Ставка налога 1. Виды налоговых ставок

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено настоящей статьей. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 — 2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет, если иное не установлено настоящей главой;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 — 2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента (12,5 процента в 2017 — 2020 годах), если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Для организаций — резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны.

Для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области законом Магаданской области может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Магаданской области от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, заключаемым в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (далее в настоящей статье — соглашение об осуществлении деятельности), при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных таким соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности.

Размер налоговой ставки налога, указанной в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, не может быть выше 13,5 процента.

Для организаций — участников региональных инвестиционных проектов законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 либо пункта 3 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не применяются:

налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, при исчислении налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

при исчислении налоговой базы налогоплательщиками — контролирующими лицами по прибыли контролируемых ими иностранных компаний.

1.1. К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.1 настоящего Кодекса.

1.2. Для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется:

к прибыли от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами технико-внедренческой особой экономической зоны;

к прибыли от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами таких особых экономических зон.

Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации приобрела статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с законодательством Российской Федерации утратила статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или статус резидента туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер.

1.2-1. Для организаций — резидентов особой экономической зоны (за исключением организаций, указанных в пункте 1.2 настоящей статьи) налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2 процентов.

1.3. Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 настоящего Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным подпунктом 1 или 1.1 пункта 2.1 статьи 346.2 настоящего Кодекса, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

1.4. К налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, применяется налоговая ставка 20 процентов.

1.5. Для указанных в подпункте 1 пункта 1 и пункте 2 статьи 25.9 настоящего Кодекса организаций — участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 284.3 настоящего Кодекса.

1.5-1. Для указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 настоящего Кодекса организаций — участников региональных инвестиционных проектов налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса.

1.6. К налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — контролирующими лицами по доходам в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний, налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов.

1.7. Для организаций — участников свободной экономической зоны:

налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне;

налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере. При этом указанная в настоящем абзаце налоговая ставка не может превышать 13,5 процента.

Указанные в настоящем пункте налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

1.8. Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток», налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном статьей 284.4 настоящего Кодекса.

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток», законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности соответственно на территории опережающего социально-экономического развития либо на территории свободного порта Владивосток, в соответствии с положениями статьи 284.4 настоящего Кодекса.

1.9. К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.5 настоящего Кодекса.

1.10. Для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов.

Указанная налоговая ставка применяется к прибыли от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных таким соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности.

Организации, указанные в настоящем пункте, вправе применять налоговую ставку 0 процентов налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» приобрела статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области. Право на применение указанной налоговой ставки утрачивается с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором организация в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года N 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» утратила статус участника Особой экономической зоны в Магаданской области.

При нарушении участником Особой экономической зоны в Магаданской области существенных условий соглашения об осуществлении деятельности сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 настоящего Кодекса днем уплаты налога (авансового платежа по налогу), исчисленного без учета статуса участника Особой экономической зоны в Магаданской области за весь период нахождения его в реестре участников Особой экономической зоны в Магаданской области.

1.11. К налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа (за исключением налоговой базы, налоговые ставки по которой установлены пунктами 3 и 4 настоящей статьи), применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.6 настоящего Кодекса.

2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:

1) 20 процентов — со всех доходов, за исключением указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пунктах 3 и 4 настоящей статьи с учетом положений статьи 310 настоящего Кодекса;

2) 10 процентов — от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

3. К налоговой базе, определяемой по доходам, полученным в виде дивидендов, применяются следующие налоговые ставки:

1) 0 процентов — по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная настоящим подпунктом налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Налоговая ставка, установленная настоящим подпунктом, не применяется в отношении доходов, полученных иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном статьей 246.2 настоящего Кодекса, за исключением иностранных организаций, самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса;

2) 13 процентов — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в подпункте 1 настоящего пункта, а также по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками;

3) 15 процентов — по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме.

При этом налог исчисляется с учетом особенностей, предусмотренных статьей 275 настоящего Кодекса.

Для подтверждения права на применение налоговой ставки, установленной подпунктом 1 настоящего пункта, налогоплательщики обязаны предоставить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов.

Такими документами могут, в частности, являться договоры купли-продажи (мены), решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения, решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования, ликвидационные (разделительные) балансы, передаточные акты, свидетельства о государственной регистрации организации, планы приватизации, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, проспекты эмиссии, судебные решения, уставы, учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги, выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников), выписки по счету (счетам) «депо» и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов. Указанные документы или их копии, если они составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

4. К налоговой базе, определяемой по операциям с отдельными видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки:

1) 15 процентов — по доходу в виде процентов по следующим видам ценных бумаг, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов (за исключением ценных бумаг, указанных в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации, за исключением процентного дохода, полученного первичными владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, которые были получены ими в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации):

государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства;

государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам;

облигациям российских организаций (за исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации), которые на соответствующие даты признания процентного дохода по ним признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, номинированным в рублях и эмитированным в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

Налоговая ставка, установленная настоящим подпунктом, применяется также к налоговой базе в виде доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;

2) 9 процентов — по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;

3) 0 процентов — по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации.

4.1. К налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.2 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим пунктом.

К налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, являющихся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьей 284.2.1 настоящего Кодекса.

4.2. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 310.1 настоящего Кодекса.

5. Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов.

Прибыль, полученная Центральным банком Российской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.

5.1. Прибыль, полученная организацией, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем пункте — участник проекта), облагается налогом по налоговой ставке 0 процентов в отношении прибыли, полученной после прекращения использования участником проекта права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса.

В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса, превысил 300 миллионов рублей и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящей статьи, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом положения настоящего абзаца не распространяются на прибыль, полученную в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

В налоговом периоде, в котором совокупный размер прибыли, полученной участником проекта нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 246.1 настоящего Кодекса, превысил 300 миллионов рублей (для участника проекта — исследовательского корпоративного центра — один миллиард рублей), и (или) в котором участник проекта утратил статус участника проекта, и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50 процентов в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра, полученная таким участником проекта прибыль подлежит налогообложению по налоговой ставке, установленной пунктом 1 настоящей статьи, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом положения настоящего абзаца распространяются на прибыль, полученную в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года включительно.

Форма расчета налоговой базы по налогу участника проекта и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Участники проекта ведут налоговый учет в порядке, установленном статьей 346.24 настоящего Кодекса, в случаях, если они воспользовались правом ведения книги учета доходов и расходов в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

6. Сумма налога, исчисленная по налоговым ставкам, установленным пунктами 1.4, 1.6, 2 — 4 настоящей статьи, подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Комментарий к Ст. 284 НК РФ

Налог на прибыль распределяется между двумя бюджетами: федеральным и региональным (п. 1 ст. 284 НК РФ) в следующей пропорции:

— 2% от суммы прибыли — в федеральный бюджет;

— 18% от суммы прибыли — в региональный бюджет (если региональным законодательством не установлена более низкая ставка).

Это относится к случаям, когда организация получила доходы, облагаемые по общей ставке 20% по налогу на прибыль.

Законами субъектов РФ ставка налога на прибыль, подлежащая уплате в региональный бюджет, может быть снижена для:

— отдельных категорий организаций, но не ниже 13,5% (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ). Так, Законом Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» предусмотрено снижение налоговой ставки налога на прибыль организаций для таких категорий налогоплательщиков, как организации, применяющие труд инвалидов, оказывающие поддержку некоммерческим организациям, бюджетным, государственным и муниципальным учреждениям, организациям народных художественных промыслов, протезно-ортопедическим организациям, товариществам собственников жилья;

— организаций — резидентов особой экономической зоны, для которых указанная ставка налога на прибыль не может быть выше 13,5% в части прибыли от деятельности на территории особой экономической зоны при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по деятельности на территории особой экономической зоны и вне нее (абз. 5 п. 1 ст. 284 НК РФ).

При этом распределять подлежащий уплате налог на прибыль между федеральным и региональным бюджетом в случае, когда организация получила доходы, облагаемые по специальным ставкам 9, 10, 15, 20%, не нужно, поскольку налог на прибыль, который рассчитывается по специальным ставкам 9, 10, 15, 20%, полностью поступает в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ).

Статьей 284 НК РФ установлены следующие ставки по налогу на прибыль:

1) общая ставка по налогу на прибыль — 20%. Она применяется ко всем полученным доходам (например, к выручке от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг), за исключением доходов, налогообложение которых происходит по другим — специальным налоговым ставкам.

При этом в п. 1.4 ст. 284 НК РФ особо оговаривается, что к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, применяется налоговая ставка 20%;

2) специальная ставка по налогу на прибыль — 30%;

3) специальная ставка по налогу на прибыль — 15%;

4) специальная ставка по налогу на прибыль — 10%;

5) специальная ставка по налогу на прибыль — 13%;

6) специальная ставка по налогу на прибыль — 9%;

7) специальная ставка по налогу на прибыль — 0%. Она применяется в отношении определенных Налоговым кодексом РФ видов доходов, а также в отношении некоторых видов доходов, полученных организациями, имеющими определенный Налоговым кодексом РФ статус.

Кроме того, иностранная организация, которая получила доход от деятельности в РФ, не связанной с деятельностью своего постоянного представительства, также обязана применять специальную налоговую ставку 20% при расчете налога на прибыль со всех доходов, кроме тех, которые облагаются по другим налоговым ставкам (пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).

По специальной налоговой ставке 30% облагаются доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 310.1 НК РФ (п. 4.2 ст. 284 НК РФ).

По специальной налоговой ставке 15% облагаются следующие виды доходов:

1) доходы, полученные иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме (пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ);

2) в виде процентов по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов (за исключением ценных бумаг, проценты от которых облагаются по ставкам 0 и 9%, и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами России) (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ);

3) в виде процентов по государственным ценным бумагам, которые получены в обмен на государственные краткосрочные бескупонные облигации и размещенным за пределами РФ при условии, что получателем дохода является первичный владелец государственных ценных бумаг РФ (пп. 1 п. 4 ст.

284 НК РФ); 4) в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 г. (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ);

5) в виде доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 г. (пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ).

К доходам, облагаемым по ставке 10%, относятся доходы от использования, содержания или сдачи в аренду судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок (пп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ).

По специальной налоговой ставке 9% облагаются следующие виды доходов:

1) в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г. (пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ);

2) в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. (пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ);

3) в виде доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. (пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ).

По специальной налоговой ставке 13% облагаются доходы российских компаний в виде дивидендов, полученных от российских и иностранных организаций (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ). С 1 января 2015 г. эта ставка была введена вместо ранее применяемой ставки 9%.

Отметим, что с 1 января 2015 г. в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ налоговая ставка 13% применяется по доходам в виде дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую НК Российской Федерации»); По специальной налоговой ставке 0% облагаются следующие виды доходов:

А) в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, выпущенным до 20 января 1997 г. включительно (пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ);

Б) в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., выпущенным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III (пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ);

В) в виде дивидендов, полученных российскими организациями от организаций (зависимых лиц) (пп. 1

п. 3 ст. 284 НК РФ). Однако для этого должен соблюдаться ряд условий, а именно:

— получатель дивидендов должен быть российской организацией;

— получатель дивидендов на день принятия решения об их выплате должен в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеть не менее чем 50%-ным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале организации, выплачивающей дивиденды или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов в сумме, соответствующей не менее чем 50 процентам общей суммы выплачиваемых дивидендов.

При этом в случае реорганизации организации, выплачивающей дивиденды, срок непрерывного владения вкладом (долей) в ее уставном (складочном) капитале необходимо отсчитывать заново — с момента государственной регистрации реорганизованной организации (п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ, Письма Минфина России от 11 января 2012 г. N 03-03-06/1/3, от 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/678);

— постоянное местонахождение организации, выплачивающей дивиденды, не должно быть включено в

Перечень офшорных зон, утв. Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н (пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ);

— получатель дивидендов должен представить налоговой инспекции документы, содержащие сведения о дате приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов, перечень которых указан в п. 3 ст. 284 НК РФ.

Такими документами могут, в частности, являться:

— договоры купли-продажи (мены);

— решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;

— договоры о реорганизации в форме слияния или присоединения;

— решения о реорганизации в форме разделения, выделения или преобразования;

— ликвидационные (разделительные) балансы;

— передаточные акты;

— свидетельства о государственной регистрации организации;

— планы приватизации;

— решения о выпуске ценных бумаг;

— отчеты об итогах выпуска ценных бумаг;

— проспекты эмиссии;

— судебные решения;

— уставы;

— учредительные договоры (решения об учреждении) или их аналоги;

— выписки из лицевого счета (счетов) в системе ведения реестра акционеров (участников);

— выписки по счету (счетам) «депо» и иные документы, содержащие сведения о дате (датах) приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или на депозитарные расписки, дающие право на получение дивидендов.

Указанные документы или их копии, если они составлены на иностранном языке, должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

При несоблюдении указанных выше условий организация не вправе применять ставку 0% при расчете налога на прибыль в отношении полученных дивидендов;

Г) от реализации (выбытия, погашения) акций (долей участия в уставном капитале другой российской организации), приобретенных после 1 января 2011 г. (п. 4.1 ст. 284 НК РФ, ст. 284.2 НК РФ). Однако для этого должен соблюдаться ряд условий.

На дату реализации (выбытия, погашения) акции (доли участия в уставном капитале другой российской организации), приобретенные начиная с 1 января 2011 г., должны непрерывно принадлежать организации на праве собственности (ином вещном праве) более 5 лет.

При этом акции (доли участия в уставном капитале другой российской организации) должны являться, в том числе:

— или ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (в течение всего срока владения организации ими);

— или акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг (в течение всего срока владения организации ими);

— или акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики на дату реализации (при условии, что на дату приобретения акции не обращались на организованном рынке ценных бумаг).

Форма оплаты указанных акций (долей участия в уставном капитале) значения не имеет.

При этом порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики устанавливается Правительством РФ.

Соответствующие Правила отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики утверждены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 156 «Об утверждении Правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики»;

Д) прибыли, полученной организацией — участником проекта «Сколково» после утраты права на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль (п. 5.1 ст. 284 НК РФ). Однако при этом должны быть выполнены определенные условия:

— в году, следующем за тем, в котором организация прекратила использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль (по причине того, что ее годовой объем выручки от реализации, рассчитанной в соответствии с гл. 25 НК РФ, превысил 1 млрд руб.), совокупный размер прибыли не превысил 300 млн руб.;

— организация не утратила статус участника проекта «Сколково».

Кроме того, налоговая ставка 0% устанавливается и применяется в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 284.3 НК РФ для организаций — участников региональных инвестиционных проектов (п. 1.5 ст. 284 НК РФ).

Также при расчете налога на прибыль специальную ставку 0% вправе применять следующие организации:

А) сельскохозяйственные товаропроизводители, которые соответствуют критериям п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а также относящиеся к ним рыбохозяйственные организации, отвечающие требованиям одновременно п. 2 и пп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, если они не перешли на уплату ЕСХН.

Указанная ставка установлена в отношении деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей по реализации произведенной ими либо произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ);

Б) организации, которые занимаются образовательной деятельностью (п. 1.1 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ). Однако для этого должен соблюдаться ряд условий, а именно:

1) деятельность организации должна быть включена в перечень видов образовательной деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 917. В указанном Перечне в группе «Виды образовательной деятельности» поименованы следующие виды образовательной деятельности:

— реализация основной образовательной программы дошкольного образования;

— реализация аккредитованной основной образовательной программы начального общего образования;

— реализация аккредитованной основной образовательной программы основного общего образования;

— реализация аккредитованной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования;

— реализация аккредитованных основных образовательных программ начального профессионального образования;

— реализация аккредитованных основных образовательных программ среднего профессионального образования;

— реализация аккредитованных основных образовательных программ высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры);

— реализация основных образовательных программ послевузовского профессионального образования;

— реализация дополнительных образовательных программ;

— реализация программ профессиональной подготовки, осуществляемая образовательными учреждениями;

2) организация должна иметь лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, должны составлять не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо организация за налоговый период не имела доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ;

4) в штате организации непрерывно в течение налогового периода должны числиться не менее 15 работников. При этом соблюдение условия о численности работников должно выполняться непрерывно в течение налогового периода по состоянию на любую дату в течение налогового периода (Письмо Минфина

5) организация не должна совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

При этом выполнение условия о доле доходов от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР в общей сумме доходов определяется в целом за налоговый период (т.е. календарный год).

Другие условия применения налоговой ставки в размере 0% (наличие соответствующих лицензий, численность работников организаций, квалификационные требования к ним, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок) должны выполняться непрерывно в течение налогового периода (Письмо Минфина России от 28 декабря 2012 г. N 01-02-03/03-482);

В) организации, которые занимаются медицинской деятельностью (п. 1.1 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ). Однако для этого должен соблюдаться ряд условий, а именно:

1) деятельность организации должна быть включена в перечень видов медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль организаций утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. N 917. В указанном Перечне в группе «Виды медицинской деятельности» поименованы, в частности, следующие виды медицинской деятельности:

абдоминальная хирургия; акушерство и гинекология; акушерское дело; аллергология и иммунология; анестезиология и реаниматология; бактериология; вирусология;

восстановительная медицина; диетология; инфекционные болезни;

кардиология;

косметология (терапевтическая); косметология (хирургическая);

лечебная физкультура и спортивная медицина; медицинский осмотр (предварительный, периодический); медицинский осмотр (предрейсовый, послерейсовый); медицинский осмотр (предполетный, послеполетный); медицинская статистика;

медицинское (наркологическое) освидетельствование; неврология; офтальмология; педиатрия; ревматология; рентгенология; сердечно-сосудистая хирургия; скорая медицинская помощь; стоматология; терапия; хирургия;

экспертиза временной нетрудоспособности;

2) организация должна иметь лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, должны составлять не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо организация за налоговый период не имела доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ;

4) в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода должна составлять не менее 50%;

5) в штате организации непрерывно в течение налогового периода должны числиться не менее 15 работников. При этом соблюдение условия о численности работников должно выполняться непрерывно в течение налогового периода по состоянию на любую дату в течение налогового периода (Письма Минфина России от 7 ноября 2014 г. N 03-03-06/1/56356, от 4 декабря 2012 г. N 03-03-06/1/624);

6) организация не должна совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

При этом выполнение условия о доле доходов от осуществления медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР в общей сумме доходов определяется в целом за налоговый период (т.е. календарный год).

Другие условия применения налоговой ставки в размере 0% (наличие соответствующих лицензий, численность работников организаций, квалификационные требования к ним, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок) должны выполняться непрерывно в течение налогового периода (Письмо Минфина России от 28 декабря 2012 г. N 01-02-03/03-482).

Г) организации — резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организации

— резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер, — в части прибыли от деятельности на территории особой экономической зоны, резидентами которой они являются, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по деятельности на территории особой экономической зоны и вне нее.

Указанные организации вправе применять ставку 0% по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, с 1-го числа отчетного периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором организация приобрела статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства РФ в кластер). Право на применение ставки 0% организация утрачивает с 1-го числа отчетного (налогового) периода, в котором она утратила статус резидента указанной особой экономической зоны.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положения п. 1 ст. 284 НК РФ об установлении налоговой ставки в размере 20% не применяются:

а) налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, при исчислении

налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;

б) при исчислении налоговой базы налогоплательщиками — контролирующими лицами по прибыли

контролируемых ими иностранных компаний.

Кроме того, новым п. 1.6 ст. 284 НК РФ устанавливается, что к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — контролирующими лицами по доходам в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний, налоговая ставка устанавливается в размере 20%.

Вышеуказанное следует из изменений, внесенных Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

Также напомним, что с 1 января 2015 г. вместо ставки 9% по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, устанавливается ставка 13% (пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Кроме того, ст. 284 НК РФ дополняется новым пунктом — п. 1.7 (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»), согласно которому для организаций — участников свободной экономической зоны:

налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в течение десяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне; налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации,

от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя может устанавливаться в пониженном размере. При этом указанная в данном абзаце налоговая ставка не может превышать 13,5 процента.

Указанные в п. 1.7 ст. 284 НК РФ налоговые ставки применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Также с 1 января 2015 г. ст. 284 НК РФ дополняется новым пунктом — п. 1.8 (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 380-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»), согласно которому для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов и применяется в порядке, предусмотренном ст. 284.4 НК РФ.

Для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, в соответствии с положениями ст. 284.4 НК РФ.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая ставка является одним из обязательных элементов налога и одним из основных критериев подсчета налога наряду с объектом налогообложения, налоговой базой, налоговым периодом, порядком начисления суммы налога и пр.

Только когда определена вся совокупность этих элементов, налог считается установленным.

Основные виды налоговых ставок

По способу начисления налоговые ставки бывают четырех видов: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу (иногда весь объект) обложения независимо от размеров налоговой базы (например, ). Такую ставку еще называют реальным налогом.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональная налоговая ставка выражается в определенном проценте от налогооблагаемой базы независимо от ее объема (например, НДС, ).

Также пример пропорциональной налоговой ставки является налоговая ставка налога на доходы физических лиц, которая составляет 13 процентов.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Прогрессивная налоговая ставка возрастает по мере увеличения роста налоговой базы.

Есть два типа прогрессивной ставки: простая и сложная.

При простой прогрессии величина ставки растет при увеличении налоговой базы для всей суммы дохода.

При сложной прогрессии налогооблагаемая база делится на части, на каждую из которых начисляется налог по собственной ставке. При этом ставка повышается не для всего дохода, а лишь его части, которая увеличилась относительно предыдущего налогового периода.

Регрессивная налоговая ставка уменьшается по мере увеличения роста налоговой базы. Регрессивные налоговые ставки необходимы тогда, когда государство старается стимулировать подобный рост.

Налоговая ставка, выраженная в процентах к доходу плательщика, называется налоговой квотой.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Налоговая ставка: подробности для бухгалтера

  • Соотношение понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная налоговая ставка» в налоговом законодательстве РФ и порядок их применения

    Вопрос о природе понятия «дифференцированная налоговая ставка», которое, например, зачастую предусматривается региональным... .2001 г. № 1685-296 дифференцированные налоговые ставки устанавливаются для: организаций, непосредственно осуществляющих... обязательный для налогоплательщика характер налоговой ставки прямо свидетельствует, что налоговая ставка отличная от налоговой... природе предусмотренных законодательством терминов «дифференцированная налоговая ставка» и «налоговая льгота», их абсолютной...

  • Применение дифференцированной (пониженной) налоговой ставки

    1. В формально-юридическом смысле налоговые ставки и налоговые льготы являются различными... от предусмотренной налоговой ставки (в том числе отказаться от пониженной налоговой ставки) либо изменить... том числе при установлении пониженной налоговой ставки, обязательные элементы налогообложения не... .Другими словами, определение пониженной налоговой ставки по тому или иному налогу... подтверждающих правомерность применения дифференцированной (пониженной) налоговой ставки. К такому выводу Конституционный...

  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России

    Бюджет следует производить исходя из налоговой ставки в размере 18 процентов, действующей...

  • Общие и специальные ставки по налогу на прибыль

    Деятельности и видов доходов. Налоговые ставки при исчислении налога на... При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами... № 365-ФЗ). Указанная налоговая ставка применяется к прибыли от деятельности... РФ через постоянное представительство Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, ... видами долговых обязательств, применяются следующие налоговые ставки, установленные п. 4 ст... 31.12.2021 включительно. Налоговая ставка, установленная настоящим подпунктом, применяется...

  • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2019

    ФЗ от 05.04.2013г. Налоговые ставки по налогу на прибыль Внесён... . Ведь при получении вышеуказанных доходов налоговая ставка для них составляла 30%. Теперь...

  • Новый НДС: применение повышенной ставки в переходный период

    Налогообложение НДС будет производиться по налоговой ставке в размере 20 процентов. ... имущественных прав, нужно указать налоговую ставку и сумму налога, определяемую до... счета-фактуры нужно указывать налоговую ставку по НДС, которая была... 7 исправленного счета-фактуры указывается налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки... корректировочный счет-фактура, указана налоговая ставка 18 процентов, то в... корректировочного счета-фактуры также указывается налоговая ставка 18 процентов. При возврате...

  • Переходные положения в связи с повышением НДС

    Выставляются покупателям с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. ... выставляются покупателями с указанием соответствующей налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. ... применяемая налоговым агентом, должна соответствовать налоговой ставке, действующей на дату перечисления денежных... лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 18/118, вне зависимости от... лицу, указанному налогоплательщиком, применяется налоговая ставка 20/120, вне зависимости от...

  • Если «упрощенец» меняет адрес местонахождения

    Направленных для внесения в ЕГРЮЛ. Налоговые ставки: общие и пониженные Ставки, применяемые... доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка в настоящее время составляет 7 ... прямо предусматривают это. Добавим: пониженные налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от... законодательных органов субъекта РФ устанавливать налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков... , куда переехал «упрощенец», установлена иная налоговая ставка, то сумму налога по итогам...

  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России

    Баз, в отношении которых применяются налоговые ставки, установленные пунктами 3 и... отношении которых применяются разные налоговые ставки (общеустановленная налоговая ставка, а также налоговые ставки, установленные пунктами 3 ... обществе в целях применения указанной налоговой ставки начинает исчисляться с момента... не может претендовать на применение налоговой ставки, установленной пунктом 1.5 ... прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Налоговая ставка 0 процентов может применяться к...

  • Ставка налога на прибыль 0% при осуществлении медицинской и (или) образовательной деятельности: для ее применения осталось мало времени

    Медицинских организаций, перешедших на применение налоговой ставки 0% с начала налогового периода... , заявление о переходе на применение налоговой ставки 0% представляется организацией однократно на... , осуществляющие медицинскую деятельность, могут применять налоговую ставку 0%, если они не совершают... календарный год). Другие условия применения налоговой ставки в размере 0% (наличие соответствующих... применение общей налоговой ставки. Так, организация, применявшая в 2014 году налоговую ставку 0% и...

  • НДФЛ в 2018 году: разъяснения Минфина России

    На доходы физических лиц по налоговой ставке в размере 13 процентов. ... отсутствуют доходы, подлежащие налогообложению по налоговой ставке в размере 13 процентов, права... статьи 224 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 13 процентов. Письмо... доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 30 процентов, налоговая... резидентом Российской Федерации, производится по налоговой ставке в размере 13 процентов. Письмо... статьи 224 НК РФ установлена налоговая ставка в размере 13 процентов. ...

  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года

    Бюджет следует производить исходя из налоговой ставки в размере 18 процентов, действующей... баз, в отношении которых применяются налоговые ставки, установленные пунктами 3 и 4 ... отношении которых применяются разные налоговые ставки (общеустановленная налоговая ставка, а также налоговые ставки, установленные пунктами 3 ... на доходы физических лиц по налоговой ставке в размере 13 процентов. Письмо... отсутствуют доходы, подлежащие налогообложению по налоговой ставке в размере 13 процентов, права...

  • Новая ставка НДС: встречаем!

    Фактуры выставляются покупателям с указанием налоговой ставки, действующей на дату отгрузки. ... подлежащей обложению НДС по базовой налоговой ставке, НДС исчисляется по ставке, ... том числе сумма акциза, руб. Налоговая ставка Сумма налога, руб. Стоимость... том числе сумма акциза, руб. Налоговая ставка Сумма налога, руб. Стоимость... 2019. В этом случае применяется налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки (... 7 исправленного счета-фактуры отражается налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки...

  • Сотрудник-нерезидент: исчисление НДФЛ

    Российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15 %; от осуществления... отношении которых налоговая ставка составляет 13 %. Обратите внимание: При определении налоговой ставки необходимо также... работник, могут быть установлены особые налоговые ставки. Международные договоры имеют приоритет перед... доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 %, налоговая... в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по...

  • НДС в 2017 году. Разъяснения Минфина России

    Налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, утвержденный... налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, утвержденного постановлением Правительства... стоимость указанных услуг производится по налоговой ставке 18 процентов на основании пункта...

Налоговый кодекс РФ предусматривает, что налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). При этом одним из обязательных элементов налогообложения названа налоговая ставка. О том, что такое ставка налога расскажем в нашей консультации.

Налоговая ставка - это…

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ). Это значит, что налоговая ставка - это по НК РФ показатель, связывающий между собой величину исчисленного налога и налоговую базу, исходя из которой налог рассчитывается. Налоговая ставка может быть установлена как в рублях, так и в процентах. К примеру, налоговая база по налогу на прибыль - это денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ (п. 1 ст. 274 НК РФ). Соответственно, налоговая ставка устанавливается в % от величины налоговой базы (ст. 284 НК РФ). В общем случае процентная ставка налога на прибыль составляет 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).

А налоговая база для большинства транспортных средств, имеющих двигатели, - мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ). Следовательно, ставка в виде % здесь уже не применима. Налоговая ставка по таким объектам устанавливается в рублях с каждой лошадиной силы (ст. 361 НК РФ).

Как налоговые ставки устанавливаются

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам — соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в тех пределах, которые установлены НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Это означает, что в любом случае ставка налога и метод обложения установлены Налоговым кодексом, но по региональным и местным налогам ставки могут быть увеличены или уменьшены в пределах, предоставленных НК РФ.

К примеру, транспортный налог - налог региональный (ст. 14 НК РФ). Налоговым кодексом РФ в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка установлена в размере 5 рублей с каждой лошадиной силы (п. 1 ст. 361 НК РФ). При этом указано, что такая ставка законами субъектов РФ может быть увеличена или уменьшена, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ). Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Например, в соответствии со ст. 2 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33 «О транспортном налоге» ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. установлена в следующих размерах:

  • для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 175 л.с. включительно ставка равна 45 руб./л.с.;
  • для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 175 л.с. до 200 л.с. включительно налоговая ставка составляет уже 50 руб./л.с.

Это часть дохода, которая направляется в федеральный бюджет и в бюджет субъектов страны. Единицей налогообложения может быть не только денежная единица, но и, например, единица земельной площади.

Если налоговая ставка выражается в процентах по отношению к общей прибыли плательщика, то говорят о налоговой квоте.

Налоговая ставка — обязательный элемент налога, а также критерий расчета налога наравне с объектом налогообложения, налоговым периодом, налоговой базой, порядком начисления налога и т.п. Устанавливается налог только с учетом всех перечисленных элементов.

Типы налоговых ставок

Виды НС разделяют по порядку начисления и содержанию. Кроме того, НС могут быть как едиными для всех плательщиков, так и дифференцированными.

Виды НС по порядку начисления

По способу начисления принято выделять 2 вида ставок:
  • Процентные. Как было обозначено выше, процентные ставки (или как их еще называют — налоговые квоты) выражают в процентах с учетом налогооблагаемой величины. НК применяются, как правило, при обложении налогом доходов и прибыли.
  • Твердые. Формируются с учетом абсолютной суммы на единицу обложения вне зависимости от величины прибыли (реальные налоги). Характерно для обложения налогом недвижимости.

Типы НС с учетом характера роста налогооблагаемой величины

С учетом уменьшения или увеличения объекта налога принято выделять три типа налоговых ставок (их относят к рассмотренным выше — процентным):
  • Прогрессивные. Отличаются увеличением по мере роста облагаемой доходом прибыли. Главным образом применяется для налогообложения физических лиц. Прогрессия может быть комбинированная, одно-, многоступенчатая, простая поразрядная, линейная, относительная поразрядная.
  • Регрессивные. В отличие от предыдущих — по мере роста прибыли уменьшаются.
  • Пропорциональные. Размер дохода не учитывается: действуют в одинаковом проценте.

Виды налоговый ставок по содержанию

По содержанию принято разделять 3 налоговые ставки:
  • Экономические. Формируются как отношение уплаченной суммы ко всей полученной прибыли.
  • Фактические. Формируются как отношение осуществленного платежа к налоговой базе.
  • Маржинальные (предельная ставка налога). Налог, который платят на каждую единицу увеличения прибыли. То есть налоговая ставка применяется к последнему приросту какой-либо налогооблагаемой величины. Это дополнительный налог.

Дифференциация налоговой ставки

НС могут быть не только одинаковыми для всех плательщиков, но и дифференцированными. Последние устанавливают на разных основаниях в рамках норм налогового кодекса. Такими основаниями могут служить:
  • граждане, удостоенные почетных наград, почетных званий;
  • наличие у налогоплательщика разного рода выдающихся достижений;
  • тяжелое материальное положение налогоплательщика.

Законодательством РФ предусмотрено большое количество налогов и соответствующих им ставок. Грамотная политика государства в аспекте их утверждения предопределяет эффективность бюджетной политики и развития национальной хозяйственной системы в целом. Какова специфика определения их величины? Какими могут быть основания для классификации налоговых ставок?

Что такое налоговая ставка?

Изучим особенности такого явления, как налоговая ставка. Под данным термином чаще всего понимаются начисления в расчете на единицу измерения соответствующей базы для того или иного вида сбора в бюджет. Обозначение налоговых ставок чаще всего осуществляется с помощью процентов. Например, ставка НДФЛ в России составляет 13%, НДС — 18%.

В ряде случаев соответствующий показатель определяется в виде десятичных чисел. Для НДФЛ и НДС это будет 0,13 и 0,18 соответственно. Законами также может быть предусмотрена 0 налоговая ставка (нулевая) для российских налогоплательщиков. Это может наблюдаться на примере нулевой величины НДС для предприятий, работающих при УСН. Далее мы рассмотрим данную особенность подробнее.

Виды ставок

Рассмотрим, какие есть основные виды налоговых ставок. В мировой экономической науке есть большое количество подходов к определению соответствующих показателей.

В числе самых распространенных оснований для классификации налоговых ставок — степень обременения для плательщика. В рамках данного критерия показатели могут быть:

  • базовыми (это ставки, которые не предполагают отнесения плательщика к какой-либо специфической категории с целью применения льгот и иных преференций);
  • пониженными (это показатели, которые определяются, в свою очередь, с учетом льготного или дающего право на преференции статуса налогоплательщика, вплоть до нулевой налоговой ставки);
  • повышенными (данного типа ставки предполагают, что деятельность плательщика характеризуется признаками, дающими государству право взимать с него больше налогов).

Другое основание для классификации рассматриваемых показателей — метод их установления. Так, налоговые ставки могут быть:

  • абсолютными (предполагают, что величина сбора определяется для каждой из единиц налогообложения в фиксированных значениях);
  • относительными (их величина прямо пропорциональна величине единицы налогообложения).

Если говорить о РФ, то можно выделить такое основание для классификации ставок, как отнесение налога к типу федеральных, региональных или местных. Таким образом, будет различаться юрисдикция утверждения соответствующих показателей. Для ставки определяются высшими органами государственной власти, для региональных — соответствующими структурами на уровне субъекта РФ, для местных — муниципальными учреждениями.

Основные налоговые ставки в РФ

Изучим основные налоговые ставки, установленные НК РФ. В числе самых распространенных видов сборов в российский бюджет:

  • НДФЛ;
  • на прибыль организаций;
  • на выручку (прибыль) по УСН;
  • ЕНВД;
  • транспортный налог;
  • имущественный сбор для организаций;
  • налог на недвижимость для граждан;
  • земельный налог.

Изучим их специфику подробнее.

НДФЛ

Налоговые ставки по налогам на доходы физических лиц, или НДФЛ, в России — 13% для 30% — для граждан, не имеющих такового статуса. Критерий, по которому плательщики относятся к первой категории — нахождение в России основную часть дней года. При этом не важно, является ли человек гражданином РФ, или он иностранец.

НДФЛ в России платится с самых разных доходов, которые получает человек: с зарплаты, выполнения подрядных работ и услуг, продажи имущества и т. д. Особенность данного сбора в том, что в отношении него установлены различные вычеты — социальные, имущественные, стандартные. То есть у гражданина, уплачивающего НДФЛ, есть возможность уменьшить соответствующий сбор по предусмотренным законом основаниям.

Ставка НДФЛ, исходя из оснований для классификации, определенных нами выше, может быть отнесена к категории базовых и относительных. Вместе с тем в том случае, если плательщик не имеет статуса резидента РФ, то она вполне может быть классифицирована как повышенная, так как ее размер увеличивается более чем в 2 раза.

Налог на прибыль организаций

Данный налог платят, в основном, крупные бизнесы с большими оборотами. Малые и средние предприятия стараются работать в режиме УСН. По данному сбору налоговые ставки в 2015 году составляют 20% для всех видов доходов предприятий. Законодательство не определяет каких-либо льгот для организаций, которые обязаны осуществлять соответствующие перечисления в бюджет, как при уплате НДФЛ для некоторых категорий плательщиков.

По тем основаниям для классификации ставок, которые определены нами выше, ту, что установлена для налога на прибыль, можно отнести к категории базовых и относительных.

НДС

Ставка налога на добавленную стоимость, НДС, в России — 18%. При этом платят его не все. Для фирм, работающих по УСН, установлена 0 налоговая ставка в отношении НДС. Между этим сбором и НДФЛ можно провести некоторую аналогию — законом предусмотрены различные основания для вычетов при исчислении и организациями.

Ставки по НДС можно классифицировать как относительные и базовые.

Налоги при УСН

Упрощенная система налогообложения, или УСН, — интереснейшее явление. Данного типа сборы призваны в значительной степени снизить налоговую нагрузку для предприятий, особенно это важно для начинающих бизнесов. Собственно, использовать ее могут только те организации, обороты которых относительно невелики — в пределах 60 млн. руб. в год. Законодательством РФ определено 2 типа ставок для УСН: при взимании налога с выручки предприятия — 6%, при сборах с прибыли — 15%. Предприниматель сам выбирает одну из двух указанных схем расчетов с государством.

Для предприятий, работающих при УСН, как мы отметили выше, установлена 0 налоговая ставка для НДС. Однако фирма может самостоятельно формировать документы, в силу которых у нее может возникнуть обязательство по уплате соответствующего сбора. можно отнести к базовым и относительным.

Ставки, установленные для УСН, можно отнести к пониженным (они устанавливаются как альтернатива тем, что определены для налога на прибыль) и относительным. Но некоторые юристы все же склонны классифицировать их как базовые, так как соответствующий сбор относится к отдельной категории.

УСН и сборы в государственные фонды для ИП

Полезно будет изучить корреляцию между УСН и сборами в государственные фонды — ПФР и ФФОМС, которые уплачивают за себя индивидуальные предприниматели. Данные платежи ИП осуществляют вне зависимости от того, есть у них прибыль или нет. Поэтому соответствующий тип налогов вполне можно отнести к категории абсолютных, так как их величина фиксированная (определяется на год). Например, в 2015 году соответствующая сумма составляет порядка 22 тыс. руб. Особенность законодательного регулирования уплаты сборов в государственные фонды в том, что данные платежи могут быть полностью зачтены в счет уплаты ИП налогов по УСН. Фактически, образуется 0 налоговая ставка для УСН. Данная полезнейшая особенность находит весьма положительную оценку в среде российских предпринимателей.

ЕНВД

Некоторые компании, работающие в РФ, предпочитают вести деятельность в рамках режима ЕНВД (единого налога на вмененный доход). Ставка в рамках данного типа сборов устанавливается федеральным законодательством, сейчас она составляет 15%. Но кроме нее в формуле расчета данного налога задействуются базовая доходность, физические показатели, а также коэффициенты — К1 и К2. Какова специфика правового регулирования данного сбора? Базовая доходность, физические показатели и первый коэффициент устанавливаются в федеральных законах, второй — в региональных. Работа предприятия в режиме ЕНВД предполагает, что оно уплачивает фиксированный сбор в бюджет безотносительно доходов. Ставка по данному налогу относится, таким образом, к абсолютным и базовым.

Транспортный налог

Интересен транспортный налог, относящийся к категории региональных. Ставка по нему может определяться, исходя из самых разных критериев: года выпуска автомобиля или иного транспортного средства, мощности двигателя, вместимости, отнесения к той или иной категории. Теоретически некоторые из соответствующих показателей, установленных законодательствами разных регионов, могут различаться очень значительно. Например, для легковых машин, обладающих двигателем с мощностью до 100 лошадиных сил, налоговая ставка транспортного сбора может составлять от 1 до 25 руб. за одну л. с. Однако показатели, о которых идет речь, могут быть уменьшены или увеличены властями субъектов РФ не более чем в 10 раз относительно цифр, зафиксированных в НК РФ.

Ставку по транспортному налогу можно классифицировать как относительную и базовую. Но законом предусмотрены основания, позволяющие в ряде случаев классифицировать некоторые разновидности соответствующих показателей по данному сбору как повышающие или понижающие.

Имущественный налог для организаций

Налог на имущество предприятий относится к категории региональных. Что это значит? Прежде всего то, что налоговая ставка на имущество фиксируется на уровне законов субъектов РФ. Однако в Налоговом Кодексе определен предельный ее показатель — 2,2%. Имущественный сбор уплачивают: российские организации (если у них в собственности есть движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе), иностранные компании (при владении недвижимостью).

Если соотнести рассматриваемый сбор и виды налоговых ставок, определенные нами в начале статьи, то мы можем классифицировать соответствующий показатель как относительный и базовый.

Налог на имущество для граждан

Необходимость уплаты налога на имущество установлена законодательством РФ также и в отношении граждан. Данное обязательство в частности должны выполнять владельцы квартир, комнат и домов. Ставки налога на недвижимость для граждан устанавливаются муниципальными властями — в интервале 0,1-0,3% от кадастровой стоимости жилья.

При этом до 2019 года в формуле исчисления соответствующих платежей применяются понижающие коэффициенты, облегчающие адаптацию граждан к данному налоговому обременению. Также при определении величины имущественных сборов для граждан используются вычеты в виде уменьшения площади жилья на заданное количество квадратных метров и пропорционального снижения его кадастровой стоимости.

В соответствии с отмеченной нами классификацией ставки по имущественному налогу для граждан можно отнести к относительным и базовым. Рассматриваемый сбор относится к категории местных. К этой категории принадлежит также земельный налог. Изучим его специфику.

Земельный налог

Как и в случае с налогом на имущество для граждан, ставки в отношении рассматриваемого сбора фиксируются в муниципальных правовых актах. Их величина не может превышать 1,5%, если речь идет о землях: используемых в сельском хозяйстве, в жилищном строительстве, а также в качестве дачных и садоводческих участков. Для остальных категорий земель предельная величина показателя — 0,3%.

Ставки по рассматриваемому сбору можно отнести к относительным и базовым. Показатель в 0,3% некоторые юристы относят к понижающим.

Изменения в налоговом законодательстве в 2015 году

Итак, в России утверждены самые разнообразные виды сборов и соответствующие им налоговые ставки. 2015 год характеризуется заметными активностями законодателя в аспекте корректировки данных показателей — на том или ином уровне регулирования обязательств налогоплательщиков перед государством.

Возможно, наиболее заметные корректировки в налоговом законодательстве коснулись имущественных сборов, которые должны перечислять государству граждане. Выше мы отметили, что данного типа налог исчисляется, исходя из кадастровой стоимости жилья. Но до 2015 года величина сбора определялась которая в общем случае существенно ниже.

Заметные изменения характеризуют также транспортный налог. Дело в том, что с 2015 года соответствующий сбор для дорогих автомобилей (от 3 млн. руб. и выше) рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Таким образом, год, в котором значительно реформировалась соответствующая налоговая ставка, — 2015. Транспортный налог владельцы дорогих автомобилей будут платить в рамках более строгих критериев.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!