Уникальная методика развития детей всех возрастов: «буквограмма. Уникальная методика развития детей всех возрастов: «буквограмма Дуб, облюбованный художником

7 класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА на повторение изученного в 6 классе(стартовый контроль)

ДИКТАНТ

1-й вариант текста взять из методических рекомендаций под редакцией М. М. Разумовской (текст Г. Бакланова).

2-й вариант.

Дуб, облюбованный художником

высокий уровень

На краю открывшейся поляны у костерочка сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простерты над огнем. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом – рыжий дуб на краю опушки.

Снегопад, сыпавший трое суток, внезапно прекратился. * По заснеженной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и все вокруг заблестело молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце серебряными и бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы, отбросив от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых березок на другом ее конце.

Живописец схватил кисть. Он работал так быстро, словно боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как после точных и неуловимых мазков кистью оживал, от ветки к ветке зажигаясь солнечным светом, лесной великан.

(По Е. Носову.) (120 слов.)

1. Морфологический разбор любого причастия.

3. Графически объяснить постановку знаков препинания в 5-м и 6-м предложениях.

4. Выделить суффиксы всех причастий и деепричастий.

3-й вариант. средний уровень

Константин Георгиевич вел в деревне неспокойную, но легкую и свободную жизнь. Почти каждый день он придумывал увлекательные «вылазки», которые казались мне настоящими путешествиями.

Мы уходили на глухие лесные озера, спали у костра среди тревожных звуков лесной ночи. * . Я прислушивалась сквозь некрепкий сон к кем-то потревоженному валежнику, к уханью неспящих птиц и отдаленному вою волков.

Там я научилась варить пахучую уху, нырять, чтобы отцепить серебряный крючок от тяжелой коряги, окаменевшей в воде, и смеяться вовсю над веселыми, ничуть не огорчавшими неудачами. Ночная рыбалка. Почему-то все говорили шепотом, осторожно нагружая плоскодонку рыбацкими снастями, кошелками с едой, хитроумными приспособлениями от комаров. Гордая доверием бывалых рыбаков, я гребла по замерзшей, предрассветной реке, ожидая первые краски зари. (А. Арбузова.) (112 слов

Дополнительное грамматическое задание.

1. Морфологический разбор любого глагола

2. Синтаксический разбор предложения со значком * .

3. Графически объяснить постановку знаков препинания в последнем предложении.

4. Выделить суффиксы всех причастий и деепричастий.в 3 абзаце

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (рубежный контроль)

ДИКТАНТ по теме "Наречие"

1-й текст. Высокий уровень

Наконец, миновав болота, мы пересекли небольшую, но глубокую речонку, которую без риска и не перейдешь вброд.

Мало-помалу дорога стала подиматься, и мы медленно въехали в лес. Сторона, по-видимому, была глухая. Пошла сплошь одна сосна. И вот сосна стала понемногу редеть, и сквозь стволы проглядывала невдалеке равнина. По-осеннему пахло сыростью. Вдали что-то блеснуло, но неясно, никак нельзя было рассмотреть, что это такое. Понапрасну всматривались мы в даль неба, навстречу нам поднимался туман.

После одного крутого поворота мы увидели мельничную плотину.

При нашем приближении к мельнице десятки ворон с криком разлетелись врассыпную, неожиданно залаяла собака, и впервые за весь день мы остановились у человеческого жилья.

(По М. П. Книгиной.) (104 слова.)

2-й текст.

Сбор клюквы

Щипихино болото оказалось почти круглым. По самому краю его можно обойти за каких-нибудь двадцать минут. В нем нет ни одной ямы, ни одного по-настоящему тряского места.

Высокие пышные кочки, устеленные светло-зеленым мхом, напоминают груду только что взбитых пуховых подушек, которые заботливая хозяйка вынесла немного просушить на ветерке.

Новичок долго топчется в недоумении, потому что его просто-напросто подводят глаза, натренированные на сигнальную яркость летней ягоды. Нужно пристально вглядеться в ближайшую кочку. И тогда обнаружишь вдруг, что при слабом солнце вся она посверкивает тяжелыми, западающими в мох алыми каплями клюквы. Вся кочка будто бы переливается самоцветами, просыпанными чьей-то бережной рукой.

Собираешь ягоду и не думаешь о скоротечном времени, о других делах. Хочется навсегда запомнить пронзительную кислоту прохладной твердой ягоды, неторопливое воркование птиц в лесу, пружинистую почву болотной колыбели.

(По Ю. Лощину.) (129 слов.)

3-й текст.

Цветник

Цветник был очень запущен: сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, давно никем не чищенным и не посыпанным песком.

А цветник от этого разрушения стал нисколько не хуже. Остатки решетки невысоко заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов. Желтые коровяки поднимали свои усаженные цветами стрелки вверх.

Крапива занимала целый угол цветника. Она уже не сильно жглась, но мы издали любовались ее темной зеленью, особенно когда эта зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.

(По В. Гаршину.) (119 слов.)

4-й текст. Средний уровень

Купание в реке

Обоз расположился в стороне от деревни около реки. Солнце шло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. От жары было некуда деться. На берегу стояло несколько верб, но тень от них бесполезно падала в воду. Вода в реке, голубеющая от отражающегося в ней неба, страстно манила к себе.

Дымов и Кирюша быстро разделись и с громким криком мгновенно попадали в воду. Тихо журчавшая речка огласилась фырканьем, плеском, криком. Егорушка разделся, разбежавшись, прыгнул с вышины вниз, в речку. Нарисовав в воздухе дугу, Егорушка глубоко погрузился, но дна не достал. Какая-то сила подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул, по-собачьи фыркая, пуская пузыри. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около камышовых кореньев, росших вокруг.

(По А. Чехову.) (113 слов.)

5-й текст.

На заре телеграфа

Людям издавна хотелось иметь такое сообщение, чтобы через любое, даже сорокаверстное расстояние вовремя помощь где-то оказать, важный приказ передавать не подолгу. Стали люди понемногу выдумывать.

Представьте, между нами такой уговор: поднимешь руку вверх – значит «И», поднимешь левую руку вровень с плечом – значит «Г», а обе руки вровень с плечами – читай «Т» и так далее. Это ручная семафорная азбука. Ею вовсю пользуются во флоте. По-прежнему на кораблях есть специалисты – сигнальщики. Они, взяв в руки по флажку, быстро-быстро машут руками влево, вправо, кверху и книзу, что невольно удивишься, как они друг друга понимают.

Только вот ночью или в туман дело плохо. Жди ясного дня или рассвета, даже если тебе невтерпеж. Нет, ненадежный был когда-то телеграф!

(По Б. Житкову.) (114 слов.)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕКИМ ЗАДАНИЕМ по теме «Союз»

1-й текст. средний уровень

В лесной глуши

Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.

Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым узорчатым мхом, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно-фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, падающее косыми полосами сверху. Как-то немного жутко сделается, когда с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.

Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.

В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел, изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота-кукушка.

(По Д. Мамину-Сибиряку.) (128 слов.)

2-й текст.

Короткое северное лето

В течение долгой северной ночи люди мечтают о лете.

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди потеряли надежду на приход лета, холодный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубоватый глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Темные тяжелые тучи поползли на деревню. Они ползли медленно, грозно, клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Несмотря на ливень, захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потолки, под проливным дождем радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушенных нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая березовая рощица, вся подернутая зеленой дымкой.

(По Ф. Абрамову.) (126 слов.)

3-й текст.

Полезные хищники

Вдоль берега озера тянется стежка небольших следов. То вправо, то влево сворачивает запутанная стежка, а то вдруг неожиданно обрывается. Здесь зверек нырнул под снег, подбираясь к норам мышей-полевок. И снова зверек на снегу, снова застрочили маленькие аккуратные следочки.

Так что же это за зверек, который так суетливо снует по зимнему лесу, старательно обследуя упавшие листья, кучки хвороста, ныряет под корни деревьев? Этот ловкий, красивый и в то же время очень кровожадный зверек – горностай.

Горностай – один из самых полезных хищников. Благодаря своим маленьким размерам, проворству горностаи уничтожают вредителей сельского хозяйства в таких местах, куда не проберется никакой другой зверь: еж, лисица или кошка. Под снег мыши спрячутся, в кротовую норку залезут, но нигде не спасешься от горностая.

(По О. Цонгер.) (119 слов.)

4-й текст.Высокий уровень

Географы завидуют космонавтам

Во время телерепортажей с борта космической станции мы слышали, как космонавты описывали те районы Земли, над которыми пролетали. Они рассказывали, что с орбиты все выглядит примерно так же, как при полете на реактивном самолете на больших высотах. Отчетливо вырисовываются не только горные хребты, рек, леса, но и желтые пятна островов и береговая кромка морей, окантованных белой пеной прибоя.

Как завидовали в эти минуты космонавтам географы! Чтобы пройти через пустыню или попасть к далеким островам, исследователи тратили многие месяцы, а иногда и в течение года не могли добраться. Для того чтобы нанести вновь открытый остров на карту, путешественник нередко продирался сквозь прибрежные заросли, переплывал бухту, увязал в непроходимых болотах.

С борта космического корабля с помощью несложных инструментов эту работу можно сделать в продолжение нескольких часов.

(По В. Губареву.) (124 слова

Итоговый контроль. Базовый уровень.

Волчье логово.

Однажды опытному следопыту удалось выследить волчье логово среди леса в глухом заросшем овраге. В яме под вывороченными корнями старой сосны, поваленной во время бури, помещалось это разбойничье гнездо. Решили подкараулить волков ночью около оленя, кем-то подбитого и лежавшего на полянке. Чтобы волки не почувствовали человеческих следов, на место охоты поехали на лошади, запряжённой в узкие лёгкие дрожки. Из-за леса, темневшего с левой стороны, выплыла луна. Сразу всё кругом посветлело, только нападавшие на нас комары совсем измучили нас. Затаив дыхание, охотники ждали, когда придут кормиться добычей волки. Вот какая-то тень, мелькнувшая на поляне, осторожно стала приближаться.

Грамматические задания.

    Произвести синтаксический разбор предложений:

Решили караулить волков ночью… Из-за леса, темневшего…

    Сделать фонетический разбор слов:

Волчье яме

    Выписать из текста:

Причастия деепричастия

Повышенный уровень.

Чёрная лисица.

В наших лесах зимой неожиданно 2 появилась 2 редкая гостья - чёрная лисица.Ничей мех не ценится так дорого, как мех этого необыкновенного 2 зверя . Охотники не стали стрелять ни белок, ни даже соболей и начали охотиться 2 за одной этой лисицей.

Но лисица была такая хитрая, что никого к себе не подпускала на выстрел и не шла ни в одну ловушку. Как ни старались все охотники поймать её, у них ничего не вышло.

А чёрная лисица делала так: охотник идёт за ней, а она не подпускает его, даст круг, выйдет на его след и ходит за ним по лесу. Вследствие этого они и не могли её поймать. Но один молодой зверолов понял эту её хитрость. Никому ничего не сказав, он расставил по круговой тропинке капканы, запорошив 2 их снегом, чтобы ниоткуда 2 не видно было.Затем, спрятав в кустах самострелы, через тропу провёл веревочки, которые стрелу спускают,

Он ходит, и чёрная лисица от него не отстаёт. Кружил зверолов в продолжение целого дня, да так закружился, что и не вспомнил про одну свою верёвочку, и нечаянно задел её ногой. Стрела попала ему под колено. Эту зиму он больше не охотился. А чёрная лисица впоследствии исчезла.

Грамматическое задание:

1. Произвести морфемный разбор слов:

1 вариант – неожиданно, появилась;

2 вариант – необыкновенного, охотиться;

3 вариант – запорошив, ниоткуда.

2. Определить части речи в составе выделенных предложений.

1 вариант – Ничей мех не ценится…

2 вариант – Как ни старались все…

3 вариант - Затем, спрятав в кустах…


Контрольный диктант № 5

Цель:

Написание не с причастиями;

Н-нн в причастиях;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

:

Разбор слова по составу;

Выделять причастные обороты;

Дуб, облюбованный художником

На краю открывшейся поляны у костерочка на корточках сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом. Руки зябко простёрты над огнём. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом - рыжий дуб на краю опушки.

Снегопад внезапно прекратился. По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.

Живописец схватил кисть, он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.

(122 слова) (По Е. Носову)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть причастный оборот, стоящий перед словом, к которому он относится. - 1-й вариант

Причастный оборот, стоящий после слова, к которому он относится - 2-й вариант

2. Произвести морфологический разбор причастия:

Убегающей (тучей) - 1-й вариант облюбованный (дуб) - 2-й вариант

3. Разберите слова по составу:

Запорошены, подрамник, зажигался - 1-й вариант

Открывшейся, живописец, погасить - 2-й вариант

4.Сделать синтаксический разбор предложения:

Шапка и плечи запорошены снегом. - 1-й вариант

Руки зябко простёрты над огнём . - 2-й вариант

5. Найдите 2-3 слова с проверяемой согласной, объясните условия выбора нужной буквы.

6.Орфографический разбор текста.

Диктант

Грамматическое задание

Контрольный диктант № 6

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 1-й четверти по теме «Причастие».

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написание корней с чередованием;

Написание е-и в суффиксах существительных;

Написание не с причастиями;

Н-нн в причастиях;

Правильное написание глагольных окончаний;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые при причастном обороте;

Запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков :

Определять разряды причастий;

Разбор слова по составу;

Синтаксический разбор предложения;

Разбирать слово морфологически и фонетически.

Летний дождь

Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов. Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. Внезапно налетевший ветер быстро затих. Вот медленно приближается огромная свинцовая туча. Она закрывает всё небо и грозно висит над притихшей землёй.

Озеро уже не взволновано, оно затихло. Вдруг блеснула яркая молния, раздался оглушительный удар грома. Крупный летний дождь зашумел по запылённым листьям деревьев. Земля жадно пила бодрящую влагу. На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. Омытые дождём деревья ярко засверкали нарядной листвой. Туча бледнела. Не закрытое тучей солнце снова осветило успокоенную землю.

Неглубокие лужицы ярко блестели на солнце. Последние небольшие тучки убегали, гонимые лёгким ветерком.

Природа, оживлённая дождём, казалась одетой в блестящий праздничный наряд.

(119 слов) (По Л. Виноградовой)

Грамматические задания

1. В тексте диктанта найти причастия и указать: действительное или страдательное (д. или с.)

В первом и третьем абзацах - 1-й вариант Во втором - 2-й вариант

2. Выписать из текста слова и объяснить:

Правописание не с прилагательными и причастиями - 1-й вариант

Правописание н-нн в причастиях - 2-й вариант

3. Разобрать по составу слово:

Расстилающихся - 1-й вариант взволнованное - 2-й вариант

Трава, не орошённая дождём, сиротливо приникла к земле. - 1-й вариант

На лугах, расстилающихся по берегам озера, зазеленела освежённая трава. - 2-й вариант

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант № 7

Цель:

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написание корней с чередованием;

Написание е-и в суффиксах существительных;

Н-нн в причастиях;

Правильное написание глагольных окончаний;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые при причастном и деепричастном обороте;

Запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков :

Разбор слова по составу;

Синтаксический разбор предложения;

Разбирать слово морфологически и фонетически.

На озере

Наступили дни поздней осени. По небу плыли тяжёлые тучи, едва не цепляясь за верхушки сосен, сеяли день и ночь на землю мелкий, холодный дождь.

Теперь в эту осеннюю пору шёл утиный пролёт… Далеко на севере уже наступила зима, сковав реки и озёра льдом. И вся масса водоплавающих птиц тронулась в далёкий путь на юг, к берегам тёплых, незамерзающих морей. Огромные стаи северных уток каждый день прибывали с той стороны, откуда вслед за серыми тучами, за отлетающей птицей движется к нам зима.

Но пока она ещё не добралась, не покрыла воду и землю снегом и льдом, утки не торопились дальше на юг. Они, отдыхая на озере, кормились и набирались сил на дальнейший путь.

(112 слов) (По Г. Скребицкому)

Грамматические задания

1. Сделать фонетический разбор слова:

Сеяли - 1-й вариант землю - 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Цепляясь, (за) отлетающей - 1-й вариант незамерзающих, набирались - 2-й вариант

3. Произвести морфологический разбор слова:

Сковав - 1-й вариант отдыхая - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Далеко на севере уже наступила зима, сковав реки и озёра льдом. - 1-й вариант

Они, отдыхая на озере, кормились и набирались сил на дальнейший путь. - 2-й вариант

5.Орфографический разбор текста.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант № 8

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 2-й четверти по теме «Деепричастие. Наречие» и 1-го полугодия

А также уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков:

Правописание проверяемых безударных гласных;

Правописание непроверяемых безударных гласных;

Написание корней с чередованием;

Написание е-и в суффиксах существительных;

Написание не с причастиями и деепричастиями;

Н-нн в причастиях;

Правильное написание глагольных окончаний;

Написание не с глаголами.

Знаки препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятые при причастном обороте;

Запятая в сложном предложении.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков :

Находить причастные и деепричастные обороты в тексте;

Разбор слова по составу;

Синтаксический разбор предложения;

Разбирать слово морфологически и фонетически.

Диктант

Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь всё ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.

Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затрепетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал её. Всё вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.

Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра.

(118 слов) (По П.Проскурину)

Грамматические задания

1. В тексте диктанта выделить причастные и деепричастные обороты:

Во втором абзаце - 1-й вариант в третьем абзаце - 2-й вариант

2. Сделать фонетический разбор слова:

Сражения - 1-й вариант освещая - 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Затрепетав, расползавшейся - 1-й вариант осветившись, пытавшиеся - 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Темно-серый цвет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю . - 1-й вариант

Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю . - 2-й вариант

5.Орфографический разбор текста.

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

ВЕСЕННИМИ ТРОПАМИ

(1)В день, когда по народному поверью зима с молодой весной силой меряется, всяк тайно желает, чтобы верх весна взяла.

(2)А загостившейся зиме намекает, что-де пора и честь знать: проводы с блинами устраивают, скворечники на шестах вывесят, а на колхозной усадьбе нетерпеливый тракторист запустит мотор и, окутанный грохотом, вслушивается во что-то, а у самого в глазах тоже удаль да лукавство.

(3) И я всё с большим нетерпением ожидаю перелома в природе: когда наконец всполошится всё вокруг от хмельной радости обновления?

(4) В тот день меня разбудила синица. (5)Я выглянул в окно и зажмурился от яркости огромного многоярусного облака, повисшего среди начисто выметенного неба. (6)Оно было соткано из солнечного сияния и нетронутой белизны, и казалось, что сама весна прилетела на этом белом чуде.

(7)Весна вся в движении. (8)Надо поспеть за нею, ничего не упустить в её чародействе. (9)3арядил фотоаппарат, вытащил из ящика болотные сапоги. (10)Трубач, увидев сапоги, вскочил с подстилки, запрыгал, застучал хвостом по стульям. (11)Он давно ожидал, когда я наконец начну собираться.

(12) - Идём, дружище, весну встречать.

(13) 3а городом уже пестро от проталин. (14)Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. (15)Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчётного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.

(16)... В кустах послышался отрывистый лай Трубача. (17)Я поспешил на голос. (18)На краю открывшейся поляны у костерка на корточках сидел человек. (19)Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. (20)В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом - рыжий дуб на краю опушки.

(21) - Не помешал?

(22) - Нет, пожалуйста.

(23) - Холодно работать, - посочувствовал я.

(24) - Холодновато, - передёрнул плечами художник. - (25)Руки зябнут. (26)Но что поделаешь? (27)Искусство, как говорится, требует жертв. (28)А тут ещё откуда-то снег взялся. (29)Приходится вот пережидать.

(30)- Удивительное это время - март, - продолжал художник, потирая над огнём одна о другую выпачканные красками руки.(31)- Голые деревья, голые поля, лужи и грязь на дорогах.

(32)Но встанешь утром, а на стене - зайчик. (33)И улыбаешься, как школьник. (34)А потом собираешь краски, кисти и шлёпаешь куда глаза глядят - по грязи, по лужам. (35)Чёрт знает что такое!

(З6)Взрослый человек!

(37)Снегопад внезапно прекратился. (38)По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно. (39)Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.

(40) - Вот и солнце! - обрадовался живописец и поспешил к холсту.

(41) Он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. (42)Сидя у огня, я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.

(43) - Здорово у вас получается! - не удержался я.

(44) Художник обернулся на мои слова и, усмехнувшись, поморщился.

(45) - Я вот понесу холст домой, а по дороге тоже будут восхищаться: (46)«Как живописно! (47)Смотрите, какая прелесть!

(48)Неужели у нас есть такие места?» (49)Но никому и невдомёк, что я несу букет без запаха. (50)Самое главное - аромат не сумел унести с собой. (51)Он остался здесь, в лесу. (52)А вы говорите, получается... (53)Чёрта с два! (54)Вот если бы принести горсть лесного тумана или сберечь хоть одну снежинку и показать людям - это было бы действительно здорово!

(55)Вот в чём вся закавыка искусства: донести, не расплескать.

(56)Но попробуй донеси! (57)Вот он, шельмец, журчит в кустах.

(58)Там и ручеёк-то - кружка воды. (59)Но шуму - на весь лес.

(60)То он в корнях запутался, жужжит как шмель, то где-то промытым ледяным коридором, всплескиваясь, мчится, то опять сердится на завалах, а с обрыва в реку стекает по корням подмытого дерева, рассыпается на множество струй, и отдаёт в тишине хрустальным звоном каждая упавшая с высоты капля. (61)Попробуй изобрази. (62)И всё же надо добиваться. (63)Ведь можно, я знаю.

(64)Могли же Левитан, Васильев, Шишкин...

(65)Как донести, не расплескать всё это и рассказать о весне, поре великого обновления?

(По Е. Носову *)

* Евгений Иванович Носов (1925-2002) - русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны, герой Социалистического труда, в 2001 г. был удостоен литературной премии им. А. Солженицына. Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде». Важнейшие его темы - военная и деревенская. Наиболее известные произведения: «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», «За долами, за лесами», «Варька», «И уплывают пароходы, и остаются берега» и др.

Это удивительно. Моему сыну, Паше, всего четыре с половиной года, а он уже самостоятельно:

  • читает книжки (5-10 страниц),
  • пишет целые предложения (правда иногда с ошибками),
  • разучивает ноты, поет понравившиеся песенки,
  • убирает игрушки за собой в комнате (просто, чтобы сделать нам приятное),
  • послушно ведёт себя на всех занятиях в детском саду,
  • и прочие вещи, которые другие дети в его возрасте с трудом делают даже на половину.
Трудно поверить, но еще полгода назад
он ничего из этого не умел.

Хуже того – Паша был невыносим. Был не усидчив, не мог концентрироваться на чем-то одном дольше одной минуты. К примеру, садишься читать с ним книгу, читаешь 1-2 страницы, а он уже играет с кошкой или рисует на руках. Или, например, пытаешься с ним позаниматься: говоришь, это слог «ма» и переспрашиваешь почти сразу: «Паша, прочитай этот слог», а в ответ тишина.

А что было в садике – вообще страшно рассказывать. Он неумел общаться с другими детьми. Кидался в других детей деревянными кубиками, дрался, толкался и т.д. Как-то он вообще умудрился укусить другого мальчика за лоб. Хотя я чуть вслух не засмеялся, когда увидел пострадавшего. Тот мальчик был выше его на 2 головы. Как Паша умудрился его укусить – загадка. Но факт остаётся фактом, он был абсолютно неуправляем.

Что же помогло так кардинально изменить
Пашу за такой короткий срок времени?

А как вы сами думаете? Многие сразу спрашивают: «А в какой же садик вы ходите?». Якобы, это воспитатели так подействовали на ребёнка. Отнюдь не они. Они, конечно, хорошие и замечательные. Но когда на одного воспитателя в группе приходится более 20 детей – о какой индивидуальной работе можно говорить?

Что дальше? Может врачи? И тут вы снова не угадали. Ходили мы и к педиатру, и к психологу, и к логопеду – ответы у всех шаблонные. Одни говорят пить таблетки (успокоительные, витамины и т.д.), вторые – ходить по 3 раза на дорогие доп. занятия, третьи – обвиняют нас в плохом воспитании.

Честно сказать пить успокоительные таблетки мы не стали, я считаю это недопустимым в таком возрасте…, а вот на занятия мы походили (отдали около 10.000 рублей), повоспитывали его по специальной книжке, которую рекомендовал психолог, а результат – плакать хочется.

Кстати, начали этим заниматься в 3 года. То есть на всю эту «коррекцию» ушел целый год. По-моему, уж за это время должен был быть хоть какой-то результат. Или я не прав?

А ларчик просто открывался…

Как часто это бывает в жизни, помогло нам то, на что меньше всего надеялись. Если у вас есть похожие проблемы с вашим ребёнком, вам обязательно стоит это попробовать.

Об этой методике я узнал из телевизора (хоть и редко его смотрю). Там выступала женщина, зовут её Светлана Юлиановна Шишкова. Так вот, она рассказала, что развитие способностей детей (к чтению, к письму, к мышлению и проявлению талантов) зависят от качественного «фундамента».

Я не могу в точности пересказать то, что она говорила, поэтому настоятельно советую прочитать описание этой методики и её возможности . Но часть все равно скопирую вам сюда.

  • ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЕНСОМОТОРНОМ УРОВНЕ (действия и ощущения);
  • АКТИВАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ВСЕХ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (внимание, память, пространственные отношения);
  • АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА (кандидат психологических наук, доцент Шишкова С. Ю.);
  • ПРОГРАММА РАБОТАЕТ КАК ДЛЯ ЗДОРОВЫХ, ТАК И ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ (СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью; ММД – минимальная мозговая дисфункция; ЗПР – задержка психического развития; аутизм и т.д.);

Я заказал эту программу по интернету сразу же, как увидел о ней по телевизору. Зашел на сайт, почитал, посмотрел видео самой Светланы Юлиановны об этой методике, почитал отзывы даже самих детей – потрясающе.

Кстати о результатах, в итоге уже через 2 месяца мы:

  • С удовольствием ходим в детский сад и прекрасно слушаемся воспитателей
  • Ребенок стал более усидчивым, научился концентрировать внимание на занятиях, хорошо запоминает стихи и читает их лучше других в группе
  • Нам дают почти всегда главные роли во всех утренниках
  • Мы пишем! Пишем, конечно, с ошибками, но пишем! Из серии: «спасиба мамачка», «папачка», «малако» и т.д. Зато буквы, какой правильный становится у него почерк… мммм. Это просто чудо! Ощущение, будто развитие его мелкой моторики перешло на совершенно другой уровень.
  • А теперь – внимание…

  • В расширенной версии, одним из бонусов является «Английский язык с легкостью» и мы с Пашей уже начали изучение! Еще год назад на «нашем» слова вымолвить не мог, а сейчас уже английский начинает постигать. Конечно же речь не о разговорном английском)) Пока что, мы изучаем правильность написания букв…

*Программа, кстати, предназначена для детей от 2 до 15 лет. По ней можно готовится и к садику, и к школе. Она очень хорошо развивает мелкую моторику, усидчивость, концентрацию внимания, память, пространственное мышление, логику – в общем развивает мозг ребёнка и у ребенка появляется желание учиться.

Дорогие друзья, родители, мамы
и папы, дедушки и бабушки!

Если вы мечтаете о том, чтобы ваш ребенок был самым лучшим, талантливым и успешным во всём, вы просто обязаны хотя бы посмотреть на эту программу. Покупать или нет, решайте сами. Но как минимум я сильно рекомендую почитать подробнее об этой программе и посмотрите отзывы, которые оставляют сами дети после занятия по этой методике. Там есть, кстати, и их творческие работы, которые делали дети разных возрастов – и в 3 года, и в 6 лет, и в 12 лет. Поверьте мне, ваш ребенок может быть в десятки и сотни раз умнее, быстрее, талантливее, чем сейчас – вам просто необходимо раскрыть его с помощью какого-то инструмента. Я думаю методика «Буквограмма» это прекрасный инструмент для развития фундамента ребенка.

Лично я заказывал и всё читал о . Переходите по ссылке (она без вирусов, всё хорошо))) и читайте уже прямо сейчас.

Здоровья вашим детям

С уважением, Сергей (отец Павла).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!