Повторение пунктуации сложного предложения. Сложное предложение с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью Запятые в сложных предложениях с сочинительной связью

Предложения

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Вблизи лагеря находилось озеро, (1) и, (2) воспользовавшись этим, (3) мы стали практиковаться в постройке плотов, (4) переправлялись на них с берега на берег. (Медведев Д.)


2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Лесовоз шёл быстро, (1) но волны, (2) расходящиеся за его кормой, (3) были отлогие, (4) чуть заметные. (Коковин Е.)


3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, (1) всполошились птицы, (2) и у самого берега, (3) как пушечный выстрел, (4) ударила пудовая щука. Утром мальчик разбудил меня и рассказал, (5) что он сам только что видел, (6) как барсук лечит свой обожжённый нос. (Паустовский К.)


4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Решетников повернулся к левому борту, (1) и вечернее небо, (2) которого он почему-то до сих пор не замечал, развернуло перед его глазами все властное свое великолепие. (Соболев Л.)


5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Я проснулся лишь на вторые сутки погожим июльским утром. Солнце уже поднялось, (1) пахло медом и яблоками, (2) царила удивительная тишина, (3) и все было так необычно, (4) что несколько секунд я оглядывался и соображал: что же произошло?.. Куда я попал?.. (Богомолов В.)


6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Выбравшись на лужайку перед старым двухэтажным сараем, (1) Женя вынула из кармана рогатку и, (2) натянув резинку, (3) запустила в небо маленького картонного парашютиста. Взлетев кверху ногами, (4) парашютист перевернулся. Над ним раскрылся голубой бумажный купол, (5) но тут крепче рванул ветер, (6) парашютиста поволокло в сторону, (7) и он исчез за тёмным чердачным окном сарая. (Гайдар А.)


7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

За поворотом на дороге лежало дерево. Шофёр резко затормозил, (1) обер-лейтенанта бросило вперед, (2) и он только ещё подумал, (3) что дерево лежит слишком правильно поперек, (4) когда загремело железо кабины, (5) брызнуло стекло и сразу вслед донеслась автоматная очередь. Обер-лейтенант выбил дверь и вывалился наружу, (6) на лету выдёргивая из кобуры парабеллум. Из кузова посыпались солдаты, (7) чётко разбежались веером, (8) залегли. Обер-лейтенант лежал в кювете и торопливо стрелял в лес. (Дубровский Э.)


8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Динка бросилась из хаты. Федорка догнала ее уже на краю села. До хутора было версты полторы. Девочки шли по пыльной проселочной дороге. По обеим сторонам колосилась рожь, (1) усатые колосья с тихим сухим шелестом склонялись на тропинку, (2) месяц светил на запрятавшиеся во ржи васильки, (3) где-то далеко, (4) лениво ворочая колесами, (5) скрипела телега, (6) а Динка жадно выспрашивала у Федорки все, (7) что она знала про музыканта. (Осеева В.)


9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку

Учебный тренажёр и проверочный тест

по теме : «Запятая, разделяющая части сложного предложения, связанные сочинительной или подчинительной связью»

Алфимова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Курбакинская СОШ»


Дорогой друг!

В этом году тебе предстоит сдавать ОГЭ по русскому языку.

Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой теоретический материал, который необходимо знать при выполнении задания 12. Второй уровень - тренажёр, с помощью которого ты можешь усовершенствовать свои умения и навыки по данной теме.

Третий уровень – проверочный тест по теме, за который ты получишь отметку.

Надеюсь, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку.

Желаю удачи!

Перейти к тесту

Перейти к тренажёру


  • Сложносочинённое предложение (ССП )- это такое предложение, в котором простые предложения равноправны по отношению друг к другу и соединены сочинительными союзами . Между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой. На реке было холодно, но рыба хорошо клевала. Сложноподчинённое предложениие(СПП) - это такое предложение, в котором простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному). Предложения отделяются друг от друга запятой. Я чувствую, что кто-то берёт меня за руку Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это такое предложение, в котором его части связаны по смыслу и интонации ( без помощи каких бы то ни было союзов и союзных слов). Части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой , но и точкой с запятой , двоеточием и тире. Я чувствую : кто-то берёт меня за руку


  • Совет 1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы . Помните, что союз ЖЕ стоит после первого слова второго предложения . Союзы тоже, также внутри второго предложения.
  • [ Берёзы распустились], [ дубы же стояли обнажёнными].

[Лицо её было бледно ], [слегка раскрытые губы тоже побледнели ]

  • Совет 2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.
  • Совет 3 . Внимательно читайте задание ! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!

Инструкция по работе с учебным тренажёром

  • Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Ты должен выбрать один правильный.

2. Если ты выбрал правильный ответ, появится «плюс».

3. Если ты выбрал неверный ответ, появится «минус».

4. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу.

Желаю удачи!


  • Среди предложений 4–10 найдите сложное предложение с

(4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.

(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.

(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.


2. сочинительной связью.

Входя в класс, (1) Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, (2) и тот спрятал его в свой портфель. На последней перемене главные враги рода человеческого, (3) Мурыгин и Мутюкин, (4) котёнка немного поискали, (5) но вскоре забыли .


3 . цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Маше сулили чин академика, (1) Ляле – покорительницы сильного пола и создательницы счастливой семьи, (2) а я просто была их подругой. Мне ничего не сулили.

Я гордилась Лялиной красотой и Машиными талантами более громко, (3) чем собственными достоинствами, (4) именно потому, (5) что эти достоинства были всё-таки не моими: в нескромности меня обвинить не могли.


4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры сочинительной связью.

Я просто хотел узнать, (1) почему она воет. Ей плохо, (2) да?

Ты прав, (3) (4) (5) и всё будет в порядке.


5. Среди предложений 6–14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(6)Почему же она воет?

(7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над квартирой Хлопотовых были неуютно темны.


6. Среди предложений 35–40 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.

(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36)Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет.

(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.


7 . сочинительной связью.

«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, (1) и я, (2) уединившись в библиотечных кулисах, (3) множил, (4) вдохновлённый похвалой, (5) свои образцы.

Благоговейная тишина, (6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, (7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!


8. Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное сложное предложение . Укажите номер этого предложения.

(15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».


9. Среди предложений 11–16 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Укажите номер этого предложения

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее.


10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, (1) а в некоторых местах была порезана, (2) и оттуда торчала вата. Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

Я решил съездить на дачу, (3) которая была практически заброшена, (4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. Перерыв там всё вверх дном, (5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.


Как ты оцениваешь свою работу

на тренажёре?

Знания отличные! Перехожу к тесту!

Было много ошибок, необходимо поработать с правилом.


Инструкция по работе с тестом

  • Проверочный тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет 4 варианта ответа, один из которых - правильный.

2. Прежде чем нажимать переключатель хорошо подумай, потому что, ответив, ты перейдёшь к следующему вопросу и не сможешь внести изменения в свой ответ.

3. Чтобы узнать свой результат, нажми на кнопку «Результат». Ты увидишь общее число верных ответов, отметку за тест и таблицу результатов по каждому вопросу.

4. Ты можешь просмотреть свои ошибки, нажав на соответствующую кнопку. Переход от слайда к слайду в режиме просмотра ошибок важно производить по кнопкам в нижнем правом углу слайда.

5. Если хочешь повторить тест, то обнули результат (кнопка «Сброс результатов») и нажми на кнопку «Повторить тест».


  • В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Нет, (1) она не изменилась. Почти не изменилась. Во всяком случае, (2) она не хуже, (3) но и не лучше прежнего. Немного выросла по сравнению с прошлым годом, (4) но во всём остальном особенных перемен в ней нет.


2. Среди предложений 16–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Укажите номер этого предложения.

(16)Мальчишки – их было человек пять – зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя


3. подчинительной связью.

Когда у него, (1) у Веньки, (2) будет собственный сын, (3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он внимательно изучит, (4) в чём будут ходить друзья сына, (5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку...


4. . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Я просто хотел узнать, (1) почему она воет. Ей плохо, (2) да?

Ты прав, (3) ей плохо. Янка привыкла днём гулять, (4) а я на работе. Вот приедет моя жена, (5) и всё будет в порядке.


5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, (1) но тогда они не радовали. Я ложусь на свою царскую кровать, (2) пахнущую сеном и свежим бельём, (3) и проваливаюсь, (4) как в пух.


6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Приблизившись, (1) я приостановился и хотел было незаметно проскочить, (2) но мать, (3) завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, (4) помахала рукой, (5) и я, (6) хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, (7) подошёл к ней.


7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Извиняться тебе перед ней придётся, (1) и так, (2) чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. Мы сейчас идём к ней, (3) ты извиняешься и даришь ей цветы, (4) а иначе миру между нами не бывать.

Миром с дедом внук дорожил, (5) и поэтому он понял, (6) что не миновать ему ни извинения, ( 7 ) ни цветов.


8 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В те дни, (1) о которых я рассказываю, (2) он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. Впрочем, (3) Лёшкины дразнилки были беззлобные, (4) а по-настоящему злился он, (5) если к нему лезли под руку во время важной работы. Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, (6) а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.


9. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он сидел всё в одном и том же месте, (1) около ножки кровати, (2) и, (3) когда кто-нибудь наклонялся над ним, (4) он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.


10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Укажите цифры , обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Спасибо, (1) – сказал Назаров, (2) – но я не за этим приехал. У меня болен отец. Мы приехали в Москву, (3) но в Москве я знаю только Вас, (4) и я хотел спросить, (5) можем ли мы остановиться у Вас на неделю?

Нет, (6) нет, (7) – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, (8) потому что у меня совсем маленькая квартира.


Подведём итоги

Верных ответов

Отметка

Просмотр ошибок


Используемые материалы

Открытый Банк заданий ГИА. http://opengia.ru/subjects/russian-9/topics/5.

Шаблон учебного тренажёра –

Захарова Т.А., Байдакова Т.Б. - http://www.it- .ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=48111&all=1&page=3

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мамина ладошка коснётся твоих волос,(1) потреплет их игриво,(2) и вот ушли все неприятности и огорчения, (3) как будто мама отвела их от тебя своей материнской рукой. Самое дорогое сокровище,(4) самая большая ценность в нашей жизни – руки нашей мамы!

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, (1) они очутились на заброшенной вырубке. Это и был малинник: запах малины, (2) жара и шмелиное жужжание...

Когда наелись малины, (3) повернули назад и по дороге решили зайти в старый парк.

Одна из аллей шла в самый глухой угол парка. Там стояла бывшая барская контора, (4) которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, (1) но все отказались самым решительным образом. Венька не мог даже предположить, (2) что ещё кого-то в классе не любят так же, (3) как его самого.

Очень хорошо зная, (4) как тяжело быть одному, (5) Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, (1) а в некоторых местах была порезана, (2) и оттуда торчала вата. Медвежонок

по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

Я решил съездить на дачу, (3) которая была практически заброшена, (4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. Перерыв там всёвверх дном, (5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он сидел передо мной такой шоколадный, (1) и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтыйстеклянный, (2) а другой большой белый – из пришитой пуговицы от наволочки. Но это было неважно, (3) потому чтоМишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, (4) как будто он уже заранее сдаётся...

6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Ты видишь, (1) как девочка любит Катю: она её из рук почти не выпускает, (2) и ложится спать, (3) и ест вместе с ней, (4) а мы с тобой день и ночь скучаем на тумбочке.

7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Мы, (1) какдрова, (2) таскали на телегу стеклянные пирамиды, (3) циркули, (4) банки со змеями и лягушками.

Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, (5) Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила: – Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

«Золотые дни» не вечны, (1) на смену им приходят «суровые дни», (2) когда мы начинаем чувствовать себя самостоятельными и постепенно удаляемся от мамы. И вот уже нет прекрасной дамы и маленького рыцаря, (3) а если он и есть, (4) то у него другая прекрасная дама – скосичками, (5) с капризно надутыми губами, (6) с кляксой на платье...

89 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда у него, (1) у Ваньки, (2) будет собственный сын, (3) он ни за что не станет покупать ему никаких пиджаков. Он внимательно изучит, (4) в чём будут ходить друзья сына, (5) и купит ему точь-в-точь такую же чёрную джинсовку, (6) как у Пети Комиссарова: скромную, (7) с многочисленными удобными карманами на «молниях» и кнопках.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, (1) а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается. Глаза у него светлые, (2) а волосы тёмные, (3) как по заказу…

Сделав всё, (4) что нужно, (5) для заполнения Митиной страницы, (6) Нина удовлетворённо выдохнула и откинулась на спинку компьютерного кресла, (7) чтобы полюбоваться делом рук своих.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, (1) и я, (2) уединившись в библиотечных кулисах, (3) множил, (4) вдохновлённый похвалой, (5) свои образцы.

Благоговейная тишина, (6) запахи книг оказывали на меня магическое действие. На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, (7) зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении!

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

И скоро началось то, (1) чего я опасался. Снежинки вдруг закружились в таком танце, (2) что через несколько минут началась настоящая пурга, (3) вскоре перешедшая в большой буран. Узенькую дорожку, (4) которая вела в наше село, (5) то и дело засыпало снегом, (6) а потом она и совсем пропала.

13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Извиняться тебе перед ней придётся, (1) и так, (2) чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. Мы сейчас идём к ней, (3) ты извиняешься и даришь ей цветы, (4) а иначе миру между нами не бывать.

Миром с дедом внук дорожил, (5) и поэтому он понял, (6) что не миновать ему ни извинения, (7) ни цветов.

14. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Нет, (1) она не изменилась. Почти не изменилась. Во всяком случае, (2) она не хуже, (3) но и не лучше прежнего. Немного выросла по сравнению с прошлым годом, (4) но во всём остальном особенных перемен в ней нет.

15. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью

В те дни, (1) о которых я рассказываю, (2) он дразнил меня непонятным прозвищем Кнабель. Впрочем, (3) Лёшкины дразнилки были беззлобные, (4) а по-настоящему злился он, (5) если к нему лезли под руку во время важной работы. Поэтому я не стал соваться и разглядывать пугач, (6) а смирно присел на укрытую суконным одеялом койку.

16. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, (1) мама Вика, (2) сын Митя и дочь Ника. Дети были послушными, (3) но они очень не любили ложиться спать. Каждый вечер был скандал:

– Дети, (4) ложитесь спать! Уже поздно… – сердился папа Витя.

– Ну, (5) папа, (6) ещё полчасика можно мы поиграем?

17. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Повздыхав, (1) зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило, (2) по которому мама должна прийти сама вместе с тобой, (3) захватив при этом паспорт, (4) мы вылетели на волю, (5) снова ликуя и толкаясь.

18. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной с вязью.

Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, (1) а Вовка, (2) такая у него была почётная обязанность, (3) передвигал флажки на карте под руководством учительницы.

Наши били фрицев, (4) флажки двигались каждый день, (5) расширяя фронт атак, (6) и в тот день скакнули далеко вперёд.

19. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью .

Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнём прижимался к ней в надежде, (1) что смерть минует меня. Это была земля моей матери, (2) родная земля, (3) и она хранила меня с материнской верностью.

Один, (4) только один раз земля не уберегла меня...

Я очнулся втелеге, (5) на сене. Я не почувствовал боли, (6) меня мучила нечеловеческая жажда.

20. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Наиля посмотрела на меня пристально, (1) покачала головой. Она не могла понять, (2) а я не мог объяснить ей, (3) что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной (сочинительной) связью. Алгоритм действия: Найдите все грамматические основы; Выявите границы простых предложений в составе сложного; Определите средства связи между простыми предложениями и их смысловые отношения.

3 слайд

Описание слайда:

Если между простыми предложениями нет союзов, а стоит только знак препинания – связь бессоюзная; Если между простыми предложениями стоит сочинительный союз, то Проверьте, не соединяет ли он однородные члены предложения. Если союз соединяет простые предложения, то связь сочинительная. Если между простыми предложениями стоит подчинительный союз, то связь подчинительная.

4 слайд

Описание слайда:

Внимание! Ловушка! Посмотрите, не начинается ли предложение с подчинительного союза. Если да, то связь будет подчинительная, несмотря на то, что между простыми предложениями отсутствует союз: Хотя погода быстро портилась, мы все же решили тронуться в путь. Если ты будешь внимателен, то ошибок не допустишь.

5 слайд

Описание слайда:

Внимание! Ловушка! В сложносочиненных предложениях встречается союз же: Всем животным пустыни требуется влага, антилопам же хватает того, что они получают с едой. Изъяснительные придаточные предложения могут присоединяться при помощи союза ли: Меня спросили, все ли я понял.

6 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Первая такая прогулка была в октябре. Пошли шесть человек: Илья спешил домой,(1) Сани в тот день не было в школе,(2) так что нашу компанию представлял один Мишка,(3) который потом почти дословно пересказал ребятам все удивительные истории,(4) услышанные от учителя по дороге от школы к Кривоколенному переулку. 2,3

7 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью За две с половиной тысячи лет многое изменилось: теперь редко читают стихи с музыкальным сопровождением,(1)зато появились новые жанры,(2) в которых слова и музыка нераздельны… Ну,(3) давайте примеры… 1

8 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(–ы), обозначающую (-ие) запятую(–ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. В нашей армии было пять человек,(1) а у противников – шесть. Поэтому договорились, (2) что мы будем укрываться в засадах, (3) прятаться на местности,(4) так как преимущество всегда на стороне тех, (5) кто прячется. 2,4,5

9 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения Как, (1) например, (2) волк отгрызает себе лапу, (3) защемлённую капканом? Никто не скажет, (4) как это возможно - своими же зубами перегрызть свою же ногу. 4

10 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, (1) дней девяносто,(2) а может сто пятьдесят, (3) когда фронт тут остановился, (4) гнало худое ведро через себя дым. 3

11 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Лето выдалось на Кубани жаркое, (1) но не сухое. Вот оно как бывает: солдат умер, (2) а цветы, (3) посаженные им, (4) живут. 2

12 слайд

Описание слайда:

B7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения. Она увидала розу, (1) схватила её, (2) взглянула на её измятые, (3) запачканные лепестки, (4) взглянула на меня, (5) и глаза её, (6) внезапно остановившись, (7) засияли слезами. 5

Год назад,(1) когда она переводилась в эту школу,(2) Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами,(3) похожей на принцессу настолько,(4) насколько может быть похожей на принцессу девчонка,(5) не отличающаяся благонравным характером.

Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю,(6) а со второй она уже записалась в какие-то секции,(7) и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».


(1)Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно. (2)Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела. (3)И только появление «бесноватой» пробудило в них интерес. (4)Спортивный интерес.

(5)Год назад, когда она переводилась в эту школу, Агния была хрупкой милой девочкой с потрясающими длинными медово-русыми волосами, похожей на принцессу настолько, насколько может быть похожей на принцессу девчонка, не отличающаяся благонравным характером.

(6)Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой». (7)А дралась она, действительно, здорово.

(8)Причём, и это всегда удивляло и учеников, и учителей, она всегда дралась без причины. (9)Вот и в этот раз ввязываться в драку со старшеклассниками причины не было никакой – всего лишь один мальчишка, которого они толкали, не выпуская из круга, забавляясь его беспомощностью. (10)А мальчишка просто был сердечником, и просто ему уже было плохо, но он никак не мог вырваться.

(11)«Совсем озверели, – налетев со спины, Агния повалила одного из старшеклассников на землю и протянула мальчику руку, – идём!»

(12)Тот, пошатываясь от слабости, шагнул к ней из окружения.

(13)«Агни, борзеешь…» – раздался за его спиной угрожающий шёпот.

(14)И старшеклассник, сплюнув, поднялся с земли.

(15)Агния рывком оттащила мальчика за спину.

(16)«Беги!» – приказала она, оттолкнув его, и шагнула навстречу противникам.

(17)Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то, как силы покидали её с каждым ударом. (18)Но Агния никогда не сдавалась. (19)Она падала, она поднималась или не могла подняться, но не сдавалась она никогда. (20)Поэтому били её всегда очень жестоко. (21)А в этот раз всё должно быть ещё хуже, наверное.

(22)Старшеклассник с рассечённой губой шагнул к девушке первым, противно ухмыляясь и разминая кулаки. (23)Слышно было, как они похрустывают.

(24)Агния только усмехнулась и сбросила кожаную сумку на землю. (25)Всё будет значительно хуже, чем всегда.

– (26)Я в милицию звоню! – раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. – (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!

(29)Щуплый семиклассник Витька с дрожащими от страха губами и полными слёз глазами поднял сотовый телефон над головой. (30)И в первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его. (31)Но потом они разглядели в его взгляде нечто, чего не видели прежде. (32)Это была решимость.

– (33)Отойдите от неё! – сорвавшись на истерический визг, повторил Витька.

(34)И старшеклассники, переглянувшись, отступили от девушки.

– (35)В другой раз.

(36)Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

(37)Посмотрев на Витьку, Агния слабо улыбнулась и провела ладонью ему по голове.

– (38)Санька у меня такой же… (39)Смелый.

– (40)Я не смелый… – возразил Витька тихо.

– (41)Я сказала: смелый, – повторила Агния. – (42)Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. (43)Настоящую ответственность.

(44)Мальчишка-сердечник, всё еще синий от слабости, смотрел на них мутными глазами и ничего не понимал…

(По Н. Айне) *

* Айна Нара – современная детская писательница..

Замените разговорное слово «ввязываться» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Разговорное слово «ввязываться» в предложении 9 заменяем стилистически нейтральным синонимом «вмешиваться» или «вступать».

Ответ: вмешиваться или вступать

Ответ: вмешиваться|вступать

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной - с помощью знаков препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я сказала: смелый, - повторила Агния. - Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. Настоящую ответственность». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

1. Грамматические средства играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши мысли и тем самым передать их суть. К грамматическим средствам относятся и знаки препинания, о которых говорила Н. В. Валгина: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной - с помощью знаков препинания».

Справедливость утверждения Валгиной подтверждают примеры из текста Н. Айне. Так, с помощью знаков препинания в конце рядом стоящих предложений №26 - 28 (26)Я в милицию звоню! - раздался из-за спин школьников смутно знакомый голос, он дрожал от страха и напряжения. - (27)Я уже звоню! (28)Отойдите от неё!) с помощью восклицательных знаков передана напряжённость момента, Витька ре-шился помочь Агни.

В тексте много предложений, в конце которых стоит многоточие (предложения №13, 38, 40). Многоточие используется чаще всего для передачи незавершенности мысли. Например, в предложении №40 многоточие является показателем смущения Витьки перед похвалой Агни.

Таким образом, права была Н. В. Валгина, подчеркивая важную роль знаков препинания в тексте.

2. Понятия «хорошо» или «плохо» являются абстрактными для каждого человека, несмотря на общепринятые нормы. Но в любом обществе характер человека рассматривают через его поведение, поступки, отношение к тем или иным вещам, к свободе его выбора. В финале текста Н. Айне Агния называет тихоню Витьку смелым, потому что в критический момент он сумел взять ответственность на себя, решив пригрозить «драчунам» милицией: «Я сказала: смелый, - повторила Агния. - Потому, что ты взял ответственность на себя в жизни, а не на словах. Настоящую ответственность».

Витька, не раздумывая, бросился спасать девочку, сделав свой нравственный выбор. Он рисковал: его могли побить, досталось бы и ему, и Агнии, но рисковать или не рисковать, вопрос для него не стоял. Он смущается своего поступка, о чём свидетельствуют предложения под номерами 33, 40.

Сама Агния сделала не менее важный шаг: она не позволила старшеклассникам издеваться над слабым. Для неё выбора пройти мимо или помочь мальчишке-сердечнику не стоит. В ней чувствуется огромная внутренняя сила, которая в нужный момент может быть с такой же лёгкостью отдана любому нуждающемуся.

Ответственность - это умение «принять огонь на себя», способность ответить за свои поступки, а порой и за поступки других, это когда до всего есть дело. Именно такими ребятами являются Агния и Витька, на которых хочется равняться.

3. Взаимовыручка - это взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь, собственно и являющиеся показателями истинной человечности.

В финале текста Н. Айне Агния называет тихоню Витьку смелым, потому что в критический момент он сумел взять ответственность на себя, решив пригрозить «драчунам» милицией. Витька, не раздумывая, бросился спасать девочку, сделав свой нравственный выбор. Он рисковал: его могли побить, досталось бы и ему, и Агнии, но рисковать или не рисковать, вопрос для него не стоял. Это пример взаимовыручки.

Когда у наших соседей случился пожар, все наши знакомые откликнулись на беду: приносили вещи, мебель, деньги. Эта беда стала нашей общей бедой. Пройти мимо означало перестать быть человеком. Никто не застрахован от беды, взаимовыручка помогает справиться с напастями и невзгодами, легче пережить их.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 243BFA

Пояснение.

Сочинительная связь предполагает во-первых, наличие сочинительного союза, а во-вторых, хотя бы двух простых предложений в одном сложном. Этим условиям отвечают запятые 6 и 7: {Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю},(6){а со второй она уже записалась в какие-то секции},(7) и {теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой»}.

Ответ: 6 7

Ответ: 67|76

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 243BFA

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Наверное,(1) сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа,(2) ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. Тогда это качество было ещё живо,(3) и оно не раз согревало людские души... Подумайте: ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали,(4) что,(5) спасая Нину,(6) каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!


(1)Сталинград безжалостно бомбили день и ночь.

(2)В один из дней Чуянову позвонил Воронин.

– (3)Беда! – сообщил он. – (4)Утром один гад из облаков вывернулся

и свалил фугаску в полтонны прямо... прямо на завод, где, сам знаешь, сколько народу собралось.

(5)Убитых похоронили, раненых развезли по больницам, но в мёртвом здании завода осталась девушка – Нина Петрунина. (6)Жива! (7)Но вытащить её нет сил. (8)Ей ноги стеной придавило, а стена едва держится. (9)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится. (10)Семнадцать лет. (11)Жить хочется. (12)Красивая... уж больно девка-то красивая!

– (13)Спасти надо! – крикнул Чуянов. – (14)Во что бы то ни стало. (15)Я сам приеду. (16)Сейчас же.

(17)Люди тогда уже привыкли к смерти, и, казалось бы, что им ещё одна? (18)Но город взбурлил, имя Нины стало известно всем, а равнодушных не было. (19)Всюду, куда ни приди, слышалось:

– (20)Ну как там наша Нина? (21)Спасут ли... вот горе!

(22)Разве так не бывает, что судьба одного человека, доселе никому не известного, вдруг становится средоточием всеобщего сострадания, и множество людей озабоченно следят за чужой судьбой, которая их волнует и в которой подчас выражена судьба многих.

(23)Чуянов приехал. (24)Воронин ещё издали крикнул ему:

– (25)Не подходи близко! (26)Стена вот-вот рухнет...

(27)Нина Петрунина лежала спокойно, и Чуянов до конца жизни не забыл её прекрасного лица, веера её золотистых волос, а ноги девушки, уже раздробленные, покоились под громадной и многотонной массой полуразрушенной заводской стены, которая едва-едва держалась. (28)Здесь же сидела и мать Нины.

(29)Чуянов лишь пальцами коснулся её плеча, сказал:

– (30)Сейчас приедут... укол сделают, чтобы не мучилась.

(31)Нину кормили, всё время делали ей болеутоляющие уколы, и время от времени она спрашивала:

– (32)Когда же, ну когда вы меня спасёте?..

(33)Явились добровольцы – солдаты из гарнизона.

– (34)Ребята, – сказал им Чуянов, – как хотите, а деваху надо вытащить. (35)Орденов вам не посулю, но обедать в столовой обкома будете... (36)Выручайте!

(37)Лучше мне не сказать, чем сказали очевидцы: «Шесть дней продолжалась смертельно опасная работа. (38)Бойцы осторожно выбивали из стены кирпичик за кирпичиком и тут же на место каждого выбитого кирпича ставили подпорки». (39)Кирпич за кирпичом – укол за уколом. (40)Наконец Нину извлекли из-под разрушенной стены.

(41)Наверное, сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа, ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. (42)Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души... (43)Подумайте: ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали, что, спасая Нину, каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!

(По В. Пикулю) *

* Пикуль Валентин Саввич (1928–1990) – советский писатель, автор многочисленных художественных произведений.

Замените разговорное слово «разом» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Разговорное слово «разом» в предложении 9 заменяем стилистически нейтральным синонимом «мгновенно» или «сразу».

Ответ: мгновенно или сразу.

Ответ: мгновенно|сразу

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И. Б. Голуб: «С полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Б. Голуб. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Наверное, сказалось давнее и природное свойство русских людей - сопереживать и сострадать чужому горю…» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

1. Неполное предложение то, в котором пропущен какой-либо член предложения. В речевой ситуации, особенно часто в разговорной речи, не всегда есть необходимость в употреблении «лишних» слов, речь со-кращается, но при этом её образность не теряется, а зачастую и усиливается. Об этом высказывание известного лингвиста И. Б. Голуб: «С полными предложениями могут успешно конкурировать предложения неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску».

Подтвердим высказывание примерами из текста Валентина Пикуля. В предложениях 13-16 ((13)Спасти надо! - крикнул Чуянов. - (14)Во что бы то ни стало. (15)Я сам приеду. (16)Сейчас же.) неполными являются предложения под номерами 14 и 16. В предложении 14 пропущено сказуемое «спасти надо», в предложении 16 - сказуемое «приеду». Употребление пропущенных сказуемых лишило бы речь героя эмоциональности - без них фразы звучат четко, лаконично, создаётся ощущение уверенности, что Чуянов знает, что говорит, и Нину обязательно спасут.

Приведённые примеры подтверждают правоту высказывания И. Б. Голуб о том, что неполные предложения вполне могут быть средством речевой выразительности.

2. «Наверное, сказалось давнее и природное свойство русских людей - сопереживать и сострадать чужому горю…», - слова, наполненные великим гуманизмом, верой в русский национальный характер. Действительно, так уж исстари повелось на Руси: всем миром справляться с бедой, спешить на помощь ближнему.

Люди, даже совсем не знавшие Нину проявляли сопереживание и соучастие в её судьбе, потому что это естественные проявления человечности.

Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь - важные проявления доброты. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему преумножение добра всегда воздаётся сторицей.

3. Доброта - это одно из ценнейших человеческих качеств, проявление которого позволяет судить об истинной ценности человека. Доброта - это способность к сопереживанию, желание прийти на помощь, бескорыстное служение людям.

В тексте Валентина Пикуля находим подтверждение приведенным словам. Солдаты-добровольцы готовы были пожертвовать собой, чтобы спасти из-под завалов девушку Нину, хотя «понимали, что, спасая Нину, каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!» Это ли не пример великого сострадания и доброты.

Доброта не позволит пройти мимо чужой боли, чужой беды. У нас в крае есть постоянно действующая акция «Цветик-семицветик». В ходе этой акции собираются средства на лечение больных детей. Несколько сот маленьких пациентов самых тяжёлых отделений детских больниц возвращены к полноценной жизни благодаря этой акции. Спасибо всем неравнодушным людям, людям, которые незаметно творят добро.

Кто-то из известных сказал: «Добро в оправдании не нуждается». И, наверное, это правильно. Добро может быть только бескорыстным, иначе оно перестанет быть добром.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 457E2C

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

Пояснение.

Подчинительная связь связь предполагает, во-первых, наличие подчинительного союза, а во-вторых, хотя бы двух простых предложений в одном сложном. Этому условию соответствует запятая 4: Подумайте: [ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали ],(4) (что, спасая Нину, каждую секунду могли быть погребёнными вместе с нею под обвалом стены!)

Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом-основы.

Ответ: 4

Ответ: 4

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 457E2C

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Если удавалось пройти так,(1) чтобы ни одна из них не скрипнула,(2) Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади,(3) а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила,(4) и двери,(5) и старушка люстра,(6) потерявшая половину своих хрусталей,(7) похожих на дубовые листья.


(1)Дом рассохся от старости, а может быть, и от того, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен всё лето тянуло жаром.

(2)Чайковскому нравился этот деревянный дом. (3)Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. (4)Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. (5)Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, рассматривал половицы прищуренными глазами.

(6)Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. (7)Неприятное осталось позади, а сейчас начнётся удивительное и весёлое: рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля. (8)На любую клавишу отзовутся тончайшим резонансом сухие стропила, и двери, и старушка люстра, потерявшая половину своих хрусталей, похожих на дубовые листья.

(10)С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждёт, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. (11)Дом скучал без звуков.

(12)Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из неё любимую ноту. (13)Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. (14)То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей – кто-то трогал струну. (15)Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. (16)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! (17)Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано. (18)Ещё ни разу ему не удалось передать тот лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни.

(19)Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. (20)Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона! (21)В избу вбежала Феня – дочь Тихона, девочка лет пятнадцати. (22)С её волос стекали капли дождя. (23)Две капли повисли на кончиках маленьких ушей. (24)Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.

(25)Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолётных капель.

(26)Нет, очевидно, это ему не дано. (27)Он никогда не ждал вдохновения. (28)Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

(29)Пожалуй, больше всего ему помогали леса, просеки, заросли, заброшенные дороги, этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты. (30)Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащённые закаты Италии. (31)Он без остатка отдал своё сердце России – её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. (32)Но с каждым днём его всё больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. (33)Он должен добиться этого. (34)Нужно только не щадить себя.

(По К.Г. Паустовскому) *

*Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский советский писатель, классик отечественной литературы.

Замените книжное выражение «напрягал память» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Книжное выражение «напрягал память» в предложении 16 заменяем стилистически нейтральным синонимом «вспоминал».

Ответ: вспоминал.

Ответ: вспоминал

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

Дмитрий Долгалёв 27.02.2017 12:11

А разве тут нельзя писать думал?

Татьяна Стаценко

Напрягать память, вспоминать - не то же, что думать.

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г. Г. Граник: «Смысл текста надо искать в его художественных средствах». Аргументируя свой ответ, приведите
2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Г. Граник. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение выражения НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

1. От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи, которая невозможна без использования художественных средств. Об этом писал Г. Г. Граник: «Смысл текста надо искать в его художественных средствах».

Для подтверждения справедливости слов Граник обратимся к тексту К. Г. Паустовского. На примере предложения 31 (Он без остатка отдал своё сердце России - её лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням), в котором автор использует такое изобразительно-выразительное средство, как метафора, нетрудно убедиться в этом. Метафора «отдал сердце России» передает силу любви композитора к своей Родине.

В предложениях 10 - 11 (С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждёт, когда композитор, напившись кофе, сядет за рояль. (11)Дом скучал без звуков) для раскрытия авторского замысла - создания образа дома Чайковского - используются олицетворения: «дом ждёт», «дом скучал». Тайна рождения музыки поглощает всё вокруг, даже старый рассохшийся дом.

Таким образом, приведенные примеры подтверждают высказывание Граник о роли художественных средств в раскрытии авторского замысла.

2. Многие думают, что у талантливых людей всё легко и просто: им даровано свыше больше, чем простым смертным. Сел композитор за рояль - написал новую мелодию. Встал у мольберта художник - появилось новое полотно. Автор текста, говоря о Чайковском, разубеждает нас в этом: «Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе».

Чайковский - истинный патриот своей страны, поэтому вдохновение находит в русской природе, которую не променял бы ни на что на свете. Для неё, горячо любимой Родины, он готов трудиться без устали, «отдать своё сердце», всего себя, потому что больше всего боится, что не успеет сказать о России всего. Этой теме посвящены последние строки текста К. Г. Паустовского.

Предложении 19 звучит как признание композитора о «муках творчества»: «Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку». Когда человек вкладывает всего себя в своё дело, тогда дело становится его жизнью. Музыка Чайковского потому и продолжает жить, что она была делом всей его жизни.

Искусство пробуждает в человеке огромные силы. Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту - вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному.

3. На что способно настоящее искусство? Как может оно повлиять на формирование человеческой личности, на характер человека? Как отличить настоящее искусство от мишуры?

Многие думают, что у талантливых людей всё легко и просто: им даровано свыше больше, чем простым смертным. Сел композитор за рояль - написал новую мелодию. Встал у мольберта художник - появилось новое полотно. К. Г. Паустовский, говоря о Чайковском, раз-убеждает нас в этом: «Он никогда не ждал вдохновения. Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе». Когда человек вкладывает всего себя в своё дело, тогда дело становится его жизнью. Музыка Чайковского потому и продолжает жить, что она была делом всей его жизни.

Настоящее искусство пробуждает в человеке огромные силы. Вспомним хотя бы повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», главный герой которой сумел найти в себе силы жить настоящей, полноценной жизнью благодаря музыке и любви близких.

Настоящее произведение искусства может пробудить в человеке чувства, до этого дремавшие в его сердце. Необыкновенная жажда жизни, любовь, желание и умение сострадать и чувствовать красоту - вот то, что может вспыхнуть в каждом, кто прикоснется к прекрасному.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 72BDD6

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

Пояснение.

Сочинительная связь предполагает во-первых, наличие сочинительного союза, а во-вторых, хотя бы двух простых предложений в одном сложном. Этим условиям отвечает запятая 3: {Неприятное осталось позади},(3) {а сейчас начнётся удивительное и весёлое }: {рассохшийся дом запоёт от первых же звуков рояля}.

Фигурными скобками выделены простые предложения в составе сложносочинённого (ССП), курсивом-основы.

Запятые 4 и 5 обслуживают однородные подлежащие при повторяющемся союзе И, это не сочинительная связь в ССП.

Ответ: 3

Ответ: 3

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант 72BDD6

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Он ехал в маршрутном такси,(1) и,(2) когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы,(3) он,(4) пересаживаясь на её место,(5) увидел мобильный телефон на сиденье. Конечно,(6) можно было крикнуть,(7) остановить эту растяпу,(8) но почему это вдруг он должен о ней заботиться,(9) нет уж,(10) пусть таких жизнь учит.


(1)Студент третьего курса Женя Лесневский не собирался красть мобильный телефон. (2)Он ехал в маршрутном такси, и, когда девушка в розовой куртке вышла на проспекте Победы, он, пересаживаясь на её место, увидел мобильный телефон на сиденье. (3)Конечно, можно было крикнуть, остановить эту растяпу, но почему это вдруг он должен о ней заботиться, нет уж, пусть таких жизнь учит. (4)Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще. (5)Он равнодушно повертел телефон в руках: монохромный дисплей, дешёвенькая модель. (6)Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром. (7)Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится... (8)Что ж, не выбрасывать же его просто так.

(9)Лениво беседуя со своей полусонной совестью, он и сам было задремал и даже забыл, что у него в кармане лежит чужой телефон. (10)Очнуться его заставил звонок – тоненький писк, который издавали тщедушные динамики. (11)Лесневский посмотрел на телефон и дождался, когда он смолкнет. (12)Разбуженная совесть запоздало заворчала, что не нужно брать чужого, но в эту минуту послышался новый звонок. (13)Писк ещё тоньше, ещё жалобнее. (14)Лесневский, повинуясь не то безотчетному любопытству, не то благородному порыву, решил ответить звонившему. (15)Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши.

– (16)Танечка, Танечка, скорее приезжай в областную больницу.

(17)С Валей беда. (18)Танечка, ты слышишь, дочка?

(19)Лесневский торопливо нажал на красную клавишу – звук пропал. (20)Он хмыкнул и со страхом посмотрел на телефон. (21)А что он может сделать? (22)Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

(23)Не ехать же самому в больницу, чтобы искать там какую-то Валю...

(24)Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить. (25)Телефон затих, зелёный экранчик погас, будто он взял руками чьё-то тёплое сердце и, сдавив его, заставил остановиться. (26)Он вспомнил, как в детстве ловили в пруду лягушек, клали их на берег и переворачивали на спину... (27)Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. (28)Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена скорой помощи – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон.

(29)Наконец, не выдержав, Лесневский решил позвонить женщине, просившей о помощи. (30)Он включил телефон, но на дисплее высветилось окошечко для ввода пин-кода, который ему был, понятное дело, неизвестен. (31)Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Е. В. Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Е. В. Джанджаковой. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена скорой помощи - и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР?

Примечание редакции РЕШУОГЭ: в данном тексте идёт речь о нравственном выборе

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

1) От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Особенно ярко проявляется это в художественном тексте. Не случайно современный лингвист Е.В. Джанжакова говорила: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Попробуем подтвердить наше предположение примерами из текста Алексея Гридина. Текст представляет собой внутренний монолог героя о собственных переживаниях по поводу найденного телефона. Так, например, предложение номер 7 (Лесневский сказал себе, что, если девушка спохватится и нагонит маршрутку, он вернёт ей утраченную вещь, даже получится, что он сберёг для неё телефон, а если не спохватится...) не закончено, в конце предложения стоит многоточие. Многоточие – показатель недоговоренности мысли. Так автор нам даёт понять, что в Леснеевском происходит борьба с собственной совестью.

Отношение автора к поступку героя опосредованно выразилось через описание трагичного звонка, раздавшегося из чужого телефона. В предложении 15 (Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши) не случаен эпитет «захлёбывающийся» крик – захлёбывающийся – словно последний глоток воздуха забрали у человека. Леснеевский к этому крику имеет отношение, потому что крик не услышит тот, кому он предназначен.

На примерах нам удалось доказать, что права была Е.В. Джанжакова, утверждая, что в художественном тексте важны не только сами слова, но и то, как они сказаны.

2) В душе героя текста Алексея Гридина происходит настоящая борьба: борьба между собственной совестью и мелкой душонкой, о существовании которой в самом себе он и не подозревал. Именно совесть кричит: «Где-то не работал светофор, где-то на обочине чинили сломанную машину, где-то надрывно ревела сирена скорой помощи – и все эти людские беды, которые плотно окружили его, произошли, казалось, только потому, что он положил в карман чужой телефон».

Как бы успешно, на первый взгляд, не окончилась сделка с совестью, последствия не заставят себя ждать. В предложении номер 4 (Лесневский, увидев чужой мобильник, не задохнулся от радости, как какой-нибудь стяжатель, который в жизни стремится урвать кусок потолще и послаще.) автор подчеркивает, что осо-бой радости от находки телефона герой не испытывал. Тогда почему не вернул? Может, он просто таким образом себя успокаивал?

Отношение автора к поступку героя опосредованно выразилось через описание трагичного звонка, раздавшегося из чужого телефона, в предложении 15: «Едва он нажал на клавишу, громкий, захлёбывающийся женский крик ударил ему в уши». Леснеевский к этому крику имеет отношение, потому что крик не услышит тот, кому он предназначен. Читатель делает вывод: не может быть полутонов в вопросах нравственности, нельзя оправдать поступок Леснеевского тем, что не сам он лез в чужой карман.

Наши жизненные ценности играют ключевую роль в судьбе, потому что от них зависит принятие решений, реализация права выбора, взаимоотношения с другими людьми. К сожалению, в герое Гридина не сформированы правильные жизненные ценности, поэтому и стал возможен поступок, совершённый им.

3) Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: «Быть или не быть, вот в чем вопрос...». Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

К сожалению, в герое Гридина не сформированы правильные жизненные ценности, поэтому и стал возможен поступок, совершённый им. В душе Леснеевского происходит настоящая борьба: борьба между собственной совестью и мелкой душонкой, о существовании которой в самом себе он и не подозревал. Он совершил свой выбор, но, к сожалению, этот выбор безнравственный.

Размышляя, какие ценности выбрать для себя в качестве жизненного ориентира, вспоминаются литературные герои Гоголя: Остап и Андрий из повести «Тарас Бульба». Остап остается верен родине, отцу, принимает смерть за товарищей, смело глядя врагу в лицо. Андрий предал отца, друзей, родину. Мне ближе Остап. Я бы не хоте-ла в жизни встретить на своём пути таких людей, как Андрий.

Если человеком движет мелочность, выгода, то сама жизнь переворачивается с ног на голову, потому что нарушается естественная потребность человека в доверии и добре.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!