Личные покои николая 2 в зимнем дворце. Гардеробная, уборная и бассейная императора Николая II

Надо восстановить жилые комнаты Николая Второго и Александры Фёдоровны и их детей - вел. Кн. Ольги, Татьяны, Анастасиии сделать их мемориальными в Зимнем дворце музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

И надо спросить у нынешнего директора Эрмитажа господина Пиотровского, почему за более чем 20 лет демократии в России эти мемориальные комнаты последних Романовых в Зимнем дворце до сих пор не восстановлены и память о Николае Втором и Александре Фёдоровне в Эрмитаже таким способом преуменьшается, словно при коммунизме, выветривается из общей кеультуры нашего народа и из общего знания о России сотен тысяч иностранных туристов, посещающих Эрмитаж ежегодно, в большинстве своём - в ходе кратковременных туристических визитов в Санкт-Петербург.Зимний дворец в составе музея Эрмитаж - это, в первую очередь музей-резиденция российских императоров и залы государственных протокольных мероприятий, как залы величия и славы России. Только восстановив Зимний дворец в полном объёме, включая мемориальные комнаты русских царей и действительно действующую в наши дни православную Большую Церковь Зимнего дворца, можно было бы говорить о честном полноценном служении своему народу музейных сотрудников Эрмитажа, начиная с его директора господинаМихаила Пиотровского. А в том виде, в котором видим его сейчас, Зимний дворец оставляет впечатление пустого заброшенного храма другой России - России переконвертированной в общество средних потребителей супермаркетов страны третьего, четвёртого или пятого мира, где память о величии России, о самоценности культуры русского народа эпохи Российской империи всячески принижается и убирается на задний план, в том числе в музейных экспозициях, исключается из приоритетов ежедневной работы сотрудников даже ведущих музеев России.

Последние царские кабинеты оформили в Зимнем дворце в ходе ремонта «царского» северо-западного ризалита в 1895-1896 гг. Среди прочих комнат на втором этаже дворца оборудовали два царских кабинета: императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Рабочий кабинет Николая II на втором этаже северо-западного ризалита Зимнего дворца

http://www.likebook.ru/books/view/177351/?page=6

Судя по фотографиям, оба эти кабинета - угловые. Только окна кабинета Александры Федоровны выходили на Дворцовый мост и Адмиралтейство, а окна кабинета Николая II - на Адмиралтейство и Собственный садик. Эти помещения являлись частью личных апартаментов, поэтому там было прежде всего уютно и удобно. Комфорт первенствовал над роскошью. «Сердцем» кабинета был обычный «г»-образный письменный стол, освещаемый лампой под матерчатым абажуром. Судя по фотографиям, кабинет царя отделали с элементами «русского стиля»: арочную дверь украшали кованные прорезные петли. В кабинете Зимнего дворца Николай II проработал с декабря 1895 по весну 1904 г., т. е. семь с половиной лет.

После того как в октябре 1894 г. императором стал Николай II, в Зимнем дворце с ноября 1894 г. начались масштабные работы по оборудованию жилой половины для молодого императора. Одновременно в Зимнем дворце обустраивалась половина для младшей сестры Николая II великой княгини

Ксении Александровны и ее мужа великого князя Александра Михайловича. Эти работы велись по проектам архитектора АФ. Красовского 14 . Затем в 1899 г. его сменил архитектор Н.И. Крамской. С 1905 г. ведущим архитектором становится А.С. Данини - архитектор Царскосельского дворцового управления.

В ходе этих работ помещения на втором этаже северозападного ризалита, ранее принадлежавшие императрице Александре Федоровне, жене Николая I, полностью утратили свой первоначальный декор.

Надо отметить, что оформление интерьеров царской половины Николая II шло на совершенно иной основе, чем у его предшественников. Ранее интерьерно-декоративная часть убранства была результатом индивидуальной проработки архитекторами облика каждого из помещений. В конце XIX в. отделка помещений велась на основе каталогов и образцов, которые представлялись ведущими строительными и интерьерными фирмами. Буржуазные стандарты, связанные с оформлением комнат и созданием соответствующего уровня комфорта, вытесняют традиционные представления о дворцовой пышности императорских резиденций.

Молодое поколение совершенно не устраивали прежние стандарты дворцовой жизни и представления об уровне комфорта личных помещений царской семьи. Великий князь Александр Михайлович заметил, что даже после проведенного ремонта, комнаты Зимнего дворца подавляли «своими размерами, с громадными, неуютными спальнями» 15 .

Детали интерьера новой половины утверждались лично императрицей Александрой Федоровной. К весне 1895 г. все интерьеры царских комнат окончательно утверждаются. Николай II отметил в дневнике 26 апреля 1895 г.: «Заехали в Зимний, где окончательно решили все в последних подробностях».

Но решающую роль в оформлении интерьеров играла не императорская чета, а старшая сестра императрицы - великая княгиня Елизавета Федоровна, или Элла, как ее называли родные. Именно Элла «курировала» отделку помещений на императорской половине в Зимнем дворце. Николай II в дневнике несколько раз отметил дизайнерские заслуги Елизаветы Федоровны: «Элла переехала к нам из Большого дворца; она ездила в город осматривать наши помещения в Зимнем, которых отделка близится к окончанию» (5 октября 1895 г.); «Поехал в Зимний, где осмотрел с Эллой наши комнаты, которые почти готовы» (8 ноября 1895 г.). В результате царь прямо заявил: «Элла - автор наших комнат. Показали им все наше устройство» (11 января 1896 г.). Надо добавить, что Елизавета Федоровна распространила свою дизайнерскую практику и на Александровский дворец Царского Села, на Свитской половине которого по ее указаниям отделывалось несколько комнат в так называемом английском стиле.


Библиотека имп. Николая II



Приемная имп. Николая II



Спальня имп. Николая II и имп. Александры Федоровны


http://www.etoretro.ru/pic32658.htm
Спальня на половине Николая II в Зимнем дворце.

Стилем, столь любимым молодой императорской четой, стал модерн. Ведущей фирмой, разрабатывавшей интерьерные эскизы и поставлявшей предметы интерьера, выбрали фирму Ф. Мельцера. Срочность заказа по оформлению жилых комнат в Зимнем дворце оказалась столь строгой, что фирма Ф. Мельцера за каждый день просрочки обязывалась выплачивать по 500 руб. пеней. Это очень крупная сумма по тем временам.

Императорская половина по традиции делилась на две части - мужскую и женскую. Эти части соединялись общим помещением - Передним залом. Единственным отступлением от традиций было то, что у молодых супругов появилась общая спальня с большой двуспальной кроватью. Это «исключение» соблюдалось и в Александровском дворце Царского Села.

Комнаты Николая II включали в себя: Адъютантскую, Бильярдную, Библиотеку, Первое и Второе проходные помещения, Кабинет и Уборную с бассейном. Любимым помещением императора была Библиотека, оформленная в готическом стиле.

Комнаты Александры Федоровны размещались на месте бывших покоев другой Александры Федоровны - жены Николая I: Столовая, Малахитовая гостиная, Первая (Розовая) и Вторая (Малиновая) гостиные, Угловой (Зеленый) кабинет, Спальня и Ванная комната. Часть этих помещений сохранила оформление в стиле рококо 16 .

Детские комнаты царских дочерей устроили на первом этаже северо-западного ризалита, пятьдесят лет назад в тех же комнатах жили дочери Николая I - Ольга и Александра. Окна их комнат выходили на Неву, продолжаясь от Детского до Иорданского подъезда.

30 декабря 1895 г. император Николай II и императрица Александра Федоровна вместе с новорожденной Ольгой переехали в Зимний дворец. Их обустройство в Зимнем дворце сопровождалось дальнейшими ремонтными работами. Николай II записал в дневнике: «В 2 3 / 4 ч. простились с милым Царским и сели в поезд, с кот. Мама приехала из Гатчины. Со станции в Питере поехали прямо в Зимний в наши новые комнаты. В библиотеке отслужили молебен, все комнаты, наши и детские, были окроплены. После двухчасовой работы я устроился и все вещи расставил на места, им соответствующие». В новой квартире в Зимнем дворце семья Николая II прожила до апреля 1904 г. 17

Император Николай II в детской комнате с вел.кн. Ольгой и Татьяной. Альбом семьи Романовых, фото 333
http://samoderzhavnaya.ru/pages/photo_family_333/ru
Снимок сделан не ранее : 1899
Снимок сделан не позднее : 1900


Комната на половине императора Николая II в Зимнем дворце


Кабинет Николая II в Зимнем дворце.
http://www.etoretro.ru/pic32657.htm

Квартира последнего Российского Императора Николая Второго в Императорском Зимнем дворце

Небольшая фото-подборка

10 октября 1894 года Её Высочество Принцесса Алиса Гессенская прибыла обычным поездом в Ливадию, в сопровождении Их Императорских Высочеств Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елизаветы Феодоровны (своей старшей сестры). Скорый приезд невесты Наследника был вызван критическим состоянием здоровья Императора Александра III, который должен был благословить брак Цесаревича. Сама помолвка состоялась в Кобурге 8 апреля этого же года.

М. Зичи

14 ноября 1894 года в соборе Императорского Зимнего дворца состоялось Высочайшее Венчание.

Л. Туксен

После торжественной церемонии Августейшая пара отправилась в Императорский Аничков дворец, под кров вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны.

18 ноября состоялось посещение в Зимнем Личных комнат молодоженов Великой Княгини Ксении Александровны и Великого Князя Александра Михайловича, обвенчавшихся 25 июля. Тогда и было принято окончательное решение о переселении в Зимний.

Обустройство будущей Квартиры было поручено новому Дворцовому архитектору А. Ф. Красовскому. Место для неё было выбрано во втором этаже северо-западной части дворца. Переделке предполагались бывшие покои Императрицы Марии Феодоровны, ранее принадлежавшие супруге Государя Николая Павловича. Следует заметить, что пышные Брюлловские и Штакеншнейдеровские интерьеры при Государях Алексанре II и Александре III не претерпели существенных изменений. Обилие позолоты, французский шелк и музейной ценности полотна не отвечали вкусу Цесаревича и Её Высочества. В помощь академику А. Ф. Красовскому для переустройства этих покоев были назначены Н. И. Крамской и С. А. Данини. По итогам объявленного конкурса на лучший проект интерьеров новых Императорских покоев в команду вошли академик М. Е. Месмахер, архитектор Д. А. Крыжановский и академик Н. В. Набоков. Столярно-художественные работы исполнялись в лучших мастерских Ф. Мельцера, Н. Свирского и Штейнгольца.

Деятельное участие в обустройстве Императорских личных покоев принимала Её Императорское Высочество Великая Княгиня Елизавета Феодоровна. Она вела переговоры и с архитекторами, и с художниками. С её указаниями Высочайше обязаны были считаться все непосредственные исполнители заказа.

Весной 1895 года были окончательно утверждены во всех деталях интерьеры новых Императорских личных покоев. Отделка велась максимально быстрыми темпами и уже 16 декабря 1895 года после участия в предновогоднем благотворительном базаре, проходившем в залах Императорского Эрмитажа, Августейшая чета посетила свои полностью отделанные покои во дворце.

Перед тем как приступить к знакомству с Квартирой следует получить некоторое представление об Императорском Зимнем дворце. Согласно записки 1888 года общая площадь дворца с Императорским Эрмитажем и зданием Императорского Эрмитажного театра занимала 20 719 кв. саж. или 8 2/3 десятины, собственно же здание дворца - 4 902 кв. саж., главный двор - 1 912 кв. саж.; жилые этажи дворца заключали в себе 1 050 покоев, площадь пола которых составляла 10 219 кв. саж. (4 1/4 дес.), а объем до 34 500 куб. саж.; в этих покоях 6 333 кв. саж. паркетных полов: 548 - мраморных 2 568 - плитных, 324 - досчатых, 512 - асфальтовых, мозаичных, кирпичных и др.; дверей - 1 786, окон - 1 945, 117 лестниц с 3 800 ступенями, 470 разных печей (после пожара 1837 г. во дворце было устроено отопление по способу генерала Амосова: печи находились в подвальном помещении, и комнаты нагревались теплым воздухом по трубам); поверхность крыши дворца 5 942 кв. саж.; на крыше 147 слуховых окон, 33 стеклянных просвета, 329 дымовых труб с 781 дымом; длина карниза, окружающего крышу - 927 саж., и каменного парапета - 706 саж.; громоотводов - 13. Расход на содержание дворца простирался до 350 тыс. р. в год при 470 служащих.

План:

Малахитовая гостиная. Предваряла Личные покои Их Величеств. Являлась частью Парадной Невской анфилады. Здесь проводились старинные обряды Царствующего Дома, принимались придворные, собирались родственники, заседали многочисленные Советы комитетов, возглавляемых Её Величеством. Во время придворных балов тут уединённо отдыхали Их Величества. Отсюда начинались Торжественные выходы Их Величеств.



Салон Её Величества или Первая гостиная Её Величества. Данная комната, отделанная в стиле Ампир, предназначалась для приема Фрейлин Двора. Сдержанный декор выполнен мастерами Г. Ботта, А. Забелиным и живописцем Д. Молинари. Мебель работы мастерской Н. Ф. Свирского.

Серебряная гостиная Её Величества, или Вторая гостиная Её Величества. Гостиная в стиле Луи XVI. Предназначалась для приемов Фрейлин Её Величества и дам Дипломатического корпуса, а так же для отдыха Её Величества. Здесь же находились и дежурные дамы. Её Величество, обладавшая хорошим сопрано часто музицировала со своими приближенными в этой гостиной. Будучи увлеченной собирательницей французского стекла Галле и Даум Её Величество разместила лучшие образцы именно здесь.





Кабинет Её Величества. Обращает на себя внимание то особо почтительное отношение к памяти прежних владельцев покоев со стороны Её Величества. Так, над рабочим столом Её Величества был установлен портрет работы Виже-Лебрен первой Августейшей хозяйки - Императрицы Елизаветы Алексеевны. Небольшой подиум за ширмами в северо-западном углу Кабинета служил обзорной площадкой для любования видами Северной Пальмиры.







Спальня Её Величества. Скромная комната Августейших супругов, с детской мебелью, принадлежавшей Великой Княжне Ольге Николаевне. В отделке широко использован французский ситец.







Гардеробная Её Величества. Выполнена в стиле Луи XVI.



Будуар Её Величества. Примыкал непосредственно к Кабинету Его Величества. Решён в стиле сдержанной готики.


Заканчивая знакомство с покоями Её Величества хотелось бы сказать, что во время пребывания Их Величеств во дворце эти комнаты были наполненные великим множеством цветов и зелени. Бесчисленные вазы, горшочки, кашпо самых различных форм и размеров с розами, орхидеями, лилиями, цикламенами, азалиями, гортензиями и фиалками переполняли апартаменты тонкими запахами.

Кабинет Его Величества. Выполнен в стиле готики. Его Величество в память о путешествии по странам Ближнего и Дальнего Востока разместил здесь много предметов искусства Китая, Японии и Индии. Все вещи подбирались и расставлялись собственноручно. К слову, Государь разбирался в культуре Азии, отправил экспедицию на Тибет, собрал уникальную для России коллекцию японских гравюр Шунга (сгинувшую в 1918), даже имел маленькую татуировку.



Камердинерская.

Белая столовая Их Величеств, или Малая столовая Их Величеств. Выполнена в стиле Луи XVI. Стены украшали русские гобелены XVIII века. Освещалась музыкальной люстрой английской работы.


Мавританская. Предназначалась для отдыха придворных во время Больших Императорских балов. В обычное время использовалась в качестве Парадной столовой Их Величеств.


Библиотека Его Величества. Единственная сохранившаяся комната Квартиры Их Величеств. Решена в стиле готики. Как и в Кабинете Его Величества столярные работы выполнены мастерскими Н. Ф. Свирского. На камине помещались гербы Царствующего Дома и Дома Герцогов Гессенских. Их Величества являлись страстными библиофилами, субсидировали ряд литературно-художественных изданий (в то числе знаменитый Дягилевский журнал "Мир искусства"), имели свои книжные знаки. Библиотека выполняла функции официальной Приемной и Парадного Кабинета Его Величества. При этом она же была самым любимым помещением Августейшей четы. Здесь Их Величества завтракали, музицировали, читали вслух, разбирали новые книги, играли в настольные игры, закусывали вечерами после театра, или ванной, играли с детьми.






Ротонда. Парадный зал Императорского дворца, в котором во время балов накрывались буфеты, а в обычное время маленькие Великие Княжны катались там на роликах.

Малая церковь.


Бильярдная Его Величества.


Адьютантская Его Величества. Предназначалась дежурным при Его Величестве.

В первом этаже, ровно под Личной половиной Их Величеств, были устроены детские комнаты Их Императорских Высочеств. Комнаты были оформлены в стиле модерн.

Посетители, прибывавшие во дворец по служебным надобностям, входили в апартаменты Императора через западный, Салтыковский, подъезд.

Собственный Подъезд Их Императорских Величеств.

Без малого девять лет жизни отдали Их Величества Квартире в Императорском Зимнем дворце. С лета 1904 года Их Величества появлялись здесь только в дни официальных приемов. Главной резиденцией стал Императорский Александровский дворец в Царском Селе. В 1904 году был дан последний великосветский бал в Империи. В 1915 в Парадных анфиладах Императрицей был устроен лазарет для нижних чинов.

Подводя итог этому знакомству следует знать, что все эти интерьеры не сохранились. Частично уцелевшие исключения: Ротонда, Мавританская, Малахитовая, Малая столовая, Библиотека Его Величества.

Однако существует "Опись вещам принадлежащих Их Императорским Величествам и хранящимся в Собственных комнатах в Зимнем дворце", составленная Главным смотрителем комнатного имущества в Императорском Зимнем дворце и Императорском Эрмитаже Николаем Николаевичем Дементьевым, состоявшим в этой должности с 1888 по 1917. Данный инвентарь отличается точной фиксацией местоположения предметов и их подробным описанием.

В качестве эпилога:
После падения Монархии Собственная половина Их Императорских Величеств была открыта публике. В 1918 дворец подвергся большевистскому разграблению.
Конец 1918 года.
Кабинет Царя-Освободителя.


Гардеробная Её Величества.


Кабинет Её Величества.


Комнаты Великой Княжны Татьяны Николаевны.




PS - спасибо Владимиру (ГУВХ) за поданную идею сделать данное сообщение.

Санкт-Петербург – это город, который можно изучать всю жизнь, слишком много значительных и талантливых людей приложили усилия для его строительства и развития как культурной столицы нашей огромной родины. В Санкт-Петербург сложно не влюбиться, а влюбившись – не потратить множество дней на прогулки по его улицам, музеям, театрам, концертным залам и культовым барам.

  • Этот рассказ – один из серии материалов по нашей двухнедельной поездке в Питер.

Главная достопримечательность Санкт-Петербурга – это Эрмитаж . Один из ключевых музеев мира и один из главных музеев России. Центральный корпус Эрмитажа – Зимний дворец . Только на изучение этого корпуса можно потратить два-три дня, да и то, если вам повезет оказаться не в самом конце огромной очереди за билетами.

Основные экспозиции – на втором этаже. Одна из выставок, которые нужно посетить обязательно – это ряд залов, которые посвящены дворцовым интерьерам разных эпох . Большинство залов довольно небольшие и представляют из себя небольшие коллекции мебели, сгруппированной по создателю, эпохе или одному из модных в прошлом направлениях. Но один из залов требует отдельного рассказа.

Библиотека Николая II

Библиотека и кабинет Николая II – единственный зал, чья обстановка полностью соответствует прошлому.

В первую очередь, это библиотека. Практически все стены закрыты книжными шкафами из массива дерева, и сейчас заполненные книгами прошлых эпох. Даже на взгляд со стороны коллекция книг впечатляет. О ней, правда, ничего не сказано. Но скорее всего на полках – различные географические, экономические и другие научные труды.



Библиотека Николая II . Современная Экспозиция в Эрмитаже.

Николай II с супругой, решив однажды вернуться в столичную резиденцию, то есть в Зимний дворец, поручили обстановку комнат архитектору Красовскому, чья основная задача была создать внутри огромного дворца обособленное по стилю и обстановке крыло, которое император с супругой назвали «квартирой» и которое должно было стать уютным семейным «гнездышком» для главной семьи империи.

Библиотека императора точно соответствует этой задаче – зал небольшой, во всем лаконичность и строгость. Есть место и для спокойных размышлений и для того, чтобы ходить из угла в угол, обдумывая что-то на ходу. Столики в библиотеке небольшие, но они вполне могут быть не именно такими, какими пользовался Николай II, или же император мог работать не именно за этими столами. Хотя возможно, небольшие столики – это дань моде. Больших массивных столов в дворцах Санкт-Петербурга не наблюдается вообще.

Архитектор А.Ф. Красовский осуществил сочетание исторических стилизаций под средневековье с элементами модного для тех времен модерна и этим сделал апартаменты последнего русского императора настоящим произведением искусства. К сожалению, в случае большинства комнат до нашего времени дошли лишь некоторые фотографии комнат, а также чертежи и архивные документы архитектора.

Кабинет и Библиотека Николая II– это уподобление стилю английского средневековья – отделаны деревом. Детали интерьера и мебель кабинета-библиотеки декорированы стилизованной под средневековую готику резьбой.

Очень важным эстетическим элементом интерьеров стали камины, украшенные в готическом стиле изображениями грифонов и львов — геральдических фигур родовых гербов дома Романовых и дома Гессен-Дармштадт.

  • 23 Июль, 2017

В связи с юбилеем царского дома Романовых, пик которого придется на июнь, а также в связи с печальной годовщиной истребления последних Романовых, включая братьев, племянников, вдов, девушек и мальчика-калеку, которое случилось в апреле 1918 года - давайте виртуально посетим кабинеты русских царей (продолжив имевшийся у нас цикл статей о кабинетах ).

Николай I

Менее чем за двести лет своего существования Российская империя превратилась из отсталой страны «третьего мира» в сильнейшее государство, которое подарило нам не только выдающихся художников, поэтов и литераторов, но и государственных деятелей. Легко ли руководить крупнейшей на всём земном шаре страной с многомиллионным населением, где вести из Петербурга доходят на Дальний Восток месяцами? Отнюдь. Действительно, не было в отечественной истории императора, который бы дожил до глубокой старости. Рабочий день венценосных особ почти всегда начинался с первыми лучами солнца и продолжался порой до глубокой ночи и ни Пётр I, ни один из его потомков не позволял себе «поспать ещё 15 минуточек».

Рабочий день русских императоров проходил в кабинетах, которые были оборудованы во всех резиденциях государства, всех царских поездах и морских судах. Режим секретности из-за большого количества важных документов был строжайшим, никто не мог войти в кабинет без высочайшего разрешения императора.

После смерти самодержца Николая I, наречённого Незабвенным, была положена новая традиция: кабинет умершего императора превращали в мемориальное помещение, сохраняя всё на своих местах для будущих поколений в качестве музея. Именно поэтому до нас дошло достаточно большое количество фотографий и изображений царских кабинетов во дворцах Петербурга и его окрестностей.

В главной резиденции страны — Зимнем дворце у главы государства было несколько рабочих кабинетов на разных этажах. Так, большой кабинет с высокими сводчатыми потолками мы можем увидеть на картине художника Эдуарда Гау, который был мастером «портретов интерьера»:

В помещении находилось сразу три стола: первый (на переднем плане) — по современной классификации это стол переговоров — предназначался для совещаний с министрами, второй (тот, что слева) служил для карт и военных занятий, горячо любимых императором, третий, рабочий стол Николая скрыт от нашего взора и находился у окна.

Проследуем по длинным коридорам Зимнего дворца в малый кабинет Николая I. Можно заметить, что стены в кабинетах русских императоров в буквальном смысле «увешаны» картинами. Начало этой традиции положил Пётр I, который привозил картины из европейских поездок и размещал их в своих кабинетах.

Картина малого кабинета принадлежит кисти Константина Ухтомского и написана в середине XIX века:

В кабинете на первом этаже дворца помимо картин мы видим походную кровать императора, на которой он и скончался от пневмонии 2 марта 1855 года «в двенадцать минут первого часа пополудни», то есть в 12:12. Интересно, что император терпеть не мог пышных огромных кроватей и, будучи большим любителем армии и солдатского «спартанского» быта, предпочитал спать на жёстких походных кушетках, таких как эта раскладушка:

Считается, что интерьер зачастую отражает черты личности человека. Тем более, что русские императоры не прибегали к услугам тогдашних «дизайнеров», а обставляли кабинеты по своему усмотрению. Николай I предстаёт перед нами в образе императора-воина, любящего порядок и строгость в быту. Недаром считают, что его неосмотрительное появление в мороз в мундире связано с тяжёлым переживанием поражений в Крымской войне.

Александр II

Будущий император Александр II родился весной 1818 года и с самого детства готовился к высочайшей государственной должности государя – императора. С цесаревичем занимались ведущие умы России, среди наставников были и поэт В.А. Жуковский, и реформатор М.М. Сперанский, и финансовый гений Е.Ф. Канкрин. Юный Александр был сентиментален и влюбчив, история даже сохранила факт о мимолётной взаимной привязанности наследника престола к молодой английской королеве Виктории. Интересно, что Александр II является последним правителем России, родившимся в Москве.

С 16 лет наследник престола привлекался к государственным делам, присутствовал на заседаниях государственного совета, привлекался к деятельности различных комитетов, в том числе к комитету по крестьянской реформе. Николай I мечтал передать своему сыну страну «в спокойствии и благополучии», но скончавшись в марте 1855 года, оставил 37-летнему Александру огромную страну, раздираемую целым сонмом внутренних и внешнеполитических проблем.

Александр остался в истории как реформатор и освободитель, при нём были осуществлены крестьянская, земская, городская, военная, образовательная реформы, а также ряд других. Более того, доподлинно известно, что 4 марта 1881 года должно было произойти обсуждение с дальнейшим вступлением в силу конституции Российской империи, которая так и не была принята из-за трагической гибели Александра II от рук народников 1 марта 1881 года, то есть всего за три дня до предполагаемого принятия конституционного проекта.

Безусловно, реформаторская деятельность Александра II требовала значительных усилий и комфортных условий работы. Первые апартаменты будущего самодержца располагались в Екатерининском дворце в Зубовском флигеле, названном так в честь последнего фаворита престарелой Екатерины II Платона Зубова.

Кабинет Александра в Зубовском флигеле мы можем увидеть на фотографии 30-х годов XX века. Интересно, что не всё из апартаментов государей было разворовано и перепродано в первые годы советской власти. Судя по «завалу» разнообразных мелочей на рабочем столе, государственным делами цесаревич в этом кабинете занимался нечасто:

Флигель был поделён на две половины – самого Александра, а также его жены Марии Александровны. В половине Александра II было 10 помещений, и если важные встречи проходили в приёмной или кабинете, то своеобразной «зоной отдыха» можно считать «турецкую комнату» с мягкими диванчиками, множеством подушек и прочей тематической «азиатской» атрибутики:

Замечательное свидетельство о том, каким был кабинет Александра II в Зимнем дворце, оставил нам художник Эдуард Гау. На картине изображён сам Александр за рабочим столом с двумя детьми. Множество бумаг и печатей, портфели, стоящие на стуле слева от императора свидетельствуют, что дети пришли «поотвлекать» папу в не самый подходящий момент. На стена мы можем увидеть портреты именитых предков государя – Петра I (слева от дверей) и Александра I, окружённого полотнами с батальным исценами. Справа находится неизменная «Николаевская» кушетка с собачкой, которых император очень любил:

На нарисованной Эдуардом Гау в 1862 году картине изображён кабинет Александра II в одной из башен дворца в Гатчине. Помимо выдающейся лепнины на потолке, любимой собаки и множества мягких кресел и дивана, свидетельствующих о частых приёмах гостей в этом помещении, стоит отметить один интересный факт. Если обратить внимание на рабочий стол государя, можно заметить, что стоящий слева стул императора явно уступает в удобстве и красоте находящемуся справа креслу для гостя. Всё же Александр II перенял от отца привычку к некоторому аскетизму:

Помимо рабочих кабинетов, в распоряжении императора были письменные столы в библиотечных помещениях. Еще одна картина Гау доносит до нас облик «Военной библиотеки» в Зимнем дворце:

В этом месте позволю себе отклониться от темы. Поскольку наша компания представляет широкий ассортимент офисной мебели, то для тех, кто заинтересовался царскими интерьерами, можем предложить мебель, похожую на ту, которая показана на картинках. Ведь классика не исчезает, она востребована и сегодня. Мебель класса «элита», которую мы называем президент-комплектами, изготавливается на заказ нашими партнерами, известными фабриками Италии и Испании. В частности, мебель на картине Эдуарда Гау очень напоминает серию STILUM от испанской компании Inter Classic Mobilia:

Но вернемся к Александру II.

Император часто упоминал в разговорах, что «сейчас вот доделаю всё и уеду с женой в тихое местечко где-нибудь во Франции». В последние годы жизни Александр II всё чаще думал об этой своей мечте, которой так и не суждено было сбыться после взрыва 1 марта 1881 года на берегу канала Грибоедова. Впоследствии врачи в один голос заявляли, что самодержца можно было спасти, но не оказалось подле государя нужного человека, который смог бы предотвратить потерю крови, от которой Александр II и скончался через час после смертельного ранения в кругу близких в Зимнем дворце.

Наследник престола, император Александр III разгромил «Народную волю», отказался от предложенного Лорис-Меликовым ещё Александру II проекта конституции и взял совершенно иной политических курс, но и это уже совсем другая история.

Интересно, каким был бы ход отечественной истории в случае подписания Александром II российской конституции ещё в 1881 и дальнейшей либерализации различных сфер жизни общества?

Окончание следует

Личные комнаты Николая II отделены от половины Александры Федоровны коридором, в котором после десяти часов вечера находилась охрана. По вечерам Романовы не выходили; для связи между комнатами Николая и Александры оставался только проход через антресоли, над коридором.

Дворец тщательно охранялся. В подвалах Александровского дворца, под спальней Романовых, соединенная с нею электрическим звонком, была дежурная офицерская компата. По первой тревоге офицеры должны были спешить на половину царицы.

В коридоре находится много картин, для которых не оказалось места в личных комнатах; среди них произведения Сурикова, Рябушкина, Рериха и две работы Репина: «Застенок» и портрет Федора Никитича Романова, от которого вел род Николай II. Одна из стен увешана деревянными резными блюдами, поднесенными с «хлебом-солью» Николаю II во время его путешествий по Россини в дни торжественного празднования трехсотлетия дома Романовых.

Первая комната половины Николая II - . Прежде она служила столовой. В дневнике Николая II часто встречаются подобные записи: «24-го мая (1915 года. - Л. Б). Воскресенье… Обедали в моей приемной, как в доброе старое время. Вечером с помощью Мари наклеивали фотографии последних поездок в альбом».

Стены отделаны высокой дубовой панелью, заканчивающуюся широкой полкой, на которой находились вазы, мелкая пластика и деревянные блюда. На полке стояли несколько ценных бокалов художественной работы, сделанных в память вступления русских войск в Париж (19 марта 1814 г.), и три бокала XVIII века. Здесь-же-турий рог в серебряной оправе.

Над панелями стены были затянуты сохранившейся французской дорожкой с трафаретным рисунком (эта ткань была приобретена пожеланию Николая II и Александры Федоровны).

С потолка спускаласьлюстра кованой бронзы в русском стиле. (поставленная во дворец Ф. Мельцером в 1899 году). Пол был покрыт персидским ковром.

Мебель из дуба, крытая зеленой кожей. В помещении всегда находились большой стол со скатертью кустарной работы и дубовая мебель, крытая зеленой английской кожей.

Стены приемной занимали картины по личному выбору царя. Отметим «Жатву в Малороссии» художника Пимоненко и «Вечер в поле» - Крачковского и картина И. Владимирова: „Русские войска преследуют немецкую артиллерию", написанная в 1915 г… На противоположной стене висел портрет Александры Федоровны, работы Мюллер-Норден. Картина, стоящая на мольберте - акварель Косякова: «Путешествие Николая по Днепру и Десне». Картины, приобретенные или заказанные Николаем II, в настоящее время находятся в коллекции Государственного музея-заповедника «Павловск».

В стойке, у окна, стояла медная стойка со знаменами „собственных его величества воинских частей. В приемной ожидали встречи с царем министры и государственные деятели.

В этой комнате можно увидеть парадные платья и мундиры, принадлежавшие членам императорской семьи, парадные портреты Николая II и Александры Федоровны, изображающие императрицу в интерьере Александровского дворца, а также другие предметы, находившиеся в дворцовых залах, комнатах и кладовых.

Стены рабочего кабинета окрашены темно-красной масляной краской и облицованы панелью из орехового дерева. Ковер русской работы.

Мебель ореховая. Бросается в глаза .

Такая же по величине, стояла в кабинете Александра III, Перед оттоманкой- два столика и детское кресло для сына царя - Алексея. Напротив оттоманки - письменный стол особой формы, в виде буквы Г. На полках, этажерках и, вообще, везде, где только возможно, огромное количество фотографий-в рамках и без рамок, любительских и профессиональных. Много фарфора, главным образом, датского и русского производства. Комната наводнена всякого рода безделушками и мелочью.

В глубине - круглый стол, покрытый индейским платком. Посреди стола находится лампа, привезенная Николаем из Японии, куда он отправился, будучи наследником, по воле отца, с образовательной целью.

Рабочий стол в этом интерьере был сплошь уставлен семейными фотографиями и разнообразными письменными принадлежностями; здесь находилась миниатюрная печать в виде шапки Мономаха, сувенирные коробки с длинными спичками для камина, синие и красные карандаши, которыми император наносил резолюции, а также пепельницы, трубки, домино, перочистки, блокноты.

В комнате много картин . Их около сорока, не считая миниатюр. Среди них - в глубине комнаты: Р. Майнелло- „Мираж в пустыне" и „Караван в пустыне", над оттоманкой - К.Е.Маковский -, Бабушкины сказки**, Э. Детайль- "Наполеон, следящий в подзорную трубу за ходом боя". На противоположной стороне комнаты: О. Коннель -"Александр III", Альма Тадема - „Приготовление к празднику", Э. Пойнтер» - Пенелопа" и - Л. Каравак „портрет Петра I", «Наполеон на поле боя», работы Детайля.

В книжных шкафах - личная библиотека Николая II, насчитывающая около 700 томов. Книги по государственным вопросам касаются, главным образом, Финляндии: доклады финляндских генерал-губернаторов и отдельные сочинения о сейме, русском языке в финляндских школах и т. п. Стремление Финляндии к независимости, видимо, серьезно беспокоило самодержца. Из пособий по общим дисциплинам отметим курс лекций по народному хозяйству и политической экономии, прочитанный гр. Витте брату Николая II-Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг. Много сочинений по военным дициплинам: всякого рода уставы, юбилейные памятки и брошюры для распространения среди солдат. Исследовательские труды по военному делу представлены, главным образом, сочинениями по изучению опыта русско-японской войны. Историческая литература состоит почти полностью из книг, выпущенных к празднованию трехсотлетия дома Романовых. Художественных произведений мало, и подбор их случаен. Очень много писателей-юмористов, книжек «Дешевой юмористической библиотеки Сатирикона» и отдельпых изданий Аркадия Аверченко, Тэффи, Бухова и др.

Здесь незадолго до Февральской революции Николай II объявил председателю Совета министров Голицыну о своем согласии на введение ответственного министерства, но вечером того же дня изменил решение и уехал в Ставку.

Рабочий или Старый кабинет находился на месте сегодняшнего Мемориального зала, предпоследний зал современной экспозиции.

По плану реставрации Александровского дворца (2010 / 2011 гг) в Приемной Николая II предстоит реставрировать обивочные ткани и вензель императора на фризе камина.

Сразу после кабинета расположен бассейн.

Источники:

  • Бардовская Л.В., Бертельс В. Александровский дворец. Страницы истории. Альфа-Колор., СПб, 2008. 34 с.
  • Фомин Н. Детское Село. Александровский дворец-музей. Л., 1935
  • Фомин Н. Детское Село. Дворцы и парки. Л., 1936.

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!