Основное содержание игры в раннем возрасте. Развитие игры в раннем детстве

Определение игры

Особенности игры в раннем возрасте

Игра в дошкольном возрасте

1. Согласно "Концепции дошкольного воспитания", игра - самоценная де­ятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Игра имеет большое значение для развития ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания с другими. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объек­тивного развивающего значения делает игру наиболее подходящей фор­мой организации жизни детей, особенно в условиях общественного дошкольного воспитания.

2. Можно выделить ряд особенностей детской игры в раннем возрасте (по Д.Б. Эльконину).

Развитие игровой деятельности теснейшим образом связано со всем ходом развития ребенка. О возникновении игры можно говорить только после того, как сформировались основные сенсорно-двигательные ко­ординации ребенка, создающие возможность манипулирования и дей­ствий с предметами. Без умения удерживать предмет в руке невозможно и никакое действие с ним, невозможно и игровое действие.

Возникновение ролевой игры генетически связано с формированием под руководством взрослых предметных действий в раннем детстве. Пред­метными действиями будем называть исторически сложившиеся, зак­репленные за определенными предметами общественные способы их употребления. Носителями предметных действий являются взрослые люди. Деятельность с предметами только по их назначению и есть предметная игра детей раннего детства.

Называние себя собственным именем, выделение своих действий как собственных, с одной стороны, и нахождение сходства между своими действиями и действиями взрослых, выражающееся в назывании себя именем взрослого по указанию, с другой, - подготавливают появление роли в игре. Лишь в самом конце раннего детства (между 2,5 и 3 годами) появляются первые начатки роли.

Развитие структуры игрового действия в пределах раннего детства мож­но охарактеризовать как переход от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное использование предмета, к дей­ствиям, связанным между собой логикой, отражающей логику реаль­ных жизненных человеческих действий. Это уже "роль в действии". Итак, к концу раннего детства подготавливаются основные предпосыл­ки для перехода к ролевой игре. Все основные предпосылки игры возни­кают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руковод­ством взрослых и в совместной деятельности с ними. Ребенок воспроизводит предметные действия сначала только на тех пред­метах, на которых они сформировались при помощи взрослых.

3. Анализ творческих игр детей дошкольного возраста, проведенный заме­чательным педагогом А.П. Усовой, показывает следующее.

Сюжетность как характерная черта творческих, то есть придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детско­го сада в возрасте 2-3,4 лет.

Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем возрасте сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в обра­зах, действиях и отношениях: зарождение сюжетности в играх нужно, по-видимому, отнести к преддошкольному возрасту.

Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям-образам, в которых ребенок пользуется многими средствами изображения: ре­чью, действием, мимикой, жестом и соответствующим роли отноше­нием.

Деятельность ребенка в игре развивается в направлении изображения различных действий. Так возникают игры-действия. Деятельность детей принимает строительный характер - возникают строительно-конструк­тивные игры, в которых ролей обычно нет.

Наконец, выделяются игры ролевые, где ребенок создает тот или иной образ. Игры эти идут по двум заметным руслам: игры режиссерские, когда ребенок управляет игрушкой (действует через нее); и игры, где роль исполняется лично самим ребенком.

Развитие сюжета зависит от ряда обстоятельств. Первое - это близость темы игры к опыту ребенка. Отсутствие опыта и вытекающих из него представлений становится препятствием в развитии сюжета игры.

Развитие сюжета определяется также и тем, насколько согласованно развиваются в игре роли. Согласованность ролей нужна в каждой игре, имеющей определенную тему. Чем лучше начинают дети понимать друг друга, собственно мотивы поведения каждого из играющих, тем сла­женнее протекает игра.

Наблюдается постепенное изменение роли материала (и игрушек) в иг­рах. У трех-четырехлетних детей материал в значительной степени на­правляет тему игры. Позднее дети приписывают материалу желаемые для них свойства.Игры детей уже в трехлетнем возрасте носят сюжетный характер, и в этом направлении игра интенсивно развивается до 7 лет.

Движущие начала, определяющие игру, состоят в постепенном овладе­нии ребенком ролью, исполняемой в коллективе детей. Сюжет игры с его ролями определяет отношение детей к игре. По мере приближения к возрасту 6-7 лет в игре образуются новые элементы. Первоначально она складывалась из бытовых действий, выполняемых детьми: варить, мыть, возить (3-4 года). Потом появляются ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями.

Наряду с ролевыми действиями появляются ролевые отношения, и, на­конец, игра завершается появлением роли, причем ребенок ее выпол­няет в двояком плане - за игрушку и сам.

Опыт проведения игр показывает, как в них начинают зарождаться пер­спективы, планы взамен случайных и неоформленных действий.

Объединение детей в играх, развитие среди них общественных связей целиком определяется самим развитием игры.

Теории детской игры

1. Начало разработки теории игры (Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт - XIX век).

В первые годы жизни ребенок начинает осваивать игровую деятельность. Младенец - активное существо. Научившись с помощью взрослого брать игрушки из разных положений, он проявляет самостоятельность и инициативу, захватывает любую игрушку, лежащую поблизости, начинает манипулировать ей, выполнять ряд неспецифических действий до тех пор, пока взгляд его не упадет на другой предмет. С ним он действует точно так же. В этих манипулятивных действиях происходит саморазвитие малыша. Он сам находит себе занятие, демонстрирует самостоятельность. Обогащается его чувственный опыт, так как в процессе познания окружающей предметной действительности активно задействована анализаторная система ребенка. В этих действиях совершенствуются движения младенца, развивается его память, внимание, наглядно-действенное мышление. Взрослый открывает ему разные способы действия с игрушками, а затем демонстрирует логическое завершение совместно выполненных предметных действий (результат), помогая малышу осознать, зачем производится то или иное действие, какая цель при этом преследуется.

К концу первого - началу второго года жизни малыш уже может заниматься с игрушкой сам, производя специфические действия, добиваясь желаемого и прогнозируемого результата. Таким образом он постепенно осваивает рисунок действия, запоминает образ действия, у него появляются такие личностные качества, как сосредоточенность, целенаправленность, формируется произвольность поведения. Ребенок получает удовлетворение, видя достигнутый результат. Взрослый, вынося позитивную оценку его действиям, формирует положительное отношение малыша к самому себе, то есть позитивную самооценку.

Манипулируя разнообразными игрушками, ребенок производит с ними одни и те же неспецифические действия. Взрослый демонстрирует малышу первые игровые действия с куклой, которые хорошо знакомы ребенку по собственному опыту (кормить, качать и т.п.). В начале второго года жизни, умея подражать, ребенок начинает выполнять реальные действия в воображаемой ситуации. Постепенно он начинает понимать все преимущества такой игры, играть с удовольствием и большим интересом. В отличие от предметных действий, действия с сюжетными игрушками можно прекратить в любой момент, так как они не имеют конкретного зримого результата. Сюжетные игрушки можно менять в ходе игры по своему усмотрению. Одни и те же игрушки можно по-разному использовать в разных играх. Ребенок учится действовать в воображаемой ситуации, что является отражением его большой внутренней работы. С помощью взрослого он начинает понимать и выполнять конкретные функции взрослого, неосознанно принимает игровую роль. С развитием речи на третьем году жизни ребенок осваивает все больше игровых действий и с помощью взрослого начинает выстраивать их в сюжет. Все больше внимания он уделяет играм с сюжетными игрушками, выполняя воображаемые действия в воображаемом плане. Теперь действия с игрушками-предметами играют дополнительную роль, помогают развивать и усложнять сюжетную игру (например, чтобы продлить игру с куклами, ребенок делает им кровати и др.).


В ходе игры у детей развивается воображение, первые элементы творчества. Ребенок гордится своими успехами. Растет его самосознание, формируется личность.

Предметно-игровая деятельность детей

У детей первых лет жизни предметно-игровая деятельность является ведущей (Л. С. Выготский) не только потому, что ребенок большую часть свободного времени занят с предметами (игрушками), но и потому, что он постепенно овладевает способами усвоения общественного опыта (действуя по подражанию, затем по образцу взрослого и далее по его словесной инструкции). Действия с предметами способствуют развитию речи детей, обогащению словарного запаса, памяти, способствуют умственному, сенсорному развитию (умению воспринимать, различать, выделять предметы по образцу, группировать по определенному признаку и соотносить их); помогают овладевать практическими способами ориентировки (пробы, примеривания), умением выполненять умственные операции в развернутом наглядно-практическом плане.

Предметно-игровая деятельность способствует развитию памяти, внимания, воображения, начал творчества, наглядно-действенного, а затем и наглядно-образного мышления, развитию личностных качеств малыша, его самооценки.



По числу участников предметные игры делятся на:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

игра-наблюдение (ребенок наблюдает, как играют другие)

игра в одиночестве

(ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми)

параллельная игра

(ребенок играет один, но в непосредственной близости от других детей)


ГРУППОВЫЕ

совместная игра (дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели - построить домик из кубиков или из песка и т. п.)

связанная игра (ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется; здесь происходит только обмен игрушками)


ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

Творческие игры игры

Игры с правилами

Сюжетно-ролевая игра

Подвижная игра

Строительно-конструктивная игра

Дидактическая игра


Основное содержание игр

  • Изображение домашнего труда (дети кормят кукол, одевают, укладывают их спать, готовят им обед);
  • Лечение кукол, зверюшек (смазывают воображаемой мазью, делают укол, прослушивают, дают лекарство);
  • Поездки на транспорте (составляют стульчики, берут в руки бруски, кольца от пирамидки – управляют машиной);
  • Изображение животного (малыши бегают, лают, как собачки, прыгают, как зайчики);
  • Игры с песком (формуют куличики, зарывают игрушки в песок, а потом откапывают их);
  • Игры со строительным материалом (дети строят горку, домик, мебель).

  • Игрушки у детей 1-2 мес. жизни, должны способствовать развитию зрения и слуха. Это яркий крупный легкий мяч, шар, другая яркая крупная игрушка (подвешивается над кроваткой на расстоянии 50см от глаз младенца)
  • С 2-2,5 мес. добавляются крупные сюжетные игрушки (кукла, мишка), которые помещают около кроватки, манежа. В это же время необходимы звучащие игрушки (погремушки, колокольчик, неваляшка). Кроме того, подбирают и вешают над грудью ребенка мелкие игрушки, которые можно захватывать рукой – погремушки с кольцами, подвески.
  • Начиная с 5-6 мес . дают разнообразные игрушки: пластмассовые, резиновые с пищалками, деревянные игрушки, шарики и мячики разных размеров. Среди игрушек из различных материалов обязательно должны быть образные: кукла-неваляшка и другие

Игрушки для детей от рождения до года

  • С 7-8 мес. прибавляются игрушки и предметы для вкладывания (мисочки, кубы, корзинки с игрушками). Появляются сюжетно-транспортные игрушки (каталки, авто машинки)
  • С 8-9 мес . Ребенку показывают красивые, приятные на ощупь мягкие игрушки, учат обращаться с ними. Полезны разъёмные игрушки (бочата, яйца, грибы), кольца для надевания на дугу.
  • С 10-12 мес . Ребенок осваивает предметные действия при складывании пирамидок, матрёшек, прокатывание шарика или мяча по желобку, в игре со сборно-разборными игрушками, в том числе с кубиками, кирпичиками, призмами. Кроме этих игрушек добавляются мягкие игрушки с укрупнёнными частями, коляски, простынки, одеяла для игры с куклой. Для развития навыков ходьбы используют игрушки-каталки, которые ребенок или катит перед собой, или возит за веревочку

Игрушки для детей от 1 года до 3 лет

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

  • становление орудийных действий;
  • развитие наглядно-действенного мышления;
  • развитие познавательной активности;
  • формирование целенаправленности действий ребёнка.

Орудийные действия

  • обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр.
  • совочки, лопаточки;
  • метелочки, грабельки;
  • сачки для "вылавливания" игрушек из ванны;
  • удочки с магнитом для "ловли рыбок";
  • игрушечный телефон, часы, сумочка и пр.;
  • кукольная утварь, посуда, одежда, расчёски и пр.

Наглядно-действенное мышление

  • пирамидки , разнообразные по цвету, форме и материалу;
  • вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;
  • матрёшки 3-4-местные;
  • "коробки форм" , т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;
  • столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;
  • крупные пазлы и мозаики ;
  • кубики крупные пластмассовые и деревянные;
  • шнурок и бусины для нанизывания;
  • народные игрушки с подвижными частями ;
  • желобок и шарик для скатывания .

Познавательная активность .

  • коробочки с секретом;
  • детские музыкальные центры;
  • механические игрушки;
  • клавишные игрушки;
  • игрушки с сюрпризом, требующие установления связи между своим движением и появлением чего-то нового;
  • материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.

Целеустремлённость и настойчивость .

  • фигурные пирамидки , предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр.;
  • пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.);
  • составные игрушки - машинки, домики и пр.;
  • строительные наборы , предполагающие действия по зрительному образцу;
  • бусы для нанизывания ;
  • шнуровки и застёжки .

Социально-личностное развитие .

1. Речевое развитие

  • картинки с изображением животных и людей;
  • сюжетные картинки с изображением действий;
  • наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;
  • элементарные виды детского домино и лото;
  • последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;
  • наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;
  • звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;
  • диафильмы;
  • игрушечный телефон.

2. Предметная (процессуальная) игра .

  • куклы тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);
  • куклы пластиковые - гибкие;
  • кукла-голыш с набором одежды;
  • кукла в одежде;
  • маленькие "пупсики" в разных позах.
  • набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);
  • мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);
  • "продукты питания" - наборы овощей, фруктов;
  • "предметы гигиены" для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр.;
  • игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.

2. Физическое развитие .

  • Мячи (разных размеров).
  • Обручи.
  • Спортивное оборудование для малышей (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка).
  • Скамеечки для ходьбы.
  • Коврики с разной поверхностью.

Значение развивающей игры в воспитании детей раннего возраста.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Для формирования умственной работоспособности важно развивать познавательную деятельность ребенка. Его интерес к содержанию умственной работы. Возраст от рождения до трех лет, по мнению специалистов, является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, эмоционального и физического развития человека.

Познавательная активность маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим. Поэтому я в своей работе использую развивающие игры и игрушки, которые специально разработаны для ознакомления детей со свойствами предметного мира: цветом, формой, величиной, положением предметов в пространстве.

Развивающая игра – это специфическое, полноценное и достаточно содержательная для детей деятельность. Эти игры характеризуются тем, что содержат игровой замысел, игровой материал и правила. Все это определяется целью игры, то есть тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

  1. познавательный, то, чему я должна научить ребенка, какие способы действия с предметами хочу ему передать;
  2. воспитательный, те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Для детей раннего возраста характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Замысел игры основывается на действии с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки. Замысел игры реализуется в игровых действиях. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи требует от ребенка активных, умственных и волевых усилии. Содержание обучающей задачи может быть разным: назвать форму предмета, найти нужную картинку.

Игровой материал побуждает детей к игре. Размеры пособий должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей. Моя задача – с их помощью обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию. Игрушки, предметы которые служат во время игры средством наглядности, показываю по возможности в действии, движении. Правильно подобранные игрушки, пособия – по цвету, форме, величине – приятны ребёнку своей фактурой, пропорциями, чистотой, радужной гармонией цвета. Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки. Любой материал можно использовать вариативно. Необходимо предусмотреть достаточное количество деталей.

Важной особенностью игры являются игровые правила. Они могут быть двух видов: правила действия и правила общения. Например, не мешать друг другу.

Чтобы игра увлекла детей, я становлюсь непосредственным участником в этой игре. Организую и направляю её, помогаю детям преодолевать затруднения, одобряю их хорошие поступки и достижения, исправляю ошибки некоторых детей. Для более успешного развивающего эффекта игры использую многократно, со временем игру усложняю.

Развивающие игры дают широкие возможности для развития познавательных процессов. В играх создаётся необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведёт к развитию ребёнка. Для этого надо соблюдать определённую последовательность в подборе игр – постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры. Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждает к усвоению нового. Учитываю возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, склонности его к движению и к игре.

Развивающие игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры развивающие восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности, речевую активность. Игры, развивающие восприятие величины, формы и цвета, помогают ребёнку получать целостное представление о предмете. Во время игр с настольными игрушками от ребёнка требуется большая сосредоточенность и внимание при выполнении необходимых действий. Надо стараться не отвлекать их в это время посторонними вопросами. Игры с сюжетными картинками, развивают не только речь и движения детей, но и воображение, творческие наклонности, способность к перевоплощению. Ребёнок, рассматривает картинки, подражает движениям персонажей, изображённых на них, воспроизводит их голоса. Малыши описывают предметы, выделяют их существенные признаки, находя сходства и различия, расширяя, таким образом, свои представления об окружающем его мире. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие, учат различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребёнка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления.

Я считаю, что развивающие игры дают огромные возможности в познавательном развитии детей. Они играют, не подозревая, что осваивают какие – то знания, овладевают навыками действия с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. В игре ребёнок сам стремиться научится тому, что он ещё не умеет. Я стараюсь, научить детей получать удовольствие от собственных самостоятельных действий. Игры детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребёнка.


Классификация игр,

необходимых для развития

детей раннего возраста

Сенсорные игры .

Сенсорика — от лат. зепзиз — чувство, ощуще-ние. Эти игры дают опыт работы с самыми разнообразными мате-риалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сен-сорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурнойчувствительности. Все органы, данные нам природой, должны ра-ботать, а для этого им необходима «пища».

Моторные игры (бег, прыжки, лазание).

Моторика — двигатель-ная активность. Не всем родителям нравится, когда ребенок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде все-го надо подумать о безопасности ребенка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.

Игра-возня . Это еще одна раз-новидность игр, необходимых для развития ребенка раннего возрас-та. Взрослые часто запрещают по-добные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысло-ватая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с дру-гом, умению управлять своим те-лом, выплескивать эмоции. Чтобы ребенок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребенок от подобного об-щения придет в восторг, а крометого научится принимать и победу и поражение. Скорее всего будет доволен и папа.

Именно от года до трех лет у детей формируется образ «теле-сного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окру-жающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

Языковые игры . Это экспери-менты со словами, звуками. Иногда дети доводят родителей до исступ-ления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к игре, например, добавить несколько рифмующих слов.

Ролевые игры. Они начинают привлекать детей ближе к 2,5 годам. И еще раньше дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну в точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети.

Выбирая игру для ребенка, надо следовать главному принципу:игра должна соответствовать воз-можностям ребенка, быть для него привлекательной.

Сенсомоторное развитие ребенка

Почему акцент в выборе игр для детей раннего возраста стоит делать на сенсорные и моторные игры?

Сенсомоторный уровень являет-ся базовым для дальнейшего разви-тия высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, во-ображения, мышления, речи.

Двигательная активность разви-вается в определенной последова-тельности: противостояние силам гравитации (ребенок поднимает голову, переворачивается на бок, на живот), ползание, лазание, ходьба, бег. Например, необходимый этап двигательного развития — полза-ние. В процессе освоения полза-ния формируются:

зрительно-моторная координа-ция, определяющая впослед-ствии манипуляцию с предме-тами, рисование, письмо;

межполушарное взаимодей-ствие — координация работы левой и правой частей тела, что теснейшим образом связано с развитием мышления и речи ребенка;

ориентация в пространстве;

чувство равновесия.

Формирование и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне восприятия, эмоций, процессов саморегуляции (если не чувствуешь. рук и ног, то как ими можно уп-равлять?). Первичные движения ребенка — хватание, сосание, пол-зание, лазание — базируются нарефлексах. А началом рефлекса является сенсорная стимуляция: зрительная (ребенок увидел), так-тильная (пощупал), звуковая (ус-лышал).

Сенсомоторное развитие воз-можно лишь при взаимодействии ребенка со взрослыми, которые обучают его видеть, ощущать, слу-шать и слышать, т.е. восприни-мать окружающий предметный мир.

Ведущая деятельность детей 1—3 лет — предметно-игровая. То, как взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его обес-печивает, существенно влияет на эмоциональное развитие, способно-сти к учебе и умение приспосаб-ливаться к взрослой жизни.

Несформированный первично сенсомоторный базис приводит к повышению энергозатрат психики. Если задача, предлагаемая ребенку социумом, опережает физиологи-ческие возможности ребенка, про-исходит энергетическое обкрады-вание. Это плохо сказывается на процессах, развивающихся в дан-ный момент времени. Ярким при-мером неадекватного распределе-ния церебральной (мозговой) энер-гии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и циф-рам. Реакция (иногда отсроченная по времени) может сказаться в эмоциональных нарушениях, склонности ребенка к частым заболеваниям, в аллергических явле-ниях, элементах логоневроза, тиках, навязчивых движениях.

Отстающие в моторном разви-тии дети медлительны, тонкие диф-ференцированные движения уда-ются им с трудом, переключаемость и последовательность движений нарушены. Они с запаздыванием начинают захват игрушки, долго не осваивают пинцетный захват пред-мета двумя пальцами, начинают хо-дить позже обычного срока.

Сенсорные игры

Игры с водой.

  1. Выливаем, наливаем, сравни-ваем:

—сколько маленьких стаканчи-ков поместится в большую бу-тылку;

—наполнить бутылку до полови-ны — она будет плавать;

—налить бутылку до верха — она будет тонуть;

—«фонтан» из бутылки.

  1. Кидаем в воду все подряд (металл, дерево, резину, пластмассу, бумагу, губки):

—тонет — не тонет;

—вылавливаем игрушки;

—«дождь» из губки.

3. Эксперименты с подкрашен-ной водой: прозрачная --не про-зрачная.

  1. Лед. Знакомим ребенка с раз-ной температурой: холодно — теп-ло — горячо.

Растворяется — не растворяет-ся, тает — не тает.

  1. Создаем воронку: дуем в воду через трубочку

Игры с тестом

Способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. Детям предлагается несколько комочков из цветного теста (красный, синий, желтый).

  1. Пальчики шагают по лепешке (подушечки пальцев быстрымидвижениями надавливают на сере-дину и края лепешки).
  2. На плоскую картинку из тес-та кладут ладошку, надавливают натыльную сторону ладони.
  3. Большим пальцем надавлива-ют в середине лепешки.
  4. Лепешку украшают горохом, фасолью.
  5. Ребенку дают комочек теста оранжевого цвета «Лепим коло-бок» — раскатываем между ладо-нями шар, дети проговаривают:«Колобок, колобок, румяный бок».

6. Детям предлагают прикле-ить колобку глазки, рот, нос из фасоли.

  1. Строят пирамидку, скрепляют шарики или кубики кусочками те-ста. Нанизывают шарики из теста на палочку, карандаш.

Моторные игры

Пальчиковая гимнастика (игры и упражнения по развитию мелкой моторики).

  1. сажным шариком (из су-джок тера-пии), грецкими орехами, шестигран-ными карандашами, желательно сопровождаемые стихотворным текстом. Длительность упражнений 2—3 мин (в зависимости 01 возраста). Одно упражнение по-вторяется 4—6 раз; пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполня-ется сначала правой, потом лево--рукой, затем двумя одновременна после каждого упражнения нужнорасслаблять пальцы рук (потряс:, кистями).
  2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши.
  3. Занимайтесь с детьми мозаи-кой, играми с мелкими деталям;: мелкими игрушками, счетными па-лочками.
  4. Попробуйте технику рисова-ния пальцами. Добавьте в краски соль или песок для эффекта мас-сажа.
  5. Организуйте игры с водок тестом.
  6. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.

Мытье посуды и уборка стола после еды — прекрасная возмож-ность потренировать мелкие паль-цевые мышцы.

Развитие умственных способностей ребенка

раннего возраста

Понятия

* Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предме-тов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.

* Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро коз-лят», «Три поросенка»).

* Давайте детям задания нарисо-вать предметы с противоположны-ми значениями. Например, тонкую и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.

* Обсуждайте с детьми времена года, очередность месяцев, дней в неделе.

* Поговорите об организме че-ловека. Как мы вдыхаем и выды-хаем воздух? Как бьется наше сердце?

* Разучите с детьми стихи, в которых есть обозначение поня-тий.

Например: Плечи, коленки, Носки, голова, Носики,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!