Презентация на тему спп. Схема спп с придаточным изъяснительным

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....

Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI- VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СПП с несколькими придаточными Урок русского языка в 9 классе

Орфоэпическая разминка Расставить ударение в словах документ, задолго, звонишь, звонящий, каталог, красивее, мастерски, облегчит, премировать, усугубить

Цифровой диктант Верно ли утверждение, что: 1. Союзы что, если, где – подчинительные? 2. Определение не отвечает на вопрос чей? 3. Предложение – это синтаксическая единица? 4. Местоимение себя не имеет именительного падежа? 5. Союз однако – подчинительный? 6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным? 7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей? 8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение? 9. , (который...). – схема сложноподчиненного предложения. 101 100 101

Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Подчеркните все члены предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы. Я пок..зал письмо Марь.. Ивановн.. ________ нашла его столь убедительн..м и трогательн..м ________ не сомневалась в успехе его. (А. Пушкин) Автор увер.. н _______ есть читатели такие любопытные ________ пож..лают узнать план и внутренн..е ра..пол.. жение шкатулки. (Н. Гоголь) Читатель вероятно уже догадался __________ дочь Кирилы Петровича ________ сказали мы ещё только несколько слов есть героиня наш.. й повест.. . (А. Пушкин) Здесь Ноздрёв захохотал тем звонким смехом __________ зал.. вает.. ся только свежий здоровый человек _________ все до одного выказываются белые как сахар зубы дрожат и прыгают щ.. ки. (Н. Гоголь)

И я..жёг всё _________ покл.. нялся покл.. нился всему __________ .. жигал. (И.Тургенев) Вдруг получил он в самом деле от управителя доклад ___________ дядя при смерти в постел.. и с ним проститься был бы рад. (А. Пушкин) Офицеры оживили общество _____________ до того времени состояло только из судьи живш..го в одном доме с какою-то диакон.. цею и городнич..го рассудительн.. го человека но спавш..го решительно весь день от обеда до вечера и от вечера до обеда. (Н. Гоголь)

Расставьте знаки препинания, найдите главное предложение и придаточное, определите вид придаточных, составьте схему Я знаю что вечером к тебе придут те кем ты инт е ресуешься и кто тебя не встр е вожит.

Определите вид связи придаточных предложений с главным: 1) последовательное подчинение 2) однородное подчинение 3) параллельное подчинение Сажая деревцо, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится. Когда поезд проходил мимо Бреста, шел такой пушистый снег, что ничего нельзя было разобрать за окнами. Не думай, что все пропели, что бури все отгремели. Я чувствовал, что в душе моего приятеля есть что-то, что он хранит про себя.

Самые богатые люди не те, кто получал много, а те, кто как раз щедрей всех других раздавал себя людям. Охотники в один голос все говорят, что перед рассветом всегда бывает особенно темно, что в полночь в лесу бывает самое темное время. Ему показалось, что никогда он еще не слышал, чтобы ветер свистел и выл так злобно. Когда останавливаются ночью часы в спальне и перестает стучать маятник, это будит сонного. Пока он говорил, я заметил, что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. В каком разделе языкознания изучается предложение? 2. На какие группы делятся все предложения? 3. В чем отличие простого предложения от сложного? 4. Какие виды сложных предложений? 5. В чем отличие союзных предложений от бессоюзных? 6. Какие средства связи между частями предложения? Вспомним теорию

3 слайд

Описание слайда:

Предложения Простые Сложные Бессоюзные Союзные Сложносочинённые Сложноподчинённые Части соединены интонацией и сочинительными союзами Части соединены интонацией и подчинительными союзами или союзными словами

4 слайд

Описание слайда:

Определите вид предложения 1. Аркадий Николаевич любил, чтобы у него ёлка выходила на славу. (А.И.Куприн) 2. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. (А.С.Пушкин) 3. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; один из них тотчас побежал за дворецким. (И.С.Тургенев) 4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А.П.Чехов) 5. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А.С.Пушкин)

5 слайд

Описание слайда:

Сложноподчинённое предложение Аркадий Николаевич любил, чтобы у него ёлка выходила на славу. (А.И.Куприн) , чтобы (…). ?

6 слайд

Описание слайда:

1. Сложное предложение, части которого соединены интонацией и подчинительными союзами или союзными словами. 2. Сложноподчинённые предложения имеют главную и придаточную части. Сложноподчинённые предложения

7 слайд

Описание слайда:

Различие союзов и союзных слов Подчинительные союзы Союзные слова простые составные СЛОВНО ЧТОБЫ КОГДА БУДТО ПОКА ЕСЛИ КАК ЧТО и другие ТАК КАК ТАК ЧТО КАК БУДТО ПОТОМУ ЧТО ОТТОГО ЧТО ЛИШЬ ТОЛЬКО С ТЕХ ПОР КАК В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО и другие КОТОРЫЙ ОТКУДА КАКОЙ КОГДА КУДА КТО ЧТО КАК ГДЕ и другие

8 слайд

Описание слайда:

1. Кто может знать, что ждёт меня? (А.С.Пушкин) 2. Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я. (А.С.Пушкин) Сравни

9 слайд

Описание слайда:

1) Союз можно пропустить и смысл предложения при этом сохранится. Мы увидели, что наши усилия не пропали даром. Мы увидели: наши усилия не пропали даром. 2) Союз можно заменить другим союзом. Когда мы разговаривали, автобус ушел. Пока мы разговаривали, автобус ушел. 3) Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Он не слышал тех слов, что ему говорили друзья. Он не слышал тех слов, которые ему говорили друзья. 4) Союзное слово можно заменить словами из главной части предложения. Мы пошли посмотреть памятник, который поставили ко дню города. Мы пошли посмотреть памятник: этот памятник поставили ко дню города.

10 слайд

Описание слайда:

1. СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной. 2. Части СПП соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов. 3. Союзы и союзные слова находятся в придаточной части СПП. Выводы

11 слайд

Описание слайда:

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна. (Л.Н.Толстой «Детство») В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

12 слайд

Описание слайда:

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(12) немного не доходивших до худых,(13) острых локтей,(14) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(15) только что она вошла,(16) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Мазурку я танцевал не с ней,(17) а с одной немочкой,(18) за которой я немножко ухаживал прежде. (Л.Н.Толстой «После бала»)

Слайд 1

Сложноподчинённые предложения с придаточными условия и уступки

Слайд 2

продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными;
поговорим о придаточных условия и уступки;
составим таблицы для запоминания.
Сегодня мы…

Слайд 3

Вспомним…
места
времени
причины
цели
следствия
условия
уступки
образа действия
меры и степени
сравнения
Группы придаточных обстоятельственных

Слайд 4

причины
цели
следствия
условия
уступки
Группа придаточных обстоятельственных
Общее значение обусловленности

Слайд 5

Придаточные условия
При каком условии?

Слайд 6


Придаточные условия указывают на условия, при которых происходят действия в главном предложении.
При каком условии?
При каком условии?
При каком условии?

Слайд 7

Вы не застанете нас дома, если опоздаете на полчаса.
Если ты вымоешь посуду, мама будет очень рада.
Придаточные условия относятся ко всему главному предложению.
При каком условии?
Раз уж вы пришли, помогите нам приготовить ужин.
При каком условии?
При каком условии?

Слайд 8

Средства связи
Союзы
если коли кабы ежели
когда (если) как (если) раз (если)

Слайд 9

Союз коли – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Коли сам плох, так не даст и бог.
Комар лошадь свалит, коли волк подсобит.
Коли тесно - подвинься.
Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Слайд 10

Союз кабы – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Кабы снова на свет родиться, знал бы, как состариться.
Кабы бабушка не бабушка, так была бы она дедушкой.
Ел бы богач деньги, кабы бедный его хлебом не кормил.
Умный бы ты был человек, кабы не дурак.

Слайд 11

Союз ежели – устаревший. Он часто встречается в пословицах и поговорках.
Кстати…
Всякая ржавчина очищается, ежели руки приложишь.
Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.
Ежели крыша дырява, то не пеняй на дождь.

Слайд 12


когда как раз
= если
Мы встретились, когда часы на площади пробили два.
придаточное времени
Когда?
Когда вы не согласны с нами, так и ступайте вон!
придаточное условия
При каком условии?

Слайд 13

Внимание! Не путайте значения союзов!
когда как раз
= если
Прохожий спросил, как пройти к железнодорожному вокзалу.
придаточное изъяснительное
О чём?
Как душа черна, так и мылом не отмоешь.
придаточное условия
При каком условии?

Слайд 14

Внимание! Не путайте значения союзов!
когда как раз
= если
Раз как-то мне позвонил друг, которого давно уже не было видно.
придаточное определительное
Какой?
Раз уж взялся помогать кому-то, делай это достойно.
придаточное условия
При каком условии?
наречие

Слайд 15

В CПП с придаточными условия используются составные союзы.
если…, то если…, так раз…, так как…, так
Вторая часть такого союза всегда находится в начале главного предложения. Не путайте части двойных союзов с указательными словами!

Слайд 16

Если ты видишь меня, то помаши мне рукой.
Если ты сомневаешься в моих словах, так я тебе сейчас всё докажу.
Составные союзы обеспечивают более тесную связь частей СПП. Однако они не являются обязательными.
Раз вы сами захотели принять участие в проекте, так нечего жаловаться!

Слайд 17

Вы никогда не забудете красоты этого города, если хоть один раз видели его.
Если вы хоть раз видели этот город, вы никогда не забудете его красоты.
В CПП придаточные условия могут занимать позицию перед главным предложением и после главного предложения.
,
если
.
если
,
.

Слайд 18

Вопросы
Средства связи
К чему относятся
Место в СПП
Придаточные условия
При каком условии?
Союзы если, коли, кабы, ежели, когда (если), как (если), раз (если) и т.д.
К главному предложению в целом.
Перед главным предложением, после него.
Запомните!

Слайд 19

Придаточные уступительные
Несмотря на что?
Вопреки чему?
Уступительный – выражающий уступку, допущение чего-нибудь.
Уступительный (в грамматике) – выражающий несоответствие каким-либо условиям.

Слайд 20

Одна часть в таком CПП должна бы уступать другой. Но не уступает!
Действия в одной части обязательно совершаются «назло» действиям или явлениям в другой части.
главная часть
придаточнаячасть

Слайд 21


Придаточные уступки сообщают о тех условиях, вопреки которым совершаются какие-либо действия.
Вопреки чему?
Несмотря на что?
Несмотря на что?

Слайд 22

Маленькая Варя выпрашивала конфеты, несмотря на то что они вредны для зубов.
Пусть на улице весна, учиться все равно приходится.
Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.
Вопреки чему?
Хотя никто этого и не ожидал, Вовочка выучил наизусть пять стихотворений.
Несмотря на что?
Несмотря на что?

Слайд 23

Средства связи
Союзы
хотя пусть пускай
несмотря на то что невзирая на то что даром что

Слайд 24

Союз даром что – устаревший.
Кстати…
Гляди-ко, – я нисколь не боюсь того вон старика, даром что он такой большой.
Даром что в бедности с детства рос, выправился, хоть на выставку.
Еле доволок, даром что чуть не половина камней по дороге через дырки в мешке высыпалась.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!