Спальня в стиле арт нуво. История дизайна - ар нуво

В сегодняшнем нашем новом материале мы вас познакомим с несколькими способами оформления апартаментов с использованием модной дизайнерской мебели и архитектурных элементов, характерных для стилистики ар-нуво.


Элегантный и многожанровый стиль ар-нуво (второе название – модерн) заметно повлиял на современный дизайн. Это направление в искусстве и зодчестве было характерно для исторического периода с конца XIX до начала XX столетия. При этом его основными чертами являются плавные и изящные линии.

Красота модерна неоспорима и сегодня она по-прежнему ценится многими дизайнерами и домовладельцами. Если вы ищете способы преображения своих апартаментов, рассмотрите возможности оформления их в стилистике ар-нуво. Давайте посмотрим на уникальные идеи, реализованные мастерами с разных уголков земного шара в следующих творческих проектах.

1. Резное дерево. Многие художники и дизайнеры той эпохи применяли в своих работах фактурный массив. Вы можете и в современные дни использовать это направление для убранства дома мечты.

Подумайте о создании декоративного камина с изумительным обрамлением, выполненным из ореховой древесины. Красиво, стильно и эффектно!

Совет: вы сможете сделать репродукции этих предметов мебельного гарнитура с использованием специализированных молдингов, которые можно закрепить на простых комодах, столах и шкафах, тем самым придав им изысканный и феноменальный внешний облик.

Гостиная от Caroline Beaupere Design

2. Металлоконструкции. Стиль ар-нуво был быстро адаптирован для изготовления декоративных изделий из железа и литой стали с волнообразными, асимметричными и органическими очертаниями. Рекомендация: вы сможете легко декорировать фасад своего дома с применением этих уникальных изделий. Ищите кронштейны, перила, ограждения и другие архитектурные детали.

Также ещё одним замечательным вариантом оформления квартиры станет использование античных ворот в изголовье постели или в качестве настенного предмета искусства.

Прихожая от Gast Architects

3. Витражи. Художник Louis Comfort Tiffany (Луис Комфорт Тиффани) впервые использовал эти изысканные декоративные элементы в убранстве. Их изгибающиеся конструкции украшали окна, фонари и другие осветительные приборы. Совет: при правильном применении витражи смогут замечательно вписаться в классический или современный дизайн интерьера. К тому же вы можете использовать их в маленьких помещениях, например, для декора окна в ванной.

Туалет от Marsh and Clark Design

4. Плитки. Во второй половине XIX века наблюдался упадок в производстве керамики. По сравнению с обоями плитка была дорогим и сложным в установке облицовочным материалом.

Однако она вновь получила популярность спустя несколько десятилетий. Литая плитка с мотивами в стиле модерн стала более доступной для массового потребителя.

Рекомендация: этот стройматериал замечательно выглядит в ультрасовременном и традиционном убранстве. Не оформляйте плиткой всю стену. Мощный эффект достигается, когда она используется с умом.

Ванная от Red Rock Tileworks

5. Драпировки. Для этого направления характерен изысканный текстиль с природным и растительным орнаментом – пёстрые ковры ручной работы, уникальная обивка для диванчиков и стульев, а также лаконичные занавески. Совет: подбирайте для своего жилья текстиль, подушки или драпировку в приглушённой цветовой палитре с изогнутыми и волнистыми линиями. Если вы ищете нестандартный способ работы с тканью, попробуйте использовать висящие филёнчатые панели в качестве художественного произведения или декора настенной поверхности.

Салон от Margo Downing Interiors

6. Освещение. Для модерна характерны люстры с витражными абажурами, железные лампы со свинцовым стеклом, фонари и кислотно-травленые плафоны со сложным узором. Совет: вам не нужно покупать антикварные светильники. Даже обычную современную бра или настольную лампу вы можете превратить в креативный аксессуар в манере ар-нуво с помощью металлического свинцового основания или стеклянного абажура.

Гостиная от Quoizel

7. Обои. Они были особенно популярным отделочным материалом в этот период. При этом палитра в их исполнении может быть как смелой, так и более приглушённой. Совет: подбирайте для оформления стен обои с изысканным орнаментом.

Витиеват и причудлив

Этот знаменитый стиль оказался вдруг замешанным в масштабной путанице. В основе неразберихи - русское название стиля. Когда клиенты говорят дизайнерам, что хотят заказать интерьер в стиле модерн, профессионалам приходится уточнять: а какой именно «модерн» имеется в виду? Дело в том, что в народе модерном все чаще называют современный стиль - этакий классический минимализм, лаконичный европейский дизайн. Однако это ошибка, причем очень глубоко укоренившаяся.

Слово «модерн» используют применительно к современным интерьерам не только обыватели, но и многие авторы статей по дизайну, составители мебельных каталогов и даже дизайнеры мебельных салонов. Одним словом, масштаб путаницы грандиозен. Мы решили внести свою скромную лепту в распутывание этого «ложного узла» и рассказать нашим читателям о настоящем модерне в интерьере.

Итак, модерн - это не современный, а исторический стиль , зародившийся в конце 19-ого века, но довольно быстро уступивший модное первенство своему преемнику - стилю Ар-деко. В России стиль назвали «Модерном» , но у него много и других имен. Так, в Германии он известен как «Югендстиль» , в Италии - как «Либерти» , в Шотландии - как «Макинтош» , а в США - как «Тиффани» . Международное название, известное большинству - «Ар-нуво» (Art Nouveau) .

В чем причина путаницы, возникшей в нашей стране? Все просто: на английском языке слово «modern» означает все новое, современное. Когда продавцы мебели и материалов стали переводить иностранные каталоги с продукцией, они, ничтоже сумняшеся, калькировали знакомое им слово. То есть просто написали его кириллицей, не утруждая себя переводом. Кто-то ошибся по незнанию, а остальные подхватили.

Настоящий модерн: немного из истории стиля

Во второй половине 19-ого века в мире искусства царил некий застой. Главенствующим стилем была эклектика - в дизайне повторяли и перемешивали черты предыдущих стилей. Зрел запрос на что-то кардинально иное, небывалое, свежее. И рождение нового стиля не заставило себя долго ждать.

В 80-ые годы 19-ого века новые черты проявились в работах ряда мастеров - художников, скульпторов, ювелиров и др. Основным источником вдохновения стал растительный мир. Флористические орнаменты являлись ключевыми элементами стиля, его визитной карточкой. Культовое значение для нового стиля приобрела вышивка Г. Обриста «Удар бича». Аналогичные плавно изогнутые, волнистые линии превратились в эталон.

«Удар бича» Обриста

Стиль получил стремительное развитие и молниеносно завоевал высокую популярность. Он широко распространился в мире искусства и проявил себя не только в живописи и архитектуре, но и в оформлении книг, мебели, предметах быта. Новые черты быстро сложились в единый стиль с целым рядом характерных признаков.

Картина Альфонса Мухи, яркого представителя стиля модерн

Кульминационной точкой можно считать 1900-ый год, когда в Париже прошла всемирная выставка. Новый стиль проявил себя во всей красе и одержал блестящую победу. Впереди было еще 10 лет триумфа, в течение которых стиль модерн главенствовал в мире искусства, но после 1910-ого года он начал потихоньку сдавать позиции. Ситуация в мире усложнялась день ото дня, и такой нарочито декоративный, плавный, женственный стиль становился все менее востребованным. В начале 20-ых годов на смену модерну пришел более современный, техничный и энергичный .

Стиль ар-нуво, он же модерн в интерьере: основные черты

1. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Замысловатые линии - это сама суть стиля модерн. Такие волнистые очертания даже тяжелым, массивным предметам придают видимую хрупкость, легкость и воздушность.

2. Девиз «Назад к природе!». Основные мотивы, выраженные в формах, линиях, росписи, декоре, - это вьющиеся растения, морские или океанические волны, хвост павлина.

3. Орнаментальность - яркая черта стиля Ар-нуво. Орнаменты присутствуют повсюду: и в отделке, и в мебели, и в текстиле, и в , и в предметах искусства.

Спальня в стиле ар-нуво. Дизайнер: Дарья Григорьева

4. Асимметричность. Слишком много симметрии претит эстетике модерна. Часть арок, проемов, предметов мебели может быть симметричной, но хотя бы один объект в помещении должен быть эффектно-асимметричным. В этой причудливой, витиеватой асимметрии - особая прелесть модерна.

5. Арочные формы. Арки в стиле модерн отличаются криволинейностью и зачастую асимметричностью. Они очень плавные, «пластические». Арки присутствуют всюду: арочная форма придается проемам, каминам, окнам, шкафам, спинкам и многому-многому другому.

6. Сложный дизайн проемов. Особое внимание уделяется проемам и «полупроемам» в стенах между помещениями или частями помещений. Формы и отделка проемов и перегородок в стиле ар-нуво поражают воображение.

7. Витражи. Ар-нуво характеризуется особой любовью к . Их можно увидеть в окнах, дверях, на потолке, в мебели, в . Не зря ведь в США этот стиль имеет название «Тиффани» (в честь художника и дизайнера Л. К. Тиффани, специализировавшегося на создании декоративных шедевров из стекла).

8. Роскошные лестницы. В эпоху модерна заостряли внимание на и ограждениях. Их делали потрясающе красивыми и обязательно такими же изогнутыми и волнистыми, как традиционные орнаменты ар-нуво.

Дизайн интерьера в стиле модерн

Наверное, каждый дизайнер мечтает создать интерьер в этом стиле. Это проникновение в историю, прикосновение к прекрасному, творческая интерпретация на современный лад. Одним словом, работа интересная и… дорогая. Вообще, интерьеры в стиле ар-нуво - это роскошь, доступная лишь обеспеченным людям. Материалы и мебель, необходимые для создания обстановки в этом стиле, являются далеко не бюджетными. Да и не в каждом жилище этот стиль будет уместен, ведь ар-нуво требует больших пространств.

Рассмотрим некоторые детали дизайна в стиле модерн.

Основные цвета для интерьера в стиле ар-нуво, модерн, югендстиль

Палитра интерьеров в стиле ар-нуво, как правило, не отличается большим разнообразием. Самые распространенные цвета - это оттенки темного благородного дерева, земли, песка. Фоном для них могут служить белый и кремовый цвета.

В набор красок могут быть включены и некоторые другие тона, но обязательно природные - это цвета камней, травы, листвы. Дополняется эта, прямо скажем, скудная, но элегантная палитра цветом золота, реже - бронзы или серебра.

Отделка помещений в стиле модерн

Наиболее широко используемый материал - дерево. Его применяют и для полов (паркет, доска), и для стен (панели), и для проемов.

В интерьерах ар-нуво дерево на первом месте.

Помимо дерева, активно используются камень (плитка). Лестничные ограждения обычно кованые.

Повсеместно встречаются орнаменты и завитки, напоминающие «удар бича». Для создания орнаментов на полу и стенах во влажных помещениях применяют мозаику. Окрашенные стены могут быть украшены орнаментальной росписью. Флористический орнамент вводят в интерьер и посредством использования обоев - фактурных или с и рисунком.

Cтиль арт-нуво в ювелирном искусстве (примерные границы: 1890-1915). В период с 1860 по 1880 гг. французский ювелир Оскар Массин своими произведениями задал тон и проторил дорожку для движе­ния арт-нуво.

Его произведения вдохновили искавших новые формы ювелиров-дизайнеров конца XIX века на то, чтобы порвать с ограничи­вающей их традицией и сопроводить начало нового века свежим всплеском творческой энергии.

Они приняли новый революцион­ный взгляд на искусство и больше внимания уделяли создаваемому каждым украшением образу, а не использованию дорогих .

С помощью плавных форм они сосредоточивали свое внимание на детальной работе с металлом, использовании необыч­ных камней и новых материалов, а с помощью эмали создавались уникальные во всех аспектах произведения искусства.

В этот период очень частыми были эксперименты. Ничто не сковывало ювелиров-дизайнеров. Они брали такие материалы, как рог и , такие необычные камни, как или натуральный , «крыло» и .

Все это смешивалось в причудли­вых, никогда раньше не при­менявшихся сочетаниях. Ос­новные мотивы заимствова­лись у природы: цветы, насекомые, листья, переплетенные виноградные лозы и ускользающие загадочные женские силуэты.

Необычными были сами предметы изображения. Они использовали такие цветы, как большие ирисы, и таких насекомых, как порхающие бабочки и стрекозы. Плавные движения и более отвлеченный характер ювелирных изделий в стиле арт-нуво создавали ощущение спокойствия и умиротворенности, как будто вы попадаете в мир грез.

В это время на авансцену выходят французские ювелиры-дизайнеры, а самыми яркими звездами были Рене Лалик, Анри Вевер, Жорж Фуке, Жо Деком, Boucheron, Филип Вольфер, Плиссон и Хартц, а также Люсьен Гайар. Работал в стиле арт-нуво и Петер Карл . В Америке Луис Комфорт своими издели­ями в стиле арт-нуво произвел настоящую сенсацию.

Среди других американских мастеров, работающих в этом стиле, назовем Теодора Дрейсера, Джеймса Колдвэлла, Shreve Company, Peacock Company, Бэйли, Banks, Biddle, Black, Stars Frost, Marcus Company, Spaulding Company и Теодора Старр.

Его путают с , но от него он далеко. Речь пойдет об арт нуво . Чтобы понять, чем он является, начнем с особенностей арт деко. Поняв их, поймем и разницу между художественными стилями.

Арт деко вдохновляется искусством Древнего Египта, в частности, Месопотамии. Отсюда мотивы тропических растений и много блеска. Здесь и хромированные, и латунные, и серебряные поверхности.

Добавим к этому брутальную сексуальность в виде пантер и львов. Воспевается, так же, образ кроткой лани – их добычи. Если орнамент, то составленный из простых фигур. Если краски, то яркие, насыщенные и контрастные. Если предметный мир, то связанный с технологиями. Противопоставим этому арт нуво и поймем разницу.

Особенности стиля арт нуво

Арт нуво – стиль , зародившийся раньше арт деко. Последний возник в 1925-ом году. Тогда в Париже прошла выставка под названием Exposition internationaledes Art Dcoratifs et industriels Modernes. Из ее имени и вычленили термин для нового стиля. Многие предметы на соответствовали именно ему.

Арт нуво возник на 40 лет раньше, в 1885-ом и понимался, как новое искусство. Оно обратилось к плавным линиям, природным мотивам. До революции арт нуво звали новейшим искусством, а во времена СССР стали именовать модерном.

Этот термин переводится как «современный». Искусствоведы 21-го века склонны употреблять понятие «модерн» по прямому назначению, говоря именно о современных вещах, а не из прошлых веков. Поэтому, начали применять английское обозначение стиля «арт нуво».

Модерн арт нуво в разных странах именуют по-разному и воспринимают как национальную идею. В Австрии, к примеру, стиль кличут «сецессион», а в Италии «либерти». Арт нуво не смог стать международным, единым для всех.

В этом принципиальное отличие от арт деко. Последний все понимают одинаково, называют одинаково и воссоздают одинаково. Идея направления – жизнь, как праздник. Отсюда столько яркости, технологичности и томности.

Идея арт нуво иная, ставится в противовес господствовавшему ранее рационализму. Его прямые, скупые линии заменили плавными, воспев природность окружающей обстановки, ее сложность и многогранность.

Орнаменты арт нуво составляются из одной непрерывной линии. Она извивается, загибается, пересекает сама себя. В итоге, получается сложная и витиеватая картина, словно переплетение трав в поле.

Однако, травы эти близкие и родные. Это не тропические растения, а те, что видны под окном. Краски тоже природные. Вместо яркости и контрастности используются пастельные тона. Выбивается из них лишь .

На фото арт нуво демонстрирует столь же натуральные и неброские материалы. в противовес металлам арт деко тусклое, много , и . В рисунках, украшающих их и текстиль, преобладают птицы, рыбки, насекомые.

В общем, вновь мотивы природы. Им чужды новые технологии. Поэтому, в арт нуво много декора, но мало практичности и, тем более, современной аппаратуры. Проще увидеть резной стол из дерева, письменные принадлежности в старинном стиле и инстоляцию-камин, который на самом деле лишь причудливо сплетшиеся корни дерева.

Стиль арт нуво в ювелирном искусстве

Украшения арт нуво тяготеют к полудрагоценным . Их в природе большинство, как и приглушенных красок. Поэтому, ювелиры берут деликатные , , , . Их очарование в приглушенных красках, неброском сиянии.

В соответствии с излюбленными орнаментами арт нуво в драгоценностях стиля много цветов, птиц, рыбок, стрекоз. Если присутствуют женские фигуры, их дополняют крыльями бабочек, юбками из лепестков. могут быть в прямом смысле сережками, к примеру, березовыми. Цвет дерева прорабатывается ювелирами в камне, металле, слоновой кости.

Излюбленной техникой арт нуво стала эмаль. Это . Оно наносится на металл, запекаясь на нем. Дабы разграничить элементы рисунка, используют перегородки из , , ювелирных .

Такую эмаль называют перегородчатой. Кружево множества стеночек соответствует таинственности стиля. Создается впечатление, что заходишь в сказочный лес или встречаешься с его нимфами. Кстати, о нимфах.

В украшениях арт нуво орнамент сочетается с обнаженной натурой. В 19-ом веке это стало вызовом целомудренным взглядам. В 21-ом веке обнаженкой не удивишь. Эротизм арт нуво соответствует времени и, в этом смысле, оставляет стиль современным.

Арт нуво в интерьере

В интерьере стиль выражается предметами ручной работы. Здесь и витражи, и эксклюзивная деревянная мебель, ручная кладка каминов, уникальные и картины. Не зря арт нуво провозгласили стилем художников и вообще людей искусства.

Творцы наполняют интерьер глубоким символизмом, извилистыми линиями, штучными предметами. Именно поэтому арт нуво довлел над прочими стилями лишь 4-ре десятилетия. Наступили времена повсеместного машинного производства. Массовые товары не отличаются сложностью форм и беспрестанно повторяются. Это чуждо арт нуво.

В интерьере стиль арт нуво выражается, в основном, зеленым и коричневым цветами. Проводится параллель с красками, преобладающими в природе. Все цвета как бы припудрены, замутнены.

Если розовый, то сероватый, если лиловый, то с серебром. Местами мерцают поверхности, подобные играющему на солнце льду или искрящимся каплям воды на цветах. В обязательном порядке такие ассоциации в интерьере арт нуво вызывают стекла окон. Для этого их обрабатывают специальными составами.

На фото интерьер в стиле арт нуво

В целом интерьер арт нуво можно назвать добротным. Используются натуральные материалы и обрабатываются эксклюзивно. Так же, стиль обтекаем. В интерьерах арт нуво не найти прямых и строгих линий.

Все мягко, изящно и грациозно. Ткани, как и прочие материалы, натуральные, богато орнаментированные. Каждая деталь в интерьерах арт нуво – предмет, который можно рассматривать часами.

Арт нуво в живописи

В живописи арт нуво, как и прочих ипостасях стиля, эксплуатируются темы естественности, таинственности, чувственности. Женские образы, к примеру, томные с округлостями и пышными волнами волос.

Зрительно эти дамы кажутся высокими. В арт деко, к примеру, леди миниатюрные, тонкие и звонкие. В них есть колючая спортивность. Кажется, что эти дамочки куда-то спешат.

Женщины на картинах стилистики арт нуво, напротив, умиротворены и спокойны. Они наслаждаются моментом, не стремясь покинуть его. Волосы распущены, тела расслаблены, взгляды задумчивы.

Из художников направление арт нуво поддерживали Константин Сомов, Куно Амье, Леон Бакст, Густав Климт, Ян Тороп и Шарль Морен. Последний творил, так же, в стилистике символизма.

Картина в стиле арт нуво художник Габриэль Морено

Арт нуво соответствует примерно каждая 3-я картина Морена. На полотнах часто фигурирует и его , к примеру, круг. Дневное светило в арт нуво можно назвать предметом культа.

На картинах, так же, изобилуют странные существа. Это не монстры, но есть в них что-то нереальное, сказочное. Остальные мотивы природы натуралистичны. Глядя на картины, видишь раковины, павлинов, бабочек и божьих коровок.

Каждый исторический стиль, переживший свое время, отражает целую эпоху, ее вкусы, характеры, образы. Чем привлекательнее для нас, ныне живущих, кажется определенное время, тем более популярным становится соответствующий стиль. В этом смысле интерес к арт-нуво, возродившийся в последнее десятилетие, отражает ностальгию по бурным и ярким временам на рубеже 19 и 20 столетия. появился именно тогда. Может ли наша квартира или даже частный дом стать ареной идей, которые были в моде сто лет назад? Как создать стиль арт-нуво в современном интерьере?

Арт-нуво: характеристики и история

Следует сразу отметить, что термином «арт-нуво» иногда называют всю общность модерна. Это не совсем так. Арт нуво представляет, скорее, французское направление, которое возникло на рубеже 19 и 20 столетия. Оно интегрировано в общее пространство модерна, но охватывает более узкое течение искусства и декорации. Арт-нуво имеет свой собственный набор характеристик , которые во многом совпадают с ключевым направлением модерна, но обладают и уникальной спецификой.

  • Арт-нуво базируется на природной красоте и естественной гармонии. Его создатели были очарованы совершенством линий цветка, бутона, ветки и противопоставляли эту естественную живость и гибкость набиравшей обороты индустриальной эстетике.
  • Лозунгом, или на современном языке, слоганом стиля стала один из базовых принципов модерна «Ближе к природе». Интерьеры в стиле арт-нуво стали образцом этой идеи.
  • Сохраняя приверженность провозглашенной модерном идее конструктивизма, интерьеры арт-нуво отличаются гармонией и единством создаваемого пространства. В этом стиле можно задать основную идею помещения и последовательно ее реализовывать. В исторических интерьерах именно так и делали, называя комнаты «Райский сад» или «Влюбленные лилии». Тогда люди были уверены, что романтики много не бывает.

  • Тонкую природную красоту арт-нуво передавал изогнутой линией, которая являлась основной концептуальной формой для всего модерна. Прихотливо извивающие, образующие целые заросли фантастических цветов и растений, плавные и закругленные формы отличались одной интересной особенностью. В отличие от привычных нам объемных, многомерных изображений, арт-нуво словно рисует двумерные картины. Плоский рисунок стиля отсылает нас к японским гравюрам или позднегреческим изображениям, а также к традиционным египетским росписям.
  • Впрочем, это неудивительно, весь своим зарождением арт-нуво был обязан как раз японским гравюрам. На них обратил внимание известный английский художник и гравер Ф. Бракмон. Очень быстро изображения стали популярны, англичане, а за ними и французы подхватили идею извивающихся линий, самостоятельность цвета и свободу выражения силуэта, не скованного классическими канонами.

  • Символом стиля вполне может служить цветок. Роскошные лепестки пиона, нежная изысканность цикламены, завершённость очертаний лилии подарили арт-нуво идеи и образы. Надо отдать должное - художники не опустились до бездумного копирования, а нашли новые средства для оформления пространства, стилизуя природные формы, создавая собственное видение безупречной природной красоты.
  • На основе плавных, изогнутых линий была разработана концепция единого пространства, ничем не разделенного, предметы и украшения которого будут не разрушать, а достраивать композицию.
  • Вот так и появился стиль арт-нуво. В нем сочетается плавность рисунка и традиционные геометрические формы помещений, сочные оттенки природных цветов и сложные тона художественной палитры.

  • Для создания арт-нуво потребуются акцентированные растительные орнаменты, натуральные отделочные материалы, арочные конструкции для окон или дверей, образы растительного и животного мира в орнаменте, отделке, аксессуарах. При этом арт-нуво далек от простоты и естественности экостиля. Он создан очень искусно, с большим тщанием, но он не является слиянием человека с природой. Скорее, этот дизайн воспевает природу средствами, которые доступны только человеку.
  • На сегодняшний день в историческом облике арт-нуво можно встретить довольно редко. Этот изысканный по современным понятиям стиль требует хорошего художественного вкуса, понимания стилистических основ и возможностей для того, чтобы придумывать и создавать элементы, которые способны объединится в законченную и гармоничную картину.
  • Нередко можно встретить адаптированные варианты, которые получаются соединением возможностей арт-нуво и других стилей, например, ретро. Это подчеркивает исторических характер интерьера, создает впечатляющую многослойность, добавляет индивидуальность и авторский взгляд на природу стиля.

Арт-нуво в интерьере гостиной: фото и идеи

Прекрасные перспективы этот дизайн открывает для тех, кто хочет сделать свою гостиную удобной, элегантной и оригинальной. Арт-нуво обладает особенным благородством, и, несмотря на довольно почтенный возраст, он выглядит очень свежо.

  • Интерьер арт-нуво может быть создан и в относительно небольшой комнате. Придется отказаться от росписи многоуровневого потолка или сложного украшения стен. Однако, оригинальное арочное окно, сводчатая рама зеркала, скругленная линия дверного проема вполне доступна даже в небольшой комнате.
  • Еще больше приблизит идеал использование натурального дерева в оформлении комнаты, а также натуральные, природные оттенки цветовой гаммы. Безусловно, в современной квартире довольно трудно добиться полной стилистической достоверности, но даже несколько ярких черт помогут придать гостиной нужное настроение арт-нуво.
  • Закругленные и обтекаемые формы мебели, затейливый растительный узор на шторах и жестком ламбрекене, рельефный рисунок потолка и повторяющие его контрастные росчерки на стенах создали вполне отчётливый образ стиля во вполне стандартной гостиной на фото.

  • Образ подчеркивает удачный выбор материалов и цветов отделки, приближая ту самую гармонию с природой, которая является основным принципом арт-нуво.
  • Гостиная в таком дизайне может быть не только элегантной, но и выразительной, оригинальной и даже энергичной. Достаточно выбрать в качестве основного цвета теплые оттенки желтого, янтарного и светло-коричневого, чтобы помещение заискрилось всеми оттенками солнечного дня.
  • К высоким окнам вовсе необязательно добавлять арки, скруглить и придать нужную плавность образу помогут хорошо подобранные ламбрекены и шторы орнаментом из цветов и листьев. Изгибы мебельных форм хорошо поддержат необходимую текучесть образа. Правильным и уместным акцентом станет растительный орнамент на обивке мебели, кованая решетка камина с переплетающимися ветвями, а резные деревянные узоры журнального столика и кресел идеально впишутся образ комнаты.
  • Отдельно стоит подчеркнуть роль живых растений в формировании стиля арт-нуво. Особенно удачно выглядят растения с широкой кроной, декоративными листьями. Если для модерна вообще отличным образом стала орхидея, то для арт-нуво больше подходят растения с густой листвой и крупными цветами, например, лилия, или же с длинными декоративными плетями. Например, плющ, китайская роза, глициния.
  • Нужные атрибуты стиля можно создать даже несколькими выразительными штрихами. Например, в гостиной на фото основным акцентом является узор потолка, напоминающий переплетенные ветви фантастического растения. Оригинальную идею поддерживает цвет мебели, а замысловатый рисунок дорогой ткани делает интерьер по-настоящему роскошным.

  • В этом интерьере прослеживается явная апелляция к восточным темам. Это не является нарушением стиля, как мы помним, и модерн не остался равнодушен к восточной культуре, и сам арт-нуво обязан своим происхождением интересом к японской гравюрной живописи. Тему восточной экзотики продолжает затейливый столик с кальяном и набором диковинной посуды.
  • В этой гостиной удачно сочетаются волнообразные формы и рисунки типичного арт-нуво и правильные геометрические композиции, свойственные античности, и унаследованные модерном. Лаконичный рисунок каминной грубы поддерживается полосатыми обоями, шоколадный цвет которых добавляет глубины и даже таинственности интерьеру этой гостиной в стиле арт-нуво.

Спальная комната в романтичном и чувственном дизайне арт-нуво покоряет сердца многих, поэтому черты этого стиля часто можно встретить даже в самых современных домах. Несколько штрихов способны превратить утилитарную комнату в самый настоящий будуар.

  • Изменить стандартную прямоугольную форму окна можно с помощью декоративных накладок из дерева. Сделанные в обычном для арт-нуво стиле, они станут очень выразительным акцентом. Такие накладки можно поддержать и особым дизайном дверного полотна, с прихотливо изогнутыми филенками и стеклянными вставками в форме лепестка.
  • Стены и потолок можно украсить растительным орнаментом. Тем более, что традиционные двумерные изображения и элементы арт-нуво, буквально, подталкивают к такому решению.

  • Цветочная тема может быть продолжена декоративными и функциональными элементами. Вазы с флористическим орнаментом, светильники в виде бутона, лепестка или ветки дерева, узоры текстиля и картины с цветочными композициями - все это поможет созданию образа настоящего арт-нуво.
  • Для такой спальни мебель лучше выбирать из натурального дерева. Кровати, стулья и полукресла могут быть украшены резьбой или овальными филенками, расположенными в форме сходящихся лепестков.
  • Особое место в спальне стиля арт-нуво занимает кровать. Ее выбирают традиционной высоты, с фактурным изголовьем. Здесь можно включить фантазию по максимуму. Традиционным выбором является дерево, с выразительной резьбой, изображающей животных, птиц, растения и цветы. Классические плавные очертания арт-нуво, разноуровневые элементы и богатство используемых фактур и цветов делает возможность проявить и вкус, и фантазию.
  • Изголовье для кровати может быть оформлено с использованием текстиля, позолоты, других декоративных элементов. Особенно хорошо выглядит кожа, атлас, шелк. Можно использовать материал с вышитым рисунком, тиснением или ручной выделки.

  • Текстиль в такой спальне обычно используют так широко, как только возможно. Обивка мебели, шторы, ковры, покрывала, а иногда и балдахины, занавеси, декоративные ширмы - все это находит применение в интерьере арт-нуво. Текстиль должен быть качественным, разнообразным, даже роскошным. Цвета и узоры можно выбирать самые разнообразные, от глубоких и чувственных тонов до игривой цветочной расцветки, способной поднять настроение в самый пасмурный день.
  • Для отделки стен можно использовать обои и текстиль, применять декоративные панели с готовым рисунком, или украшать стены росписью. На полу органичнее всего выглядит натуральное дерево, а также керамическая плитка крупного формата. Большинство любителей арт-нуво выбирает для украшения пола в спальне ковры из натуральной шерсти с ориентальным или флористическим рисунком.

  • Современные образы спален в стиле арт-нуво часто выполняются в светлых, легких цветовых решениях. В небольших помещениях традиционные насыщенные цвета и обилие натурального дерева могут создать ощущение перегруженности интерьера. Избежать этого помогут белые, голубые, сливочные и бежевые тона текстиля, отказ от традиционных штор и замена их деревянными жалюзи и легкими занавесями, использование в оформлении светлых аксессуаров весьма современного вида.
  • Спальни арт-нуво могут быть оформлены с использованием натуральных отделочных материалов, плавных линий мебели и декоров, единой композицией пространства и основной ключевой идеей дизайна. Все это довольно традиционно для всего стиля модерн. Собственное звучание арт-нуво придадут прихотливо сплетенные растительные орнаменты и резьба, живые растения в интерьере и образы живой природы, угадываемые в очертаниях пуфов, столиков или тумб.

Несмотря на свой возраст и длинную историю, арт-нуво вполне подходит для того, чтобы украсить вполне современное жилище, придав ему гармонию и эстетическое совершенство. Образ интерьера в стиле арт-нуво поможет не только сделать жизненное пространство комфортнее, но и насытить его особенной энергетикой, за счет фантастически красивых узоров и орнаментов, прихотливо изогнутых плавных линий и образов живой природы, отраженных в мебели и декорах.

Разберемся с терминами . Когда образованный человек слышит в мебельном магазине фразу «у нас есть все, от классики до модерна», – у него вянут уши. Большей рекламной безграмотности быть не может. Модерн – вовсе не мебель современных линий, как думают некоторые продавцы, а предпоследний (перед ар деко) Большой Стиль, продержавшийся в Европе с 1890−го по 1910−й годы и нашедший самые изысканные воплощения в архитектуре, интерьере, стекле, мебели, гравюрах, платьях и изразцах.

В Австрии этот стиль появился раньше всего и назывался «Сецессионом» (в нем работали Густав Климт, Отто Вагнер и Йозеф Хоффман, назвавшие свое объединение Сецессионом). В Германии пользовались термином «югендштиль» (по названию художественного журнала). Во Франции – «ар-нуво» (art nouveau, или новое искусство). Русские предпочли слово «модерн», восходящее к английскому названию Modern Style Floreale. Правда, в самой Англии его чаще назвали «либерти» – по вывеске знаменитого лондонского магазина, оформленного в соответствующем духе.

Модерн был стилем не для всех. Он изначально культивировал рафинированность, избранность, «духи и туманы».

Но на рубеже веков просвещенной публике так хотелось этих «духов и туманов», что растительная мода царила везде – от будуаров прекрасных дам до сцены МХАТа. Главный стилевой принцип – плавные, изогнутые, тянущиеся линии. Подлокотники кресла сливаются с вашей рукой и словно текут вниз, у столов нет единого острого угла, буфеты похожи на кряжистые пни в сказочном лесу, люстры и светильники – на запутавшихся в сетях стрекоз.

Дом в стиле ар нуво – это не дом, а таинственная чаща, или лесной пруд с кувшинками, но без воды. Кажется, что в этом интерьере нет гравитации, все струится и плывет, как на картинах прерафаэлитов – предшественников модерна.

Модерн – искусство нежное, но тотальное . Одинокие вещицы в доме не приживаются, они потихоньку затягивают хозяина и заставляют переделывать весь интерьер. Так было и в начале ХХ века. Если уж строили особняк в этом стиле, то модерновым должно было быть все: от плана помещений до дверной ручки и перил, от ковров до платья хозяйки.

Кстати, о хозяйке – или хозяине: страстные поклонники модерна всегда имели особый склад характера – легкое декадентство на фоне общей мечтательности.

Дама в стиле модерн – загадочная ундина с бледным лицом и талией, утянутой с помощью корсета до тридцати восьми сантиметров. Образ эпохи – Айседора Дункан, танцующая босиком под Шопена и Вагнера. А главным источником большинства символов и линий модерна оказалась… Япония. Именно Страной Восходящего солнца переболели все европейские художники, чтобы подготовить образную почву для нового стиля.

В эту эпоху Ван Гог бесконечно копирует «Ирисы» Огаты Корина – главный цветок модерна. Уильям Моррис рисует чисто японские хризантемы. Тулуз-Лотрек пишет «Диван Жапоне». Самая большая коллекция японских гравюр – у Обри Бердслея, заразившего своей черно-белой стилистикой всю последующую графику. У Климта – орнамент мантий буддийских монахов. И у всех без исключения – волнистая S-образная линия, так называемый удар бича, символ модерна, взятый с гравюры Утагавы Хиросиге.

В Москве сохранилось немало домов , построенных в эпоху ар нуво. Если вы – счастливый обладатель такой квартиры, ваш интерьер, можно сказать, предопределен – рука не поднимется наворотить в этой текучей архитектуре хай-тек.

На стандартной жилплощади вполне можно разыграть декоративную пьесу под названием «модерн».

У модерна своя палитра , и ей нужно следовать. Главные цвета – светло-зеленый, лиловый и все их оттенки, в начале ХХ века имевшие поэтические названия «цвет стрекозы», «цвет кузнечика», «цвет Каспийского моря», а также «цвет пармской фиалки», «цвет глицинии» и «фиолетовый эскориал». Хороши серый, кремовый и голубой. И чем бледнее, тем лучше!

Выбирать нужно мебель плавных форм , из светлой древесины, лучше всего делать ее на заказ в мастерских – благо мастеров – специалистов по модерну предостаточно.

Ну, или покупать антикварную . За антикварной, скорее всего, придется ехать в Петербург. Ее там не то, чтобы много, но пока еще есть – когда-то ее изготавливали в промышленных масштабах на фабрике Мельцера. На худой конец раздобудьте классический венский стул из гнутого дерева – уже хорошо!


Главный отделочный материал в интерьере – керамика. Используйте изразцы ручной работы. Конечно, заказать Врубелю вы уже ничего не сможете, но и ныне здравствующие художники способны сотворить чудо.

Витражи и лампы – важная составляющая интерьера в стиле модерн. При выборе светильников приветствуются две техники: витражная Луиса Комфорта Тиффани (США) и многослойное стекло Эмиля Галле (Франция). Лампы Галле похожи на фантастические светящиеся грибы или капли. Тиффани же поставил свое производство на такой поток, что до сих пор ни один специалист не скажет, какая лампа-тиффани – настоящая, а какая лишь имитация.

По материалам журнала «Квартирный ответ»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!