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
1-й час - - - 13 2 9 -
3-й час - - 7 14 3 10 19
6-й час - - 8 15 4 11 20
9-й час - - 9 16 5 12 -
Вечерня 1 - 18 18 18 18 18
5-я седмица Вел. Поста Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 11,12,13 20,1,2 8 13,14,15
1-й час - - - 14 3 - -
3-й час - - 7 15 4 9 19
6-й час - - 8 16 5 10 20
9-й час - - 9 18 6 11 -
Вечерня 1 - 10 19 7 12 18
5-я седмица Вел. Поста,
если в четверг – Благовещение,
тогда Великий Канон
читается во вторник
Утреня 16,17 2,3,17 4,5,6 12 19,20,1 6,7,8 13,14,15
1-й час - - 7 - 2 9 -
3-й час - - 8 13 3 10 19
6-й час - - 9 14 4 11 20
9-й час - - 10 15 5 12 -
Вечерня 1 - 11 16 - - 18
Страстная седмица Утреня 17 2,3 4,5,6 9,10,11 14,15,16 - -
1-й час - - - - - - -
3-й час - - 7 12 19 - -
6-й час - - 8 13 20 - -
9-й час - - - - - - -
Вечерня 1 - 18 18 18 - -

Псалтирь не читается в период от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно. Во всех остальных случаях Псалтирь читается мирянами.

В келейном чтении принято деление кафизм на три Славы. Перед и после кафизмы читаются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм:

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас.

Aминь. Царю́ Небе́сный. Трисвятое. И по Отче наш…

Господи помилуй (12 раз)

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (поклон)

На Славах:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Слава Тебе, Боже. (трижды)

Господи помилуй (трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
(здесь можно читать молитвы с поминовением о здравии и упокоении или особые прошения)

и ныне и присно и во веки веков. Аминь

После чтения кафизмы Трисвятое, тропари и молитва по кафизме

И в конце:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй (трижды).

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ и святы́х Небе́сных сил безпло́тных, и преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, и Свята́го проро́ка Дави́да, и всех святы́х, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.

Молитвы о здравии и упокоении на Славах

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Чтение псалмов в дни седмицы (в течении недели)

В воскресенье – Пс. 23

В понедельник – Пс. 47

В среду – Пс. 93

В пятницу – Пс. 92

В субботу – Пс. 91

Чтение псалтири на всякую потребу

Преподобный Арсений Каппадокийский использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного чинопоследования на особую потребность. Греческий первоисточник можно найти в издании "0 Герон Паисиос" иеромонаха Христодула, Святая Гора Афон, 1994 год.

(Цифрой указан номер псалма, а затем указано, при какой нужде его следует читать)

  • 1. Когда посадить древо или лозу, да принесут плод.
  • 2. Да просветит Господь грядущих на собрания и советы.
  • 3. Да оставит людей злоба, и да не пытают они неправедно ближних своих.
  • 4. Да исцелит Господь мягкосердечных, впадающих в уныние при виде деяний жестокосердных.
  • 5. Да исцелит Господь глаза, уязвленные злодеем.
  • 6. Да освободит Господь находящегося под заклятием.
  • 7. Мучимым страхом от козней и угроз злодеев.
  • 8. Уязвленным бесами или нечестивыми людьми.
  • 9. Да прекратятся бесовские страхования во сне или искушения днем.
  • 10. Жестокосердным супругам, что препираются и разводятся (когда жестокосердный муж или жена терзают супругу или супруга).
  • 11. Душевнобольным, что мучимы злобой и нападают на ближних.
  • 12. Страдающим болезнями печени.
  • 13. От беса читать трижды в день три дня.
  • 14. Да обратятся воры или разбойники, и вернутся восвояси и да покаются.
  • 15. Да найдется потерянный ключ.
  • 16. При тяжких несправедливых обвинениях читать трижды в день три дня.
  • 17. При землетрясениях, других бедствиях или буре с грозой.
  • 18. Да разродится роженица.
  • 19. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись.
  • 20. Да умягчит Господь сердца богатых и подадут они милостыню бедным.
  • 21. Да сдержит Господь пожар, и да не будет большого ущерба.
  • 22. Да усмирит Господь непокорных детей, чтобы не огорчали они родителей.
  • 23. Да откроется дверь, когда ключ потерян.
  • 24. Сильно страдающим от искушений, что теряют и жалуются.
  • 25. Когда кто испрашивает что у Бога, чтобы Он подал просимое без вреда для просящего.
  • 26. Да защитит Господь крестьян от вражеской рати, чтобы не было вреда народу и полям.
  • 27. Да исцелит Господь страдающих душевными и нервными болезнями.
  • 28. Страдающим морской болезнью и страшащимся бурного моря.
  • 29. В опасностях в дальних землях сущим, среди варваров и безбожных, да защитит их Господь и да просветит людей земель тех и умирит их, дабы узнали Бога.
  • 30. Да ниспошлет Господь достаточно зерна и плодов, когда погода неблагоприятна для земледелия.
  • 31. Да найдут заблудившиеся и смятенные путники дорогу.
  • 32. Да откроет Господь правду о неправедно осужденных и да отпустят их на свободу.
  • 33. Стоящим на пороге смерти, когда терзают их бесы. Или когда неприятель вторгается со зловещими намерениями.
  • 34. Да освободит Господь добрых от козней злых, что притесняют людей Божиих.
  • 35. Да рассеется враждебность после споров и недоразумений.
  • 36. Израненным разбойниками.
  • 37. При зубной боли.
  • 38. Да найдут брошенные и впавшие в уныние работу, чтобы больше им не скорбеть.
  • 39. Да помирятся хозяин и работник после ссоры.
  • 40. Да разрешится жена от бремени успешно, если роды преждевременные.
  • 41. Молодым, когда страдают от несчастной любви.
  • 42. Да освободятся соотечественники из вражеского плена.
  • 43. Да откроет Господь супругам правду, если было между ними недоразумение, чтобы жить им в мире и любви.
  • 44. Страдающим болезнями сердца или почек.
  • 45. Молодым, которым враги из зависти не позволяют жениться.
  • 46. Дабы примириться работнику или хозяину, когда работник уходит обиженный хозяином, и да найти ему работу.
  • 47. Когда шайки разбойников грабят людей и происходят тяжкия бедствия, читать в продолжение 40 дней.
  • 48. Тем, чей труд сопряжен с опасностями.
  • 49. Да покаются удалившиеся от Бога и обратятся, дабы спастись им.
  • 50. Когда по грехам нашим для вразумления посылает Бог кару (мор людей или животных).
  • 51. Да покаются жестокосердные правители и да умягчатся сердца их, и да перестанут мучить народ.
  • 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой.
  • 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу.
  • 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена.
  • 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними.
  • 56. Страдающим от головной боли, происходящей от великой скорби.
  • 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям.
  • 58. Немым, да даст им Господь дар речи.
  • 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно.
  • 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха.
  • 61. Да избавит Господь от напастей слабого, дабы тот не жаловался.
  • 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе.
  • 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк.
  • 64. Да процветают купцы.
  • 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, и да не ввергнет семью в скорбь.
  • 66. Благословение да будет на домашнем скоте.
  • 67. Да излечится страдающая выкидышами.
  • 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома.
  • 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь.
  • 70. Одиноким, которые по козням бесовским наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит.
  • 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне.
  • 72. Да покаются разбойники.
  • 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню.
  • 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, работников.
  • 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь.
  • 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, дабы дети слушались родителей, а родители любили детей.
  • 77. Да просветит Господь заимодавцев, дабы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.
  • 78. Да защитит Господь деревни от грабежа неприятельским войском.
  • 79. Да исцелит Господь больного водянкой.
  • 80. Да не оставит Господь бедных в нужде и горе, впавших в отчаяние от бедности.
  • 81. Дабы люди покупали товары у крестьян, и те не впадали в горе и отчаяние.
  • 82. Да запретит Господь злодеям, замыслившим убийство.
  • 83. Да охранит Господь домашнюю утварь, скот и плоды трудов.
  • 84. Да исцелит Господь раненых разбойниками и страдающих от испуга.
  • 85. Да спасет Господь мир, когда приходит чума и люди умирают.
  • 86. Да продлит Господь жизнь тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие.
  • 87. Да защитит Господь беззащитных, страдающих от жестокосердных ближних.
  • 88. Да укрепит Господь болезненных и слабых, дабы не изнемогали они на работе и не впадали в уныние.
  • 89. Да пошлет Господь дождь в засуху, и да наполнятся пересохшие источники.
  • 90. Да исчезнет бес, являющийся перед человеком и пугающий его.
  • 91. Да даст Господь людям благоразумие, чтобы возрастали они духовно.
  • 92. Да защитит Господь корабль, находящийся в опасности в море. (Преподобный также советовал кропить корабль святой водой с четырех сторон.)
  • 93. Да просветит Господь смутьянов, что сеют раздоры в народе и вызывают беспорядки и разделения.
  • 94. Да не подпадут супруги влиянию чар, что заставляют их ссориться и препираться.
  • 95. Да исцелит Господь глухих.
  • 96. Да рассеются чары.
  • 97. Да утешит Господь удрученных горем.
  • 98. Да благословит Бог молодых, что хотят оставить все и последовать Ему, и да подаст им благодать. (По-видимому, речь идет о собирающихся принять монашеский постриг - прим. переводчика.)
  • 99. Да благословит Господь творящих волю Его и да исполнит желания их.
  • 100. Да подаст Господь дары и таланты добрым и простосердечным людям.
  • 101. Да благословит Господь власть имущих, дабы они были добры и сострадательны и помогали людям.
  • 102. Да поможет Господь женщине, страдающей женской немощью.
  • 103. Да благословит Господь имения людей, дабы не впадали они в уныние, но прославляли Бога.
  • 104. Да покаются люди и исповедуют свои грехи.
  • 105. Да просветит Господь людей, дабы не отступили они от пути спасения.
  • 106. Да исцелит Господь бесплодную.
  • 107. Да усмирит Господь врагов и да оставят они свои злые намерения.
  • 108. Да исцелит Господь больного падучей. Да помилует Господь неправедно обвиняющих, чтобы они покаялись.
  • 109. Дабы младшие уважали старших.
  • 110. Да покаются неправедные судьи и право судят людей Божиих.
  • 111. Да защитит Господь воинов, отправляющихся на войну.
  • 112. Да благословит Господь бедную вдову, дабы она заплатила долги и спаслась от тюрьмы.
  • 113. Да исцелит Господь слабоумных детей.
  • 114. Да благословит Господь бедных детей и утешит их, дабы не страдали они от богатых детей и не впадали в уныние.
  • 115. Да исцелит Господь от ужасной страсти лжи.
  • 116. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога.
  • 117. Да смирит Господь варваров, когда они окружают деревню и наводят страх на жителей, и да отвратит их от злых намерений.
  • 118. Да устрашит Господь варваров и запретит им, когда они убивают невинных женщин и детей.
  • 119. Да подаст Господь долготерпенье тем, кому приходится жить с лукавыми и неправедными.
  • 120. Да защитит Господь рабов от рук неприятеля, чтобы их не искалечили, прежде чем они вернутся на свободу.
  • 121. Да исцелит Господь страдающих суеверием.
  • 122. Да исцелит Господь слепых и страдающих глазными болезнями.
  • 123. Да защитит Господь людей от змей, дабы те не жалили.
  • 124. Да защитит Господь поля праведных от злых людей.
  • 125. Да исцелит Господь страдающих головными болями.
  • 126. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора.
  • 127. Да не коснется домов злоба врагов и да пребудут в семье мир и благословение Божие.
  • 128. Да исцелит Господь страдающих от мигрени. Да явит Господь милость свою на жестокосердных и несдержанных, которые приносят горе мягкосердечным.
  • 129. Да ниспошлет Господь мужество и надежду тем, кто начинает новую работу и не искусны в ней, и да не испытают они великих трудностей.
  • 130. Да подаст Господь людям покаяние и.утешит их надеждой, чтобы спастись им.
  • 131. Да явит Господь милость свою в мире, где по нашим грехам не прекращаются войны.
  • 132. Да просветит Господь народы, дабы стали они миролюбивыми и жили в мире.
  • 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти.
  • 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом.
  • 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров.
  • 136. Да умирит Господь вспыльчивого.
  • 137. Да просветит Господь правителей, дабы те понимали нужды народа.
  • 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями.
  • 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, дабы не страдали от него домашние.
  • 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних.
  • 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям.
  • 142. Да защитит Господь беременную женщину, дабы не потерять ей плод.
  • 143. Да умирит Господь брожение в народе, дабы не было бунта.
  • 144. Да благословит Бог труды людей и примет их.
  • 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением.
  • 146. Да исцелит Господь укушенных и раненных злодеями.
  • 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству.
  • 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, дабы люди собрали богатый урожай и прославили Его. (Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два - отцу Паисию со Святой Горы Афон)
  • 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами.
  • 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь.

Предметный указатель псалмов

Сельское хозяйство : 1, 26, 30, 50, 52, 62, 66, 71, 83, 124, 147, 148.

Животные враждебные : 63, 123, 147.

Дети : 22, 76, 109, 113, 114.

Смерть и усопшие : 33, 150.

Бедствия : 17, 21, 30, 50, 62, 68, 85, 89.

Здоровье телесное : 5, 12, 28, 36, 37, 44, 56, 58, 63, 79, 86, 88, 95, 102, 108, 122, 125, 128, 145, 146.

Здоровье душевное : 4, 7, 8, 9, 11, 24, 27, 41, 55, 56, 60, 61, 69, 70, 80, 81, 84, 97, 100, 103, 128, 136, 138.

Здоровье женщины : 18, 19, 40, 67, 75, 10 142, 145.

Законы и правительство : 14, 16, 32, 36, 47, 51, 59, 72, 82, 84, 93, 101, 108, 110, 137, 140, 141, 143.

От нечистых духов : 5, 6, 8, 9, 13, 33, 57, 65, 90, 94, 96, 121.

Мир и война : 26, 33, 42, 73, 78, 93, 107, 111, 117, 118, 120, 127, 131, 132, 135, 140, 141, 143.

Мир в семье и между друзьями : 10, 19, 22, 35, 41, 43, 45, 54, 65, 76, 86, 94, 109, 116, 126, 127, 139.

Имущество : 14, 15, 23, 47, 83, 124.

Защита : 9, 13, 34, 47, 48, 57, 90, 133.

Общественные вопросы : 20, 32, 35, 38, 51, 53, 59, 77, 80, 81, 87, 93, 101, 110, 112, 113, 114, 119, 124, 137, 140.

Духовные вопросы : 3, 9, 24, 25, 29, 49, 50, 57, 72, 91, 98, 99, 100, 104, 105, 108, 115, 119, 130, 134, 136, 149.

Путешествия : 28, 29, 31, 92, 135, 150.

Работа : 2, 38, 39, 46, 48, 51, 52, 57, 60, 64, 74, 81, 83, 100, 101, 103, 129, 137, 140, 144.

Благодарственные и хвалебные : 33, 65, 66, 91, 95, 96, 102, 103, 116, 145, 149, 150.

Прославляющие Бога : 8, 17, 92, 102, 103.

Назидательные : 1, 32, 40, 45, 84, 89, 100, 111, 126.

Изливающие скорбь : 3, 12, 16, 37, 54, 87, 141, 142.

Выражающие надежду на Бога : 53, 85, 90, 111, 120.

С просьбой о защите и помощи : 3, 4, 24, 40, 54, 69, 142.

Покаянные : 38, 50.

Выражающие радость : 32, 83, 114.

  • Чтобы уберечься от тяжких грехов: 18
  • Против нападений бесовских: 45, 67
  • При обвинениях и клевете, воздвигающихся на тебя: 4, 7, 36, 51
  • Когда видишь гордыню и злобу многих, когда нет у людей ничего святого: 11
  • Для смирения духа: 5, 27, 43, 54, 78, 79, 138
  • Когда враги продолжают искать твоей погибели: 34, 25, 42
  • В благодарность за победу над врагом: 17
  • Во время скорби и в несчастиях: 3, 12, 21, 68, 76, 82, 142
  • При унынии и в безотчетной скорби: 90, 26, 101
  • В защиту от врагов, в напастях, при кознях человеческих и вражьих: 90, 3, 37, 2, 49, 53, 58, 139
  • В обстояниях, чтобы Господь услышал молитву твою: 16, 85, 87, 140
  • Когда просишь милости и щедрот у Бога: 66
  • Если желаешь научиться, как должно приность благодарение Господу: 28
  • Чтобы не скупиться и подавать милостыню: 40
  • Восхваляя Господа: 23, 88, 92, 95, 110, 112, 113, 114, 133, 138
  • В болезнях: 29, 46, 69
  • В смятении душевном: 30
  • В душевном уязвлении: 36, 39, 53, 69
  • В утешение угнетаемым: 19
  • От порчи и колдунов: 49, 53, 58, 63, 139
  • Когда имеешь потребность исподевания истинного Бога: 9, 74, 104, 105, 106, 107, 117, 135, 137
  • О прощении грехов и в покаянии: 50, 6, 24, 56, 129
  • В радости духовной: 102, 103
  • Когда слышишь, что хулят Промысл Божий: 13, 52
  • Чтобы не соблазниться, когда видишь, что нечестивые благоденствуют, а праведные терпят скорби: 72
  • В благодарность за всякое благодеяние Божие: 33, 145, 149, 45, 47, 64, 65, 80, 84, 97, 115, 116, 123, 125, 134, 148
  • Перед выходом из дома: 31
  • В дороге: 41, 42, 62, 142
  • Перед посевом: 64
  • От покраж: 51
  • От потопления: 68
  • От мороза: 147
  • В гонениях: 53, 55, 56, 141
  • О даровании мирной кончины: 38
  • О желании переселиться в вечные селения: 83
  • По усопшим: 118
  • Если одолевает лукавый: 142, 67

Псалмы, употребляемые на богослужениях

Утреня: Начало: 19, 20. Шестопсалмие: 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед каноном: 50. Хвалительные псалмы: 148, 149, 150.

Часы: Первый: 5, 89, 100. Третий: 16, 24, 50. Шестой: 53, 54, 90. Девятый: 83, 84, 85.

Вечерня: Предначинательный: 103. "Блажен муж": 1. На "Господи, воззвах": 140, 141, 129, 116. В конце вечерни: 33 (только Великим постом).

Повечерие: 4, 6, 12, 69, 90, 142.

Перед причащением: 22, 33, 115.

Литургия: 102, 145.

Погребение: 118.

Молебны : о болящем: 70, благодарственный: 117, Новый год: 64, путешествующим: 120, просительный молебен: 142.

Чтение Псалтири по усопшим

Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых - так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый - это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине - например, до 40-го дня. Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших - таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона - "Достойно есть.." и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

"При чтении Псалтири при гробе усопшего, - пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви", - нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой "Славы:", и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: "Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего", причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой".

Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй "Славе:" кафизмы, читается молитва "Помяни, Господи Боже наш...", а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.

Последование при чтении Псалтири по усопшим

Чтение каждой кафизмы начинается с молитвословия:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

(При чтении кафизмы по каждой “Славе” (которая читается как “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков Аминь”) произносится:

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа слава Тебе, Боже! (трижды.),

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

(Затем читается молитвенное прошение за усопшего “Помяни, Господи Боже наш...”, находящееся в конце “Последования по исходе души”, и на нем поминается имя усопшего с присоединением (до сорокового дня со дня смерти) слова “новопреставленного):

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего [имярек] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякого греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем продолжается чтение псалмов кафизмы). По окончании кафизмы читается:

Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (трижды) ;

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Тропари

Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче

В покоищи Твоем, Господи: идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ты еси Бог, сошедый во ад и узы окованных разрешивый, Сам и душу раба Твоего упокой

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семене рождшая, моли спастися души его.

Господи, помилуй (40 раз)
(Затем читается молитва, положенная по окончании кафизмы.)

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Молитва приближает человека и Богу. Это известный факт. Она придаёт силы и вселяет надежду всякому просящему. Читать можно как за живых, так и за усопших. Круглосуточное чтение укрепляет силу и волю человека, изгоняет бесов и даёт Божье благословение. Подробнее о том, что это такое псалтырь о здравии, и неусыпающий псалтырь, как его правильно читать и другую интересную информацию Вы сможете найти в нашей статье.

Этот сборник молитв характерен не только тем, что читается без перерыва, но и тем, что при его изложении служители церкви могут сидеть. Он состоит из определённых разделов (“кафизмы” – читать сидя), которые отдельно исполняются во здравие, за упокой и на каждый день. Также его можно читать самостоятельно дома. Этот обряд не только укрепляет дух молящегося, но и открывает его душу Господу, так как говорит с ним неустанно и с великой верою.

Неусыпаемая псалтырь, особенности

Монахи, которым дано право читать эти псалмы, имеют свыше особенную благодать – вымаливать прощения за грехи мирских людей. Для них молитва – это проповедь, благая весть, которая приближает их к Богу. И здесь, на Земле, они находятся в обличии ангелов. Их сила очень велика, иначе просьбы не дойдут до Всевышнего, а значит, помощь в спасении души не будет оказана. А допустить такого они не могут.

Особенностью таких молитв является тот факт, что в то время, когда монахи молятся за человека, большая сила ограждает его от злых демонов и помогает в борьбе с греховными страстями. Читаются они днями и ночами, а служители просто сменяют друг друга по истечению определённого времени.

Издавна это произведение исполнялось во многих монастырях. И заказать его чтение считалось щедрой милостыней, которая помогает во здравии и спасает душу на небесах. Любому монастырю необходимо иметь такой чин, так как это его непосредственная поддержка. Большая польза от этого обряда будет не только тому, за кого заказали, но и:

  • лично вам, потому как это великое и милосердное дело;
  • монастырю, так как это его главная поддержка;
  • монахам, ведь они принимают участие в этом чине;
  • собственным примером вы можете вдохновить других людей;
  • увидев непременный и ожидаемый результат, ваша вера укрепится и станет сильнее.

Очень хорошо заказывать чтение и лично за себя, тогда незримая поддержка чувствуется во всём. Как не удивительно, что есть и вечное чтение. И, поверьте, потраченные деньги будут этого стоить. Также можно проводить это действо и самому.

Как правильно читать псалтырь

Чтение этого произведения – великая традиция, которая строится на определённых правилах, соблюдать которые нужно неукоснительно. Молиться по этой книге люди начали издавна. Ещё у древних монахов было принято читать в уме, а монастырь принимали только тех, кто знал её наизусть.

В православии и до сегодняшнего дня существует обычай читать писание по соглашению.

  • Группа верующих отдельно дуг от друга читает его полностью за одни лишь сутки. Также каждый из них читает одну, данную ему кафизму, дома, поминая имена тех, кто проводит обряд вместе с ним. Всё это выполняется чётко и по соглашению.
  • На второй день снова прочитывается книга целиком, но каждый из верующих уже исполняет следующую кафизму. Если кто-то из собравшихся не смог в какой-либо из этих дней прочесть данный ему раздел, он читает её в завтрашний день, при этом не забывая, что далее идут следующие положенные для исполнения молитвы.
  • Вся книга прочитывается не менее сорока раз, особенно если исполнение происходит перед Великим постом. Одному человеку сделать это не по силам, поэтому, как правило, выполняет это действо определённая группа верующих людей.

Как читать псалтырь дома

  • для чтения нужно приготовить горящую лампадку или свечу. Молиться без церковного огня можно только в дороге;
  • читать необходимо только вслух (вполголоса или тихо), чтоб и разум, и слух понимали молитву, “проживали” её;
  • следует обратить особое внимание на расстановку ударений и правильное чтение в целом, нужно осознавать значение каждого прочитанного слова. Помните, что ошибка может изменить смысл как одного слова, так и всей фразы, а значит, всё исполненное не просто не будет иметь значение, но и станет большим грехом;
  • исполнять псалмы можно сидя (“кафизма”). Вставать же нужно при прочтении первоначальных и заключительных песен, а также на словах “Слава”;
  • молитвы произносить монотонно, без особого выражения и страсти, немного распевая, потому как Всевышнему неприятны греховные ваши чувства. Чтение с театральным тактом говорит о том, что в душе человека, говорящего слова, поселились демоны и заполонили его разум и сердце;
  • не стоит также унывать при чтении или смущаться в том случае, если читаемый раздел не особо понятен. Касаемо исполнение псалмов бытует такое утверждение: “Ты не понимаешь – бесы понимают”. Поэтому не переживайте, если чего-то в написанном до конца не понимаете – всё придёт со временем. Духовное развитие постепенно будет открывать и смысл церковного произведения.

Теперь зная, как правильно читать псалтырь дома, каждый, кто верует и хочет помочь другому, сможет это сделать. Ведь вера человека только тогда сильна, когда его дух и воля не сломлены, когда разум и сердце – это одно целое, а душа устремлена к вечному.

Неусыпаемая псалтырь о здравии, что это такое

Жизнь и здоровье для любого человека – это самое главное, без него ничего не имеет смысла. И когда наших близких подстерегает страшный недуг, подстерегают житейские напасти, также можно читать псалмы “О здравии”. Их заказывают в монастырях, и тогда монахи неустанно в течение определенного времени молятся, чтобы Господь даровал родному человеку свою благодать и помог побороть уныние.

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

Как читать псалтырь о здравии дома

Также помочь близкому человеку можно и дома. Читая молитвы самостоятельно и придерживаясь вышеизложенных правил, каждый из нас может обратиться к Богу, точно зная, что его услышат. Для этого нужно иметь чистые помыслы и непоколебимую веру.

Человек всегда уповает на милость Божью, потому что понимает, что самостоятельно ему тяжело будет бороться с различными хворями и напастями. И каждый раз, когда в жизни случаются беды, мы обращаемся к Господу, как к последней “инстанции”, где услышат, узреют, поймут и помогут…

Неусыпаемая псалтырь, чтобы снять с человека порчу

Иногда случается, что человек с виду здоров и разумен, но его что-то тяготит и не даёт нормально жить. И когда никакие “земные” методы не помогают, он идёт в храм, понимая, что управляет ним “нечистая сила”, которая может со временем захватить его тело и душу полностью.

Чтение именно этого писания лучше всего снимает порчу, ведь главная его цель – усмирить и подарить покой, изгоняя демонов, которые полонили разум и сердце.

Неусыпаемая псалтырь снимает порчи различных видов. А это очень серьёзная проблема, в которую многие не верят, а зря. Помыслы человека материальны и, единожды подумав греховно, можно навести на себя огромную мощь демонов.Их сила очень велика, и справиться с ними в одиночку, как правило, практически невозможно. И это, к сожалению, может привести к плачевным последствиям.

Здесь помощь в чтении молитв не просто необходима, а является единственным способ помочь страдающему.

Псалтырь по усопшим до 40 дней

В православной истории существует традиция читать молитвы над телом умершего до его погребения и потом по одной кафизме после обряда.

  • Читать должны только родственники, делая это по возможности стоя и беспрерывно до самого процесса погребения в течение нескольких суток. Замолкать можно только в те моменты, когда над гробом усопшего читается панихида.
  • Если же собраться вместе над телом умершего родственники не могут, то тогда можно разделить время и читать каждому в свое и у себя дома.
  • Далее после самого обряда родные продолжают читать писание на протяжении 40 дней, пока душа ушедшего не покинет земную обитель и не отправится на небеса.

Так они помогают ей избавиться от грехов, совершённых при жизни и обрести вечный покой в раю, став ангелом.

Псалтырь по усопшим

Самым распространённым церковным обрядом является чтение молитв по усопшим. Одна из таких молитв – “Сорокоуст”. Её часто заказывают в монастырях на даты поминовения. Тогда священнослужители в течении сорока дней (а значит и сорок раз) упоминают в чтении имя человека, за которого молятся.

Считается, что так отпускаются все прегрешения и наступает Божья благодать. Чтобы данная молитва была ещё сильнее, нужно заказать её в нескольких храмах одновременно.

Псалтырь об упокоении очень важен для каждого, кто пережил в жизни огромную трагедию и потерял родного человека. Понимая, что боль не унять и здесь, на земле, ничем уже нельзя помочь своему близкому, прибегают к милости Бога, который теперь сопровождает его там, на небесах.

Псалтырь Богородицы

Эти молитвы читаются о здравии своём, близкого или даже малознакомого человека перед ликом Девы Марии в храме, при этом на алтарь ставится свеча, огонь которой выражает искренность помыслов и любовь к Богу.

Псалтырь Божьей Матери – очень сильное писание. Его читают, прося здоровья и благодати, так как Пречистая исполняет волю Господа и находится к нему ближе всех святых.

Валаамский псалтырь

Ещё одним достаточно интересным чтением молитв является их исполнение хором братии Валаамского монастыря. Монахи (а среди них только мужчины) молятся неустанно и благодатно. Их песни не только значимы, но и очень красивы. В православии этот хор является поистине шедевром церковной культуры.

Молитва вечна… Именно поэтому неусыпаемая псалтырь имеет такое большое значение для каждого, кто уверовал Господа в своём сердце. Это “незримая рука”, которая ведёт по жизни, не давая упасть, помогает и оберегает, даря великое чудо – веру.

Господь всегда с Вами!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!