Начало холодной войны. Начало «холодной войны


Тема 1. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»

ПЛАН

I. Коренные изменения в мире после Второй Мировой войны. Великие державы и проблемы послевоенного мироустройства.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы результаты Второй Мировой войны?

Некоторые точки зрения:

а) Окончание Второй Мировой войны привело к преобладающей позиции Советского Союза в мире.

б) Вторая Мировая война привела к лидерству США в послевоенном мире.

в) Вторая Мировая окончилась паритетом социалистической и капиталистической систем.

2. Было ли неизбежно столкновение двух систем?

Некоторые точки зрения:

а) Две системы всегда были настроены непримиримо и бескомпромиссно друг к другу.

б) Создание антигитлеровской коалиции привело к взаимовыгодному сосуществованию двух систем , которое могло быть продолжено в послевоенном мире.

в) Социалистическая и капиталистическая системы могли находить компромиссы, но перестраховывались, готовясь к военным действиям.
II. Сущность, причины и начало «холодной войны».

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое «холодная война»?

Некоторые точки зрения:

а) «холодная война» - военно-политическая конфронтация.

б) «холодная война» - культурно-идеологическое соперничество.

в) «холодная война» - экономическое соперничество.

2. Кто развязал «холодную войну» и когда она началась?

Некоторые точки зрения:

а) «Холодную войну» развязал СССР.

б) В начале «холодной войны» виноваты США.

в) Обе системы внесли одинаковый вклад в начало «холодной войны».
III. Этапы «холодной войны». Ухудшение советско-американских отношений в конце 1970-х – первой половине 80 - х годов

Вопросы для обсуждения:

1. Какой критерий периодизации «холодной войны» наиболее объективен?

Некоторые точки зрения:

а) периодизация «холодной войны» зависит от времени нахождения у власти того или иного советского лидера.

б) периодизация «холодной войны» зависит от доктрин американской администрации.

в) периодизация «холодной войны» должна соответствовать этапам эскалации напряженности и разрядки между двумя странами.

г) периодизация «холодной войны» должна вестись согласно развитию гонки вооружений.

2. С чем связаны периоды «разрядки» в годы «холодной войны»?

Некоторые точки зрения:

а) «Разрядка» - отражение слабости одной из сторон «холодной войны».

б) «Разрядка» - проявление усталости общества от «холодной войны».

в) «Разрядка» - следствие субъективных факторов «холодной войны».
IV. Кризисы и локальные конфликты периода «холодной войны»: Берлинский кризис 1948 г., Карибский кризис 1962 г., Вьетнамская война. Советско-американские отношения в период других кризисов и локальных конфликтов

Вопросы для обсуждения:

1. Какова роль кризисов в период «холодной войны»?

Некоторые точки зрения:

а) Кризисы и локальные конфликты – наиболее горячие точки «холодной войны», способные привести к реальному столкновению.

б) Кризисы и локальные конфликты – попытки продемонстрировать силу , не имеющие целью развязывание войны.

в) Кризисы способствовали преодолению напряженности в советско-американских отношениях и вели к последующей разрядке.
V. Окончание «холодной войны»: причины и последствия. Дискуссия об окончании «холодной войны» в историографии.

Вопросы для обсуждения:

1. Кто победил в «холодной войне»?

Некоторые точки зрения:

а) В «холодной войне» победили США.

б) СССР не проиграл «холодную войну», но не справился с внутренними проблемами.

в) В «холодной войне» не было победителей и проигравших.

2. Закончилась ли «холодная война»?

а) «Холодная война» закончилась с распадом СССР.

б) «Холодная война» между СССР (Россией) и США перешла в новую стадию.

в) «Холодная война» продолжается, но основные соперники поменялись.

ТЕМЫ ДЛЯ УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ

"Образ врага" в США и СССР.

ЦРУ и КГБ в холодной войне.

Создание НАТО.

«Русский вопрос» во внешнеполитических доктринах США 40–50-х гг.

Биполярная структура мира и ее исторические пределы.

Изменение оценок холодной войны в отечественной историографии и публицистике в 80-90-е гг.
ИСТОЧНИКИ

Восточная Европа в документах российских архивов. Т. 2. 1949–1953. М.–Новосибирск. 1998.

Добрынин А.Ф. Карибский кризис: свидетельство участника //Международная жизнь, 1992. #7.

Злобин Н.В. Неизвестные американские архивные, материалы о выступлении У.Черчилля 5 марта 1946 г.// ННИ. 2000. # 2. С. 156-169.

Карибский кризис: вспоминают военные//Латинская Америка. 1993. # 4. С. 25-45.

Корниенко Г.М. Новое о карибском кризисе //ННИ. 1991. # 3. С.77-84.

Первые письма с "холодной войны" (Служебная записка Дж. Кеннана и аналитический обзор Н. Новикова)// Международная жизнь. 1990. # 11. С. 138-154.

Стеганцев М.В. Архивные документы о карибском кризисе 1962 // Отечественные архивы. 1995. # 1.

Фултонская речь У. Черчилля// Источник. 1998. # 1. С. 88-102.

Холодная война. Новые подходы, новые документы. - М., 1995.

Хрестоматия по новейшей истории. Документы и материалы.: В 3-х т. М., 1960. Т. 3. Ч. 1. С. 57–72, 408–409, 412–421, 437–439.

Хрестоматия по новейшей истории. Пособие для учителей. Ч. 2 (1945–1974). М., 1976. С. 124–125, 242–246.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.И. Карибский кризис, как это было // Открывая новые страницы... М., 1989.

Будс Р.Б. Бреттон-вудская конференция объединённых наций в 1944 г. // ННИ, 1992, №2.

Ванден Берге И. Историческое недоразумение? "Холодная война": 1917-1990. М., 1996.

Гэддис Дж.Л. Предварительные оценки послевоенного противостояния//ННИ. 1991. #3. С.56-62. Дементьев В., Олевская Е. «План Маршалла»: взгляд из сегодняшней России // Российский экономический журнал (РЭЖ), 1993, №8.

Докучаев А. Тайны операции "Анадырь": карибский кризис 1962 г. // Молодая гвардия. 1994. # 10

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки (под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М., 2000.

Загладин Н.В. Почему завершилась "холодная война"?//Кентавр. 1992. # 1/2. С. 45-60.

Злобин Н.В. По пути усиления "холодной" войны // ВИ. 2000. # 9. С. 134-145.

Киссинджер Г. Дипломатия. М. 1997.

Корниенко Г.М. У истоков "холодной войны"//ННИ. 1990.#6.

Кочкин Н.В. Англо-советский договор 1942 г. и начало "холодной войны"// ВИ.2000.#1.С.92-101.

Марушкин Б.И. Феномен Холодной войны // ХХ в. Многообразие, противоречивость, целостность. - М., 1996.

Мартынов Б. Были ли "победители" в "холодной войне"?//Свободная мысль. 1996.#12.С.3-10.

Перкинс Б. "Холодная война" закончилась. Что дальше? // Американский ежегодник , 1994. М.: Наука, 1995. С. 162-179. Печатнов В.О. США: скрытые дебаты по “русскому вопросу” в 1945 г. // ННИ. 1997. № 1.

Ржешевский О. Секретные военные планы У. Черчилля против СССР в мае 1945 года // Новая и новейшая история.-1999. - N3.-С.98-123.

Рихтер Дж. Гендерная идеология и “холодная война” // Общественные науки и современность. (ОНС). 1999. № 1

Рощупкин В.Т. В двух шагах от ядерной катастрофы: неизвестные страницы Карибского кризиса //Латинская Америка. 1993. # 12. С.50-56.

СССР и холодная война. М.: Мосгорархив, 1995.

Филитов А.М. «Холодная война». Историографические дискуссии на Западе. - М., 1991.

Фурсов А. Колокола истории: слово в защиту "холодной войны" // Рубежи. 1996. #7. С. 3-32.

Хорьков А.Г. Уроки "холодной войны" // Свободная мысль. 1995. # 12. С. 67-80.

Чубаръян А.О. Происхождение "холодной войны" в историографии Востока и Запада//НИИ. 1991. #З.С,63-67.

Шепова Н.Я. Карибский кризис и холодная война //"Кентавр. 1995. # 1. С. 3-8.

Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992. Гл. 1 -4,7,8.

Эдельман Дж.Р, Прелюдия холодной войны:, к.истории советско-американских отношений// ВИ. 1991.#6.-С."16-25.

ЛИТЕРАТУРА ИЗ БИБЛИОТЕКИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

J.P.D.Dunbabin. The Post-Imperial Age. The Great Powers and the Wider World. Longman, L.&N.Y., 1994. J.P.D. Dunbabin The Cold War: The Great Powers and their Allies. Longman, L.&N.Y, 1994.

Michael Dockrill. The Cold war 1945 -1963. Macmillan Education ltd, L. 1993

Charles Messenger. The Century of Warfare. Worldwide Conflict from 1900 to the Present Day. Harper Collinns Publishes," 1995.
СОКРАЩЕНИЯ

ВИ-Вопросы истории

МЖ - Международная жизнь

МЭИМО-Мировая экономика и международные отношения

Цели урока: способствовать формированию целостного представления о развитии международных отношений после Второй Мировой войны и подвести учащихся к выводу о причинах и последствиях идеологического противостояния СССР и США, названного «холодной войной»; способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в исторических источниках, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значимых событий. Способствовать ориентации личности учащихся на демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-психологические последствия нетерпимости, враждебности, недоверия, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны».

Основные понятия: «холодная война», биполярный мир, конфронтация, доктрина Трумэна, план Маршалла, гонка вооружений.

Основные даты: 1946-начало «холодной войны», 1949г. – образование НАТО, 1955 г. – образование ОВД, 5 марта 1946г.- речь Черчилля в Фултоне, 1947 г. – доктрина Трумэна.

Оборудование: карта Европы, портреты Сталина, Трумэна, Черчилля, документы (отрывок из речи Черчилля в Фултоне, таблица «Страны НАТО, страны ОВД»).

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. Закончилась. Вторая Мировая война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. Давайте подумаем, как могли сложиться после войны отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции?
- сотрудничество или соперничество?
Тема урока сегодня «Внешняя политика: холодная война». Какой можно сделать вывод?
Бывшие союзники пошли по пути противостояния, или конфронтации.
Эпиграфом для нашего урока я выбрала слова российского поэта Е.Евтушенко.
«Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила». (1990)

Давайте определим цели урока.
План урока (называют учащиеся):

  1. Причины «Холодной войны».
  2. Понятие «Холодная война».
  3. Доктрина Трумэна, план Маршалла.
  4. Черты «холодной войны».

1) Задание. По ходу моего рассказа постарайтесь выделить причины «Холодной войны».
Историки, и отечественные, и зарубежные много спорили о международных отношениях до и после Второй Мировой войны. В работах западных историков не раз говорилось о том, что до войны и сразу же после нее Запад был слишком терпелив к агрессивному Советскому Союзу. Это терпение иссякает.
Каким же было положение до войны? Единственным бесспорным экономическим и политическим лидером являлись Соединенные Штаты Америки.
Интересный исторический факт. В начале 30-х годов в учебных атласах по географии в США не было Советского Союза, на его месте – лишь белое пятно.
И вот после окончания Второй Мировой войны Советский Союз становится сверхдержавой; а Запад оказался к этому не готов.
Американцы и англичане опасались Советской армии – самой мощной в мире. Новое положение СССР подтолкнуло его к расширению границ, стремлению укрепить свои позиции в мире.
Назовем причины «холодной войны» :

  1. Столкновение интересов двух великих держав.
  2. Стремление США к мировому господству.
  3. «Экспорт» коммунизма.

2) Отправной точкой в « холодной войне» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании У Черчилля, которую он произнес в присутствии американского президента Трумэна 5 марта 1946г. в Фултоне - родном городе президента.
Задание. Познакомьтесь с отрывком из речи Черчилля(см. приложение) и ответьте на вопросы.
Обратите внимание: в речи Черчилля не говорится о необходимости открытого противостояния.
Теперь попробуем дать определение:
«Холодная война» - это период противостояния, или конфронтации двух сверхдержав – СССР и США.

3) Доктрина Трумэна. «План Маршалла».
В 1947 г. была разработана доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».Одним из проявлений нового курса США стал план Маршалла. Задание. Прочитав текст учебника на стр. 271 (285), выпишите
1. Цели доктрины Трумэна, ее сущность.
2. Основное содержание плана Маршалла.
3. Определите отношение Советского Союза к этим программам.
Цель доктрины Трумэна – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма) ; заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма) .
Содержание доктрины Трумэна:
- широкомасштабная экономическая помощь европейским странам;
- создание военно- политического блока;
- размещение вблизи советских границ сети военных баз США (Греция, Турция);
- поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;
- при необходимости использование вооруженной силы.
План Маршалла – (по имени госсекретаря США) – оказание помощи странам Европы.
СССР – категорически против этой политики США, советское руководство объявило эти меры призывом к войне против СССР.

4. Подводя итоги, выделим характерные черты исторического периода, названного «холодной войной»(составление схемы на доске)
1) Гонка вооружений (сообщение Кати Соловьевой)
2) Создание образа врага
3) Раскол мира (работа с картой): посмотрите на документ №2(см. приложение) - отметьте на карте страны, входившие в противоборствующие блоки – мир стал биполярным.(2 мировые системы - капиталистическая и соц.)
4) военные конфликты (сообщение).
Чем же опасна холодная война?
«Холодная война» продолжалась с 1946 по 1991 год, практически до распада СССР. Почему она не переросла в войну «Горячую»?

Дом. Задание. – параграф 38, выучить определения, по желанию – подготовить сообщение о корейском конфликте.

холодный война план даллеса

Приглушенное с обеих сторон на время Второй мировой войны идеологическое противостояние не исчезло, противоречия между двумя системами - капиталистической и социалистической - сохранялись и становились тем сильнее, чем большее число стран вовлекалось в орбиту советского влияния. Открытое неприятие иного социально-экономического строя усугублялось совершенно новым ядерным фактором, постепенно выходившим на первый план. Еще во время Второй мировой войны США стали обладателем секрета ядерного оружия. Ядерная монополия США сохранялась до 1949 г., что раздражало сталинское руководство. Эти объективные причины и создали тот фон, на котором появление конкретных поводов, повлекших начало "холодной войны", не заставило себя долго ждать.

Наибольшие споры вызывает вопрос о том, кто же начал "холодную войну" - Советский Союз или США. Сторонники противоположных точек зрения приводят все больше и больше подтверждений своей правоты, но спор в данном случае, видимо, не решается количеством аргументов "за" и "против".

Важно понять главное: обе страны были нацелены на усиление своего влияния, стремились максимально расширить его сферу и, вплоть до Карибского кризиса, считали, что эта цель оправдывает любые средства, даже использование оружия массового поражения. Существует множество фактов как с советской стороны, так и со стороны бывших союзников по коалиции, свидетельствующих об усилении взаимных разногласий.

Так, в 1945 г. руководитель Совинформбюро А.Лозовский сообщал В.М. Молотову о "кампании по дискредитации Красной Армии", организованной в США и Великобритании, о том, что "каждый факт недисциплинированности бойцов Красной Армии в оккупированных странах раздувается и злобно комментируется на тысячи ладов".

Советская идеологическая машина, настроенная поначалу на контрпропаганду, постепенно переходила к формированию образа нового противника. Об "агрессивных устремлениях империализма" сказал Сталин 9 февраля 1946 г. в речи перед избирателями. Это изменение настроений в советских верхах уловил временный поверенный в делах США Д.Кеннан, направивший 26 февраля 1946 г. в Вашингтон секретный документ, вошедший в историю под названием "длинная телеграмма Кеннана". В документе отмечалось, что советская власть, "будучи невосприимчивой к логике разума, очень чувствительна к логике силы". Так постепенно обе стороны "обменивались ударами", "разогревались" перед решительной схваткой.

Ключевым событием, от которого историки ведут отсчет "холодной войны", стала речь У.Черчилля. После нее рухнули последние надежды даже на видимость союзнических отношений и началась открытая конфронтация. 5 марта 1946 г., выступая в колледже американского г.Фултона в присутствии президента США Г.Трумэна, У. Черчилль заявил: "Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин".

У.Черчилль указал на две основные опасности, угрожающие современ-ному миру: опасность монополии на ядерное оружие коммунистического или неофашистского государства и опасность тирании. Под тиранией У.Черчилль понимал такое устройство, в котором "государственная власть осуществляется неограниченно либо диктаторами, либо узкими олигархиями, действующими через посредство привилегированной партии и политической полиции..." и в котором существенно ограничены гражданские свободы.

Сочетание этих двух факторов делало, по мнению У.Черчилля, необходимой создание "братской ассоциации народов, говорящих на английском языке" для координации действий прежде всего в военной области. Актуальность такого объединения бывший премьер-министр Великобритании обосновывал существенным расширением сферы советского влияния, благодаря которому "железная завеса спустилась на континент", ростом влияния коммунистических партий в Европе, намного превосходящим их численность, опасностью создания прокоммунистической Германии, возникновением коммунистических пятых колонн по всему миру, действующих по указаниям из единого центра. В заключение Черчилль сделал вывод, определивший на долгие десятилетия глобальную мировую политику: "Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил".

Речь Черчилля, попав на стол к Сталину, вызвала взрыв негодования. 13 марта, на следующий день после публикации речи в "Известиях", Сталин дал интервью корреспонденту "Правды", в котором отметил, что по сути дела г.Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. Он и его друзья, сказал Сталин, поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Таким образом, ответный выстрел был сделан, "холодная война" началась.

Идеи отставного британского премьера были развиты и детализированы в феврале 1947 г. в послании президента Г.Трумэна Конгрессу США и получили название "доктрины Трумэна". "Доктрина Трумэна" содержала конкретные меры, которые должны были как минимум не допустить расширения советской сферы влияния и распространения коммунистической идеологии ("доктрина сдерживания социализма"), а при благоприятном стечении обстоятельств вернуть СССР к его прежним границам ("доктрина отбрасывания социализма"). И ближайшая, и перспективная задачи требовали концентрации военных, экономических и идеологических усилий: европейским странам предлагалось оказать широкомасштабную экономическую помощь, под руководством США образовать военно-политический союз и разместить сеть военных баз США возле советских границ, поддерживать оппозиционные движения в странах Восточной Европы.

Экономическая составляющая "доктрины Трумэна" была подробно разработана в плане госсекретаря США Дж. Маршалла в том же 1947 г. На начальном этапе в обсуждении "плана Маршалла" был приглашен принять участие В.М.Молотов. Однако оказание экономической помощи США связывали с определенными политическими уступками со стороны Москвы, что было для руководства СССР абсолютно неприемлемо. После того как требование сохранения за советским правительством свободы в расходовании выделенных средств и самостоятельного определения экономической политики было отвергнуто Западом, СССР отказался участвовать в "плане Маршалла" и оказал прямое давление на Польшу и Чехословакию, где план вызвал интерес.

Разоренной войной Европе США оказывали колоссальную экономическую помощь - за 1948-1951 гг. страны Европы получили в общей сложности 12,4 млрд. долл. инвестиций. Логика амбициозного поведения усугубила и без того тяжелое экономическое бремя Советского Союза, вынужденного во имя своих идеологических интересов инвестировать значительные средства в страны народной демократии. К середине 1947 г. в Европе окончательно сформировались два типа внешнеполитической ориентации: просоветская и проамериканская.

При несомненном влиянии и авторитете коммунистов в послевоенной Европе прийти к власти и сформировать собственные правительства им удалось лишь в Югославии и Албании. В Восточной Европе процесс установления коммунистических режимов шел гораздо более сложно, чем это раньше подавалось в историографии. Утверждение коммунистов у власти в этих странах прошло два основных этапа.

Первый этап охватывал период от окончания войны до середины 1947 г., когда основной моделью государственного устройства была так называемая "народная демократия", в основе которой лежала концепция "национальных путей к социализму". Термин "народная демократия" должен был продемонстрировать отличие как от "старой демократии" (буржуазной), так и от советской формы политической власти. Концепция "национальных путей к социализму" опиралась на признание постепенного поступательного движения к новому строю путем эволюционного развития, а не революции. Этот эволюционный процесс должен был ориентироваться на гражданский мир и широкий межклассовый союз, исключив гражданскую войну и диктатуру пролетариата. В экономике полностью отрицалась советская практика насильственной экспроприации частной собственности, которая должна была трансформироваться в общенародную постепенно. В общем виде эту концепцию сформулировал президент Чехословакии Э.Бенеш, заявив, что наступает новая эпоха "решительной борьбы за новую социальную и экономическую структуру, перехода от буржуазной демократии к демократии народной". Такая "мягкая" модель была выгодна и СССР, который получал существенное расширение сферы своего влияния и наряду с этим мог продемонстрировать, что никому не навязывает свой строй силой.

Но "холодная война" внесла существенные коррективы в отношения Москвы со странами "народной демократии". Коммунистическое движение, руководимое Москвой, включалось в процесс конфронтации и становилось одной из его ведущих сил. С середины 1947 г. ситуация в Европе изменилась - коммунисты потеряли свои позиции во Франции, Италии и Финляндии, коммунистическое Сопротивление потерпело поражение в Греции. У сталинского руководства стала "уплывать почва из-под ног" и оно взяло курс на форсирование революционного процесса.

"Холодная война" реанимировала логику предвоенного противостояния между Сталиным и Гитлером, что в коммунистическом движении означало возврат к идее "единого фронта" против империализма, а по сути - восстановление сталинского понимания интернационализма как верности СССР, подчинения стран социалистического блока советской внешней политике. Боясь потерять свои позиции и стремясь всеми силами оградить Восточную Европу от американского влияния, Москва форсировала в этих странах социально-экономические и политические преобразования.

Второй этап отношений характеризуется установлением в Восточной Европе таких режимов, когда советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Начался процесс падения коалиционных правительств "народного фронта" и установления коммунистического правления. Коммунистическое правительство было сформировано в ноябре 1946 г. в Болгарии. В январе 1947 г. президентом Польши стал коммунист Б. Берут. С августа 1947 г. по февраль 1948 г. подобные режимы были установлены в Венгрии, Румынии и Чехословакии.

Переходу к единой советской модели развития должна была способствовать международная закрытая политическая структура - Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформ), созданный в сентябре 1947 г. и просуществовавший до 1956 г. Первый, сокрушительный по силе, удар был нанесен по концепции "национальных путей к социализму". На первом же совещании Коминформа в сентябре 1947 г. в Польше была пересмотрена стратегия коммунистов в отношении демократических блоков и политических союзников. Малейшее отклонение от советской модели стало рассматриваться Москвой как сепаратизм и потенциальная угроза сокращения сферы советского влияния. Создание Коминформа означало переход к жесткой унификации коммунистической идеологии, полный отказ от концепции "национальных путей к социализму", замену "народной демократии" государством диктатуры пролетариата. Открытые недавно документы показывают, что на рубеже 1947-1948 гг. сталинское руководство готовилось обвинить лидеров коммунистических партий Венгрии, Чехословакии и Польши в игнорировании марксистско-ленинской теории, недоброжелательном отношении к СССР, ликвидаторской политике в организационном построении компартии, лояльном отношении к кулаку. Однако в самом начале проведения этой жесткой линии Сталин неожиданно столкнулся с сопротивлением со стороны югославских коммунистов.

Особое раздражение Москвы вызвала идея югославского лидера Тито о создании балканской федерации (союза Югославии и Болгарии). Сталин подозревал Тито в стремлении к руководящей роли на Балканах, что, по его мнению, могло вызвать ослабление там позиций СССР. На советско-болгаро-югославской встрече 10 февраля 1948 г. Сталин потребовал перевести процесс создания федерации в приемлемое для СССР русло. Тито не согласился со сталинской моделью федеративного устройства и не желал подчиняться грубому диктату Москвы.

"Бунт на корабле" Сталин попытался подавить руками Коминформа, который в июне 1948 г. издал резолюцию о положении в Коммунистической партии Югославии. КПЮ обвинялась в отходе от марксистско-ленинской идеологии, в клевете на СССР и ВКП(б), а югославским коммунистам предлагалось сменить своих руководителей, если те не признают и не исправят своих "ошибок". События весны - лета 1948 г. привели к разрыву дипломатических отношений между СССР и Югославией в октябре 1949 г. Против Югославии были применены экономические санкции.

Финал драмы наступил 29 ноября 1949 г., когда Коминформ опубликовал резолюцию под названием "Югославская компартия во власти убийц и шпионов". В СССР была развернута настоящая антиюгославская пропаганда. Газеты клеймили "фашистскую клику Тито - Ранковича". Самого Тито изображали с топором в руках, с которого стекает кровь югославских коммунистов.

После советско-югославского конфликта у стран "народной демократии" не осталось никаких вариантов: либо беспрекословное подчинение диктату Москвы, либо полная политическая и экономическая изоляция. Сталин требовал точного повторения советской модели развития, без каких бы то ни было поправок "на местные условия". Копирование советской практики социалистического строительства вызвало волну репрессий в 1949-1952 гг., которая была организована спецслужбами при непосредственном участии советников из Москвы. Все партийные функционеры, выступавшие за национальные особенности построения социализма, были отстранены от руководства, отправлены в тюрьмы, расстреляны. Так страны "народной демократии" превращались в страны "социалистического лагеря", с обязательными для исполнения законами центра и партийной дисциплиной. Использование термина "лагерь" исключительно точно отражало гнетущую, давящую атмосферу во взаимоотношениях между Москвой и странами, строившими социализм по советскому рецепту. Лишь в начале 1960-х годов это понятие в политическом лексиконе стало постепенно заменяться на "социалистическое содружество".

Естественно, что навязывание Москвой своей политической воли имело под собой материальную основу. Даже в условиях голода, охватившего в 1946 г. бóльшую часть территории Молдавии и Украины, СССР поставил в Болгарию, Румынию, Польшу, Чехословакию, в советскую оккупационную зону Германии 2,5 млн. т зерна. На твердую почву экономическая помощь была переведена в результате предоставления странам "социалистического лагеря" льготных долгосрочных кредитов, которые составили за 1945-1952 гг. 3 млрд долл..

В условиях жесткой поляризации на международной арене, фактического возникновения проамериканского и просоветского блоков особое значение приобрела борьба за влияние на страны, еще не заявившие о той или иной ориентации, страны так называемого "третьего мира". К их числу принято относить молодые независимые государства, освободившиеся из-под колониальной или иной зависимости.

После Второй мировой войны национально-освободительное движение с особой силой развернулось на Азиатском континенте. В 1945-1948 гг. суверенитет получают Индонезия, Пакистан, Индия, Бирма и Цейлон, что принято считать первым этапом распада колониальной системы.

Советский Союз использовал все доступные средства воздействия на национально-освободительное движение и включение его в орбиту своего влияния. Активно использовались материальная и военно-политическая поддержка. Каналами такой помощи становились политические партии, находившиеся в оппозиции к прозападным силам в стране. Так, например, в Иране, оккупированном во время войны советскими и английскими войсками, СССР поддерживал Народную партию Ирана (партию Туде), сепаратизм курдов и азербайджанцев. Усиление советской позиции в Иране для Москвы было связано с завоеванием политической власти партией Туде и созданием там просоветского режима. В декабре 1945 г. сепаратисты, опираясь на советскую помощь, провозгласили в северных провинциях Ирана Автономную Республику Азербайджан и Курдскую Народную Республику. Это вызвало резкое обострение в советско-английских отношениях. Англичане ввели в северные провинции Ирана дополнительный воинский контингент, подавили курдских и азербайджанских сепаратистов. На полное фиаско в Иране никакой официальной реакции Сталина, не желавшего ввязываться в региональный конфликт, не последовало.

На протяжении всех послевоенных лет национально-освободительное движение было каналом советского влияния на страны "третьего мира", а сами молодые независимые государства часто становились "пешками" в глобальной геополитической игре, выступали ареной конфронтации советского и американского блока, которая зачастую выливалась в вооруженное противостояние.

Наиболее острый характер борьба между СССР и США за усиление своего влияния приобрела в Корее и Вьетнаме. После окончания Второй мировой войны в Азиатско-тихоокеанском регионе Корея была освобождена от японской оккупации и разделена на советскую и американскую зоны. В северной части страны, оказавшейся в советской административной зоне, при поддержке Москвы началась "народно-демократическая революция": созданы органы новой власти - народные комитеты под руководством Трудовой партии Кореи и ее вождя Ким Ир Сена; в 1946 г. проведены земельная реформа, национализация промышленности и другие преобразования. В сентябре 1948 г. было провозглашено образование Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР). Одновременно с этими событиями в южной части Кореи с осени 1945 г. функционировала американская военная администрация, которая не собиралась сдавать свои позиции в Корее. Здесь в 1948 г. было создано правительство Южной Кореи во главе с американским ставленником Ли Сын Маном. Возник очаг непосредственного противостояния систем, названный в современной историографии "феноменом разделенных народов".

В сферу советского влияния попал также и Китай. Сильная коммунистическая партия, созданная здесь в 1920-е годы и активно поддерживаемая Коминтерном, в 1927 г. потерпела поражение от национальной партии Гоминьдан, ориентированной на Запад. Коммунисты начали партизанскую войну против Гоминьдана и создали опорные базы в глухих сельских районах. Япония с 1931 г. начала борьбу за подчинение всего Китая, чему в значительной степени мешала военная и материальная помощь Советского Союза. После разгрома Квантунской армии в 1945 г. Северо-Восточный Китай, оккупированный японцами, был освобожден. Китай охватила гражданская война между коммунистами во главе с Мао Цзедуном и войсками Гоминьдана. При активной советской помощи коммунисты победили. 1 октября 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), и 14 февраля 1950 г. между нею и СССР был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помощи. Сталин рассматривал победу революции в Китае и построение там социализма по советской модели как ключевое условие победы социализма во всем мире и поэтому не жалел ни сил, ни средств для помощи китайским коммунистам, а также шел на существенные уступки во всех спорных вопросах. Так, СССР предоставил Китаю однопроцентный кредит в сумме 300 млн долларов, безвозмездно передал правительству КНР права на бывшую КВЖД, на 25 лет раньше срока истечения договора ушел из порта Дальнего (Далянь) и вывел свои военные силы с совместной советско-китайской базы Порт-Артур, передав все имущество и сооружения китайской стороне. На вечные времена между СССР и Китаем была провозглашена "великая дружба".

После войны фактически происходил передел мира, складывалось два основных полюса притяжения, формировалась биполярная геополитическая модель. На совещании Коминформа в ноябре 1949 г. в докладе М.А.Суслова было констатировано, что с одной стороны находится агрессивный и кровавый империализм, осуществляющий политику насилия над народами, готовящийся к войне против СССР, с другой - прогрессивный СССР и его союзники.

Наиболее определенно о характере советской внешней политики высказался Черчилль, назвав ее "советским империализмом" и подчеркнув тесную связь внешнеполитических устремлений Советского Союза с коммунистической идеей. Он отмечал, что после войны "русский империализм и коммунистическая доктрина не видели и не ставили предела своему продвижению и стремлению к окончательному господству". Восприняв ленинскую идею "мировой революции", прагматичный политик Сталин постепенно трансформировал ее в концепцию неуклонного расширения "социалистического лагеря", сфер влияния в "третьем мире" под лозунгами пролетарского интернационализма, сплочения борцов за мир и т.п. Наряду с последовательными, реалистичными действиями по расширению советского блока и зоны влияния в странах "третьего мира", послевоенные амбиции Москвы иногда выходили за рамки трезвого расчета. Так, наиболее одиозным примером, трудно объяснимым с точки зрения здравого смысла, можно считать требования Сталина летом-осенью 1945 г., с самого начала обреченные на провал. Это требования об изменении режима Черноморских проливов, возвращении СССР Карского и Ардаганского округов, ставших турецкими в 1921 г., участии СССР в управлении Танжером (Марокко), а также заявления о заинтересованности в изменении политических режимов в Сирии, Ливане, ряде итальянских колоний в Африке. Вынужденный по требованию Сталина реализовывать эти абсурдные инициативы на международной арене В.М. Молотов впоследствии вспоминал: "Выступать с такими требованиями тогда было трудно. Но попугать - попугали крепко".

Так или иначе, но к началу 1949 г. "социалистический лагерь" был идейно сплочен на основе подчинения и жесткой дисциплины. Во всех странах утвердились программы строительства социализма по советскому варианту, а их сотрудничество получило закрепление в рамках СЭВ. В Азиатско-тихоокеанском регионе возникли два коммунистических режима. Победоносно завершилась революция в Китае. Существенно возросло влияние СССР в странах "третьего мира". Меры, предпринимаемые США и их союзниками, были заявлены еще в фултонской речи Черчилля, требовалось только их международно-правовое оформление.

4 апреля 1949 г. по инициативе США был подписан Североатлантический договор, определивший международно-правовую базу военно-политического союза проамериканского блока. Этот союз получил название Организации Североатлантического договора, или НАТО (от англ. North Atlantic Treaty Organization - NATO). В НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия, в 1952 г. Турция и Греция. В рамках НАТО было создано объединенное военное командование стран-участниц, что стало основой первого военного блока государств в послевоенном мире. Создание НАТО позволяет говорить о переходе конфронтации из идеологической и политической области в военную, что качественным образом меняло международную обстановку, вело к существенному обострению международной напряженности.

Единственной сферой союзнических отношений в 1945-1949 гг. оставалось совместное управление Германией, поэтому именно в германском вопросе конфронтация проявилась наиболее остро. Советский Союз придерживался позиции территориальной целостности немецкого государства. Такая позиция была вызвана двумя основными факторами: угрозой реваншистских настроений в западных оккупационных зонах, располагавших богатым в экономическом отношении Рурским бассейном, и желанием получить от правительства единой Германии репарационные платежи в полном объеме. Как вспоминает В.М. Молотов, Сталин был практически уверен в победе немецких коммунистов и не оставлял надежды распространить советское влияние на всю Германию.

В радикально изменившейся международной обстановке политика в германском вопросе стала для Запада главным способом противостояния. С 1 января 1947 г. начался процесс слияния оккупационных зон союзников: в течение 1947 г. было проведено объединение английской и американской зон, а летом 1948 г. к ним была присоединена французская зона. Реформа денежной системы в июне 1948 г. в Западной Германии и включение ее в сферу экономической помощи по "плану Маршалла" заложило экономическую основу раздела территории немецкого государства. Последней отчаянной попыткой давления на бывших союзников была экономическая блокада Западного Берлина (союзнических оккупационных секторов столицы Германии, находившейся целиком в советской зоне). Весной 1949 г. СССР пытался блокировать доставку продовольствия в Западный Берлин, но безуспешно - американцы доставляли все средства жизнеобеспечения населения воздушным путем. Без внимания осталось предложение Сталина снять блокаду Западного Берлина в обмен на отказ от идеи создания западногерманского государства.

мая 1949 г. было подписано соглашение между верховными комиссарами западных оккупационных зон о создании Федеративной Республики Германии со столицей в Бонне, принята Конституция и сформированы правительственные органы ФРГ. В качестве ответной меры в октябре 1949 г. в советской оккупационной зоне была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Конфронтация двух систем делала открытое военное противостояние вполне реальным. Опасность этой тенденции усугублялась ядерным фактором. До 1949 г. единственной державой, обладавшей ядерным оружием были США, которые превратили его в основное средство давления на СССР. Летом 1946 г. США внес на рассмотрение ООН план Баруха, в котором предлагалось учредить международную систему контроля над атомной энергией.

Контролировать все виды деятельности (научно-исследовательскую и производственную), связанные с ядерной энергией, должна была специальная международная организация, реальное руководство которой оказывалось у США. В случае принятия плана Баруха возникала возможность закрепления монополии США на разработки в области ядерной энергии. СССР выступил с контринициативой и внес на рассмотрение ООН конвенцию по полному запрещению ядерного оружия, предложив не применять его ни при каких обстоятельствах, запретить его производство и хранение, уничтожить все его запасы. Контролировать соблюдение конвенции должен был Совет Безопасности ООН. План Баруха был отвергнут СССР, а конвенция по запрещению ядерного оружия - Соединенными Штатами. Обострение в международно-правовом плане вопроса об атомной энергии и ядерном оружии послужило началом эпохи "ядерной дипломатии", гонки вооружений на международной арене.

США при подготовке своих военно-стратегических планов исходили из готовности применить против СССР ядерное оружие. Среди этих планов наибольшую известность получил план "Дропшот" (1949), где были намечены первоочередные цели ядерной бомбардировки городов Советского Союза.

Монополия США на ядерное оружие ставила СССР в довольно сложное положение и заставляла руководство страны проводить две основные линии. Первая, официальная линия сводилась к тому, чтобы, невзирая ни на какие сложности, создать советское ядерное оружие и ликвидировать ядерную монополию США. Усилия советского военно-промышленного комплекса увенчались успехом. В заявлении ТАСС от 25 сентября 1949 г. говорилось, что секрета атомной бомбы больше нет. Таким образом, ядерная монополия США была ликвидирована. Противостояние стало термоядерным.

Еще не обладая ядерным оружием, СССР активизировал вторую, пропагандистскую линию. Ее суть сводилась к тому, чтобы всячески демонстрировать желание договориться с США о запрещении и уничто-жении ядерного оружия. Было ли это желание искренним? Считало ли советское руководство такие переговоры реальными? Вероятнее всего, нет. Важно другое - эта пропагандистская линия отвечала желанию советских людей жить в мире, а официальная пропаганда в данном случае совпала с движением сторонников мира как в СССР, так и за рубежом.

В 1947 г. по инициативе СССР была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН с осуждением любой формы пропаганды, имеющей целью создать или усилить угрозу миру. На фоне широкого международного обсуждения угрозы мировой войны в августе 1948 г. по инициативе выдающихся ученых и деятелей культуры возникло международное движение сторонников мира, которое провело свой первый конгресс в апреле 1949 г. в Париже. В конгрессе приняли участие представители 72 стран, был создан Постоянный комитет Всемирного конгресса сторонников мира во главе с выдающимся французским физиком Ф. Жолио-Кюри, учреждены Международные премии мира. Это общественное движение абсолютно совпадало с официальной внешнеполитической линией Советского Союза, поэтому СССР оказывал движению сторонников мира постоянную помощь.

Организованный характер оно приняло и внутри страны, соединившись со всей мощью советской пропагандистской машины - в августе 1949 г. в Москве состоялась первая Всесоюзная конференция сторонников мира и был создан Советский комитет защиты мира. Все взрослое население СССР (115,5 млн человек) поставило свои подписи под Стокгольмским воззванием, принятым в марте 1950 г. сессией Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира. В воззвании требовалось безусловное запрещение атомного оружия "как оружия устрашения и массового уничтожения людей". Подписавшие требовали "установления строгого международного контроля за исполнением этого решения", а применение атомного оружия первым против какой-либо страны объявлялось "преступлением против человечества".

На официальном дипломатическом уровне в июне 1950 г. СССР заявил о готовности сотрудничать с законодательными органами других стран в реализации предложений сторонников мира, а 12 марта 1951 г. Верховный Совет СССР принял Закон о защите мира, согласно которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества.

Апогеем конфронтации стала война в Корее (25 июня 1950 г. - 28 июля 1953 г.), в ходе которой борьба между СССР и США за влияние в Азии перешла в открытое военное противостояние, грозившее перерасти в мировую войну. В Корейской войне Северная Корея (КНДР) воевала против проамериканской Южной Кореи. На стороне КНДР в боевых действиях участвовали китайские добровольцы, а с конца ноября 1950 г. - несколько советских авиадивизий на самолетах с корейскими опознавательными знаками, соединения ПВО. На стороне Южной Кореи воевали американцы под флагом ООН. Советское правительство оказывало КНДР военную и материальную помощь: снабжало корейскую армию танками, самолетами, боеприпасами, медикаментами. Несколько советских сухопутных дивизий было подготовлено к отправке в Корею. Военные действия проходили с переменным успехом. Наибольшую роль в военном отношении имел десант США в тылу северокорейской армии в сентябре 1950 г. и массированные бомбардировки столицы КНДР Пхеньяна в июле 1952 г. Тем не менее решающего стратегического преимущества ни одной из сторон добиться не удалось, и 28 июля 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась разделенной на два государства.

Противостояние между блоками подошло к опасной черте во время Карибского кризиса осенью 1962 г. Соединенные Штаты приступили к размещению ракет с ядерными зарядами на территории Турции, Италии и ФРГ, организовав там свои военные базы. США также попытались свергнуть режим Кастро, организовав в апреле 1961 г. высадку десанта в районе Плайя-Хирон.

Под угрозой потерять власть Кастро весной 1962 г. добился от советского руководства признания Кубы социалистической страной. Принятие Кубы в "социалистический лагерь" налагало на СССР обязательства, прежде всего, в военно-стратегической области, связанные с защитой территории "острова свободы". США продолжали разрабатывать планы военного вторжения на остров.

Поэтому весной 1962 г. СССР начал тайно обустраивать на Кубе свою военную базу, осуществив сверхсекретную переброску людей и ракет среднего радиуса действия. Это позволяло, защищая социалистические преобразования на Кубе, одновременно "держать на мушке" Вашингтон. Ответным шагом американского президента Д.Кеннеди стала военно-морская блокада Кубы и требование немедленного вывода советских ракет с острова. В полную боевую готовность были приведены не только войска СССР и США, но и соединения НАТО и ОВД.

Между Хрущевым и Кеннеди начались интенсивные переговоры, в результате которых был достигнут спасительный компромисс: СССР вывозил ракеты с Кубы, а США - из Турции и Италии; Америка также гарантировала безопасность Кубы и режима Кастро.

Особую дискуссию вызывает вопрос о том, какая из сторон одержала верх в результате Карибского кризиса. В литературе представлен весь спектр мнений. Представляется, что следует разделять политические и военные итоги прошедших событий. Если в политическом смысле США получили преимущество и новые доказательства "советского экспансионизма", то в военном отношении вывод американских ракет с территории Турции и Италии был несомненным успехом СССР. Если пропагандистский эффект был налицо, то военные договоренности и уступки США в Турции и Италии держались в секрете. Такое развитие событий привело к дальнейшей конфронтации между СССР и Китаем, поскольку давало Мао Цзедуну повод говорить "о преступном сговоре" советского ревизионизма и американского империализма.

По целому ряду пунктов взгляды Мао разделял Кастро, считавший, что Хрущев его предал, когда пошел на уступки американцам и "обменял" их ракеты в Турции и Италии на свои на Кубе. Однако основное и бесспорное значение Карибского кризиса состояло в доказательстве невозможности применения ракетно-ядерного оружия для достижения политических целей. Карибский кризис знаменовал окончание первого периода "холодной войны", когда она могла перерасти в вооруженный конфликт.

После кризиса начался постепенный процесс снятия острой конфронтации в отношениях между СССР и США. Важным шагом в этом направлении стало подписание договора о запрещении испытаний атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой, которое состоялось в августе 1963 г. в Москве. Убийство Кеннеди в ноябре 1963 г. и отставка Хрущева в октябре 1964 г. затормозили развитие этого процесса.

Таким образом, проведенный анализ исторических событий в рассматриваемый период позволяет сделать вывод о том, что в развязывании "холодной войны" на первом ее этапе были в равной мере виновны как руководство США, так и СССР, которые не только не пытались ее снизить, но и всячески усиливали путем проведения соответствующей идеологической пропаганды.

Большой научный интерес вызывает так называемый план Аллена Даллеса, о котором пойдет дальнейшая речь в данной работе.

Научный директор РВИО Михаил Мягков рассказал о том, как американская программа помощи Европе запустила Холодную войну с СССР.

Путешествуя по просторам иностранной прессы, мы обнаружили одну интересную статью, опубликованную в американской газете The Washington Post. И хотя текст повествует о событиях конца 1940-х годов, автор не оставляет сомнений в том, что эта тема все еще актуальна.

Речь идет о знаменитом плане Маршалла, а точнее - о книге, которая целиком посвящена этой американской программе помощи Европе после Второй мировой войны. Автор статьи - доктор исторических наук, профессор истории Хоуп Харрисон. Ее материал посвящен книге писателя Бенна Стейла (Benn Steil) под названием «План Маршалла: начало холодной войны» (The Marshall Plan: Dawn of the Cold War).

Примечательно то, что в своей статье Харрисон открыто критикует план Маршалла, утверждая, что «подобная инициатива вряд ли снова будет реализована - даже если однажды во главе США снова встанет президент, который сочтет, что ключевые интересы Америки тесно связаны с интересами других стран, и который захочет этим странам помочь».

И автор книги, и историк сходятся во мнении о том, что именно политика госсекретаря Джорджа К. Маршалла, которую Штаты начали реализовывать в апреле 1948 года, запустила механизм холодной войны и обострила отношения с Советским Союзом.

Казалось бы, решив помочь 17 странам Европы восстановить их экономику после Второй мировой войны, Америка проявила благородство, но ряд историков видит в этом совсем другие причины.

О том, какую роль план Маршалла сыграл в холодной войне, чем в этой ситуации руководствовалась Америка и как это связано с разделом Германии на Восток и Запад - читайте в нашем интервью с научным директором Михаилом Мягковым.

Депрессия или холодная война?

- Михаил Юрьевич, расскажите, в чем заключался план Маршалла и для чего он был нужен прежде всего Америке?

План Маршалла - это масштабная экономическая помощь Соединенных Штатов Америки странам Европы (пострадавшим во Второй мировой войне. - Прим. ред. ). Но эта помощь имела двоякую цель. С одной стороны, это действительно была помощь, а с другой - подчинение европейских стран американской экономике, которая, по сути, привязывала европейские страны к промышленной, сельскохозяйственной и финансовой мощи США. Кроме того, это также была возможность для Америки подчинить себе Западную Европу в военно-политическом плане.

Какую роль сыграл план Маршалла в восстановлении экономики стран, пострадавших от войны? И о какой именно помощи шла речь?

Помощь была достаточно существенной: общая сумма ассигнований западноевропейским странам за несколько лет - около 13 миллиардов долларов. Она позволила Европе достаточно быстро нарастить темпы развития своей промышленности и сельского хозяйства. Но не стоит забывать, что план Маршалла прежде всего нужен был самим Соединенным Штатам, поскольку в Америке, так или иначе, боялись послевоенной депрессии.

- И помощь Европе могла эту депрессию предотвратить? Как именно?

В Штатах существовало определенное перепроизводство товаров, которые необходимо было куда-то сбывать, и этот сбыт должен был производиться именно в страны Европы. Это давало возможность американской промышленности и сельскому хозяйству не потерять темпы своего развития после войны, поскольку война дала американской промышленности мощный импульс. И правительство США опасалось, что после войны прекратится сбыт товаров и повторится то, что было во время Великой депрессии 1929 - 1930-х годов. Чтобы избежать этого, необходимо было открыть себе рынки сбыта в Европе. Соответственно, Европа должна была экономически подчиниться Соединенным Штатам. И второй целью, как я уже сказал, было посредством этой масштабной помощи подчинить себе Европу и в военно-политическом плане. К примеру, заранее обговаривалось, что из правительств стран, которым оказывается поддержка, должны быть удалены левые силы. Это был своего рода механизм холодной войны, которая тогда уже разгоралась.

О разделе Германии думали еще во время войны

- В статье The Washington Post есть фраза, которая, на мой взгляд, хорошо иллюстрирует позицию США в этой истории. Правда, выглядит она скорее как оправдание: «Поначалу Америка полагала, что программа экономической помощи позволит стабилизировать Европу и даст США возможность в какой-то момент уйти оттуда, чтобы сконцентрироваться на своих собственных делах. Однако беспокойство европейцев по поводу возможного восстановления мощи Германии требовало от США сохранить их присутствие в Европе». Как вы думаете, можно ли верить в то, что Америка действительно собиралась «уйти» из Европы?

Что бы там американский президент Ф. Рузвельт ни заявлял во время Второй мировой войны, после войны Соединенные Штаты, естественно, хотели остаться в Европе. Им необходимо было присутствие там для того, чтобы в первую очередь открыть для себя рынки государств Европы и через их экономику еще больше проникнуть в разбросанные по всему миру колонии европейских стран, подчинить их себе в экономическом и политическом плане.

А возрождения мощи Германии тогда действительно боялись? И связан ли план Маршалла с процессом разделения Германии на ГДР и ФРГ?

План Маршалла, безусловно, повлиял на раздел Германии, поскольку Соединенные Штаты были так или иначе заинтересованы в том, чтобы Германия экономически была подчинена прежде всего именно американскому капиталу. Американцы имели возможность доступа к углю, к стали, производственным мощностям западной части Германии. Все это позволило бы США не только подчинить себе Западную Германию, но и противопоставить ее ресурсы Советскому Союзу. Заметно то, что американцы в условиях уже разгоравшейся холодной войны пытались усилить свои военные и экономические возможности в том числе за счет Западной Германии. И понятно, что такого рода поддержка, естественно, могла привести только к разделению страны.

Одной из предпосылок плана Маршалла иногда называют провал плана Моргентау, который тоже представлял собой программу по предотвращению развязывания Германией третьей мировой войны. В чем разница между этими двумя концепциями?

План Моргентау, по сути, говорил о превращении Германии в аграрную страну. Такие мысли действительно высказывались, были такие проекты. У Франклина Рузвельта еще в годы войны были планы по разделению Германии на несколько государств. Но в условиях уже начавшейся холодной войны, когда Соединенные Штаты взяли курс на эскалацию конфронтации с Советским Союзом, опасения по поводу возможного возрождения мощи западной части Германии уступали место желанию использовать ее потенциал против СССР. Западная Германия учитывалась уже в планах войны против Советского Союза.

Низвести Россию до подчиненной державы

- Как советское руководство отреагировало на такую политику американцев?

Существует мнение о том, что Советский Союз сразу же отверг план Маршалла. Но, с другой стороны, также известно, что в 1947 году велись переговоры между СССР, Англией и Францией, на которых от СССР присутствовал В. М. Молотов, где первоначально обсуждались вопросы американской помощи пострадавшим от войны европейским странам. С другой стороны, когда четко стало понятно, что план Маршалла направлен прежде всего на подчинение европейских государств американской экономике и политике, отношение Советского Союза к нему, конечно, стало однозначно отрицательным.

Американцы вели свою игру, и СССР не желал, чтобы экономическое, а затем и военно-политическое влияние США проникло в страны Восточной Европы. Тогда Советский Союз вместо пояса безопасности на своих границах мог вновь получить пояс недружественных государств. Угроза от потенциального противника вплотную приблизилась бы к нашей территории (как это случилось в 1990-2000-е годы, когда в НАТО стали входить восточноевропейские страны). В любом случае в Москве было понятно, что Соединенные Штаты Америки мыслят прежде всего категориями ослабления СССР.

Вам не кажется странным, что и статья, и книга, которой она посвящена, были опубликованы не где-нибудь за рубежом, а в США, то есть на родине плана Маршалла? Ведь и журналист, и историк, книга которой там анализируется, довольно открыто критикуют такую политику Штатов. Может быть, это знак того, что Америка готова к сближению с Россией, а не развязыванию новой холодной войны? Да и сыграл ли план Маршалла такую уж большую роль в этом конфликте?

Я думаю, что план Маршалла для американского руководства был именно механизмом эскалации холодной войны. При этом американцы были заинтересованы в том, чтобы как можно больше стран попало в их орбиту. Они хотели, чтобы и восточноевропейские страны, которые в те годы находились под влиянием Советского Союза, тоже вошли в сферу их влияния. Соответственно, Европа и тогда, и сегодня занимает важнейшее место в стратегических планах США - как экономических, так и политических. То есть чем больше европейских стран входит в орбиту США, тем легче Штатам будет проводить в жизнь свои различные военно-политические планы, в том числе - окружение России военными базами, увеличение санкций против нее, другие способы, направленные на подрыв нашей обороноспособности и экономического развития. Если американцы тогда использовали для этого все свои экономические и политические возможности, то они будут делать это и сегодня. Сколько бы там ни критиковали план Маршалла, важнейшие основы, которые были заложены тогда, по сути, продолжают действовать и сегодня. И раньше Штаты стремились подчинить себе Европу и использовать ее ресурсы против СССР. И сегодня Вашингтон желает по-прежнему экономически и военно-политически доминировать над Европейским континентом и использовать его потенциал против России.

НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» странами народной демократии. На заключительном этапе второй мировой войны Красная Армия вступила в страны Восточной Европы. Их стали называть странами народной демократии. Сталинская политика с её методами насилия стала применяться там ещё до того, как кончилась война. Европа после второй мировой войны.




НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» железный занавес. Уже в мае 1945 года, через несколько дней после окончания войны в Европе, Черчилль телеграфировал Трумэну, что над советским фронтом опустился железный занавес. «Железный занавес» (американский пропагандистский плакат).


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 5 марта 1946 года в Фултоне (США). Началом «холодной войны» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнёс 5 марта 1946 года в Фултоне (США). В своём выступлении Черчилль предостерегал мир от растущей угрозы коммунизма. Выступление Уинстона Черчилля в Фултоне (5 марта 1946 года). «Черчилль пугает мир угрозой коммунизма».




НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 12 марта 1947 года 12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн выступил перед Конгрессом с предложением оказывать помощь всем странам, которым грозит опасность коммунистической экспансии. доктрины Трумэна. Эти принципы стали основополагающими положениями т.н. доктрины Трумэна. Текст доктрины Трумэна. Гарри Трумэн – 33-й президент США.


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» план Маршалла. Одним из первых мероприятий по осуществлению доктрины Трумэна стал план Маршалла. Своё название он получил по имении тогдашнего госсекретаря США Джорджа Маршалла. Подписание плана Маршалла (1948 год).Джордж Маршалл.


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» Суть плана Маршалла заключалась в предоставлении странам Европы в 1948 – 1952 годах долларов для восстановления разрушенной экономики. Страны Восточной Европы под нажимом СССР от американской помощи отказались. Европейские государства, получившие помощь от США по плану Маршалла.




НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» январе 1949 года Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В январе 1949 года СССР и страны Восточной Европы учредили Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Взаимная экономическая помощь вместо американской помощи – таков смысл, вложенный в название этой организации. Страны-участницы СЭВ (по состоянию на 1980 год).


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» апреле 1949 года Организация Североатлантического договора (НАТО). В апреле 1949 года была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Этот блок создавался, прежде всего, для защиты его участников. Подписание Североатлантического договора.


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» мае 1955 года Организация Варшавского договора. В мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора. Это был военно-политический союз под эгидой СССР. к 1955 году окончательно сформировалось противостояние Востока и Запада. Таким образом, к 1955 году окончательно сформировалось противостояние Востока и Запада. Подписание Варшавского договора.








КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА (1950 – 1953) Корейская война завершилась в 1953 году. За три года ожесточённых боёв погибло более корейцев, китайцев и около американцев. Каждая из сторон провозгласила свою победу. Завершающий этап Корейской войны.




СУЭЦКИЙ КРИЗИС (1956) октябре 1956 года В октябре 1956 года израильские войска вторглись в Египет и стали быстро приближаться к Суэцкому каналу. Вскоре на территорию Египта были введены английские и французские войска. 6 ноября 1956 года Однако 6 ноября 1956 года при посредничестве ООН было подписано перемирие. В 1957 году израильские войска покинули территорию Египта. Суэцкий канал стал законной собственностью Египта. Суэцкий кризис (1956 год).




БЕРЛИНСКИЙ КРИЗИС (1961) В 1955 году страны Запада признали ФРГ, а СССР – ГДР. Власти ФРГ не признавали ГДР и заявляли, что разорвут отношения с той страной, которая это сделает (исключение было сделано только для СССР). В 1958 году Москва потребовала вывода войск бывших союзников из Западного Берлина.






КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) В январе 1959 года на Кубе был свергнут режим диктатора Батисты. К власти пришли повстанцы во главе с Фиделем Кастро, который в своей политике ориентировался на СССР. США стали финансировать борьбу кубинских эмигрантов против режима Кастро. Диктатор Батиста.Фидель Кастро и Никита Хрущёв.


КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) Летом 1962 года Вашингтону стало известно о размещении на Кубе советских ракет средней дальности. Карта Кубы с изображением мест базирования советских ракет средней дальности. Снимок советской ракетной базы на Кубе, сделанный американским самолётом-разведчиком.




КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) В ответ на размещение советских ракет президент США Кеннеди заявил о введении карантина вокруг Кубы. Карантин имел целью воспрепятствовать доставкам вооружения на Кубу. СССР в ноябре 1962 года демонтировал ракеты, а США прекратили блокаду Кубы. Встреча президента США с командующим ВВС США. Встреча президента США с советскими дипломатами.


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) В 1945 году лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам. В 1946 году между Францией и Вьетнамом началась война, которая длилась 8 лет. Французский Индокитай. Хо Ши Мин.Бой с участием французских десантников (1952 год).


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) В 1954 году в Женеве были подписаны соглашения о прекращении огня в Индокитае. Во Вьетнаме образовалось фактически два государства, которые начали борьбу друг против друга. В этой борьбе Северному Вьетнаму оказывал поддержку СССР, а Южному – США. Северный и Южный Вьетнам накануне начала Вьетнамской войны.


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) Поводом к вступлению США в войну послужил инцидент в Тонкинском заливе в августе 1964 года. марте 1965 года В марте 1965 года во Вьетнам прибыли первые американские части. Инцидент в Тонкинском заливе (август 1964 года). Высадка американцев во Вьетнаме (март 1965 года).




ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) Вступление США в войну вызвало волну пацифистских настроений в самих США и резкое осуждение со стороны СССР и его союзников. Активисты антивоенного движения и военная полиция (Вашингтон, октябрь 1967 года). «Положить конец агрессии во Вьетнаме!» (советский пропагандистский плакат).


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) 7 января 1973 года 7 января 1973 года в Париже были подписаны соглашения, призванные прекратить войну во Вьетнаме. Они также предусматривали вывод американских войск. Социалистическая республика Вьетнам. В 1976 году Вьетнам объединился. Государство стало называться Социалистическая республика Вьетнам. Подписание соглашений в Париже (январь 1973 года).


ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1970-е годы вошли в историю «холодной войны» как период разрядки международной напряжённости году Договор по противоракетной обороне (ПРО)Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В 1972 году в Москве лидерами СССР и США были подписаны Договор по противоракетной обороне (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Подписание Договоров по ПРО и ОСВ-1 (Москва, 1972 год).


ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1975 году Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, В 1975 году в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который гарантировал нерушимость европейских границ и закладывал основы для развития сотрудничества в различных областях жизни. Брежнев подписывает т.н. хельсинкские соглашения. Участники хельсинкского совещания.


ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1979 году Договор ОСВ-2, В 1979 году лидеры СССР и США подписали Договор ОСВ-2, согласно которому обязались сократить количество носителей ядерного оружия. В связи с тем, что СССР ввёл свои войска в Афганистан, США отказались ратифицировать этот договор. Подписание Договора ОСВ-2 (Вена, 7 июня 1979 года).





ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) Михаил Горбачёв. Эдуард Шеварднадзе. В 1985 году новым советским лидером стал Михаил Горбачёв. Новым министром иностранных дел был назначен Эдуард Шеварднадзе. Советское руководство взяло курс на улучшение отношений с Западом. Михаил Горбачёв – руководитель СССР в 1985 – 1991 году. Эдуард Шеварднадзе – министр иностранных дел СССР.


ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) Встречи глав СССР и США стали регулярными. На них обсуждались четыре круга проблем: разоружение; региональные конфликты; права человека; двухсторонние отношения. Михаил Горбачёв и Рональд Рейган во время переговоров.


ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) В конце 1980-х годов СССР вывел войска из Афганистана и дал согласие на объединение Германии. Отношения с Западом стали улучшаться. Вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 года). Объединение Германии (октябрь 1990 года). 46



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!