Критерии определения индивидуальных особенностей воображения. Изучение воображения в общей психологии

С.Ю. Лазарева рекомендует педагогическую оценку результатов творческой деятельности учащихся осуществлять с помощью шкалы «Фантазия», разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки наличия фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному вопросу М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук) .

Шкала «Фантазия» включает пять показателей: новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явление), незначительное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления)); убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью) .

Данные научных работ говорят о том, что исследование, проводимое в реальной жизни, правомерно в том случае, если оно направлено на совершенствование воспитательной среды, в которой формируется ребенок, способствуя общественной практике, на создание педагогических условий, способствующих развитию творчества в ребенке.

1. Методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение).

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

скорость процессов воображения;

необычность, оригинальность образов воображения;

богатство фантазии;

глубина и проработанность (детализированность) образов; - впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов. 0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла. Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

  • 0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект рассказа изображен весьма схематично.
  • 1 балл - если при описании центрального объекта его детализация умеренная.
  • 2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и эмоции у слушателя.

  • 0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.
  • 1 балл - образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает.
  • 2 балла - ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.



Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Задание 3

Исследование творческого воображения

Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-практические и методические материалы

Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева,

С.В. Старовойтовой «Психодиагностика»

Часть 1

Исследование воображения..

Исследование индивидуальных особенностей воображения..

Исследование продуктивности воображения..

Исследование творческого воображения..

Исследование восприятия..

Исследование восприятия времени..

Исследование познавательного контроля при восприятии..

Исследование ощущений..

Исследование зрительных ощущений..

Исследование мышечно-суставных ощущений..

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности
человека..

Исследование речи..

Исследование ригидности речи..

Исследование темпа устной речевой деятельности..

Исследование эготизма..

Методы диагностики внимания..

Исследование избирательности внимания..

Исследование концентрации внимания..

Исследование переключения внимания..

методика мюнстерберга..

методика «перепутанные линии».

Методика «расстановкА чисел».

Методика «Числовой квадрат».

Тест «Корректурная проба».

тест «таблица горбова-шульте».

ТЕСТ «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ».

Методы диагностики памяти..

Исследование объема кратковременной памяти..

Исследование опосредованного запоминания..

Исследование преобладающего типа запоминания..

МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА».

МЕТОДИКА «Смысловая память».

Пиктограмма..

Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий..

ТЕСТ «ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ».

ТЕСТ «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ».

ТЕСТ «ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ..

Методы изучения мышления..

Исследование аналитичности мышления..

Исследование ассоциаций..

Методика «Тип мышления».

МЕТОДИКА «Ответные ассоциации».

МЕТОДИКА «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ».

Исследование влияния установки на способ решения задач..

Исследование рефлексивности мышления..

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ».

Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз».

Методика «Сравнение понятий».

методика «Установление последовательности событий».

ТЕСТ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ».

тест «Простые аналогии».

тест «Сложные аналогии».

ТЕСТ «Существенные признаки».

Тест эббингауза (Заполнение пропущенных в тексте слов)

Методы диагностики интеллекта, креативности, способностей..

Исследование умственных способностей..

ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА..

ТЕСТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Р. АМТХАУЭРА..

ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ТОРРАНСА..

ТЕСТ МЕДНИКА (ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ)

Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)

Краткий Ориентировочный Тест.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В. В. БОЙКО..

Диагностика лидерских способностей (Жариков Е.,
Крушельницкий Е.)

Исследование эмоционально-волевых процессов..

Исследование волевой саморегуляции..

Исследование импульсивности..

Исследование настойчивости..

Исследование настроений..

Исследование субъективного контроля..

Диагностика волевого потенциала личности..

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

Изучение состояния агрессии, тревожности..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ А. АССИНГЕРА..

Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)

Опросник состояния агрессии Баса-Дарки..

тест школьной тревожности Филлипса..

ШКАЛа реактивной и личностной тревожности СПИЛБЕРГЕРА-Ханина..

Изучение состояния Депрессии, невроза..

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ Л.И. ВАССЕРМАНА..

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ
СОСТОЯНИЙ В.А. ЖМУРОВА..

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, РИСКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В СТРЕССЕ «ПРОГНОЗ».

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА К. ХЕКА И X. ХЕССА..

Шкала для психологической экспресс-диагностики
уровня невротизации (УН)

Семейные отношения..

Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е. Каган, И.П. Журавлева)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА,
В.В. СТОЛИН..

Методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман,
Е.М. Дубовская)

Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре (А.Н. Волкова)

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)

Тест-опросник удовлетворенности браком...

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях..

МЕТОДИКА PARI Е. ШЕФФЕР И Р. БЕЛЛА..

тесты на Мотивацию....

Анкета на основе методики оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой..

Диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов)

Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)

Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)

Исследование деятельностной мотивационной структуры (К.Замфир)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА..

Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А. Реана)

Самооценка мотивационных состояний школьника (О.С. Гребенюк)

Тесты профориентации..

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК Е. КЛИМОВА..

КАРТА ИНТЕРЕСОВ ГОЛОМШТОКА..

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..

ТЕППИНГ-ТЕСТ.

Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников)

Методики определения профессионально важных качеств (ПВК)

Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «Человек-техника».

Опросник профессиональных склонностей (Л. Йовайши в
модификации Г.В. Резапкиной)

Тест-опросник КОС-1.

Методика КОС-2.

Учитель-ученик..

Диагностика доминирующей эмоциональной модальности
у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т.Г. Сырицо)

Диагностика парциальной направленности личности учителя..

Методика изучения свойств нервной системы учащихся..

Опросник «Психологический портрет учителя / родителя»
(Г.В. Резапкина)

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ЧЕРТ.

Межличностные отношения..

Внешнегрупповая референтометрия..

Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников)

Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко)

Опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) адаптация Л.Н. СОБЧИК..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОЦЕНКИ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ М. СНАЙДЕРА..

МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ..

Социоматрица..

Социограмма..

Карта-монограмма..

Социометрические индексы..

Референтометрия.

Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора..

Определение ролевых позиций в межличностных отношениях
(по Э.Берну)

Самооценка направленности контакта..

Самооценка психической устойчивости в межличностных
отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л.Г. Лаптев)

Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности
личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)

Субъективная оценка межличностных отношений (С.В. Духновский)

Социально-перцептивная дифференциация малых групп..

Шкала психосемантических различий объекта социального взаимодействия

Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

Методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

исследование ориентаций..

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова)

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)

Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

Определение жизненных ценностей личности (Must-тест)
(П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова)

Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)

Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца..

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ – 8».

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО)

Исследование Руковдства коллективом...

Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)

Диагностика стилей руководства (А.Л. Журавлев)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
В. П. ЗАХАРОВА И А. Л. ЖУРАВЛЕВА..

Самооценка руководителем стиля управления..

Стиль работы руководителя с документацией (И.В. Липсиц)

Проективные методы исследования личности..

ВОСЬМИЦВЕТНЫЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА..

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК « ДЖ. БУКА..

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ С.РОЗЕНЦВЕЙГА..

МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

МИОКИНЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА Е.МИРА И М.ЛОПЕЦА..

Основы интерпретации рисунка «Несуществующее животное..

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ТИПА
ЛИЧНОСТИ..

РИСОВАННЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (PAT) (Л.Н. Собчик)

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ».

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ» Н.Г. ХИТРОВОЙ..

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ».

тест «дерево».

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР».

ТЕСТ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ АВТОПОРТРЕТ.

КАК УЗНАТЬ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ПОДПИСИ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАФОЛОГИЯ

Тест Роршаха..

РУКИ ТЕСТ (Напd Теsт)

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО) М. ЭТКИНДА..

МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ..

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ.

Метод графологической психодиагностики личности..

личностные методики..

Вербальная диагностика самооценки личности..

ГИССЕНСКИЙ ОПРОСНИК..

Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова
в модификации Н.П. Фетискина)

Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.)

Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)

Диагностика личностного эгоцентризма..

Диагностика парциальных позиций интернальности- экстернальности личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд)

Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции»
личности (С.М. Петрова)

Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков)

Диагностика принятия других (по шкале Фейя)

Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н. Смирнов)

Диагностика социальной эмпатии..

Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

Диагностика типологий психологической защиты...

Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта)

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии..

Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл)

Диагностика эмоциональной направленности личности..

Индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан)

ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ..

«ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК» Г.Ю. Айзенк, EPI, 1963.

16-ти факторный личностный опросник кеттелла (187)

16-ти факторный личностный опросник кеттелла (105)

МЕТОДИКА «Q-СОРТИРОВКА» В. СТЕФАНСОНА.

МЕТОДИКА АЙЗЕНКА EPQ..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ОБЩЕНИИ В.В. БОЙКО..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ В. В. БОЙКО..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ
М. ЦУКЕРМАНА..

Методика диагностики самооценки мотивации одобрения
(Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна..

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Л. И. ВАССЕРМАНА И Н. В. ГУМЕНЮКА..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ СТИМУЛОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В. В. БОЙКО..

Методика диагностики уровня развития общей рефлексии
А.В. Карпова..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА Д. РАССЕЛА И М. ФЕРГЮСОНА..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
В. В. БОЙКО..

Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу..

Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТЕМПЕРАМЕНТА..

Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР)

Методика диагностики типа акцентуации характера
«Чертова Дюжина».

Методика «Уровень эмоционального интеллекта» (QLEI)

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Т. В. МАТОЛИНА..

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК «АДАПТИВНОСТЬ».

Многофакторный личностный опросник FPI. Форма В..

Определение когнитивно-деятельностного стиля (Ребекка Л.)

Определение направленности личности (Б. Басса)

Определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)

Опросник для изучении индекса жизненного стиля просник
Плутчика – Келлермана – Конте..

ОПРОСНИК САН..

Опросник уровня субъективного контроля (УСК)

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности
(ОФДСИ) В.М. Русалова..

Опросник Шмишека. Акцентуации характера..

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

Перцептивно-образная самооценка (В.В. Бойко)

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО САМОСОЗНАНИЯ..

Полоролевой опросник (С.С. Бем)

Психодиагностический тест (ПДТ) В. Мельникова, Л. Ямпольского..

Психологическая типология личности (К. Юнг)

Самоактуализационный тест.

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ..

Тест Куна. Тест «Кто Я?».

Тест темперамента В.М. Русалова..

Тест «Темперамент и социотипы».

Тест «Формула темперамента» (А. Белов)

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (опросник К. Леонгарда)

Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности

Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности..

Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

Список использованной литературы...

Исследование воображения

Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования : определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование : три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Воображение различается у людей по нескольким признакам.

Прежде всего индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов , новизне, оригинальности, точности. У некоторых людей образы воображения настолько яркие, отчетливые, что могут соперничать с образами восприятия и представлениями памяти. Л. Бетховен настолько ярко и точно представлял звучание музыки, что будучи уже совершенно глухим, мог создать свои великолепные произведения. Л. Н. Толстой признавался, что путал события, факты, увиденные лица с теми, что создало его воображение.

Яркость, сила воображения также в значительной степени обусловлены эмоциональной сферой. Яркие картины, рисуемые воображением, нередко возникают вследствие повышенной чувствительности. Чувство страха заставляет человека представить воображаемые опасности, и, напротив, воображение этих опасностей может во много раз усилить чувство страха. У людей малочувствительных образы воображения обычно бледны и слабы.

Воображение человека выступает как отражение свойств личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышлении человека.

У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, художественный тип мышления физиологически связан с доминированием правого полушария головного мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями. Это люди с доминирующим левым полушарием мозга.

Индивидуальные различия воображения могут быть определены и по степени их реалистичности, правдивости . Так, для одних людей характерно фантазировать в области нереальных представлений, другие не выходят за рамки обыденного опыта.

Широта воображения определяется кругом тех областей действительности, образами которой оперирует воображение человека. Для людей с широким воображением свойственно одновременное использование представлений из самых различных сфер природы в ее прошлом и будущем, прошлой и будущей жизни истории человека, недра земли и звездное небо, техника и искусство. Нередко сюда же привлекаются и образы чистой фантастики. Широкое воображение обычно богато по содержанию.

Индивидуальной характеристикой воображения может служить его произвольность , т.е. умение подчинять воображение поставленной задаче, использовать для достижения нужного результата. Люди с высокоорганизованным воображением, несмотря на разнообразие появляющихся образов, не упускают из внимания основное направление решения и как бы привязывают к нему появляющиеся у них ассоциации.

Неорганизованное воображение обычно быстро теряет задачу, как направление, задающее фантазирование, и начинает функционировать по типу свободных ассоциаций, переходя в грезы.

В качестве индивидуальной особенности воображения может служить и тип сенсорности, которой по преимуществу оперирует человек (зрительные , двигательные и т.д.).

Индивидуальные проявления творческого воображения могут быть связаны также с устойчивостью данного процесса.

Воображение также определяется областью профессиональной деятельности человека и доминирующими потребностями .

Тема «ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО»

Методика 1.«Методика исследования индивидуальных особенностей воображения»

Цель: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.

Оборудование: три листа бумаги с изображениями; на первом – контур круга диаметром 2,5 см, на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см карандаш и секундомер.

Ход работы:данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Время рисования на каждом этапе (60 с) экспериментатор определяет по секундомеру. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция: используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте, что вы хотите. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу: «Стоп!» рисование прекращайте.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по числу рисунков на один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется в том случае, если все рисунки выполнены на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Интерпретация результатов. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т. п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица гуманитарной направленности любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо определить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Методика 2. «Методика исследования творческого воображения»

Цель: оценка особенностей творческого воображения.

Оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Ход работы: методика применяется для обследования подростков и взрослых. Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Закандиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!».

Обработка результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:

Величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

Сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!