Раскрась звуковые домики. «Домики для звуков»Дидактическое пособие по обучению грамоте для подготовительной группы


Дидактическая игра для детей 5-7 лет «Звуковой домик»
Автор: Чибарчикова Татьяна Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории, МДОБУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №192» г. Оренбурга
Часто дошкольникам трудно определить, где гласный, а где согласный звук и как различить виды согласных звуков. Поэтому создаются игры, с помощью которых можно запомнить или научиться определять виды согласных звуков по различным признакам: 1 В отличие от гласных звуков, при произнесении согласных создается некое препятствие языком или губами. Для гласных же звуков, наоборот, «путь» открыт, их легко пропеть и «потянуть». 2 Отличайте твердые и мягкие согласные звуки. То есть одни согласные произносятся твердо, а другие мягко в зависимости от положения языка. Мягкие согласные образуются при поднятии средней спинки языка к твердому нёбу. 3 Определите звонкие и глухие согласные. Все согласные звуки произносятся с шумом. Если к шуму прибавляется тон, голос, согласный звук является звонким. Если присутствует только шум, это глухой согласный. 4 Выделяют также шипящие согласные – [ж] [ч] [ш] [щ].
Пособие предназначено для непосредственной образовательной области Речевое развитие. Направлено на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 5–7 лет. Способствует отработке навыка выделения в слове заданного звука. Формирует умение выполнять звукобуквенный анализ слова. Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей. Игра будет полезна старшим дошкольникам, воспитателям и логопедам. Игра «Звуковой домик» востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся звуков, букв, написания слов и т.д.. Дети используют данную игру в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры «Школа», что способствует развитию творчества, воображения.
Развивающая игра для детей 5 – 7 лет «Звуковой домик»
Цель: Формировать умение выполнять звукобуквенный анализ слов.
Задачи:
Образовательные: Научить находить место заданного звука в слове. Учить детей называть акустические характеристики звука (гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий)
Развивающая: Развивать фонематический слух и восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитательная: Воспитывать умение выполнять правила игры.
Описание игры
Игра предназначена для детей 5 – 7 лет, представляет собой магнитную доску, стилизованную под домик. На «крыше» согласные звонкие и глухие в паре, и согласные, не имеющие пару по этому признаку.
Ниже таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по признаку звонкий - глухой. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго – глухими.
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].

На «крыше» кармашек, в него вставляется карточка с буквой и картинкой, например, Л – лягушка.
Ниже три цыпленка (1- начало слова, 2 – середина, 3 – конец слова). По проволочке движется крупная бусинка, показывая, где находится звук Л в слове лягушка.
На балкончике слева: мягкий шарик, твердый камень (символизируют мягкие и твердые звуки)
На балкончике справа: колокольчик и барабан (звонкие и глухие звуки)\
В окошке домика можно выложить слово из магнитных букв.
Под окошком прикручиваются крышечки разных цветов (красные – согласные; синие – твердые согласные; зеленые – мягкие согласные). Крышечки из-под пластиковых бутылок, горлышки которых приклеены к домику.
Набор карточек с буквами и картинками.
Набор крышечек трех цветов: красные, зеленые и синие.

Ход игры:
Вариант первый: Например, мы сегодня изучаем звук [ C]. Выставляется картинка, в названии которой есть звук [ C]: «собака», «бусы», «плюс» и т.д.. Далее определяем место звука в слове (три цыпленка), двигаем бусинку к первому цыпленку, второму или третьему (начало слова, середина, конец)Затем даем характеристику звука [ C]: он твердый – выбираем камушек, он мягкий – берем мягкий шарик.
Сверяясь с согласными на «крыше» определяем звонкий или глухой звук [ C]: если звонкий – звоним в колокольчик, глухой - барабаним
Вариант второй: с усложнением Выкладываем слово «собака» из букв (если дети умеют читать) в окошке или делаем звуковой анализ на слух. Для звукового анализа используются крышечки из-под пластиковых бутылок. Все крышечки откручиваются и закручиваются. Твердый согласный звук – синяя крышечка, мягкий согласный – зеленая, гласные звуки – красные крышечки.


Игра для детей старшего дошкольного возраста. Выполняя задания, малыши освоят звуко-буквенный анализ слова, повторят основные цвета, а также разовьют зрительное восприятие, произвольное внимание и логическое мышление.
Перед началом игры разрежьте карты по пунктирным линиям, у вас получится 64 разноцветных карточки.
Раздайте детям карточки с картинками, предложите назвать их и сказать на какую букву начинаются слова. Затем нужно к каждой картинке подобрать квадрат, название цвета которого начинается с той же буквы, что и название картинки. Если все цветные квадраты будут разложены правильно, то получится узор.


Развивающая игра. Предназначена для детей 3-6 лет. Комплектность: 20 карточек, состоящих из 2-х элементов. На одних половинках изображены различные животные, на других - места их обитания. Игра поможет детям узнать особенности жизни некоторых животных, научит различать их изображение, укрепит зрительную память и внимание. Варианты игр: "Третий (четвертый) лишний", "Общее место", "Играем сами", которые описаны в инструкции к игре.
Правила игры: см. продолжение...


Эти карточки помогут выучить с ребенком буквы в процессе игры. Посмотрите на картинки внизу.
Перед началом игры их нужно распечатать на плотной бумаге. Верхнюю часть с буквами отрезать и разрезать по полоскам сами буквы. Получится большой набор букв из которых нужно будет составлять слова и еще один набор с картинками.
Для начала даете ребенку одну большую карточку. Например, с буквами А и Б. Показываете букву А. Ребенок раскрашивает эту букву в большом квадратике. Затем вписывает ее в маленькие квадратики возле картинок. При этом проговаривайте с ним слова, выделяя голосом букву А: "АААА-ист".
Соберите это слово из карточек с буквами. Это должно выглядеть так: Первая карточка с буквой А и еще 3 карточки, повернутые чистой стороной вверх.
Объясните ребенку, что слово АИСТ состоит из 4 звуков, и первый звук А обозначается буквой А.
Выучив букву А, переходите к следующей.


Чтобы научить малыша читать, не нужно серьезных занятий. Побольше играйте с ним в разные игры с буквами. У детей отличная зрительная память. Если малышу показать, как пишется его имя или слова "мама" и "папа", то, даже не зная букв, он найдет эти слва среди множества других.
Лото "Слова из 3 букв" как раз учит читать, не заставляя учить буквы.
Есть картинка, она разрезана на три части. Ребенок собирает целую картинку из частей и видит что-то знакомое. Например, это КОТ, или ДУБ, или ЛУК. Но кроме рисунка на карточке есть и слово, которое ребенок запоминает автоматически.
Попробуйте, и вы сами увидите, что учится читать легко.
В архиве 15 картинок.


На какую букву начинается слово? А на какую букву слово заканчивается? А какая буква стоит на втором месте? Это все варианты игры в буквенное лото.
Помните, что такое лото? Мешочек с бочечками, на которых написаны цифры и карточки для всех игроков. Ведущий вытягивает из мешочка бочечку и называет цифру. Все ищут на своих карточках клеточку, на которой такая цифра есть. Бочечка ставится сверху. Кто первый заполнил все карточки, тот и победитель.


Картинки для детей выполняют важную роль в развитии ребёнка, это самый простой и один из самых первых способов знакомства ребёнка с буквами и предметами изображенными на них. Предлагаем несколько категорий картинок, такие как:
Звери - 36 карточек;
Овощи и продукты - 22 карточки;
Орехи и хлеб - 12 карточек;
Фрукты и ягоды - 20 карточек.
Это красочные развивающие карточки для вашего любимого малыша. Всё начинается с того, что вы показываете карточки своему малышу а он концентрирует своё внимание на них и запоминает. Он запоминает яркие буквы и картинки изображенные на них. Так-же на картинках изображены слоги и слова, при этом слоги выделены. Дети даже самого раннего возраста обращают внимание на эти картинки и по долгу их рассматривают. Когда к детям попадают подобные вещи, он долго смотрят на них вертят и издают разные звуки радости в виде гудения и пения.


Рассмотрите окошки с малышом, обратите внимание, что есть окошки большие, есть маленькие, что из каждого окошка кто-то смотрит.
Перед каждым новым заданием просите малыша разложить окошки перед собой.
Читайте задание и предлагайте малышу разложить окошки на доме. Не забывайте - в конце задания, малыш обязательно называет жильцов дома.
В файле 5 листов А4 с различными домиками без окошек
и 16 окошек: - 8 больших и 8 маленьких.
Инструкция проведения игры в файле.
автор limush

Татьяна Геннадьевна Серегина

Работа логопеда - это творческий поиск, облегчающий и направляющий процесс становления речи ребенка. Чтобы повысить эффективность занятий, ускорить процесс постановки звуков, а главное, сделать обучение осознанным нужны нестандартные подходы, инновационные технологии.

Пластилинотерапия способствует развитию моторики, координации движений, точности выполнения действий. В образовательной деятельности используют обычный пластилин как элемент подготовительной работы для постановки звуков.

На первых двух занятиях каждого нового исправляемого звука учитель-логопед совместно с детьми лепит (моделирует) пластилиновый язычок. Выполняя модель язычка, дети стимулируют рецепторные зоны обеих рук, что оказывает положительно воздействие на развитие речи.

Изготовим "Домик для звуков" из фанеры, можно из коробки для конфет, но это не надежно.



Вот такое пособие у нас получилось.

В нашем домике 4 окошка:

1) объемные губы

2) объемный язычок

3) исправляемый звук, также в окошко можно положить полосочку салфетки розового или голубого цвета, в зависимости от воздушной струи звука

4) игрушка - символ звука

"Домик для звуков" - для группы свистящих звуков:

При произнесении звука С первым артикуляционным признаком являются губы, вытянутые в улыбку; расстояние между зубами 1 мм. Вторым артикуляционным признаком является язык - горка.

"Домик для звуков" для группы шипящих звуков:


При произнесении звуков Ш и Ж первым артикуляционным признаком выделяют губы, вытянутые вперед "бубликом", расстояние между зубами 4-5 мм. Вторым артикуляционным признаком является язычок - "чашечка".

"Домик для звуков" для звука "Л":


Отличительная черта этой модели - губы в открытой улыбке, то есть расстояние между ними 1,5 - 2 см. Язычок - в форме ложечки.

"Домик для звуков" для звука "Р":


В способах постановки данного звука отмечается, что если ребенок правильно произносит верхние "Ш" и "Ж". получить фрикативный Р не трудно. Учитывая эти сходства, окошки "Домика для звуков" заполняют следующим образом:

1) модель объемные губы - как для звука Ш

2) модель объемный язычок - как для звука Ш

Применение материалов мастерской "Домик для звуков" позволит интересно провести занятие. В процессе лепки дети не только получают удовольствие, но и совершенствуют мелкую моторику.


На пластилиновом язычке можно легко передать форму и положение языка, его динамику.

1. Форма языка:

"горка" или "чашечка"

узкий язычок- "иголочка" или широкий язычок - "лопатка"

2. Положение языка:

вверх, вниз

3. Динамика языка:

как формируются боковые края язычка

как язычок упирается. отталкивается

Это самодельное пособие вызывает массу положительных эмоций, занятия проходят с высокой мотивацией.

Публикации по теме:

Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ согласно ФГОС на сегодняшний день стоит особо актуально. Одним из направлений преобразования.

Буквально на днях я познакомилась здесь на МААМе с молодым педагогом из города Советский Натальей Куликовских. Мне очень понравилось увлечение.

Продолжаем работу над сказочным уголком. На очереди у нас изготовление домика для симпатичных гномов. Итак, нам понадобятся: 1. бочка.

Дети часто теряют и забывают свои вещи, бывает, что несколько дней лежит вещичка ожидая своего хозяина. Для хранения я решила сделать.

Недавно закончились новогодние праздники. Но зима не закончилось. Для ребёнка зима это прежде всего:катание на санках, на коньках, игра.

Задачи:
1. Учить дифференцированию гласных и согласных звуков по всем признакам;
2. Развивать фонематический слух, внимание, ориентировку в пространстве;
3. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: магнитофон, кассета сборник «Весёлая планета» — Приход весны, предметные картинки (жираф, утка, кот), «Звуковые домики» — 3 шт., мяч, круги красного и синего цвета, игровое поле «Маленький жук», карандаши, конверты с геометрическими фигурами – 3 шт., волшебный сундук, дорожки-коврики, карточки со звуками [Ж], [У], [К], карточки с цифрами.
Форма проведения: сюжетно – ролевая игра.

Ход занятия

1. Организационный момент

(Дети стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, из Звукового леса пришло страшное известие. Там появился злодей – Звукоед – и спрятал Звуковичков. Они очень просят помочь им. Что же делать?
Я помню, что в сказках помогает тот, кто сильный и ловкий. Проверим себя?

Фонетическая зарядка «Не пропусти звук»
(Фонетическая зарядка сопровождается музыкой)

Воспитатель бросает мяч, называя слово. Ребёнок ловит мяч, брошенный воспитателем, называет гласный звук в слове и бросает мяч назад воспитателю:
Кот – о, кит – и, лук – у, мех – е, лёд – ё, сон – о, мак – а, дом – о, слон – о, ёж – ё, суп – у, жук – у, сад – а, конь – о, ночь – о, рак – а, торт – о, лист – и.

2. Основная часть
I. Звуковой лес

(Дети вместе с воспитателем идут в «лес» перемещаются друг за другом по дорожкам-коврикам, «кочкам». Музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Что здесь такое? (воспитатель берёт картинки). Понятно. Нам предстоит расшифровать слово, называющее насекомое, только после этого мы его освободим.
Первый звук в зашифрованном слове – это первый звук слова «жираф». Второй звук – это первый звук слова «утка». Третий звук – это первый звук слова «кот».

(Демонстрации предметных картинок сопровождается показом)

Из первых звуков трёх слов-подсказок сложите зашифрованное слово.

(Воспитатель ещё раз проговаривает все слова, выделяя голосом первые звуки. Зашифрованное слово – жук, педагог демонстрирует предметную картинку)

II. Выбор звукового домика. Звуковой анализ слова.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Мы освободили жука. А вот и домики. В один из домиков мы поселим слово «жук».

(Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово ЖУК, затем педагог предлагает выбрать нужный домик. Дети объясняют свой выбор).

Воспитатель: Произнесите слово «жук» чётко. Какой звук мы слышим первым? Произнесите его чётко. Это звук [Ж]. Это согласный или гласный звук? Твёрдый или мягкий? Как мы его обозначим? Какой звук мы слышим вторым? Произнесите его чётко. Это звук [У]. Это согласный или гласный звук? Как мы его обозначим? Какой звук мы слышим третьем в слове «жук»? Произнесите его чётко. Это звук [К]. Это согласный или гласный звук?

(Дети обозначают гласный и согласный звук – кругами красного и синего цвета)

Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ногами мы потопали,
Руками мы похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

(Выполнение движений вслед за воспитателем)

Воспитатель: Ребята, наш спасённый «жук» хочет, чтоб мы поиграли с ним в математическую игру, которая называется «Маленький жук».

III. Математическая игра «Маленький жук»
Воспитатель:
Вы знаете, что жуки очень любят ползать?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как они это делают.

(Воспитатель знакомит детей с правилами математической игры «Маленький жук»)

— Игровое поле состоит из девяти клеток. Жук может ползать в четырёх направлениях: вверх, вниз, вправо, влево.

(Дети следят за ползанием жука пальчиком, а затем отмечают направления геометрическими фигурами. Воспитатель диктует направление)

— Вниз, влево, верх, вверх — поставьте квадрат. От квадрата жук ползёт вправо, вниз, влево, вниз – поставьте круг. От круга жук ползёт вправо, вверх, вправо вниз – поставьте прямоугольник. От прямоугольника жук ползёт влево, вверх, вправо, вверх – поставьте треугольник.

(Дети выходят из-за столов и встают в круг на ковре)

Воспитатель: Ребята, смотрите волшебный сундук на нём написано «Непоседам». Давайте откроем и посмотрим что там внутри.
— Смотрите, а в сундуке 3 конверта, интересно что в них (на них изображён жук из геометрических фигур).

(Дети отвечают, что это геометрические фигуры)

— Как мы будем их делить? Нас 18, а их всего три.

(Дети предлагают свои варианты решения. После того как их выслушали, делятся на первый, второй, третий, образую таким, образом три группы, затем ребята выполняют задание)

IV. Собери жука

(Дети собирают жука, на столах. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания)

Воспитатель: Ребята, из каких геометрических фигур состоит жук? (овал, круг, прямоугольник)
— Давайте посчитаем, сколько лап у жука? (6). Сколько понадобилось прямоугольников, чтоб построить лапы жуку? (12) Из скольки овалов состоит жук? Сколько у жука усиков? (2)

3. Заключительная часть

(Дети свободно располагаются на ковре)

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу, но я совсем забыла: в сообщении говорилось о том, что мы можем вырваться из этого леса, только на необычном транспорте. Как вы думаете: на каком?

(Ответы детей)

Воспитатель: Взлететь мы сможем, если правильно составим предложение и выполним задание: 1. Составим предложение из слов: ковёр, летать, самолёт, мы, на (дети составляют предложение) 2. Посчитаем слова в предложении (считаю слова в предложении) .
— Получилось! Приготовились к полёту! Летим! (Дети закрывают глаза) . Приготовились к посадке! Счёт от 10 до 0. Приземлились. (Дети открываю глаза, они «прилетели в группу») .

Литература:
1. Бабаева Н.А., Калмыкова Н.В., Солодова Т.Л. Предшкольное обучение грамоте в ДОУ. – 2-е изд., — М.: АРКТИ, 2008, с. 27-28.
2. Зарин А., Кудрина С., От буквы к слову: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2004, с.88.
3. Пугина А.В. Комплексное занятие в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир. – Волгоград: Учитель, 2008, с.117.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!