Лепка из глиняного пласта способ формовки керамических изделий. ​Несколько слов о раннесредневековой керамике Датировка керамики

Частый бой керамики в раннем средневековье - явление вполне естественное. Горшки являлись обычным, если так можно сказать, «расходным» материалом, который всегда можно было быстро восстановить/возместить. Фрагменты битой керамики - самые массовые находки на любом археологическом памятнике, в течение одного полевого сезона их находят тысячами даже на раскопах не очень большой площади.

При этом, битая керамика - чрезвычайно важный и информативный археологический источник. По особенностям концентрации черепков в пределах постройки можно определить, например, уровень пола, место, где находился вход; в пределах усадьбы - обозначить жилые и хозяйственные зоны и т. д. По различным типам керамики (формы венчиков, качество обжига, состав примесей, ручная или круговая лепка) можно датировать те или иные постройки иногда с точностью до четверти века - формы и качество керамики развивались достаточно динамично. По концентрации и размерам фрагментов керамики, можно предполагать, был ли это обычный хозяйственный бытовой бой (который оставляет достаточно мелкие фрагменты), или какие-то единовременные катастрофические события, вроде пожаров, штурмов, и прочих неприятных реалий средневековья (которые оставляют достаточно крупные фрагменты битых горшков).

Битая керамика может ответить и на массу других вопросов, так что в археологии она - источник первостепенной важности. Поэтому и фиксация керамического материала должна вестись очень тщательно. В процессе раскопок каждый найденный черепок включается в специальные статистические таблицы, а иногда скопления черепков даже взвешиваются; профиля характерных частей горшков (венчики, придонные части) зарисовываются; фрагменты с характерным орнаментом или особенными технологическими деталями фотографируются.

ПРОЦЕССЫ

1. Подготовка формовочной массы

Из одной только добытой глины в Х в. горшки не лепились. В глину необходимо было ввести примеси. Чаще всего в это время в Древней Руси в качестве примесей использовался мелко дробленый камень (как правило, гранит) - такая примесь в археологии называется дресва (рис. 1,2); реже использовались также мелко дробленые остатки битых горшков - шамот.

Рис. 1. Зерна дресвы в лепной керамике. Гнездово.

Примеси (отощители) нужны в глиняном тесте для того, чтобы уменьшить усадку изделия при сушке и обжиге, и увеличить огнестойкость изделия. Традиционно считается, что чем хуже развита технология подготовки глины, чем хуже качество обжига, тем нужнее различные примеси. Для высокоразвитых гончарных технологий примесей нужно меньше, либо не нужно вовсе. Так, например, когда в первой половине Х в. в Гнездово изготавливалась достаточно грубая и в основном лепная посуда, с большим количеством дресвы и плохим обжигом (вероятно костровым или печным), в Киеве в это же время изготовлялись качественные горшки, на гончарном круге, из достаточно «чистого» теста, с минимумом примесей, обожженные в специальных горнах.

Для уменьшения усадки во время сушки и обжига в глину вводились древесная зола, дробленые зерна злаков, шерсть или экскременты животных, дробленые раковины моллюсков. Для увеличения огнестойкости изделий, помимо дресвы и шамота, в глиняное тесто могли добавлять песок или измельченную сухую необожженную глину (Бобринский, 1978. С. 84 - 114).

Рис. 2. Зерна дресвы в керамике. Гнездово.

Как и все хозяйственные процессы средневековья, гончарство также занимало важную роль в упорядоченной картине мира и несло мифологическую нагрузку, и многие процессы (например - подготовка формовочной массы) были сопряжены с культовыми представлениями и символами. Так например, по этнографическим материалам у некоторых финских народов добавление шамота (старой посуды) в глину (в новую посуду) приносит удачу в дом - в новой вещи присутствуют части старой, надежной, испытанной (Чудова, 2001). Возможно, в каких-то ритуальных целях добавляли в глину и мелкие кальцинированные кости животных вместе с пеплом (раннеславянская культура Прага-Корчак, VI - VII вв.).

2. Создание сосуда

Поскольку я не являюсь практикующим керамистом, то опишу этот процесс в общих чертах, не вдаваясь во все чернокнижные и алхимические детали.

Ведущий отечественный специалист по керамике А. А. Бобринский выделил для Восточной Европы несколько методик начала создания сосуда (типы начинов). Донный начин - изготовляется днище в виде глиняного диска и на нем начинается формовка тулова сосуда. Донно-емкостный начин - из одного куска глины создается не только донце, но и нижняя часть стенок сосуда. Емкостный начин - донце и тулово сосуда создаются отдельно друг от друга и затем соединяются. Емкостно-донный начин - конструирование сосуда идет в обратном порядке, по сравнению с донным начином, - от верхней части горшка к донцу; такая технология, например, наиболее часто использовалась при изготовлении амфор в Северном Причерноморье (Бобринский, 1978. С. 131 - 137). Для Восточной Европы Х в. наиболее характерным был донно-емкостный начин (Шарганова О. Л., 2011. С. 20).

Тулово сосуда лепится из глиняных лент, соединявшихся торцами или налеплявшихся на края друг друга. Ленты могли наращивать отдельными кольцами (кольцевой налеп) или спиралью (спиральный налеп), когда тулово формируется из одной ленты, слепляющейся по спирали в единую форму. Следы соединений лент часто можно увидеть в разломах черепков битых сосудов.

Самым архаичным был метод лоскутного налепа, распросраненный в Восточной Европе у носителей культур РЖВ (юхновская, милоградская, дъяковская). Тулово горшка формировалось путем последовательной (по кругу) налепки отдельных кусков глины, так, что разные куски имели разную ориентацию - одни могли быть подмазаны параллельно основанию, вторые - под углом, третьи - почти вертикально. Этот метод еще фиксируется в керамике роменской и боршевской культур в Х в, но в целом, в эпоху викингов уже практически исчезает.

Метод формирования сосуда путем вытягивания формы из единого куска глины в раннем средневековье в Восточной Европе не практиковался. В Среднем Поднепровье он появляется гораздо позже - около XVI в., севернее - еще позже. Редкие сосуды, изготовленные путем вытягивания глины и встречающиеся на древнерусских памятниках, - явные импорты (Бобринский, 1978. С. 155).

После того, как тулово горшка создано, производится окончательное придание ему формы вручную или на круге, профилировка венчика, нанесение орнамента.

3. Обжиг

После длительной сушки готовых сосудов производится их обжиг. В раннем средневековье он мог быть костровой/печной или горновой.

Костровой обжиг считается самым примитивным и низкокачественным. Сосуды обжигаются непосредственно в костре, будучи плотно заложены топливом. Для удачного кострового обжига необходимо, чтобы сосуды не контактировали с холодным воздухом окружающей среды. Печной обжиг отличается от кострового только наличием закрытой камеры (печь); он дает примерно такие же температуры.

Горн для обжига керамики представляет собой более совершенное устройство. Он, как правило, состоит из двух камер - округлая в плане с высоким (чаще всего глинобитным) куполом обжиговая камера, куда закладывались горшки и ведущая к ней удлиненная канава - топочная камера, куда закладывались дрова. Топочная камера перекрывалась сверху (как правило, землей). Часто топочная камера располагалась непосредственно под обжиговой. В обжиговой камере имелись специальные отверстия-продухи, благодаря которым создавалась тяга и в результате горения горячие газы попадали к камеру, где были сложены горшки. Такие двухкамерные горны известны еще с эпохи бронзы. Самые ранние горны в восточнославянском мире появляются только в IX в. (Бобринский, 1991. С. 96). В это же время, и даже с более ранних периодов, гончарные горны широко распространены в Западной Европе и у наших салтовских соседей (Володарец-Урбанович, 2013).

Рис. 3. Схема двухкамерного горна с периферической камерой.

В горне температура горячих газов может достигать 700-900 градусов и более, что было недостижимо в костре или в печи. Обжиг в горне может быть окислительным - когда из красной глины получаются горшки с красным в изломе черепком, и восстановительным - когда при недостаточном доступе кислорода получаются горшки с серым в изломе черепком.

Двухкамерные горны известны в разных регионах славянского мира, хотя исследовано их на Эпоху викингов совсем немного. В качестве примеров приведем горны из Вышгорода (рис. 4), Асардере (Плиска, Болгария) (рис. 5) и с Донецкого городища (Харьковская обл.) (рис. 6). Гончарный горн второй половины Х в., аналогичный Асардере, мне довелось раскопать в 2004/2005 гг. в Гнездово, но только специальные теплопроводные каналы в обжиговой камере не были зафиксированы.

Рис. 4. Реконструкция горна из Вышгорода.

Рис. 5. Разрезы горна из Асардере.

Рис. 6. Реконструкция горна с Донецкого городища.

Лепная и круговая керамика.

В развитии восточнославянской/древнерусской керамики принципиальным рубежом является появление гончарного круга. Рубеж этот неодинаков для различных регионов. В Среднем Поднепровье круговая керамика распространена уже в VIII в. (Петрашенко, 1992. С. 7). В Северной Руси круговая посуда появляется на рубеже IX–X вв. (Горюнова, 1995) или в первой трети Х в. (Носов, Горюнова, Плохов, 2005. С. 74). Причем, самые первые круговые сосуды на севере зафиксированы не в сельской местности, а в крупных торгово-ремесленных центрах - в Ладоге и на Рюриковом Городище, и только потом распространяются на рядовых поселениях округи. В Верхнем Поднепровье (Гнездово) круговая керамика появляется относительно поздно - во второй четверти Х в.

Рис. 7. Раннекруговая керамика Старой Ладоги.

Рис. 8. Раннекруговая керамика Рюрикова Городища.

Хронологическая разница во времени появления круга в разных регионах объясняется тем, что гончарный круг попадал на территорию Древней Руси из разных мест. Так, в Северную Русь он пришел, вероятно, от западных балтийских славян; в Гнездово - с юга, из Киевского Поднепровья. А в Среднем Поднепровье традиция использования гончарного круга восходит еще к местным раннеславянским культурам (Лука-Райковецкая).

При этом, переход от лепной керамики к круговой не был моментальным. Лепные сосуды изготавливались еще многие десятилетия после прихода гончарного круга в тот или иной регион. Просто процент их в общей керамической коллекции неуклонно снижался. По материалам Гнездово в период появления круга (вт. четв. Х в.) лепная керамика составляла до 80-90 % от общего количества; а в конце Х в., когда круг в Гнездово существовал уже более полувека, ее доля все равно составляла до 10-15% (Мурашева, Ениосова, Фетисов, 2007. С. 71). В Среднем Поднепровье лепные горшки продолжали использоваться и во второй половине Х в, то есть, даже спустя несколько столетий после появления круга (Петрашенко, 1992. С. 8).

Рис. 9. Лепная и круговая керамика Гнездова.

Рис. 10. Раннекруговая керамика Пскова.

Литература:

  1. Бобринский А. А. Гончарство Восточной Европы. Источники и методы изучения. М. 1978.
  2. Бобринский А. А. Гончарные мастерские и горны Восточной Европы. М. 1991.
  3. Володарец-Урбанович Я. В. Гончарные горны балки Канцерки: в поиске традиций // Производство керамики в Восточной Европе: позднеримское время - раннее средневековье - новое время. Харьков. 2013.
  4. Готун I. А., Петраускас А. В., Коваль О. А. Гончарне горно з вишгородського посаду // Производство керамики в Восточной Европе: позднеримское время - раннее средневековье - новое время. Харьков. 2013.
  5. Горюнова В. М. Раннегончарная керамика Рюрикова Городища // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Новгород. 1995.
  6. Мурашева В. В., Ениосова Н. В., Фетисов А. А. Кузнечно-ювелирная мастерская пойменной части Гнездовского поселения // Гнездово. Результаты комплексных исследований памятника. СПб. 2007.
  7. Красильников К. И. Новые данные о гончарном производстве в салтовское время на Северском Донце // КСИА. 1980. № 160.
  8. Носов Е. Н., Горюнова В. М., Плохов А. В. Городище под Новгородом и поселения Северного Приильменья. СПб. 2005. Петрашенко В. А. Керамика IX–XIII вв. Среднего Поднепровья // Древнерусская керамика. М. 1992.
  9. Петрашенко В. О. Слов’янська керамiка VIII–IX ст. правобережжя Середнього Поднiпров’я. Киïв. 1992.
  10. Чудова Т. И. Гончарство коми (зырян) во второй половине XIX - первой половине XX веков. Сыктывкар. 2001.
  11. Шарганова О. Л. Керамика Смоленского Поднепровья конца I - начала II тыс. н. э. (технология и морфология). АКД. М. 2011.


Каждое заброшенное поселение, где вы проводите раскопки старины, имеют обломки древней керамики разных периодов. Археологи с помощью них могут почти безошибочно датировать возникновение жизни человека в данном месте. Керамика это и предметы древнего быта, и своеобразное искусство, с особенностями в орнаменте, с особенностями в форме и даже окраски. Сосуды доисторического времени мало сохранились в целом состояние, но вполне возможно их собрать, если черепки находятся в одном месте. Чем интересны черепки для кладоискателей и свободных копателей? Если вы действительно ценитель культуры и истории своего края, вам будет интересно, какая керамика преобладала в регионе, кто и как её делал. Иметь в своём доме древний сосуд это престижно.



Рассмотрим некоторые примеры обломков древней керамики. Впервые человек научился обжигать глину примерно 2000 лет до нашей эры, в эпоху неолита. Данная керамика представляла собой неравномерно и грубо вылепленный сосуд с ямочным, гребенчатым или смешанным (ямочно-гребенчатым) рисунком. Орнаменты разных культур были разными, это были и равномерные штрихи, сделанные, по всей видимости, гребёнкой, точки, полосы и насечки.

Керамика красного цвета (по Московской области датируется 14-18 веком). Грубая, шероховатая, при ударе звонкая, на изломе красного или буро-красноватого цвета. Рисунок линейный или зубчатый. Обжигание производится уде в горне с кислородом.

Лощеная керамика чёрного цвета (разновидность морённой). Цвет на изломе серо-коричневый или серый, при ударе звонкая, гладкая. Чтобы добиться гладкости поверхности посуды, её шлифовали вручную с помощью гальки, или более твёрдыми предметами. Когда поверхность, по мнению гончарного, мастера была идеальна, предмет обжигали без доступа кислорода (то есть морили).

Керамика серого цвета на изломе светло-серая, глухой звук, шероховатая. Датируется 15-17 век. Если посмотреть на рисунок, где изображён кусок.

Керамика слепленная из белой глины (14-18век). Шероховатая, на изломе белая, тонкая.

Поливная керамика. Не потому, что полита дождём. Она покрыта стекловидной смесью зелёного цвета. На изломе такая керамика красная, тонкая и звонкая, выпускается с 18 века.

Фаянсовая более распространённая керамика. В России начали делать с 19 века. А до самостоятельного производства привозили из Золотой Орды, центральной Европы и Турции.

Сильно и грубо рефлённая керамика изнутри дотируется 10-11 веком.



Для определения возраста обломков древней керамики предлагают её нагревать докрасна. У каждого керамического куска определённого времени есть своё отличительное свечение.

В составе керамики неолита (7000-4000 лет до нашей эры, каменный век) имеются примеси песка, измельчённых раковин и горелой (при термообработки) травы. Рисунок простой, состоит из горизонтальных рядов углублений, мелких чёрточек, насечек.

В энеолитическом времени (4000-3000 лет до нашей эры, так называемый медный век) состав смеси глины с огромным количеством измельчённых ракушек (двухстворчатые моллюски - беззубки). Изображения на керамических сосудах производилось с помощью гребенчатых штампов, появились ломанные линии. В первом и втором периоде развития встречается керамика с добавлением в глину измельчённых костей человеческого черепа. Как предполагают учёные такие сосуды использовались в оккультных целях. Главным образом на Дону глину брали в террасовых и пойменных отложениях реки (на заметку поисковикам, чаще всего где брали, там и делали, лепили керамику).

В предыдущих уроках мы освоили основные навыки работы с глиной и на примере мастер-классов по изготовлению несложных изделий узнали о приёмах лепки, способах формовки и декорирования керамики. Итак, подытожив пройденный курс, слегка систематизируем накопленные знания.
Несмотря на разнообразие форм и размеров керамики, существует всего несколько основных приёмов ручной лепки из глины:
- лепка из цельного куска глины (это различные сувенирные фигурки, грубая посуда);
- лепка из пластов (этим способом изготавливаются как плоские изделия (панно), так и полуобъёмные (тарелочки), а также объёмные изделия, состоящие из нескольких деталей);
- ленточно-жгутовая техника (плоские или объёмные изделия формируются из раскатанных жгутиков).
В одном изделии можно использовать несколько приёмов ручной лепки, например рельефное панно выполняется сочетанием нескольких техник лепки из глины - пластовой и ручной фигурной лепки.
Остальные приёмы работы с глиной, такие как отминка в готовую форму, отливка в гипсовую форму (шликерное литьё) и вытягивание изделий на гончарном круге не относятся к приёмам ручной лепки и используются для массового производства.
Лепка - это первый этап в создании керамики. Чтобы глина стала керамикой, необходимо пройти ещё следующие этапы - отделку, сушку и обжиг.

Отделка поверхности керамических изделий.

Существует множество способов отделки поверхности, самые популярные из которых - лощение, тиснение, гравировка, создание рельефа при помощи налепов, роспись ангобами и глазурование.

Лощение. Поверхность подсохшего изделия трут гладким предметом, при этом верхний слой глины уплотняется, начинает блестеть и становится влагоустойчивым.

Фактура поверхности достигается оттисками разных поверхностей, прижатых к глине (тканей, веревок, сеток) и оттисками разных предметов, оставляющих характерные отпечатки (колпачки от фломастеров, стеки, острые и тупые предметы различных форм и сечений).

Гравировка. Для украшения гончарных изделий всегда широко применялись узоры и орнаменты, прочерченные на слегка подсохшем изделии палочками или гребёнками.

Налепы. Основные элементы, из которых составляют узоры для отделки - жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы). Особый вид налепов вырезается из глиняного пласта. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и силуэты всевозможных животных и растений. Единичные силуэты вырезаются от руки ножом, а часто повторяющиеся - с помощью металлических формочек.

Роспись ангобами. Это сплошное или частичное покрытие из жидкой глины с цветными добавками, которое наносят на поверхность изделия до его обжига. Ангобы в зависимости от способа росписи наносят на поверхность изделия пипеткой, кистью, резиновой грушей или пластмассовым флаконом с носиком. Различают такие популярные способы росписи, как: пастилаж (свободная роспись поверхности изделия кистью или приспособлением); сграфито (процарапывание контуров рисунка на изделии, покрытом сырым ангобом); фляндровка (на изделие наносятся разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба, которые рассекаются острой палочкой); мраморизация (свободное растекание цветных ангобов по сырой поверхности керамического изделия).

Декорирование глазурью. Глазурование керамических изделий производится для упрочнения, повышения влагонепроницаемости, термостойкости, устойчивости к воздействию различных загрязнений, а также для улучшения декоративности внешнего вида керамики.

Керамика почти всегда занимает наибольшее место среди археологических материалов, добываемых археологическими экспедициями. Как правило, целые сосуды встречаются редко; в основном керамический материал находят при раскопках в виде разрушенных сосудов или отдельных фрагментов.

Имеющиеся литературные источники по реставрации керамики бедны и ограничиваются работами б. Института археологической технологии Академии истории материальной культуры. К тому же они недостаточно освещают вопрос техники реставрации и рекомендуют клеящие вещества, в настоящее время устаревшие, в связи с наличием богатого выбора их из искусственных смол. Настоящая работа по реставрации керамики обобщает опытную работу и реставрационную практику Лаборатории ИИМК.

Физико-механические свойства древней керамики

Весь процесс изготовления керамических сосудов, начиная с момента появления керамики до позднейших времен, сводился к заготовке глиняного теста, лепке сосудов от руки, а в позднейшее время - формовке на гончарном круге с последующим обжигом.

Технологический процесс изготовления керамических сосудов всегда определял физико-механические свойства их, главнейшими из которых были пористость и прочность. Основные условия, определяющие эти свойства керамики, - состав глиняного теста и качество обжига. Условия залегания в течение столетий коренным образом влияют на сохранность и состояние сосудов. Керамический материал, добываемый при раскопках, может поэтому иметь иные физико-механические свойства, по сравнению с его первоначальным состоянием. Минеральные элементы почвы, попадая в поры черепка вместе с почвенной водой и отлагаясь там, нарушают структуру черепка, оказывая известное влияние на его пористость и прочность. Наибольшим изменениям подвергаются сосуды, где в компоненты глиняного теста входят примеси минерального и органического происхождения. Показания прочности керамического черепка для целей реставрации не имеют значения. Достаточно изучить пористость черепка, так как это свойство определяет характер склейки в смысле подбора клеящего состава соответствующей вязкости. Определение пористости древней керамики Камеральная лаборатория ИИМК ставит целью изучения для тех видов керамики, которые поступали в Лабораторию для обработки. Этот материал в достаточной мере может характеризовать типы керамического материала различных эпох.

Одним из наиболее простых методов определения пористости керамики является испытание ее на влагопоглощаемость. Сущность этого метода сводилась к следующему: отдельные фрагменты сосуда высушиваются при 110° С и после просушки взвешиваются на технических весах с точностью до 0.01 г (р. сух.). Затем черепки помещают в сосуд, над дном которого устанавливается металлическая или веревочная сетка, предохраняющая черепки от соприкосновения с перегретым дном сосуда, и заливают водой. Черепки кипятят в воде в течение 2-3 часов, затем оставляют стоять в той же воде 1-2 суток. Насыщенные водой черепки вынимают из сосуда, слегка обтирают полотенцем и взвешивают (р. насыщ.). Вычисления вод о поглощаемости ведутся по такой формуле:

Требования, предъявляемые к клеящим веществам при реставрации древней керамики

Древние керамические сосуды часто поступают в реставрацию в виде отдельных фрагментов (до 100 и более). Разбитые древние сосуды должны быть собраны с большой точностью, чтобы в реставрированном сосуде была представлена четко форма древнего сосуда. Места склейки отдельных фрагментов должны быть точно пригнаны между собой, и сосуд в завершенном состоянии должен представлять монолитное целое. Сборка сосудов, состоящих из небольшого числа фрагментов, не представляет трудностей. Реставрация же сосудов, состоящих из большого числа отдельных фрагментов, представляет значительные трудности, требуются навык и соответствующая техника. При склеивании сосудов с большим числом фрагментов почти всегда возможны, а порой и неизбежны, ошибки. При склеивании отдельных фрагментов, вследствие многих причин, порой не зависящих от реставратора, возможно неточное соединение фрагментов. Такого рода ошибки возможны и при дальнейшем последовательном соединении других фрагментов и склеивания частей сосудов, состоящих из нескольких фрагментов. В результате таких небольших неточностей, при окончательной сборке сосуда порой получаются значительные отклонения, нарушающие правильное соединение частей сосудов. Такая неточность совпадения может достигать значительной величины. Наибольшее отклонение и неточность соединений возможны при склеивании керамики с обкатанными краями, нечетко выраженным изломом, засоренностью поверхности излома посторонними элементами в виде остатков нерастворимых солей и иных механических вкраплений. Отклонение неизбежно при плохой расчистке поверхностей склеиваемых фрагментов. Это часто наблюдается у керамики рыхлой, слабо обожженной, дающей нечеткий излом. У керамики плотной, с ярко выраженной линией излома, дающей при соединении отдельных фрагментов точное сопряжение, отклонения наблюдаются редко.

Нередко при применении клеев, которые довольно толстым слоем наносятся на поверхность склеиваемых предметов (цементы и др.), отклонения бывают довольно часто. Кроме того, такого рода клеящие вещества исключают всякую возможность исправления этих недостатков, вследствие их необратимости, т. е. неспособности их при воздействии теплозых и химических агентов приобретать первоначальное состояние. Для исправления ошибок сосуды, скленные такого рода клеями, могут быть разобраны только при механическом воздействии на них.

Для последующего склеивания таких сосудов должна быть произведена расчистка «швов» от ранее нанесенного клея. Механический способ расчистки не исключает (возможности повреждения микрорельефа склеиваемых поверхностей фрагментов. Эти повреждения при повторной склейке сосуда могут вызвать еще большее несовпадение фрагментов. Все неточности и неизбежные отклонения при склейке можно исправлять только при склеивании сосудов клеями, обладающими термопластическими свойствами, т. е. способностью клея размягчаться и быть пластичным при известной температуре, зависящей от его химических свойств. При применении термопластичных клеев для реставрации керамики неизбежные и возможные ошибки, допущенные при склеивании отдельных фрагментов или целых сосудов, легко исправляются при подогревании сосуда и отжимании клея в момент его полного размягчения.

Итак, теомопластичность клея - первое и самое необходимое условие при склеивании древних керамических сосудов. Кроме того, клей должен давать достаточно прочную пленку, обеспечивающую хорошее склеивание фрагментов сосудов.

В настоящее время среди искусственных смол имеются смолы, обладающие клеящими свойствами и удовлетворяющие всем требованиям, необходимым при склеивании керамики.

Клеи термопласты

За последнее время количество клеящих веществ значительно увеличилось благодаря клеям из искусственных смол. Эти клеи дают основную массу клеящих веществ различных отраслей техники и быта. Среди массы искусственных смол, обладающих клеящими свойствами, имеются термопластичные смолы, которые при испытании в Лаборатории ИИМК удовлетворяют всем требованиям, необходимым при реставрации керамики.

Лучшими оказались:

1. Поливин и лацетатная смола. Бесцветная прозрачная масса без запаха и вкуса. Уд. вес 1.19. Температура размягчения лежит в пределах 60-70. Хорошо растворяется в ацетоне, этиловом спирте, толуоле. Раствор смолы бесцветен.

2. Полистрол. Твердая прозрачная, бесцветная, стекловидная или белая порошкообразная масса. Уд. вес 1.05. Температура размягчения лежит в пределах 80-100°. Растворяется в бензоле, толуоле, этиловом эфире.

Кроме этих клеев термопластов, Лаборатория ИИМК испытала клеи, которые не обладают термопластическими свойствами, но находят применение при реставрации керамики. Они применяются при склеивании отдельных фрагментов, хорошо соединяющихся друг с другом, при склейке днищ, а также и сосудов, состоящих из небольшого числа фрагментов, которые при сборке дают хорошее соединение, исключающее возможность отклонения. Лучшим из них можно назвать клей БФ-4. В Лаборатории ИИМК этот клей с большим успехом применяется для склеивания разнообразных археологических предметов (керамики, кости, железа, дерева и др.).

Процесс склеивания керамики

Склеивание керамики основано на проникновении в поры керамики клеящего состава и образования пленки клея между склеиваемыми поверхностями керамики.

Согласно закону поверхностного натяжения, клеящий состав, нанесенный на поверхность керамики, проникает в поры керамики; переплетаясь в капиллярах, он образует «мостик» между поверхностью склеиваемых фрагментов.

Глубина проникновения клеящего состава находится в зависимости от пористости черепка и вязкости клеящего состава. Как правило, чем глубже проникновение клеящего состава в поры керамики, тем лучше и прочнее склеивание. Соответствующим подбором вязкостей клеящих составов можно усилить проникновение клея в поры керамики. Таким образом, процесс склеивания керамики чисто механический, основанный на законах проникновения клея в поры керамики. Применяемые в лаборатории клеи обеспечивают достаточно прочную склейку керамики.

Техника склеивания сосудов

Склеивание керамических сосудов требует определенного навыка и техники, которые приобретаются практикой. В реставрационной практике Лаборатории ИИМК совершенно отказались от клеев, ранее применявшихся при реставрации керамики (шеллак, белковые клеи и пр.), а полностью перешли к новейшим клеящим веществам из искусственных смол. По длительным наблюдениям лучшие результаты при склеивании керамики получены при применении поливинилацетоновой смолы. Клей из этой смолы дает очень прочное склеивание: как термопласт он удобен при исправлении ошибок, допущенных при склеивании.

Для склеивания приготовляются два рабочих раствора - один 10-15°, другой 40-50°. Смолу растворяют в ацетоне, так как ацетоновые растворы, в отличие от других, дают более быстрое схватывание, вследствие большей летучести ацетона, что обусловливает и удобство работы.

Не останавливаясь на описании подготовки керамики к склеиванию (промывка, просушка, подборка), вся работа по технике склеивания сводится к следующему.

У склеиваемых фрагментов достаточно жесткой щеткой тщательно прочищают обе соединяющиеся поверхности. Такая расчистка «шва» производится для удаления пыли, частиц приставшей почвы и различных механических вкраплений, которые могут мешать плотному соединению склеиваемых поверхностей и лучшему смачиванию их клеящим составом. Очень плотно приставшая почва и другие элементы, которые не счищаются щеткой, удаляются осторожно иголкой или скальпелем, с последующей прочисткой щеткой. Затем при помощи кисточки или палочки на расчищенную поверхность наносится сначала слой клея меньшей концентрации.

Клеящий состав меньшей концентрации наносится для лучшего смачивания рельефа склеиваемых поверхностей и для лучшего пропитывания поверхностного слоя. При пористой керамике клеящий состав быстро впитывается внутрь керамики. Затем наносится вторично клей меньшей концентрации. По прошествии некоторого времени, если не замечается быстрого «высыхания» клея (обусловливаемого опять впитыванием клея), на поверхность наносится слой клея большей концентрации. Клеящий состав наносится в небольших количествах, во избежание выхода его из «швов» при соединении склеиваемых поверхностей.

После нанесения клея склеиваемые фрагменты соединяются между собой при некотором усилии. Необходимо указать, что при склеивании указанными выше составами не получается быстрого «схватывания», как это наблюдается при применении шеллака или канифольно-восковой мастики. Склеенные фрагменты помещаются в ящик с песком в вертикальном положении таким образом, чтобы центр тяжести фрагментов проходил в плоскости склеиваемых поверхностей. Такое положение в песке склеенных фрагментов дает затвердение клея без всяких отклонений. Для ускорения работы в песок размещаются скленные фрагменты, из которых по затвердевании клея собираются уже части сосуда.

В зависимости от окружающей температуры, толщины стенок керамики и размеров склеиваемых фрагментов «схватывание» получается через 10-20 минут. По прошествии этого времени получается достаточно прочное склеивание, при котором возможно последующее склеивание фрагментов. При склеивании целых сосудов необходимо производить последовательное соединение фрагментов таким образом, чтобы не было входящих углов, что в последующем затрудняет работу и может влиять на точность соединения.

Ошибки, допущенные при склеивании отдельных фрагментов в смысле неточности соединения их, исправляются следующим образом. Части фрагментов по линии «шва» разогревают на электрической плитке или спиртовой лампочке. При нагревании клей приобретает пластичность и, не отрывая фрагменты друг от друга, исправляются ошибки и неточности склеивания. При сборке целых сосудов из больших частей нередко отмечается несхождение венчика или средней части. В таких случаях весь сосуд подогревается, и после приобретения клеем пластичности сосуд обжимается до полного схождения всех его частей.

В практике реставрации встречаются случаи повторного переклеивания некоторых фрагментов. В таких случаях «швы» разъединяются при подогревании, и ранее нанесенный клей смывается при помощи кусочка ваты или марли, смоченной в растворителе (спирт, ацетон). После удаления клея из «швов» склеивание производится обычным порядком.

Некоторую сложность представляет реставрация керамики с неясно выраженной линией излома. Нередко у такой керамики края излома стерты или, как говорят, обкатаны. Наиболее часто такое явление наблюдается у слабо обожженной керамики. Склеивание такого рода керамики не всегда происходит успешно при применении обычных способов. Склеиваемые поверхности соприкасаются не плотно, поэтому не обеспечивается прочное склеивание. В таких сосудах на местах соприкосновения нередко получаются «просветы» и неточности совпадения фрагментов. В этих случаях фрагменты с неточным совпадением «сажают» на мастику, которая приготовляется следующим образом. Берут керамику, близкую по цвету с фрагментами склеиваемого сосуда, толкут ее в ступке до образования порошка. Истолченная керамика просеивается через частое сито. Клеящий состав наполняют этим порошком до потери текучести клея. Полученную мастикообразную массу наносят, как клей, на склеиваемые поверхности, предварительно смазанные жидким клеем, и соединяют их. При засыхании мастики получается прочное склеивание. Этой же мастикой заполняются просветы.

Правильно склеенный сосуд при просушивании должен быть звонким, что указывает на его монолитность. Дребезжащий звук указывает на дефекты, допущенные при склеивании.

При склеивании сосудов нередко получаются затеки клея и выход его из швов на внутреннюю и внешнюю поверхности, что портит его внешний вид. При окончательной отделке сосуда все затеки и выходы клея на поверхности должны быть зачищены. Для этого кусочек ваты или марли смачивается растворителем (ацетон, спирт), которым протираются места затеков до полного удаления клея. Очистка затеков на сосудах с раскрашенной поверхностью требует большой осторожности и тщательности. Предварительно на менее ответственных местах сосуда производят испытание на обесцвечивание красок растворителем и уже после производят очистку обычным способом.

При реставрации склеиваются различные типы сосудов - от очень плотных до весьма рыхлых и пористых. При склеивании плотной керамики с малой пористостью не происходит быстрого впитывания клея внутрь керамики. Нередко бывает достаточно однократного нанесения клея на поверхность для получения прочного склеивания.

Закрепление рыхлой керамики

Встречаются случаи склеивания керамики, которая крошится, при небольшом усилии распадается на части, расслаивается. Эти явления наблюдаются у керамики слабого обжига, которая подвергалась действию разрушающих факторов во время залегания в почве. Склеивание таких сосудов представляет большие трудности, а порой и невозможность их реставрации. Такого рода керамика, иногда весьма ценная в археологическом отношении, должна быть перед склеиванием закреплена.

В настоящее время имеется богатый выбор закрепляющих средств; среди них искусственные смолы занимают первое место как по легкости работы с ними, так и по конечному результату. Для закрепления такой керамики в Лаборатории ИИМК были разработаны два способа:

1) способ поверхностного закрепления керамики;
2) способ, основанный на погружении керамики в закрепляющий состав.

При первом способе закрепление керамики производится нанесением закрепляющего состава при помощи кисти на поверхность керамики. При этом способе закрепляющий состав не проникает глубоко в поры керамики. Все же получается достаточно прочная пленка на всей поверхности закрепленного фрагмента.

Лучшие результаты получаются при применении способа погружения керамики в закрепляющий состав. Этот метод основан на вытеснении воздуха из пор керамики и заполнения их закрепляющим раствором.

Наилучшие результаты получаются при закреплении керамики с большой пористостью. Для закрепления могут быть применены смолы полимеризационные, т. е. затвердевающие при нагревании, а также смолы, не подвергающиеся полимеризации.

В практике Лаборатории ИИМК хорошие результаты получены при применении смол, среди которых наиболее пригодным оказался клей БФ-4.

Техника, закрепления

Все фрагменты закрепляемого сосуда хорошо просушиваются при 105-110° С. После просушивания фрагменты помещают в сосуд с закрепляющим раствором (раствор смолы в спирте в отношении 1: 4 или 1: 5). После погружения начинается выделение пузырьков воздуха из пор и заполнение их закрепляющим раствором. Для лучшего заполнения пор раствор подогревают до 30-35°. Фрагменты выдерживаются в растворе до полного прекращения выделения пузырьков. Извлеченные из раствора фрагменты кладут на сетку для стекания излишней жидкости. По прошествии некоторого времени керамика обсыхает; необсохшие места с большим скоплением закрепляющего состава протирают марлей или ватой, смоченной в спирте, для удаления излишнего состава. Несмытый с фрагментов закрепляющий состав дает в этих местах лакированную поверхность. Обсохшие фрагменты помещают в сушильный шкаф, где выдерживают минут 15-20 при t 35-40°. Затем температуру повышают до 120-140эи выдерживают керамику при этой температуре около I-1.5 часа. При этом происходит процесс полимеризации, т. е. затвердевание смолы. После этого керамика приобретает достаточную прочность, обеспечивающую возможность ее склеивания. Охлаждение керамики ведут в сушильном шкафу. Клей БФ-4 не нарушает микрорельефа керамики, но немного изменяет цвет ее в сторону потемнения.

Необходимо указать, что при применении клея БФ-4 можно керамику не подвергать нагреванию. Через сутки получается достаточно прочное закрепление, допускающее сборку сосудов без опасения разрушения и ломкости фрагментов.

Дефекты и повреждения керамики

Главнейшими видами повреждений и дефектов, с которыми наиболее часто приходится встречаться в практике реставрации, следующие.

1. Трещины на сосудах. Иногда на первый взгляд хороший сосуд или часть сосуда при простукивании дает дребезжащий звук, что указывает на присутствие трещин в сосуде. Трещины на сосудах иногда слабо выражены и могут итти в самых различных направлениях. В случае непринятия мер к исправлению этого дефекта, может быть распадение сосуда по линиям трещин. Для исправления этого дефекта с внутренней стороны сосуда в трещину заливают клеящий состав слабой концентрации. На керамике невысокой механической прочности, поддающейся действию инструмента (нож, скальпели и др.), необходимо «расшить» линию трещины, т. е. с внутренней стороны расчистить линию трещины скальпелем или ножом, не повреждая наружной поверхности сосуда. Расчищенную трещину заливают клеем, и сосуд обвязывают веревкой или шпагатом. При удачной заливке швов получается прочное сцепление клея по линии трещины и отсутствие дребезжания при простукивании сосуда.

Трещины на сосудах, полученные при обжиге, более широки, дают просвет и не сближаются при сдавливании сосуда. Такого рода трещины не представляют опасности для распадения сосуда. Они заделываются мастикой, сделанной на том же клею.

2. Расслаивание керамики. Нередко встречается расслаивание керамики, которое происходит вследствие потери связи между частицами массы. Такое явление иногда наблюдается даже на лощеной керамике (отслаивание лощеной поверхности). Если отслаивающиеся части держатся на сосуде, то между расслаивающимися слоями наливают клей, после чего фрагмент или сосуд зажимают, чтобы обеспечить плотное соприкосновение отслаивающихся частиц. Отстающие от сосуда части тщательно наклеивают на сосуд. Хорошие результаты получаются при применении клея БФ-4.

3. Слущивание поверхностного слоя. На целых сосудах или отдельных фрагментах происходит иногда слущивание поверхностного слоя. На поверхности сосуда появляется тонкая рыхлая пленка, разбитая на множество мелких частиц, которая при небольшом усилии рассыпается. В этом случае сосуды просушивают, и поврежденный поверхностный слой при помощи кисти или пульверизатора пропитывают клеящим составом слабой концентрации. При хорошем впитывании состава необходимо двух-, трехкратное покрытие. Хорошие результаты получаются при применении клея БФ-4, разведенного в спирте.

Гипсовка сосудов

При подборке сосудов часто нехватает некоторых частей. Склеенный сосуд из неполного числа фрагментов получается с отверстиями, что влияет на его прочность. В таких случаях принято заполнять места отсутствия фрагментов мастикой или гипсом. Такое заполнение придает сосуду большую прочность и нормальное зрительное восприятие. Наиболее удобно и быстро заполнять недостающие места гипсом. Для этого применяют гипс мельчайших фракций, который при последующей отделке загипсованных мест, путем зачистки металлической сеткой или шкуркой, дает гладкую полированную поверхность. В случае применения гипса крупных фракций при отделке выступает «зерно», т. е. вкрапления крупных частиц гипса, что не дает гладкой поверхности загипсованных мест.

Техника гипсовки. Места отсутствия фрагментов в сосуде закладывают с внешней стороны пластилином или скульптурной глиной с таким расчетом, чтобы получилось правильное очертание сосуда или лучше с небольшим запасом для срезания гипса при последующей отделке. Затем с внутренней стороны накладывают гипс, полностью закрывающий отверстие. Небольшую часть гипса накладывают на края керамики для более прочного удерживания гипса в отверстии. После затвердевания гипса снимают пластилиновую накладку и производят обрезку и зачистку гипса с внешней и внутренней сторон сосуда. Обрезка гипса с внешней стороны в мягком состоянии недопустима, так как мягкий гипс, попадая при об¬резке на поверхность сосуда, замазывает его внешнюю поверхность, оставляя плохо смываемую белесость, которая портит внешний вид сосуда. Особенно это относится к сосудам без поливы и лощения.

Обрезка и зачистка гипса на внешней поверхности производятся в соответствии с формой сосуда. Зачистка загипсованных мест производится металлической сеткой. После высыхания загипсованных мест они вновь зачищаются металлической сеткой или шкуркой.

В настоящей работе даны только первые результаты опытов и реставрационной практики Лаборатории ИИМК в части склеивания древних керамических сосудов. Опытная работа Лаборатории направлена в настоящее время на изучение новых клеящих веществ, улучшение реставрационной техники, разработку более совершенных методов закрепления керамики, а также на очистку и консервацию древних сосудов.

Опытные гончары создают такую красоту за каких-то десять минут, что диву даешься. Но можно ли изготавливать красивую керамику самостоятельно?

Какая нужна глина

Для изготовления керамики понадобится натуральная глина – это основной ингредиент. Глазури, лаки, пигменты и эмали потребуются для покрытия готовой керамики и окраски ее в желаемый цвет.

Натуральная глина бывает:

  • Белой – после обжига изделие приобретает цвет слоновой кости, в исходном состоянии глины имеет сероватый оттенок;
  • Красной – цвет обусловлен оксидом железа. Глина хорошо лепится, с ней удобно и просто работать, после обжига становится красной.
  • Голубая – используется в медицине и косметологии.

Есть также фарфоровая и темно-коричневая глина, но мы остановимся на первых двух видах.

Основные методы изготовления керамики

Есть разные технологии изготовления изделий из глины:


Лепка из глины

Раздел будет интересен для родителей, которые хотят занять детей полезным и развивающим занятием. А лепка глины развивает моторику, воображение, сможет занять самого неусидчивого ребенка.

Для взрослых лепка из глины станет интересным и освежающим хобби.

Полезные советы:

  • Накройте рабочее место полиэтиленовой пленкой.
  • Рядом должна быть емкость с водой, сухое полотенце и мокрая губка.
  • Главное условие успешной работы – пластичная глина. Если вы видите, что на вашем изделии появились трещины, замажьте их жидкой глины. Если глина крошится, промазывайте ее мокрой кисточкой, пока материал не станет пластичным.

Популярностью пользуется полимерная глина – состоит из ПВХ и пластификаторов.

Есть два типа полимерного материала для лепки:
для первого требуется обжиг при температуре 110С;
второй – самозатвердевающий, изделия не нуждаются в термической обработке.

Гончарное дело по всем правилам

Для изготовления керамики круглой формы потребуется гончарный круг. Есть круги с ножным и электрическим управлением. Различная модификация проявляется в размерах планшайбы, скорости вращения, мощности и типа двигателя.

Для работы на гончарном кругу требуются базовые навыки и сноровка. Для начинающих гончаров подойдет лепка и заливка шликерной массы. О чем мы расскажем дальше.

Шликерное литье

Используется глина жидкой консистенции, она заливается в гипсовые формы. На словах все просто, но на практике керамические изделия трескаются, получаются неравномерной толщины. Рассмотрим технологический процесс подробнее на примере заливки простой кружки.

Почему гипсовые формы?

Гипс впитывает влагу, он потянет лишнюю влагу из жидкого раствора из глины. С гипсом удобно работать, можно сделать самодельную форму, придав ей необходимый узор и размеры.

Цельные или разборные формы?

Конфигурация и типа формы не влияет на качество керамики, лишь на простоту и удобство вынимания изделия из формы. Из разборной формы вынуть готовое изделие проще.

Требования к глиняному шликеру:

  • Используется жидкий раствор без примесей, крупных частиц и мусора. Перед приготовлением просейте сухую глину, удалите мусор, прочее.
  • Процедите готовый шликер через старый капроновый чулок.
  • Чем гуще раствор – тем толще получатся стенки кружки.

Заливаем раствор в форму

Внимание! Проблема! Пузырьки воздуха в глиняном растворе влияют на прочность изделия. Наливать шликер нужно по стенке формы, как пиво.

Теперь ждем. Вы будете видеть как по контуру гипсовой формы появляются стенки будущей кружки. Оптимальная толщина стенок – 5-6 мм. Если вы видите, что шликер стало меньше, долейте еще. Когда стенки получились требуемой толщины, нужно слить оставшийся раствор.

Как это сделать правильно?

Аккуратно выливаете остатки шликера из формы. Срезаете ножиком стенки кружки заподлицо с формой. Нельзя просто перевернуть форму и поставить ее вверх дном: на дне образуется капелька. Нужно оставить кружку под углом.

Когда глина схватилась и стала твердой, вынимаете изделие из формы. О том, что кружка готова свидетельствует то, что она стала отслаиваться от гипсовой формы. Если это разборная форма, то снимаете донышко и разделяете части формы.

Методом шлинкерного литья изготавливаются не только кружки, чашки, но и сувениры, подарочная керамика.

В строительных магазинах или по интернету можно купить готовые формы для заливки.

Керамическая посуда

Есть веские причины заняться самостоятельным изготовлением керамической посуды:

  • Уникальность – оригинальную посуду, которая нравилась бы и подходила вам по всем параметрам, можно купить под заказ или сделать самому. Вот только самодельные варианты будут стоять в разы дешевле.
  • Качество и экологичность. Не вся покупная керамика радует качеством и долговечностью: появляются трещины, сколы, а рисунок уже через месяц становится не такой яркий и четкий. Некоторые изготовители используют вредные вещества – свинец и кадмий. Свинцовая глазурь смотрится красиво, но экологически безопасной ее не назовешь.
  • Экономия и даже возможность дополнительного заработка. Красивый сервис стоит денег, вы же сможете сделать его своими руками.

Есть разные технологии, простой способ – лепка тарелки или пиалы жгутами. Как показано на фото ниже, жгутами можно вылепить много интересного.


Главное – глина должна быть пластичной, любые трещины замазываются шликером. Надежно приклеивайте фрагменты будущей тарелки друг к другу.

  • После этого пальцами или стекой убираете лишнее, придаете пиале нужную геометрию.
  • Все щели и неровности замазываются шликером.

Финишное декорирование

Декорирование выполняется в зависимости от вашей фантазии. Узор можно вырезать зубочисткой или иголкой. Можно с помощью подручных средств сделать на еще не схватившейся глине интересный оттиск.

Основные требования к такой лепке

Дно не должно быть слишком толстым, иначе оно треснет при обжиге. Края пиалы не должны быть тонкими: неизбежны сколы и повреждения.
Все трещинки и щели замазываются жидким раствором.

Ювелирная керамика

Слышали ли вы о керамических украшениях? Можно ли их сделать самостоятельно? Ювелирная керамика – материал, состоящих из измельченных и уплотненных частиц неметаллических материалов из неорганической химии.

В печах материал обжигается при температуре 1600 градусов, после чего материал становится прочным, устойчивым к царапинам, механическим повреждениям. Легкий вес и прочность — достоинства ювелирной керамики.

Как бы ни хотелось, изготовить долговечное украшение из керамики по технологии не получится.

Итог
Изготовление керамики своими руками в домашних условиях – посильная задача. Главное – желание и немного терпения.

Как сделать посуду из керамики своими руками смотрите видео урок- курсы по керамике



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!