Как совокупность внутренних условий через которые преломляются. Социальная психология

А. Мясищев, Смирнов, Малышев.:

Личность - это система отношений, отношения - это компоненты структуры. Например, Мясищев утверждал, что личность как социальный продукт определяется прежде всего социальным значением направленности (т.е. "доминирующего свойства, подчиняющего себе другие и определяющие жизненный путь человека"). Уровень личности выражается степенью его сознательности, идейным богатством и т.д., и т.п. Если доминирующее отношение охватывает все стороны личности, то она характеризуется цельностью.
Недостатком подобного рода понимания личности является нечеткость, многозначность.

Б. Ананьев, Платонов, Мерлин:

Личность - не весь человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид в той мере, в какой он начинает сознательно определяться. Личность характеризуется совокупностью общественных отношений и определяемой ими позицией в обществе.
Платонов: концепция динамической функциональной структуры личности. Выделяет 4 подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств): 1) социальная подструктура (направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания); 2) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки); 3) подструктура форм отражения (тип памяти и т.д); 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства (темперамент, возраст, патологии...).
В. Рубинштейн. Личность - это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Этого определения придерживаются многие исследователи, но оно слишком общее.

Зарубежные теории личности

Психоанализ. З.Фрейд: личность включает в себя 3 структурных компонента:

Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Стадии: оральная, анальная, фаллическая (комплексы: Эдипов, Электры), латентная, генитальная. Зрелая личность - способная и стремящаяся работать, чтобы создать нечто полезное и ценное, способная любить другого человека "ради него самого".
Индивидуальная психология. А.Адлер: люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.
Аналитическая психология. К.Г.Юнг: личность состоит из 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). Личность может достичь равновесия лишшь в результате длительного процесса психологического созревания (индивидуации), когда человек может признать все скрытые и игнорируемые им стороны собственной личности как на бессознательном, так и на сознательном уровнях.
Неофрейдизм. Э.Эриксон, Э.Фромм, К.Хорни. Придается особое значение Эго и его функциям. Эриксон: Эго - это автономная структура, в своем развитии проходит 8 универсальных стадий. Э.Фромм: на личность особенно влияют социальные и культурные факторы.
Диспозициональная психология. Г.Олпорт, Р.Кеттелл, Г.Айзенк. Люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися со временем в различных ситуациях. Олпорт (первый выдвинул теорию черт личности): личность - это динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Бихевиоризм. Б.Скиннер: личность - это результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Поведение детерминированно, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения.
Социально-когнитивное направление. А.Бандура, Дж.Роттер. Личность - результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды; центральную роль играют когнитивные компоненты. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.
Когнитивная психология. Дж.Келли - теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации не нужны никакие специальные концепции, главное - то, как человек объясняет любое событие.
Гуманистическая психология. А. Маслоу: личность определяется через иерархию потребностей.
Феноменологический подход. К. Роджерс: поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция.

Значение личности для всей психологической науки кратко и точно раскрыто видным советским психологом С. Л. Рубинштейном: «При объяснении любых психологических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» (Рубинштейн, 1957, с. 308).

Личность - одно из центральных понятий в социальной психологии. Это связано с тем, что всякое событие в жизни общества опосредованно или определяется деятельностью и взаимодействием личностей или социальных групп, которые в свою очередь состоят из личностей. С деятельности личности (личностей) начинается любой социальный процесс: от экзамена в средней школе до межгосударственных переговоров, массовых митингов и т. д. В деятельности личности (личностей) конкретный социальный процесс в том или ином виде реализуется. Он приводит к определенным изменениям включенной в него или затронутой им личности (личностей).

Возьмем в качестве примера ситуацию, когда молодой менеджер предложил руководству фирмы собственный вариант эффективного решения одной из производственных задач. Допустим, его руководители санкционировали осуществление данного варианта и процесс, что называется, пошел. С точки зрения психологической науки, неважно, повезло тому менеджеру в итоге или нет. Важно то, что, помимо некоторого производительного эффекта (положительного или отрицательного), возник ряд социально-психологических эффектов. Во-первых, окружающие того человека стали несколько иначе воспринимать (т. е. с большим или меньшим интересом, симпатией, доверием и т. п.). Во-вторых, в определенной мере изменилась позиция этого индивида в социальной группе сотрудников, произошло повышение или, наоборот, понижение его социального и межличностного статуса и т. д. В-третьих, в какой-то степени изменились его сознание, представление о себе и самооценка («Я-концепция»). Образно говоря, проснувшись знаменитым (пусть лишь в пределах своей фирмы или даже ее самого мелкого подразделения), этот молодой менеджер почувствовал себя иной, чем раньше, личностью, причем иной в первую очередь в социально-психологическом плане.

После всего сказанного о значимости личности для социальной психологии как явления и понятия встает законный вопрос о том, что же такое личность с точки зрения данной науки? Вопрос этот очень непростой. Не только каждая психологическая школа стремилась и стремится дать новое определение личности, но и каждый ученый-психолог также пытается выразить свое более или менее оригинальное мнение по этому вопросу. Поэтому на основных наиболее известных определениях личности и (или) подходах к ее пониманию следует остановиться подробнее. С учетом того, что своими корнями социально-психологическое представление о личности уходит в общую психологию, начать придется с представлений о личности, сложившихся в основных психологических школах, - фрейдизме, бихевиоризме и гуманистической психологии.

Фрейдизм (психоанализ). Направление в психологии, названное по имени основателя психоанализа 3. Фрейда. Согласно его убеждениям, развитие и структура личности определяются иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами - бессознательными влечениями. 13 силу этого личность и общество обречены на конфронтацию пли даже тайную войну, скрытую в глубинах психики индивида, главной из которых является сексуальное влечение - либидо, и необходимость выжить в изначальной враждебной индивиду социальной среде.

Фрейд считал, что психическая жизнь личности определяется тремя структурами, или. как еще называют, психическими инстанциями".

«ид» («оно») - источник человеческих желаний, исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, целиком неосознаваемо и функционирует в бессознательном, тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, руководствуется принципом наслаждения и стремлением к немедленному удовлетворению желания:

«эго» («Я») - действует на уровне сознания, отвечает за принятие решений, помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, подчиняется принципу реальности и ищет возможность удовлетворить желания «ид» с учетом внешних факторов - условий среды, которые иногда требуют отсрочки; <ого» дает возможность индивидууму постепенно давать выход грубой энергии «ид», тормозить ее, направлять по разным каналам;

«суперэго» («сверх-Я») - действует на уровне сознания, включает моральные принципы человека, которые определяют для него допустимость пли недопустимость того или иного поведения с моральной точки зрения: с позиций добра или зла, правильного или неправильного, хорошего или плохого. «Суперэго» формируется на примере морали родителей. Семейные моральные сценарии наследуются и передаются из поколения в поколение. Фрейд разделял «суперэго» на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает:

а) способность к критической самооценке;

б) моральные запреты:

в) возникновение чувства вины, когда мы не делаем того, что должны делать.

Эго-идеал формируется на основе того, что родители одобряют или высоко ценят, он побуждает человека устанавливать для себя высокие стандарты поведения и мышления, в результате реализации которых появляется чувство гордости и самоуважения.

По Фрейду, «суперэго» можно считать полностью сформированным, когда контроль родителей заменяется самоконтролем. Однако принцип самоконтроля не служиi целям самосохранения и безопасности индивида. «Суперэго», пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны «ид», пытается направлять человека к абсолют ному совершенству в мыслях, словах и поступках... оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными» (Хьелл, Зиглер, 1997, с. 1 16).

Согласно теории развития личности, разработанной Фрейдом, личность взрослого сформирована опытом раннею детства, т. е. структура его характера, сформированная в раннем возрасте, остается неизменной и в зрелые годы. Поэтому, узнавая что-либо о своем детстве, о своем прошлом опыте, люди могут научиться наиболее адекватно понимать истоки своих проблем в настоящем и справляться с ними.

Когда появляется внешняя угроза психическому состоянию человека, вызывающая у него тревогу или беспокойство, «это» («Я») старается смягчить опасность этой угрозы, используя два способа:

а) с помощью реального, сознательного решения проблемы;

б) искажая ситуацию, реальные события для того, чтобы защи тить сознание человека.

Способы искажения называются механизмами психической защиты. Фрейд описал несколько механизмов психической защиты, среди которых наиболее известными являются вытеснение, перенос, рационализация, замещение, сублимация.

Когда человек начинает испытывать запретные чувства, например страх, гнев, отвращение, стыд, эти чувства часто противоречат его же представлениям о добре и зле и порождают в свою очередь неприятные ощущения, мешающие нормальной жизни. Поэтому запретные чувства могут:

вытесняться из сознания в область бессознательного и «прорываться» в форме оговорок или сновидений;

переноситься на других людей. Так, человек, испытывающий гнев по отношению к близкому человеку, может перенести его на кого-либо другого, например вместо того, чтобы сказать: «я ненавижу X», он может сказать: «X ненавидит меня» или «У ненавидит X»;

рационализироваться. В этом случае истинные причины, которые порождают ту или иную мысль или поступок, бывают столь неприятными для осознания, что человек неявно, сам не отдавая себе в этом отчета, заменяет их на более приемлемые. Например, человек, которому нравится находиться в одиночестве и который постоянно испытывает раздражение, потому что ему приходится общаться с людьми в процессе работы, может убеждать себя и других в том, что у всех, с кем он общается, просто невыносимый характер;

замещаться, т. е. истинный объект враждебных чувств замешается гораздо менее угрожающим для человека. Например, ребенок, который после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестру; излишне требовательный начальник критикует свою сотрудницу, и она в свою очередь реагирует вспышками ярости на незначительные промахи членов семьи. Иногда враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются себе, что вызывает осуждение самого себя;

сублимироваться , если человек изменяет свои нежелательные импульсы таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально разрешенных или приемлемых мыслей или действий. Сублимация в психоанализе рассматривается как единственно конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, поскольку она позволяет «эго» изменить цель импульсов или их объект без сдерживания самих импульсов. Например, человек с сильным неосознанным чувством превосходства над другими может стать великолепным писателем - он сможет демонстрировать свое чувство способом, который даст общественно полезный результат. Теория психоанализа 3. Фрейда получила дальнейшее развитие в работах А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма и других ученых.

Основное положение теории индивидуальной психологии А. Адлера - его утверждение о том, что понять и объяснить поведение человека можно только через понимание общественных отношений, поскольку оно ограничено рамками общественной жизни. Людям свойственно врожденное стремление вступать в общественные отношения сотрудничества, конфликт же между человеком и обществом Адлер считал чем-то неестественным.

Другое важное положение теории Адлера заключается в том, что люди живут в мире, какой они сами себе создали. Их главными мотивами, стимулами, движущими силами являются те цели, которые они перед собой ставят, выбирают, создают. Ученый называет их фиктивными. Фиктивные цели - это личные мнения людей о событиях настоящего и будущего. Они регулируют, подчиняют себе жизнь людей. Примерами подобных целей могут служить такие девизы (или кредо), как «каждый за себя», «моя хата с краю», «честность - лучшая политика», «все люди равны» и т. д. Он утверждал, что люди склонны вести себя в соответствии со своими личными убеждениями независимо от того, являются ли они объективно (т. е. независимо от воли людей) реальными или нет. Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они помогают людям разрешать их жизненные проблемы. Однако если фиктивная цель не помогает, а мешает человеку, ее надо изменить или отбросить.

Главную цель своей теории Адлер видел в том, чтобы она помогала людям в их усилиях изменять свое поведение в сторону более здорового в психологическом смысле . Его волнована проблема возникновения у людей чувства неполноценности (комплекса неполноценности) и его компенсация. Он считал, что у каждого человека скорее заболевает тот орган, который был менее развит, менее успешно функционировал, т. е. был «неполноценным» от рождения. Заболевания, слабость или дефекты каких-либо органов побуждают людей компенсировать эту неполноценность путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства и силы: «Почти у всех выдающихся людей мы находим дефект какого-либо органа: складывается впечатление, что они очень страдали в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности».

Этот процесс компенсации имеет место не только в телесной сфере, но и в психической: у людей может развиться субъективное (ощущаемое только данной личностью) чувство неполноценности, источником которого является ощущение собственного психологического или социального бессилия. Особенно часто подобное чувство неполноценности развивается у человека в том случае, если его усилия, которые он направил на компенсацию дефекта, не привели к желаемому результату.

Чувство неполноценности, считает Лидер, берет свое начало в детстве, когда ребенок долгий период времени находится в зависимости от родителей и других взрослых, будучи совершенно беспомощным. Именно из-за желания преодолеть свою неполноценность, беспомощность и зависимость люди начинают борьбу за превосходство. У них может развиться комплекс превосходства, который выражается в том, что человек стремится преувеличить свои физические, интеллектуальные или социальные способности.

Согласно теории Адлера, чувство неполноценности является источником стремления человека к саморазвитию, росту, компетентности, а стремление к превосходству или желание лидировать - это врожденное свойство человека и фундаментальный закон человеческой жизни. Под лидерством Адлер понимал нечто близкое максимальному развитию потенциальных возможностей личности.

Чувство превосходства надо развивать и воспитывать в течение всей жизни, если мы хотим реализовать свои потенциал. Это чувство можно развивать по двум направлениям: позитивному и негативному. Люди со слабой способностью адаптироваться к жизни в обществе могут пойти по негативному направлению и реализовывать свое стремление к превосходству за счет интересов других людей, т. е. эгоистическим путем. Те же. кто хорошо приспосабливаются к общественной жизни, проявляют свое стремление к превосходству, напротив, учитывая благополучие других людей. Стремление людей к превосходству управляется их фиктивными целями.

К. Юнг переработал теорию психоанализа 3. Фрейда и предложил новые подходы к пониманию человека. Его психологическая теория трудна для понимания даже специалистов, поэтому рассмотрим лишь наиболее известные ее положения-

Согласно теории Юнга, в человеке одновременно существуют две ориентации или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия, одна из которых становится преобладающей. Экстраверт ориентирован на внешний мир; его интересуют предметы, другие люди, он быстро устанавливает связи, разговорчив, мобилен, легко привязывается. Интроверт склонен к уходу от внешнего мира, от предметов, объектов, он стремится к уединению, сосредоточен на себе самом, своих мыслях, чувствах, опыте. Он сдержан в общении, его главный интерес - это он сам.

Душа человека состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго - это центр нашего сознания, благодаря эго, мы воспринимаем себя чувствующими, мыслящими, обладающими памятью и способностью к самоанализу людьми.

Личное бессознательное содержит в себе мысли, чувства, воспоминания, конфликты, которые когда-то осознавались, но затем были вытеснены из памяти, подавлены, забыты - нес то, что Юнг называет комплексами. Источниками комплексов является личный прошлый опыт человека, а также родовой, наследственный опыт. Они оказывают очень большое влияние на поведение людей. Например, человек с комплексом власти может расходовать большое количество психической энергии на деятельность, которая непосредственно или косвенно (символически) связана с властью или с темой власти. Темы, питающие комплексы, могут быть самыми разными и самыми обычными.

Коллективное бессознательное - хранилище мыслей и чувств, являющихся общими и одинаковыми для всего человечества. В коллективном бессознательном «содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Согласно Юнгу, оно состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов, которые являются врожденными идеями или воспоминаниями- побуждающими людей определенным образом реагировать на события, воспринимать и переживать их. Это не конкретные образы, идеи или воспоминания, а скорее врожденный тип реагирования Н" 1 неожиданные, имеющие большое значение в жизни человека события- например столкновение с родителями или любимым человеком- с какой-либо опасностью, несправедливостью.

Юнг полагал, что архетипические образы и идеи находят отражение в сновидениях, в виде символов используются в литературе, живописи, религии, причем символы, характерные дли разных культур, нередко имеют большое сходство между собой.

Количество архетипов в коллективном бессознательном неограниченно. Мы остановимся на трех архетипах, которым Юнг придавал большое значение - это «персона», «тень» и «самость».

Персона (от лат. persona - маска) - наше общественное, публичное лицо, то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми, те роли, которые мы проигрываем в своей жизни, подчиняясь требованиям общества, чтобы ладить с другими людьми, иногда скрывая свою сущность, иногда демонстрируя какие-либо свои качества, способности, образы.

Тень представляет темную, дурную, животную сторону личности, подавленную вследствие своей общественной неприемлемости, но в то же время являющуюся, согласно Юнгу, источником жизненной силы и творческого начата в жизни человека.

Самость - объединяющий центр личности, вокруг которого группируются все ее элементы, сознательные и бессознательные. Развитие самости, или, что то же самое, достижение зрелого, гармоничного, единого «Я», - очень сложный процесс, длящийся примерно до среднего возраста и требующий больших усилий.

Э. Фромм утверждал, что на поведение человека решающее влияние оказывает та культура, в рамках которой он живет в настоящее время, - ее нормы, предписания, процессы, а также врожденные потребности человека. По мнению Фромма, одиночество, изоляция и отчужденность - черты, которые отличают жизнь человека современного общества. С одной стороны, люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над жизнью, иметь право выбора, быть свободными от политических, экономических, социальных и религиозных ограничений, с другой стороны, им необходимо чувствовать себя связанными с другими людьми, не чувствовать отчуждения от общества и природы.

Фромм описал несколько стратегий, которые люди используют, чтобы «убежать от свободы»:

1) авторитаризм - люди присоединяются к чему-то внешнему, например они. вступая в отношения с другими людьми, проявляют чрезмерную беспомощность, зависимость, подчиненность либо, наоборот, эксплуатируют и контролирую! других людей, доминируют над ними;

2) деструктивность - человек преодолевает ощущение собственной незначимости, уничтожая или покоряя других:

3) подчинение - человек избавляется от одиночества и отчужденности путем абсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение, и вследствие чего теряет свою индивидуальность, становясь таким, как все, и приобретая, по выражению Фромма, «конформность автомата».

Фромм, объясняя поведение людей, выделял пять уникальных жизненных, экзистенциальных (от лат. exsisientia -- существование) потребностей человека:

1) потребности в установлении связей: чтобы преодолеть ощущение изоляции и отчужденности, всем людям необходимо о ком-то заботиться, нести за кого-то ответственность, принимать в ком-то участие;

2) потребность в преодолении: имеется в виду потребность в преодолении людьми своей пассивной природы для того, чтобы стать созидателями своей жизни:

3) потребность в корнях: потребность в стабильности, прочности, что сходно с ощущением безопасности, которое в детстве давали связи с родителями, с матерью: потребность в ощущении себя частью мира;

4) потребность в идентичности: потребность тождества человека с самим собой: «я - это я»; люди, обладающие ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности, непохожести на других, воспринимают себя как хозяев собственной жизни;

5) потребность в системе взглядов и преданности: людям нужна система взглядов и убеждений для того, чтобы объяснять сложность мира и понимать его. также им нужен объект преданности, то, в чем бы для них заключался смысл жизни. - они нуждаются в том, что бы посвятить себя кому-то или чему-то (высшей цели. Богу).

Бихевиоризм (теория научения). Бихевиоризм (от англ. behaviour- поведение) - очень влиятельное направление в психологии, наиболее видными представителями которого являются русский физиолог И. П. Павлов и американский психолог Б. Ф. Скиннер.

Со времени создания учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности пи один серьезный исследователь психологии не обходится без ссылок на его классические труды, его работы легли в основу кибернетики. Центральная идея учения И. П. Павлова - мысль о том, что психическая деятельность имеет биологическую основу, а именно физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Организм, взаимодействуя со средой, рефлекторно осуществляет саморегуляцию при помощи безусловных (прирожденных) и условных (приобретенных) рефлексов.

В классической схеме И. П. Павлова реакция R возникает только в ответ на воздействие (стимул S) безусловного или условного раздражителя, поэтому ее можно представить следующим образом: S-R.

В опытах Б. Ф. Скиннера, которые, как и опыты Павлова, проводились на животных, использовалась иная схема образования условного рефлекса: сперва животное производило реакцию (R), например нажим на рычаг, а затем эта реакция подкреплялась экспериментатором, в частности стимулировалась (S) пищей. Поэтому схема Скиннера выглядит следующим образом: R-S.

Данные исследований обобщались, публиковались, на их основе делались выводы и строились рекомендации, которые в настоящее время широко используются в менеджменте, педагогике, социальных технологиях, прикладной и практической психологии, при создании обучающих машин и программ, учебников по программированию. В то же время эта школа чаще других подвергается критике в основном за жесткий, не оставляющий личности выбора, «бездуховный», «механистический» и даже «аморальный» подход к объяснению человеческого поведения.

Скиннер считал, что интерес для науки представляют лишь те взаимодействия, которые можно непосредственно наблюдать и фиксировать. Психологи бихевиористского направления занимаются лишь теми действиями человека, которые доступны, открыты для наблюдения, и считают, что именно внешнее окружение человека является ключом к объяснению его поведения. Этим они отличаются от представителей психоанализа, которые исходят из того, что причины всех действий людей скрыты в их внутренней жизни, в их разуме, сознании, зависят от черт личности, от неосознаваемых импульсов, желаний, страхов и т. д.

Все живые организмы, полагают бихевиористы, развиваются по одним и тем же законам, поэтому не обязательно изучать большие массы организмов - достаточно отследить и описать поведение какого-либо одного человека или животного.

На поведение людей влияют их действия. Есть действия, которые вызывают автоматическое реагирование организма по типу безусловного рефлекса, например, если мы обжигаем руку горячим утюгом, то мгновенно, рефлекторно ее отдергиваем. Моргание также является автоматическим действием. Однако большое количество действий отличается от рефлекторных, в основе которых лежит схема S-R. Организм человека активно воздействует на окружение с целью изменить события. Многие его действия являются оперантными, т. е. они возможны лишь в результате научения. Например, игра на гитаре - это образец оперантной реакции. Для игры на гитаре не существует внутренней причины, которая ее вызвала, - это оперантное действие, и оно контролируется только теми результатами, которые за ним следуют. Другой яркий пример оперантного поведения - ползание ребенка.

Если последствия оперантного поведения благоприятны для организма, то вероятность повторения этого поведения в будущем будет усиливаться, а если не благоприятны, то уменьшаться. Например, мы перестаем писать письма приятелям, если они нам не отвечают, и покупать девушке цветы, если она этому не радуется. Психологи считают, что оперантное поведение контролируется в основном негативными последствиями. Оно нужно организму как инструмент: если оно действует на среду, порождая подкрепление, то оно сохраняется, если же не получает подкрепления, то угасает.

В обществе постоянно имеют место ситуации оперантного научения. Личность в целом - это «набор» определенных форм поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения. Типичный пример - плач, с помощью которого ребенок управляет поведением своих родителей. Плач будет продолжаться до тех пор, пока родители его не подкрепят - возьмут ребенка на руки, останутся в комнате, пока он не заснет, дадут бутылочку с молоком. Плач постепенно прекратится, если родители перестанут его подкреплять: брать ребенка на руки и т. п.

Скиннер исследовал и описал различные режимы подкрепления. В теории научения выделяют два типа подкрепления и стимулов:

1) первичные (безусловные), которые не зависят от научения, - пища, вода, физический комфорт, секс;

2) вторичные (условные), которые осуществляют подкрепление, тесно ассоциируясь с первичным подкреплением, - например деньги, одобрение или подчинение окружающих.

Поведение человека в основном контролируется следующими стимулами:

а) неприятными - наказание, негативное подкрепление; отсутствие подкрепления:

б) позитивными - поощрение желательного поведения.

В обычной жизни люди, как правило, ведут себя так, чтобы усилить позитивное подкрепление и уменьшить негативное.

Гуманистическая психология. Одним из основателей и наиболее ярким представителем этой школы является известный американский психолог К. Роджерс. Гуманистическая психология оформилась в 50-х гг. XX в. и противопоставила себя как психоанализу, так и бихевиоризму. На волне гуманистической ориентации в среде психологов, педагогов, бизнесменов, юристов возникло движение за развитие человеческого потенциала, рост личности, ее спонтанное, творческое развитие.

Данное направление занимается теми проблемами, которые не интересуют ни бихевиоризм, ни психоанализ. В центре его внимания - здоровый творческий индивид и то, что его волнует: любовь, психическое здоровье, смысл жизни, развитие. Основной мотив поведения человека, в соответствии с теорией Роджерса, это стремление к актуализации. Актуализация понимается как присущее организму стремление реализовать свои способности с целью сохранить жизнь и сделать человека сильным, способным приумножить свои способности и удовлетворить потребности. Стремление к актуализации является врожденным: например организм стремится сохранить себя, требуя еду и питье; физически развиваясь, организм усиливает себя, становится более независимым. Другие мотивы человека - это разновидности мотива актуализации. Она свойственна не только человеку, но и животным и растениям, т. е. всему живому.

Актуализация связана с увеличением напряжения: человек самоактуализируется в борьбе и преодолении препятствий, часто сам стремится к этой борьбе. Например, маленький ребенок, который учится ходить, часто падает, ударяется, разбивает нос, но все равно упорно продолжает учиться. Движение к саморазвитию сопровождается борьбой и страданиями, однако этот мотив так силен, что человек преодолевает боль и неудачи и развивается в направлении все большей сложности, самодостаточности, зрелости и компетентности.

Люди, считал Роджерс, склонны в своем поведении искать, и оценивать позитивные переживания - те, которые они воспринимают как развивающие их личность. Люди избегают и оценивают отрицательно те переживания, которые они воспринимают как препятствия для развития своей личности.

Роджерс также разрабатывал идею определяющего влияния на поведение людей, их внутреннего мира, личных переживаний. Эта идея является характерной для гуманистической психологии в целом. В соответствии с ней личные переживания - это основа действий человека. Каждый из нас реагирует на события так. как воспринимает их. Например, два человека, оказавшись в одинаковых обстоятельствах, могут впоследствии описывать две совершенно разные ситуации. Вы сами можете в этом убедиться, попытавшись сравнить свои воспоминания о каком-либо общем для нас и ваших друзей недавнем событии - ваши рассказы обязательно будут различаться, потому что для вас имеет смысл и значение одно, а для ваших друзей - другое.

Гуманистическая психология занимается только внутренним миром человека - тем, как он воспринимает, отбирает и толкует (интерпретирует) любую информацию. Иными словами, если вы хотите объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя именно так. а не иначе, вы должны понять его внутренний мир.

Весьма плодотворно проблема личности разрабатывалась и в рамках отечественной психологии. Здесь следует, прежде всего, упомянуть такие научные подходы к изучению личности, как комплексный, деятельный и структурно-динамический.

Комплексный подход к изучению личности был сформулирован и развит известным советским психологом Б. Г. Ананьевым. Он выделил иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. По его мнению, индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены индивидуальными природными свойствами. Ананьев считал, что в изучении человека как личности особо выделяются статус личности, т. е. ее положение в обществе (экономическое, политическое. правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности. Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

При характеристике человека как субъекта социально-психологический аспект личности выражен наиболее ярко. В этом качестве личность выступает в нескольких ипостасях: «она - объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что особенно важно, субъект общественного поведения - носитель нравственного сознания» (Ананьев, 1980, с. 52). Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.

Деятельностный подход к изучению личности был разработан одним из самых известных советских психологов А. . Леонтьевым. По его мнению, деятельность человека порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида, личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (Леонтьев, 1975, с. 173). В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, развитии и преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность. Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, операции, психофизиологические функции или блоки этих функций. Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности. Анализ строения деятельности Леонтьев приложил к характеристике личности. Главными психологическими составляющими деятельности являются ее мотивы: мотивы-стимулы и смыслообразующие мотивы. Таким образом, смысл получил характеристику личностного. В нем содержится отражение в сознании личности отношения мотива к цели. Личностный смысл выступает как особое сверхчувственное качество личности. Личностные смыслы интегрируются друг с другом в связанную систему, обозначенную Леонтьевым термином «смысловые образования личности».

Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. ...Внутренние отношения основных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий "психологический профиль личности"» (Леонтьев, 1975, с. 221-222). Выстроенные на едином деятельностном основании представления о личности позволили Леонтьеву рассмотреть широкий круг психологических явлений в мотивационной (потребности, эмоции), поведенческой (действия, деятельность) и когнитивной сферах. В последней особое место занимают сознание и самосознание. В сознании происходит процесс объединения, «сшивания» деятельностей, развития и распада связей между ними. В концепции Леонтьева категории личность, сознание, деятельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве. Это триединство отражено и в названии его последней книги: «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).

Структурно-динамический подход к изучению личности объединяет ряд психологических теорий, в основе построения которых лежит принцип структурности. На наш взгляд, самыми интересными с социально-психологической точки зрения являются теоретические концепции отечественных психологов К. К. Платонова, А. Г. Ковалева и Б. Д. Парыгина.

Наиболее детальная и развернутая характеристика структуры личности содержится в трудах К. К. Платонова. Центральными в его концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность. Платонов выделил в структуре личности четыре подструктуры.

Первая подструктура - это направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Первая подструктура - это преимущественно социально-психологическая подструктура личности, которая и составляет основной предмет социально-психологического анализа. Вторая подструктура - опыт. Его составляющие - привычки, умения, навыки, знания. В этой подструктуре значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней, как правило, больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями. Четвертая подструктура - биопсихические свойства. В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки. Таким образом, доля социального снижается от первой подструктуры к четвертой.

Структура личности, описанная в концепции российского психолога А. Г. Ковалева, представляется более лаконичной и менее эклектичной, чем структура личности К. К. Платонова. А. Г. Ковалев различает в личности три образования: психические процессы, состояния и свойства. Эти образования динамичны и взаимосвязаны. Чрезвычайно динамичны психические процессы, менее динамичны состояния, устойчивы психические свойства личности. Психические процессы составляют фундамент личности. Они формируют состояния. Из психических процессов образуются психические свойства. Свойства характеризуют устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействиям извне.

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

В аналитической психологии К. Юнга структуру личности составляют следующие компоненты сознания и бессознательного (архетипы):

  • самость
  • анима и анимус
  • персона.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ 1

Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия че­ловека как реального существа, в его взаимоотношениях с материальным миром. <...>

При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия вклю­чаются и психические явления - психические свойства и состояния лич­ности) 2 . Поэтому введение личности в психологию представляет собой не­обходимую предпосылку для объяснения психических явлений. <...>

Поскольку внутренние условия, через которые в каждый данный мо­мент преломляются внешние воздействия на личность, в свою очередь фор­мировались в зависимости от предшествующих внешних взаимодействий, по­ложение о преломлении внешних взаимодействий через внутренние условия означает вместе с тем, что психологический эффект каждого внешнего (в том числе и педагогического) воздействия на личность обусловлен историей ее развития.

Говоря об истории, обусловливающей структуру личности, надо пони­мать ее широко: она включает эволюцию живых существ, и собственно ис­торию человека, и, наконец, личную историю развития данного человека. В силу такой исторической обусловленности в психологии личности обнару­живаются компоненты разной меры общности и устойчивости, которые изменяются различными темпами. Так, психология каждого человека

1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
С. 240-250.

2 Важнейший психологический компонент этих внутренних условий составляют
свойства нервной системы. Их систематическое изучение Б.М.Тепловым приобретает в
этой связи свое «место», свою истинную психологическую значимость.


262 Тема 3.

Включает в себя черты, обусловленные природными условиями и являю­щиеся общими для всех людей. Таковы, например, свойства зрения, обуслов­ленные распространением солнечных лучей и строением глаза, детермини­рованным этими лучами. Поскольку эти условия являются неизменными, закрепившимися в строении зрительного прибора и его функциях, общими для всех людей являются и соответствующие свойства зрения. Другие чер­ты изменяются в ходе исторического развития человечества. Таковы, на­пример, особенности фонематического слуха, обусловленные фонематиче­ским строем родного языка. Они различны не только у представителей различных народов, говорящих на разных языках, но и изменяются в ходе развития одного народа. Так, в XII - XIII вв. произошли существенные из­менения в фонематическом строе русского языка. В этот период появилась соотносительность глухих и звонких согласных и стали самостоятельными фонемами появившиеся в это время соотносительные твердые и мягкие со­гласные и т.д. В соответствии с этим у русских людей стали формиро­ваться особенности фонематического слуха, которые сейчас для них харак­терны. Так формы чувствительности - в данном случае речевой слух - меняются в результате исторического развития. То же можно сказать и о музыкальном слухе.


Определенные сдвиги и изменения в психическом облике людей про­исходят с изменением общественной формации. Хотя существуют общие для всех людей законы мотивации, конкретное содержание мотивов, соотно­шение мотивов общественных и личных изменяется у людей с изменением общественного строя. Эти изменения являются типически общими для лю­дей, живущих в условиях определенного общественного строя. С этим со­четается индивидуальная история развития личности, обусловленная соот­ношением специфических для нее внешних и внутренних условий. В силу этого одни и те же внешние условия (например, условия жизни и воспи­тания для двух детей в одной семье) по существу, по своему жизненному смыслу для индивида оказываются различными. В этой индивидуальной истории развития складываются индивидуальные свойства или особенно­сти личности. Таким образом, свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и еди­ничное.

Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном прелом­лении в ней представлено всеобщее. Индивидуальные свойства личнос­ти - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, т.е. свой­ства, характеризующие его как личность.

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общест­венно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе че­ловек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к


Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии... 263

Другим людям) и способности человека (т.е. свойства, делающие его при­годным к исторически сложившимся формам общественно полезной дея­тельности). <...>

<...> Из представления о личности, заключенного в первоначаль­ном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной дея­тельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе ее свойствами, но и значительностью тех общест­венно-исторических сил, носителем которых она выступает. Дистанция, от­деляющая историческую личность от рядового человека, определяется не соотношением их природных способностей самих по себе, а значительно­стью тех дел, которые человеку, ставшему исторической личностью, уда­лось совершить в силу не только его исходных, природных способностей, но и стечения обстоятельств исторического развития и его собственной жизни. Роль крупного деятеля в истории, а не просто непосредственно са­ми по себе взятые его способности определяют соотношение масштабов его личности и рядового человека. Отнесение этих различий между исто­рической личностью и «простым» человеком исключительно за счет раз­личий их исходных данных обусловливает ложное противопоставление гения и толпы и создает неверные перспективы в оценке возможностей, открытых перед каждым человеком.

Личность формируется во взаимодействии, в которое человек всту­пает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляе­мой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобрета­ет деятельность человека. Человеческая личность, т.е. объективная реаль­ность, которая обозначается понятием личность, - это, в конце концов, ре­альный индивид, живой, действующий человек. Не существует никакой личности ни как психофизически «нейтрального» 1 , ни как чисто духов­ного образования и никакой особой науки о так понимаемой «личности».

В качестве личности человек выступает как «единица» в системе об­щественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая катего­рия. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами - и при-

См. Stern W. Die Menschliche Personlichkeit. Leipzig, 1923.


264 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Родными, а не только общественными, - является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психо­логия, потому что нет личности без психики, более того - без сознания. При этом психический аспект личности не рядоположен с другими; пси­хические явления органически вплетаются в целостную жизнь личности, поскольку основная жизненная функция всех психических явлений и про­цессов заключается в регуляции деятельности людей. Будучи обуслов­лены внешними воздействиями, психические процессы обусловливают по­ведение, опосредствуя зависимость поведения субъекта от объективных условий 1 .

Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, еди­ничных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть лич­ность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере лич­ность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, мак­симум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение име­ет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности.

Подчеркивая роль сознания, надо вместе с тем учитывать многопла­новость психического, протекание психических процессов на разных уров­нях. Одноплановый, плоскостной подход к психике личности всегда есть поверхностный подход, даже если при этом берется какой-то «глубинный слой». При этой многоплановости целостность психического склада чело­века сохраняется в силу взаимосвязи всех его иногда противоречивых свойств и тенденций.

Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет фундаментальное значение для понимания психологического строе­ния самой личности. В частности, вопрос о личности как психологиче­ском субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова (как Я) - это субъект сознательной, «произвольной» дея­тельности. Ядро его составляют осознанные побуждения - мотивы соз­нательных действий. Всякая личность есть субъект в смысле Я, однако по­нятие личности и применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком специфическом смысле. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами созна­тельной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосоз-

1 Часто говорят, что личность не входит в сферу психологии. Это, конечно, верно в том смысле, что личность в целом не есть психологическое образование и не может быть поэтому только предметом психологии. Но не менее верно и то, что психические явления входят, и притом необходимо входят, в личность; поэтому без психологии не может быть всестороннего изучения личности.


Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии... 265

Нанных тенденций - побуждений его непроизвольной деятельности. Я --как субъект - это образование, неотделимое от многоплановой совокуп­ности тенденций, составляющих в целом психологический склад лично­сти. В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, применяемые человеком в качестве принципов, на ос­нове которых им производится оценка своих и чужих поступков, опреде­ляемых теми или иными побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности. <...>

Характер человека - это закрепленная в индивиде система генерали­зованных обобщенных побуждений. Обычно, рассматривая отношение мо­тивов и характера, подчеркивают зависимость побуждений, мотивов челове­ка от его характера: поведение человека, мол, исходит из каких-то побуждений (благородных, корыстных, честолюбивых), потому что таков его характер. На самом деле таким выступает отношение характера и мотивов, лишь будучи взято статически. Ограничиться таким рассмотрением харак­тера и его отношения к мотивам - значит закрыть себе путь к раскрытию его генезиса. Для того чтобы открыть путь к пониманию становления ха­рактера, нужно обернуть это отношение характера и побуждений или моти­вов, обратившись к побуждениям и мотивам не столько личностным, сколь­ко ситуационным, определяемым не столько внутренней логикой характера, сколько стечением внешних обстоятельств. И несмелый человек может со­вершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства. Лишь обращаясь к таким мотивам, источниками которых непосредственно высту­пают внешние обстоятельства, можно прорвать порочный круг, в который попадаешь во внутренних взаимоотношениях характерологических свойств личности и ими обусловленных мотивов. Узловой вопрос - это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не только личность, сколь­ко обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Именно к этому во­просу сводится, в конечном счете, вопрос о становлении и развитии харак­тера в ходе жизни. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, - это и есть тот «строительный материал», из которого складывается харак­тер. Побуждение, мотив - это свойство характера в его генезисе. Для того чтобы мотив (побуждение) стал личностным свойством, закрепившимся за личностью, «стереотипизированным» в ней, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распростра­нившись на все ситуации, однородные с первой, в существенных по отноше­нию к личности чертах. Свойство характера - это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного чело­века при однородных условиях.

Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера че­ловека и ключ к его формированию - в побуждениях и мотивах его дея­тельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому


266 Тема 3. Человек как субъект деятельности

Или иному поступку - это и есть личностная черта характера в ее гене­зисе. Поэтому пытаться строить характерологию как отдельную дисцип­лину, обособленную от психологии, - значит стать на ложный путь.

Исследование характера и его формирования, до сих пор мало про­двинутое, должно было бы сосредоточиться в первую очередь на этой про­блеме - проблеме перехода ситуационно, стечением обстоятельств поро­жденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения. Этим в педагогическом плане определяется и основная линия воспита­тельной работы по формированию характера. Исходное здесь - это отбор и «прививка» надлежащих мотивов путем их генерализации и «стерео-типизации». <...>

Общая концепция, согласно которой внешние причины действуют через посредство внутренних условий, определяющая, в конечном счете, наш подход к психологическому изучению человеческой личности, опре­деляет и понимание путей ее психического развития.

В силу того, что внешние причины действуют лишь через внутренние условия, внешняя обусловленность развития личности закономерно сочета­ется с его «спонтанейностью». Все в психологии формирующейся личности так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо не­посредственно из внешних воздействий 1 . Законы внешне обусловленного развития личности - это внутренние законы. Из этого должно исходить подлинное решение важнейшей проблемы развития и обучения, развития и воспитания.

Когда исходят из наивного механистического представления, буд­то педагогические воздействия непосредственно проецируются в ребен­ка, отпадает необходимость специально работать над развитием, над фор­мированием, строить педагогическую работу так, чтобы обучение давало образовательный эффект, не только сообщало знания, но и развивало мыш­ление, чтобы воспитание не только снабжало правилами поведения, но и формировало характер, внутреннее отношение личности к воздействиям, которым она подвергается. Неверный подход к этой проблеме и ее нераз­работанность в нашей педагогике - одна из существенных помех в деле воспитания подрастающего поколения. Поэтому принципиально правиль­ное решение проблемы детерминации психического развития личности и связанного с ней вопроса о соотношении развития и воспитания имеет не только теоретическое, но и практическое жизненное значение.

1 Поэтому нельзя, в частности, выводить развитие личности непосредственно из требований, которые к ней предъявляет общество, как этого хочет А.В.Веденов. Выводить развитие личности из требований, которые ей извне обществом предъявляются, - это значит отрицать внешне обусловленное саморазвитие личности, т.е. в конечном счете отрицать саму личность как субъект такого развития (см. Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. 1).


А.Н.Леонтьев ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ 1

Тема: Индивид, личность, индивидуальность

  • И.С. Кон: «Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты».
  • Б.Г. Ананьев: «Личность - субъект общественного поведения и коммуникаций»
  • П.Е. Кряжев: «Личность - это индивид, определивший свою деятельную позицию ко всему, что его окружает: к труду, к социальному строю, к задачам коллектива, к судьбе другого человека»
  • С.Л. Рубинштейн: «Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия»
  • А.В. Петровский: «Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности»
  • К.К. Платонов: «Личность - человек как носитель сознания».

Человек наиболее общее, интегративное понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы, к виду Homo sapiens. это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Индивид это отдельный, единичный представитель Homo sapiens.

Личность (в широком смысле) это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей и качеств, которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта преобразования действительности на основе ее познания и отношения к ней. ).

Личность (в узком смысле) - системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Индивидуальность совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих своеобразие, единичность, неповторимость отдельного человека.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну

НАПРАВЛЕННОСТЬ

ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОТРЕБНОСТЯХ, ИНТЕРЕСАХ, ИДЕАЛАХ, УБЕЖДЕНИЯХ, ДОМИНИРУЮЩИХ МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ, И МИРОВОЗЗРЕНИИ.

Ведущим компонентом структуры личности, её системообразующим свойством, является направленность .

Исходным звеном фундаментом направленности является потребностно-мотивационная сфера .

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни, в деятельности.

Источник активности личности - ее потребности .

Потребность - это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования . Она вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего дискомфорта.

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого ими на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные .

Потребности выражаются в мотивах. Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ

ПРИОБРЕТАЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ ЖИЗНИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ, ХАРАКТЕРЕ, СПОСОБНОСТЯХ

Человек – биопсихосоциальное существо:

1. Биологическая подструктура

  • Анатомо-физиологические особенности
  • Пол
    • Возраст
    • Темперамент – соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующихся различными сторонами динамики психической деятельности

(temperamentum (лат) - «надлежащее соотношение частей»)

Типы темперамента:

холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Гиппократ (V в. до н.э.): состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме – крови («сангвис»), слизи («флегма»), желчи («холе») и черной желчи («мелан холе»)

И.П. Павлов – учение о свойствах и типах нервной системы . Свойства Н.С. :

  • o сила - способность нервной системы выдерживать сильные раздражители, характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
  • o уравновешенность - степень соответствия силы возбуждения силе торможения;
  • o подвижность - показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

I. “Безудержный” (холерик)

II. “Живой”

(сангвиник)

III. “Спокойный” (флегматик)

IV. “Слабый”

(меланхолик)

свойства н.с.

Уравновешенность

Подвижность

неуравновешенный

подвижный

уравновешенный

подвижный

уравновешенный

инертный

Уравновешенный/неуравновешенный

Инертныйь\подвижный

2. Психологическая подструктура:

  • Психические познавательные процессы-

Ощущение - простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, её предметов и явлений, связей между ними.

Классификация: экстероцептивные – контактные (осязание, вкус) и дистантные (зрение, слух) (сигнализируют о различных характеристиках внешнего мира)

интероцептивные (органические – боль, голод, жажда) (сигнализируют о внутреннем состоянии организма)

проприоцептивные (сигнализируют о положениях различных частей тела и их движении)

Восприятие (перцепция) – более сложный по сравнению с ощущением психический процесс. Это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

Особенности восприятия: Предметность Целостность Структурность Константность Осмысленность

Внимание – динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень её направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем.

Функции: отбор значимых воздействий, игнорирование побочных, удержание деятельности до достижения цели, регуляция и контроль деятельности

Виды внимания

Характеристики внимания

Непроизвольное – причины возникновения:

А) Особенности раздражителя: сила, контраст, новизна;

Б) Состояние организма/личности: потребности, ожидания, структура деятельности

Произвольное – специфически человеческое (волевое); сознательно ставится цель и применяется волевое усилие

Послепроизвольное – ( возникает после произвольного) - существует цель, волевое усилие не требуется

Устойчивость – длительность сосредоточения

Концентрация – степень сосредоточенности на объекте (Я. Гримм)

Распределение – возможность удержания разных видов деятельности (Ю. Цезарь, Наполеон) (обратная сторона переключаемости внимания.)

Объем – кол-во объектов, которые м.б. охвачены вниманием одновременно (4-6 объектов одновременно - взрослый)

Переключение – сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания - рассеяность

Предметность – возможность абстрагироваться от несущественных явлений и выбирать те сигналы, которые лично значимы и актуальны

Память – одна их форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов.

Процессы памяти: ЗАПОМИНАНИЕ, СОХРАНЕНИЕ, ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, ЗАБЫВАНИЕ

Виды памяти:

1) по характеру психич.активности, ·ОБРАЗНАЯ, ДВИГАТЕЛЬНАЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ , СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ

2) по характеру целей деятельности · НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ и ПРОИЗВОЛЬНАЯ

3) по продолжительности закрепления и сохранения · ОПЕРАТИВНАЯ, КРАТКОВРЕМЕННАЯ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ

Способы запоминания: механический, рациональный, ассоциации, мнемотехнический

Мышление – психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в её существенных и сложных связях и отношениях.

Логические формы мышления – понятия, суждения, умозаключения (индукция и дедукция)

Процесс мышления – сравнение, анализ, синтез, обобщение

Виды мышления - наглядное – вербальное; интуитивное – аналитическое; практическое – теоретическое; реалистическое – аутистическое; репродуктивное - творческое

Речь – это психический процесс использования языка с целью обмена информацией, общения.

Воображение – это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

  • Психические эмоциональные процессы –

Эмоции – простейшая форма психического отражения, стоящая на грани с физиологически отражением и осуществляющая саморегуляцию в случаях воздействия на человека раздражителей, связанных с его потребностями.

Чувства – сложная форма отражения, свойственная только человеку, обобщающая эмоциональное отражение и понятия, отражают отношения предметов и явлений к высшим нуждам и стимулам деятельности человека как личности.

Воля – это психический процесс человека, обеспечивающие его поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей.

  • Характер система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, её психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношении к окружающему миру, деятельности, другим людям, к себе
  • Способности такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью или совершенствоваться в ней
  • Мотивационная структура личности потребности, интересы, чувства, знания, представления, убеждения, ценности (Иерархия потребностей по А. Маслоу)
  • Самооценка эмоционально-ценностное отношение к себе

3. Социальная подструктура

  • Социальный опыт – все особенности личности, связанные с фактом её принадлежности к определённым общностям и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения. Элементы: социальные нормы, социальные роли, социальные символы, ценностные ориентиры.
  • Интеллект – устойчивая совокупность умственных способностей.
  • Направленность личности – соцальная категория, определяющаяся доминирующей ценностью, которая лежит в основе мотивации поведения человека.

Навигация

    • Страницы сайта

      • Бакалавриат

        • Безопасность жизнедеятельности

          Высшая математика

          Инженерная экология и рациональное природопользование

          Промышленная электроника

          Релейная защита и автоматизация элекроэнергетическ...

          Светотехника и медико-биологическая электроника

          Физика

          Приборостроение и автоматизированный электропривод

          Электроснабжение промышленных предприятий

          Электрические станции

          Электрооборудование и электрохозяйство предприятий...

          Электрический транспорт

          Автоматизация технологических процессов и производств

          Водные биоресурсы и аквакультура

          Котельные установки и парогенераторы

          Промышленная теплоэнергетика и системы теплоснабжения

          Технология воды и топлива

          Теоретические основы теплотехники

          Химия

          Энергообеспечение предприятий и энергоресурсосбере...

          Инженерная графика

          Инженерная кибернетика

          История

          Менеджмент

          Политология и право

          Педагогика и психология профессионального образования

            • Участники

              Общее

              Общие сведения и задачи курса

              Модуль 1.

              Модуль 2.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!