Методическая компетентность педагога дополнительного образования художественного профиля. О значении повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

1

Дополнительное образование является важнейшим ресурсом для развития других систем образо-вания. Основой образовательного процесса в дополнительном образовании детей является реализация дополнительных общеобразовательных и предпрофессиональных программ, выходящих за рамки ос-новных. По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направ-ления, охватывая различные сферы жизнедеятельности. Выявленные нами особенности организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании обусловливают специфику профессио-нальной деятельности педагога дополнительного образования в целом. Для того, чтобы рассмотреть ха-рактер деятельности педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленно-сти мы разделили их на две большие группы: руководители художественных кружков (изостудий) и пре-подаватели детских художественных школ, осуществляющие свою деятельность в системе образования в сфере культуры. Общепрофессиональная компетентность руководителя художественного кружка (изо-студии) и преподавателя детской художественной школы характеризуется общепедагогической направ-ленностью и поэтому идентична. Их общеотраслевая компетентность определяется характером и содер-жанием деятельности по изобразительному искусству, в сравнении с учителем изобразительного искус-ства она характеризуется углубленным погружением в художественно-творческую деятельность, более узкими конкретными задачами, которые может решать педагог, вовлекая детей в творческую деятель-ность.

профессиональная компетентность

художественное образование

дополнительное образование

1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. Проект от 10.04.2014 года.

3. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных про-грамм в области искусств: в 2 ч. Монография: сборник материалов для детских щкол искус-ств / Авт.сост. А.О. Аракелова. – Москва: Минкультуры России, 2012.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществ-ления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным програм-мам».

5. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 N 1244-р «О Концепции развития обра-зования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы».

6. Рекомендации парламентских слушаний «О состоянии и перспективах развития си-стемы дополнительного образования детей в Российской Федерации» Комитет Совета Фе-дерации по науке, образованию и культуре от 17 апреля 2014 года.

7. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Рос-сийской Федерации до 2020 года». «Педагогическое образование и наука» Научно-методический журнал, 2012, № 8.

Постановка проблемы. Современные требования к качеству образования определили направления его развития на всех уровнях, изменили отношение к дополнительному образованию детей, в котором особое внимание уделяется развивающейся личности ребенка, а сущность определяется гуманистической природой педагогической деятельности. На данном этапе дополнительное образование является важнейшим ресурсом для развития других систем образования. «Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом» . Функции и ресурсы сферы дополнительного образования необходимо рассматривать как в широком контексте глобальных целей и задач образования, так и в соотношении с задачами и возможностями общего образования.

В проекте Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации определена миссия «дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение дополнительного образования личности в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства в XXI веке». Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». В законе указывается на то, что это образование, которое направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, а также оно должно удовлетворять их индивидуальные потребности в разностороннем развитии.

По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы жизнедеятельности. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Содержание обусловливается, во-первых, его специфическими условиями, во-вторых, целями и задачами, в-третьих, социально-культурными и социально-экономическими факторами. Специфичность условий дополнительного образования детей заключается, прежде всего, в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбирать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, выбирать объем и темп освоения образовательной программы.

В педагогической науке нет единства взглядов на то, какими компетентностями, знаниями, умениями и навыками, личностными свойствами должен обладать педагог дополнительного образования. Сама трактовка определения понятия «педагог дополнительного образования» осложняется различиями в содержании и направленности деятельности педагогов. Педагогами дополнительного образования детей называют: педагогических работников осуществляющих педагогическую деятельность в образовательных учреждениях начального профессионального образования (детские художественные школы (ДХШ) и детские школы искусств (ДШИ); руководителей кружков, студий; методистов учреждений дополнительного образования, функционирующих в режиме кружковой работы, культурно-досуговой деятельности; педагогов-организаторов культурно-досуговой деятельности.

Деятельность педагогов дополнительного образования любой направленности определяет Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года». На основании анализа содержания документов была выявлена специфика дополнительного образования детей, которая предъявляет особые требования к профессионализму педагога дополнительного образования.

Во-первых, дополнительное образование детей является сферой высокого уровня инновационной активности. Фактически оно становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, создает особенные возможности для развития образования в целом, в том числе и для опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития.

Во-вторых, дополнительное образование детей не является обязательным, осуществляется на основе добровольного выбора детей, их семей в соответствии с их интересами и склонностями. Дополнительное образование не является унифицированным и ориентировано на удовлетворение индивидуальных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при реализации общего основного образования.

В-третьих, в дополнительном образовании формируются необходимые для индивидов и общества установки и навыки (когнитивные, эмоциональные, социальные). В этом отношении дополнительное образование детей дополняет и расширяет результаты, обеспечиваемые в рамках основного общего образования.

В-четвертых, сфера дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течении всей жизни.

В-пятых, для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества ресурсов основного образования, дополнительное образование осуществляет компенсаторную функцию, компенсируя недостатки общего образования или представляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей. Дополнительное образование детей выполняет и функцию «социальной инклюзии».

В-шестых, дополнительное образование детей является также эффективным инструментом социального контроля, решая задачи позитивной социализации и профилактики отклоняющегося поведения за счет организации свободного времени.

В-седьмых, дополнительное образование обладает значительными возможностями для сохранения целостности и уклада территориальных сообществ, передачи традиционных культурных практик. Содержание и формы дополнительного образования детей наиболее полно отражают особенности территории, традиции народов и местного сообщества.

В соответствии с повышением статуса дополнительного образования меняются требования к профессиональной компетентности педагога, реализации его педагогической роли, связанной с необходимостью осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка, тьюторство и фасилитацию.

Выявленные нами особенности организации учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании обусловливают специфику профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в целом. Для того, чтобы рассмотреть характер деятельности педагогов дополнительного образования художественно-эстетической направленности разделим их на две большие группы: руководители художественных кружков (изостудий), осуществляющие свою деятельность в системе дополнительного образования и преподаватели детских художественных школ (ДХШ), осуществляющие свою деятельность в системе образования в сфере культуры.

Специфика профессиональной деятельности руководителя художественного кружка (студии) и преподавателя детской художественной школы во многом будет общей, и заключается в том, что каждый педагог системы дополнительного образования должен обладать следующими специальными компетентностями:

  • компетентность в создании условий для индивидуального развития личности ребенка;
  • компетентность в осуществлении компенсаторной функции дополнительного образования относительно общего образования;
  • компетентность в организации развивающих видов деятельности с опорой на интересы, личностные и возрастные особенности детей, применение широкого спектра форм, активных и интерактивных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса;
  • компетентность в способах удовлетворения творческих и познавательных потребностей обучающихся, содействии в выборе их индивидуальной образовательной траектории, создании каждому ребёнку ситуации успеха;
  • компетентность в планировании и прогнозировании результатов учебно-воспитательного процесса;
  • компетентность в организации обучающей и воспитательной деятельности разновозрастных групп, организации совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей;
  • компетентность в выявлении и развитии творческих способностей детей и подростков, наблюдение положительных изменений каждого в сравнении с самим собой, психолого-педагогическая поддержка одаренных детей и детей с девиантным поведением.

Руководитель кружков (студий) художественно-эстетического направления ориентирован на достижение разноплановых результатов: художественно-эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающихся; формирование у детей умений и навыков практической художественной деятельности; приобщение к различным профессиям художественной направленности, помощь в профессиональном самоопределении; организация свободного времени детей и подростков; приобщение обучающихся к художественной и духовно-практической сфере деятельности разных народов, этнокультуре.

Специальные компетентности руководителя художественного кружка (изостудии) диктуют психолого-педагогические условия его подготовки, а именно: необходимость реализации интегративного подхода на всех уровнях подготовки с учетом всех этапов многоуровневого, структурно моделированного образовательного процесса; интеграция общенаучных, педагогических и психологических знаний, а также использование активных и интерактивных педагогических технологий, форм и методов обучения; инициирование педагогом ценностного отношения к организации образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей с учетом принципов системности, вариативности, сотворчества на основе определения специфики системы дополнительного образования детей; ориентация процесса подготовки педагога на способность обучающихся использовать теоретические знания и практический опыт в решении профессиональных задач в системе дополнительного образования.

Характер деятельности руководителя кружка (студии) по изобразительному искусству определяются местом, где работает педагог. Так кружки, творческие мастерские и студии художественного творчества могут быть организованы во дворцах, в домах и центрах детского и юношеского творчества, клубах по интересам при учреждениях культуры, этнических клубах, центрах эстетического воспитания детей и юношества при музеях, общинных центрах, при воскресных школах, на базе общеобразовательных школ и дошкольных учреждений, центрах народных промыслов и др. Широкое развитие имеет практика культурно-образовательной работы с детской и подростковой аудиторией в музеях.

Так как детские художественные школы относятся к сфере дополнительного образования, то требования к профессиональной компетентности, которой должен обладать каждый преподаватель данной системы, идентичны в плане общепрофессиональной и общеотраслевой компетентностей. Однако они имеют свой характер деятельности, который влияет на специальную компетентность преподавателя ДХШ. Его деятельность регламентируется Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства, дизайна и архитектуры. Реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства ориентирована на следующие предполагаемые результаты:

Воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

Формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и художественного вкуса;

Создание прочной основы для приобретения обучающимися опыта художественно-творческой практики и самостоятельной работы по изучению и постижению различных видов изобразительного искусства;

Формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Федеральные государственные требования являются обязательными при реализации предпрофессиональных образовательных программ ДХШ и ДШИ с учётом обеспечения преемственности предпрофессиональных образовательных программ и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств. На основании статьи 83 Федерального закона «Об образовании в РФ», можно определить некоторые особенности реализации образовательных программ в области искусств, которые реализуются в детских художественных школах, и принципиально отличают их от программ, которые реализует руководитель художественного кружка (изостудии). Эти особенности выражаются в том, что перечень дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств устанавливается федеральным органом исполнительной власти. В Федеральных государственных требованиях определен минимум содержания, структура, условия реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств. Освоение дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств завершается итоговой аттестацией обучающихся, форма и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. (ФЗ-273 п.3,4,5,6,7 ст. 83) Данная специфика будет оказывать влияние на характер деятельности преподавателя детской художественной школы и выразится в его специальной компетентности.

Общеотраслевую компетентность для педагогов системы дополнительного художественного образования можно расширить - это будет компетентность:

  • в мотивации детей на углубленное изучение разнообразных видов изобразительного искусства и творчества;
  • в углубленном освоении способов работы с различными художественными материалами;
  • в развитии у детей творческих изобразительных способностей, художественного вкуса, пространственного мышления, воображения, восприятия;
  • в организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей;
  • в мотивации обучающихся на участие в выставках и творческих проектах;
  • в создании художественно-образовательной среды, использовании наглядного представления художественных объектов и процессов;
  • в активизации творческой деятельности каждого учащегося, используя такие свойства изобразительной деятельности, как: возможность проявить себя через разнообразные художественные средства, творческое переосмысление реальности, преодоление трудности в получении результата, сравнение своего замысла с идеями других учащихся;
  • в формировании позитивного отношения к творческому процессу, к художественно-творческим проявлениям юных художников, независимо от качественного уровня этого проявления;
  • в развитии способностей учащихся к занятиям изобразительным искусством, в осуществлении индивидуального подхода, предоставлении обучающимся разноуровневых заданиями;
  • в мотивации обучающихся на продолжение профессиональной деятельности в области изобразительного искусства.

Список профессиональных компетенций педагога дополнительного образования художественно-эстетического направления может быть дополнен и изменен в зависимости от личностных качеств и способностей самого педагога, от запланированных целей и задач на определенный период обучения детей, а также от содержания реализуемой программы обучения.

Таким образом, общепрофессиональная компетентность руководителя художественного кружка (изостудии) и преподавателя детской художественной школы характеризуется общепедагогической направленностью и поэтому идентична. Их общеотраслевая компетентность определяется характером и содержанием деятельности по изобразительному искусству, в сравнении с учителем изобразительного искусства она характеризуется углубленным погружением в художественно-творческую деятельность, более узкими конкретными задачами, которые может решать педагог, вовлекая детей в творческую деятельность. Специальная компетентность профессиональной деятельности руководителя художественного кружка (изостудии) и преподавателя детской художественной школы в целом зависят от выявленных нами особенностей организации учебно-воспитательного процесса в конкретных образовательных организациях.

Рецензенты:

Медведев Л.Г., д.п.н., профессор, декан факультета искусств ОмГПУ, г. Омск;

Соколов М.В., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой художественной ХОМ МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск.

Библиографическая ссылка

Сухарева А.П., Сухарев А.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДО-ПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НА-ПРАВЛЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16618 (дата обращения: 05.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Доклад

По теме:

«Профессионально педагогическая компетентность педагога дополнительного образования».

Подготовил: Кочергин С. А.,

Педагог дополнительного

Образования МКОУ ДОД СЮТ.

Последние несколько лет в отечественном образовании характеризуются возрождением интереса к воспитательному и образовательному пространству вне уроков, к свободному времени учащихся, к содержательной организации их досуга.

Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости.

Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении, ориентирована на личность ребенка и развитие его творческой активности. Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути. По сути дела, дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными в основной системе образования. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность. Дополнительное образование школьников реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребёнка.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования. Сегодня в РФ насчитывается 18 тысяч учреждений дополнительного образования.

В задачи педагога дополнительного образования входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования, организация внеурочной работы с воспитанниками в школе.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность. Он комплектует состав творческих объединений, способствует сохранению контингента обучающихся, реализации образовательной программы, ведет непосредственную образовательную деятельность со школьниками в определенном творческом объединении, обеспечивая обоснованный выбор форм, методов, содержания деятельности. Участвует в разработке авторских образовательных программ, несет ответственность за качество их реализации. Оказывает консультативную помощь родителям по вопросам развития способностей детей в системе дополнительного образования.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Развитие профессионализма, или профессионализация педагога, - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

  1. способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;
  2. знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;
  3. склонность и желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Это необходимая скорость работы, точность работы, безвредность работы для психофизиологического состояния организма человека, когда нет истощения сил и человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.

Важно и наличие у специалиста позитивной оценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке со стороны коллег через публичные благодарности, грамоты, признание руководителей и т.д. Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм. Высокая экспертная оценка является показателем профессионализма человека. Критериями этого могут быть консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.

Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Развитый интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют его применять. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К последним относятся постоянное подсчитывание того, кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно попытаются предложить решение проблемы. Их личная позиция чаще всего пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.

Учеными установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится. При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или не удовлетворенных деятельностью, используя систему субъективных критериев. Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет тем выше, чем ниже уровень притязаний.

Внешнее поведение и состояние человека во многом зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы писал И.П. Павлов. Ученый отмечал, что она в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы все это осуществлялось, необходимо в данном направлении предпринимать какие-то действия. Пяти- десятиминутная тренировка центральной нервной системы должна стать для учителя (и педагога дополнительного образования) делом привычным, как утренняя гимнастика.

Термин «профессиональная компетентность» начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога д/о, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
  2. Исследовательская деятельность;
  3. Освоение новых педагогических технологий;
  4. Различные формы педагогической поддержки;
  5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  6. Обобщение собственного педагогического опыта;
  7. Использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

В педагогической литературе часто используются и уже „устоялись ” термины компетенция , компетентность.

Широкое применение терминов компетенция , компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия „компетентный ”в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю. К. Бабанский, Б. Г. Ананьев, Т. И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

  • *управленческий аспект: как педагог анализирует,планирует, организует,контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с учащимися;
  • *психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как он учитывает индивидуальные способности учащихся;
  • *педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

Регулировать свое психическое состояние можно следующим образом:

  1. Саморегулировать эмоциональные состояния, например, через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключится от причины эмоций на их проявление - выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствуют снижению напряжения. А вот разговор о причине появления состояния только усиливает эмоциональные переживания.
  2. Уметь управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое изображение «рож» перед зеркалом.
  3. Управлять тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.
  4. Управлять темпом психических процессов. Применение комплексов дыхательных упражнений.
  5. Осознанно создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, хобби-всё, что может помочь восстановить душевное равновесие.

Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребёнка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

Педагогическая направленность- важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

Педагогическое целеполагание- умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

Педагогическое мышление-овладение системой средств решения педагогических задач;

Педагогическая рефлексия-способность педагога к самоанализу;

Педагогический такт-отношение к ребёнку как главной ценности.

И ещё одним важным дополнением к педагогу д/о является умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся. В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность учителя - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.


Цели и задачи методической поддержки профессионального становления педагога дополнительного образования

Методическая поддержка педагогов дополнительного образования является средством стимулирования роста их компетентности, повышения его профессионального мастерства, развития творческой инициативы, овладения передовым педагогическим опытом.

Профессиональный рост в идеале должен осуществляться непрерывно и подтверждаться на различных этапах аттестации.

Задачи проведения аттестации

определить уровень теоретических и методических знаний;

выявить уровень профессионального мастерства, достигнутый после получения предыдущей квалификационной категории;

определить соответствие уровня квалификации целям и задачам непрерывного воспитания детей и молодежи, дополнительного образования детей и молодежи;

выяснить способность и потребность педагога в рефлексии собственной педагогической деятельности;

содействовать реализации непрерывного профессионального развития педагога в сфере воспитания дополнительного образования детей и молодежи.

В ходе методической поддержки педагогов формируются, а в ходе аттестации оцениваются общепедагогические и специальные знания и умения , творческий потенциал педагога, а именно:

Компетенции педагога дополнительного образования, которые оцениваются в процессе аттестации

1) знание теоретико-методологических основ и тенденций развития теории воспитания, современных тенденций в педагогической науке, концептуальных и программных основ воспитания и обучения в дополнительном образовании;

2) реализация целей непрерывного воспитания, педагогической поддержки творческого развития детей и молодежи;

3) умение работать с нормативно-правовыми актами в сфере воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;

4) владение методикой дополнительного образования детей и молодежи по профилю, передовым опытом в рамках своей деятельности;

5) знание конкретных проблем непрерывного воспитания, дополнительного образования детей и молодежи в соответствии со спецификой учреждения, умение работать по их разрешению;

6) аналитико-рефлексивный уровень педагога;

7) владение методами воспроизводства педагогических знаний и умений;

8) использование современных форм работы с учащимися, опирающихся на новейшие достижения в информационных технологиях, организации труда;

9) социально-личностные компетенции педагога.

Профессиональный уровень компетенций педагога дополнительного образования в соответствии с категорией представлен в Таблице 1.

Таблица 1. Характеристики компетенций педагога дополнительного образования в соответствии с квалификационной категорией

Определяемый показатель

Высшая

Знание теоретико-методологических основ и тенденций развития теории воспитания и педагогики дополнительного образования, современных тенденций в педагогической науке

Знает концептуальные основы непрерывного воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, умеет транслировать цель воспитания в конкретную педагогическую практику в дополнительном образовании детей и молодежи

Ориентируется и сопоставляет положения отдельных направлений (школ) теории воспитания, концептуальные основы развития дополнительного образования детей и молодежи. Применяет их положения на практике с учетом специфики учреждения, профиля и направления объединения по интересам

Осуществляет моделирование и проектирование развития дополнительного образования детей и молодежи в рамках профиля или направления, осуществляет инновационную деятельность по апробации теоретических разработок в сфере воспитания, дополнительного образования детей и молодежи

Реализация целей непрерывного воспитания и поддержки творческого развития учащегося в дополнительном образовании детей и молодежи

Осуществляет конструктивное педагогическое взаимодействие с различными категориями учащихся и их законными представителями

Осуществляет конструктивное педагогическое взаимодействие с различными категориями учащихся и их окружением. Создает благоприятные условия для успешной социализации личности учащихся, развития

учащихся различных групп.

Осуществляет конструктивное социально-педагогическое взаимодействие с различными категориями учащихся и их окружением. Создает благоприятные условия для социализации личности учащихся.

Стимулирует социальное развитие личности учащегося.

Осуществляет педагогическую поддержку образовательно-профессионального самоопределения в условиях объединения по интересам.

Работа с нормативно-правовыми актами в сфере воспитания и дополнительного образования детей и молодежи

Знает и выполняет требования нормативно-правовых актов, регламентирующих воспитание и обучение в дополнительном образовании детей и молодежи

Реализует воспитание и обучение в соответствии с нормативно-правовыми актами с учетом конкретных условий учреждения образования, профиля и направления объединения по интересам

Организовывает и внедряет инновационные модели воспитания и обучения в соответствии с основными направлениями социальной политики Республики Беларусь, отраженными в нормативно-правовых актах

Владение методикой дополнительного образования детей и молодежи, воспитательной работы.

Владеет основами методики воспитательной работы, методикой дополнительного образования по профилю и направлению объединения по интересам

Владеет методикой воспитательной работы, психолого-педагогическими методами творческого развития личности, методами диагностики способностей ребенка, методикой дополнительного

образования по профилю и направлению объединения по интересам.

Применяет их на практике.

Владеет методикой воспитательной работы, психолого-педагогическими методами творческого развития личности, методикой дополнительного

образования по профилю и направлению объединения по интересам. Применяет их на практике.

Знание конкретных проблем воспитания и обучения в дополнительном образовании детей и молодежи, умение работать по их разрешению

Осуществляет деятельность по формированию личности и среды в учреждениях образования в соответствии со спецификой учреждений.

Осуществляет решение отдельных проблем педагогической коррекции поведения учащихся

Решает проблемы профилактики отклонений, содействует социальной адаптации личности учащегося.

Осуществляет педагогическую диагностику развития учащихся в объединениях по интересам, выявляет проблемы обучения и воспитания.

Осуществляет широкий спектр направлений работы по формированию личности учащихся, участвует в реализации направлений непрерывного воспитания, педагогической профилактике, коррекции, содействии социальной адаптации образовательно-профессиональному самоопределению учащегося, содействует профильному обучению в основном образовании).

Аналитико-рефлексивный уровень

Знает и умеет применить общие методы научного анализа.

Способен к оценке ситуаций и результатов педагогического взаимодействия с учащимися и их законными представителями.

Осуществляет самоконтроль педагогической деятельности; планирует реализацию задач обучения и воспитания; организует педагогический процесс и развитие способностей ребенка, стимулирует творческую деятельность учащихся.

Способен всесторонне оценить ситуации и результаты педагогического взаимодействия.

Осуществляет самоконтроль деятельности на основе рефлексии опыта и диагностики достижений учащихся; планирует подбор средств и методов для создания развивающей среды; организует управление саморазвитием учащегося.

Способен к всесторонней оценке и рефлексии педагогической деятельности, системному анализу и экспертизе опыта коллег, системной передаче и распространению педагогического опыта. Умеет моделировать, проектировать педагогическую деятельность. Применяет навыки проектирования, моделирования, научного анализа и исследовательской оценки в работе.

Планирует стратегию развития детского коллектива и способностей детей; организует развивающую и воспитывающую среду, стимулирующую творческий и личностный рост учащихся.

Владение методами воспроизводства педагогических знаний и умений

Анализирует научную и учебно-методическую литературу, осуществляет самообучение, использует современные методы получения знаний и их передачи в процессе профессионального общения с коллегами.

Владеет широким спектром научно-исследовательских педагогических методов, и возможностью применения их с целью составления прогноза развития личности и среды.

Владеет методикой проведения

научно-практических семинаров по специальности.

Умеет готовить аналитические материалы (доклады, аналитические и информационные отчеты, материалы к научно-практическим конференциям и семинарам).

Готовит доклады, презентации для педагогического коллектива, специалистов и родителей.

Владеет методикой проведения открытых занятий для педагогов по специальности. Готовит выступления, презентации для педагогического коллектива, специалистов и родителей.

Владеет широким спектром методик проведения учебной и научно-методической работы со специалистами в области дополнительного образования детей и молодежи. Способен эффективно оперировать и преподносить накопленные знания и опыт, научно-обосновано и методически целесообразно информировать о современных достижениях в дополнительном образовании детей и молодежи.

Знание и применение информационных технологий

Владеет современными средствами коммуникации. Пользуется современными информационными ресурсами в поиске информации, деловой переписке и т.п.

Умеет обрабатывать, накапливать и обобщать информацию, создавать банки данных с помощью современных информационных технологий

Умеет применять современные информационные технологии в обработке и систематизации научно-исследовательской и деловой информации, использовать её в различных видах анализа педагогической деятельности

Знания и умения в организации труда в сфере педагогической деятельности

Использует имеющиеся средства и оборудование в осуществлении педагогической работы.

Планирует рациональное использование имеющегося оборудования (аудио-, видео-, интернет-ресурсов) в целях совершенствования деятельности объединения по интересам, методической работы, обобщения и распространения передового педагогического опыта

Консультирует специалистов по организации рабочих мест в соответствии с требованиями научной организации труда. Разрабатывает программы экономного и рационального использования ресурсов учреждения образования в целях организации деятельности в объединениях по интересам

Социально-личностные компетенции

Обладает знаниями о профессиональных этических нормах, владеет высоким уровнем гражданской культуры, эмпатийности, готовности к разрешению кризисных ситуаций в профессиональной деятельности, адекватной оценкой собственной профессиональной деятельности, ответственности за ее результаты, навыками ответственного отношения к собственному здоровью

Обладает знаниями и навыками о формировании благоприятной профессионально-культурной среды жизнедеятельности, навыками конструктивного профессионального общения в педагогическом коллективе и с родителями учащихся. Умеет устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со всеми участниками образовательного процесса

Обладает знаниями о направлениях и способах формирования корпоративно-значимых качеств у членов педагогического коллектива, создания профессиональной команды в осуществлении социального воспитания и социально-педагогической поддержки, формирования педагогических целей и стимулов к их реализации

Аттестационные материалы для итогового собеседования при аттестации педагога дополнительного образования готовятся на основании документов, представленных в Таблице 2.

Таблица 2. Документы аттестационных материалов для итогового собеседования при аттестации педагога дополнительного образования

Отчет о самообразовании (на текстовом носителе).

Отзыв-характеристика руководителя методического объединения учреждения образования о ведении необходимого делопроизводства, использовании нормативной правовой базы, организации труда (на текстовом носителе)

Отчет о самообразовании за период после предыдущей аттестации (на текстовом носителе).

Программа объединения по интересам (соответствующая требованиям, предъявляемым к программам объединений по интересам детей и молодежи).

Портфолио.

Анализ проведенного открытого занятия.

Портфолио

Анализ и обобщение актуального направления собственной профессиональной деятельности (обобщенный опыт работы по актуальному направлению на текстовом и электронном носителе).

Анализ проведенного открытого занятия.

Анализ ведения планирующей и учетно-отчетной документации (планов и отчетов, иной профессиональной документации, выполнения требований нормативных правовых актов в профессиональной деятельности), организации труда с применением современных информационных технологий. (Осуществляет заместитель руководителя учреждения или руководитель методического объединения. Предоставляется на бумажном носителе).

Анализ методической, проектной, просветительской деятельности педагога, организации взаимодействия с родителями учащихся, педагогами учреждений основного образования, иных направлений профессиональной деятельности. (Осуществляется методическими службами, руководителями методических объединений и предоставляется на текстовом носителе).

Доклад по теме:

«Совершенствование профессиональной компетенций педагога дополнительного образования »

Подготовила

педагог дополнительного образования

Саган Екатерина Васильевна

Миньяр 2012

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний.

под лавиной знаний могут быть погребены

пытливость и любознательность.

Умейте открывать перед ребенком в окружающем

мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек

жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Дополнительное образование является сложной педагогической системой. Ее оптимальное функционирование зависит от множества факторов, но главным образом от педагогического мастерства учителя. Совершенствование педагогического мастерства учителей является главным условием дальнейшего повышения качества учебно-воспитательной работы и приведения ее в соответствии с требованиями жизни в условиях модернизации российского образования.

Педагог дополнительного образования должен уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. Сегодня востребован не просто педагог, а педагог- исследователь, педагог- психолог, педагог- технолог, умеющий проводить диагностику выстраивать реально достижимые цели и задачи деятельности, прогнозировать результат, творчески применять известные технологии, методические приемы и разрабатывать авторские образовательные программы. Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

    быть чутким и доброжелательным;

    понимать потребности и интересы детей;

    иметь высокий уровень интеллектуального развития;

    обладать широким кругом интересов и умений;

    быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

    быть активным;

    обладать чувством юмора;

    располагать творческим потенциалом;

    проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Основные принципы организации методической работы:

    Научность,

    Гуманность,

    Системность,

    Актуальность,

    Востребованность.

Качество методической работы напрямую влияет на эффективность воспитательной работы, уровень профессионально- педагогической компетенции педагога дополнительного образования.

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога включает следующие структурные элементы: коммуникативная, информационная, регулятивная, интеллектуально- педагогическая. Основополагающей, или базовой, является интеллектуально- педагогическая компетентность, которую сегодня определяют как метаспособность, определяющую меру освоения субъектом педагогической деятельности. Именно на развитие этой метаспособности направлен весь спектр комплексных мероприятий - выставки, конференции, научно- практические семинары, мастер - классы, творческие встречи, творческие группы, методические объединения.

Определение профессионально- педагогической

компетенции и активности педагогов

Форма работы

Присутствие на конференциях, семинарах

Выступление на конференциях, семинарах, проведение мастер - классов

Методические пособия

Проведение открытых занятий

Участие в методической выставке- конкурсе

Победитель в методической выставке- конкурсе

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Призер конкурса профессионального мастерства

Повышение профессиональной компетентности на курсах повышения квалификации

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога . Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка. Развитие профессионализма, или профессионализация педагога , - целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации - лишь одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешается специфический комплекс противоречий, присущих социализации личности в целом.

С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия личности и профессии, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого.

Процесс профессионализации проходит несколько стадий, в ходе которых осуществляется взаимное согласование и выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности свидетельствует тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносит изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Проявляется не только прямая зависимость способностей и деятельности, но и обратная, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения.

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

    способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

    знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

    склонность и желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Надо учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, значительное развитие которых свидетельствует о высоком профессионализме работника. Развитие и совершенствование всех элементов педагогического мастерства возможно только а процессе саморазвитияличности учителя, происходящего на основе самообразования и самовоспитания. Самообразование - целенаправленная, систематическая, самоуправляемая познавательная и практическая деятельность, необходимая для решения проблем, возникающих в трудовой и общественной жизни, которая осуществляется через внутренние добровольные побуждения на основе сформировавшихся мотивов деятельности. Обнаруживая противоречия между необходимым и реальным запасом своих знаний, недостаточную эффективность используемых форм и методов работ, педагог приходит к необходимости переосмысления и в известной мере переформирования профессиональных знаний. Самообразование педагога влияет не только на формирование его профессиональных умений, а также на формирование его профессиональной позиции, на его отношение к своей педагогической деятельности, формирует характер, развивает интеллект. Самообразовательная деятельность это самостоятельная познавательная деятельность по приобретению знаний из различных источников информации, систематизации и обобщению этих знаний.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    работа в методических объединениях, творческих группах;

    исследовательская деятельность;

    освоение новых педагогических технологий;

    различные формы педагогической поддержки;

    активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

    обобщение собственного педагогического опыта;

    использование ИКТ.

Субъекты образовательного процесса действуют как партнеры, стремящиеся к высотам мастерства и общественного признания. Уровень обучения и развития определяется здесь мерой совместного труда педагога, обучающегося и его родителей, т.е. всех субъектов образования, заинтересованных в быстром успехе.

Из опыта работы педагога дополнительного образования

Сидорова Марина Ивановна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой раскрывается значение повышения компетентности педагога. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей.
О значении повышения профессиональной компетентности
педагога дополнительного образования

Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В. М.

Чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым профессиональным стандартом «Педагога дополнительного образования», необходимости постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Ответьте на вопрос: «Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь саморазвитием?»
Предполагаемый ответ: Ничто не стоит на месте. Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно и т. д.
Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём саморазвития и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.
Педагогическая деятельность предполагает не только знание педагогом своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.
Скажите, пожалуйста: «На каком этапе профессионального роста необходимо повышать свою профессиональную компетентность?
Предполагаемый ответ: Постоянно и т. д.
Потребность в саморазвитии может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли педагога, занять достойное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразования:
"выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);
"адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым вниманием педагога к своей профессиональной деятельности);
"зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением переосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогического исследования).
Давайте с вами рассмотрим формы повышения профессиональной компетентности, формы саморазвития педагога дополнительного образования.
Знакомство будет происходить в форме игры "Цветные вопросы".
Правила игры:

1 Выбираем цвет и отвечаем здесь на все вопросы
2 Выбираем следующий цвет и отвечаем здесь на все вопросы и т. д.
3 Считаем накопленные баллы и в конце игры получаем небольшой приз.

Курсы повышения квалификации (дистанционные и очные), конференции, семинары, вебинары.
О какой форме повышения профессиональной компетенции идёт речь в следующем высказывании?
Использование этих дистанционных и очных форм дает слушателям возможность заниматься самостоятельно в удобное им время, получать дополнительную информацию и общаться с преподавателями и с другими слушателями через электронную почту и через Интернет, так и в живую, участвовать в сетевых дискуссиях, в работе над групповыми проектами.
Предполагаемые ответы: Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, вебинары.

Весьма полезным для педагогов является и то, что в процессе дистанционного обучения они знакомятся с особенностями использования компьютерных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, выступая в качестве обучаемых.
Дистанционные и очные курсы проводятся для педагогов, которые заинтересованы в повышении своей квалификации, в освоении современных методик и интернет-технологий.
При участии в очных курсах повышения квалификации Вы получаете возможность общения с высококвалифицированными специалистами, с коллегами по курсам из других городов и официальное свидетельство.
Главные достоинства такой формы саморазвития:
возможность пройти их в удобное для педагогов время;
возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Аттестация педагогических работников
Эта форма определяет квалификацию педагога, уровень знаний работника, становится проверкой их личностного роста, является экзаменом на компетентность.
О чём говорится в этом определении?
Предполагаемые ответы: Аттестация педагогических работников

Подготовка к этой форме повышения квалификации является трудоёмким и творческим процессом, потому что во время подготовки к нему, педагог анализирует свою деятельность как педагога, приводит в систему свой педагогический опыт, документацию, даёт открытые занятия, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство.
А главное, формирует педагогический мировоззрение, в основе которого - стремление к созданию каждым педагогом своей педагогической системы, понимание целостности педагогического процесса, потребность достичь высокого уровня профессионализма.
Профессиональное развитие педагога - длительный процесс, целью которого является развитие человека как личности, как специалиста и мастера. Без сбора материалов, иллюстрирующих практику, без осмысления собственных действий, анализа их результативности в отношении детей и их успехов, готовности к самокритике и самосовершенствованию работник не может стать настоящим мастером своего дела. Во время аттестации происходит осмысление своего педагогического опыта и вырабатывается своя собственная педагогическая концепция.

Индивидуальная работа по самообразованию

Что может в себя включат индивидуальная работа по самообразованию?
Предполагаемые ответы:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.
На данном этапе развития дополнительного образования требуется введение новых направлений работы с обучающимися, например, научно-техническое.
Что нужно для этого сделать?
Предполагаемые ответы: необходимо самообразование в данном направлении, а именно: изучение и анализ литературы по направлению, создание программы, учёт технических и материальных возможностей и т.д.
Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя и интеграцию различных направлений.
Ответьте на вопрос: Что бы вы добавили к своему направлению из других сфер? И в каком плане тогда должно идти ваше самообразование?
Предполагаемые ответы:
Вокалисты – Иностранные языки в песнях (подтягивание своего языкового уровня);
Педагоги-организаторы – Интерактивные игры (подтягивание знаний и умений ИКТ для создания интерактивных игр);
Хореографы – создание и шитьё костюмов (изучение истории костюма, умение снятие мерок, расчёт материала для костюмов);
Художники – применение музыкального оформления на занятиях (изучение истории и видов музыки для определённого этапа занятия);
Спортсмены –
Педагоги ЦРР -
Таким образом, каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, должен определить свою траекторию самосовершенствования и саморазвития.

Ведение своего блога или сайта
Ответьте на вопрос: Эта форма повышения своего мастерства является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт
Ответ: – это ведение своего блога или сайта.
Для успешного прохождения аттестации важную роль играют информационные технологии и умение грамотно использовать Интернет-ресурсы. В современных условиях преподаватель обязательно должен применять информационные технологии на своих занятиях. Кроме этого, одним из критериев аттестации является наличие персонального сайта педагога, который является своего рода электронным портфолио и помогает распространять собственный педагогический опыт.

Сетевые профессиональные сообщества
Современный этап развития сферы образования характеризуется массовым внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность всех участников образовательного процесса. Информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Имидж современного педагога немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повысились возможности его самообразования.
Какое бы вы дали определение следующей форме повышения своего мастерства - сетевые профессиональные сообщества?
Предполагаемые ответы: Это интернет - ресурсы, созданные для общения педагогов различных регионов нашей страны.
Сетевые профессиональные сообщества играют большую роль в самообразовании педагога. Они объединяют профессионалов, являются площадкой для обсуждения педагогических проблем, обеспечивают доступ к различным источникам информации, дают возможность самостоятельно создавать сетевое учебное содержание, предусматривают получение консультационной помощи, проводят систематизацию информационных материалов.
На сегодняшний день существует достаточно много Интернет-ресурсов, созданных непосредственно для обмена передовым педагогическим опытом и инновационными подходами в современной педагогике, распространения новаторских идей, методов и форм обучения и воспитания. Я поделюсь с Вами наиболее, по-моему, мнению популярные сайты для публикации авторских работ. (раздаются рекомендации по формам повышения квалификации)
Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Таким образом, одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Можно сделать вывод, что педагог 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную(анализирующую) деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Подсчёт баллов и раздача призов (перечень интернет - ресурсов).
Надеюсь, представленный материал будет полезен Вам!
Спасибо за внимание!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!