Вероника бубнова художница историческая справка. Варвара Бубнова

Sputnik, Анжелика Бения.

О драматической судьбе и творчестве в Абхазии сестер Бубновых и о том, как петербурженки оказались в Сухуме, рассказала корреспонденту Sputnik директор фонда сестер Бубновых Аза Аргун.

Аргун отметила, что в Абхазии из трех сестер больше знают и помнят художницу Варвару Бубнову.

Выпускница Петербургской Академии художеств Варвара Бубнова слушала лекции в археологическом институте, была научным сотрудником-палеографом отдела рукописей и книг старой печати Исторического музея и интересовалась самобытным искусством народов разных стран.

"Трудно сразу понять чужие искусства. Они — как чужие языки. Надо изучить их в такой мере, чтобы наслаждаться литературой, написанной на них, понимать чужую речь. Пожалуй, понимание чужого искусства дается легче, но для этого изучающему его необходимы прежде всего широта души и доверие к творческим силам другого народа", - писала Бубнова в своей автобиографии.

В 1922 году судьба забрасывает Варвару в Японию. Вместе с матерью Анной Николаевной Вульф (которая была представителем старинного дворянского рода тверских Вульфов, друзей Александра Пушкина) она отправилась в Японию навестить младшую сестру скрипачку Анну Бубнову-Оно и осталась там на 36 лет.

Анна Бубнова-Оно в Японию переехала в 1918 году вместе с мужем, потомком древнего императорского рода Сюнъити Оно. Этому решению способствовали еще и революционные события, происходившие тогда в Советской России.

В Японии скрипачка Анна Бубнова, занимаясь преподавательской деятельностью, прожила более 40 лет. Анна Бубнова первая советская гражданка, удостоенная высокой награды Японии - Ордена Священного Сокровища IV степени.

"Мать японских скрипачей"

У японцев не принято было учить детей ни скрипке, ни фортепиано, но Анна Бубнова-Оно решилась на эксперимент. Ее называли "матерью японских скрипачей", Анной-сан.

Бубнова учила музыке взрослых и детей, среди учеников был брат ее мужа Эйсуке Оно - отец Йоки Оно (супруги Джона Леннона).

Что касается художницы Варвары Бубновой, в Японии она изучала классическое японское искусство. Ее пленила японская черно-белая живопись тушью.

© Фото: предоставленно ТВ-студией "Медиа-Аспект"

Работы Бубновой сразу вызвали большой интерес в японском художественном мире. И по сей день за ней сохранилась слава лучшего литографа Японии.

"Только заполненность работой и искусством спасала меня от тоски по Родине", - писала Варвара Бубнова в своей автобиографии.

Также Бубнова преподавала русский язык и литературу в токийских университетах и вырастила плеяду японских славистов.

В Японии Бубнова пережила разрушительное землетрясение в 1923 году и бедствия Второй мировой войны. Во время бомбардировок Токио американской авиацией сгорели ее дом и мастерская, а с ними работы и библиотека.

По словам Азы Аргун, японские художники высоко ценили вклад Варвары Бубновой в их культуру. В ее работах было видно влияние японского искусства, но так же, как и сестры, взгляд русского человека и большой художественный вкус она сохранила, отметила Аргун.

Первой из сестер в Абхазию приехала пианистка Мария Бубнова.

Директор фонда сестер Бубновых рассказала, что в Сухум Мария Бубнова переехала в 1930 году из Ленинграда.

"Когда Варвара к нам приехала в возрасте 75 лет здесь уже с 1930-х годов жила Мария. Она убежала от репрессий со своим мужем Орловым. Документы и архив был уничтожен ею, чтобы ее не могли в чем-либо уличить", - сказала Аргун.

Мария Бубнова активно включается в музыкальную жизнь города и становится одной из ведущих педагогов Сухумского музыкального училища, в котором проработала более 20 лет. Бубнова была удостоена звания "Заслуженный педагог Абхазской АССР", воспитала плеяду музыкантов, среди которых Лев Джергения, а также известный русский композитор Георгий Портнов.

© Фото: предоставленно ТВ-студией "Медиа-Аспект"

"К сожалению, я не застала людей, которые жили в то время, не у кого было спрашивать, потому что время уже унесло их жизни", - добавила Аза Аргун.

После Марии Бубновой в 1958 году в Сухум приезжает Варвара Бубнова и начинает изучение абхазской культуры.

"Абхазия Бубновой во многом напоминала Японию. Она была восхищена природой, что больше всего покорило ее - резкие контрасты светотени, яркое солнце и черные тени", - сказала Аргун.

После Варвары в Сухум переезжает из Японии младшая сестра, Анна Бубнова.

© Фото: предоставленно ТВ-студией "Медиа-Аспект"

Главный ученик Анны, ее сын 14 летний Сюнтаро, скоропостижно скончался от приступа аппендицита. В 1958 году умирает Сюнъити Оно. Именно после этих трагических событий скрипачка решила вернуться в СССР и поселиться в Сухуме.

Остаток своей жизни Анна Бубнова посвятила воспитанию музыкально одаренных детей.

"Главная причина моего возвращения заключается в том, что Советский Союз — моя родина. Как бы ни привыкла я к Японии, каким бы вниманием и заботой меня здесь ни окружали, все-таки Япония не моя родная страна. Поэтому я решила вернуться домой и работать там, на благо моей родины… Но я никогда не забуду Японию, ее прекрасные пейзажи и, самое главное, ее сердечных людей", - писала Анна Бубнова.

Плоды сухумского вдохновения

Варварой Бубновой в Абхазии были написаны картины "Сухум. Вечер", "Зимой у моря", "Осенние цветы", "Купальщики", "Абхазский домик", "Верхняя Эшера", "Сухумская набережная", а также ряд портретов сухумчан.

Аза Аргун подчеркнула, что в Сухуме ее талант раскрыл новые грани, и в творчестве художницы черноморский период стал наиболее ярким.

Ей нравилось "Апсны"

Ей особенно нравилось слово "Апсны", сказала Аргун, его звучание и значение, об этом она писала своим друзьям.

"Когда я к ней пришла, ей уже было 95 лет. Я была удивлена количеством молодежи в ее обществе. Она была духовным человеком, высокообразованным. У нее память была великолепная. Когда я сказала ей, что мне не нравится немецкий язык, она прочитала мне стихи Генриха Гейне и сказала мне, что язык, на котором писал Гейне, не может быть грубым", - вспоминает Аргун.

По ее словам, вместе со своими вещами в Абхазию Варвара Бубнова привезла станок для линогравюры. Сидя на балконе 75-летняя Варвара работала за тяжелым станком.

© Фото: предоставленно ТВ-студией "Медиа-Аспект"

Краски Абхазии ее настолько привлекли, что она решила пробовать писать акварелью, работать в цвете. В 75 лет этот вид техники для нее был новым. Она создает великолепные портреты современников, абхазской интеллигенции, крестьян, пейзажи.

По словам Азы Аргун, в то время Япония была в моде. Люди увлекались японским искусством, японской поэзией. Новость о том, что в абхазской столице поселилась художница из Японии, разлетелась по Сухуму быстро, город-то маленький. К ней часто приходили знакомиться местные жители.

Первые ее гости были физики из Сухумского физико-технического института. У нее гостили писатели, общественные деятели, деятели культуры, такие как Георгий Гулиа, первый скульптор-женщина в Абхазии Марина Эшба, Фазиль Искандер, Станислав Лакоба.

Абхазский писатель Джума Ахуба хорошо помнит Варвару Бубнову, "маленькую, с большой душой и глубокими глазами".

"Она полюбила не только природу, она полюбила наш народ. Она говорила, что хочет завещать свои работы "родному городу Сухум", но мы не смогли это организовать. Что она была большим человеком, мало кто знал в Абхазии", - сказал Ахуба.

Знакомство художника и писателя произошло в 1972 году. Ахуба часто гулял с художницей по набережной и знакомил прохожих с Бубновой, представляя ее своей "бабушкой-японкой".

© Фото: предоставленно ТВ-студией "Медиа-Аспект"

К Варваре Бубновой в Сухум приезжали Александр Твардовский, ее японские друзья и ученики. В 1982 году японское правительство наградило Варвару Бубнову орденом Драгоценной короны за вклад в развитие культурных связей между Японией и СССР.

В 1963 году умирает Мария Бубнова и Варвара с Анной остаются вдвоем в трехкомнатной квартире, выделенной им местными властями. Скрипачка Анна продолжала преподавать в Сухумском музыкальном училище. Она ушла из жизни в 1979 году, и осиротевшая Варвара Бубнова переезжает в Ленинград. За два десятилетия жизни в Сухуме Варвара Бубнова создала многочисленные пейзажи Абхазии и обширную галерею портретов.

Похоронить себя Варвара завещала в Сухуме. Она скончалась в 1983 году. Художница похоронена на Михайловском кладбище в Сухуме, рядом со своими сестрами.

"У племянника сестер, Дмитрия Вульфа было много ценных вещей из Бернова, которые он хотел передать в наш музей сестер Бубновых, например чернильницу Пушкина. Мы многое потеряли, нам хотели отдать свыше ста великолепных работ Бубновой, но подарили их Третьяковской галерее", - отметила Аза Аргун.

© Фото: предоставленно ТВ-студией "Медиа-Аспект"

По ее словам, после научной конференции памяти сестер Бубновых в Москве в 1998 году, в которой принимали участие Россия, Япония, Абхазия, заинтересовавшись республикой, в Абхазию часто приезжали японские политологи, ученые, геронтологи.

В 2016 году к 130-летию Варвары Бубновой, которое будут отмечать 17 мая, Министерство культуры Абхазии планирует провести в Сухуме выставку художницы. Также планируется проведение выставки Бубновой в одном из музеев Москвы или Санкт-Петербурга в рамках культурного сезона совместно с Министерством культуры России.

"Эти мероприятия - наш поклон творчеству Бубновой. Ее работы хранятся во многих лучших галереях России, Японии и Абхазии. Она художник, связавший разные культуры в своем творчестве", - отметила Арсалия.

По словам Арсалия, наследие сестер Бубновых, которое хранится в Картинной галерее Абхазии, - гордость республики.

(1983-03-28 ) (96 лет) Место смерти: Награды:

Варва́ра Дми́триевна Бубно́ва (1886, Петербург - 1983, Ленинград) - русская художница, педагог , искусствовед . Ученица ОПХ . Окончила Императорскую Академию художеств со званием художника живописи, курс со званием «действительный член Археологического института». В 1910-е годы - активный участник насаждения новых взглядов в изобразительном искусстве, деятельный организатор Союза молодёжи , экспонировалась на его и других, родственных по духу объединений, выставках. С 1922 по 1958 год жила и работала в Японии, на развитие литографии которой оказала заметное влияние, показав новые возможности техники, которые, в частности, нашли широкое прменение в плакате . 30 лет вела курс русского языка и литературы в вузах Токио (Васэда , Институт иностранных языков). После возвращения в СССР жила и работала в Сухуми . За вклад в развитие японской культуры награждена орденом Драгоценной короны четвёртой степени.

Биография

Семья

  • По линии матери Анны Николаевны (ур. Вульф) (1854-1940) Варвара Бубнова была потомком старинного дворянского рода тверских Вульфов , друзей Пушкина .
  • Мария Дмитриевна Бубнова (1884-1963) старшая из сестёр, пианистка, педагог.
  • Младшая сестра Анна Дмитриевна Бубнова-Оно (1890-1979), скрипачка, педагог, как и В. Д. Бубнова внесла свою лепту в культуру Японии. Она была первым педагогом, начавшим занятия скрипкой с детьми (ранее японцы начинали обучение скрипичному искусству только взрослыми). По мужу плeмянницей ей приходилась Йоко Оно - жена Джона Леннона . Также награждена орденом Драгоценной Короны четвёртой степени .

Много лет В. Д. Бубнова состояла в дружеских отношениях и поддерживала переписку с Ниной Николаевной Мичуриной, своей дальней родственницей и подругой ещё по японскому периоду, а после возвращения в Россию - её alter ego

И. П. Кожевникова. Уроки постижения

Творчество

C 1919-1922 Бубнова живёт в Москве и работает в Институте художественной культуры (Инхук), наряду с Василием Кандинским , Робертом Фальком , Любовью Поповой , Варварой Степановой, Александром Родченко .

С 1959 по 1979 годы Бубнова живёт и работает в Сухуме. Там у неё появляются ученики Всеволод Воронов (1945-2003) и Александр Лозовой (1949).

Подробнее

(16.5.1886, Петербург - 28.3.1983, Ленинград). Родилась в дворянской семье. Отец, Дмитрий Капитонович, банковский служащий, коллежский советник. Мать урождённая Н.Вульф, обладала прекрасным голосом и была музыкально одаренным человеком. Детство Варвары и её сестер прошло в имении матери Берново Тверской губернии, где бывал А.Пушкин. Они выросли в атмосфере поэзии и музыки. В.Бубнова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1907-14 в Петербургской Академии художеств. Выйдя замуж за соученика, теоретика русского авангарда В.Матвея (Матвейса, псевд.В.Марков), вступила в объединение художников «Союз молодежи», с которым были связаны П.Филонов, М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, В.Татлин и др.; сотрудничала в одноименном журнале, участвовала в совместных с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» выставках Союза молодежи, В 1913 совершила вместе с мужем поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. После скоропостижной смерти мужа (1914) подготовила к печати его книгу «Искусство негров» (1919), В 1915 окончила Петербургский археологический институт. В 1917-22 работала в московском Историческом музее, изучала древнерусские миниатюры в Отделе древних рукописей и организовала первую их выставку; являлась членом Института художественной культуры (Инхука). В 1922 по вызову младшей сестры А.Бубновой-Оно уехала вместе с матерью в Японию. В 1927 вышла замуж за русского эмигранта В.Головщикова (1897-1947). В середине 1930-х была лишена советского гражданства за «связь с врагом народа» (по поручению советского посольства знакомила видного советского деятеля (фам. неизвестна) с японскими достопримечательностями; по возвращении в СССР он был арестован). Преподавала с 1924 русский язык и литературу в университете Токио Васэда. В.Бубнова вырастила несколько поколений японских русистов. Как утверждала японская газета «Цусё симбун», «если бы не она, переводы русской литературы в Японии не достигли бы, наверное, такого высокого уровня». За вклад в развитие японо-русских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы В.Бубнова была награждена впоследствии орденом Драгоценной короны. В.Д.Бубнова участвовала в выставках японского авангарда 20-х; в октябре 1922 опубликовала в журнале «Сисо» («Мысль») статью «О направлениях в современном русском искусстве» (главным образом, о конструктивизме); входила в организации японских художников «Никакай», «Санка», «МАВО». О русском искусстве много писала и позднее, в частности, в многотомном издании «Мировое искусство». Поступив вскоре после приезда в Японию в Токийское художественно-промышленное училище, Б. разработала метод автолитографии на цинке. В Японии с успехом прошло 6 персональных выставок Б. (две в 1932, в 1938, 1948, 1954, 1958). После т.н. «путча молодых офицеров» (1936) Бубнова и её муж были объявлены нежелательными иностранцами, за ними велось строгое полицейское наблюдение. В те годы было закрыто русское отделение университета Васэда, позднее Бубнова была вынуждена покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце 2-й мировой войны их выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате бомбежки. послевоенный период Бубнова снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу. В 1958 Б. возвратилась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила её старшая сестра. При жизни Бубновой состоялось более 20 выставок, ей было присвоено звание заслуженного художника Грузинской ССР (1964). Работы Бубновой Варвары приобретались советскими музеями, в том числе Музеем изобразительных искусств им. А.Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем.

Работы находятся в собраниях

  • Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Москва
  • Государственная Третьяковская галерея , Москва
  • Государственный Русский музей , Санкт-Петербург

Альтернативная биография

В.Д. Бубнова училась в 1907- 1914 у Н.Н. Дубовского в Пе­тербургской Академии худо­жеств. В 1914 она получила звание художника за картину "Поздняя осень" Под впечатлением от знакомства в 1910 с собраниями новой французской живописи С. Щу­кина и И. Морозова и поездки в Италию в 1911. Бубнова в 1912 вступила в «Союз моло­дежи» - одно из самых ради­кальных творческих объедине­ний той поры. Будучи талантливой представительницей но­вого поколения свободомысля­щих русских женщин в облас­ти культуры, Бубнова сама оп­ределила свой жизненный и творческий путь, который при­вел её в 1922 (после пятилет­него пребывания в Москве, где она работала с 1917 но 1922 научным сотрудником отдела древнерусских рукописей Рос­сийского Государственного ис­торического музея) в Японию. Наследовав принципы русско­го авангарда «серебряного ве­ка», в первую очередь его экс­прессионистического и «неоп­римитивистского» крыла, Буб­нова оказалась удивительно чуткой к воздействию восточ­ной эстетики и в наибольшей степени японской графики. В годы жизни в Японии она соз­дала полотна «Портрет переводчика X. Никамуры» (1927), «ЯПОНЕЦ В КИМОНО» (1939), «Следы войны» (1949), «Хризантемы» (1943, ГРМ). Эти работы, тонкие по живо­писи, сочетают в себе достиже­ния русского авангарда и уди­вительный японский колорит восприятия мира. Бубнова ил­люстрировала также книги русских писателей для япон­ских издательств. Уже в 1923 она поступила в Токийское ху­дожественно-прикладное учи­лище, где изучала технику ли­тографии. Цветная графика разных лет составляет наи­большую часть её творческого наследия. Оно состоит из работ разных по жанру и технике (бытовые ком­позиции, пейзаж, портрет, станковые работы, книжные иллюстрации; ксилография, акварель, литография, тушь, темпера, пастель и карандаш). После возвращения в 1958 в СССР, Бубнова сохранила вер­ность новаторским идеалам прежних лет, дух независимо­сти и приверженность лучшим достижениям культуры Восто­ка и Запада. Её работы тех лет: «На берегу моря» (1959-1960), «Домик под горой» (1964). В СССР со­стоялись персональные вы­ставки художницы: в 1958 в Сухуми, в 1960 - в Тбилиси, в 1961 - в Москве, Харькове, в1962 в Ленинграде Бубнова - Кавалер японского ор­дена Драгоценной короны IV степени.

Художник, пропагандист рус. языка в Японии, засл. художник Груз. ССР (1966). В детстве и юности часто бывала в имении деда по материнской линии Н. И. Вульфа в с. Берново Старицкого у. Окончила Высшее художеств. уч-ще при АХ в Петербурге (1914, конкурсная работа - "Аллея Берновского парка"). В 1922-58 жила в Японии, занималась живописью и графикой, преподавала рус. яз. и лит-ру в частном ун-те Васеда, ин-те иностр. языков, ин-те при Об-ве "Япония - СССР" в Токио, подготовила несколько поколений японских переводчиков-русистов. По возвращении в Россию, вновь посетила Берново. Б. создала неск. тыс. произв. станковой графики ("Старик-крестьянин", 1929; "В океане, за рыбой", 1947; "У входа в храм", 1950) и живописи, работала также в смешанной технике ("Сухуми. Зимой у моря", 1964; "Камелии", 1967; "Портрет Елены Лозовой", 1978). Б.- автор иллюстраций к произв. А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского, статей по вопросам теории иск-ва. Состоялось 6 персональных выставок в Японии, 18 - в России. В 1985 в Берновском музее А. С. Пушкина открыта пост. выставка о жизни и творчестве В. Д. Бубновой.

живописец, график, теоретик искусства, р. 17.5.1886, Петербург, ум. 28.3.1983, Ленинград, похоронена в г. Сухум (Абхазия).

  • Окончила рисовальную школу Общества поощрения художеств, в 1907 г. поступила в Петербургскую Академию художеств, закончила также Археологический институт. Под псевдонимом Д.Варварова принимала участие в выставках «Союза молодежи» вместе с В.Маяковским, К.Малевичем, Н.Гончаровой, графические работы имелись в коллекциях бывшего Румянцевского музея и других художественных музеях России. 1922-1958 гг. прожила в Японии, где прошло более 6-ти персональных выставок, а также во Франции и США, с 1958 жила в г. Сухуме, принимала участие во всех выставках СХ Абхазии, была членом СХ СССР и Абхазии. В г. Сухуме создан Дом-музей В.Д. Бубновой.

Примечания

Литература

  • Аркин Д. За японским морем. - М. 1931
  • Гудиашвили Л. Выставка поразила меня. // «Советская Абхазия». 18 декабря 1960.
  • Павлов А. Графика В. Д. Бубновой. // «Искусство». 1961, № 9.
  • Безменова К. В. Варвара Дмитриевна Бубнова, акварели, литографии, каталог выставки, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, 1976 год
  • Бубнова В. Д. В памяти навсегда. // «Литературная Грузия». 1977. № 8
  • Аргун А. Выставка произведений В. Д. Бубновой. Каталог. Сухуми. 1981
  • Лозовой А. О творчестве В. Д. Бубновой. // «Искусство». 1982, № 3.
  • Кожевникова И. П. Варвара Бубнова - русский художник в Японии. М.,1984.
  • Лозовой А. Живая традиция. // «Творчество», № 3. 1987
  • Лозовой А. Мастерская на Платановой улице. Из воспоминаний ученика. Каталог выставки Варвары Бубновой. - М.: Государственный Музей Востока. 1989.
  • Кожевникова И. П. Уроки постижения. Художница Варвара Бубнова. Воспоминаиня, статьи, письма. - М.: Истина и Жизнь. 1994 ISBN 5-88403-001-0
  • Волдемар Матвей и «Союз молодёжи». - М.: Наука. 2005 ISBN 5-02-033221-6
  • Шульц А. М. История одного рода. - Немцы в России. Люди и судьбы. Сборник статей. «Дмитрий Буланин». Санкт-Петербург. 1998. С.273 ISBN 5-288-02146-5
  • Лозовой А. Н. Варвара Бубнова. Графика, живопись. - М.: Советский художник. 1984
  • Лозовой А. Некоторые взгляды Варвары Бубновой на искусство, сб. Сестры Бубновы и Япония, Саппоро, Центр славянских исследований, 1999
  • Кожевникова И. П. Варвара Бубнова. Русский художник в Японии и Абхазии. - М.: Три квадрата. 2009 ISBN 978-5-94607-124-6
  • Роман Госин . Творчество художницы Варвары Бубновой. 1886-1983. - Сан-Франциско: Grom Publishing 2011
1886 - 1983

русская художница и педагог

Биография

  • Отец Дмитрий Капитонович Бубнов (?-1914), коллежский советник, мелкий банковский служащий, по словам Веры Дмитриевным: «…Философ и мечтатель, чиновной карьеры не сделал… На наше счастье, наследником своих богатств дед сделал своего единственного сына. Это был своеобразный Гаев „Вишнёвого сада“: вероятно он сам не заметил, как его долги переросли стоимость большого отцовского наследия!».
  • По линии матери Анны Николаевны (ур. Вульф) (1854-1940) Варвара Бубнова была потомком старинного дворянского рода тверских Вульфов, друзей Пушкина .
  • Мария Дмитриевна Бубнова (1884-1963) старшая из сестёр, пианистка, педпагог.
  • Младшая сестра Анна Дмитриевна Бубнова-Оно (1890-1979), скрипачка, педагог, как и В. Д. Бубнова внесла свою лепту в культуру Японии. Она была первым педагогом, начавшим занятия скрипкой с детьми (ранее японцы начинали обучение скрипичному искусству только взрослыми). По мужу плeмянницей ей приходилась Йоко Оно жена Джона Леннона . Также награждена орденом Драгоценной Короны четвёртой степени.

Много лет В. Д. Бубнова состояла в дружеских отношениях и поддерживала переписку с Ниной Николаевной Мичуриной, своей дальней родственницей и подругой ещё по японскому периоду, а после возвращения в Россию - её alter ego

Творчество

В 1913 г. она стала членом Союза молодежи и участвовала в художественных выставках с Маяковским , Бурлюком , Ларионовым , Гончаровой и Малевичем .

C 1919-1922 Бубнова живёт в Москве и работает в Институте художественной культуры (Инхук), наряду с Василием Кандинским , Робертом Фальком, Любовью Поповой , Варварой Степановой, Александром Родченко .

В 1923 г. она переезжает в Японию , где живёт до 1958 г. В это время Бубнова в основном пишет натюрморты, начинает работать в технике литографии.

С 1959 по 1979 годы Бубнова живёт и работает в Сухуме. Там у неё появляются ученики Всеволод Воронов (1945-2003) и Александр Лозовой (1949).

Подробнее

(16.5.1886, Петербург - 28.3.1983, Ленинград). Родилась в дворянской семье. Отец, Дмитрий Капитонович, банковский служащий, коллежский советник. Мать урождённая Н.Вульф, обладала прекрасным голосом и была музыкально одаренным человеком. Детство Варвары и её сестер прошло в имении матери Берново Тверской губернии, где бывал А.Пушкин. Они выросли в атмосфере поэзии и музыки. В.Бубнова училась в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1907-14 в Петербургской Академии художеств. Выйдя замуж за соученика, теоретика русского авангарда В.Матвея (Матвейса, псевд.В.Марков), вступила в объединение художников «Союз молодежи», с которым были связаны П.Филонов, М.Ларионов, Н.Гончарова, К.Малевич, В.Татлин и др.; сотрудничала в одноименном журнале, участвовала в совместных с объединениями «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» выставках Союза молодежи, В 1913 совершила вместе с мужем поездку по этнографическим музеям Западной Европы для сбора материалов и фотографирования африканской скульптуры. После скоропостижной смерти мужа (1914) подготовила к печати его книгу «Искусство негров» (1919), В 1915 окончила Петербургский археологический институт. В 1917-22 работала в московском Историческом музее, изучала древнерусские миниатюры в Отделе древних рукописей и организовала первую их выставку; являлась членом Института художественной культуры (Инхука). В 1922 по вызову младшей сестры А.Бубновой-Оно уехала вместе с матерью в Японию. В 1927 вышла замуж за русского эмигранта В.Головщикова (1897-1947). В середине 1930-х была лишена советского гражданства за «связь с врагом народа» (по поручению советского посольства знакомила видного советского деятеля (фам. неизвестна) с японскими достопримечательностями; по возвращении в СССР он был арестован). Преподавала с 1924 русский язык и литературу в университете Токио Васэда. В.Бубнова вырастила несколько поколений японских русистов. Как утверждала японская газета «Цусё симбун», «если бы не она, переводы русской литературы в Японии не достигли бы, наверное, такого высокого уровня». За вклад в развитие японо-русских культурных связей и за заслуги в области изучения в Японии русского языка и литературы В.Бубнова была награждена впоследствии орденом Драгоценной короны. В.Д.Бубнова участвовала в выставках японского авангарда 20-х; в октябре 1922 опубликовала в журнале «Сисо» («Мысль») статью «О направлениях в современном русском искусстве» (главным образом, о конструктивизме); входила в организации японских художников «Никакай», «Санка», «МАВО». О русском искусстве много писала и позднее, в частности, в многотомном издании «Мировое искусство». Поступив вскоре после приезда в Японию в Токийское художественно-промышленное училище, Б. разработала метод автолитографии на цинке. В Японии с успехом прошло 6 персональных выставок Б. (две в 1932, в 1938, 1948, 1954, 1958). После т.н. «путча молодых офицеров» (1936) Бубнова и её муж были объявлены нежелательными иностранцами, за ними велось строгое полицейское наблюдение. В те годы было закрыто русское отделение университета Васэда, позднее Бубнова была вынуждена покинуть Токийский институт иностранных языков. В конце 2-й мировой войны их выселили из Токио в горное место Каруидзава. Дом в Токио и все их имущество, включая библиотеку и литографии, погибли в результате бомбежки. послевоенный период Бубнова снова преподавала и работала как художник, много сил отдавала Русскому клубу. В 1958 Б. возвратилась в СССР и поселилась в Сухуми, где жила её старшая сестра. При жизни Бубновой состоялось более 20 выставок, ей было присвоено звание заслуженного художника Грузинской ССР (1964). Работы Бубновой Варвары приобретались советскими музеями, в том числе Музеем изобразительных искусств им. А.Пушкина, Третьяковской галереей, Русским музеем.

В Центральном выставочном зале в Сухуме открылась выставка известной абхазской, японской и русской художницы Варвары Дмитриевны Бубновой, приуроченная к 130-летию со дня рождения.

За все послевоенные годы – это первая персональная выставка Варвары Бубновой, художницы с мировым именем, в Абхазии. Она много лет жила и работала в Сухуме, оставив теплый и яркий след в культуре, повлияв на несколько поколений абхазских художников.

В экспозиции 53 работы из фонда Национальной картинной галереи Абхазии. Здесь представлены линогравюры, акварели, рисунки пастелью, тушью и карандашом, на которых сухумские и японские пейзажи, портреты людей. Они охватывают большой период времени с 1930-х по 1970-е годы, в основном это работы, сделанные художницей за время жизни в Японии и в Абхазии.

No media source currently available

0:00 0:03:51 0:00

В отдельном окне

«Печаль», «Березы в Японии», «В долине Верхней Эшеры», «Отдых под деревом», «Абхазский дворик», «Сухумская набережная», «Одинокий ужин», «Фудзияма», «Япония. Опаленная земля», «Цветы оккупации», «Отдых под деревом» и все другие работы Варвары Дмитриевны Бубновой сегодня впервые увидели многие сухумские художники и, конечно, молодежь.

Непонятно, почему творчество художницы 23 года таилось в недрах картинной галереи, почему его не показывают публике чаще, чтобы напоминать всем нам о ее присутствии в абхазском культурном пространстве.

Сегодня, на открытии выставки в день ее рождения, о жизни и творчестве Варвары Дмитриевны Бубновой говорили министр культуры Эльвира Арсалия, директор Национальной картинной галереи Сурам Сакания, председатель Союза художников Абхазии Адгур Дзидзария и историк Станислав Лакоба.

Станислав Лакоба знал Варвару Дмитриевну лично, их связывала долгая и прочная дружба. Станислав Лакоба рассказал: «Так получилось, что Варвара Дмитриевна 36 лет прожила в России, потом в 1922 году уехала к сестре в Японию, прожила там 36 лет, в 1958 году приехала в Абхазию, прожила здесь 20 лет и вернулась на родину в Петербург (Ленинград). И я это очень хорошо помню, мы очень много общались, помню наших художников, которые к ней приходили буквально каждый вечер – Марина Эшба, Юра Чкадуа, писатель Джума Ахуба, Веся Воронов, о котором мало знают, но который был на самом деле большим художником».

Станислав Лакоба назвал Варвару Бубнову «фигурой глобального масштаба», своими корнями она связана с родом Пушкиных. Один из ее японских учеников – Шико Мунаката – художник с мировым именем. Муж Варвары Дмитриевны – искусствовед Вольдемар Матвей (Владимир Марков) написал книгу об африканском искусстве, которая стала настольной для Пабло Пикассо.

В популяризации творчества Бубновой большую роль сыграли две женщины – искусствовед Ирина Кожевникова из Москвы и Аза Аргун, которая на протяжении многих лет собирает и изучает жизнь и творчество Варвары Бубновой в Абхазии и за ее пределами.

Своими впечатлениями о картинах Варвары Бубновой поделилась художница Анна Сангулия : «Сердце по-особому начинает биться у каждой работы. Она передает не только состояние человека, не только портретное сходство, она передает свое отношение к этой работе. Я, например, их вижу не первый раз, конечно, но каждый раз я по-новому их понимаю. Вот я сегодня стояла больше всего времени возле того портрета мужчины в очках. Некоторые художники, не умея рисовать, выдают свои работы за примитивизм. А здесь ты видишь каждое ее движение, каждый ее такой очень свободный мазок, очень свободное движение кисти или карандаша, потому что она отбросила все, обобщила форму и передала образ…»

Биографическая справка: Варвара Дмитриевна Бубнова родилась 17 мая 1886 года в Санкт-Петербурге. Окончила Императорскую академию художеств вместе с Давидом Бурлюком и Павлом Филоновым. В 1913 году вступила в Союз молодежи, перевела на русский язык «Манифест футуризма» Маринетти и участвовала в совместных выставках Союза молодежи, «Ослиного хвоста» и «Бубнового валета» под псевдонимом Д. Варварова. Ее супругом был один из основателей Союза молодежи Вольдемар Матвей (Владимир Марков).

В Японии она изучала технику литографии в Токийском художественно-прикладном училище, стала членом художественных объединений МАВО и «Санка», а также Японской ассоциации гравюры и Общества художников-ксилографов. Преподавала русскую литературу в Токийском университете Васеда и в университете Хоккайдо. Иллюстрировала издания книг А.С. Пушкина. За вклад в развитие японской культуры была награждена орденом Драгоценной короны.

В 1959 году переехала из Японии к старшей сестре Марии в Сухум. В Абхазии она прожила двадцать лет и создала здесь свои самые яркие и живописные работы, а в 1978 году вернулась в Ленинград, где скончалась в 1983 году. После смерти по завещанию была захоронена в Сухуме.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

C 5 июля по 15 августа 2011 года Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына и галерея «Шазина» приглашают на персональную выставку «Варвара Бубнова. Палитра жизни. Россия, Япония, Абхазия (к 125 - летию со дня рождения В.Д.Бубновой)

Варвара Бубнова (1886, Петербург — 1983, Ленинград) - художник, педагог и человек грандиозного внутреннего масштаба. Высокий этический уровень в сочетании с талантом художника позволил ей оставить потомкам достойный пример высокого предназначения искусства вообще и художника в частности.

Отмечая 125-летний юбилей Варвары Дмитриевны Бубновой, мы отдаем дань признания и уважения её жизни и творчеству, присоединяясь к ряду мероприятий, намеченных в честь художницы в 2011 году. Празднование юбилея началось в стенах Третьяковской галереи, где до 3 июля проходила персональная выставка В.Бубновой.

Экспозиция, представленная в стенах Дома русского зарубежья им.А.Солженицына, уникальна. Впервые будут представлены картины, о существовании которых не было информации много лет. Их появление станет открытием и дополнением к наследию художницы, представленному в музеях России, Японии и Абхазии. В экспозицию вошли работы начала ХХ века японского и абхазского периода. Почитатели творчества Варвары Бубновой увидят работы из частной коллекции, чудом уцелевшие в нескольких переездах и войнах.

Варвара Бубнова - выпускница петербургской Академии художеств, однокурсница П. Филонова и Л. Бурлюка, супруга Волдемара Матвея (В. И. Маркова) - одного из создателей «Союза молодёжи», в который была принята в один день с В.Татлиным. Член творческих союзов «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста». Выставлялась вместе с К. Малевичем, В. Маяковским, М. Ларионовым, Д. Бурлюком, Н. Гончаровой, О. Розановой. Работала в ИНХУКе вместе с В. Кандинским, А. Родченко, В. Степановой, Л. Поповой.

Варвара Бубнова могла бы оказаться на первых ролях в движении русского авангарда, но ее больше привлекала архаическая культура, прошедшая испытание веками. Это увлечение повлияло на ее творчество не меньше, чем новое европейское искусство, но решающим в творчестве стало знакомство с японскими художественными традициями. В Японии художница прожила 36 лет (с 1922 по 1958) и сумела соединить европейские и российские тенденции со старинными японскими художественными практиками, оставаясь при этом далекой от стилизации, подражательства и «туристического взгляда». В Японии её до сих пор ценят и вспоминают с почтением. Вернувшись на Родину, Варвара Бубнова поселилась в Сухуми. Благодатная Абхазия стала ее третьей родиной, а абхазский период жизни и творчества - самым ярким и плодотворным. Здесь у нее появилась целая плеяда учеников - современных художников «Сухумской школы» благополучно миновавших «временно-обязательное» влияние советской идеологии и «сурового стиля».

Варвара Бубнова прожила долгую и непростую жизнь. Пожалуй, трудно найти другого художника, который так, как она, знал различные изобразительные культуры.

Одна из важнейших задач искусства - этическая. Именно она всегда была главной для творчества Варвары Бубновой. Художница считала свою палитру игрой цвета и орудием в борьбе между светом и тьмой. Она не стала авангардисткой в привычном понимании слова, а осталась в искусстве XX века художником, показавшим на практике рождение не механически модного, а интуитивно настоящего и высокого искусства, бесконечно привлекающего «значительностью происходящего» в простоте и величии зримой жизни.

Выставка открыта ежедневно с 12-00 до 19-00, кроме субботы и воскресенья



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!