Рекомендации родителям и педагогам по развитию речи детей дошкольного возраста. Методические рекомендации педагогам по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста в свободное время Рекомендации для воспитателей для развития речи

  1. Отвечать на детские «почему», а не отмахиваться, как чаще всего это бывает. Отвечать на вопросы грамотно, четко, внятно. Не иронизировать, не посмеиваться над нелепостью и наивностью вопросов. Иногда полезно отвечать ребенку вопросом на вопрос: «А как ты думаешь почему?» Пусть попытается сам добраться до истины. Пусть посмотрит, понаблюдает, сравнит, порассуждает вслух.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Собирать мозаику, перебирать горох и фасоль, лепить из теста, пластилина. Все это способствует речевому развитию детей.
  3. Развивать речевое дыхание, от которого зависит громкость, чистота и выразительность звучащей речи. В этом вам помогут специальные упражнения по формированию правильной осанки и правильного речевого дыхания. Предложите детям сдуть с рукава пушинку, задуть свечи (одну за другой) на праздничном торте, дуть на кораблики в воде, в мыльные пузыри.
  4. Необходимо содержательное и многоплановое общение взрослого с ребенком . Быть только рядом с ним – этого мало. Мы много объясняем, поучаем, но не находим тем для интересных разговоров с ребенком. Чаще всего они посвящены тому, как ребенок чувствует себя, не замерз ли он, как ел, как спал в детском саду, не обидел ли его кто-нибудь. Поэтому целесообразно проводить совместные прогулки в парк, на стадион, в лес, которые создают условия для развития речи и общения с ребенком.
  5. Проговаривать чистоговорки, потешки, стихотворения.
  6. Учить говорить выразительно. Что значить говорить выразительно? «Выразительность» предполагает умение выражать свое отношение к тому, о чем идет речь, подчеркивать самое главное, важное; «выразительно говорить» - говорить ярко, образно, заразительно, привлекая внимание слушателей.

Предложить детям повторить фразу «СНЕГ ПОШЕЛ» с помощью интонационной выразительности речи: - спросить, удивляясь

Восхитится радуясь

Огорчится смене погоды

Грустить

Спросить, уточняя

Радостно сообщить об этом

7. Предлагать речевые словесные игры детям.

1) «Положи в кузовок, все что кончается на «ОК»

(грибок, клубок, колобок,…)

2) «Ты начни, а я продолжу»

Я взял мяч,….

Мама пошла в магазин,…

3) «Скажи ласково», «1-2-5», «Чего не стало?»

8.Развивать связную речь.

- «Сочиняем сказку»

Пересказывать небольшие рассказы, сказки

Игры «Я начну, а ты продолжи…»

Находить на картинках начало, середину, конец рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: · развивать произносительную сторону речи· формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая культура речи·...

Введение

Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.

Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в различных видах деятельности - игре, познавательно-исследовательской деятельности, трудовой и бытовой деятельности и др.

Специальные речевые занятия нацелены на формирование готовности ребенка к усвоению речи в свободном общении, к усвоению речи как средства общения и познания, так и средства регулирования собственного поведения: ребенок учится соотносить свои речевые действия с образцом воспитателя, получает новые знания о языковой системе родного языка, учится оценивать продукт собственной речевой деятельности.

Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы.

Теоретические аспекты

В современной методике конечной целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

В центре внимания педагогов, занимающихся развитием детской речи находится задача развития связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:

В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);

В связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

В связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой общения.

В ряде исследований отмечается, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в ее зрелой форме во многом зависит от владения монологической речью.

Работа по развитию связной диалогической речи нацелена на формирование определенных диалогических умений:

Собственно речевые умения (вступать в общение, поддерживать и завершать общение, говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога и др.);

Умения речевого этикета;

Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе;

Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы;

Невербальные умения.

Работа по развитию связной монологической речи нацелена на формирование следующих умений:

Понимать и осмысливать тему, определять ее границы;

Отбирать необходимый материал;

Располагать материал в нужной последовательности;

Пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;

Строить речь преднамеренно и произвольно.

Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть как можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер.

Практические аспекты

обучения детей дошкольного возраста разговорной речи

Определяющим моментом в успешном решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

Рассмотрим некоторые их технологий.

« Азбука общения»

Технология нацелена на формирование у взрослых людей ответственного отношения к воспитанию маленького человека, развитию различных форм контактов человека, живущего в цивилизованном обществе, а также с окружающим миром и людьми. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой разносторонний теоретический и практический психолого-педагогический курс для развития навыков межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.

Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений. В данном контексте «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.

Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Центральной идеей технологии является установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Девиз программы «Азбука общения» - Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!

Основным методом реализации технологии является один из ведущих методов развивающего обучения - метод сопереживания ситуации, который рассчитан на использование способности анализировать и чувствовать все, что происходит с ребенком. Он помогает точнее объяснить, а главное - прогнозировать поведение ребенка в той или иной конкретной жизненной ситуации.

Главная позиция взрослого – встать на место ребенка и проанализировать собственную реакцию:

Свои чувства – как эмоциональную реакцию на ситуацию;

Свои мысли – как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию;

Свое поведение – как собственные действия в соответствии с чувствами и мыслями в конкретной ситуации.

Технология формирования навыков общения ориентирована на решение следующих задач:

Обучение пониманию себя и умению быть в мире с собой;

Воспитание интереса к окружающим людям, формирование потребности в общении;

Формирование умений и навыков взаимодействия в различных ситуациях с использованием разнообразных средств человеческого общения;

Развитие навыков анализа собственного речевого поведения и поведения других людей;

Развитие самоконтроля в общении и др.

Для решения названных задач рекомендованы следующие формы образовательной деятельности:

Развивающие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные);

Этюды, импровизации;

Наблюдения, прогулки, экскурсии;

Моделирование и анализ ситуаций общения;

Сочинение историй и др.

«Развитие диалогического общения»

А.Г.Арушанова

Фундаментальными составляющими проблемы развития речи детей дошкольного возраста, по мнению А.Г. Арушановой, являются диалог, творчество, познание, саморазвитие.

Технология направлена на формирование коммуникативной компетенции, в основе которой способность ребенка наладить общение с окружающими людьми при помощи вербальных и невербальных средств.

Важнейшими составляющими коммуникативной компетенции являются диалог и речетворчество.

Ядро диалога составляют диалогические отношения, которые проявляются в готовности к встрече с партнером, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, принятии Содержательную основу диалога в дошкольном детстве составляет словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников.

Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослыми, в процессе которого он обучается внеситуативному общению. Но в общении со взрослым речь ребенка более ситуативна, свернута, чем в общении со сверстниками. Именно общение со сверстниками обеспечивает ребенку развитие подлинной детской речевой самостоятельности.

А.Г. Арушанова отмечает важность целостного подхода к формированию диалогической речи детей дошкольного возраста и «… недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросо-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активной ответной позиции, партнерских отношений… овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи».

Приоритетной задачей речевого развития детей в дошкольные годы является формирование диалогического общения. В качестве основных форм организации диалога А.Г. Арушанова предлагает сценарии активизирующего общения и словесные дидактические игры парами. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, народные игры, драматизации и инсценировки – все виды детской деятельности, в которых речь несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

В сценариях активизирующего общения решаются задачи развития детского общения через стимулирование собственной речевой активности каждого ребенка, «детской языковой и коммуникативной самодеятельности» (А.Г.Арушанова).

Главным отличием сценариев активизирующего общения от некогда традиционных обучающих занятий является позиция взрослого – он партнер по общению – педагог стремится установить с ребенком равноправные, личностные взаимоотношения, поощряет инициативную речь ребенка.

В технологии «активизирующего общения» программным содержанием обучения выступает «несанкционированная» речевая активность каждого ребенка. При этом каждый сценарий активизирующего общения предусматривает возможности решения разнообразных задач речевого развития дошкольников – развитие лексической стороны речи, формирование грамматического строя языка, воспитание звуковой культуры речи и др.

Сценарии активизирующего общения опираются на классические исследования методики развития речи (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова), авторский языковой материал, игровые задания и проблемные ситуации нацелены на активизацию общения детей друг с другом, стимулируют инициативную непроизвольную речь детей.

В каждом сценарии главным является «неучебная» мотивация детской деятельности – дети не учатся пересказывать сказку, они играют в нее, они не учатся описывать игрушку, а придумывают про нее загадку. Коммуникативная и игровая мотивация таких форм работы, «недисциплинарные» приемы привлечения и удержания внимания детей обеспечивают эмоциональный комфорт каждому ребенку.

Данная технология диалогического типа, неурочная организация обучения родному языку обеспечивает не только эмоциональный комфорт и условия для общения со сверстниками, но и помогает решить разнообразные задачи развития детской речи.

«Технология активизирующего обучения речи как средству общения»

О.А. Белобрыкина

Технология активизирующего обучения речи нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения. К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).

«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).

«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).

«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.).

«Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т.д.).

«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).

«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).

«Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).

«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.).

«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).

«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).

«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.).

«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).

«Мнемотехника»

Мнемотехника представляет собой систему методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, широко применяется при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, построению самостоятельных связных высказываний, обогащении словарного запас, при заучивании стихов и др.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приемов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Наиболее распространенным приемом мнемотехники является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий.

Можно выделить основные четыре этапа мнемотехники:

Кодирование в образы;

Запоминание (соединение двух образов);

Запоминание последовательности;

Закрепление в памяти.

Следует помнить о том, что мнемотехника не совершенствует память, она только облегчает запоминание. В некоторых случаях мнемотехника может даже оказать прямой вред, так как подменяет осмысленное (логическое) запоминание механическим заучиванием.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Методика использования сенсорно-графических схем (В.К. Воробьева);

Методика использования сенсорно-графических схем (Т.А. Ткаченко);

Методика использования блок-квадратов (В.П. Глухов);

Технология коллажа (Т.В. Большева) и др.

В целом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающей действительности.

Мнемотехника строится по следующему алгоритму: мнемоквадрат – мнемодорожка – мнемотаблица.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Особенностью данной техники является то, что в качестве дидактического материала в работе с детьми используются схемы, в которых заложена определенная информация.

Самым сложным порядком дидактического материала в мнемотехнике являются мнемотаблицы. Как правило, в них заложено графическое (частично графическое) изображение персонажей сказки, явлений природы и др.

Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста осуществляется поэтапно:

Знакомство с таблицами (рассматривание, обсуждение того, что изображено);

Перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы);

Рассказывание (самостоятельно или с помощью воспитателя, в зависимости от возраста детей).

По мнению авторов, использование мнемотехники в речевом развитии детей возможно во всех возрастных группах детского сада. При этом определение содержания мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц зависит от возрастных особенностей детей.

Например, для младших дошкольников рекомендуется подбирать цветные мнемотаблицы, что способствует формированию в памяти детей определенных образов (зеленый цвет – ёлочка, лягушка; желтый цвет – солнышко, цыпленок и др.).

Постепенно вводится графическое (частично графическое) изображение (большой коричневый круг – медведь, маленький зеленый кружок – лягушка и др.).

Обязательным правилом является использование одного и того же графического изображения на протяжении всего возрастного периода. С переходом на другую возрастную ступень графический объект может быть усложнен или полностью изменен.

Мнемотаблицы могут быть составлены к русским народным сказкам, загадкам, стихам и считалкам.

Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ

Главная особенность «тризовских» технологий заключается в доходчивости и простоте подачи материала и формулировке сложной ситуации. Сказки, игровые и бытовые ситуации - это та среда, через которую ребёнок научится применять «тризовские» решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы, которые черпает их тризовских игр и упражнений.

Мозговой штурм или коллективное решение проблем

Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить. Важным является то, что неправильных решений не бывает, принимаются все варианты.

Метод фокальных объектов

(пересечение свойств в одном предмете)

Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Затем проводится анализ предмета с позиции «хорошо-плохо».

Морфологический анализ

Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный).

Системный оператор

Составление характеристики избранного предмета (прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали).

Технология обучения детей составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений осуществляется на основе моделирования по следующему алгоритму:

Называние объекта;

Обозначение его признак;

Определение значения этого признака;

Сравнение данного значения со значением признака в другом объекте.

По мнению авторов, в младшем дошкольном возрасте необходимо отрабатывать модель составления сравнений по следующим признакам - цвет, форм, вкус, звук и др. При этом педагог предлагает ребенку составлять фразы следующего типа: Мячик такой же круглый, как яблоко…

К старшему дошкольному возрасту рекомендуется следующее усложнение:

Изменяется тип фразы - сам признак не произносится, а только его значение (цыплята желтые, как солнце);

Усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег);

Детям предоставляется самостоятельность в выборе значения заданного признака и составлении по нему сравнений.

Технология обучения составлению текстов сказочного содержания

Дошкольники испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, целесообразно использовать модели, на основе которых составляется текст. Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.

Необходимо разобраться, чем же отличается сказка от любого другого литературного текста. Главная отличительная особенность сказки - это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии. Как правило, сказка держится на каком-либо жизненном правиле (или нескольких правилах). Тем самым определяется тема сказки.

Необычность, отвлеченность таких признаков, как время и место, влияет на воображение слушателя и в то же время показывает некую универсальность жизненного правила, которое было, есть и будет достаточно долго действовать. Поэтому в сказке часто встречаются такие слова, как «… в тридесятом царстве», «…за тридевять земель» и др.

Достаточно четко прописаны традиции начала сказки и окончания, выраженные в образных словосочетаниях. Это слова, которые позволяют свернуть время (долго - коротко) или расстояние (не далеко - не близко).

Обучать детей сочинению сказок возможно с помощью моделей. В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации.

Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:

1. Это игры и творческие задания, позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования.

2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:

    модель составления сказки с помощью метода «Каталога»;

    модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»;

    модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»;

    модель составления сказки с помощью типовых приемов фантазирования;

    модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Метод «Каталога» выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям.

На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа.

На основе системного оператора - модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени.

Сказка морально-этического типа создается на основе приемов типовых приемов фантазирования.

В основе конфликтного типа сказки лежит метод «Волшебный треугольник».

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания

Название игры и цель

Содержание

«Назови героя»

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок:
Назовите мне героев-девочек (Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика». Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со своими с конкретными свойствами и действиями).

«Действия героя»

Цель: учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя; учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки: Коза из сказки «Волк и семеро козлят».

Просит детей назвать все действия козы.

Условия: говорить только глаголами (жила- была, ходила, наказывала, пела и т.д.).

Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.
При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок.

«Волшебник»

Цель: учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы

Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью колец Луллия (на первом кольце - изображение обычных предметов, на втором - волшебники).

Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве, которому научился предмет. Рассказ дополняется практической значимостью волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо.

«Где-то, кто-то…»

Цель: учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания.

Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй - с изображением места, где это может происходить.

Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество.

«Парад волшебников времени»

Цель: учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени

Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени.

На стрелке часов помещается картинка с изображением какого-либо объекта.

Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект.

«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»

Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов.

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.

Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды.

Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.

«Сказочные слова»

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).

«В какой сказке?»

Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат.

Составление сказок с помощью метода «Каталога»

Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм построения тренинга

    Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.

    Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок «находит», указав слово на открытой странице выбранного текста.

    Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.

    Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

    Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).

    Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).

    Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

    Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» (игрушки или картинки). Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

Жил-был... Кто? - С кем он дружил? - Пришел злой... Кто? - Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?) - Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда? - Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? - Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем? - Где наши друзья стали жить? - Что стали делать?

Составление сказок динамического типа

Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.

Базовый алгоритм составления сказки

    Выбирается сквозной герой (герои).

    Описываются их свойства, мотивы и цели.

    Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.

    Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.

    Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.

    Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.

Составление сказок описательного типа

В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь.

Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на «чудесном экране» (системном операторе):

Место, где герой учился делу

Место, где осуществляет герой свое дело

Место, в котором есть помеха действиям героя

Герой в детстве, который учится этому делу

Герой и его главное дело

Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело

Черты характера, качества личности и умения героя в детстве

Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела

Черты характера, качества личности (изменение их) и умения героя при взаимодействии с окружением

Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности).

Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности. Базовый алгоритм:

    Выбор какого-либо героя в детском возрасте.

    Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.

    Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.

    Порча кем-либо дела героя.

    Решение творческих задач героя.

    Продолжение главного дела.

    Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

    Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.

Составление сказок нравственно-этического типа

Есть группа сказок, которая имеет ярко выраженную этическую направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки, которые сродни басням, но только текст в них не рифмованный («Суп из топора», «Вершки и корешки», «Лиса и журавль»). Для того, чтобы научить дошкольников составлять такие сказки, необходимо познакомить их с моделью текстов этого типа.

Цель: освоение детьми модели составления сказок морально-этического плана.

Базовый алгоритм

    Определяется место, где будут разворачиваться события, это место обозначается каким-либо словом.

    Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места (не более 7 объектов).

    Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека.

    Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди.

    Описывается Случай (описание появления Случая начинается со слова «И вот однажды….»).

    Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по отношению к Случаю.

    Выводятся жизненные правила, которые вкладывается в уста мудрого объекта.

    Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к разным героям.

    Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная…», «История, которая произошла там-то…», «Как кто-то учился мудрости».

Предварительная работа воспитателя сводится к обсуждению с детьми пословиц и поговорок, выявлению черт характера различных героев,

При подготовке к составлению таких текстов необходимо научить детей использовать междометия, характерные для какого-либо свойства характера (О-хо-хо, говорит о горестном настроении героя или его усталости, фырканье - о недовольстве героя, частое хихиканье - о бестолковой веселости). Дети должны быть знакомы с некоторыми приемами театральной техники.

Составление сказок конфликтного типа

Много создано человечеством сказок, в которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как треугольник, вершины которого - герой положительный, герой отрицательный и волшебный предмет.

Основой составления текста по этой модели является вепольный анализ (автор Г.С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся) ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете.

Основное жизненное правило, которое заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом разрушался окружающий мир.

Цель: научить детей создавать тексты сказочного содержания, основанные на ярко выраженном противодействии добра и зла.

Добро и зло всегда борются между собой, используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов. Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и наименьшим образом страдает противоположная сторона.

Базовый алгоритм

    На доске обозначается треугольник и выбирается место, в котором будут происходить события:


    Выбирается положительный герой и отрицательный герой.

    Обозначаются свойства и действия этих героев.

    Объявляется Волшебство.

    Описывается взаимодействие отрицательного и положительного героя за обладание волшебным предметом для реализации своих целей.

    Конфликт разрешается средствами самих героев.

    Придумывается названия сказочного текста.

Конфликтный тип сказки дети начинают осваивать через разбор ситуаций, описанных в знакомых сказках.. С детьми следует обсуждать, каким образом происходило разрешение конфликтов в этих сказках.

Побуждать детей выбирать разные варианты Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.

При составлении текстов сказочного содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать предложения А.А. Нестеренко.

Мотивы

Цель действий

Тайна

Узнать, найти спрятанное,

установить истину

Общение

Восстановить справедливость,

договориться, доказать,

объяснить, разрешить спор

Помощь

Помочь, спасти,

защитить, освободить, вылечить

Красота и польза

Привести в порядок, построить,

Самоутверждение

Дойти, добраться, куда-то попасть,

победить, одолеть, освободиться,

получить удовольствие

Сочинение сказок на основе знакомых произведений

Самым распространенным приемом обучения творческому рассказыванию является придумывание сказки на основе сюжета знакомого произведения.

При этом важным является мотивация творческой активности ребенка. В педагогике существуют речевые игры, в процессе которых дошкольники осваивают начальные навыки составления творческого рассказывания.

«Салат из сказок» - смешивание сюжетов, героев разных сказок (Пошла Красная шапочка к бабушке и встретила трех поросят, которые гуляли на лугу).

«Изменение характера персонажей» - старая сказка на новый лад (И была Золушка вредной и непослушной девочкой, а мачеха все терпела и очень ее любила и жалела).

«Введение в сказку новых атрибутов» - волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.

«Введение новых героев» - как сказочных, так и современных.

«Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

В основе технологии Т.А.Ткаченко – использование сюжетных картин в качестве наглядной опоры при обучении творческому рассказыванию. Заслуживает внимания предложенная автором классификация видов творческого рассказывания:

1. Составление рассказа с добавлением последующих событий.

2. Составление рассказа с заменой объекта.

3. Составление рассказа с заменой действующего лица.

4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий.

5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.

6. Составление рассказа с добавлением объекта.

7. Составление рассказа с добавлением действующего лица.

8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.

9. Составление рассказа с изменением результата действия.

10. Составление рассказа со сменой времени действия.

В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержится направление изменения сюжета. Данный прием хорошо работает и при формировании навыков творческого рассказывания на материале знакомых сказок. Вид творческого рассказа является основанием для трансформации сюжета сказки.

Литература:

    Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Текст / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 1997.

    Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников Текст / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1998.

    Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи Текст / Г.С.Альтшуллер. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.

    Альтшуллер Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности Текст / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин. - Минск, 1994.

    Арушанова А.Г. Истоки диалога [Текст]. /А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.А.Иванкова, Е.С.Рычагина – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения [Текст]: метод.пособие. /А.Г.Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

    Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству Текст / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск, 1993.

    Белобрыкина, О.А. Речь и общение Текст / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 1998.

    Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Текст /Т.В.Большева. – СПб.: Детство-Пресс,2001.

    Гуткович И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников Текст /И.Я.Гуткович // Тезисы докладов Региональной научно - практической конференции «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников». - Челябинск, 1998.

    Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст /В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986.

    Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками Текст /А.В.Корзун. - Минск, 2000. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником Электронный ресурс //

    Нестеренко А.А. Можно ли угодить всем (взгляд на проблему интереса в начальной школе) Электронный ресурс //

    Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: пособие для педагогов детских дошкольных учреждений Текст //Т.А.Сидорчук. - Обнинск: ООО «Росток», 1998.

    Сидорчук Т.А. ТРИЗ в детском саду и педагогическом колледже Электронный ресурс //

    Сидорчук Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине Текст /Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. - Ульяновск, 1997.

    Сидорчук Т.А. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений Текст /Т.А.Сидорчук, А.Б.Кузнецова. – Челябинск, 2000.

    Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников Текст : учеб. пособие / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2006.

    Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста Текст : учеб. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М., 2003.

    Хоменко Н.Н. Использование игры «Да-Нет» при обучении ТРИЗ Текст /Н.Н.Хоменко. - Минск, 1995.

    Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления: материалы к семинару по ТРИЗ Текст /Н.Н.Хоменко. – Минск, 1997.

    Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования Текст /Н.Н.Хоменко. - Челябинск, 1999.

    Хоменко Н.Н. ТРИЗ как Общая теория сильного мышления: авторская страница Электронный ресурс //

    Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст]. /Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова. – СПб.:Детство-Пресс, 2008.

Консультация для воспитателей

Литература:

1. Гербова В.А Занятия по развитию речи. Дошкольное воспитание 1999, №12

2. Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М, 2007 г

3. Ушакова О. Развивайте речь дошкольника// Дошкольное воспитание 1997, №2

4. Гербова В. А. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картин.//Дошкольное воспитание №8, 1998 г

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за своей речью.

Артикуляционная гимнастика. (для преодоления речевых дефектов)

  • Следует заниматься ежедневно 7 – 10 минут
  • Сначала упражнения выполняют медленно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. Постепенно темп упражнений увеличивается.
  • Периодически ребенку задают наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
  • Если во время занятий язык ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.

Пальчиковая гимнастика. (для развития мелкой моторики рук)

  • Следует заниматься ежедневно 5 – 10 минут
  • Сначала все упражнения выполняются медленно
  • Упражнения отрабатываются вначале одной рукой, затем – другой и наконец двумя руками одновременно.

Скороговорки (для развития речевого слуха)

  • Ребенку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней
  • Объясняют значение сложных слов
  • Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями
  • Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
  • Предлагают взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.

При решении многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь это занятия. Это еженедельная 1 – 2 раза в неделю работа на речевых занятиях занимающая от 2 до 10 минут.

Усвоение грамматического строя речи идет одновременно с обогащением словаря и практическим освоением предложения как единицы речи. Метод: упражнения и дидактические игры с наглядным материалом. Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к материал сложен. Играм и упражнениям отводится 5 – 10 мин.

Младшие группы: обязательно вводится игровой персонаж (Петрушка, Буратино), особенно при повторении материала.(можно давать задания, придумать предложения о самих себе) На занятии выбирается только одна задача.

Активные приемы обучения:

1. Образец речи воспитателя

2. Указания

3. Мотивировка учебного задания

4. Сравнение

5. Сопряженная речь, отраженная речь

6. Исправление, подсказка

МЛАДШИЕ ГРУППЫ

Метод имитации или отраженной речи – ведущий (т.к ярко выражена способность к подражанию)

Метод разговора – беседы. Прием: опора на натуральные объекты, и их модели (игрушки), картинки

Метод пересказа, Метод рассказывания – сочинения используются в качестве сопутствующих.

СТАРШИЕ ГРУППЫ

Метод имитации (на первоначальном этапе)

Придумывание рассказов. Воспитатель демонстрирует свой рассказ – образец. («Где это было?», Когда?», «С чего все началось?», «Что было потом?», «Чем закончился рассказ?»)

Метод разговора - беседы целесообразен при активизации речевого запаса детей, побуждает их уместно пользоваться словами, разными конструкциями предложений. Прием: словесные дидактические игры.

Метод пересказа. Обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонация), осваивается связная речь.

Структура занятия по пересказу:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения)

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора.

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.

7. Пересказ (3 – 7 человек)

Метод сочинения. Приемы: творческое рассказывание по восприятию (наблюдению). По памяти, по воображению

При планировании каждого занятия определяются приемы работы с детьми.

– восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки)

Использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы, кинофильмы)

Словесные приемы (образцы речи воспитателя) - художественные тексты, вопросы – задания, указания, пояснения, словесные дидактические, игры – драматизации.


Вторая младшая группа (3-4 года)

Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для полноценного и своевременного психического развития.

Все новые психические качества (в том числе и развитую речь) ребенок приобретает путем копирования и творческой переработки различных образцов (способы действий, формы поведения, характер отношений и т. д.), предоставляемых ему окружающей действительностью, прежде всего близкими взрослыми.
Обогащение и совершенствование речи и в этой группе остается в числе важнейших педагогических задач. Ее решению способствует:

  • благоприятная речевая среда, из которой дети могут черпать культурные речевые образцы;
  • целенаправленные педагогические воздействия, помогающие детям овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.

Подражание воспитателю, носителю речевой культуры и литературного языка, - важнейшее условие речевого развития детей. Чтобы создать у них значительный запас речевых образцов, воспитателю следует говорить много, искренне и ярко; произносить фразы отчетливо, вразумительно, неторопливо; употреблять (и многократно повторять) новые для ребенка слова и выражения, радоваться их появлению в его речи; использовать каждый вопрос ребенка как повод вступить с ним в диалог.

Итак, непременным условием полноценного речевого развития детей четвертого года жизни является разнообразная и правильно организованная речевая среда. Приведем ее составляющие:

  • собственная речь воспитателя;
  • специально организованное речевое воздействие (рассказы воспитателя о событиях прошедшего дня и ближайшего будущего).

Маленькие дети - внимательные и благодарные слушатели. Им нравится все, что рассказывает взрослый. Вместе с тем существуют темы и сюжеты, которые обязательно надо использовать в рассказах, ибо они имеют большое значение для детей. Это рассказы о детях группы, о жизни группы, о непростых для малыша житейских ситуациях, а также рассказы воспитателя о себе.

Рассказы о жизни группы посвящены событиям достойно прожитого отрезка времени (первой половины дня, второй половины дня): «Сегодня дети научились… У нас были гости… Наконец-то пришел после болезни Дима… (приятные моменты). Но случилась огорчившая Олю история…» и т. п. Такие рассказы, стимулирующие отсроченное восприятие и переживание детьми происшедших событий, помогают им устанавливать связь между предметами и явлениями, описывать знакомые вещи и чувства (отношения) и тем самым осмысливать происшедшее. В процессе этих рассказов малыши знакомятся с новыми речевыми средствами (слова, обороты).

Рассказы об ожидаемых событиях нацелены на создание у детей предвкушения радости от праздника, просмотра кукольного спектакля, похода в гости к старшим детям и т. п.

Рассказы о детях, о достоинствах, самобытности каждого из них. Услышав рассказ, содержащий похвалу, ребенок почувствует себя значимым, уверенным в себе и посмотрит на жизнь с оптимизмом.

Рассказы воспитателя о себе должны помочь детям преодолеть различные страхи («Как я перестала бояться темной комнаты»), понять нежелательность некоторых действий («Как я отучилась разрушать чужие постройки», «Как от меня чуть не убежала любимая игрушка»).

Рассказы о трудных ситуациях также предназначены для того, чтобы помочь детям осознать нежелательность некоторых их действий. Это могут быть разные истории о страданиях мокрых рукавов и грязных рук, о сбежавших туфельках, об обидевшихся кубиках и т. п.

Работа по речевому развитию детей осуществляется на всех без исключения занятиях, в том числе на специальных, а также в бытовых ситуациях, на прогулке и т. п.

Много внимания уделяется обогащению, уточнению и активизации словаря, опирающегося на конкретные представления. Это значительно повышает уровень речевого развития ребенка, совершенствует культуру общения.

Во второй младшей группе используются следующие приемы словарной работы:

  • показ предметов с их называнием при рассматривании окружающей обстановки («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете?», «Наша мебель и мебель для кукол»), при проведении дидактических игр («Чудесная коробка» (наборы одежды, обуви, головных уборов, овощей, фруктов));
  • сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, на вкус и т. п.). Этот прием используется при целенаправленном ознакомлении с любым новым предметом (группой предметов). Кроме того, этот прием уместен в дидактических играх и упражнениях типа «Чудесный мешочек» (ребенок на ощупь определяет материал, из которого сделана вещь, ее вес и размер);
  • сравнение сходных по внешнему виду предметов (шуба - пальто, чайник - кофейник, туфли - босоножки и т. п.). Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические упражнения и игры «Не ошибись» («Не перепутай»), «Что изменилось?» и др.;
  • задания, предполагающие ответ в форме действия (принеси, найди, покажи).

Во второй младшей группе продолжается работа по различению и правильному произнесению звуков, отработке речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса. Эти задачи легче решать, проговаривая звуки, произнесением которых ребенок владеет или овладевает. У детей этого возраста уже можно отрабатывать четкое произношение всех звуков родного языка, за исключением шипящих (ж, ш, ч, щ) и сонорных (р, л). Работа по освоению родственных групп звуков проводится поэтапно. Например, осваивая согласные, дети учатся произносить звуки в таком порядке: губно-губные(м, б, п), губно-зубные (в, ф), переднеязычные (н, д, т), заднеязычные (к, г, х).

Четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных во многих случаях способствует появлению у ребенка умения произносить более сложные по артикуляции звуки. Так, чтобы речь была более отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот (это достигается, в частности, правильной артикуляцией гласнойа) и плотно смыкать губы (чему способствует четкое произношение звуков м, п, б ).

Целенаправленная отработка произношения любого звука проходит в последовательности, изложенной на с. 172.

К четырем годам ребенок осваивает основные формы грамматической системы языка, речь становится для него полноценным средством общения.

Одновременно наблюдаются многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, отсутствие некоторых грамматических категорий. Необходимо подсказывать детям, как правильно произносить то или иное слово; повторять предложение, исправив нарушенное ребенком согласование. Не следует заставлять его произносить слово (предложение), чтобы исправить ошибку. Предусматриваются специальные упражнения и дидактические игры, способствующие усвоению трудных для ребенка грамматических форм, совершенствованию синтаксической стороны речи. Они являются частью занятий по развитию речи.

Дети, как правило, успешно справляются с заданиями, предлагаемыми на занятиях однако, в повседневном общении со взрослыми, друг с другом усвоенный материал необходимо закреплять. А для этого дети должны много и активно говорить. С этой целью необходимо вовлекать их в разговоры на самые разные темы (предусмотренные и возникшие стихийно); учить отвечать на вопросы «зачем?», «почему?», «когда?», «как (как это случилось, как исправить)?», задавать вопросы, включаться в разговор; формировать умение не перебивать говорящего, охотно выполнять поручения взрослого (спроси, выясни, предложи, поблагодари), содержащие образцы обращения (например, «Спроси у Анны Ивановны: „Вы оставите нам эту интересную книгу?“»).

Чрезвычайно важно формировать у детей потребность делиться впечатлениями. Если заинтересованно расспросить ребенка о том, что запало ему в душу, он обязательно начнет рассказывать. В подходящий момент можно рассказать о том, какое интересное наблюдение сделал Ваня (Коля, Сережа), как разумно он поступил и т. п. (Обязательно нужно спрашивать ребенка разрешения повторить его рассказ другим детям.) Все это позволяет ему ощущать себя значимым и компетентным, а у других детей рождает желание порадовать взрослого и сверстников, поделившись с ними своими впечатлениями.

В этом возрасте нужно приучать детей рассматривать сюжетные картинки. Выбрав одну из них, воспитатель должен сначала сам разобраться в ее содержании, составить рассказ, а затем наметить вопросы. Желательно, чтобы рассказ имел завязку. Это могут быть 1-2 фразы, заключающие в себе эмоциональное отношение рассказчика к изображенному («Ох, как трудно собирать башенку! Ни у Кати, ни у Димы работа не ладится»).

При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло, продолжало другое, чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картины. Например, на занятии по картине С. Веретенниковой «Коза с козлятами» воспитатель, рассказав о козе, делает такой переход: «Рядом с козой играют козлята. Они маленькие, забавные. Рассмотрим их?.. А можете рассказать о том, где гуляют коза и козлята?».

В рассказ педагога должны входить предложения, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, заканчивать его следует так, чтобы последние фразы передавали отношение рассказчика к изображенным событиям («Катя слушала-слушала, да и надела на пирамидку правильно сразу несколько колец. Вот молодец!»).

Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра, проговаривая отрывки из знакомых сказок, импровизируя. Подобные игры подготавливают их к драматизациям произведений.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь), неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи, недостаточный словарный запас, замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и так далее;

Плохая дикция.

Главными задачами предшкольного обучения, направленного на развитие речи являются:

Обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребенка

Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих .

Чтение детям вслух сказок;

Пересказ ребенком услышанных сказок, рассказов, сюжета просмотренного мультфильма;

Ответы на вопросы по рассказу, составление своих вопросов;

Построение рассказа по картинке, заданному плану, заданной теме;

Упражнение детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;

Упражнение детей в умении выражать свое мнение, доказывать его;

Упражнение ребёнка в нахождении и придумывании рифм;

Разучивание стихов.

Для обучения детей 5-6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи) рекомендуется родителям этих детей использовать некоторые развивающие игры: «Окончи слово», «Подбери слово», «Закончи предложение», «Найди, оберни, назови» .

Также разработано много специальных комплексов упражнений, которые способствуют подготовке артикуляционного аппарата к произношению тех или иных звуков. Например:

Для свистящих звуков «с-з-ц» - «Лопаточка», «Чистим зубки», «Дразнилочка», «Шарики»;

Для шипящих звуков «ш-ж-ч» - «Вкусное варенье», «Чашечка», «Столбик»;

Для сонорных звуков «л,р» - «Лошадка», «Качели», «Пароходик», «Индюшата».

Важным моментом звукопроизношения является хорошо поставленное речевое дыхание. Оно обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Среди множества игровых упражнений выделяются:

Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и формирование словаря («Ателье», «Составь букет», «Найди части к целому» и т.д.)

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи («Магазин», «Поезд», «Составь пары из картинок» и т.д.)

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи («Один и много», «Что за зверь?», «Чего не стало?» и т.д.) .

Таким образом, на формирование речи в дошкольном возрасте значительное влияние оказывает помощь и руководство взрослого. Без них связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем, что особенно характерно для детей с различными нарушениями развития. Особенно необходимы для развития ребёнка такие занятия как разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!