Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных. Степени сравнения прилагательных

Прилагательных в русском языке. Они незаменимы тогда, когда необходимо сопоставить одну характеристику предмета или явления с другой. Попробуем разобраться в тонкостях этой темы.

Имя прилагательное

Прежде чем начать изучение темы «Степени сравнения прилагательных в русском языке», необходимо узнать, чем эта часть речи отличается ото всех других. А особенностей у нее действительно много. Трудно представить себе нашу речь без этой красочной, изящной группы. С помощью прилагательных мы описываем внешность (низкий, симпатичный, неказистый), характер (добрый, ворчливый, сложный), возраст (молодой, престарелый). Однако не только человеческие качества, но и многое другое можно представить с их помощью. К примеру, ни одно художественное произведение не обходится без использования имен прилагательных. А уж лирика и подавно. Благодаря этой части речи рассказы, поэмы, повести приобретают выразительность и образность.

Помогает образовывать такие художественные средства, как эпитеты (ослепительная красота, чудесное утро), метафоры каменное сердце), сравнения (выглядит, как самый счастливый; небо, как лазурная акварель).

Отличительной особенностью имен прилагательных является их способность образовывать краткие формы. Последние всегда играют в предложении роль сказуемого, что дает этой части речи еще одно преимущество - придавать любому тексту динамику.

Что такое степень?

С этим вопросом сталкивается любой, кто изучает русский язык. Степени сравнения прилагательных - это характеристика, помогающая сопоставлять один предмет с другим.

Например, перед нами два мяча. Они абсолютно одинаковые, только один из них немного отличается по размеру. Нам необходимо сравнить их между собой и сделать вывод: один мяч больше другого. Мы можем подойти к этому вопросу с другой стороны и отметить, что один мяч меньше , чем второй. И в том, и в другом случае мы использовали слово, характеризующее степень сопоставления этих предметов.

Теперь положим к нашим предметам еще один такой же, но гораздо больший. Нам необходимо выделить его среди других. Как мы будем это делать? Конечно же, использовать сравнение. Только теперь нужно указать, что третий мяч отличается от первого и второго сразу. В этом случае мы скажем, что он самый большой среди них.

Именно для этого нам и нужны О каждом их виде расскажем подробно далее.

Сравнительная степень

Когда перед нами имя прилагательное, которое никто ни с чем не сравнивает, то его характеризуют положительной степенью. Но если один предмет необходимо сопоставить с другим, то тогда мы воспользуемся сравнительной степенью имени прилагательного.

Она имеет два подвида. Первый называется простой, или суффиксальный. Это значит, что слово, использованное в этой степени, имеет характерный для нее суффикс.

Например: Этот стол шикарный . Соседский стол шикарнее нашего.

В первом случае прилагательное стоит в положительной степени. Во втором же к нему прибавили суффикс «ее» и с помощью этого сравнили один стол с другим.

Второй разновидностью является составная степень. Как и следует из названия, ее образование происходит не с помощью морфем, а с использованием специальных слов.

Например: Данный проект очень удачный . Прошлый проект был более удачным .

Слово «более» помогает нам сравнивать один проект с другим.

Еще пример: Мы получили ценную информацию. Предыдущая оказалась менее ценной .

Теперь при помощи слова «менее» мы указали признак, который проявился в меньшей степени.

Стоит помнить, что степени сравнения прилагательных в русском языке, независимо от разновидностей, образуются только от Ни притяжательные, ни относительные этой способностью не обладают.

Превосходная степень

В некоторых ситуациях нам необходимо не просто сопоставить один предмет или явление с другим, а выделить его из всех ему подобных. И здесь нам также придут на помощь степени сравнения прилагательных в русском языке. Такая степень сравнения носит название превосходной, что уже подразумевает наивысший предел.

Как и сравнительная, она имеет две разновидности.

При помощи суффиксов образуется простая степень.

Например: Иванов сильнейший из всех спортсменов в команде.

Слово «сильный» с суффиксом -ейш- образовало и выделило спортсмена Иванова среди других членов сборной.

Следующий пример: Новый тюль самый красивый из тех, что я видел.

В данном случае вспомогательное слово «самый» придало этому предложению то же значение, что и в предыдущем примере. Такую форму называют составной.

Иногда она может сопровождаться приставкой наи- для усиления: наикрасивейший.

Особенности

В отдельных случаях формы степеней сравнения прилагательных имеют исключения.

К ним относятся слова «хороший» и «плохой». Когда мы начнем сопоставлять с их помощью предметы, то столкнемся с некоторыми трудностями.

Например: Мы провели хороший вечер. Попробуем образовать цепь степеней сравнения.

В простой сравнительной мы увидим, что слова «хорошЕе» не бывает. Ему на замену приходит «лучше». А к слову "плохой" подберем «хуже». Такое явление в русском языке называют супплетивизм основ. Это значит, что слову необходимо кардинально поменяться, чтобы образовать сравнительную степень.

Заключение

Таким образом, нам удалось выяснить не только основы, но и некоторые нюансы по теме "Степени сравнения прилагательных в русском языке".

Теперь данное правило не будет вызывать у вас никаких затруднений, поскольку оно совсем несложное.

Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.

При образовании формы сравнительной степени следует учитывать следующие закономерности.

1. Формы сравнительной степени чаще всего образуются при помощи суффиксов -ее/-ей :

красивый - красивее /красивей ; сильный - сильнее /сильней .

Обратите внимание, что формы более , менее , далее , долее , ранее не имеют вариантов с суффиксом -ей (варианты раней , меней недо-пустимы в литературной речи!).

2. Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х , то при образовании сравнительной степени используется суффикс -е (с чередованием согласной):

лёгкий - легче, тугой - туже, сухой - суше.

    Этот же суффикс с чередованием согласных употребляется при образовании сравнительной степени отдельных прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк :

    богат ый - богач е, молод ой - молож е, прост ой - прощ е, близ кий - ближ е, глад кий - глаж е, жид кий - жиж е, корот кий - короч е, низ кий - ниж е, ред кий - реж е, уз кий - уж е.

    Употребление форм типа простее, молодее является грубой ошибкой. В то же время в просторечии суффикс -е может получать более регулярное выражение, чем в литературном языке (например, слабже, послабже ), но в литературной речи они недопустимы!

3. С помощью суффикса -ше образуются формы сравнительной степени лишь у нескольких прилагательных:

ранний - раньше, старый - старше, тонкий - тоньше, горький - горше, далёкий - дальше, долгий - дольше.

4. Ряд прилагательных образует сравнительную степень от другого корня:

хороший - лучше, плохой - хуже (недопустимо: хужее !), маленький, малый - меньше.

5. Значение сравнения может быть выражено как с помощью специальных суффиксов, так и описательным способом - с помощью слов более/менее (сравнительная степень) и слов самый/наиболее (превосходная степень):

более хороший, более трудный; самый хороший, наиболее трудный.

    Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи:

    Сегодня она была более грустнее , чем вчера; Он самый величайший физик в мире.

    Грамматически корректными будут предложения:

    Сегодня она была более грустной , чем вчера; Сегодня она была грустнее , чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.

    Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший .

    Аналогичные требования предъявляются и по отношению к употреблению в сравнительной и превосходной степени качественных наречий:

    Ей более трудно , чем тебе; Ей труднее , чем тебе.

Следует учитывать, что не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:

бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.

Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения:

более волевой, более деловой, более жестокий.

Обратите внимание, что при использовании форм сравнительной и превосходной степени в речи необходимо учитывать несколько условий.

1. Прилагательное в сравнительной степени употребляется в сочетании с родительным падежом имени (Он красивее сестры ) или в объединении с союзом чем (Дыни слаще, чем арбузы ). Эти формы указывают на объект сравнения. Без зависимого имени, указывающего на объект сравнения, прилагательные в сравнительной степени могут употребляться:

    когда признак одного предмета сравнивается с тем же признаком другого предмета, известного из контекста:

    Я знаком со всеми сборниками его стихов. Последний сборник явно слабее;

    когда признак предмета сравнивается с тем же его признаком по отношению к предшествующему или последующему состоянию:

    Память о солнце в сердце слабеет, желтей трава (А. Ахматова).

2. Подобную зависимость можно проследить и при использовании прилагательных в превосходной степени: необходимо указать круг предметов, лиц, из которых выделяется тот, который наделен тем же качеством в наибольшей степени:

Он был самым трудолюбивым в нашей семье; Он был лучшим среди нас.

    Кроме того, использование превосходной степени не рекомендуется в том случае, если сопоставление предметов или лиц является невозможным или некорректным.

    Так, некорректным является предложение: А. Блок - талантливейший поэт России. Каждый из великих русских поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и т.д.) по-своему неповторим, и здесь недопустимо распределение по местам, как это делается, например, в спорте. При необходимости можно использовать конструкции типа: А. Блок - один из талантливейших поэтов России.

    Следует отметить, что в ряде случаев подобные употребления являются намеренными и связаны с определёнными, например, политическими целями. В качестве примера можно привести высказывание И.В. Сталина о поэте В.В. Маяковском: «Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» .

Как правильно:

гладьше или глаже, красившее или более красивее ?

Одной из трудностей является образование форм степеней сравнения имён прилагательных. Степени сравнения имеют только качественные прилагательные. Степеней сравнения две – сравнительная и превосходная. У каждой две формы – простая и сложная.

Сравнительная степень имён прилагательных может быть простой и сложной.

Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -е, -ее, -ше, -ей.

-ее/-ей: быстрый – быстрее /быстрей/

красивый – красивее /красивей/

осторожный – осторожнее /осторожней/

Е: глубокий – глубже

Резкий – резче

Гладкий – глаже

Ранний – раньше

Тонкий - тоньше

Слова с суффиксом -ей имеют разговорный оттенок (глупей, поздней ). Некоторые формы образуются супплетивно: хороший – лучше, плохой – хуже .

Употребление суффикса связано с различными чередованиями, например:

чередование г/ж : гладкий – глаже (неправильно *гладьше)

д/ж : твёрдый – твёрже (неправильно *твердее)

т/ч : богатый – богаче и др.

Сложная сравнительная степень образуется из сочетания слов более или менее с исходной формой прилагательного, например: более простой, более высокий, менее удачный .

Простая форма превосходной степени образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш- и реже -ш- : ближайший, сильнейший, лучший, высший . Происходит образование некоторых форм супплетивно: хороший – лучший, плохой – худший .

Сложная форма превосходной степени образуется из сочетания словсамый, наиболее, наименее с исходной формой прилагательного (самый умный, самый хороший, самый добрый ) или слов всех или всего с простой сравнительной степенью (лучше всего, выше всех ). Грубой ошибкой является сочетание слова самый с простой формой превосходной степени:самый лучший, самый умнейший .

Самая распространённая ошибка при образовании степеней сравнения – попытка образовать простую и составную формы сравнительной степени сразу, например: *более выше,* более лучше, *менее ярче и т.п.



Нарушением нормы современного русского языка являются сочетания*самый высочайший, *наиболее умнейший .

Сложная форма сравнительной степени используется вместо простой при существительных, стоящих в косвенных падежах: занят более важной работой . Нельзя сказать: работой важнее , возможна лишь разговорная форма – работой поважнее . Например: в более трудных случаях, с менее удачным результатом, от более осведомлённого лица и т.п.

Только несколько прилагательных в современном русском языке образуют форму сравнительной степени с помощью суффикса -ше, которая является правильной, например: тонкий – тоньше, долгий – дольше, хороший – лучше . Формы *дешевше, *красившее, *тяжельше, *слабже, *длиньше являются грубым нарушением нормы.



В парах более – больше , менее – меньше , ранее – раньше , далее – дальше обе формы находятся в пределах литературной нормы: здесь формы на -ше принадлежат нейтральному стилю литературного языка, а их парные образования на -ее по сравнению с ними стилистически ”приподняты” и относятся к книжному стилю речи.

У прилагательных, имеющих в начальной форме -ск-, -н-, -ов-, -ев-, -аст-, -ист, -ат-, -лив-, -к- , простая форма превосходной степени не образуется: беловатый, больной, боевой, бурливый, волокнистый, головастый, громкий, долгий, дружеский, крутой, ломкий, массовый, молодой, родной, разговорчивый, ранний, сухой, узкий, умелый, частый и др.

Формы превосходной степени с наиболее образуются преимущественно от книжной лексики, формы на -ейший – от разговорной и нейтральной, особенно широк стилевой состав лексики, от которой образуются формы с самый .

Степени сравнения имён прилагательных


-ее (-ей): красивый - красивее, смелый - смелее, холодный - холоднее;
-е: большой - больше, короткий - короче, сладкий - слаще;
-ше: старый - старше, молодой - младше.
-наи + -айш-, -ейш: высокий – наивысший.
Иногда при образовании простой сравнительной степени может присоединяться приставка по - (поновее).
Есть прилагательные, при образовании форм степени сравнения которых используется другой корень: простая форма сравнительной степени --- хороший - лучше, плохой - хуже, маленький - меньше; простая форма превосходной степени --- хороший - лучший, плохой - худший.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний. В предложении они, как правило, являются частью составного именного сказуемого: Этот склон опаснее . Позицию определения простая сравнительная степень может занимать только в обособленном положении (Намного выше других учеников, он казался почти взрослым ) или в необособленном положении с приставкой по- в положении после существительного (Купи мне газеты посвежее).
Составная форма сравнительной и превосходной степени изменяется так же, как и исходная форма, т. е. по родам, числам и падежам, а также может стоять в краткой форме (более красив, наиболее удобен). Они могут быть как сказуемым, так и определением. (Например: Менее интересная статья была представлена в этом журнале . Эта статья менее интересная, чем предыдущая.)
Возможно образование составной формы превосходной степени с добавлением слова всех или всего к сравнительной степени (Он был умнее всех). Эти формы неизменяемы и выступают в роли именной части сказуемого.

Нормы употребления степеней сравнения имён прилагательных.

1. Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения : слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени. Неправильно: более красивее, более тяжелее, наиболее спокойнейший. Исключение составляют формы : самый лучший, самый худший.
2. Не все качественные прилагательные способны образовывать степени сравнения с помощью соответствующих суффиксов. Не образуют таких форм слова:
бессмертный, блестящий, ближний, боевой, больной (о человеке), бурный, верхний, вечный, возможный, волевой, выдающийся, героический, глухой (о человеке), голый, гордый, давний, дальний, деловой, жестокий, знакомый, косой, краткий, кривой (о человеке), мёртвый (не живой), мирный, могучий, неизвестный, нижний, общий, отличный, передовой, положительный, последний, постоянный, похожий, правый (справедливый, содержащий правду), пустой (о вместилище: ничем не заполненный), развитой, ранний, рваный, робкий, слепой, спорный, срочный, хищный, хмурый, цветной, юный и др.
Некоторые из данных прилагательных не способны использоваться в сравнительной степени в силу специфики своего значения (например, нельзя быть более или менее бессмертным, более или менее голым). Другие теоретически могли бы образовывать сравнительную степень, но в силу своих формальных характеристик не имеют такой формы или имеют малоупотребительную форму. В последнем случае в неофициальной речи в некоторых сочетаниях можно пользоваться описательным способом выражения степени сравнения: более волевой, более деловой, более жестокий.
3. Возможно существование у прилагательного нескольких значений , относящихся к разным разрядам. Так, у относительного прилагательного может развиваться значение, характерное для качественных (например: железная деталь (относит.) - железная воля (кач.) - метафорический перенос). У притяжательных могут возникать значения, характерные для относительных и качественных (например: лисья нора (притяж.) - лисья шапка (относит.) - лисьи повадки (кач.). Качественные прилагательные, употреблённые терминологически, функционируют как относительные (глухие согласные). При этом прилагательное сохраняет тип своего склонения, но часто изменяют морфологические признаки: качественные теряют степени сравнения и краткую форму (например, нельзя сказать *Этот согласный глух), а относительные, наоборот, могут эти признаки приобретать ( С каждым словом его голос становился всё более медовым, а повадки - всё более лисьими .)

Степени сравнения наречий



Простая форма превосходной степени наречий, образующаяся при помощи суффиксов -ЕЙШЕ (-АЙШЕ), в настоящее время устарела и употребляется крайне редко: справедливо – справедливейше, глубоко – глубочайше.

Способы различения наречий и прилагательных в простой форме сравнительной степени


Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

Признак предмета

Признак действия

Относится

К имени существительному

К глаголу

Отвечает на вопрос

Какой? Какая? Какое?

Как? Каким образом?

В предложении является

Сказуемым

Обстоятельством

Пример.

НАШЕ ОЗЕРО (КАКОЕ?) ГЛУБЖЕ РЕКИ.

АКВАЛАНГИСТ НЫРНУЛ (КАК?) ГЛУБЖЕ РАССТАВЛЕННЫХ СЕТЕЙ.

Запомните следующие формы сравнительной степени прилагательных и наречий:
Звонкий, звонко – звонче ; сухой, сухо – суше ; горький, горько – горше ; сладкий, сладко – слаще ; хлёсткий, хлёстко – хлёстче ; малый, мало – меньше ; плохой, плохо – хуже; хороший, хорошо – лучше.

Качественные имена прилагательные имеют степени сравнения: положительную (исходная форма), сравнительную (ком пара- тив ) и превосходную (суперлатив). Грамматическая категория степеней сравнения выступает в качестве грамматикализованного ядра функционально-семантической категории градуальности , значение которой реализуется разноуровневыми языковыми средствами. Значение степеней сравнения заключается в том, что сравнительная степень передает интенсивность признака в сопоставлении с тем же признаком у другого предмета .

Научная дискуссия

Начиная с Аристотеля и до настоящего времени слова, передающие градуальное значение (меры, степени, величины признака, процесса, явления, предмета), были объектом изучения многих исследователей 3 . М. В. Ломоносов в своей "Российской грамматике" рассматривал степени сравнения категории субъективной оценки . Русские грамматисты XIX в. данные аспекты сблизили. Было установлено две категории степеней качества – неотносительные (староватый, старенький, старёхонек) и относительные (старейший из..., один другого старее) .

Не называя представленные явления термином градуальность, который используют современные ученые, лингвисты описали ряд языковых явлений, соответствующих самой сути градуальности . Все теории и описания различных степеней качества с исторической точки зрения являли собой важную перспективу в изучении градуальности. Начиная с XV в. в русском языке встречаются всевозможные формы с градуированным значением.

Признаковостъ, процессуалыюсть, предметность определенным образом (в большей или меньшей степени) соотносятся с понятиями степень, мера . Большинство слов современного русского языка выражает изменяемый и измеряемый (качественный ) признак: степени сравнения (имена прилагательные); образования с суффиксами увеличительными и уменьшительными (имена существительные); способы глагольного действия со значением меры; градуальные оппозиции в лексической системе языка; градационные синтаксические конструкции; использование градации как стилистического метода. В качестве градуированных и градуируемых единиц рассматриваются такие слова, которые в силу своих семантико-грамматических особенностей способны выражать ту или иную степень (меру) проявления признака: "В обиходном языке “сравнивать” – значит выразить свое отношение, “оценить”, “измерить”, руководствуясь нашими чувствами и нашими страстями" .

Градуальность – функционально-семантическая категория со значением меры, степени проявления признака, процесса, явления, состояния, выражаемого разноуровневыми языковыми средствами. Сравнительная степень (компаратив ) обозначает такой изменяемый признак, который может проявляться в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом предмете. Ср.: Этот вопрос сложнее предыдущего. Этот вопрос более сложный, чем предыдущий. Превосходная степень (суперлатив ) обозначает такой изменяемый признак, который проявляется в предмете в самой большой или самой меньшей степени, чем в другом предмете: Это сложнейший вопрос изучаемой темы. – Это самый сложный вопрос изучаемой темы.

Формы сравнительной и превосходной степеней могут быть простыми (синтетическими) и сложными (аналитическими).

Простая форма сравнительной степени имеет показатели – суффиксы -ее(-ей), -е: высок-ий выш е (чередование с//ш в корне слова + усечение основы – суффикса -ок-), силън-ый сильн ее (сильн -ей ) и т.п. От имен прилагательных хороший, плохой, малый образуются супплетивные формы сравнительной степени: хороший – лучше, плохой – хуже и т.д. Простая превосходная степень образуется путем присоединения суффиксов -ейш-, - айш -: высоч айш ий, сильн ейш ий и др. Например: Лев Толстой – гениальн ейш ий из писателей XX столетия.

Сложная форма сравнительной степени образуется путем дополнительных слов более/менее + положительная степень: более (менее) высокий (добрый).

Сложная форма превосходной степени образуется несколькими способами:

  • а) с помощью дополнительного (вспомогательного) слова (частицы) самый: самый сложный, самый высокий и т.п.;
  • б) с помощью дополнительных (вспомогательных) слов наиболее, наименее: наименее сложный и т.д.;
  • в) сочетанием "простая форма сравнительное степени + местоимение в родительном падеже всего (или всех)": сложнее всего (всех) и др.;
  • г) сочетанием "усилительная частица всё + простая форма сравнительной степени": Боль в сердце становилась всё горяче е (М. Шолохов).

В предложении простая форма обычно выполняет функцию сказуемого, а составная может быть как сказуемым, так и определением. Ср.: Она была прекраснее, чем он воображал ее (Л. Толстой).

Сложная форма сравнительной и превосходной степеней образуется почти от всех качественных имен прилагательных. Простая форма имеет ограничения.

Не образуются формы простой сравнительной степени от имен прилагательных:

  • – с абсолютным качественным значением: лысый, слепой, хромой, немой, босой, глухой и т.п.;
  • – с основой на [ш "], [ж ]: нищий, дюжий и др.;
  • – с суффиксом -ск-: друже ск ий, враже ск ий и т.д.;
  • – от некоторых отглагольных прилагательных с суффиксом -к-: пад к ий, ход к ий, шат к ий и пр.;
  • – с суффиксом -ов-/-ев-: бед ов ый, бо ев ой и т.п.;
  • – с суффиксом -л-: уны л ый, уста л ый и т.д.;
  • – от отдельных имен прилагательных, стоящих особняком по причинам исторического характера, например гордый, молодой и др.

Не образуются формы простой превосходной степени от имен прилагательных:

  • – с суффиксом -ск-: друже ск ий, трагиче ск ий, враже ск ий и т.д.;
  • – с суффиксом -к-: гад к ий, гром к ий, звон к ий и т.п.;
  • – с суффиксом -ов-/-ев-: ряд ов ой, стро ев ой, бо ев ой и др.;
  • – от имен прилагательных гордый, молодой и пр.

Превосходная степень имеет две разновидности значения:

  • 1) проявление признака в высшей степени по сравнению с другими предметами (суперлатив ): старейший из работников и т.п.;
  • 2) выражение предельной степени проявления признака безотносительно к другим предметам (безотносительно большой меры признака – элатив ): Попал в глупейшее положение , Это редчайший случай и т.д.

В грамматическом отношении сложные формы сравнительной и превосходной степеней ничем не отличаются от положительной (исходной) степени. Простые формы сравнительной степени являются неизменяемыми, ср.: Дом (дома) (сосн-а (-ы), здани-е (-я)) выше, чем...

Синтаксические (синтагматические) условия применения морфологических разнотипных образований в русском языке характеризуются следующими особенностями.

1. Выражая относительную степень наличия признака, имя прилагательное в сравнительной или превосходной степени употребляется в качестве градуального синтаксического члена – предиката или определения. Ср.:

Так, рассуждая, Селифан забредал наконец в самые отдаленные отвлеченности. Может быть, к сему побудила его другая, более существенная причина, дело более сурьезное, близшее к сердцу... Но обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если только будет иметь терпение прочесть предлагаемую повесть, очень длинную, имеющую после раздвинуться шире и просторнее по мере приближения к концу, венчающему дело (Н. Гоголь).

Это сложные, аналитические образования. В роли показателя степени выступают слово более (сравнительная степень) и слова самый или наиболее (в превосходной степени). Показатель превосходной степени самый стилистически нейтрален, а слово наиболее носит книжный характер. Ср.:

Наиболее типичные случаи; самый простой вопрос. – Брезгуя благоразумным уютом рокировки, он стремился создать самые неожиданные, самые причудливые соотношения фигур (В. Набоков).

2. Имена прилагательные в сравнительной степени, выступающие как определения, могут выражать результат субъективной оценки.

Оттенок значения субъективной оценки можно передать лексическими средствами, например: пожилой человек (в отличие от старого). В сочетании со словом более имя прилагательное употребляется как в полной, так и в краткой форме: этот вопрос более важен : важный (составная форма); этот вопрос важнее : важней (простая форма). Краткая форма более важен передает состояние, мыслимое во времени: В настоящий момент этот вопрос более важен.

Типичной для русского языка является простая (синтетическая) форма сравнительной степени на -ее, -ей, -е. Она омонимична форме сравнительной степени наречия. Ср.: он ведет себя скромно (нареч.); его требования скромнее (прил.).

Превосходная степень имени прилагательного, выступающая в функции именного сказуемого, имеет три формы, аналогичные формам сравнительной степени: этот вопрос самый (важный ): наиболее (важен) : важнее всех (всего). Если превосходная степень выражает качество неодушевленного или одушевленного предмета, то предпочтение отдается формам "самый + полная форма прилагательного":

Этот чемодан самый тяжелый; Его работа самая лучшая. – Вронский – это один из сыновей графа Кирилла Ивановича Вронского и один из самых лучших образцов золоченой молодежи (Л. Толстой).

  • 3. Сравнительная степень в функции предиката-сказуемого употребляется в особых компаративных конструкциях, в которых так либо иначе выражен объект сравнения. Она образуется двумя способами:
  • 1) соединением простой формы сравнительной степени с родительным сравнения: Вильсон важнее прочей птицы (В. Маяковский);
  • 2) соединением составной формы сравнительной степени, состоящей из слова более и краткой формы положительной степени, и союза чем: Вильсон более важен, чем прочая птица.

Наиболее распространенным следует считать первый способ, ведь употребление "форм сравнительной степени не ограничивается простыми морфологическими правилами. Типы образования и функционирования степеней сравнения в русском языке должны изучаться и усваиваться в тесной связи с синтаксическими и семантическими условиями их употребления" .

Все качественно-оценочные и большинство качественных имен прилагательных образуют степени сравнения, выражающие разные степени качества. Но в ряде случаев они не имеют степеней сравнения в силу своей семантики: прилагательные типа немой, босой и т.п. обозначают абсолютное качество и логически не допускают сравнительной или превосходной степени. Важно отметить, что сравнительная и превосходная степени обозначают разные значения в отличие от значения положительной степени:

"Оне на двух заседаниях сразу..."

(В. Маяковский)

Формы сравнительной степени с приставкой по- (поумнее, повеселее, подешевле и т.п.), выступающие в качестве сказуемого, приобретают оттенок "смягченной" сравнительной степени: Он помоложе меня; Он будет поумнее нас всех. -

А мужик-от он догадлив был,

Он пускался на медведиху,

Он сажал в нее рогатину

Что повыше пупа, пониже печени

  • (в значении "несколько выше/ниже").
  • (А. Пушкин)

Формы прилагательных на -ее, -е, -ше с приставкой по- указывают па преобладание какого-нибудь качества в одном из сравниваемых предметов: (книга) поинтереснее; (мальчик) поумнее и т.п.

В сочетании с родительным падежом определительных местоимений всего или всех (которые, но сути, стали формантами, показателями превосходной степени) сравнительная степень приобретает значение превосходной. Такие устойчивые сочетания несут в себе значение высшей степени качества путем сравнительного противопоставления чего-либо другим предметам в совокупности и не из одной и той же категории. Это сложная форма элатива, которая не сочетается с формами на -ейш-, -айш-. Например:

Больше всего его поразило то, что с понедельника он будет Лужиным (В. Набоков); И кричали гуси, / В небе пропадая, / Что всего дороже / Сторона родная... (М. Исаковский).

Все три степени представляют собой градационный ряд: грубый: грубее : грубейший ; грубый: более грубый: самый грубый и т.п.

В русском языке сравнительная степень часто употребляется в значении превосходной. Отличает такое употребление родительный падеж второго элемента при сравнительной степени. Он может быть использован и при превосходной степени: лучше всего, богаче всех. В некоторых случаях можно заметить "ограниченное" значение превосходной степени – лучше (...) всех других, кроме одного (двух...).

Опираясь на систему степеней сравнения Отто Есперсена, исключающую из рассмотрения превосходную степень как разновидность сравнительной , выделим ступени градуирования:

  • 1. Превосходство (>) более опасный (лучше), чем...
  • 2. Равенство (=) столь же опасный (хороший), как и...
  • 3. Более низкая степень (менее опасный (хороший), чем... и т.д.

Очевидно, что первая и третья ступени тесно связаны, так как

в обоих случаях выражается неравенство. Выделяются два способа выражения с противоположным значением, которые дают возможность изменять отношения первой и третьей ступеней на обратные: хуже, чем = менее хороший, чем. Исходя из этого, можно установить следующее равенство: старше, чем = менее молодой, чем. Ср.:

Сам Левин не помнил своей матери, и единственная его сестра была старше его , так что в доме Щербацких он в первый раз увидал ту самую среду старого дворянского, образованного и честного семейства, которой он был лишен смертью отца и матери (Л. Толстой).

Сравнение Сестра Левина старше его не означает, что Сестра стара, и сравнительная степень поэтому может означать меньшую степень, чем положительная в выражении Сестра стара. Аналогично предложение Сестра старше, чем Левин ничего не говорит о старости Левина; по старость Левина будет подразумеваться, если присоединить наречие еще : Сестра еще старше, чем Левин. Мы видим, что подобное употребление слова еще не является самоочевидным.

При отрицании ступени превосходства (1) Сестра не так стара, как Левин получаем значение либо равенства (2), либо более низкой степени (3). При отрицании ступени равенства (2) получаем значение более низкой степени (3): менее старый, чем; моложе, чем. Ср.: А так же стар, как В. Возражением на данное высказывание будет следующее: О, нет, не так стар, как В, а значительно старше.

Существуют конструкции пропорционального соответствия, в которых детерминирующий элемент представляет промежуток времени, но не имеет явного выражения. В подобных предложениях выявляются следующие значения и особенности их выражения:

а) повторение формы сравнительной степени:

Становилось все темнее и темнее (= чем дольше это продолжалось, тем темнее становилось). Он становился все более и более нетерпеливым; Боль в сердце становилась все горячее (М. Шолохов);

б) формант всё в совокупности со сравнительной степенью образует превосходную степень: Он говорил всё неразборчивее.

В. В. Виноградов указывал, что имена прилагательные на -айший/- ейший могут иметь в современном русском языке три значения:

1) безотносительно большой меры (предельной степени) признака (значение элативное):

Он умнейший человек; Погода чудеснейшая. – Он в сердцах стал выдирать листья и цветы и зачихал от мельчайшей пыли (В. Набоков).

Некоторые формы превосходной степени отрываются от парадигмы и выступают в значении элатива, т.е. в значении абсолютно большей степени качества: величайший ученый (не значит самый великий) ,

  • 2) превосходной степени: вернейший из друзей, величайший поэт ,
  • 3) сравнительной степени (значение, почти утраченное в современном русском языке, но оставившее следы во фразеологии): при ближайшем рассмотрении.

Наиболее распространенным является употребление форм на -айший/-ейший в элативном значении. Такие формы в свободных сочетаниях имеют оценочный характер. Ср.:

Я попал в глупейшее положение; Это редчайший случай и т.п. – Это умнейший, порядочнейший и талантливейший человек (Н. Гоголь); По ничего такого не случилось, он слушал спокойно, и когда отец, старавшийся подбирать любопытнейшие, привлекательнейшие (= "оценочный характер") подробности, сказал, между прочим, что его, как взрослого, будут звать по фамилии, сын покраснел, заморгал, откинулся навзничь на подушку, открывая рот и мотая головой... (В. Набоков).

Градуально-оценочное значение превосходной степени формы на -айший/-ейший реализуется сочетанием с предлогом из: гениальнейший из (музыкантов ), старейший из (работников ) и т.п. Например:

А как в повозочке моей... с одеждой и бельем находилась и постеля, то я в своем несчастий почитал себя счастливейшим из смертных (А. Пушкин).

Элативное значение очень близко к категории субъективной оценки. Элативные формы выражают градуальное значение и служат для выражения предельной степени качества без указания отношения к другим предметам: В воздухе носились мельчайшие пылинки ; Нашел редчайший экземпляр.

Следовательно, формальным средством выражения значений меры и степени (градуальности) в области качественных имен прилагательных (и качественных наречий) является морфологический уровень, касающийся свойств морфем и случаев аналитического образования. В качестве грамматикализованного ядра градуалъпости выступает соответствующая ей категория степеней сравнения – компаратив, суперлатив и элатив.

  • См.: Колесникова С. М. Семантика градуальности и способы ее выражения в современном русском языке. М., 1998; Ее же. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке. М., 2010. С. 78-86.
  • См. доп.: Фалев И. А. К вопросу о степенях сравнения в современном русском языке // Язык и мышление. Вып. 9. М.; Л. 1940; Никулин А. С. Степени сравнения в современном русском языке. М.; Л., 1937; Князев Ю. П. О семантике степеней сравнения прилагательных // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Т. 524: Проблемы внутриструктурного функционального описания языка. Тарту, 1980; Колесникова С. М. Степени сравнения прилагательных и выражаемая ими интенсивность признака // Русский язык в школе. 1998. № 5.
  • Ср.: Галич Г. Г. Градуальные характеристики квалитативных прилагательных, глаголов и существительных современного немецкого языка: автореф. дис.... канд. филол. наук. Л., 1981; Харитончик З. А. Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в современном английском языке. М., 1990; Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1973; Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М., 1999; Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974; Вольф E. М. Функциональная семантика оценки. М., 1985; Убин И. И. Лексические средства выражения интенсивности (на материале русского и английского языков): автореф. дис.... канд. филол. наук. М., 1974; Туранский И. И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. М., 1990; Воротников Ю. Л. Степени качества в современном русском языке. М., 1999; Норман В. Ю. Градация в русском языке // Qnantitat und Graduierungals kognitiv-semantische Kategorien. Wiesbaden: Harrassowitz verlg, 2001. C. 381-403. Сепир Э. Градуирование: семантическое исследование // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1986. С. 43; Халина Н. В. Категория градуальности в слове и тексте. Барнаул, 1993; Кржижкова Е. Количественная детерминация прилагательных в русском языке (лексико-синтаксический +анализ) // Синтаксис и норма. М., 1974. С. 122-144; Bolinger D. Degree words. Paris: Mouton, 1972; Studia gramatyezne bulgarsko-polskie. T. 3: Ilosc, gradaeja, osoba. Wroclaw, 1989; Колесникова С. M. Градуальность: лингвистическое описание (на материале русского языка) // Akademiai Kiado. Budapest, 2011; Репаши Д., Секей Г. О градуальности в сопоставительном аспекте // Вестник МГОУ. Сер. "Русская филология". Вып. 5. М., 2010. С. 110-117; Колесникова С. М. Функционально-семантическая категория градуальности в современном русском языке // Modern Nyelvoktatas: А Magyar Alkalmazott Nyelveszek es Nyelvtanarok Egyesfiletenek folyoirata. XVI. 2010. S. 116-118; Sjostrom S. Spatial relations: Towards a theory of spatial verbs, prepositions, a pronominal adverbs in Swedish. Goteborg: Dept, of linguistics, 1990.
  • Карцевский С. О. Сравнение // Вопросы языкознания. 1976. № 1. С. 112.
  • Исаченко А. В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении с словацким. Братислава, 1965. С. 201.
  • См.: Есперсен О. Философия грамматики: пер. с англ. М., 1958.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!