Прообраз генерала максимуса из фильма "гладиатор". Гладиаторы Рима – история римских бойцов и имена лучших Обращение Максимуса в рабство

Хотя на первый взгляд, фильм Гладиатор Ридли Скотта выводит на первый план лишь противостояние ненависти между полководцев Максимусом и наследником Римской империи Коммодусом, второй план фильма довольно богат на запоминающихся личностей. Гладиатор не дает нам определенной четкой картины того, в каком состоянии пребывает государство во время описываемых событий, поэтому разные действующие лица истории по-своему дополняют историческую эпоху своими историями. Ключевым эмоциональным мотивом, пронизывающим всю историю картины, выступает тема чести. Через призму ее реализации развиваются все основные персонажи.

Сюжетные чаши весов ставят протагониста Максимуса и антагониста Коммода на противоположные чаши весов личностных качеств. Фактически Коммод воплощает в себе гамму противоречивых и оппозиционных к генералу качеств. Там, где наш главный герой готов умереть во имя чести, новый император уничтожает ее остатки в себе, если таковые вообще были на момент начала событий. Один стоит за друзей и защищает женщину, а другой видит в окружении врагов и хочет вступить с сестрой в не природную связь. Пока Максимус с высоко поднятой головой смотрит в лицо смерти и своим врагам, как бы сильны те не были, владыка Римской империи плачет и жалуется на то, что он бессилен. Теперь самый известный гладиатор одолевает врагов с численным превосходством, а молодой наследник прибегает к низким методам, чтобы выглядеть лучше перед публикой.

Оставляя за кадром реальную историю безумного правления Коммода в реальности, мы имеем художественного антагониста, образ которого формируется заведомо негативно. Каким предстает будущий император с первых сцен фильма Гладиатор. Пока шла война, он месяц путешествовал со всеми условиями, под охраной, а теперь приехал, как ему кажется, получить власть от отца. Он упражняется утром в бое на мечах, но не имеет реального боевого опыта, кроме как со специально обученными слугами. Питает неподобающую слабость к своей сестре в сексуальном контексте. И все это еще до того, как Коммод предстает убийцей собственного отца, лжецом, лже-императором, единоличным судьей для семьи Максимуса.

Коммода мало интересует состояние его армии в Германии, так как он спешит вернуться в Рим и войти туда, как завоеватель. Нам так и не дают понять, почему Коммода вообще нужно свергать, как правителя, кроме как его личных качеств и истории с наследием титула. Чуть позже становится ясно, что Коммод желает узурпировать власть в империи, еще более упрочнив власть и влияние императора. Это противоречит мечте и последней воле обожаемого всеми императора Марка Аврелия. В этом смысле ребяческие амбиции и жажда власти сына противопоставлены многолетней мудрости философа и мыслителя, достойного правителя. Марк Аврелий завоевывал и народы, убивал и грабил, но через четверть века устал от этого и дает понять, что был заложником системы. Коммод же наоборот, хочет править и покорять всех – от сестры в постели до сената и других народов.

Одной из ярких сцен Gladiator , которая все же показывает нам Коммода в качестве правителя, оказывается первый опыт на слушаниях в сенате. Он выглядит скучающим, слушая проблемы своего народа, играется с мечом, а после угрожает одному из самых влиятельных народных избранников. Чума в районах Рима мало заботит нового императора. В еще одной сцене после он, без вникания в суть дела, подписывает свитки, пока ведет монолог о том, что действительно его заботит – о своем враге.

Вместе со всеми своими амбициями, как правителя самой великой державы своего времени, Коммод вынужден считаться с мнением толпы. Если он может послать свои вооруженные отряды заткнуть одного из сенаторов, подавить очаг сопротивления в стане гладиаторов и приструнить сестру угрозой расправы над ее сыном, 50-тысячный гул Колизея и столько же пар глаз, остужают пыл Коммода. То есть фактически, антагонист в фильме не показан злым гением и мастером закулисных интриг, который может коренным образом изменить окружающий мир. Коммод разрывается между собственными фантазиями, ненавистью к Максимусу, одержимостью сестрой, и мнение черни.

В лице генерала Максимуса, фильм Гладиатор представляет нам практического идеального протагониста истории. Персонажа, который на экране лишен порочных качеств, свойственных его оппоненту. Меняя статус от военачальника до раба, после до гладиатора, а после до человека, который бросил вызов империи, герой Рассела Кроу остается в общих чертах той же личностью. Пока Коммод нарушает равновесие того, что мы называем чувством справедливости и к чему зрители обычно очень чувствительны, Максимус с мечом в руке прокладывает путь к восстановлению паритета.

В отличие от властолюбивого Коммода, Максимус не стремиться к власти. С этим утверждением можно поспорить, так как он стал самым известным и уважаемым полководцем в империи, правой рукой Марка Аврелия, пользуется расположением дочери правителя, вниманием сенаторов. Кино разъясняет нам, что генерал служит на благо Рима, чтобы это не значило. Вся пикантность в том, что ни Максимус, ни Проксимо, ни Коммод, ни сенаторы, ни даже Марк Аврелий, философ и опытный правитель, не могут объяснить, что же такое Рим и что значит служить на благо Рима.

В диалог с сенатором Граком, генерал говорит, что им сейчас движет только желание убить Коммода. И став во главе армии, которая войдет в Рим и свергнет императора, он не будет узурпировать власть, а просто уйдет на покой. Фактически, Максимусу некуда уходить на покой, так как его дом сожжен, жена и сын мертвы. Сама жизнь Коммода является целью, за которой пустота. Проксимо говорит, что верит слову генерала, что знает, что тот готов умереть за данное слово, во славу своих предков, во славу Рима. Фактически Максимус является живым воплощением той неоформленной мечты Марка Аврелия, которая звучала как шепот, такой она была хрупкой. Он готов отдать власть народу, как этого и хотел мудрый покойный император.

На своем пути к мести, Максимус начинает обращать внимание на людей вокруг себя. Окружение сменилось с чисто военного на бунтарское, но это не изменило суть героя. Он готов сплотить вокруг себя кучку рабов, пленников, дезертиров, мятежных сенаторов и не верную своему брату, сестру императора.

Максимус готов умереть за своего императора, за Рим, за своих подчиненных и справедливость. Коммод беспокоится только о собственном благополучии и сохранности, имеет собственное видение Рима, не имеет друзей или реальной поддержки
Генерал любит императора Марка Аврелия всем сердцем и считает своим долгом сохранить и воплотить последнюю волю своего наставника. Он бросается помочь старику взобраться на коня, не считаясь с пафосным образом бесстрашного полководца перед своими людьми. Молодой принц показательно подает руку отцу перед публикой, пока сам только и думает о преемственности власти в свою пользу. Он не только душит своего отца в порыве отчаяния, но и решает попрать мечту старика и его представления о славе Рима.
Римский полководец закален в боях и добывает уважение, расположение рядом со своими солдатами. Он бьется с ними плечом к плечу, разговаривает на равных, прогуливается по лагерю. Выражает обеспокоенность о раненых и тех, кто не переживет зиму. Новый император отсиживается сначала в столице, а после месяц едет в комфортабельных условиях, пока идет война. Ему абсолютно все равно, в каком состоянии пребывают войска. Он считает себя выше всех.
Максимус пытается отстраниться от политики и вести себя достойно солдату. Он готов оставить политику политикам и даже в разговоре с императором не слишком поддерживает тему. Коммод не только знает, как устроена система, он жаждет подмять политическую конъектуру под себя, приструнить несогласных, затыкать рты смутьянам.
На пике своего триумфа, генерал отказывается от предложения стать самым могущественным человеком в известном мире, взяв на себя обязанности префекта, после смерти Марка Аврелия. Император отмечает, что именно поэтому его наследником и должен быть не родной сын. После незаконной смены власти, полководец отвергает нового правителя и шанс сохранить свой высокий статус. Коммод живет мыслью о том, что однажды станет правителем и оправдает высокий статус своего родителя. Он приходит к отцу и готов принять все прелести власти, как ему кажется и стать следующим императором. Принц хочет еще более узурпировать власть под себя.
Максимусу чужда ложь, и он всегда старается быть честным, даже со своим императором в не простых вопросах. Он понимает, что смерть Марка Аврелия была подстроена. Новый император врет окружающим, кроме сестры. Он подстраивает смерть отца, словно это был несчастный случай и его ложь становится правдой для народа.
Генерал живет мыслью о своей жене и сыне, хочет поскорее к ним вернуться, несмотря на свой триумф. Он готов скакать на лошади без остановки несколько дней, до полного изнеможения, чтобы спасти любимых. Коммод приказывает не только убить генерала, но и его семью. Солдаты личной охраны императора насилуют и распинают женщину и ребенка, а после сжигают. Лже-правитель после похваляется зверствами, чтобы спровоцировать своего оппонента на открытую агрессию.
Максимусу отвратительна мысль, что он будет убивать на потеху публики. Став народным любимчиком еще в провинции, он бросает меч в зрительскую ложу и демонстрирует свое пренебрежение. После гладиатор решает подарить публике зрелище, как часть плана по мести своего заклятому врагу, не более. Коммод жаждет народного признания и почитания. Он любит быть в центре внимания и убивает своим вхождением в Рим в новом статусе. После и вовсе решается предстать перед народом, как человек, который способен одолеть самого прославленного гладиатора. Выход императора на арену украшают лепестками роз.
Потеряв свою семью, наставника, и испытывая оправданную злость по отношению к Луцилле, Максимус оттаивает. Он жаждет уберечь сою бывшую симпатию и ее маленького сына от печальной участи, от рук того же самого человека. Молодой император питает нездоровое влечение к своей сестре. Он проводит время с мальчиком, но на деле только используется того в жестоком управлении сестрой. Он готов убить ребенка, чтобы получить желаемое. Он даже незаметно прикрывается ребенком, когда выходит на арену к гладиаторам.
Несмотря на свое невежество в политике, главный герой готов выслушать сенатора, о котором ему говорит Луцилла. Они разговаривают почти что на разных языках, но Максимус очень уважительно воспринимает народных избранников, как еще будучи на грани славы, так и оказавшись в камере раба под ареной. Антагонист не считается с мнением, которое расходится с его собственным. В сенате он показательно выказывает скуку, отсутствие интереса к делам народных избранников. После Коммод угрожает тому самому Граку, заключает его под стражу и готов и вовсе отобрать власть у сената.
Максимус готов выйти на арену против превосходящих сил противника. Он полагается на свое воинское чутье и опыт, на желание отомстить. Он объединяет вокруг себя других гладиаторов на арене. Коммод ведет себя бесчестно. Сначала, чтобы удовлетворить императора, распорядители создают заведомо неравные условия на арене. После император подстраивает бой с самым опытным чемпионом прошлого и говорит, что все устроено. А перед последней битвой, подло наносит рану своего оппоненту, снова склоняя чашу весов в другую сторону.
Максимус полагается на своих солдат, но он не готов ими жертвовать или отдавать противоречивые указы. Он просит новых друзей отвлечь внимание, но не приказывает им. Коммод посылает на самые грязные дела свою личную охрану, которая убивает, насилует, сжигает, подавляет, заключает под стражу по велению своего господина, которого они не могут ослушаться.
Главный герой молится богам, разговаривает со своими умершими родными и даже бережет сентиментально деревянные статуэтки. В фильме император не проявляет религиозной или какой-либо другой сентиментальности.

Слуга Рима — Проксимо

В отличие от Коммода и Максимуса, которые практически не меняют собственные убеждения и ценности между началом и концом истории, преображение работорговца и хозяина школы гладиаторов Проксимо , проходит в классическом ключе развития образа. В первый раз этот персонаж предстает перед нами расчетливым бизнесменом, который не ставит старые знакомства выше дела, как и человеческие жизни выше жизни жирафов, за которых он дает больше денег. Проксимо предельно честен, как с собой, так и со своими подопечными, когда говорит, что он собирается заработать на их смерти. Приглашение вернуться в Рим, после пяти лет запрета боев и скитаний по провинциям империи, теперь приносит ему еще больше золота. Небольшие арены в пустыне уступают место величественному Колизею с его пяти десятью тысячи зрителей и императором среди них.

Когда-то Проксимо сам был гладиатором, причем легендарным настолько, что смог получить свободу от самого императора Марка Аврелия. Его ожесточенное сердце, как мы видим, не пылает особым сопереживанием к таким же рабам, умирающим ради его же обогащения. Но фильм Гладиатор Ридли Скотта тщательно готовит нас к апогею преображения этого образа, которым становится смерть. Проксимо негодует, узнав о неравномерных силах на арене, против его воинов. Он верит в то, что, если ты умелый воин и умеешь управлять толпой – ты способен вершить свою судьбу, как это сделал он однажды. Он не подстраивал боев, когда работал в провинции и давал всем рабам шанс проявить себя, что и показал Максимус, став для публики тем самым “Испанцем”.

Так как лейтмотивом всего фильма выступает вопрос чести, и образ Проксимо пропущен сюжетно через него. Он переживает и радуется за своих гладиаторов во время первой массовой битвы в Колизее. Нам намекают, что он руководствуется не страхом и не только наживой, помогая организовать встречу генерала с сестрой императора, а после с сенатором Граком. Он уважает покойного императора Марка Аврелия, называет его своим другом. Пожалуй, апогеем перемены его отношения к происходящему становится диалог с Максимусом. Сначала Проксимо ссылается на свой статус бизнесмена и отказывается принять участие в мятеже. Но после того, как он слышит фразу: “He killed a men who set you free” (Он убил человека, даровавшего тебе свободу), лицо актера выражает настоящее противоречие эмоций.

После этого мы видим Проксимо, который игнорирует выкрики императорской гвардии. Мы на секунду сомневаемся, куда он идет с ключами, до момента, как понимаем, что к камере генерала. Проксимо говорит, что друзья Максимуса умеют убеждать, подразумевая якобы снова деньги. Однако он прекрасно осознает, что сейчас стража прорвется через ворота и всему его делу придет конец. Проксимо понимает, что жить ему осталось всего несколько минут, поэтому в последние из них он поступает по чести. Даже с уст работорговца сходят философские изречения о том, что все это, в конечном итоге, и они сами – лишь “тени и пыль”. Спокойное принятие смерти со спины символизирует конец пути этого харизматичного героя, более важного для сюжета, чем может показаться поначалу.

Самая могущественная женщина в империи, к которой питают уважение Максимус, в извращенном смысле брат, отец Марк Аврелий и даже члены сената. При всем своем родословном положении, почти в самом начале событий фильма Гладиатор героиня Конни Нильсен становится заложником ситуации. Она прекрасно понимает, что брат убил любимого ей отца, что он после сам не скрывает в разговоре. В этом смысле очень показательна и эмоциональна сцена, где Луцилла дает Коммоду пощечину за содеянное, а после целует императорский перстень, признаваясь в безвыходности ситуации для нее и ее сына. Тогда она еще не осознает, какая опасность угрожает Люцию от дяди. Обстоятельства вынуждают ее молчать по отношению к судьбе Максимуса, которого она до сих пор любит и уважает.

За этой маской покорности, тем не менее, живет женщина, которая готова пойти на свержение своего брата, чтобы избавиться от тирана. Эти планы не имеют какой-то очерченной формы до того, как выясняется, что Максимус жив. Человек, который способен свергнуть императора, объединить людей. Луцилла начинает действовать, почти незамедлительно выходя на связь с генералом. Она уже тогда очень рискует собой и своим сыном, ведь тот же Проксимо мог раскрыть происходящее императору. Нам дают понять, что Луцилла и Грак уже тесно общались раньше и она знала о настроениях в сенате, которым только нужна была искра, которой и стало появление на горизонте мятежного генерала и гладиатора.

Пока в воздухе висит неопределенность, главный женский персонаж фильма вынужден терпеть постоянные угрозы, намеки от собственного брата. Намеки на то, что Коммод питает к сестре нездоровую связь, перерастают в не что большее. Он сначала просит у нее ласки, а после и вовсе признается, что видит ее в своей постели и матерью их будущего общего ребенка, который унаследует великую Римскую империю. Мальчик Люций, в этой ситуации, выступает лишь пешкой в игре угроз.

Хотя Коммод и говорит, что не знает других сенаторов Рима, которые бы жили также хорошо, как Грак, этот образ хорошо вписывается в концепцию пересмотра такого понятия, как честь. Да, он богат, владеет слугами и пользуется популярностью в народе и сенате. Вместе с этим, избранник народа обращает внимание император на реальные проблемы, вплоть до угрозы эпидемии чумы. Как выясняется, Коммод начинает устанавливать диктат, постепенно упраздняя влияние сената на происходящее в стране. Он готов участвовать в свержении жестокого молодого императора, открыто выражает критику в его адрес, но также не готов сменить одного диктатора на другого. В конечном итоге, Грак делает все во славу Рима, как неоднократно повторяется эта фраза в фильме Гладиатор. В один момент он теряет все свое положение и имущество, будучи заключенным в тюрьму, как заговорщик. Но показан нам, как один из тех, кто будет исполнять ту самую мечту Марка Аврелия, которая слишком хрупкая, чтобы ее произносить вслух.

Квинт представляет собой почти бесправный образ марионетки системы, которая вынуждена служить тем приказам, которые поступают. Без всяких сомнений, он готов был выполнить любой приказ от Марка Аврелия, даже преступный, ведь это его император. Гвардия присягает правителю империи на верность. В начале событий фильма Квинт и Максимус показаны товарищами и друзьями. Не совсем понятно, что глава Преторианской гвардии делает в пылу боя и почему управляет частью войск, по поручению генерала, но это уже вопросы к исторической достоверности, а не художественной ценности картины. Возможно, самый неоднозначный персонаж фильма, в меньшей степени, чем другие, ответственный за свою собственную судьбу.

Перспектива убить Максимуса и, по явному приказу Коммода, расправиться над его семьей, не приносит ему радости. Квинт принимает приказ бесстрастно, как верный служитель воли своего господина. Когда гладиатор “Испанец” раскрывает свою личность перед императором, Квинт также ошеломлен. Это подрывает его положение, ведь приказ не был исполнен, и он знает, что Максимус перебил стражу и скрылся. Возможно в его решении не раскрывать Коммоду правду скрыт не только страх, но и возможность, которую он дал старому другу. В последней сцене Квинт, что кажется фантастикой, отказывается спасти жизнь своему императору и запрещает гвардейцам дать меч, как поступает и сам. Таким образом, к концу истории он также становится на путь чести, уходя от бесчестия прошлых деяний. Он выслушивает последние слова Максимуса и волю Марка Аврелия, освобождает заключенных и помогает нести тело павшего героя. Оставив труп своего владыки сохнуть на песке арены.

Ненавижу фильм "Гладиатор" с Кроу в главной роли. Основным критерием исторического фильма для меня является не бюджет, а достоверность. А фильм "Гладиатор" по количеству ляпов впереди планеты всей. Начиная от звания Максимуса - генерал - которое на самом деле появилось только в 16 веке во Франции, а в Риме легионы возглавляли легаты и консулы к качестве коммандующих. И Марк Аврелий умер от чумы в Виндобоне (Вене), а не был задушен Коммодом. Коммода зарезал раб, а не был он убит на ринге. Стремена появлись только в 6 веке с востока, а в фильме кавалерия скачет со стременами. По тем временам появление стремян у кавалерии может быть приравнена к появляению "атомной бомбы" в 40-х. Так что ляп существенный. И таких ляпов можно еще насчитать несколько десятков.

Во времена императора Марка Аврелия, последнего императора Золотой эпохи Римской империи, не было никакого Максимуса. По крайней мере в анналах мне никакие Максимусы не попадались. Но если смотреть биографию Максимуса по фильму, то его судьба сильно напоминает судьбу Гая Юлия Вера Максимина Фракийца. Судите сами:

Первый варвар на престоле Рима из «солдатских императоров» Максимин был родом из фракийского поселка, на границе с варварами; варварами же были его родители: отец происходил из страны готов, а мать из племени аланов. В раннем детстве он был пастухом, а также главарем молодежи, устраивал засады против разбойников и охранял своих от их нападений. Военную службу он начал в коннице при Септимии Севере. Он выделялся своим огромным ростом (почти 2,5 м), а также отличался доблестью, мужественной красотой, неукротимым нравом, был суров и высокомерен, презрителен в обращении, но часто проявлял справедливость. Причиной его известности послужило следующее событие. В день рождения своего младшего сына, Геты, Север устроил военные игры. Во время состязаний Максимин победил одного за другим шестнадцать противников. Затем император, желая испытать его выносливость в беге, приказал Максимину сопровождать его и пустил коня вскачь. Проехав достаточно большое расстояние (причем Максимин не отставал от него ни на шаг), Север предложил ему снова принять участие в состязаниях. Максимин вступил в борьбу и победил без передышки еще семерых самых сильных противников. Император наградил его золотой шейной гривной и взял в свою личную охрану. С этого времени он стал знаменитым среди воинов. Север всегда любил и выделял его. Под его покровительством Максимин сделал первые шаги в своей карьере. При Каракалле он в течение долгого времени нес службу центуриона.

На изображении: Враги Рима - германцы и даки

В правление Макрина, которого он сильно ненавидел за то, что тот убил сына его императора, он ушел с военной службы и приобрел себе земельные владения во Фракии. Когда Макрин был убит, Максимин пришел к Гелиогабалу и вновь попросился на службу. Но при этом грязном и недостойном человеке он не мог иметь никакого значения. Хотя ему и было дано звание трибуна, он большей частью находился в разъездах по своим делам и лечил мнимые болезни. Став императором, Александр Север сразу назначил Максимина легатом четвертого легиона. Несмотря на преклонный возраст, тот сохранил всю свою силу. Говорят, что он вызывал на борьбу и валил на землю по пятнадцати человек, а груженую телегу мог притянуть к себе одной рукой. Когда Александр Север был убит, возможно не без участия Максимина, германские легионы и преторианцы Севера провозгласили его императором. Сделавшись императором, Максимин действовал всегда очень хитро, и не только управлял своими воинами в силу своей доблести, но и внушал им величайшую любовь к себе путем раздачи наград. Но обладая такими достоинствами, он в то же время был так жесток, что одни называли его Циклопом, иные — Скироном, а многие — Тифоном. Одних он распинал на кресте, других заключал в тела только что убитых животных, иных бросал на растерзание диким зверям и засекал розгами — и все это, не обращая внимания на положение человека: казалось, он хотел, чтобы везде царила военная дисциплина. Он был убежден в том, что власть нельзя удержать иначе, как жестокостью. Вместе с тем он опасался, как бы вследствие его низкого, варварского происхождения его не стала презирать знать. Для того, чтобы скрыть прошлое, он уничтожил всех, кто знал о его роде, даже некоторых друзей, которые из жалости к его бедности многое ему дарили. Он не терпел около себя ни одного знатного человека (Капитолин: «Двое Максиминов»; 8—9). Вслед за тем Максимин отстранил всех, кто сопровождал Александра в качестве советников, избранных сенатом. Всю прислугу прежнего императора он также изгнал из дворца (Геродиан: 7; 1). Еще одно обстоятельство увеличило его жестокость: был раскрыт истинный или мнимый заговор некоего консуляра Магна, который предполагал убить императора после того, как он переправится на германский берег Рейна. Но едва Максимину стало известно об этом замысле, он велел схватить и перебить всех подозреваемых. Всего без суда, без обвинения, без доносов, без защиты было казнено около четырех тысяч человек. Поспешность, с которой все было сделано, привела к тому, что погибло много невинных. Да и вообще подозревали, что никакого заговора не было, просто император таким образом расправился со своими врагами (Капитолин: «Двое Максиминов»; 10). Другой мятеж произошел в Осроене, где группа влиятельных чиновников, верных памяти Александра Севера, облачила в порфиру Квартина. Но затем их предводитель, Македон, изменил свои планы и убил Квартина, что, впрочем, не помогло ему спасти собственную жизнь. После этих событий Максимин и озлобился и стал очень подозрителен. Он изгнал из армии всех офицеров сенаторского сословия и заменил их профессиональными военными, которых сам произвел в соответствующие чины. Все время своего правления Максимин провёл вне Рима в победоносной, но крайне жестокой борьбе с германскими племенами на Рейне и Дунае.

Одним из способов укрепления своего авторитета Максимин считал продолжение большой германской войны, которую так неудачно начал его предшественник. Ещё до Максимина на Дунае был сооружён понтонный мост, собрана большая армия, набранная, в основном, из фракийцев, паннонцев и иллирийцев. Участвовали также первоклассные сирийские стрелки и мавританские застрельщики. Это во многом и обусловило успех наступления. Когда римляне перешли через Рейн, они быстро сломили сопротивление германских племён, в основном, алеманнов. Германия подверглась страшному опустошению. Но когда римляне дошли до лесистой местности, они встретили более упорное наступление. Германцы укрылись за глубоким болотом и не давали сражения римлянам. Солдаты на время остановились. Тогда Максимин один на коне прыгнул в глубокую трясину, увлекая своим поступком всё войско. В болоте завязался упорный бой, окончившийся полным истреблением германского ополчения. Зимой 235-236 годов Максимин отвёл свою армию в Паннонию и стал оттуда готовить нападение на германцев. Он предполагал завоевать всю Германию вплоть до северных морей, но осуществить этот грандиозный план не удалось: военные успехи Максимина не примирили с ним верхушки римского общества, римляне ненавидили варвара.

Жестокость его методов и финансовые вымогательства его чиновников вызвали против него восстание сначала в Африке, потом в Италии и Риме. Максимин двинулся с войском на Италию, но при затягивающейся осаде Аквилеи был убит вместе с своим сыном и соправителем, тоже Максимином, восставшими легионерами. Его биография написана Капитолином. По свидетельству Геродиана, часть легионеров, лагерь которых находился у Альбанской горы, сговорилась между собой убить Максимина, чтобы избавиться от длительной и бесконечной осады и больше не опустошать Италию ради всеми осужденного и ненавистного тирана. Собравшись с духом, они в полдень приблизились к императорской палатке. Максимин вышел, чтобы поговорить с ними, но они, не дав ему даже раскрыть рта, тут же на месте умертвили и его самого, и его сына. Затем перебиты были все его полководцы и друзья, а трупы их брошены без погребения. Головы Максимина и его сына были отправлены в Рим. Изображения Максимина в скульптуре и на монетах подтверждают слова Геродиана о пугающем виде императора. Историк писал:

“Он был огромен; непросто отыскать равного ему среди известных греческих атлетов или лучших натренированных воинов варварских племен... При его вспыльчивости такая сила наводила на всех страх. Терпеливое и сдержанное управление Максимин заменил по-варварски жесткой автократией, хорошо зная о враждебном к себе отношении, причиной которому было то, что он стал первым императором, поднявшимся до высочайшего положения из самых низов. Максимин был варваром как по происхождению, так и по характеру, унаследовав от своих сородичей грубый и жестокий нрав... Его достижения обеспечили бы ему более высокую репутацию, не будь он слишком безжалостен даже к своим союзникам и подчиненным”.

Как-то однажды дизайнер костюмов фильма «Гладиатор» пожаловалась, что обычно зрителей интересует только одно — видела ли она Рассела Кроу . По ее словам, никто не понимает, какую на самом деле колоссальную роль в фильме сыграли костюмеры и дизайнеры. Мы разберем детали одежды и образа генерала Максимуса, которые символично проходили через весь фильм. Максимус начинает фильм полководцем и носит роскошные доспехи, подчеркивающие его высокий статус в обществе. На них изображена голова волка и персидские львы с крыльями — символы власти.

Затем становится рабом-гладиатором и в свой первый бой вступает в лохмотьях.


Во втором бою Максимус (известный тогда публике под прозвищем «Испанец») носит кожаные доспехи со стальным наплечником.

Броня должна была быть удобной для Рассела Кроу , поэтому ее изготовили из поролона. Маскировка поролона под кожу стала очередным вызовом для костюмеров.

Каждую версию брони костюмерам пришлось изготовить в восьми экземплярах. Четыре — для актера. Четыре — для каскадеров: каскадера в ездовых сценах и каскадера в сценах сражений. Для съемок были нужны три версии брони — чистая, окровавленная и грязная. В целом для фильма было изготовлено больше 27 тысяч элементов брони. После каждой победы на броню Максимуса добавлялись новые элементы. В середине фильма, когда происходит массовое сражение гладиаторов, на броне Максимуса изображены два персидских льва, две испанские лошади (в одной сцен, он в шутку дает им имена Ардженто и Скарто) и кипарисовое дерево.
Идея добавления новых элементов после каждого боя принадлежала самому Расселу Кроу. Он рассказал о ней режиссеру Ридли Скотту, и тот тоже посчитал ее прекрасной. В финальных сценах фильма на броне появляются жена Максимуса и его сын, которые символизируют Элизиум — рай для язычников-римлян, в который Максимус мечтает попасть.


Права на все фотографии принадлежат Universal Studios.

Большинство гладиаторов были осужденными преступниками, попавшими в плен военными или презренными рабами. В неистовом смертельном бою против таких же несчастных, гладиаторы Рима пытались таким способом добыть себе свободу – ведь победитель кровавой схватки, вызывая восторг и уважение развлекающейся публики, мог рассчитывать на снятие наказания и восстановление в правах, если он являлся гражданином.

Наряду с этим, некоторые римские гладиаторы были свободными гражданами, которые рисковали своим правовым и социальным статусом, а самое главное – жизнью ради денег и славы.

Спартак – гладиатор, восставший против Рима

На протяжении столетий это имя, ставшее легендарным, вдохновляло многих политических мыслителей, а образ Спартака многократно использовался в литературе и киноискусстве как символ угнетенных и восставших в борьбе за свободу. Однако ни один исторический документ не указывает на то, что целью поднятого им мятежа, известного как восстание Спартака, было стремление положить конец рабству в Римской республике.

Большинство подробностей из его жизни связано именно с этими событиями и мало что известно о его юности. Греческий биограф и эссеист Плутарх описывает Спартака как «фракийца из кочевого племени», ставшего римским наемником и сражавшегося в Македонии. Железная дисциплина, царившая в римских легионах, подвигла его к попытке побега. Как отмечал древнегреческий историк и философ Аппиано Александрийский, Спартак вскоре был схвачен, признан дезертиром и осужден по римскому военному праву на порабощение. Около 75г. до н.э. он был продан Лентуло Батиато – ланисту, владевшему школой гладиаторов в Капуе, где Спартак сражался на арене амфитеатра Капуано. Спустя несколько лет 70 невольников, недовольные условиями содержания, бежали из школы. Вооруженные прихваченными оттуда кухонными ножами и сельскохозяйственными орудиями, беглецы разбили посланную вдогонку группу римских солдат из местного гарнизона и укрылись на склонах Везувия.

Имевшийся предыдущий военный опыт и знание тактики легионеров обеспечило Спартаку лидерство и первые успехи в боевых столкновениях с регулярными войсками, отправленными Римом для усмирения восставших.

Весной 72г. до н.э. армия Спартака, насчитывавшая уже более 30 тыс. человек, двинулась на север, намереваясь перейти Альпы и покинуть полуостров. Встревоженный мятежом сенат выставил против него восемь легионов хорошо обученных солдат во главе с Лицинием Крассом, который заставил отступить разбитые войска Спартака на юг. По словам Плутарха, римский гладиатор заключил сделку с киликийскими пиратами, чтобы перевезти остатки своей армии на Сицилию, однако те предали его. Последняя битва, в которой Спартак потерпел поражение и был убит, по мнению того же Плутарха, произошла в 71г. до н э. около г. Петелия, в Калабрии.

Гибель Спартака. Гравюра Германа Фогеля (1882)

Гладиатор Крикс

Соратник Спартака, уроженец Галлии, он также являлся одним из лидеров рабов, бежавших из школы ланистов в Капуе. Однако после первых успехов в сражениях с римскими легионами, часть восставших под предводительством Крикса, состоявшая из его соплеменников – галлов и германцев, отделилась от армии Спартака. Некоторые историки утверждают, что это был неправильный тактический ход, предусматривавший отвлечение части римских легионов; другие предполагают, что между двумя лидерами возникли определенные разногласия – Спартак хотел добраться до земель Галлии и распустить войско, в то время как Крикс, преследуя личные цели, намеревался разграбить Южную Италию. Так или иначе, это было началом конца.

Весной 72г. до н.э. консул Луций Геллио Публикола, посланный вслед за армией Крикса, в решающей битве у горы Гарган в Апулии, нанес ему поражение, уничтожив около 30тыс. непокорных рабов. Сам римский гладиатор, будучи раненым в грудь, опустившись на одно колено, дал легионеру возможность отсечь ему голову. По свидетельствам древнеримского историка Тита Ливия (59г. до н.э.-17гг. н.э.), экзекутором был сам претор Квинт Аррий – знаменитый политический деятель и военачальник, который после этого забрал голову Крикса в качестве трофея. Спартак почтил память о бывшем гладиаторе в манере римских аристократов – он устроил похоронные гладиаторские игры, в которых участвовало 300 римских военнопленных, вынужденных сражаться насмерть.

Гладиатричи – отважные женщины-гладиаторы Рима

О женщинах-гладиаторах (gladiatrice) известно немного – в мире существует всего лишь около десятка литературных фрагментов и найденный в Галикарнасе барельеф с эпиграммой, датируемый II веком н. э. и хранящийся сегодня в Британском музее.

Барельеф, найденный в Галикарнасе. I-II вв. н.э.

Впервые о них упоминает в своих трудах древнеримский историк и писатель Публий Корнелий Тацит. Согласно его описанию считается, что первые схватки на аренах между женщинами восходят к 63г. до н.э. Во времена правления Нерона вольноотпущенник Патробиус устроил для императора необычные бои гладиаторов, в которых участвовали женщины. Роскошное действо было приурочено к визиту царя Армении Тиридата I.

Древняя бронзовая статуэтка, изображающая женщину-гладиатора. Музей Искусств в Гамбурге

Одним из доказательств существования женщин-гладиаторов Рима может служить античная бронзовая статуэтка, найденная в запасниках Гамбургского музея искусств археологом университета Гранады Альфонсо Маньясом. Согласно его заключению, в руках изваяния находится сика (sica) – короткий изогнутый кинжал, являвшийся распространенным оружием у фракийцев и даков. Как отмечает сам историк, «появление на арене обнаженных женщин-гладиаторов производило на толпу возбуждающий эффект. Наблюдение за женщинами в нетипичной для них роли стимулировало мужское воображение и либидо».

Согласно некоторым легендам, женский список гладиаторов могла бы возглавить Герардеска Манутиус – двадцативосьмилетняя беглая рабыня, примкнувшая к восстанию Спартака. Обольстительная черноволосая красавица и бывшая куртизанка, она быстро овладела приемами ведения боя и сражалась наравне с мужчинами. После разгрома армии Спартака, плененную Герардеску, как и остальных беглых рабов, ожидала казнь. Однако сам Лициний Красс помиловал женщину, предоставив ей возможность сражаться на арене как римские гладиаторы. По разным свидетельствам, она одержала победу в двух сотнях поединков. Смерть настигла Герардеску на арене в схватке против двух карликов, один из которых подкрался к гладиатриче сзади и заколол ее, вонзив трезубец в спину.

История гладиатора Коммода

Древнеримская мораль требовала, чтобы выходившие на арену гладиаторы Рима были из низших социальных классов общества. Однако несмотря на это, по свидетельствам летописцев некоторые императоры также выступали на публике.

Император Коммод. Часть скульптурной композиции в Капитолийских музеях.Рим

Наиболее известным из них был Коммод (161-192гг.н.э) – восемнадцатый римский император, питавший фанатичную страсть к гладиаторскому бою. Подражая подвигам легендарного Геракла, он появлялся на арене в львиной шкуре, чтобы сразиться с дикими животными и однажды за один день даже убил сотню львов. Тем не менее, знаменитый древнеримский летописец Дион Кассий (155-235гг.н.э.) отмечал, что император был опытным лучником, умеющим поразить из этого оружия бегущего страуса прямо в голову. Обезглавив птицу, Коммод подносил ее голову к первым рядам амфитеатра, где восседали именитые особы и сенаторы. Однако те находили его действия более смешными, чем пугающими и часто жевали лавровые листья, чтобы не выдать себя смехом.

Коммод, будучи левшой, чрезвычайно гордился этим фактом и, выступая в схватках с гладиаторами, всегда побеждал. Однако римляне считали его бои позорными, так как в качестве предполагаемой жертвы на арену попадали больные или люди с физическими недостатками, а также плененные раненые солдаты, что вызывало гнев у военных чиновников Рима. Возможно, в дальнейшем это и послужило причиной убийства Коммода.

Максимус – гладиатор или вымышленный герой

Фильм «Гладиатор» (2000 г.) американского кинорежиссера Ридли Скотта ознаменовал своим выходом на киноэкраны возрождение жанра «pepulum», столь популярного на рубеже 50-60-х годов прошлого века.

Кадр из фильма «Гладиатор» (2000г.)

Однако достоверность фактов, изложенных в блокбастере, может ввести неискушенного в древнеримской истории зрителя в заблуждение. Поэтому хотелось бы отметить, что гладиатор Максимус – вымышленный герой. Его прообразом в киноленте, возможно, являлся Гай Юлий Вер Максимус (лат. – Gaius Julius Verus Maximus), сын римского императора Максиминуса Тракса (173-238гг.) и Цецилии Паолины.

Станислав АГУРЕЕВ,
Александр ВАСИЛЬЕВ,
Андрей МИТРОФАНОВ

Люди, которые не интересуются историческими изысканиями, но обладают искренним желанием узнать хоть что-нибудь о давних событиях, ходят в кинематограф. Сегодня в области киноиндустрии по объему вложенных денег, количеству выпущенных фильмов, их рекламной поддержке и прокату пальму первенства, бесспорно, держит Голливуд. Один из самых кассовых тамошних фильмов - «Гладиатор». Классически красивые лица, яркие краски, роскошные костюмы... И в итоге - шесть Оскаров.
Наша задача - определить историческую подлинность картины, недавно явленной столь обширной аудитории.
В первую очередь нас интересуют два вопроса:
1) насколько сюжетная линия совпадает с реальными событиями 176-192 гг. по Р.Х. - времени правления императора Луция Элия Аврелия Коммода;
2) как точно отражен в фильме «дух времени».
Мы не претендуем на стопроцентное выявление всех исторических ошибок «Гладиатора». Но факт подмены настоящих событий четко выверенными киношаблонами имеет место быть.

В центре киноповествования - судьба римского генерала Максимуса Децимуса Винитаса. Он доблестно сражается с варварами в Германии, ему симпатизируют престарелый император Марк Аврелий и его дочь. Предчувствуя свою кончину, император хочет передать власть генералу, обойдя при этом собственного сына. И так восстановить в Риме сенатскую республику - идеал государства.
Однако этому плану не суждено сбыться. Сын Аврелия Коммод, задушив отца в объятьях, становится правителем Рима.
Единственным, кто посмел выступить против, был генерал, за что и поплатился своей свободой и жизнью семьи. Максимус Децимус Винитас делает успешную карьеру гладиатора и попадает на бои в Рим. Проявив на арене Колизея мужество и отвагу, он становится кумиром публики.
Слава помогает ему вернуть свободу и выступить против императора. Теперь с ним связывают свои надежды часть Сената и императорская дочь Луция, видевшая в тиране-брате угрозу жизни сына. Целью заговорщиков становится свержение Коммода и установление республики.
По ходу действия Колизей превращается в штаб революции. Попытка восстания проваливается. Однако это не мешает смертельно отравленному Максимусу в строгом соответствии с законами жанра убить тирана в финальном поединке. Всё это происходит на фоне весьма удачно установленных с помощью компьютерной графики декораций, которые показывают нам античный Рим во всей его красе. А главный герой постоянно вспоминает о своей родной Испании.

Насколько сюжетная линия фильма
совпадает с событиями II в. по Р.Х.?

Если бы авторы фильма придерживались исторических фактов, то не римляне вторглись бы в Германию, а германцы во времена императора Марка Аврелия прорвали бы укрепленную границу по Дунаю и вторглись в Северную Италию. Сам же он правил Римом не двадцать пять лет, как нас уверяют сценаристы, а только девятнадцать, да и воевал значительно меньше. Умер же он своей смертью от чумы в Виндобоне 17 марта 180 г. по Р.Х.
Его сын Луций Элий Аврелий Коммод был убит двенадцать лет спустя (никак не через год после прихода к власти) в результате заговора, организованного его любовницей Марцией и начальником охраны Квинтом Летом. «Сначала они дали ему яду, но яд не подействовал. Тогда по их приказанию его задушил атлет».
Сестра Коммода Луцилла действительно стала во главе заговора, потому что, когда брат женился, она невзлюбила его жену Криспину, которой перешло звание первой дамы Рима. Будучи непомерно честолюбивой, Луцилла стала думать о захвате власти… Говорить о реальности персонажа Максимуса, основываясь на античных источниках, не представляется возможным. Но думать, что и все остальные киногерои - фикция - дурной тон.
Император Марк Аврелий действительно известен как философ. Его сын «сражался на арене... как гладиатор» и предавался разврату. В целом признавая право режиссера на авторскую интерпретацию событий, мы можем лишь с натяжкой признать историческую канву фильма соответствующей современными знаниям об изображенной эпохе.

Как отражен в фильме «дух времени»?

Если сюжетная линия фильма, пусть и приблизительно, но всё же совпадает с историей, то с пониманием «духа эпохи» дело обстоит явно хуже.
Во-первых, авторы киноблокбастера постоянно путают эпоху античности со средневековьем. Это выражается не только в подмене амуниции, вооружения, но и в стилизации речи героев. Во-вторых, что более важно, античная система ценностей не отражается, а грубо заменяется современной, голливудской. Тем самым у рядового зрителя создается иллюзия вечности американской идеи.
Уже в первой сцене боя в лесу римские всадники мчатся на лошадях, облаченных в стальные намордники. Эта деталь скорее подходит для коня византийского катафрактия или рыцаря эпохи Крестовых походов. Вообще, само использование кавалерии в лесу, да тем более горящем, вызывает полное недоумение.
Непонятно также, зачем киногерманцам вступать в открытый бой с римскими частями - вместо того, чтобы заманить их в лес и там уничтожить, как это они сделали с легионами Вара. Да и сам бой, разбивающийся на отдельные поединки, не отражает римскую тактику, одно из главных достоинств которой состояло в том, что «армия могла сражаться строем как в одну, так и в несколько боевых линий».
Следующая ошибка, не бросающаяся в глаза неискушенному зрителю, состоит в облачении римских императоров Марка Аврелия и Коммода. Они упорно появляются в кадре то в черном, то в синем плаще, хотя символом императорской и военной власти Древнего Рима считался красный (багряный, пурпурный) цвет. Не совсем понятно, почему численность легиона в фильме - пять тысяч человек: в легионе эпохи империи было обычно шесть тысяч.
Наряду с батальными картинами, одна из самых зрелищных сцен фильма - гладиаторские бои на арене Колизея. Здесь кинонеточности коснулись вооружения гладиаторов, которые предстают в невообразимых для той эпохи доспехах. Так, в сцене сражения с африканцами перед изумленными зрителями появляются воины в конических шлемах с бармицей и в полных боевых доспехах. Вызывает большое сомнение факт применения боевых личин на шлемах и сплошных панцирей, скорее напоминающих рыцарские доспехи.
Если по ходу фильма мы и замечаем ошибки, связанные с амуницией и вооружением римского войска и гладиаторов, то эти анахронизмы не столь шокируют, как спорные моменты в стилизации речи героев.
Создается впечатление, что Ридли Скот не знает других античных титулов, кроме обращения цезарь. В фильме постоянно звучат обращения, кои войдут в обиход только через столетия после падения Рима. Так, Максимуса постоянно величают генералом. Однако в действительности его следовало бы именовать легатом и, кроме того, сенатором. Понятно, что человек, «отслуживший десять или больше лет назад трибуном-латиквалием, но с тех пор не имевший отношения к армии», не может считаться кадровым военным.
Насколько известно современной науке, римляне не величали друг друга сэрами, вашими милостями, милордами и прочими англосаксонскими титулами. Не совсем сходятся с нашими представлениями о языческом полководце упоминания им Отца небесного и рая и забвение Юпитера и Марса, не говоря уже о других богах.
По ходу фильма нам постоянно внушается, что все прогрессивные силы человечества борются за Сенат и демократию. Отсюда диалог между императором Коммодом и его сестрой - сторонницей Сената:
- Может быть, разогнать Сенат? - вопрошает брат.
- Пока не время, люди к этому не готовы, - констатирует сестрица.
Хотя Сенат уже двести лет «был в действительности лишь чем-то вроде государственного совета, удобным приспособлением, которое придавало действиям императора законные формы прежних времен. Всякое политическое действие исходило от особы императора, который пользовался своей властью безраздельно, не находясь ни под чьим контролем».
Тема восстановления республики представляется так: хороший, но немощный Марк Аврелий - за, развратный тиран Коммод - против. Хотя логичнее предположить, что власть в случае переворота достанется вовсе не Сенату, тем более не сестре свергнутого Коммода, а Максимусу, у которого и популярность в войсках, и харизма.
По мысли Ридли Скота, власть в Риме обретет тот, кто получит поддержку толпы (электората). На нее с явным пиететом смотрят Сенат и Коммод. Здесь проявляется американизированное представление о важности позиции черни для победы демократии, хотя во втором веке сенаторы с презрением смотрели1 на плебс.
Фильм полон войн, крови, жестокостей. Его герои - сплошь неординарные личности. Так что среди них мы не найдем обычного человека. Это беда не только художественной реконструкции прошлого. И, на наш взгляд, в истории этого периода самая, пожалуй, большая проблема - это отсутствие простого человека: слишком мало источников, чтобы узнать средневекового человека, и еще меньше данных о рядовом человеке античности.
Справедливости ради нельзя не отметить, что Максимус Децимус - далеко не последний человек в империи, и сюжет фильма справедливо соответствует девизу «Стать императором или умереть». От сценариста, как и вообще от историка, требуется больше, чем просто понимание. Требуется понять жизненные идеалы чужой эпохи. Как бы отрекаясь от своих собственных представлений, нужно перенестись на иную сцену чужой эпохи. Возможно ли это? Можно ли в такой мере вжиться в прошлое, чтобы полностью понять его и воспроизвести на экране? Скорее, нет.
Гладиатор из фильма - это лишь образ. Образ римского солдата, увиденный глазами нашего современника. Но можем ли мы понять римскую реальность? Как вообще мы можем понять реальность Конго или Мадагаскара, сидя на месте? Ведь время - это тоже расстояние, только его труднее преодолеть.
Этот фильм - попытка преодоления времени. А те недостатки, которые подмечены нами, являются недостатками с точки зрения истории как науки, но в фильме имеют право на существование.
Америка - относительно молодая сверхдержава, и в общем понятен интерес Голливуда к началу европейской истории. Вряд ли всерьез можно рассматривать демократические ценности современной Америки как уходящие корнями в античное далеко, хотя это и не портит развлекательную киноиллюстрацию.

А.Васильев, А.Митрофанов, С. Агуреев - студенты истфака Московского городского педагогического университета.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!