Г основание морского кадетского корпуса. «Московский объединенный морской корпус Героев Севастополя

15 декабря 1752 года по указу императрицы Елизаветы Петровны на базе Академии морской гвардии был основано новое учебное заведение для подготовки офицерских кадров для российского флота, которое получило название “Морской шляхетный кадетский корпус”. В состав корпуса вошли гардемаринская рота и учащиеся Академии морской гвардии. Вскоре сюда перевели дворянских детей из московской Навигацкой школы. Располагался Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге на Васильевском острове, имел штатную численность 360 человек и комплектовался молодыми людьми дворянского происхождения.

Воспитанники старшего класса назывались гардемаринами. По окончании корпуса они производились в мичманы и констапели.

Первым директором корпуса стал известный гидрограф капитан I ранга А.И. Нагаев. Вместе с ним в корпусе преподавали Х. Лаптев, Г. Спиридов, И. Голенищев-Кутузов, Е. Ирецкий. В разные времена во главе корпуса находились известные мореплаватели и военно-морские деятели: П.К. Карцов, И.Ф. Крузенштерн, Н.П. Римский-Корсаков, Н.Г. Казин, С.С. Нахимов, В.А. Римский-Корсаков, Д.С. Арсеньев, А.И. Русин и др. Их стараниями Морской корпус превратился в ведущее учебное заведение России, давшее флоту и государству много талантливых моряков, ученых, государственных деятелей и творческих личностей.

Первоначально программа обучения включала 28 дисциплин, в том числе: математика с различными ее разделами, механика, навигация, география, артиллерия, фортификация, генеалогия, история, политика, риторика, по выбору один из европейских языков, морские эволюции, морская практика, такелажное дело, корабельная архитектура, черчение, фехтование, танцы.

В 1762 году Морской корпус попытались объединить с Сухопутным кадетским корпусом, но благодаря только взошедшей на российский престол императрицы Екатерины II, Морской кадетский корпус сохранил свою самостоятельность и получил сильную поддержку со стороны Адмиралтейств-коллегии и Морской комиссии.

В 1771 году здание Морского корпуса сильно пострадало от пожара. Учащихся перевели из Санкт-Петербурга в Кронштадт. В 1798 году корпус переехал в комплекс зданий, построенный по решению Павла I на Васильевском острове Санкт-Петербурга.

По инициативе контр-адмирала И.Ф. Крузенштерна 28 января 1827 года указом Николая I при корпусе был организован Офицерский класс “для усовершенствования некоторого числа отличнейших офицеров из кадет в высших частях наук, к морской службе потребных”. Последний выпуск мичманов в Морском корпусе состоялся 27 мая 1917 года, а в марте 1918 года корпус расформировали.

Хронологическая таблица истории Морского корпуса

· 1701 г. - Школа математических и навигацких наук

· 1715 г. - Академия Морской Гвардии

· 1752 г. - Морской Шляхетный Корпус

· 1802 г. - Морской Кадетский Корпус

· 1867 г. - Морское Училище

· 1891 г. - Морской Кадетский Корпус

· 1906 г. - Морской Корпус

· 1914 г. - Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича Корпус

· 1916 г. - Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище

История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1969 г. Для комплектования флота национальными командными кадрами 14 января 1701 года последовал Высочайший Указ Петра Великого об учреждении в Москве школы «математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении Оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. Она насчитывала 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а так же для гражданской государственной службы. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22456 руб. в год.

1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, размещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа Академией Морской Гвардии. Петр Великий лично следил за ходом обучения своей «морской гвардии» и собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей». Первым директором был француз, барон Сент-Илер. С учреждением академии на содержание Московской навигационной школы было оставлено лишь 5600 рублей, а остальная сумма обращена на содержание академии. Школа просуществовала до 1752 года.

В 1752 г. Императрица Елизавета Петровна переименовала Академию в Морской Шляхетский корпус с тремя классами: старшим - гардемаринским (гардемарин - франц. - морская гвардия), и двумя кадетскими по образцу сухопутного корпуса, и более чем вдвое был увеличен отпуск денег на его содержание. Число воспитанников определено в 360 человек, в том числе и 120 гардемарин. После утверждения штата Морского корпуса, потребовалось дом Миниха расширить, к концу 1755 года главное здание с каменными флигелями было перестроено и построено вновь 7 деревянных флигелей, поварня и хлебная. Московскую Морскую Академию или Навигацкую Школу Адмиралтейств-коллегия решила в 1752 году закрыть, дворянских детей перевести в Морской Корпус, а детей разночинцев определить на обучение в портовые мастерские для комплектования штурманской роты.

В 1771 году все постройки корпуса сгорели, и он был переведен в Кронштадт, где оставался до 1796 года. Павел I, сохранивший и по вступлении на престол звание генерал-адмирала, в ноябре 1796 года выразил желание, чтобы колыбель флота Российского, Морской кадетский корпус, «была близко к генерал-адмиралу», и приказал перевести корпус в Санкт-Петербург.

В 1826 году число воспитанников корпуса было увеличено до 505, содержание до 341565 руб. Вообще царствование Императора Павла Петровича было для Морского Корпуса одним из самых счастливых годов его существования. В 1802 г. Император Александр I Морской Шляхетский корпус переформировал и назвал Морским Корпусом. В 1827 году при корпусе был учрежден офицерский класс.

В 1848 г. Император Николай I даровал корпусу Первого шефа Великого Князя генерала-адмирала Константина Николаевича и в числе кадет был поставлен в строй Великий Князь Александр Александрович.

В 1861 г. в Морском корпусе были установлены новые правила приема, которые впервые предусматривали конкурсные экзамены и так называемые пробные плавания - для предварительного знакомства с морским делом. В корпус принимались юноши в возрасте от 14 до 17 лет, при этом кроме дворянских детей правом поступления пользовались дети «потомственных почетных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников.

2 июня 1867 г. При Императоре Александре II и общей реформе военно-учебных заведений Морской корпус переименован в Морское училище и получил новый Устав Согласно Уставу Морского училища отнесенного к разряду высших учебных заведений, в него принимались юноши в возрасте 16 лет.

В 1891 г. Император Александр III переименовал снова в Морской Кадетский Корпус. Комплект воспитанников - 320. Всего 6 классов с годичным курсом в каждом. Три младших назывались общими, а три старших - специальными. Прием в корпус проводился по состязательному экзамену, причем преимущество имеют дети военных чинов Морского ведомства. Окончившие удовлетворительно полный курс производятся осенью по окончании кампании в мичманы, а неспособные к военно-морской службе награждаются гражданскими чинами X или XII класса.

С 1867 по 1900 год корпус подготовил 2392 офицера.

В 1906 г. Император Николай II дал Корпусу наименование Морского Корпуса. Вслед затем решено было младшие кадетские классы перевезти из Петербурга в Севастополь, где и приказано было выстроить на берегу Черного моря надлежащее здание.

Война с Японией вскрыла немало изъянов в подготовке командного состава флота. Главными из них были недостаточное знание морской техники и слабость тактической подготовки. Все это потребовало пересмотра и методов преподавания. В новом учебном плане и программах 1908 года главное внимание было обращено на изучение специальных (морских) предметов и на артиллерийскую подготовку. Численный состав корпуса определялся утвержденным штатом в 740 человек. Ежегодные выпуски до 1910 года составляли 80-90 человек. В 1911-1913 годах выпускали в среднем по 119 человек.

19 июля 1914 года Германия объявила России войну. Корпус, как и всю Россию, охватило чувство неописуемого патриотизма. 6 ноября 1914 года Государь лично принимал в Корпусе парад и назначил Шефом Наследника Цесаревича, после чего Корпус стал называться «Морским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпусом».

Вскоре было принято решение об открытии Морского Кадетского Корпуса в Севастополе. Высочайшее положение об открытии Корпуса было утверждено 26 октября 1915 года. Корпус был открыт в 1916 г. В его состав вошли общие классы, выделенные из Петроградского Морского Училища. Предполагалось, что Корпус будет состоять из четырех классов, каждый с годовым сроком обучения. Но, к сожалению, он не успел произвести ни одного выпуска, так как был упразднен 22 июля 1917 года постановлением Адмиралтейств Совета. Корпус был открыт вновь в октябре 1919 года, а в ноябре следующего был эвакуирован вместе с Черноморским Флотом и продолжил свою деятельность уже в эмиграции.

В 1916 г. Морской Корпус был снова переименован в Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище.

В 1917 г. после коммунистического переворота 25 октября, Морское Училище прекратило свое существование.

25 апреля 1995 г. Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга А. Собчака во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. №155_рп и совместного решения Министра обороны РФ и мэра Санкт-Петербурга от 31.03.95 г. было учреждено государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования - «Первый кадетский морской корпус». 1 октября 1995 г. 75 воспитанников 5 - 7 классов впервые были собраны в г. Санкт-Петербурге. После трехнедельных учебных сборов в пос. Комарова первая учебная рота прибыла в Кронштадт. С 25 октября 1995 г. начались занятия в отремонтированных помещениях здания по ул. Зосимова, д. 15.

22 ноября 1995 г. Кадетскому корпусу торжественно Первым Заместителем ГК ВМФ адмиралом И. Касатоновым было вручено Знамя Корпуса. Этот день стал Днем рождения Морского кадетского корпуса.19 февраля 1996 г. Президент РФ издал Распоряжение «О создании Кронштадтского Морского Кадетского корпуса». Этот документ определил что КМКК создается в системе МО России и является образовательным учреждением среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола. Началось плановое комплектование КМКК до численности, указанной в Приказе МО РФ №310 от 27 августа 1996 г. - 700 обучающихся.

Сегодня в КМКК обучается около 700 воспитанников из всех регионов России. Большинство из них с честью несут высокое звание кадета Морского корпуса: хорошо учатся, добросовестно выполняют свои обязанности

Таким образом, Россия является морской державой. И потому не случайно первым ее учебным заведением, основанным Петром Великим, стала школа математических и навигацких наук… Много названий она сменила: морская академия, морской шляхетный кадетский корпус, морской кадетский корпус, морской корпус, морское училище, Все это время судьба Морского Кадетского корпуса тесно связана с судьбой нашей страны и Российского Императорского военно-морского флота. Из стен Корпуса вышло немало людей, ставших славой России на военном, научном, политическом поприще. Много событий произошло в стенах Морского Кадетского корпуса, были взлеты и падения, менялся статус кадет и преподавательский состав корпуса. В 1917 г. Морской Кадетский корпус прекратил своё существование.

В современных условиях, когда в стране идет обновление всех сфер жизнедеятельности человека, актуальность преобразований в системе обучения и воспитания военных кадров не вызывает никаких сомнений. Сейчас в нашем обществе со всей остротой возникает необходимость обращения к опыту, накопленному в нашей стране в этом архиважном вопросе в далеком и не так уж далеком, по историческим меркам, прошлом. Воссоздание в современной России Морского Кадетского корпуса со всей очевидностью подтверждает тот неоспоримый факт, что на протяжении довольно продолжительного отрезка в истории нашей страны и системе обучения и воспитания, будущих офицеров, сынов, преданных душой и телом родному Отечеству, существовал довольно серьезный изъян, устранить который стало возможным лишь на этапе демократизации нашего общества. Обновления, вызванные проводимыми в стране реформами, в том числе в военной области, потребовали коренного пересмотра всей системы обучения и воспитания военных кадров, переориентации их на жизнь в принципиально новых условиях. В полной мере это относится и к несению службы в качественно обновленных Вооруженных Силах. Отставание в этой области чревато тем, что в новом флоте будут служить те, кто не понял произошедших за последнее десятилетие перемен в российском обществе, а значит, вновь теория и практика будут не соответствовать друг другу. Чем все это чревато, хорошо известно. 21 век, в отличие от ушедшего века, изобилующего кровопролитными войнами, не даст нам возможности допускать просчеты, т. к. новое тысячелетие будет преимущественно техногенным и гуманным. Чтобы обеспечить надежную военную безопасность России в новых условиях, стране нужны хорошо обученные и воспитанные военные кадры. Они должны отвечать современным требованиям военного дела, быть подготовленными для действия в любых условиях и обстоятельствах, как того требует новая Военная доктрина.

Данное издание является одним из первых исследований по истории военно-морского флота России, выходящее далеко за рамки описания только этого военно-учебного заведения и принадлежит перу выдающегося отечественного историографа Ф.Ф. Веселаго. Он сам закончил Морской корпус в 1834 году и, как один из лучших выпускников-мичманов, был зачислен для продолжения образования в Офицерский класс, в котором и был оставлен для дальнейшего прохождения службы.

После того, как в 1852 году «Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет» вышел в свет, Ф.Ф. Веселаго заслуженно удостоился за это произведение Демидовской премии Императорской Академии Наук и «высочайшего назначения» заняться обрабатыванием собранных им материалов по истории русского флота. Позднее, в 1860-е гг. Веселаго, заняв должность воспитателя будущего генерал-адмирала флота великого князя Алексея Александровича, фактически руководил составлением истории Российского флота при Морском министерстве, продолжив титаническую научно-исследовательскую работу, начатую С.И. Елагиным, безвременно ушедшим из жизни. В 1869 году он был избран членом Морского ученого комитета, а с 1873 года назначен председателем Комиссии по разбору, описанию и изданию дел архива Морского министерства за период до 1805 года; приступив к углубленным исследованиям отечественной военно-морской истории. Им впервые были опубликованы уникальные материалы, подтверждающие передовой и самостоятельный путь развития российского военно-морского искусства. В своих работах он подробно описывал морские бои и сражения, введя в научный оборот множество ранее неизвестных исторических фактов и значительно расширив источниковую базу исследований по этой тематике.

Юбилейное издание, подробно описывающее основные вехи создания и развития Морского кадетского корпуса за столетие, предшественниками которого являлась знаменитая петровская «Навигацкая школа», расположенная в Сухаревой башне в Москве, а затем Морская академия или Академия морской гвардии. Фактически же Морской Шляхетный кадетский корпус как элитное военно-морское учебное заведение, расположенное в новом здании (бывшем дворце Миниха) на Васильевском Острове в Санкт-Петербурге, был учрежден в царствование императрицы Елизаветы Петровны 15 декабря 1752 года. Вновь образованное военно-учебное заведение объединило под одной крышей упраздненные Московскую навигацкую школу, Морскую академию (морской гвардии), гардемаринскую роту и морскую артиллерийскую школу.

В очерке, в основном с использованием материалов из журналов Адмиралтейств-коллегии, подробно повествуется об организации и деятельности Навигацкой школы, личном участии Петра Великого в обучении ее воспитанников, подробно описаны расписания занятий и учебный план для первых русских военных моряков, роль первого российского императора и последующих монархов в создании морского офицерского корпуса России. Особенно тепло рассказано о последнем по тому времени периоду истории Морского кадетского корпуса, деятельности его директоров, прежде всего, адмирала И.Л. Голенищева-Кутузова, отдавшего 40 лет своей службы руководству корпусом. Накануне Отечественной войны, в 1811 году сначала инспектором, а с 1827 года и вплоть до своей кончины – директором Морского кадетского корпуса был выдающийся мореплаватель и начальник первой кругосветной экспедиции адмирал И.Ф. Крузенштерн.

Значительное место в книге отведено приложению – полному списку воспитанников Морского кадетского корпуса, выпущенных мичманами за все 100 лет его существования.

История

Первое упоминание Корпуса

Школа находилась в ведении оружейной палаты; учеников набирала «добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением». Первым учителем был англичанин Генри Фарварсон, в 1698 году вступивший в русскую службу. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22 456 рублей в год.

XVIII век

Днём рождения кадетского корпуса принято считать 17 февраля 1732 года (В этот день прошло первое занятие). В первом наборе кадетов было всего 56 человек .

Первым директором был француз, барон П.-А. де Сент-Илер. С учреждением академии на содержание московской навигацкой школы было оставлено лишь 5 600 р., а остальная сумма обращена на содержание академии.

Академия и школа просуществовали до 15 декабря 1752 года , когда указом по образцу сухопутного был основан «Морской шляхетный кадетский корпус» на 360 учащихся.

Воспитанники старшего класса назывались гардемаринами , а двух младших - кадетами . На содержание корпуса назначено было ежегодно 46 561 рубль. Для помещения отведён дом, бывший Миниха , на Васильевском острове , на углу набережной Большой Невы и 12 линии.

XIX век

XX век

В 1918 году Кадетский корпус был закрыт. В том же году в здании бывшего Морского корпуса были открыты курсы командного состава, реорганизованные в 1919 году в Училище командного состава. Длительное время училище было единственным в СССР, став родоначальником всех других военно-морских учебных заведений. С по 1998 годы училище носило имя Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе .

1 ноября 1998 года в результате слияния Высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе и Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола был создан . 25 января 2001 года в связи с 300-летием военного образования в России институту было присвоено название "Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт".

Примечания

Литература

  • Веселаго Ф. Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса . - СПб., 1852.
  • Белявский К. В. К столетию церкви Морского кадетского корпуса. - СПб, 1897.
  • Голенищев-Кутузов Л. И. О морском кадетском корпусе. Дополнения к помещенной в Отечественных записках статье о военно-учебных заведениях в царствование Павла I. - СПб., 1840.
  • Коргуев Н. А. Обзор преобразований Морского кадетского корпуса 1852 г., с приложением списка выпускных воспитанников 1753-1896 г. - СПб., 1897.
  • Кротков А. С. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. - СПб., 1901. (Морской кадетский корпус: Краткий исторический очерк с иллюстрациями / Сост. А. Кротков. - Репринтное издание 1901 г. - СПб.: Альфарет , 2006. - 228 с.)
  • Максимов Г. С. Морской кадетский корпус и Николаевская морская академия в Санкт-Петербурге. - СПб., 1908.
  • Морской кадетский корпус: 1701-1901. - СПб., 1901. (Морской кадетский корпус: 1701-1901: Альбом. - Репринтное издание 1901 г. - СПб.: Альфарет , 2006. - 6 с.; 35 л. ил.)
  • Павлинов Я. И. Описание празднования двухсотлетнего юбилея со дня основания 14-го января 1701 года императором Петром I Великим Навигацкой школы, переименованной впоследствии в Морской кадетский корпус. - СПб., 1901.
  • Павлинов Я. И. Список окончивших курс в Морском кадетском корпусе с 1897 по 1905 год. - СПб., 1905.
  • Список воспитанников Морского кадетского корпуса с 1762 по 1843 год. - СПб., 1843.

Ссылки

  • О здании морского корпуса им. Петра Великого в Петербурге
  • Митурич П. В. Морской кадетский корпус в 1823-1828 годах. (Из воспоминаний генерал-майора Петра Васильевича Митурича) // Исторический вестник, 1888. - Т. 33. - № 9. - С. 507-543.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Морской кадетский корпус" в других словарях:

    14 января 1701 г. последовал высочайший указ об учреждении в Москве школы математических и навигацких, т. е. мореходных хитростно искусств учения. Школе повелено состоять в ведении оружейной палаты, а в ученье набирать добровольно хотящих, иных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Морской кадетский корпус военное морское учебное заведение в Санкт Петербурге. Содержание 1 История 1.1 Первое упоминание Корпуса 1.2 Корпус и Академия морской гвардии … Википедия

    Кадетский корпус начальное военно учебное заведение с программой среднеучебного заведения с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере; раньше по окончании полного курса, воспитанники принимались не только в военные училища, но и … Википедия

    Лев Киль. Кадеты 1 го кадетского корпуса эпохи наполеоновских войн Кадетский корпус начальное военно учебное заведение с программой среднеучебного заведе … Википедия

    Эта статья о военном учебном заведении (Сибирский/Омский кадетский корпус) Российской империи. Об Омском кадетском корпусе России см. Омский кадетский корпус (Россия). Сибирский (Омский) кадетсткий корпус … Википедия

    Основана 1979 (кадетский корпус с 2005) Директор Дмитрий Александрович Ефимов Тип Кадетская школа интернат Учеников 153 Адрес Петрозаводск, ул. Щорса, д. 5 … Википедия

    Директор Хворов Николай Егорович Учеников ≈500 Адрес г. Тамбов, Тамбов 4, здание 20/7 Телефон Work(8 475 2) 78 00 03 Факс … Википедия

    Тамбовский многопрофильный кадетский корпус Директор Хворов Николай Егорович Учеников ≈500 Адрес г. Тамбов, Тамбов 4, здание 20/7 Телефон Work(8 475 2) 78 00 03 Факс … Википедия

    Владимирский Киевский кадетский корпус … Википедия

Хронологическая таблица истории Морского корпуса

· 1701 г. – Школа математических и навигацких наук

· 1715 г. – Академия Морской Гвардии

· 1752 г. – Морской Шляхетный Корпус

· 1802 г. – Морской Кадетский Корпус

· 1867 г. – Морское Училище

· 1891 г. – Морской Кадетский Корпус

· 1906 г. – Морской Корпус

· 1914 г. – Морской Е.И.В. Наследника Цесаревича Корпус

· 1916 г. – Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище

История создания Морского кадетского корпуса восходит к первым годам существования российского регулярного флота, основанного Петром I в 1969 г. Для комплектования флота национальными командными кадрами 14 января 1701 года последовал Высочайший Указ Петра Великого об учреждении в Москве школы «математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учения». Школе повелено состоять в ведении Оружейной палаты, а в ученье набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». С июня 1701 г. школа размещалась в Москве, в Сретенской (Сухаревой) башне. Она насчитывала 200 учащихся и готовила специалистов не только для флота, но и для армии, а так же для гражданской государственной службы. На содержание школы с 1713 года положено было отпускать по 22456 руб. в год.

1-го октября 1715 г. Школа была переведена из Москвы в Санкт-Петербург, размещена, на берегу Невы в доме Кисина, где находился впоследствии Зимний Дворец и названа Академией Морской Гвардии. Петр Великий лично следил за ходом обучения своей «морской гвардии» и собственноручно написал перечень наук, чему должно было «учить детей». Первым директором был француз, барон Сент-Илер. С учреждением академии на содержание Московской навигационной школы было оставлено лишь 5600 рублей, а остальная сумма обращена на содержание академии. Школа просуществовала до 1752 года.

В 1752 г. Императрица Елизавета Петровна переименовала Академию в Морской Шляхетский корпус с тремя классами: старшим – гардемаринским (гардемарин – франц. – морская гвардия), и двумя кадетскими по образцу сухопутного корпуса, и более чем вдвое был увеличен отпуск денег на его содержание. Число воспитанников определено в 360 человек, в том числе и 120 гардемарин. После утверждения штата Морского корпуса, потребовалось дом Миниха расширить, к концу 1755 года главное здание с каменными флигелями было перестроено и построено вновь 7 деревянных флигелей, поварня и хлебная. Московскую Морскую Академию или Навигацкую Школу Адмиралтейств-коллегия решила в 1752 году закрыть, дворянских детей перевести в Морской Корпус, а детей разночинцев определить на обучение в портовые мастерские для комплектования штурманской роты.

В 1771 году все постройки корпуса сгорели, и он был переведен в Кронштадт, где оставался до 1796 года. Павел I, сохранивший и по вступлении на престол звание генерал-адмирала, в ноябре 1796 года выразил желание, чтобы колыбель флота Российского, Морской кадетский корпус, «была близко к генерал-адмиралу», и приказал перевести корпус в Санкт-Петербург.

В 1826 году число воспитанников корпуса было увеличено до 505, содержание до 341565 руб. Вообще царствование Императора Павла Петровича было для Морского Корпуса одним из самых счастливых годов его существования. В 1802 г. Император Александр I Морской Шляхетский корпус переформировал и назвал Морским Корпусом. В 1827 году при корпусе был учрежден офицерский класс.

В 1848 г. Император Николай I даровал корпусу Первого шефа Великого Князя генерала-адмирала Константина Николаевича и в числе кадет был поставлен в строй Великий Князь Александр Александрович.

В 1861 г. в Морском корпусе были установлены новые правила приема, которые впервые предусматривали конкурсные экзамены и так называемые пробные плавания – для предварительного знакомства с морским делом. В корпус принимались юноши в возрасте от 14 до 17 лет, при этом кроме дворянских детей правом поступления пользовались дети «потомственных почетных граждан», заслуженных армейских и флотских офицеров, гражданских чиновников.

2 июня 1867 г. При Императоре Александре II и общей реформе военно-учебных заведений Морской корпус переименован в Морское училище и получил новый Устав Согласно Уставу Морского училища отнесенного к разряду высших учебных заведений, в него принимались юноши в возрасте 16 лет.

В 1891 г. Император Александр III переименовал снова в Морской Кадетский Корпус. Комплект воспитанников – 320. Всего 6 классов с годичным курсом в каждом. Три младших назывались общими, а три старших – специальными. Прием в корпус проводился по состязательному экзамену, причем преимущество имеют дети военных чинов Морского ведомства. Окончившие удовлетворительно полный курс производятся осенью по окончании кампании в мичманы, а неспособные к военно-морской службе награждаются гражданскими чинами X или XII класса.

С 1867 по 1900 год корпус подготовил 2392 офицера.

В 1906 г. Император Николай II дал Корпусу наименование Морского Корпуса. Вслед затем решено было младшие кадетские классы перевезти из Петербурга в Севастополь, где и приказано было выстроить на берегу Черного моря надлежащее здание.

Война с Японией вскрыла немало изъянов в подготовке командного состава флота. Главными из них были недостаточное знание морской техники и слабость тактической подготовки. Все это потребовало пересмотра и методов преподавания. В новом учебном плане и программах 1908 года главное внимание было обращено на изучение специальных (морских) предметов и на артиллерийскую подготовку. Численный состав корпуса определялся утвержденным штатом в 740 человек. Ежегодные выпуски до 1910 года составляли 80–90 человек. В 1911–1913 годах выпускали в среднем по 119 человек.

19 июля 1914 года Германия объявила России войну. Корпус, как и всю Россию, охватило чувство неописуемого патриотизма. 6 ноября 1914 года Государь лично принимал в Корпусе парад и назначил Шефом Наследника Цесаревича, после чего Корпус стал называться «Морским Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпусом».

Вскоре было принято решение об открытии Морского Кадетского Корпуса в Севастополе. Высочайшее положение об открытии Корпуса было утверждено 26 октября 1915 года. Корпус был открыт в 1916 г. В его состав вошли общие классы, выделенные из Петроградского Морского Училища. Предполагалось, что Корпус будет состоять из четырех классов, каждый с годовым сроком обучения. Но, к сожалению, он не успел произвести ни одного выпуска, так как был упразднен 22 июля 1917 года постановлением Адмиралтейств Совета. Корпус был открыт вновь в октябре 1919 года, а в ноябре следующего был эвакуирован вместе с Черноморским Флотом и продолжил свою деятельность уже в эмиграции.

В 1916 г. Морской Корпус был снова переименован в Морское Е.И.В. Наследника Цесаревича Училище.

В 1917 г. после коммунистического переворота 25 октября, Морское Училище прекратило свое существование.

25 апреля 1995 г. Распоряжением Мэра Санкт-Петербурга А. Собчака во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. №155‑рп и совместного решения Министра обороны РФ и мэра Санкт-Петербурга от 31.03.95 г. было учреждено государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования – «Первый кадетский морской корпус». 1 октября 1995 г. 75 воспитанников 5 – 7 классов впервые были собраны в г. Санкт-Петербурге. После трехнедельных учебных сборов в пос. Комарова первая учебная рота прибыла в Кронштадт. С 25 октября 1995 г. начались занятия в отремонтированных помещениях здания по ул. Зосимова, д. 15.

22 ноября 1995 г. Кадетскому корпусу торжественно Первым Заместителем ГК ВМФ адмиралом И. Касатоновым было вручено Знамя Корпуса. Этот день стал Днем рождения Морского кадетского корпуса. 19 февраля 1996 г. Президент РФ издал Распоряжение «О создании Кронштадтского Морского Кадетского корпуса». Этот документ определил что КМКК создается в системе МО России и является образовательным учреждением среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, имеющими целью военную подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола. Началось плановое комплектование КМКК до численности, указанной в Приказе МО РФ №310 от 27 августа 1996 г. – 700 обучающихся.

Сегодня в КМКК обучается около 700 воспитанников из всех регионов России. Большинство из них с честью несут высокое звание кадета Морского корпуса: хорошо учатся, добросовестно выполняют свои обязанности

Таким образом, Россия является морской державой. И потому не случайно первым ее учебным заведением, основанным Петром Великим, стала школа математических и навигацких наук… Много названий она сменила: морская академия, морской шляхетный кадетский корпус, морской кадетский корпус, морской корпус, морское училище, Все это время судьба Морского Кадетского корпуса тесно связана с судьбой нашей страны и Российского Императорского военно-морского флота. Из стен Корпуса вышло немало людей, ставших славой России на военном, научном, политическом поприще. Много событий произошло в стенах Морского Кадетского корпуса, были взлеты и падения, менялся статус кадет и преподавательский состав корпуса. В 1917 г. Морской Кадетский корпус прекратил своё существование.

В современных условиях, когда в стране идет обновление всех сфер жизнедеятельности человека, актуальность преобразований в системе обучения и воспитания военных кадров не вызывает никаких сомнений. Сейчас в нашем обществе со всей остротой возникает необходимость обращения к опыту, накопленному в нашей стране в этом архиважном вопросе в далеком и не так уж далеком, по историческим меркам, прошлом. Воссоздание в современной России Морского Кадетского корпуса со всей очевидностью подтверждает тот неоспоримый факт, что на протяжении довольно продолжительного отрезка в истории нашей страны и системе обучения и воспитания, будущих офицеров, сынов, преданных душой и телом родному Отечеству, существовал довольно серьезный изъян, устранить который стало возможным лишь на этапе демократизации нашего общества. Обновления, вызванные проводимыми в стране реформами, в том числе в военной области, потребовали коренного пересмотра всей системы обучения и воспитания военных кадров, переориентации их на жизнь в принципиально новых условиях. В полной мере это относится и к несению службы в качественно обновленных Вооруженных Силах. Отставание в этой области чревато тем, что в новом флоте будут служить те, кто не понял произошедших за последнее десятилетие перемен в российском обществе, а значит, вновь теория и практика будут не соответствовать друг другу. Чем все это чревато, хорошо известно. 21 век, в отличие от ушедшего века, изобилующего кровопролитными войнами, не даст нам возможности допускать просчеты, т. к. новое тысячелетие будет преимущественно техногенным и гуманным. Чтобы обеспечить надежную военную безопасность России в новых условиях, стране нужны хорошо обученные и воспитанные военные кадры. Они должны отвечать современным требованиям военного дела, быть подготовленными для действия в любых условиях и обстоятельствах, как того требует новая Военная доктрина.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!