Кто написал трактат о медицине. Древний мир

Документ, который ученые считают древнейшим трактатом по медицине - египетский папирус, хранящий идеи мудрецов, живших почти 4000 лет назад, - долгое время был скрыт в хранилище редких книг Нью-йоркской медицинской академии. Это - выдающееся наследие культуры, которая уже была древней, когда Рим только зарождался, а Афины были маленьким городком. Каменные памятники Египта выжили, но большинство тростниковых манускриптов утеряны. Эксперт Джеймс Брестед, который перевел этот папирус в 1920-х годах, назвал его "древнейшим в мире проявлением действительно научных знаний". Скоро папирус будет выставлен в музее "Метрополитен" на выставке "Медицина древнего Египта". Здесь же можно увидеть томограмму мумии, хирургические иглы и другие медицинские артефакты. "Их знания о теле были потрясающи, хотя они не всегда понимали его", - говорит Джеймс Аллен, куратор экспозиции египетского искусства в "Метрополитен".

Из папируса ясно, что древние медики прекрасно знали, что кровь, перекачиваемая сердцем, течет по телу. Это понятие не было до конца установлено до XVII века. Они также знали, как накладывать швы. В рукописи также содержатся старейшие из известных описаний симптомов мозговых травм.

В манускрипте есть советы по применению меда - естественного антисептика - на открытых ранах, настойки липовой коры, содержащей природные обезболивающие вещества, химически схожие с аспирином. Джеймс Аллен говорит, что в другом древнеегипетском тексте рекомендуется прикладывать к ранам плесневелый хлеб и предполагает, что врачи использовали этот метод до тех пор, пока не появился пенициллин. "Они не знали, что такое бактерии, но уже боролись с инфекцией", - говорит Джеймс Аллен. В Египте были металлические инструменты, но врачи применяли каменные ножи, поскольку "кремневые ножи они могли заточить лучше, а только что заточенный кремниевый нож был стерилен".

Подготовка тел к мумифицированию дала египтянам подробные знания анатомии и перевязки. Они понимали, что повреждение одной стороны головы может вызвать паралич противоположной стороны тела. В папирусе определена разница между трещинами, раздроблением и переломом костей.

С тех пор как в XIX веке американец Эдвин Смит купил и перевел папирус, он поражает тех, кто его читает, своей современностью. В нем есть магические заклинания, но большая часть текста - методичный и эмпирический подход к диагностике и лечению. Наверное, самое удивительное в нем - сдержанность. Подход автора осторожен, а в некоторых случаях рекомендуется подождать, пока тело само себя не вылечит.

Папирус написан в XVII веке до нашей эры, спустя девять веков после того, как были построены великие пирамиды, но за век до того, когда, по преданию, жил Моисей. Хотя существуют и более старые отрывки медицинских трудов, эксперты считают, что ничего подобного больше нет.

В документе использованы слова, которые уже тогда стали архаичными, и автор разъясняет их значения. Это говорит о том, что папирус - копия документа, написанного на несколько сот лет раньше.

Древняя рукопись написана черными и красными чернилами, иератической скорописью, более абстрактной, чем знакомые картинки-иероглифы.

В документе в основном говорится о таких травмах, как колотые раны и переломы, поэтому можно считать, что он был "наставлением по полевой медицине", но в нем описан и случай удаления новообразования - кисты или опухоли. Среди серьезных советов есть и более легкий фрагмент: к оригинальному тексту кто-то добавил рецепт "омолаживающей" мази. "Когда вспоминаешь о некоторых агрессивных методах лечения, рекомендованных более поздними специалистами, о том, что делалось в Средневековье, мурашки бегут по коже. Эти методы иногда бывали вредны, а папирус большее соответствует нашему сегодняшнему мышлению", - говорит Мириам Мандельбаум, куратор коллекции редких книг и манускриптов Нью-йоркской медицинской академии.

ок. 25 г. до н. э. – ок. 50 г. н. э.

Ни император Тиберий, ни его современник римский философ и ученый Авл Корнелий Цельс не предполагали, что живут на стыке смены эпох. И если первый был прославлен благодаря своему титулу еще при жизни, то второй – лишь спустя сотни и сотни лет, когда имя ученого многие поколения медиков станут произносить с особым пиететом.

Вклад в медицинскую науку:

Систематизация знаний античной медицины

Описание ряда хирургических операций и манипуляций

Создание основ медицинской терминологии

Определение признаков воспаления

Описание строения глаза

Классификация душевных расстройств

Вклад в развитие медицины:

Общая медицина

Хирургия

Патологическая физиология

Психиатрия

Офтальмология

Из всех признанных основоположников медицины о Цельсе меньше всего сохранилось достоверной информации. Его биография и в наше время вызывает ожесточенные споры историков. По предположениям некоторых из них, Цельс происходил из рода богатых патрициев: он родился то ли в Риме, то ли в Вероне. Несомненно то, что это был человек недюжинного ума, блестяще образованный, прекрасно владеющий языком, легко ориентирующийся в вопросах истории, литературы и многих религиозных течениях. Интересно, что в конце XV века о Цельсе как о реально существовавшем ученом было известно в основном по книге Contra Celsum («Против Цельса»), написанной ярым оппонентом врача и философа богословом Оригеном Александрийским, который жил на два столетия позже Цельса. Сам ученый в своем трактате «Правдивое слово» показал себя непримиримым и последовательным критиком зарождающегося христианства, сформировавшим свои философские взгляды под влиянием античных мыслителей: Платона, Гераклита, Пифагора. Ему в целом претило суеверие и площадное чародейство: имеются косвенные свидетельства того, что он много путешествовал по Египту, Сирии и Палестине и разоблачал шарлатанов, выдающих себя за магов и целителей.

Известностью и почетом в научных кругах Цельс обязан, однако, не только антихристианскому трактату и критике на него Оригена. На протяжении многих столетий научное бессмертие ученому обеспечивал его объемный труд – книга, озаглавленная автором как Artes («Искусства»). Сохранилась лишь часть этой уникальной энциклопедии, включившей в себя все современные на тот момент знания по военному делу и риторике, сельскому хозяйству и философии, юриспруденции и медицине. В 1443 году восемь из 2 о трактатов «Искусств» из раздела «О врачебном деле» были найдены в монастыре будущим Папой Римским и основателем Ватиканской библиотеки Томмазо Парентучелли. В те времена Европа уже вовсю грезила великими перспективами книгопечатания. В 1478 году найденные труды Цельса были изданы во Флоренции как пособие для изучающих медицину, благодаря чему книги сохранились и до нашего времени.

Древнеримский врач Асклепиад (128 - 56 годы до н. э.) был убежден, что человек, имеющий глубокие познания в медицине не имеет права болеть. Доказательством этого утверждения послужила судьба самого Асклепиада, действительно никогда не болевшего и погибшего глубоким старцем в результате несчастного случая. Рациональное и оптимистичное, его учение оказало большое влияние на развитие римской медицины. Согласно взглядам мудрого эскулапа, болезнь появляется после «застоя частиц в порах и каналах тела и расстройства движения соков и пневмы». Немалое значение якобы имеют правильное потоотделение и столь же систематичное дыхание кожных покровов. «Приятная» терапия Асклепиада направлялась на восстановление расстроенных функций и состояла в проведении простых процедур. Больным рекомендовались такие естественные средства, как разумная диета, чистота тела, водолечение, массаж, теплые ванны, гимнастика.

Увлекая пациентов собственным примером, врач советовал постоянное движение в любой форме: ходить пешком, ездить верхом, путешествовать в кибитке, на корабле. Лекарственные препараты назначались крайне редко. Лечение парализованных проходило совсем безболезненно. Страдавших этим недугом укладывали на ковер и легко раскачивали. Первостепенную задачу своего врачевания Асклепиад видел в «расширении пор и приведении в движение застоявшихся частиц». При всей безыскусности, а порой даже комичности каждый способ был досконально продуман и применялся только индивидуально.

Асклепиад оставил литературное наследие в виде трактата «О лекарственных средствах», где дал описание снадобий, известных со времен Клавдия и Нерона. Первый вариант труда, составленный на греческом языке, впоследствии был переведен на арабский. В таком виде он получил признание в Европе, сохранив актуальность до XVI века.

Сторонник методов Асклепиада, представитель его методической школы, римский врач Соран Эфесский (98 - 138 годы) специализировался в акушерстве, гинекологии и педиатрии, являясь непререкаемым авторитетом в этих областях вплоть до XVIII века. Грек Соран составил обширное собрание трудов по родовспоможению, женским болезнями и недугам, присущим детям раннего возраста. Он обучался в Александрии, испытав влияние известного акушера Адриана. Доступно описаны ученым процесс проведения эмбриотомии, способы предупреждения разрывов при родах, перевязка пуповины новорожденного, техника поворота плода на ножку и головку. Всевозможные приемы осмотра больного, например, простукивание, ощупывание, выслушивание звуков в области расположения плода, исследование пульса, мокроты, мочи заимствованы у разных специалистов, но приспособлены к акушерству.

Опытный терапевт и клиницист в процессе родовспоможения не использовал традиционно грубых и насильственных приемов. Он внимательно относился к пациенткам, уделяя внимание профилактике, уходу за детьми в раннем возрасте, разрабатывал диеты для младенцев, учил юных матерей правилам кормления и ухода за ребенком.

Авл Корнелий Цельс


Энциклопедический труд «Искусства» Авла Корнелия Цельса, творившего на рубеже тысячелетий, является своеобразным отчетом по римской медицине того времени. Имея профессиональное образование, обладая богатством, ученый сумел привлечь к работе группу переводчиков, создав обширный свод знаний. Сочинение Цельса включало в себя 20 книг по философии, риторике, праву, сельскому хозяйству, военному делу и медицине. Внушительная часть труда погибла, но частично сохранился трактат «О медицине» (книги VI–XIII). В многотомном руководстве для начинающего и опытного врача изложены почти все известные сведения по гигиене, диетике, патологии, хирургии, терапии. Искусство оперативного вмешательства представлено отчасти на основании собственной практики, отчасти взято из греческих источников, преимущественно сочинений Гиппократа и Асклепиада. Изящество и чистота латинского языка, простота в изложении позволили автору называться Цицероном среди медиков.

Римский ученый пережил авторитарную эпоху Тиберия, плодотворно работал в условиях нелепого и жестокого правления Нерона. Цельс не был практикующим медиком, заслужив признание по теоретической части. Автор религиозного труда «Правдивое слово» высказывал рациональные мысли, часто ссылаясь на труды великих греков, особенно Гиппократа. Идеи Цельса касались вопросов пластической хирургии, малярии, в разработке лечения которой он немало преуспел. Цельс оставил точное описание симптомов малярии. Его мнение о том, что высокая температура тела вызывается природными усилиями по выведению из организма вредоносных веществ, намного опередило время.

«Искусства» были опубликованы в 1478 году, став одной из первых книг по медицине в средневековой Европе. Анатомические описания Цельса довольно сжаты, вероятно, по причине неполных знаний. Цельс выражал протест против практики живосечений, но оправдывал вскрытие трупов. Указывая на характеристики пульса, он считал его недостаточным показателем состояния здоровья. Циркуляция крови в организме, по Цельсу, зависит от пола, возраста и конституции человека; временное расстройство пищеварения приводит к ослаблению пульса. В описании четырех признаков воспаления - таких, как покраснение, опухоль, боль, жар, - ощутим анализ методик греческой и александрийской школ. Многое заимствовано из древнеиндийских рукописей.

Цельс первым предложил литотомию (камнесечение), представлявшую собой процедуру дробления камней в мочевом пузыре. Им описаны пластические операции по восстановлению носа, губ и ушей. В сфере хирургии интерес специалистов вызвали методы лечения ран, заболеваний костей, некрозов (омертвение ткани), наступавших после переломов. Не менее интересны способы вправления вывихов, ампутации конечностей и трепанации. Наряду с описанием свищей и язв, перечислены приемы остановки кровотечения и рекомендации по перевязке кровеносных сосудов.

Гению Галена (129–201 годы) принадлежит классический труд «О частях человеческого тела», где впервые представлено единое анатомическое описание человеческого организма. Древнеримский медик показал, что анатомия и физиология являются первоосновой прогностики, лечения и профилактики болезней. Он смело ввел в практику врачевания вивисекцию на животных; обобщил суждения предшественников в виде целостного учения, оказавшего огромное влияние на развитие естествознания вплоть до позднего Средневековья. Научный труд Галена признан церковью и был основополагающим учением в течение 15 столетий.

Вправление вывиха на аппарате Галена


Клавдий (настоящее имя Галена), сын архитектора Никона, родился в Пергаме - столице одноименного царства в Малой Азии. Посвятив юность изучению философии, он имел возможность сравнить учения сторонников главных школ того времени: стоической, платоновской, перипатетической и эпикурейской. Ознакомившись с трудами предшественников, сын Никона занял в философии независимое положение. Он был эклектиком, следующим перипатетическим взглядам Аристотеля.

К постижению тайн врачебного искусства Клавдий приступил в 17 лет, избрав учителями самых знаменитых врачей родного города Коринфа и Смирны. Итогом долгого путешествия в Ликию и Палестину, а затем в Александрию стали глубокие знания в анатомии. В 158 году Гален возвратился в Пергам. Получив должность эскулапа при гладиаторах, он проработал в школе 6 лет. После народного восстания пергамский доктор переехал в Рим, где быстро обрел славу удачливого целителя.

Через несколько лет, бросив римскую практику и чтения по физиологии, Гален вернулся на родину, но вскоре получил приглашение от Марка Аврелия, просившего сопровождать его в Германию. Скитания по северным странам не слишком привлекали Галена; он отказался от приглашения императора, оставшись в городе личным медиком его сына - цезаря Коммода.

Наличие свободного времени позволило ученому посвятить досуг написанию медицинских трудов. Одним из его теоретических занятий того времени стала доработка сочинений, погибших во время большого пожара 191 года. Все последующие годы Гален жил и работал в Риме, занимая должности медика при императорах Пертинаксе и Септиме; умер примерно в 200 году, но место кончины и захоронения неизвестно. Одной из его многочисленных заслуг считается создание около 300 сочинений медицинского и отчасти философского характера. Однако из 200 сохранившихся сочинений, подписанных его рукой, лишь немногим более половины считаются подлинниками. В библиотеках Рима, возможно, еще остались многие из ненапечатанных произведений Галена. Важнейшими из них являются сочинения «Об анатомии», «О больных частях тела», «Терапевтические методы», «О составе лекарств», комментарии к статьям «Гиппократова сборника».

Дуализм (от лат. dualis - «двойственный») Галена обнаружился в сомнениях относительно идеализма и материализма. Если материалистическая позиция четко прослеживается в анатомии и физиологии, то в сфере внутренних процессов видно влияние теорий Платона. Глубокие знания анатомии Гален почерпнул в Александрии, где к тому времени были уже запрещены вивисекции на людях. Довольствуясь животными, ученый вскрывал обезьян, свиней, собак, лошадей, львов и слонов. Обработка и анализ результатов исследований позволяли делать выводы относительно строения человеческого организма. В сочинении «О назначении частей человеческого тела» представлено около 300 мышц, причем даже те, которые отсутствуют у людей, но имеются у некоторых видов животных. Гениям тоже не чужды ошибки: в описании мышц руки Гален пропустил одну из самых главных. Впоследствии этот недочет был исправлен анатомом Везалием.

В то же время Гален совершенно правильно обрисовал строение сердца, вен, упомянув артериальный проток. Однако перегородку сердца ошибочно считал проницаемой: кровь якобы беспрепятственно переходит из правого желудочка в левый, минуя периферийные сосуды и круги кровообращения. Эта ложная позиция долго считалась классической, не подлежащей критике, пока ее не опроверг богослов М. Сервет.

Будучи опытным практикующим врачом, Гален внес личный вклад в развитие фармакологии. Лекарства, полученные посредством механической и химической обработки природного сырья, сегодня называются галеновыми препаратами. Обширная практика также отражена во многих трудах, прежде всего в работах хирургического характера. Считая анатомию основой хирургии, Гален говорил: «Мне часто приходилось водить рукой хирургов, мало изощренных в анатомии, и тем спасать их от публичного позора». Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе.

Годы рождения я смерти Авла Корнелия Цельса, римского ученого - энциклопедиста и врача, точно не установлены. Сопоставляя однако упоминания о нем многих римских писателей, приходят к выводу, что Цельс жил в конце I века до н. э. и в первой половине I века н. э. Общепризнанным является мнение, что время жизни Цельса следует отнести к правлению императоров Августа (27 г. до н. э. - 14 г. н. э.) и Тиберия (14-37 гг. н. э.). Называют (также предположительно) и более точные даты: 25-30 гг. до н. э. - 45-50 гг. н. э Возможно, что Цельс дожил до времени правления Нерона (54-68 гг. н. э.). Местом рождения Цельса предположительно считают города Верону или Рим.
Разносторонне образованный человек, Цельс писал о сельском хозяйстве, риторике, философии, праве, военном деле и медицине. Его капитальный труд "De medicina" ("О медицине") в восьми книгах, единственный из его трудов дошедший до нас, составляет VI- XIII книги огромной энциклопедии "Artes" - "Искусства", написанной Цельсом.
Сочинение "О медицине" создано им, вероятно, около 25-30 гг. н. э.
Русский врач Александр Бернард, посвятивший Цельсу свою диссертацию на степень доктора медицины , высказал предположение, что учителями Цельса были его старшие современники , выдающиеся греческие врачи, практиковавшие в Риме, Мегет, Трифон и Евельпист. Вполне допустимо, что Цельс пополнил свои медицинские знания в основанной Августом schola medicorum (Медицинской школе) .
Упоминания римских писателей о Цельсе весьма многочисленны. Луций Юний Модерат Колумелла (конец I века до н. э, - 65 г. н. э.) пишет: "В "аше время Корнелий Цельс в пяти книгах изложил весь свод знаний" . Он же называет Цельса "Весьма прославленным писателем нашего времени" .
Известный оратор и теоретик ораторского искусства Марк Фабий Квинтилиан (около 30-96 гг. н. э.) также неоднократно упоминает о Цельсе в своем сочинении "обучение оратора" и, между прочим, характеризует его писательскую манеру, отмечает, что Цельс писал "не без изящества и блеска".
Упоминает о Цельсе и Плиний Старшии (23/24-79 гг. и. э.). Сочинение "О медицине" написано ясным, и простым языком. Тот же Квинтилиан, оценивая ораторские способности Цельса, отмечал: "... что касается оратора, то, конечно, нет разногласий в отношение Цельса, который "несомненно следовал за Цицероном".
Язык Цельса близок к языку классического периода, к так называемой "золотой латыни".
Цельса называли "Medicorum Cicero" (медицинским Цицероном) и "Latinus Hippocrates" (латинским Гиппократом), а это - высокое (признание разнообразных достоинств его обширного труда.
Цельс написал своего рода (практическое руководство по медицине, которое он смог создать, занимаясь лечением больных в своем "валетудинариуме" для рабов.
Вслед за поэтом и философом - материалистом Лукрецием (99-55 гг. до н. э.) Цельс продолжает разработку научной латинской терминологии. В ряде случаев он вводит новые медицинские термины на латинском языке, заменяя ими традиционные греческие названия, которые зачастую приводятся им параллельно.
О том, что Цельс был горячим поборником латинского языка, на своем личном примере показавшим его плодотворность как языка науки, свидетельствует также эпиграмма, дошедшая до нас под именем Корнелия Цельса . В ней звучит определенная гордость за латинский язык, на котором написано еще не много трудов, но и "per pauca volumina" ("благодаря немногим творениям") римляне прославились не меньше греков (намек на греков можно усмотреть в последнем стихе эпиграммы). Вот она:
"Dictantes Medici quandoque et Apollinis artes
Musas Romano iussimus ora loqui.
Nec minus est nobis per pauca volumina famae,
Quam quos nulla satis bibliotheca capit."
"Наше веление Музам - всегда говорить по-латыни,
Коль Аполлона-Врача станут они излагать.
И при немногих твореньях стяжали мы славы не меньше
Тех, кто дивиться отвык даже несчетным трудам".
(Перевел Ю. Шульц)

Так как в эпоху Цельса латинская медицинская терминология находилась еще в периоде становления, то у него нередко одно и то же слово выражает различные понятия. Так слово vuinus означает и рану и язву, a cancer - и раковые образования и омертвение. Ienis sacer в понимании Цельса трактуется объединение, то как опоясывающий лишай, то как острое воспалительное заболевание типа гангрены (в народной медицине - "Антонов огонь"). При описании некоторых заболеваний кожи, например в VI книге, дается слишком общее описание признаков.
В своем трактате Цельс резюмирует достижения древне-римской медицины по диэтетике. патологии, терапии, хирургии. В этот труд Цельс внес данные я из собственного богатого опыта.
В диссертации А. Бернарда, например, приведены многочисленные и интересные высказывания ученых и врачей XIX в., которые единодушно отмечали большую ценность (и не только историческую) седьмой, хирургической книги Цельса: техника некоторых операций со времен Цельса до их времени не претерпела, или почти не претерпела каких-либо существенных изменений. Разделы трактата, посвященные оперативной хирургии, особенно созвучны современному материалистическому пониманию нашей науки.
Сочинение Цельса "О медицине" было найдено в середине XV века (около 1443 г) Фомой Перетончелли де Сарцана, а первое его издание (editio princeps) вышло в свет во Флоренции в 1478 году. За ним последовало Миланское издание 1481 года и три Венецианских (1493, 1496, 1497 гг.). Таким образом, только до конца ΧV века в Италии вышло пять изданий Цельса.
В XVI столетии труд Цельса издавался около 25 раз (в Лейдене, Венеции, Париже, Антверпене, Базеле и других крупных университетских городах).
XVII век прибавил к ним еще десять изданий, XVIII - около пятнадцати, а всего с 1478 года сочинение Цельса издавалось более семидесяти раз.
Следует отметить, что в ряде старых изданий, начиная с Венецианского (1518 г.), напечатанного в типографии Альда Мануция, за Цельсом помещалась медицинская дидактическая поэма Квинта Серена Самоннка (нач. III в. н. э.) "Liber medicinalis" (смотри приложение). Вместе с Цельсом Серен Самоник находится кроме того в изданиях 1528 и 1566 гг., а также в Падуанском издании 1722 года
Среди изданий прошлого столетия следует отметить несколько изданий Тарга: 1801 г. (Цвейбрюккен), 1806 г. (Страсбург), 1810 г. (Верона) и 1828 г. (Москва), издание Риттера и Альберса 1835 г. (Кельн), издание Ведрена 1876 г. (Париж), и особенно издание Даремберга 1859 г. (Лейпциг), с которого и сделан настоящий перевод Цельса.
Новейшее полное издание Цельса вышло в 1915 году .
В Германской Демократической республике в 1955 г." , для студентов-медиков были изданы в оригинале фрагменты труда Цельса вместе с клятвой Гигапократа и отрывком из агрономического трактата "О сельском хозяйстве" Марка Теренция Варрона (30-е годы 1 в. до н. э.).
Труд Цельса еще с XVI века неоднократно переводился на западно-европейские языки. Первый немецкий перевод был издан в г. Майнце еще в 1531 году. Лучший немецкий перевод - Шеллера, вышедший вторым изданием в 1906 году (Брауншвейг). Первый французский перевод вышел в 1753 году (Париж), первый английский - в 1756 году (Лондон), а итальянский - в 1828 году (Милан).
На русский язык (в 1907 году) была переведена только седьмая книга его труда, посвященная вопросам хирургии . Настоящий перевод является первым полным. переводом сочинения Цельса на русский язык.
Был или не был Цельс врачом? На этот счет существуют два противоположных мнения. Одни ученые Гиршберг, Гезер, Даремберг, Мейер-Штейнег и другие, отдавая известную дань распространенному тогда гиперкритицизму, не считают его врачом. К ним примыкает, хотя и с некоторыми оговорками, С. Ковнер . Эта же точка зрения на Цельса принята и во многих учебных пособиях по истории медицины.
И. Л. Гейберг, не считая Цельса специалистом, и отмечая в частности его заслуги в изложении высоких достижений хирургии Александрийского. периода, следующим образом характеризует весь труд Цельса: "Медицина дала в I в. н. э. отрадно поражающее произведение, - небольшой справочник Корнелия Цельса, самое лучшее, что внесли римляне во всю научную литературу" .
Другие ученые, в том числе и А. Бернард в своей диссертации, напротив придерживаются противоположного мнения, полагая, что Цельс несомненно был врачом. А. Бернард довольно обстоятельно разбирает этот вопрос и. приходит к выводу, что в труде Цельса "всюду виден практический врач". Мы также присоединяемся к его вывозу.
Действительно, Цельс использовал всю многочисленную научную литературу по медицине от Гиппократа и до Асклепиада. Сушествует мнение , что Цельс в своем сочинении использовал даже труды древнеиндийской медицины, и в частности Аюр-Веду Сушруты, одного из первых индийских врачей. Однако А. Бернард доказывает обратное, а именно то, что не Цельс заимствовал из индийской медицины, но у самого Цельса был заимствован целый ряд положений и описаний. Эти заимствования попали затем в книгу Сушруты, которая, как известно, пополнялась столетия спустя после смерти ее первоначального автора. По мнению А. Бернарда это могло произойти начиная с эпохи Августа, когда римляне впервые завязали отношения с Индией. Однако этот интересный вопрос до сих лор остается открытым и нуждается в специальном исследовании.
В издании Цельса, вышедшем в Цвейбрюккене в 1786 году, помещена посвященная Цельсу латинская эпиграмма одного из ученых нового времени, И. Дузы:

"Ты городские дела описал и хозяйство деревни,
И медицина твоя также достойна хвалы.
После, как ритор, коснулся достоинств военного дела;
Именно это, о Цельс, Марса сближает и Муз".
(Перевел Ю. Шульц)

Медицина - лишь одна из сторон многообразной деятельности римского ученого - энциклопедиста, но и сама по себе эта сторона имеет для нас большое познавательное значение. Сочинение Авла Корнелия Цельса "О медицине$1 - обширный и интересный труд, в котором изложены основные принципы и теории медицинской науки до-галеновского Рима.

Методическая школа

Асклепиад считается основоположником методической врачебной школы, пропагандировавшей «простой путь» в лечении. Его ученики и последователи также оставили значимый след в истории. Темисон, возглавив школу методиков, продолжил дело учителя и подробно описал проказу, бешенство, ревматизм. Антонию Музе римским сенатом в благодарность за исцеление от смертельной болезни императора Октавиана Августа с помощью ванн и припарок был установлен памятник. Врач и философ Авл Корнелий Цельс составил энциклопедию, в которой во многом опирался на воззрения Асклепиада. Соран Эфесский на практике первым применил дифференциальный диагноз, внес особый вклад в дерматологию и гинекологию. Представители методической школы близко подошли к пониманию жизненного тонуса, как показателя состояния организма. Они считали, что первопричиной болезней является изменение в пропорции жидких и твердых корпускул, из которых состоит организм человека.
Если преобладают твердые корпускулы – возникает патологическое напряжение, приводящее к определенному виду заболеваний, если же равновесие смещается в сторону жидких корпускул – наступает расслабление – причина болезней иного рода.

Не утруждая себя долгим теоретизированием, он отдает предпочтение практике и врачебной интуиции
Выдающиеся достижения врачей закономерно изменили положение медиков в римском обществе. В 46 году до н. э. Юлий Цезарь издал эдикт, согласно которому и приезжие врачи, и те жители Вечного города, которые обучались медицине, независимо от сословия получали почетное право римского гражданства – высший социальный и юридический статус.
Простой и щадящий подход Асклепиада к лечению, вероятно, в наше время может показаться наивным, да и его современники, склонные к радикальным методам, порой открыто называли знаменитого врача шарлатаном. Однако факт: имеются достоверные свидетельства, что Асклепиад сам следовал выработанной им системе и дожил до глубокой старости, сохраняя бодрость тела и ясность ума. И не какой-либо фатальный недуг, а лишь трагическая случайность оборвала жизнь великого врачевателя.

Педаний Диоскорид

около 40 г. н. э. – около 90 г. н. э.

Горные тропы, степи и топи, пески и леса – Римская империя ширилась. Когда у ног императора весь мир, имеет ли значение, что за травинки под сандалиями легионера? Солдат не должен знать усталости и хвори, ибо в руке его – меч, от которого трепещут целые народы. Ну разве не чудаком является тот, кто в долгих походах славного легиона вместо амуниции или бочонка ретийского вина тащит с собой странные книги с сушеными листочками, а на привалах рисует не чернооких чужеземных дев, а чахлые придорожные цветки? Звали такого чудака Диоскорид ом, и все – от наемников-варваров до центурионов – возносили славу богам за его золотые руки.

Вклад в медицинскую науку:
Первая классификация лекарственных растений и средств, основатель фармакогнозии
Один из основателей медицинской ботаники и этноботаники
Описание технологий получения лекарственных препаратов
Автор термина «анестезия»

Вклад в развитие медицины:
Общая медицина
Фармакология, фармакогнозия, фармацевтика
Диетология
Анестезиология

Путь солдата

В октябре 54 года н. э. место безвременно скончавшегося римского императора Клавдия занял его пасынок – плебей по крови и племянник безумного Калигулы Луций Домиций, вошедший в историю под именем Нерон. Покойный Клавдий, отравившийся, по официальной версии, грибами, слыл покровителем наук. Его имя упоминается в числе авторов нескольких, увы, ныне утерянных ученых трудов. Клавдий сумел тем не менее сосредоточить в своих руках власть над империей и в короткие сроки значительно расширить ее границы за счет удачных военных операций. Его 16-летний преемник, чье имя навсегда стало синонимом кровожадного и бессовестного тирана, наоборот, практически не вел завоевательных войн и ограничился пятилетней кампанией против Парфянского царства и укреплением установленных предшественниками границ. В отличие от греков римляне к тому времени активно привлекали врачей к государственной службе, и в римской армии был развит институт военных врачей, которые сопровождали войска во всех походах. Одним из первых таких врачей в хрониках упоминается Педаний Диоскорид – грек, уроженец города Аназарба в Киликии (ныне это юг Турции). Судя по всему, образование Диоскорид получил в Тарсе, столице Киликии, на родине апостола Павла, – в городе, построенном еще ассирийцами. В Тарсе находилась знаменитая медицинская школа, выпускником которой, как считается, был и евангелист Лука. Возможно, Диоскорид затем совершенствовал свои знания в Александрии, где в знаменитой библиотеке имел доступ к хранящимся там иллюстрированным гербариям, собранным древними натуралистами.

С древних времен лечебные снадобья во всем мире составляли из местной растительности, причем изучение флоры шло опытным путем и бывало так, что полезные свойства растений выявлялись совершенно случайно
В 69 году н. э., после смерти Нерона и дележа верховной власти между претендентами на нее, при поддержке нескольких легионов римским императором был провозглашен Флавий Веспасиан. Получив в наследство разоренную казну и раздираемое междоусобицей государство, полководец ввел режим жесткой экономии, пополняя бюджет любыми способами. Чего стоит его знаменитая фраза «Деньги не пахнут»! Когда же противник оказался поверженным и наступила долгожданная победа в Иудейской войне, Веспасиан поменял свою агрессивную внешнюю политику и реформировал армию. Теперь легионы призваны были обеспечивать порядок и охранять власть Рима на огромной территории. Диоскорид же все это время служил военным врачом: как говорил сам медик, он прожил жизнь солдата. Маршрут подразделения, которое сопровождал Диоскорид, восстановить по историческим документам, к сожалению, теперь не представляется возможным, однако научные труды знаменитого врача косвенно свидетельствуют о том, что путь врача пролегал по Малой Азии, Греции, Италии, Провансу и другим частям раскинувшейся на полмира Римской империи.

От траволечения к фармакогнозии

С древних времен лечебные снадобья во всем мире составляли из местной растительности, причем изучение флоры шло опытным путем и бывало так, что полезные свойства растений выявлялись совершенно случайно. По мере развития древних цивилизаций: Шумера, Египта, Индии, Китая – травники обменивались знаниями с чужеземцами и открывали для себя новые лекарственные средства. Греческие врачеватели, переняв накопленный веками опыт, включили его в основы зародившейся в Элладе научной медицины. В «Гиппократовом корпусе» насчитывается около 230 лекарственных растений. Вскоре после Гиппократа, на рубеже IV–III веков до н. э., греческий философ и натуралист, ученик Аристотеля Теофраст в своих книгах описал уже около 500 видов растений и определил основы их физиологии, из-за чего и был впоследствии назван отцом ботаники. Он первым высказал мысль, что растения получили полезные свойства не для помощи человеку, а по законам целесообразности, установленным самой природой.
Быт военного врача, как и солдата, не был легким. Римских легионеров, наводящих трепет на врагов, нередко одолевали недуги. Что уж говорить о боевых действиях, когда десяткам, а то и сотням раненых требовалась срочная медицинская помощь. Во времена Диоскорида была кощунственна сама мысль о том, что Рим способен доверить абы кому заботу о здоровье солдата – источнике могущества империи. К медикам, от санитара до штабного хирурга, предъявлялись высочайшие требования. Но Диоскорид вошел в историю не за достижение профессиональных высот, коих он тоже достиг, а благодаря своему не вполне характерному для военного медика увлечению. Куда бы ни направляла воля императора легион, врач посвящал все свое свободное время изучению и коллекционированию лекарственных растений, произрастающих в местах пребывания войска. Диоскорида всегда интересовало, какие средства – растительные, животные, минеральные – применяют местные жители для лечения болезней и травм. Талантливый врачеватель был, несомненно, хорошо знаком с трудами Теофраста и других ученых прошлого, изучивших и описавших лечебные травы и препараты. Но, как истинный исследователь, Диоскорид, склонный подвергать сомнению опыт предшественников, лично проверял действие практически каждого интересующего его медикамента на себе или на больных и раненых солдатах.

Диоскорид группирует растения по их лечебному воздействию – принципу, лежащему в основе созданной только через полторы тысячи лет фармакопеи
Так, в период с 60-го по 70-й год н. э. Диоскорид написал прославившую его научную работу De materia medica («О лекарственных веществах»). Накопленные в походах колоссальный опыт и наблюдения ученого отражены в пяти томах, содержащих описание около 600 лекарственных растений, шоо медицинских препаратов и 4700 способах их использования. Труд был посвящен учителю Диоскорида – врачу Арею из Тарса. Каждая глава отведена описанию отдельного препарата, в ней изложены его вид, свойства, способ приготовления и показания к применению. Большую часть книги занимает информация о лекарственных растениях, в том числе указываются места их произрастания. De materia medica – это первый труд по фармакогнозии (от греч. pharmakon – «лекарство» и gnosis – «изучение»), науке, изучающей лекарственные растения и сырье растительного и животного происхождения, используемые в медицине.
Диоскориду принадлежит и первое разделение растений на четыре группы по использованию их человеком: благовонные, пищевые, медицинские и винодельные

Материя медика

В De materia medica Диоскорид приводит названия растений и их синонимы, которыми человечество пользуется до сих пор. Исследователи обнаружили среди этих наименований слова не только с греческими и латинскими, но и с дакийскими, славянскими и армянскими корнями. Это означает, что Диоскорид хорошо ориентировался в лечебной практике, принятой у народов, населявших империю и сопредельные с ней государства. Ареалы произрастания описанных ученым растений простираются на множество районов Европы и Азии. Так, Диоскорид опосредованно стал прародителем возникшей на рубеже XX века новой науки – этноботаники, изучающей роль флоры в жизни и культуре отдельных народов.
Диоскориду принадлежит и первое разделение растений на четыре группы по использованию их человеком: благовонные, пищевые, медицинские и винодельные. Медицинские растения в свою очередь подразделяются на подгруппы: разогревающие, вяжущие, смягчающие, сушащие, охлаждающие, сгущающие, расслабляющие, питательные. Диоскорид группирует растения по их лечебному воздействию – принципу, лежащему в основе созданной только через полторы тысячи лет фармакопеи.
В труде Диоскорида отведено место и растениям, составляющим обычный пищевой рацион: овощам и фруктам. В книге описаны примеры их действия на организм при ряде заболеваний. De materia medica содержит подробные сведения о процессах возгонки, перегонки и других методиках приготовления лекарственных препаратов. Кроме того, Диоскорид является автором термина «анестезия» – он использует его при описании наркотикоподобного действия настойки из корня мандрагоры.
Известно, что автор снабдил книгу собственными рисунками с натуры, которые, будучи неоднократно скопированными, через несколько веков стали, к сожалению, достаточно далеки от реальности. Оригинал De materia medica доселе не сохранился. Самой ранней из найденных его копий является небольшой фрагмент текста V–VI веков, хранящийся в Неаполитанской библиотеке. Наиболее известен так называемый «Венский Диоскорид» VI века – манускрипт, созданный в Константинополе для дочери цезаря Флавия Онициуса и украшенный более чем 400 великолепными миниатюрами, по причине чего он внесен в реестр наследия ЮНЕСКО. В отличие от произведений других античных авторов De materia medica не постигло временное забвение: на протяжении последующих веков книга копировалась, дополнялась, переводилась на другие языки. Средневековая Европа впервые ознакомилась с трудом Диоскорида в арабском переводе. Вплоть до XVI века книга De materia medica была единственным источником знаний по ботанике и фармакологии для ученых Запада и Востока.

Диоскорид является автором термина «анестезия» – он использует его при описании наркотикоподобного действия настойки из корня мандрагоры
В современном мире фармацевты синтезируют сложнейшие вещества, создают препараты, работающие на генетическом и молекулярном уровне, но нельзя забывать, что все начиналось с рукописи, созданной тысячелетия назад в походах одного римского легиона, славного ныне лишь тем, что в нем служил замечательный хирург Педаний Диоскорид.

Авл Корнелий Цельс

ок. 25 г. до н. э. – ок. 50 г. н. э.

Ни император Тиберий, ни его современник римский философ и ученый Авл Корнелий Цельс не предполагали, что живут на стыке смены эпох. И если первый был прославлен благодаря своему титулу еще при жизни, то второй – лишь спустя сотни и сотни лет, когда имя ученого многие поколения медиков станут произносить с особым пиететом.

Вклад в медицинскую науку:
Систематизация знаний античной медицины
Описание ряда хирургических операций и манипуляций
Создание основ медицинской терминологии
Определение признаков воспаления
Описание строения глаза
Классификация душевных расстройств

Вклад в развитие медицины:
Общая медицина
Хирургия
Патологическая физиология
Психиатрия
Офтальмология

Портрет неизвестного

Из всех признанных основоположников медицины о Цельсе меньше всего сохранилось достоверной информации. Его биография и в наше время вызывает ожесточенные споры историков. По предположениям некоторых из них, Цельс происходил из рода богатых патрициев: он родился то ли в Риме, то ли в Вероне. Несомненно то, что это был человек недюжинного ума, блестяще образованный, прекрасно владеющий языком, легко ориентирующийся в вопросах истории, литературы и многих религиозных течениях. Интересно, что в конце XV века о Цельсе как о реально существовавшем ученом было известно в основном по книге Contra Celsum («Против Цельса»), написанной ярым оппонентом врача и философа богословом Оригеном Александрийским, который жил на два столетия позже Цельса. Сам ученый в своем трактате «Правдивое слово» показал себя непримиримым и последовательным критиком зарождающегося христианства, сформировавшим свои философские взгляды под влиянием античных мыслителей: Платона, Гераклита, Пифагора. Ему в целом претило суеверие и площадное чародейство: имеются косвенные свидетельства того, что он много путешествовал по Египту, Сирии и Палестине и разоблачал шарлатанов, выдающих себя за магов и целителей.
Известностью и почетом в научных кругах Цельс обязан, однако, не только антихристианскому трактату и критике на него Оригена. На протяжении многих столетий научное бессмертие ученому обеспечивал его объемный труд – книга, озаглавленная автором как Artes («Искусства»). Сохранилась лишь часть этой уникальной энциклопедии, включившей в себя все современные на тот момент знания по военному делу и риторике, сельскому хозяйству и философии, юриспруденции и медицине. В 1443 году восемь из 2 о трактатов «Искусств» из раздела «О врачебном деле» были найдены в монастыре будущим Папой Римским и основателем Ватиканской библиотеки Томмазо Парентучелли. В те времена Европа уже вовсю грезила великими перспективами книгопечатания. В 1478 году найденные труды Цельса были изданы во Флоренции как пособие для изучающих медицину, благодаря чему книги сохранились и до нашего времени.

129 г. или 131 г. – ок. 200 г. или ок. 210 г.

Собрание трудов Галена, благодаря охвату им практически всех существующих на тот момент разделов медицины, являлось на протяжении 15 столетий базовой системой знаний для врачевателей. В Риме еще при жизни ученого чеканились монеты с его профилем, а средневековые авторы именовали Галена не иначе как божественный. Не придерживаясь догм какой-либо одной из существующих врачебных школ, Гален шел своей дорогой, на опыте проверяя теории предшественников, – и стал первым, кому удалось свести в единую науку разрозненные в области врачевания знания античного мира.

Вклад в медицинскую науку:
Создание системы медицинских знаний
Описание анатомии и физиологии опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем
Создание первой в истории теории кровообращения

Вклад в развитие медицины:
Общая медицина
Анатомия
Физиология
Фармакология и фармацевтика
Хирургия
Неврология
Гигиена

Архиатр императора

За два с половиной века до нашей эры царская династия Атталидов основала в городе Пергам, расположенном на побережье Малой Азии (ныне это территория Турции), одно из богатейших в античном мире хранилище книг, по числу рукописей уступавшее только Александрийской библиотеке. По легенде, цари Египта настолько испугались соперничества Пергама и Александрии, что под страхом сурового наказания запретили вывоз за пределы Египта производимого в долине Нила папируса – аналога бумаги в древности. Но мудрецы Пергама нашли свой вариант решения проблемы: они усовершенствовали старый персидский метод обработки сыромятной кожи скота и создали пергамент – более долговечный и прочный по сравнению с папирусом материал для письма, названный по имени города происхождения и служивший человечеству вплоть до развития книгопечатания.

Страсть к изучению строения человеческого тела окончательно овладевает Галеном. Он скрупулезно изучает труды врачей прошлого, чьи имена подчас известны теперь только благодаря цитатам в работах Галена
Три столетия спустя, в 130 году н. э., в Пергаме на свет появился великий ученый, известный под именем Гален. В эпоху Возрождения его называли Клавдием Галеном, однако тогда, судя по всему, имела место неверная расшифровка аббревиатуры Cl., означавшей «клариссимус» («славнейший») – один из титулов в римском сенаторском сословии или равном ему ранге. Отцом Галена был выдающийся пергамский зодчий и математик Никон, немалое состояние которого и позволило его сыну получить великолепное образование. Юный Гален обучался у виднейших пергамских ученых, в совершенстве владел помимо греческого латинским, эфиопским и персидским языками и готовился посвятить свою жизнь философии. Однако судьбу его предрешил вещий сон, который вдохновил юношу на изучение врачебного искусства. В возрасте 21 года он, получив богатое наследство после смерти отца, решает отправиться в длительное путешествие с целью познать все тайны медицинской науки. В Смирне Гален изучает анатомию, в Коринфе – аптекарское дело. Далее его путь лежит в Александрию, где его учителем становится прославленный врач и анатом Гераклион. В египетской Александрии, сохранившей древние традиции обработки тел после смерти, не существовало строгого запрета на вскрытие трупов, потому еще с III века до н. э. там накопился огромный пласт анатомических исследований. Гален проверяет на практике книжные истины, сам проводит анатомические исследования, попутно оттачивая хирургическое мастерство. По истечении шести лет умудренный опытом врач возвращается в родной Пергам и становится хирургом в школе гладиаторов. Там Гален имеет дело с тяжелыми травмами, ранениями, кровотечениями, что неизменно сопутствуют жестокому ремеслу. Им он противопоставляет свою легкую руку и исключительные познания в анатомии, незнание которой хирургами им отныне расценивается как позор.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!