От кого происходят сельджуки. Сельджуки и османская империя

Сельджуки, потомки огузов, огузы потомки узов-гузов

Что известно о сельджуках и их связи с Огузами, узами-гузами?

Кто такие сельджуки?

«Сельджу́к (тур. Selçuk Bey Сельчу́к-бей ), - Сельджук ибн Дукак (Токак), или Малик ал-Гази («Султан газиев» получил это прозвище сражаясь с язычниками) - глава тюркского огузского племени кынык, эпоним династии Сельджукидов .

Отцом Сельджука был Токак , происходивший из рода Тугшермыша огузского родового племени Кынык . Токак находился на военной службе у ябгу или (йабгу) Али правителя Дженда. Имя «Токак» означает означает “Железная стрела”. Есть сведения, что его сын Сельджук начинал свою военную карьеру командиром в войсках Хазарского каганата . Позже после ослабления власти кагана в середине X века вместе с отцом перешел на службу к огузам .

Ему было не более 20 лет, когда он стал сю-баши у огузского ябгу . По легенде, жена ябгу, видя в Сельджуке опасного соперника, подговаривала мужа убить его. Узнав об этом заговоре, Сельджук собрал всех людей своего племени Кынык и с сотней всадников переселился под предлогом поиска новых пастбищ из Турана , страны огузов, в Иран . Это случилось в 985 или 986 году . Прожил, по преданию, 107 лет и умер в Дженде . Сельджук оставил после себя пятерых сыновей. Внуки Сельджука стали выдающимися полководцами Халифата : Тогрул-бек , Чагры-бек Дауд , Алп-Арслан . Впоследствии, захватив Месопотамию , Ирак , Сирию и большую часть Ирана они создали огромную империю и стали основателями династии Сельджукидов , правившей этими землями с XI по XIV века » .

Есть необходимость выделить некоторые интересные эпизоды истории сельджуков и дать пояснения. Турки гордятся своими легендарными предками, сельджуками. Давайте же ещё раз вспомним, откуда они взялись, и какое отношение имеют к современным туркам.

«По версии официальной Турции почти полтора тысячелетия назад, в VI веке, в Евразии образовался Великий Тюркский каганат, огромная территория которого тянулась от границ Китая до Северного Причерноморья. Основное его население составляли тюркские племена, известные еще со времен другой великой державы – гуннов. Но Тюркский каганат со временем тоже распался, и судьба населявших его племен сложилась по-разному. Так, северная ветвь, известная как “кыпчаки” (“кипчаки” или половцы в русской исторической традиции), оказала сильное влияние на формирование этнокультурного облика многих тюркских народов, в частности – татар, башкир, казахов, узбеков, ногайцев».

Другая ветвь тюрков , южная, получила название “огузов”, занимавших в VII-XI веках значительные территории в Центральной и Средней Азии. Возникает вопрос, там были только огузы или в числе многих племён были узы ? Не вникая в подробности исторических событий того периода, скажем лишь, что это название стало постепенно чередоваться с другим – этнонимом “туркмены”. Огузы-туркмены были в основном кочевниками, и среди их различных группировок шла постоянная борьба за лучшие земли, воду и пастбища. В других множественных источниках переданы сообщения о том, что узы всегда занимали самые лучшие места. К концу X века выделилась одна из ветвей тюрко-огузских племён, которую возглавил Сельджук ибн Тугак из племени кынык. Он объединил под своей властью часть местных племён, которые и стали называться “сельджуками”, а династия правителей, идущая от самого Сельджука, вошла в историю как Сельджукиды .

«Сельджуки приняли Ислам, что способствовало их дальнейшей консолидации. В XI веке они вышли за пределы своих пастбищ и приступили к созданию государственного объединения, ставшего известным как держава Сельджукидов. Ее основателем и первым правителем (с 1038 года) считается Мухаммад Тогрул-бек, внук Сельджука ибн Тугака, принявший затем титул султана. Решающее значение для утверждения этой державы имела ее победа над войсками Газневидской державы – сильнейшего государства того времени в регионе. Она открыла путь сельджукам на территорию Афганистана, Персии и Ирака. Впереди была Малая Азия, входившая в то время в состав Византийской империи. Как бы то ни было, завоевания сельджуков способствовали уничтожению феодальной раздробленности в захваченных ими странах.

В 1042 году Тогрул-бек направил 10-тысячную конницу в Восточную Анатолию, находившуюся тогда под властью династии Марванидов. Затем настала очередь Закавказья – Грузии, Армении, Азербайджана. Начались рейды сельджуков в пределы Византии, и под натиском их войск пали Эрзурум (Арзрум), Карс, Малатья (ныне это административные центры одноименных областей – илей Турции).

Между тем ими был взят Багдад, столица Аббасидского халифата, и Тогрул-бек перенес свою столицу из среднеазиатского Мерва в персидский Исфахан. Он объявил себя защитником халифа, а тот, в свою очередь, присвоил Тогрул-беку титул “малик (т.е. царь) Востока и Запада”. В 1062 году он сам во главе большой армии появился в Азербайджане, и тут следует уточнить, что с сельджуками (и в более широком смысле – с огузами) оказалась связанной и этническая история азербайджанского народа.

Держава Сельджукидов еще более усилилась в период 10-летнего правления султана Алп Арслана, любимого племянника Тогрул-бека. При нем в огромном регионе возрождались города, развивалось сельское хозяйство и ремесла, оживилась торговля на знаменитом Шелковом пути, связывавшем азиатские рынки с Ближним Востоком и Европой. Происходили и другие важные изменения в жизни народов, входивших в состав державы Сельджукидов. Продвижение на запад касалось не только войск, но и вызывало настоящую миграцию огузо-туркменских племен. Они отправлялись в дальний путь со своими семьями, табунами лошадей и верблюдов, стадами овец. Как писал один из историков, туркмены под именами “данышменди”, “ак-коюнлу”, “сельджук” проникали вплоть до Анатолии. И здесь они зачастую оседали, постепенно забывая о кочевом образе жизни и налаживая определенные отношения с местными жителями.

А военные действия продолжались. Султанская армия Алп Арслана предприняла новые походы в Закавказье и Малую Азию. В результате битвы под Манцикертом в 1071 году огромная византийская армия была полностью разгромлена, а в плен к сельджукам попал сам император Византии Роман IV Диоген. Эта победа открыла им путь в глубь Малой Азии. В руках Сельджукидов, помимо ранее завоеванных ими городов, оказались также Мардин, Мараш, Кайсери, а также Конья. Здесь ими был образован Конийский (Иконийский, Румский) султанат – первое государство сельджуков на территории современной Турции (1077-1307).

Однако не все шло гладко в их державе. Помимо вечных социально-экономических противоречий в обществе и внутриполитической борьбы среди членов правящего клана существовали и внешние угрозы. Особое давление Сельджукиды испытывали на восточных и северных границах своей державы. Здесь, с одной стороны, оживились Газневиды, с другой – угрожали кыпчаки, а также обделенные благами другие огузские племена и группировки. Часть из них двинулась вдоль северного побережья Каспия, а другая дала настоящий бой султанской армии. И во время одного из сражений под Бухарой в 1072 году погиб сам султан Алп Арслан.

Султанский трон перешел по наследству его сыну Маликшаху, 20-летнее правление которого было названо “весной Сельджукской династии”. Действительно, оно явилось периодом наивысшего могущества этой державы. Для того чтобы упорядочить бюрократический аппарат огромного государства, Маликшах и его знаменитый визирь Низам ал-Мулк (“Устроитель державы”) провели административную реорганизацию и ряд других важных реформ. Еще дальше расширились его границы, были завоеваны Сирия и Палестина, заняты священные города мусульман Мекка и Медина, а политическое влияние Сельджукидов распространилось вплоть до Египта.

Тем временем продолжалась активная колонизация Анатолии, куда в большом количестве продолжали переселяться огузы-туркмены. Они начали уже создавать самостоятельные княжества. А в конце 70-х годов обособился от центральной власти Конийский султанат, где правил Сулайман ибн Кутулмыш, один из родственников Маликшаха. Пользуясь ослабленностью императорской власти в Византии, он даже захватил Никею (ныне Изник) и вышел к побережью Мраморного моря.

Но сельджуков ждали новые испытания. В конце XI века начались крестовые походы, приведшие в 1204 году к падению и разграблению крестоносцами Константинополя. Но еще раньше, в 1097 году, они отобрали у сельджуков Никею и завоевали часть Конийского султаната. Еще большая угроза обозначилась на восточных границах державы Сельджукидов. Там вновь активизировались непокорные племена, нарастали внутренние противоречия в самой державе, и, в конце концов, в XII веке она распалась на независимые султанаты: Хорасанский, Иракский, Конийский, а в Средней Азии образовался Восточно-Сельджукский султанат.

Затем, уже в XIII веке, непоправимый удар по осколкам былой державы нанесли монголы. Что касается Конийского султаната, то в 1243 году он стал вассалом ильханов – монгольских правителей в Иране. А в 1307 году этот первый султанат сельджуков распался на ряд мелких княжеств – бейлики. Одно из них стало ядром будущего Османского государства ».

Но это уже другая история, которая представлена красиво и правильно. Всё изложенное достаточно четко поясняет лишь одну сторону, разворачивая её в пользу Турции и это конечно хорошо. При этом возникает вопрос, где в это время были узы, предки гузов – гагаузов? Почему их история по сравнению с другими очень скудна? Их способности в воинском искусстве были не менее значительны, чем у тех огузов, которые стали сначала сельджуками, а позже и турками. Есть над чем подумать…

12 июня 1260 Из Египта навстречу монголам направляются мамлюки Кутуза. Войско прошло через Синайскую пустыню, неожиданно получив отдых и припасы в христианской Акре, которая контролировалась крестоносцами. Скорее всего, бывшие враги решили, что лучше “мириться со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться”. С египтянами крестоносцы воевали уже 200 лет, а вот с монголами в открытом бою им встречаться не приходилось. В итоге, проход через территорию Иерусалимского королевства позволил 12-ти тысячному войску мусульман выйти в тыл армии противника, которая 3 сентября находилась около города Айн-Джалут. 1301 Родился Ал-Омари. В Дамаске родился арабский арабский учёный, географ, историк и энциклопедист Аль-Омари Шихаб ад-Дин Ахмед ибн Яхья ибн Фадлаллах аль-Омари ад-Димашки. Был секретарем египетского султана, имел доступ к архивам мамлюкского государства. Арабский энциклопедист ал-Омари о Золотой Орде: "Это государство простирается далеко в длину и ширину, обильно степями и бедно городами. Народу в нем беспредельное множество… Столица тамошнего царя – Сарай. Это небольшой город между песками и рекою. Пребывающий там теперь султан его, Узбек-хан, построил в нем медресе для науки, потому что он очень предан науке и людям ее… Большая часть его подданных – обитатели шатров, живущие в степях. Питание их составляют животные их: лошади, коровы и овцы. Посевов у них мало, и меньше всего пшеницы и ячменя, бобов же почти нельзя отыскать. Чаще всего у них встречаются посевы проса; им они питаются и по части произведений земли в нем заключается главная еда их… Черкесы, русские и ясы не в силах сопротивляться султану и потому обходятся с ним как подданные его, хотя у них есть свои цари. Если они обращались к нему с повиновением, то он оставлял их в покое, в противном же случае делал на них грабительские набеги и стеснял их осадами… В числе тех, которые пришли под защиту этого султана, находится и тюркский народ, на крайнем севере, у пределов его… Первый из царей их, принявших мусульманскую веру, был Берке, сын Джучи, сына Чингисхана, и от него заблистали первые лучи в их краях… В древности это государство было страною кыпчаков, но когда им завладели татары, то кыпчаки сделались их подданными. Потом татары смешались и породнились с кыпчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами татар, и все они стали точно кыпчаки, как будто они одного с ними рода, оттого, что монголы и татары поселились на земле кыпчаков, вступили в брак с ними и оставались жить в земле кыпчаков… Один из известнейших городов Кыпчака – Булгар…" 1685 Маньчжуры и монголы осаждают Албазин. В апреле 1685 г. император Канси издал приказ о начале похода на Албазин. В указе, в частности, говорилось: "Мы используем отборное и сильное войско, оружие и снаряжение у нас в отличном состоянии, русские не смогут противостоять нам и вынуждены будут отдать нам земли и явиться с изъявлением покорности". Но, как показали последующие события, самонадеянные заявления Канси оказались преждевременными. Наступление маньчжуров на Албазин началось в июне 1685 г. Основные силы маньчжурских войск, совершив "спешный ночной переход", 12 июня 1685 г. окружили город. Маньчжурский военачальник Лантань предложил русским сдаться, на что получил отказ. В то же время монгольские феодалы во главе с Очирой Саин-ханом вторглись в Забайкалье и 11 июня 1685 г. осадили Селенгинск, а затем и Удинск. Одновременность наступления монголов и маньчжуров свидетельствовала о согласованности их действий. Правда, монгольские отряды ограничились только осадой Селенгинска и Удинска. Их удержало от штурма то, что у монголов не было огнестрельного оружия и умения осаждать крепости. Поэтому воевода Селенгинска И. Поршенников доносил в Енисейск: "От мунгальские силы... большого страху не имеем, страшит нас богдойская сила, потому что нас в Селенгинску конечное малолюдство, порохом и оружием скудно". Особенно тяжелая обстановка сложилась под Албазином. Готовясь к отражению штурма неприятеля, защитники Албазина во главе с воеводой А.Л. Толбузиным попытались усилить крепостные укрепления, поставив на валу вторую внутреннюю стену, но завершить работы не получилось. Противник, получив отказ на свой ультиматум о сдаче, подверг крепость интенсивной артиллерийской бомбардировке. Уже первая атака показала, что Албазин слишком слабо укреплен. За день бомбардировки маньчжурам удалось разбить во многих местах крепостные укрепления. Их 20-фунтовые ядра, по словам защитников крепости, "сквозь острог проходили". Но албазинские служилые люди, крестьяне и промышленники самоотверженно отбивали приступ врага. Они погибали на рушившихся стенах, но не пустили врага в крепость. Возможности обороны Албазина уже к концу первого дня штурма были исчерпаны: кончился порох и свинец. К тому же маньчжуры обложили стены города грудами хвороста и дров и подожгли их. В этой обстановке А.Л. Толбузин вынужден был вступить в переговоры с маньчжурами об условиях сдачи. Маньчжуры позволили русскому гарнизону оставить крепость и уйти в Нерчинск. Падение Албазина вызвало ликование маньчжурского двора. Оценивая заслуги своих войск и их воеводы Лантаня, богдыхан Канси на его донесении о взятии Албазина написал: "Эту победу еще мало считать заслугой первой степени. Ее следует назвать первой среди военных заслуг первой степени". Захваченный Албазин был полностью разрушен - городские постройки сожжены, а укрепления срыты до основания.

Огузы в IX-X веках представляли собой конгломерат тюркоязычных племён, обитавших на территории Средней Азии. С конца X века к ним всё чаще стало применяться название «туркмены». Туркменами, вероятно, именовали тех огузов, которые переходили в ислам. Позднее они приняли самое активное участие в формировании современных этносов турок, азербайджанцев и туркмен.

В середине X века среди огузов стал выделяться клан Сельджу- кидов, выходцев из рода кынык. Объединив под своей властью часть огузских племён и приняв ислам, Сельдакукиды двинулись в Мавераннахр и Хорезм, а затем в Хорасан.

Муизз ад-дин Санджар 1096- 1153

Сулайман-шах ибн Мухаммад 1153-1154

Махмуд ибн Богра-хан 1154- 1160

Санджар (вторично) 1156-1157

Султан Санджар умер в 1157 году. Его племянник Махмуд ибн Богра-хан в 1158 году потерпел поражение от огузов в окрестностях Серахса и бежал в Гурган. В 1159 году огузы попросили Махмуда вернуться и быть у них царём, но он отказался. Тогда огузы попросили быть их царём сына Махмуда Джалал ад-дина Умара. Джалал ад-дин прибыл к ним и был провозглашён правителем. Однако уже в следующем, 1160, году с огузами соединился Махмуд-хан и стал править вместо сына. Летом 1160 года Махмуд и огузские вожди осадили Нишапур. Но из-за начавшихся раздоров в конце августа Махмуд-хан с сыном бежали от огузов в Нишапур к своему врагу Муаййиду Ай Абе, а огузы сняли осаду и ушли. Муаййид Ай Аба приказал их обоих ослепить и держал до смерти в заточении. После этого владения восточной ветви Сельджукидов распались на уделы.

Сельджукиды Ирака (Ирак и Западный Иран)

Мугис ад-дин Махмуд II 1118-1131

Гийас ад-дин Дауд 1131-1132

Рукн ад-дин Тогрыл II 1132-1134

Гийас ад-дин Масуд 1134-1152

Муин ад-дин Малик-шах III 1152-1153

Рукн ад-дин Мухаммад II 1153-1160

Гийас ад-дин Сулайман-шах 1160-1161

Муизз ад-дин Арслан-шах 1161-1176

Рукн ад-дин Тогрыл III 1176-1194

Владения династии завоёваны хорезмшахом Текишем, последний султан погиб в сражении.

Сельджукиды Кермана

Кавуд (Имад ад-дин Кавурд) 1041-1073

Кирман-шах 1073-1074

Хусайн 1074

Рукн ад-даула Султан-шах 1074-1085

Мухйи ад-дин Туран-шах I 1085-1097

Баха ад-дин Иран-шах 1097-1101

Мухйи ад-дин Арслан-шах I 1101-1142

Мугис ад-дин Мухаммад 1 1142-1156

Мухйи ад-дин Тогрыл-шах 1156-1170

Бахрам-шах 1170-1175

Арслан-шах II 1175-1176

Туран-шах II 1176-1183

Мухаммад II 1183-1186

Владения династии захвачены огузами.

Сельджукиды Сирии

Тутуш (Тадж ад-даула Тутуш) 1078-1095

Ридван (в Алеппо) 1095-1113

Дукак (в Дамаске) 1095-1104

Алп-Арслан (в Алеппо) 1113-1114

Султан-шах (в Алеппо) 1114-1117

В Дамаске к власти пришли атабеки из династии Буридов (Бо- ридов), а в Алеппо - Артукидов.

Румский (с 1116 года Конийский) султанат.

Династии атабеков в Передней Азии

Сельджукские султаны имели обычай назначать правителями отдельных областей государства своих малолетних сыновей. К принцам приставлялись воспитатели-военачальники, которые назывались атабеками. Эти атабеки, фактически, на какое-то время и становились реальными правителями областей. Некоторые из них сумели узурпировать власть и основали свои династии, а растерявшие былую мощь сельджукские султаны ничего не могли с ними поделать.

Династия Артукидов (атабеки Дийарбакра), 1102-1408 гг.

Артукиды были потомками Артука ибн Эксеба (Эксука), предводителя огузского племени догер. В своё время он был наместником Сельджуков в Дамаске. Но в 1096 году Дамаск захватили Фа- тимиды. Сыновья Артука Сокмен и Иль-Гази установили свою власть над Дийарбакром.

Ветвь Сокмена в Хисн Кайфе и в Амиде, 1098-1232 гг.

Муин ад-дин Сокмен I 1098-1105

Ибрахим 1105-1109

Рукн ад-даула Дауд 1109-1144

Фахр ад-дин Кара-Арслан 1144-1167

Hyp ад-дин Мухаммад 1167-1185

Кутб ад-дин Сокмен II 1185-1201

Насир ад-дин Махмуд 1201 - 1222

Рукн ад-дин Маудуд 1222-1232

ал-Малик ал-Масуд 1232

Аййубидское завоевание.

Ветвь Иль-Гази в Мардине, 1104-1408 гг.

Наджм ад-дин Иль-Гази I 1104-1122

Хусам ад-дин Темюр-таш 1122-1152

Наджм ад-дин Алпы 1152-1176

Кутб ад-дин Иль-Гази II 1176-1184

Хусам ад-дин Юлюк-Арслан 1184 - ок. 1201

Насир ад-дин Артук-Арслан 1201-1239

Наджм ад-дин Гази I 1239-1260

Кара-Арслан ал-Музаффар 1260-1292

Шамс ад-дин Дауд 1292-1294

Наджм ад-дин Гази II 1294-1312

Имад ад-дин Али Алпы 1312

Шамс ад-дин Салих 1312-1364

Ахмад ал-Мансур 1364-1368

Махмуд ас-Салих 1368

Дауд ал-Музаффар 1368-1376

Маджд ад-дин Иса аз-Захир 1376-1406

ас-Салих 1406-1408

Владения династии завоёваны Кара-Куйунлу.

Династия Зангидов (атабеки ал-Джазиры и Сирии), 1127-1222 гг.

Отец основателя династии Ак-Сонкур происходил из тюркских гулямов. Он выдвинулся и был военачальником у сельджукского султана Малик-шаха.

В 1127 году султан Махмуд назначил Имад ад-дина Занги ибн Ак-Сонкура правителем Мосула и атабеком. Довольно скоро Имад-ад-дин Занги стал самостоятельным правителем.

Главная ветвь в Мосуле и Алеппо

Имад ад-дин Занги ибн Ак-Сонкур 1127-1146

Сайф ад-дин Гази I 1146-1149

Кутб ад-дин Маудуд 1149-1169

Сайф ад-дин Гази II 1169-1176

Изз ад-дин Масуд I 1176-1193

Hyp ад-дин Арслан-шах I 1193-1211

Изз ад-дин Масуд II 1211-1218

Hyp ад-дин Арслан-шах II 1218-1219

Насир ад-дин Махмуд 1219-1233

Власть захватил визирь Бадр ад-дин Лулу.

Бадр ад-дин Лулу 1233-1259

Исмаил ибн Лулу 1259-1262

Монгольское завоевание.

Ветвь, правившая в Дамаске, а затем в Алеппо

Hyp ад-дин Махмуд ибн Занги 1146-1174

Hyp ад-дин Исмаил 1174-1181

Владения этой ветви объединены с Мосулом, а затем завоёваны Аййубидами.

Ветвь в Синджаре

Имад ад-дин Занги ибн Маудуд 1170-1197

Кутб ад-дин Мухаммад 1197-1219

Имад ад-дин Шаханшах 1219

Махмуд (или Умар) 1219-1220

Аййубидское завоевание.

Ветвь в ал-Джазире

Муизз ад-дин Санджар-шах 1180-1208

Муизз ад-дин Махмуд 1208-12(?)

Масуд?-1250

Владения этой ветви захватил Бадр ад-дин Лулу.

Династия Буридов (иначе Боридов, атабеки Дамаска), 1104-1154 гг.

Туг-тегина назначил атабеком сирийский сельджукский султан Дукак.

Сайф-ал-ислам Захир ад-дин Туг-тегин 1104-1128

Тадж ал-мулюк Бури 1128-1132

Шамс ал-мулюк Исмаил 1132-1135

Шихаб ад-дин Махмуд 1135-1139

Джелал ад-дин Мухаммад 1139-1140

Муджир ад-дин Абак (или Аназ) 1140- 1154

Владения династии захватил артукидский правитель Алеппо Hyp ад-дин Махмуд ибн Занги.

Династия Бегтегинидов (атабеки Ирбила), 1144-1233 гг.

Основатель династии Зангидов Имад ад-дин в 1144 году назначил своим наместником в Мосуле тюркского командира Зейн ад- дина Али. Последний позднее установил свою власть также и над

Синджаром, Тикритом и Ирбилем.

Зейн ад-дин Али-Кучук ибн Бег-тегин 1144-1168

Зейн ад-дин Йусуф ибн Али (в Ирбиле) 1168

Музаффар ад-дин Кук-бури ибн Али

(в Харране) 1168-1190

(в Ирбиле) 1190-1233

Бездетный Кук-бури завещал Ирбил аббасидскому халифу.

Династия Салгуридов (атабеки Фарса), 1148-1270 гг.

Это туркменская династия. Её представитель Бузабей был сельджукским наместником в Хузистане, но погиб в 1148 году в борьбе с эмирами султана. Тогда сын его брата Маудуда Музаффар ад- дин Сонкур захватил Фарс.

Музаффар ад-дин Сонкур (Салгур) 1148-1161

Музаффар ад-дин Занги 1161-1175

Дегеле (Дакла) 1175-1194

Тогрыл 1194-1203/4

Изз ад-дин Саад I 1203/4-1231

Абу Бакр Кутлуг-хан 1231-1260

Саад II 1260

Мухаммад 1260-1262

Мухаммад-шах 1262-1263

Селджук-шах 1263-1265

Абиш (Абаш)-хатун 1265-1270

Последняя правительница вышла замуж за сына ильхана Хула- гу Менгу-Тимура, который и завладел землями Салгуридов.

Династия Хазараспидов (атабеки Луристана), 1148-1439 гг.

Сразу же после захвата Фарса Музаффар ад-дин Салгур направил войско во главе с Абу-Тахиром ибн Мухаммадом на завоевание Луристана. Последний задание выполнил, но тут же объявило своей независимости.

Происходил Абу-Тахир из курдского рода фадлоев. Основанная им дикастия известна в истории под названием Хазараспидов. В разное время Хазараспиды были вассалами ильханов, Музаффа- ридов, Тимуридов.

Абу-Тахир ибн Мухаммад 1148-1203

Нусрат ад-дин Хазарасп 1203-1252

Такла 1252-1259

Шамс ад-дин Алп-Аргу 1259-1274

Йусуф-шах I 1274-1288

Афрасийаб I 1288-1296

Нусрат ад-дин Ахмад 1296-1333

Рукн ад-дин Йусуф-шах II 1333-1339

Музаффар ад-дин Афрасийаб II 1339-1355

Шамс ад-дин Хушенг Нуа-ал-верд 1355-1378

Ахмад 1378-1408

Абу-Саид 1408-1417

Хусайн 1417-1423

Гийас ад-дин 1423-1439

Владения династии захвачены туркменами из Кара-Куйунлу.

О династи атабеков Эльдигизидов - в подборке материалов по правителям государств на Кавказе.

Турецкие эмираты , возникшие в Анатолии после распада Конийского султаната.

Туркменские государства в Передней Азии.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 771-783.

Далее читайте:

Турки , тюрк (самоназвание), народ, основное население Турции (этнографическое описание).

Турки-османы (правящие династии).

Турция до XIX века (хронологическая таблица).

сельджуки

Язык

язык огузский (т.к. сельджуки – часть огузов) огузской группы тюркской языковой семьи. Ныне считается мертвым.

Время существования

985 г. побег основателя орды Сельджука от своего сюзерена. Примерно до 1308 г., когда последний сельджукид был убит монголами.

Происхождение

Сельджуки вышли из племени кынык (одно из племен огузов). В составе же огузов они в 689 г. переселились из Семиречья (Жетысу) в область среднего течения Сырдарьи, вытеснив оттуда племена канглов (по одной из версий, будущих ). Сельджуки, как самостоятельный элемент проявили себя в 985 г., когда полулегендарный основатель орды Сельджук, опять же по одной версии, ушел (вместе со своим отцом Токаком) от своего хазарского покровителя [Райс]. По другой версии, Сельджук в это время уже перешел на службу к огузкому хану, правителю Янгикента, и уже оттуда бежал на юг (ввиду придворных интриг ханши, опасавшейся его возвышения), в области севернее Бухары и Самарканда.

История

689 г. В составе 24 огузских племен (баюндур, ива, салур, афшар, бектили, баят, имур, язгыр, кара-булак, алка-булак и др. ), племя кынык переселилось из Семиречья в область среднего течения Сырьдарьи.

712 г. Дальнейшей продвижение Огузов в области Приаралья и Каспийского моря.

920-960 гг. В некоторых тюркских (огузских) племенах утверждается ислам суннитского толка [по мнению Райс].

985 (986) г. Сельджук во главе 100 всадников покинул своего сюзерена ябгу (йябгу) Али, правителя города Янгикента.

Сельджуки в конце X — начале XI вв.

992 г. Сельджук принимает ислам, чтобы приобрести авторитет среди мусульман, в местах кочевания его орды. В это же время он встает на путь гази – борца за веру. И основной его удар пришелся на бывших его покровителей – огузов. В итоге, город Дженд и окрестности были очищены от «неверных» тюрок. В это время орда Сельджука представляла силу, с которой приходилось считаться. И эта орда встает на сторону Саманидов (819-999 гг.), правителей Мавераннахра и Хоросана, против тюрок – Караханидов (840-1212 гг.), обосновавшихся в Семиречье и претендовавших на северо-восток Мавераннахра.

999 г. Караханиды взяли Бухару, последний оплот Саманидов, династия прекращает существование, хотя последний Саманид — Исмаил II Нуxy ал-Мунтасир еще пытается сопротивляться.

1003 г. Сельджук посылает своего сына Арслана (Исраила) на помощь Исмаилу II Нуxy ал-Мунтасиру.

1004 г. Ситуация повторяется как и годом ранее.

1005 г. Падение Саманидов. Их земли поделены между Караханидами и новой династией – Газневидами (977 – 1186 гг.). Сельджуки подчиничились Караханидам.

1009 г. Смерть Сельджука. Его орда распадается на две части. Одну возглавил его сын Арслан, другую часть сыновья Микаила – Байгу, Чагри-бек (Дауд-бек) и Тогрул-бек.

1026 г. Махмуд Газневи, увидев силу сельджуков, решил их переселить в Хоросан. Первоначально он взялся за орду Исраила (Арслана), но сельджуки отказались переселяться, но Махмуд «настоял» на своем. Переселено было 4 тыс. семей сельджуков во главе с эмирами Йагмуром, Бугой, Кек-Ташем, Кызылом, Мансуром и Анас-оглу. И расселили их в разных частях Хорасана - рядом с областями городов Фарава, Серахс и Абивард.

В этом же году Исраил (по другой версии его брат – Микаил) попал в плен к Газневидам, был заключен в тюрьму, где и скончался через 7 лет.

Оставшиеся за Амударьей сельджуки, в районе Нуристанских гор (в те времена эта область носила название – «Голодная степь», в советское время это искусственное озеро Айдаркуль), были разбиты Махмудом, и их тоже постепенно начали насильственно переселять в Хоросан.

1030 г. Новый султан Масуд Газневи (1030-1041) пытаясь привлечь на свою сторону сельджуков, нанимает их в свои войска (из племенных групп эмёиров Йагмура, Буги, Кызыла, Кёк-Таша). Но они не получали жалования и вскоре организовали заговор против султана, за что поплатились жизнями. В этом же году погиб в бою с «неверными» тюрками Микаил.

1031, 1033-1034 гг. Произошло несколько выступлений сельджуков, находившихся как на службе у Газневидов, так и кочевавших в Хорасане. Однако все эти выступления были жестоко подавлены.

Завоевания сельджуков в 1035-1092 гг. Перод их максимального могущества.

1035 г. В Хорасан переселилась новая орда огузов, возглавляемая сыновьями Микаила. Против них была двинута хорошо оснащенная газневидская армия во главе с полководцем Бектугдаем. В ответ 10 тыс. сельджукских всадников, под началом Тогрул-бека и его братьев выступили навстречу. Сражение состоялось в пустыне между Фаравой и Шахристаном. Сельджуки одержали победу.

После этого газневидский султан Масуд должен был заключить с Сельджуками мир и уступил им область Нисы, Феравы и Дихистана. Таким образом, они получают частичный контроль над Хорасаном, и объявляют себя защитниками Аббасидов, которые правили тогда только в Багдаде и практически не имели какой-либо власти и политического влияния.

1036 г. Сельджуки пишут письмо султану с просьбой предоставить им большей земель, чем они владеют к этому моменту и также передать в их управление «небольшие городки» – Мерв, Серахс и Абивард. В это же самое время сельджукский Дауд-бек (Чагры-бек) вторгся в Хоросан и начал грабежи. Масуд Газневи решает наказать сельджуков и высылает войска. Началась новая война.

1037 г. Сельджуки рассеялись по Хорасану и разграбили город Тун. Был взят Мерв.

1038 г. Сельджуки разграбили Талакан и Фарйаб и осадили Рей. В ответ султан Масуд Газневи послал войска во главе с Сю-Баши. Однако, последний потерпел поражение в битве близ Серахаса, которая длилась весь день.

Главным в роде сельджуков провозглашен Тогрул-бек. Тогда же он занимает город Нишапур.

1039 г. Против Сельджуков двинулся с большой армией сам султан Масуд. Кровопролитное сражение в песчаной степи около селения Дих-и Базарган, неподалеку от реки Теджен, не дало победителя. Противники вновь заключили мир, по условиям которого Мерв вернулся под власть Газневидов. Но едва Масуд увел свои войска, Сельджуки опять овладели городом.

Дауд-бек разбивает войска эмира Гузгана (область Балх-Талакан-Фарайб).

1040 г. Решающее сражение между сельджуками и Газневидами произошло близ Данданакана. В трехдневной битве победу одержали сельджуки, разбив 100-тысячное войско Газневидов и захватив большое количество золота и скота. Сам же султан Масуд едва спасся бегством. После этого Тогрул-бек был провозглашен султаном и снова занял, покинутый до этого, Нишапур.

Чуть позже сельджуки захватили ряд территории Газневидов в районе Балха и Герата.
В этом же году произошло еще два сражения, и вновь удача была на стороне сельджуков. Был разгромлен сын Масуда – Маудуд.

Победа под Данданаканом открыла дорогу к дальнейшим завоеваниям сельджуков, которые фактически устранили Газневидов с исторической сцены.

1041 г. Султаном Газневидов стал Маудуд Газневид, после того как случился переворот и его отец был убит его же дядей. Дауд-бек взял Балх.

1042 г. Вторжение сельджуков в Табаристан. Захват города Рей. Поход Дауд-бека на Хорезм, но неудачно.

1043 г. Тогрул укрепляет свои позиции в Табаристане и переносит столицу в Мерв. Маудуд Газневид терпит существенное поражение от Арп Арслана – сына Дауд-бека, племянника Торгул-бека. Дауд-бек захватывает Кят – столицу Хорезма, и ставит своего наместника. Теперь ничто не мешает сельджукам продвигаться в своих завоеваниях. Их силы разделяются – часть идет на запад, в Армению, часть начинает захват земель Хамадана и Ирака.

1044 г. Попытка Маудуда Газневи отвоевать Балх и Тохаристан у сельджуков, но неудачно.

1045 г. Захват сельджуками Хамадана. Тогрул-бек перенес столицу в Рей. Вторжение в Армению. Сельджуки дошли до озера Ван и до Карса.

1046 г. Отряды под командованием Ибрахима ибн Инала овладели Керманшахом, вторглись в Луристан и захватили Хульван. Тогда же Тогрул отправил большое войско под командованием своего двоюродного брата Куталмыша для завоевания «горных областей Армении и Азербайджана». Куталмыш осадил столицу Шаддадидов Гянджу, но не смог ее взять.

Началось планомерное наступление сельджуков из области Керманшаха, Луристана и Хузистана на Арабский Ирак. Обстановка в этом регионе была весьма тревожной и неустойчивой из-за грабительских налетов огузов и сторонников фатимидского халифа Египта. Мосул, Дийар Бакр и другие области Ирака были разорены огузами, проникшими сюда из Закавказья еще до сельджуков.

1047 г. Новая война сельджуков против Армении. Осада армянского города Гянджи, но неудачно.

1048 г. Прорыв обороны Эрзерума сельджуками, жители вырезаны.

1049 г. Сельджуки разграбили Ани (столица области Карс). Кавурд (сын Дауд-бека) захватил область Кирман, где создал полузависимое от сельджуков государство.

1050 г. Большая сельджукская армия под командованием Ибрахима ибн Инала опять вторглась в Закавказье. В окрестностях Вананда произошло решительное сражение с армяно-грузинским войском, которым командовал Липарит Орбелиани. Огузы одержали победу и опустошили область Васпуракан.

1051 г. Захват Исфахана. Сюда же переносится столица сельджуков.

1053 г. Вновь нападение на Карс.

1054-1055 гг. Вассалами Сельджуков стали правившие в Южном Азербайджане и Арране Раввадиды. Тогда же покорились Шаддадиды, с почетом встретившие Куталмыша у ворот Гянджи. Султанская армия прошла через Закавказье в Анатолию и достигла города Манцикерта (около озера Ван).

1055 г. Захват сельджуками Багдада по «приглашению» правивших там Аббасидов. За это они попадают к ним в милость, после того как наделяют Аббасидов духовной властью. Тогрул-бек провозглашен «царем Востока и Запада».

1056 (1058) г. Сельджуки взяли Мелитену (Малатья).

1058 г. Ибрахим, брат Тогрул-бека восстал против него, но был пленен Арп Арсланом и позднее казнен.

1059 г. Умер Дауд-бек. Набег на Севастию.

1060 г. Сельджуки терпят поражение от грузинских войск. Арп Арслан попадает в плен, но впоследствии его выкупает его же тесть — армянский царь.

На востоке заключен мир с Газневидами, граница между государствами определена по Гиндукушскому хребту.

1062 г. Захват Омана. Захват Шираза.

1063 г. Завоеван Тебриз. После этого все арабские эмиры признали власть Тогрул-бека, но в этом же году он умер.

Сельджукские эмиры провозгласили султаном Арп Арслана, вопреки воле умершего Тогрул-бека, который назначил своим приемником Сулеймана. Визиром (важнейшая должность при сельджуках) при новом султане стал Низам аль-Мульк (перс по происхождению), один из самых видных политических деятелей Древнего Востока. Он оставался на должности, вплоть до своей смерти от рук убийцы в 1092 г.

1064 г. Восстание Куталмыша ибн Арслана. Он собрал огромное войско и двинулся на Рей. Близ селения Милх произошло ожесточенное сражение, в котором султанское войско одержало победу. Куталмыш погиб, множество подвластных ему огузов и туркмен было истреблено, а их имущество и скот - разграблено.

Султанская армия предприняла грандиозный поход в Закавказье и Восточную Анатолию. Достигнув крепости Нахичевань, сельджукское войско разделилось на две части: одна вторглась в Грузию, а другая направилась к границам Византии. Алп-Арслан прошел через Джавахети и Лори, захватил Ани и Карс. Вся страна была опустошена, церкви обращены в мечети, а жители большей частью перебиты или обращены в рабство.

1065 г. Поход в Сирию и Палестину. Взятие Алеппо. Захват Мекки и Медины [по некоторым данным, источник уточняется].

Алп Арслан совершил поход против кочевников, обитавших на границе с Хорезмом и Гурганом. Сельджукское войско нанесло удар жившим на полуострове Мангышлак кипчакам и туркменам, обезопасив тем самым торговый путь из Восточной Европы в Западный Казахстан и Среднюю Азию. Захват сильной крепости Мангышлак.

1066 г. Поход к низовьям Сырьдарьи. Захват Дженда.

1067 г. Победа сельджуков над византийцами у Левитане в Севастии.

1069 г. Арп Арслан напал на Иконий (Конью) и взял его.

1070 г. Атакован Хонас на берегу Эгейского моря.

1071 г. Битва при Манцикерте. Сельджуки разбивают византийцев, после измены части печенежских войск в составе византийской армии. Император Роман попадает в плен. Эта победа открыла племенам огузов и туркмен дорогу в глубь Малой Азии.

1072 г. Был заключен мир с византийцами и Арп Арлан обратил свои взоры на восток, чтобы привести к покорности поднявшегося хорезмийского шаха. Будучи в походе, Арп Арлан был убит одним из пленных, когда пытался самолично его казнить.

Султаном стал его сын Мелик-шах, который в этом же году подавил восстание своего дяди Кавурда – правителя Кирмана. Битва состоялась у Хамадана.

Султан отправил армию во главе с Атсызом ибн Уаком для овладения Сирией. Атсыз с помощью туркменских ополчений вторгся в Палестину, захватил Рамлу, осадил Иерусалим.

1074 г. Султанская армия двинулась на Самарканд, находившийся под властью караханида Шамс ал-Мулька. Недалеко от современного Карши ханское войско было разбито, и Сельджукиды овладели Бухарой и Самаркандом.

1076 г. Захват Дамаска.

1077 г. Сельджуки овладевают Никеей, затем Иконией. Впоследствии, Никея стала основой Румского Султаната.

1079 г. Состоялся поход в Армению и против усилившегося Грузинского царства.

1086 г. Новый поход в Закавказье, закончившийся полным покорением Шаддадидов и ширваншахов.

1089 г. Новая военная кампания против Ахмад-шаха (Западно-караханидское ханства), во время которой войско Мелик-шаха захватило Фергану и достигло границ Восточного Туркестана. Западно-караханидское ханство становится вассалом сельджуков. Восточно-караханидское ханство также признает власть Малик-шаха.

1090 г. Сельджукский наместник Аламута (крепость находится на северо-запад от Рея, в 100 км) Алави Махду сдал крепость лидеру исмаилитов (низаритов) Хасану ибн Саббаху за 3000 золотых динаров. Захват Аламута и долины реки Рудбар положил начало исмаилитскому государству в сельджукских владениях. В течение нескольких лет приверженцы Хасана ибн Саббаха захватили множество городов (Каин, Тун, Туршиз, Заузан, Табас, Хур) и крепостей (Ламасар, Гирдкух, Танбурак) в Кухистане, Фарсе, Хузистане и Мазандаране.

Появления этого государства стала постоянной головной болью для сельджукидов, которые так и не смогли полностью истребить «исмаилитскую ересь» в своем государстве. Конец ей положило только монгольское нашествие.

1092 г. Смерть Мелик-шаха. Таркан-хатун, жена покойного султана, подкупила многих военачальников и добилась провозглашения своего четырехлетнего сына Махмуда верховным правителем государства. Однако против, нее выступил сын Маликшаха от другого брака – Беркиярук, которого поддержали сторонники Низам ал-Мулька. Беркиярук ушел в Рей, где был объявлен султаном. В истории Сельджукской державы впервые появилось два соправителя: Махмуд – в Исфахане и Беркиярук – в Рее. Имена обоих братьев упоминались на равных в хутбе и были отчеканены на монетах. Однако мирный период двоевластия продолжался относительно недолго.

Восстание в Хорасане. Восстал дядя Беркиярука – Арслан Аргун, предъявивший свои претензии на область Хорасана. Он сравнительно легко овладел Мервом, Серахсом, Балхом и Термезом.

1094 г. Состоялось решающие сражение между сторонниками двух правителей. Победили те, кто поддержал Беркиярука. Он и был признан верховным правителем Сельджукской империи.

В это же время поднял мятеж родной дядя Беркиярука – Татуш, правитель Сирии и части Палестины. Но мятеж был подавлен, решающая битва произошла около Рея.

1095 г. Войска Беркярука терпят поражение в Хорасане от Арслана Аргуна. Но позднее он был убит своим рабом и Хорасан перешел в руки Санджара – сына Мелик-шаха.

1099 г. Восстание Мухаммада, также известного как Мелик-шах II (брат Беркиярука) – правителя Азербайджана и Аррана. Он занял Рей и был провозглашен верховным султаном.

1100 г. Большое сражение между Беркияруком и Санджаром в Хорасане. Беркиярук разбит.

1104 г. После ряда сражений с переменным успехом между Беркияруком и Мухаммадом было заключено мирное соглашение. Беркярук сохранил большую часть Западного и Центрального Ирана, Персидского и Арабского Ирака. Мухаммад прибавил к своим владениям северо-западные области Ирана, Мосул, Сирию. Согласно договору верховным султаном был объявлен Беркиярук, а наследником его власти — Мухаммад.

1118 г. Умер Мухаммад, считавшийся верховным правителем всей Сельджукской державы. Наследником трона стал его сын Махмуд, претендовавший на титул «великого» султана. Однако против него выступил Санджар, управлявший восточными областями. Основным ядром основанного им нового государства стал Хорасан. В его руках оказались также Балх, Хорезм и Гурган – богатая провинция на юго-восточном побережье Каспийского моря. Сам Санджар считается последним Великим Сельджуком. Правил он до 1153 г., а умер в 1156 г.

С приходом Махмуда к власти некогда обширная Сельджукская держава фактически распалась на три крупные части:

  • Хорасанский (Восточносельджукский),
  • Иракский (Западносельджукский) и
  • Румский (Малоазиатский) султанаты.

1141 г. Вторжение каракитаев на территории Мавераннахра и Хорезма. Они наносят сокрушительное поражение Санджару и указанные области отходят в их владения.

1153 г. Восстание огузов, кочевавших близ Балха. Они также наносят поражение Санджару и берут его в плен, но впоследствии он бежит. После победы над Санджарам огузы разорили весь Хорасан (сожжены Мерв и Нишапур).

1156 г. Смерть Санджара и окончание эпохи Великих Сельджуков.

Далее рассматривать историю сельджукских султанатов не входит в первоначальные задачи нашего описания кочевых народов, т.к. сельджуки фактически осели на землю. Но дальнейшие события не менее интересны, чем описанные выше. Подробнее изучить данный вопрос можно тут – Райс Т. Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии (хотя изложение достаточно сумбурное и имеющие некоторые нестыковки), либо — История Востока. Т.2 Восток в средневековье . В этой же книге можно найти описание построенной сельджуками государственной машины и расцвета при них культуры и искусства.

К этому можно также добавить, что держава Сельджукидов возникла в результате крупных завоеваний, сопровождавшихся переселением больших масс кочевых племен из Средней Азии и Казахстана в страны Ближнего и Среднего Востока и Передней Азии. Главной военной и политической опорой Сельджукидов на первых порах были ополчения кочевников-туркмен, огузов и отчасти кипчаков. Однако в ходе завоеваний, уже в правление Тогрул-бека (1038-1063), происходит замена иррегулярных отрядов кочевников постоянным феодальным войском. Сельджукские правители начинают постепенно отходить от массы своих соплеменников и все больше сближаются с земледельческой и служилой аристократией покоренных народов. Т.е. государства сельджукидов превратились из единой «кочевой» империи в обычные государства восточного типа, где основа населения – это земледельцы.

Можно выделить некоторые основные факторы раскола Сельджукского государства:

  • — сельджукская правящая династия, после объединения тюркских народов и создания Сельджукского государства, стала опираться на иранскую чиновную и арабскую духовную знать. Сельджукские султаны перестали соблюдать тюркские традиции, огузских вождей больше не вызывали на курултай для решения важных государственных дел, предпочитая правление по персидскому образцу, где шах был единоличным правителем. Все это, в свою очередь, развивало сепаратистские тенденции среди огузских вождей и отделяло султанов от основной массы своих тюркских сородичей;
  • — объединение всех народов и племен вокруг ислама и на основе этого создание мусульманской империи во главе с халифом не выдержало испытания временем. Халифат распался. Нужна была новая идея. У сельджукских правителей ее не было, и в продолжение прежней идеи о всеобщей мусульманской державе они усилили старую борьбу за чистоту ислама (суннитского направления);
  • — у огузов, принявших ислам в Сельджукском государстве, тюркские традиции уходили в забвение, национальные чувства притуплялись, заменялись религиозными. Новые поколения теряли свои исторические и национальные корни древней культуры, традиции предков;
  • — начиная войну с исмаилитским тайным орденом, сельджукские правители не доводили ее до победного конца, а это не только отражалось на престиже государства, но и ослабляло его, так гак исмаилиты запугивали и расправлялись с лучшими сельджукскими воинами. Имам исмаилитов – «горный старец» направлял своих убийц на самых талантливых и энергичных эмиров. Места убитых занимали менее способные, а то и вовсе бездарные. Исмаилиты в этой войне не победили, тем не менее такой целенаправленный геноцид за 50 лет подорвал генофонд и этническую систему Сельджукского государства.

Военная тактика

За время перехода орды сельджуков Амударьи и начала схватки с Газневидами и до создания ими огромной империи прошло менее 60 лет (с 1035 до 1092 г.). Но за это время произошел и переход от использования народного ополчения (состоящего из простых кочевников) до создания регулярной армии.

К тому же, в отличие от предшествующих государств Саманидов и Газневидов держава Сельджукидов возникла в результате крупных завоеваний, сопровождавшихся переселением больших масс кочевых племен из Средней Азии и Казахстана в страны Ближнего и Среднего Востока и Передней Азии. Главной военной и политической опорой Сельджукидов на первых порах, как уже было сказано, являлись ополчения кочевников — туркмен, огузов и отчасти кипчаков. Однако в ходе завоеваний, уже в правление Тогрул-бека (1038-1063), происходит замена иррегулярных отрядов кочевников постоянным феодальным войском. Сельджукские правители начинают постепенно отходить от массы своих соплеменников и все больше сближаются с земледельческой и служилой аристократией покоренных народов.

С началом походов в Грузию и Азербайджан мы наблюдаем следующую тактику ведения войны. Разграбление и захват территорий происходил рейдами. Участники рейда собирались на заранее условленном месте, где их делили на четыре равные по силе группы. Затем группы выстраивали по сторонам квадрата, соответствующим сторонам света. После этого каждая группа выдвигалась в заранее обусловленную точку, где группу вновь делили, на этот раз уже на три равные по численности подгруппы. Со своих позиций все войско выступало одновременно, направление его движения было подобно направлению лучей раскрытого веера. Продвигаясь вперед, разбившееся на группы войско грабило и уничтожало все попадавшиеся на его пути селения до тех пор, пока намеченная цель не была достигнута. Затем сельджуки быстро отступали с награбленным, вновь собираясь в единое войско в полном соответствии с тем же принципом, согласно которому они выстраивались перед рейдом.

Общественное устройство

Как видим, сельджукское нашествие не было единовременным актом, а осуществлялось в несколько этапов. Завоевательные войны оказали влияние на судьбы не только покоренных сельджуками стран, но и самих кочевников, участвовавших в создании нового государства. Заметные перемены в жизни огузо-туркменских племен, происходили по мере расселения их в Хорасане, Иране, Ираке, Сирии, Закавказье и Малой Азии. Наблюдался переход компактных групп кочевников к полуоседлому и оседлому быту и земледельческому хозяйству. Распадались старые родо-племенные связи; новый стимул к дальнейшему развитию получили феодальные отношения, хотя еще длительное время сохранялись пережитки архаических институтов. Сельджукская знать начинает постепенно сливаться с феодальной аристократией покоренных стран. В значительной степени этому содействовала раздача племенным вождям пастбищ и земель на правах частной собственности (мильк) и условного держания (акта).

В результате сельджукских завоеваний прежние органы власти, существовавшие у огузов и туркмен, оказались непригодными для осуществления господства над покоренными странами. Появляется необходимость создания более развитого и действенного феодально-бюрократического аппарата. Складывание новой государственной системы начинается еще в 30-х годах XI в. и завершается в основном в правление Мелик-шаха.

Политика и политическое управление (начиная с XII века)

Во времена Сельджукидов было принято передавать трон от отца к сыну – как правило, старшему, хотя случалось, что кто-то из членов семьи султана вдруг вспоминал о древней традиции огузов, согласно которой, как и в Киевской Руси, престол передавался старшему брату покойного правителя, а не его старшему сыну. Когда претенденты начинали активные действия в этом направлении, проблему обычно решали путем применения силы и трон получал победитель. В Персии после смерти Малик-шаха ослабевшая центральная власть больше не могла осуществлять полный контроль над своими вассалами, поэтому многие из них превратились в самодержавных правителей довольно больших территорий. Некоторые взяли себе титулы атабеков (что означает «князь — отец»), совершенно не задумываясь о том, что данный титул был изобретен Алп Арсланом для Низам ал — Мулька, когда того назначили наставником юного Малик-шаха. Следующие султаны также воспринимали данный титул как прерогативу человека, занимавшего на тот момент пост наставника наследника престола, – на эту должность султан всегда назначал того, кому больше всего доверял – это был министр-администратор. Даже в последние десятилетия существования империи, когда мелкие князьки брали себе титулы, на которые не имели никакого права, султаны — Сельджукиды не давали этого почетного титула никому из своих подчиненных, кроме визирей. Один из последних случаев вполне правомочного присвоения данного титула – это когда Кейкубад дал его своему кади, или верховному судье, при назначении того на пост визиря. То, что министр был достоин чести его носить, подтвердил тот факт, что он погиб, защищая своего суверена во время случайной стычки с монголами.

В XIII веке функции визиря, или премьер-министра, у сельджуков исполнял перване, или лорд-канцлер; кроме того, перване возглавлял государственный совет – диван. По поручению султана он отвечал за внутренние дела страны, а в отсутствие суверена должен был председательствовать на заседаниях кабинета. Вторым по значению после визиря был главнокомандующий. Следом за ним в иерархии шел кади, или верховный судья, который обычно был из Багдада; поскольку в основе правовой системы Сельджукидов лежал Коран, кади либо совмещал этот пост с должностью главного муфтия – верховного религиозного деятеля страны, либо, согласно положению в иерархии, делил обязанности судьи с муфтием – в этом случае они решали различные административные вопросы вместе. Когда кади совмещал эти должности, его политический вес в Малой Азии возрастал настолько, что практически достигал уровня влияния Шейх Уль-Ислама в мусульманском мире.

Однако своим духовным вдохновителем народ считал не этих должностных лиц, а султана; прекрасным примером в этом смысле был Ала ад-дин Кейкубад I. Он верил глубоко и истово, его благочестие было подлинным, каждое утро он читал утреннюю молитву шафии и 5 молитв ханифы; перед подписанием ежедневных эдиктов дивану он совершал омовения, поскольку в представляемых ему на подпись документах упоминалось имя Аллаха. За главным кади и муфтием следующими в иерархии были эмиры, возглавлявшие различные войсковые соединения. Эти официальные лица входили во внутренний кабинет, а на заседаниях дивана к ним присоединялись некоторые представители высшей знати и племенные вожди – это был своего рода консультативный совет.

В целом сельджуки были готовы принимать новые для них местные обычаи, но только до тех пор, пока они не вступали в противоречие с их религиозными догматами. При покорении Малой Азии, после того как закончилась его начальная стадия, сопровождавшаяся грабежами и убийствами, они не демонстрировали желания нарушать привычный уклад жизни покоренного народа, а старались сохранить местные законы и обычаи и с готовностью приняли существовавшую там систему землевладения. В тех случаях, когда они считали необходимым что-то изменить, они действовали так же, как это делали Великие Сельджуки при введении различных новшеств в Персии. Самые важные реформы сельджуки произвели в сфере законодательства. Убийство у них наказывалось смертной казнью, которая иногда заменялась выплатой денег семье пострадавшего. Приводя смертный приговор в исполнение, осужденного могли задушить, повесить или обезглавить, а в самых крайних случаях с него заживо сдирали кожу, из которой затем делали чучело, возили его по всему городу, потом помещали в построенную специально для этого хижину и публично сжигали. Менее серьезные преступления карались ссылкой, публичным избиением плетьми или даже конфискацией имущества.

Религия

Четыре сына и преемника Сельджука – Микаил, Юнус, Муса и Исраил укрепили свою власть в Бухаре и Самарканде. Факт выбора еврейских имен для двоих сыновей, похоже, подтверждает предположение Д. Данлопа о том, что Сельджук вместе с несколькими придворными вполне мог последовать примеру дружески относившихся к его отцу хазар и принять иудаизм.

Однако некоторые российские ученые [Гумилев] считают этот факт свидетельством того, что религией сельджуков стало христианство. Точный ответ на этот вопрос дать сложно отчасти потому, что с очень ранних времен все племена огузов стали жертвой миссионеров различных мастей. Сначала это были буддисты, пришедшие в III веке нашей эры в Среднюю Азию из Индии, – тогда для записи текстов огузы начали использовать индийский алфавит, но вскоре отказались от него ради согдийского, или древнеперсидского письма.

За буддистами к огузам пришли манихеи, а вскоре после них христиане. Вполне возможно, что представителям каждой из этих религий удалось обратить в свою веру какую-то часть кочевников. Как бы то ни было, христиане никогда не пользовались среди них особым влиянием, даже буддисты не смогли закрепиться там надолго и сдали позиции под напором религии Сасанидов, а ее, в свою очередь, в VII и VIII веках сменила религия торговцев-арабов, которые во все более возрастающих количествах устремлялись через Среднюю Азию в Китай. Хотя присутствие арабов в Средней Азии положило конец персидскому господству там, сначала они не могли оказывать влияние на религиозные воззрения огузов, большинство которых, вероятно, были шаманистами. Однако неуклонный рост численности арабов постепенно начал давать знать о себе, и к середине IX века расположенные по берегам Окса крупные города были вынуждены строить мечети для проживавшего в них арабского населения. Так огузы познакомились с исламом, и к концу X века – где-то между 920 и 960 годами – сельджуки стали ревностными сторонниками Мухаммада [Т. Райс].

Источники

  • Запорожец В.М. Сельджуки, М. Военное издательство, 2011;
  • Райс Т. Сельджуки — кочевники завоеватели Малой Азии, М. 2004;
  • История Востока. В 6 т. Т. 2. Восток в средние века, М.:Вост. лит., 2002, с. 268-284.

4 600

Первоначально кочевые племена, известные византийцам под именем огузов (позднее — турок), жили в Алтайских горах. Однако около V века они двинулись на юго-запад и захватили Туран (Туркестан), откуда вытеснили аваров. Уже в VI веке послов от их великого хана увидели во дворце византийских императоров.

Родоначальником сельджуков был один из предводителей огузского племени кынык царского рода Афрасиаб — Сельджук-бек. В середине X века он со своим богатым и многочисленным родом откочевал в низовья реки Сырдарьи, где вступил в борьбу с другими тюркскими племенами за главенство в регионе. Там же вместе со свитой он принял ислам. В результате сложился огузский союз, во главе которого встали потомки Сельджук-бека.

На исторической арене

Вскоре, после смерти Сельджук-бека (источники утверждают, что он дожил до 107 лет!), огузский союз распался. Одну группу сельджукских огузов возглавил его старший сын — Арспан Ябгу, другую — его внуки, сыновья Микаила ибн Сельджука. В это время низовья Сырдарьи перешли под власть другого огузского конгломерата жабгу. Но после того как в 1038 году правитель сельджуков Тогрул-бек принял титул султана, начались масштабные завоевания: были захвачены Хорезм, затем Западный Иран, Ирак, Курдистан и Азербайджан. После его смерти в 1063 году завоевательная политика сельджуков продолжилась, и под их контролем оказалась Армения. В 1060-е годы власть сельджуков признало государство Ширван-шахов (Северный Азербайджан). В 1064 году сельджукская армия во главе с Алп-Арсланом вошла в Восточную Анатолию и Закавказье, а затем за два года он покорил кыпчаков и туркмен, а также завоевал Мангышлакский полуостров и бассейн Сырдарьи, населенный тюркскими племенами.

Натиска агрессивных кочевников не выдержали и византийские войска: они были разбиты у крепости Малаз-юрт (Манцикерт) в 1071 году. После этого орды кочевых огузов (тюрок-сельджуков) устремились в Малую Азию, где в 1077 году возникло первое тюркское государство – Румский султанат. В 1072 году Алп-Арслан погиб от руки наёмного убийцы», и его преемником стал сын Мелик-шах.

В ходе завоеваний Мелик-шаха Сельджукская империя охватила огромные территории от Босфора и Дарданелл до Китая. Но расцвет империи длился недолго. Феодальная раздробленность не дала молодому и амбициозному государственному образованию развиваться. Еще при Мелик-шахе были созданы Румский и Сирийский султанаты.

В 1092 году Мелик-шах скончался и после его смерти начался распад огузской державы. Он сопровождался междоусобными войнами и завершился окончательным развалом в XIII веке.

В 1243 году монголо-татары заняли всю Малую Азию, и сельджуки оказались под властью татарских ильханов (в переводе «повелители народа»). В 1307 году был убит последний румский султан и вассал татар Масуд. Анатолия оказалась раздробленной на множество мелких эмиратов, которые впоследствии были объединены под эгидой новой тюркской династии Османов.

Образ жизни

По мере превращения сельджукского общества в монархию племенная верхушка почувствовала вкус к роскоши. Новый, зажиточный образ жизни привел к тому, что султан отдалился от своих соплеменников.

Одновременно появился новый класс придворных и чиновников, что неизбежно повлекло за собой увеличение интриг и политических заговоров. Из-за этого султанам даже пришлось завести специального человека, чтобы пробовать блюда перед подачей на стол. Но и такая предосторожность не была гарантией от внезапной смерти от отравления.

При дворе действовали особые церемонии. При вступлении на трон нового суверена его встречали высшие сановники и духовные лица, державшие в руках золотые чаши с медом и молоком кобылиц. На пиру султан с гостями сидел за высоким столом, на который слуги подносили изысканную еду и сладости в золотых и серебряных чашах. По случаю государственных праздников обычно объявлялась всеобщая амнистия. По этой причине двери тюрем открывались на заре, чтобы освобожденные могли принять участие во всеобщем веселье.

В языческий кочевой период сельджукские женщины ходили с открытыми лицами и сражались рядом с мужчинами. Однако после принятия ислама их обязали носить чадру и жить в гаремах, не принимая участия в государственной жизни. Обычно султаны брали себе в жены высокородных принцесс из тюркских династий.

Сельджукская империя по своей сути была военным государством, и боеспособность армии в стране всегда была делом первостепенной важности. Армия была хорошо вооружена: рядовые воины носили кольчуги и островерхие шлемы, у всех были щиты, а у многих офицеров — обоюдоострые мечи. Лучникам давали стрелы с зазубренными наконечниками, которые обмакивали в яд.

Не меньшее внимание уделялось и законодательству, гарантирующему спокойствие и порядок в стране. Преднамеренное убийство каралось смертной казнью, которая иногда заменялась выплатой денег семье пострадавшего. Преступника могли задушить, повесить или обезглавить, а в самых крайних случаях с него заживо сдирали кожу, из которой делали чучело. Его возили по всему городу, а потом помещали в специальную хижину и публично сжигали. Менее серьезные преступления карались ссылкой, публичным избиением плетьми или даже конфискацией имущества.

Подобные меры наглядно демонстрировали итог преступной деятельности, поэтому власть султанов была беспрекословной и пользовалась огромным уважением.

От больниц до гостиниц

В захваченных сельджуками городах почти сразу же начиналось бурное строительство. Сначала восстанавливались крепостные стены и башни, а затем появлялись мечети. Поэтому довольно быстро на месте привычных для местных жителей куполов появлялись стройные минареты, вырастали мавзолеи с коническими крышами, и облик города менялся до неузнаваемости.

Считается, что, в отличие от христианского мира, на Востоке уделяли гораздо больше внимания социальным проблемам. Начиная с IX века, сельджукские правители стали возводить в крупных городах больницы и благотворительные учреждения, религиозные учебные заведения, дома призрения, сиротские приюты и богадельни. По примеру султана и его окружения, строили их в основном на частные пожертвования и взносы. В штаты медицинских школ и больниц входили хирурги, окулисты и специалисты по внутренним болезням. Обычно врачи, работавшие в больницах и набиравшиеся опыта у постели больных, потом преподавали в школах теорию. Некоторые из построенных больниц настолько успешно лечили, что работали в Турции вплоть до середины XIX века.

Сельджуки сумели по достоинству оценить пользу бань и минеральных источников. Сохранились упоминания о более чем двухстах источниках, возле которых строили бани и фонтаны с питьевой водой. При этом некоторые из них использовали исключительно для купания лошадей и прочих ценных животных. Султаны находили деньги и на строительство многочисленных приютов для сирот и душевнобольных, в которых все услуги и лечение были бесплатными. Но еще больше внимания и средств отдавалось на нужды общеобразовательных и религиозных школ, а также на дорожное строительство и благоустройство караванных путей.

Сельджуки активно ремонтировали старые дороги и переправы, строили на них великолепные каменные мосты. Затем впервые они открыли гостиницы для путешественников, где люди и животные могли отдохнуть после утомительного дневного перехода. Самые лучшие из них получили название караван-сараев, а менее роскошные — ханов. Их строили вдоль основных торговых путей на удобном для путников расстоянии от одной гостиницы до другой: за день караван обязательно доходил до очередного гостеприимного прибежища. Как правило, в них были отличные условия для отдыха. Люди могли переночевать в отдельных комнатах или в общем зале. Практически в каждом хане имелись мечеть, фонтан для омовения, харчевня, кофейня, различные ремонтные мастерские, а в некоторых даже играли оркестры.

Сельджукские правители прекрасно понимали, что развитию торговли способствует продуманное обустройство рынков. Поэтому даже в небольших городках были сооружены настолько удобные рынки, что они вызывали восхищение у путешественников, в том числе и таких знаменитых, как Ибн Батута. Можно сказать, что продуманная социальная политика сельджуков намного опередила свое время, и даже сегодня не каждое государство может похвастать подобными достижениями.

Оккультисты предсказывают: Третий рейх перед II-й...

Переполюсовка Земли состоится в ноябре 2018 года...

Замечен загадочный НЛО над базой «51»...



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!