Творческий замысел диорамы «Штурм Сапун-горы. Штурм Сапун-Горы (диорама) Штурм горы

Диорама под названием "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г." является филиалом Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя. Она находится в 12 км от центральной части города.

Как работает Диорама (Севастополь)? Как добраться до нее?

Объект находится на Сапун-горе. Добраться до памятника можно автобусом от График работы: ежедневно с 9:00 до 17:00, кроме понедельника. Касса открыта до 16:30. В период с июля по август, когда тысячи туристов едут в Севастополь, Диорама, фото которой представлено в статье, работает без выходных с 9:00 до 17:30. Приобрести билет в кассе можно до 17:00.

События исторической давности

1941-1942 гг. - время, когда проходила героическая Город был освобожден в мае 1944 г. На Сапун-горе развернулись ожесточенные бои. До сих пор это место хранит исторический ландшафт тех событий. Даже сегодня здесь отчетливо различаются следы вырытых солдатами окопов и траншей, долговременных оборонительных точек, глубокие воронки от бомб и снарядов, покрытые зеленью свежей травы. На Сапун-горе нашли свое пристанище многочисленные памятники и обелиски, входящие в состав Мемориального комплекса национального значения, посвященного событиям Великой Отечественной. Первые памятники в честь освободителей Севастополя были установлены здесь военными архитекторами и строителями еще весной 1944 г. По просьбе ветеранов к 15-летнему юбилею со дня освобождения города от гитлеровских захватчиков был создан живописный монумент - диорама. Оборона Севастополя - показатель мужества и отваги советских воинов. Память об этом останется в отечественной истории навсегда.

Создание композиции

Ответственное задание по написанию живописного полотна получила московская студия военных художников им. М.Б. Грекова. Исполнительные работы начались в 1958 г. творческой группой П.Т. Мальцева, в состав которой также входили Н.С. Присекин и Г.И. Марченко. Для создания реалистичного произведения мастера изобразительного искусства встречались с участниками сражений на Сапун-горе, внимательно изучали события тех времен, делали многочисленные наброски, эскизы и зарисовки местности. На создание образного холста размером 5,5 х 25,2 м и переднего предметного плана общей площадью 83 кв. м. художникам потребовалось 7 месяцев.

Диорама (Севастополь) была торжественно открыта 4-го ноября 1959-го г. Она стала первой композицией столь крупного размера, над которой когда-либо ранее работали советские мастера изобразительного искусства. Ее авторы стремились с максимальной полнотой передать реалистичность описываемых событий. Для этого фигуры людей были написаны в натуральный человеческий рост, а передний предметный план составлен из подлинного снаряжения, обмундирования, оружия, частей инженерных сооружений, собранных с поля боя. На полотне диорамы изображены подвиги реальных солдат, участвовавших в защите Севастополя. Чтобы передать их портретное сходство, художники использовали в работе документальные фотографии. Им также позировали натурщики со схожей внешностью или даже сами герои отгремевшей войны.

Мемориальный комплекс

Диорама (Севастополь) размещена в здании на самой вершине Сапун-горы, именно там, где происходили описываемые ею события. С балкона, расположенного на внешней стороне здания, посетителям открывается уже знакомый вид местности, запечатленный художниками на полотне. На первом этаже, до знакомства с живописной композицией, взору посетителей представлена уникальная музейная экспозиция под названием "Севастополь в годы ВОВ".

Рядом со зданием можно увидеть еще одну важную составляющую мемориального комплекса. Здесь посетители увидят открытую экспозицию военной техники, участвовавшей в реальных боях. Диорама (Севастополь) окружена танками, морской и полевой артиллерией, зенитными и самоходными установками, а также знаменитыми гвардейскими минометами "Катюша". Доминантой памятного комплекса "Сапун-гора" считается Обелиск Славы 28-метровой высоты, у подножия которого с 1970 г. непрестанно горит

Картина "Оборона Севастополя"

В военное и послевоенное время было создано множество произведений в честь победы над фашизмом, увековечивших память о погибших солдатах. Диорама (Севастополь) является одним из крупнейших мемориальных комплексов, посвященных событиям 1941-1945 годов. Многие художники также изображали на своих полотнах фрагменты той страшной войны.

Выдающийся живописец Александр Александрович Дейнека писал: "Большое искусство рождается в результате большого естественного чувства, и это может быть не только радость, но и гнев". Именно такими чувствами - глубокой ненавистью и гневом к врагу - дышат его картины "Оборона Севастополя" и "На окраинах Москвы", написанные в период ВОВ. Это является полной противоположностью его раннему творчеству, проникнутому воодушевлением, торжественной радостью за успех советского прогресса техники, верой в здоровый дух в здоровом теле и полным ощущением мира. "Оборона Севастополя" - знаменитое произведение А.А. Дейнеки, написанное в Москве в 1942 г. В настоящее время полотно представлена в русском музее в г. Санкт-Петербурге.

Исторические сведения

Исходя из исторических данных, можно предположить, что на картине А.А. Дейнека изображает события Севастополя осени 1941 г., поскольку именно в этот год в период с 30 октября по 21 ноября гитлеровцами был осуществлен первый штурм города. Сначала бои велись на дальних путях подхода к Севастополю, а со 2 ноября началась атака оборонительной крепости. И поскольку в городе уже не осталось, защиту Севастополя взяли на себя морская пехота Черноморского флота, отдельные подразделения с использованием огневой поддержки кораблей. В бою принимали участие и береговые батареи.

Изображенные события

За время Великой Отечественной немецкой армией предпринималось 3 попытки взять Севастополь. Последняя битва за этот город завершилась 9 июля 1942 г. И несмотря на то что картина, изображенная А.А. Дейнекой, не является реально достоверной, на набережной г. Севастополя развертывались сотни подобных боев. Автор сумел передать солдатский героизм, изобразив на полотне великий подвиг морских пехотинцев, которые пожертвовали собственной жизнью ради защиты города.

Описание

Создавая полотно "Оборона Севастополя", художник будто повествует зрителям печальную, жестокую историю. В ней он описывает бой, развернувшийся на набережной, в котором советские моряки заслоняют подступ к городу вражескому отряду. Вдали виднеются руины некогда стоявших домов, кругом пылает огонь. На первом плане картины изображен раненый матрос, кидающий связку гранат. Его лицо решительно и бесстрашно, руки резко вытянуты в стороны, ноги широко расставлены. Поза матроса олицетворяет собой всю неприступность, самоотверженность и готовность любой ценой остановить врага.

Чтобы придать картине реалистичность, А.А. Дейнека изобразил центральную фигуру солдата со смещением в левый угол, оставив тем самым пространство для полета гранат. Исполненный величия матрос совершает последний отчаянный бросок, придавая всей композиции энергичность и драматизм. Для передачи грозности и напора надвигающихся вражеских войск автор использует специальный прием - торчащие клинковые штыки от винтовок.

Неслучайно художник изображает лежащего фашиста у ног солдата несоразмерно маленьким по сравнению с главным героем картины. Таким образом Дейнека говорит о слабости и беспомощности врага перед лицом Советской армии. Картина "Оборона Севастополя" - это не просто воспроизведение эпизода военных действий, а прежде всего символичный образ столкновения советских богатырей в белоснежных одеждах с темной, практически безликой массой захватчиков. Полотно Дейнеки, как и работы многих других художников, увековечили память о героях ВОВ, принимавших участие в ожесточенных боях и отдавших жизнь за свободу своей страны.

Примерно в 6 км к юго-востоку от Севастополя протянулась горная гряда - Сапун-гора. Созданная природой преграда на пути к городу из века в век становилась местом отчаянных сражений российской, а затем и советской армии с захватчиками. Память о тех боях хранится здесь по сей день.

Есть на Сапун-горе памятник периода Крымской войны - Британский военный мемориальный комплекс. 13 октября 1854 года здесь произошло Балаклавское сражение. Каткартов холм, названный в честь английского генерала Георга Каткарта, стал последним пристанищем для сотен английских солдат, включая самого генерала.

Спустя 87 лет в ходе обороны Севастополя у подножия высоты шли ожесточённые бои советских войск с 11-й армией под командованием Эриха фон Манштейна. И, наконец, в мае 1944 года Сапун-гора стала местом проведения операции по освобождению Севастополя войсками 4-го Украинского фронта.

Через 15 лет после героического сражения в 1959 году здесь был открыт музей-диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.", в который мы сегодня и пойдем.

Дорога к зданию диорамы проходит через Аллею Славы. После боев за Крым земля Сапун-горы была выжжена и изрыта бомбежками. Здесь еще долго работали сапёры, извлекая неразорвавшиеся снаряды. Очистив плоскогорье от искореженного металла, специально для посадки деревьев из долины завезли плодородную почву. Спустя десятилетия здесь выросли крымские сосны и акации.

В 1944 году уцелевшие воины 51-й армии установили на Сапун-горе скромный памятник, увенчанный красным флажком с вырезанной на нем надписью "51 А". В 1962 году на его месте появился гранитный обелиск, в основании которого - мемориальные плиты с высеченными на них наименованиями частей и соединений 4-го украинского фронта и Черноморского флота, освобождавших Севастополь.

В 25-ю годовщину победы у обелиска был зажжен Вечный огонь. Честь зажечь пламя, символизирующее бессмертие павших в бою солдат, была предоставлена Людмиле Павличенко - знаменитой женщине-снайперу, и подполковнику Фёдору Ивановичу Матвееву - участнику штурма Сапун-горы, бывшему командиру отделения 263-й стрелковой дивизии 51-й армии 4-го Украинского фронта.

В 1974 году у обелиска, вдоль аллеи, ведущей к музею-диораме, были установлены мемориальные доски с высеченными 240 именами Героев Советского Союза - освободителей Севастополя и наименованиями 118 частей и соединений, удостоенных почетного звания "Севастопольских".

"Здесь раньше вставала земля на дыбы, а ныне гранитные плиты..." Высоцкий.

К 50-ю победы на частные пожертвования рядом с обелиском был построен храм-часовня св. Георгия Победоносца. Кто-то сравнивает купол храма со свечой, а кому-то он напоминает пулю.

Неподалеку на двух площадках установлена советская военная техника времен Великой Отечественной войны.

Торпедный катер 123К "Комсомолец", спроектированный в 1943 году для уничтожения боевых кораблей противника. Его главное оружие - две торпеды, макеты которых установлены рядом. Катер развивал скорость до 100 км/ч, что позволяло ему быстро подойти к вражескому кораблю, выстрелить и уйти за новыми торпедами, за что его называли "морским охотником".

Зенитная прожекторная установка "З-15-14" на шасси автомобиля "ЗИС 12" 1943 года. Эти прожекторы освещали вражеские самолеты на расстоянии 20 км при высоте полета 5 км.

"Катюши", созданные еще до войны для стрельбы снарядами, начиненными отравляющими веществами.

В начале войны их снаряды оснастили взрывчаткой, и уже в июле 1941 года они стреляли в Орше. Во время обороны Севастополя сражался дивизион "Катюш" из 12 установок, которые при отступлении были затоплены в Камышовой бухте, чтобы не достались врагу. При освобождении города в 1944 году принимали участие уже сотни ракетных установок.

С плоской вершины Сапун-горы открывается панорама Балаклавской долины. Отсюда видны не только реконструированные фрагменты советских оборонительных сооружений 1941 года, но и построенные немцами во время оккупации Крыма: на коротком участке склона было свыше 60 ДОТов и ДЗОТов, долина была изрезана траншеями, опутана проволочными заграждениями и заминирована - был создан целый укрепленный каменный пояс. В 1944 году фашисты хотели планомерно эвакуировать свои войска, для чего им нужно было выиграть время за счет укрепления подступов к Севастополю и особенно Сапун-горы.

Как уже писала выше, мемориальный комплекс, обустройство которого началось сразу после освобождения Крыма в 1944 году с установки обелиска бойцам 51-й армии, посвящен обороне Севастополя в 1941-1942 годах и штурму 1944 года.

Нижний этаж в здании диорамы полностью отдан под экспозицию "Севастополь в годы Великой Отечественной войны". За стеклами витрин разложены карты, документы, фотографии и личные вещи защитников Крыма. Косвенно и напрямую, люди на фотографиях имеют отношение к решающему бою на Сапун-горе.

В музее хранится часть немецкого парашюта, на котором в первую же ночь войны в Севастопольскую бухту были сброшены авиационные магнитные донные мины. Фашисты планировали заминировать бухту и авиацией уничтожить корабли. В налете участвовали 4 самолета бомбардировщика. На отражение удара поднялись летчики Черноморского флота. Один вражеский самолет был сбит, остальные, беспорядочно сбросив мины, повернули обратно.

Вскоре выяснилось, что мины были секретной конструкции: магнитная мина, сброшенная в порт, спокойно пребывала на дне до того момента, пока над нею не проходил корабль, металлический корпус которого изменял магнитное поле Земли и происходил взрыв. В первый же день войны, 22 июня, на Главной морской базе Черноморского флота от подводного взрыва погиб буксир СП-12, через два дня - 25-тонный плавучий кран, следом - эсминец "Быстрый".

Для решения проблемы, над которой уже несколько лет работали и английские физики, из Ленинградского физико-технического института в Севастополь была переброшена группа ученых, среди которых был крымчанин, будущий академик Игорь Васильевич Курчатов. К осени они разработали методы размагничивания кораблей и расчистки бухт, за что командование Черноморского флота представило ученых к награждению медалью "За оборону Севастополя". Общими усилиями ученых и моряков была расчищена бухта и спасены корабли.

В 1941 году на Крым наступали 11-я армия Эриха фон Манштейна и Румынский горно-стрелковый корпус под командованием генерала Георгий Аврамеску. На севере полуострова больше месяца их сдерживала 51-я и Приморская армии. После прорыва обороны немцами, 51-я армия отошла на Керченский полуостров, а Приморская стала двигаться в сторону Севастополя для защиты города. Но немцы её опередили, оказавшись в городе еще в конце октября. Приморская армия вошла в город небольшим Севастопольским гарнизоном.

Первой открыла огонь по врагу 54-я береговая батарея под командованием двадцатитрехлетнего старшего лейтенанта Ивана Ивановича Заики. Батарея, построенная всего за 2 месяца до начала войны, находилась в 40 км от Севастополя у деревни Николаевка. Бой 54 батареи 30 октября 1941 года возвестил о начале 250 дневной обороны Севастополя.

250 дней против планов немцев взять Севастополь за 5 дней. В первые дни осады генерал Манштейн писал в своем приказе: "Севастополь - крепость слабая. Она защищена всего несколькими батареями береговой обороны и десятком пулеметных блиндажей… Взять маршем! Коротким ударом!"

Для сравнения: немцы захватили Францию за 44 дня, Польшу - за 35, Бельгию и Голландию - за 19, а у Севастополя они стояли 250 дней. И это только официальные данные. В действительности город не сдавался дольше, и об этом расскажу, когда побываем на месте 35-й береговой батареи.

За Севастополь сражались моряки, пехотинцы, летчики. Черноморский флот передал на сухопутные рубежи 52 тысячи человек - морских пехотинцев. Немцы называли морскую пехоту "черной смертью", "полосатым дьяволом".

Тылом для Севастополя был Кавказ, откуда в Крым доставлялось все необходимое для жизни города. За стеклом хранятся ленточки от бескозырок с названиями кораблей, которые проделали десятки боевых рейсов в бухты Севастополя. Они доставили сотни тонн военного груза, а из города вывезли десятки тысяч раненых и мирных жителей.

Здесь же выставлены фотографии и медаль, которой посмертно был награжден политрук Николай Фильченков, возглавивший 18 отдельный батальон морской пехоты. Официально батальон был сформирован только 1 ноября 1941 года, а уже 7 ноября политрук вместе с Иваном Красносельским, Даниилом Одинцовым, Юрием Паршиным и Василием Цибулько вступили в бой с многочисленной гитлеровской пехотой в районе Дуванкоя (Верхне-Садовое). Врага задержали, но сами погибли.

Севастопольский гарнизон продержался до начала ноября. 9 ноября подошла Приморская армия, и был создан Севастопольский оборонительный район (СОР), который возглавил Филипп Сергеевич Октябрьский. Для удобства управления войсками и боевыми службами вся территория СОР была разделена на четыре сектора. Комендантом первого сектора СОР - от берега моря у Балаклавы до Ялтинского шоссе - был назначен Пётр Георгиевич Новиков. Военкомом - полковой комиссар Арон Давыдович Хацкевич. Их фотография здесь же:

После сдачи города они оказались среди тех старших командиров и политработников, которые не сумели эвакуироваться и остались на полуострове. По одной версии Новиков и Хацкевич, при попытке уйти из Севастополя на катере, попали в плен и были расстреляны в лагере. По другой версии в плен попал Новиков, а Хацкевич не смог покинуть 35-ю батарею, о которой речь будет позже, и погиб вместе с оборонявшимися бойцами.

Севастополь регулярно бомбили, поэтому предприятия перевели в Инкерманские штольни. Когда-то здесь добывали камень для строительства домов, устраивали винные погреба, теперь на подземных спецкомбинатах делали мины, гранаты, гранатометы и шили обмундирования. Рабочая смена была по 14-16 часов.

Здесь же под землей были организованы школы, где обучалось более 2 тысяч детей. "Нельзя детей оставлять неучами даже в осажденном городе", - так рассуждали учителя.

Рядом фото снайпера Людмилы Павличенко, на счету которой за 1 год войны было 309 фашистов. Людмила Белова (Павличенко фамилия первого мужа) родилась в городке Белая Церковь. Четверокурсницей истфака ушла на войну, и вскоре стала снайпером 25-й Чапаевской стрелковой дивизии.

Для поднятия боевого духа солдат, на фронтах печатали листовки с ее интервью: "Когда я пошла воевать, у меня была только злость на немцев за то, что они нарушили нашу мирную жизнь. Но то, что я увидела потом, породило во мне чувство такой ненависти, что ее трудно выразить чем-то иным, кроме как пулей в сердце фашиста".

Самые трагические бои в Крыму были в июне 1942 года. Фашисты готовились к третьему решающему штурму, подтянули свежие силы. Превосходство по количеству войск и техники по сравнению с советской армией было бесспорным и значительным.

К примеру, под Бахчисараем стояла гигантская пушка "Дора", из которой по Севастополю было сделано 53 выстрела. Вес снаряда пушки - 7 тонн, вес всей установки - 1.350 тонн.

К 1944 году Севастополь был разрушен на 98% - в центре города уцелели только 7 зданий.

Но и немцы несли потери - за время осады Севастополя гитлеровцы потеряли 300-тысячную армию.

Советская армия продолжала держать оборону. Какой был настрой у защитников, видно из последнего письма краснофлотца Щелокова. Тут, как говорится, без комментариев - "…Но знаю другое. В истории найдется страница о подвиге моряков черноморцев".

4 июля 1942 года Севастополь был сдан. Крым был полностью оккупирован на долгих 2 года. Официальные потери Советской армии - 156 тысяч человек, в том числе более 80 тысяч попали в плен.

Только 8 апреля 1944 года войска 4-го Украинского фронта начали операцию по освобождению Крыма: с севера наступали 2-я Гвардейская армия и 51-я, с Керченского полуострова - отдельная Приморская армия. К 18 апрелю 3 армии подошли к Севастополю.

Среди участников освобождения Севастополя был поэт Эдуард Асадов. Он оказался на фронте с первых дней войны, сразу после окончания 10 класса. Сначала сражался под Ленинградом, затем его минометная бригада была переброшена на юг, где он служил помощником командира минометной батареи. При доставке снарядов на батарею, Асадов был тяжело ранен. В результате в 20 лет потерял зрение. После войны закончил Московский литературный институт и стал поэтом. В 1983 году он подарил музею книгу своих стихов.

По приказу ставки город освобождали кратчайшим путем, который проходит в районе Сапун-горы. Это позволяло отрезать фашистам пути к бухте, и не дать войскам эвакуироваться. Штурм Сапун-горы был назначен на 7 мая.

Самое время из нижнего музейного зала подняться на смотровую площадку диорамы. С видового балкона, устроенного с внешней стороны здания, открывается вид на местность, запечатлённую на картине Диорамы. Здание для диорамы построено на самой высокой точке Сапун-горы, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события.

По просьбе участников боёв было решено к 15-летию освобождения города создать монументальный живописный памятник. Диорама представляет собой картину 25,5х5,5 метров и расположенный перед ней предметный план площадью 83 кв.м. Рисовали диораму в Москве, затем перевезли в Севастополь и доделывали уже на месте. На предметном плане, повторяющем контуры склона, когда до гребня горы оставалось несколько десятков самых трудных метров, выстроены фрагменты инженерных укреплений, разложены настоящее оружие, снаряжение и обмундирование, собранные на поле боя.

Когда художники обследовали местность, кто-то из них нашел на склоне обломок ДОТа, на котором в 1941 году красноармеец написал на незастывшем цементе "Да здравствует армия!" Во время обороны Севастополя ДОТ был разрушен, обломок валялся на склоне горы.

По замыслу художника, на картине разворачиваются события второй половины дня, хотя штурм начался в 10 часов 30 минут. По воспоминаниям участников боя, только после 16 часов произошел перелом в сражении - советские воины пошли в решительное наступление.

Бой шел по всей многокилометровой линии фронта от высоты Сахарная головка до бухты Балаклава. В Балаклавской долине наступают Приморская армия и 51-я армии. У подножия Крымских гор сосредоточены "Катюши", залпы которых накрывают передовые траншеи немцев, не давая им вести прицельный огонь.

Бой шел на земле, на воде и в воздухе. На картине видно, как по долине Золотая балка движутся боевые машины 19 танкового корпуса. На море действовали торпедные катера. В небе сражаются летчики. В течение дня части 8-й воздушной армии выполнили 755 боевых вылетов, сбросили 236 т бомб на врага и сыграли важную роль в штурме Сапун-горы.

На переднем плане в сценах ближнего боя изображены реальные люди, те, кто штурмовал Сапун-гору. Кто-то из них не дожил до окончания войны и их рисовали по фотографиям. Ветераны, прошедшие войну до конца встречались с художниками, позировали им для картины.

Большинство эпизодов картины исторически достоверны. Вот 45-миллиметровая противотанковая пушка бьет прямой наводкой по амбразуре вражеского дота, замаскированного у гребня Сапун-горы. Эта пушка прошла от Сталинграда до Севастополя, и, втянув на руках солдат к самой вершине, орудие наводит тяжело раненый командир Н. Галицын и А. Санонов.

Одними из первых красное знамя водрузили на склоне бойцы капитана Шилова. За станковым пулеметом двадцатилетний Кузьма Москаленко, который сражался на Сапун-горе во время обороны Севастополя и теперь в первых рядах штурмовал вражеские укрепления. Коробки с пулеметными лентами ему подносит солдат Петухов. Рядом изображен снайпер Н. Морятов, который берет на прицел гитлеровского офицера, пытающегося поднять своих бойцов в контратаку.

Чтобы помочь раненым под ураганным огнем в первых рядах штурмовых групп поднялась на Сапун-гору медсестра Женя Дерюгина. Она погибла. Её рисовали по фотографиям, но сохранив портретное сходство, художник обобщил в её образе черты бесстрашных санинструкторов Красной армии.

На гребень Сапун-горы поднялась группа В. Жукова (изображен с пистолетом). С гранатой в руке атакует вражеский блиндаж рядовой Илья Поликахин. В числе первых были разведчик Иван Поликахин, рядовой Абдурахманов и ефрейтор Дробяско. Правее изображён рядовой Иван Яцуненко, подхвативший знамя полка из рук смертельно раненного парторга роты Евгения Смелковича. Пронеся штурмовой стяг под вражеским огнем, Яцуненко водрузил его на гребне Сапун-горы, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

На диораме рассказывается о подвиге старшины Степана Погодаева. Так об этом рассказывал его однополчанин Федор Иванович Матвеев: "9 мая 1944 года 263 дивизия вместе с другими частями наших войск начала штурм Сапун - горы. Впереди шло стрелковое отделение сержанта Степана Погодаева. Но вот оно залегло. Из дота бил вражеский пулемет. Если его не подавить, атака на этом участке сорвется. И сержант Погодаев сам двинулся вверх. Немцы, заметив храбреца, открыли по нему огонь. Но сержант продолжал ползти. Вот бетонная громада дота. В узкой продолговатой амбразуре пульсируют языки пламени. Погодаев метнул гранату, но пулемет продолжал стрелять. Тогда он резко выпрямился, сделал несколько прыжков и грудью упал на амбразуру дота. Пулемет смолк, захлебнувшись кровью героя". За время штурма 4 воина пожертвовали жизнью, накрыв собой дзоты. В их числе был и двадцатилетний Михаил Дзигунский, так же изображенный на диораме.

Освобождали город крымские партизаны - они изображены на полотне с красной повязкой на руке.

Немцы засели в небольших окопах - "лисьих норах". Они сопротивляются, но им уже не удержать высоту. Из укрытий их выжигали огнем ранцевых огнеметов. Каждый огнемет весил по 20 кг и стрелял на 30 метров.

После девятичасового боя высота Сапун-гора была взята. Бои продолжались на улицах города, и уже 9 мая 1944 Севастополь был освобожден.

Замерев на пару минут, можно не только увидеть, но и услышать бой. Вряд ли кто-то из нас сможет хоть на какую-то значимую долю ощутить тот момент. Но, глядя на работу художников, есть повод остановиться и задуматься о том, что было, и о том, что есть.

Как добраться: Сапун-гора находится примерно в 6 километрах от города. От Малахова кургана к Сапун-горе идет автобус №1. От конечной остановки автобуса вправо идет аллея, которая ведет к Диораме. Или на машине двигаясь по Ялтинской дороге, ведущей на Сапун-гору, сразу после пересечения Симферопольского шоссе, на первом повороте напротив автобусной остановки, повернуть вправо, на проселочную дорогу.

Тэги: ВОВ, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Крым, военный музей, военная техника, диорама

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»

Тема освобождения Севастополя от немецко-фашистских захватчиков нашла отражение в работах многих советских художников-живописцев и графиков. Наиболее всесторонне изучил эту тему военный художник студии имени М. Б. Грекова заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Больше всего его заинтересовали боевые действия при штурме вражеских позиций на Сапун-горе.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны П. Т. Мальцев побывал в Севастополе. Здесь он осмотрел места боев, ознакомился с особенностями местности. На вершине Сапун-горы художник сделал пейзажные зарисовки, написал этюды участков каменистого горного склона, сохранившего следы боев, остатки вражеских оборонительных сооружений. Тогда же у художника возник сюжет большой батальной картины, раскрывающей подвиг героев штурма Сапун-горы. Этот замысел глубоко захватил художника.

После создания ряда крупных батальных полотен Мальцев приступил к живописному разрешению давно задуманной картины о штурме Сапун-горы. На основе исторических материалов и воспоминаний участников боев художник написал в 1957 году картину «Штурм Сапун-горы». Это произведение получило высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию Советских Вооруженных Сил. Но сам художник мечтал о еще более широком воспроизведении боев по освобождению Севастополя.


В это время общественные организации Севастополя приняли решение создать диораму штурма Сапун-горы и установить ее в специальном здании на месте боев. Заказ на создание такого произведения был дан студии военных художников имени М. Б. Грекова. Петру Тарасовичу Мальцеву предложили стать автором диорамы, так как он имел опыт в искусстве панорамной живописи и создал картину «Штурм Сапун-горы». С большой радостью и волнением приступил П. Т. Мальцев к этой работе.

Диорама - особая, очень выразительная форма изобразительного искусства, раскрывающая сложные жанровые сюжеты с широким показом места действий и массы людей. Она состоит из двух элементов: живописного полотна и натурного плана. Если в панораме живописное полотно расположено по замкнутой окружности вокруг смотровой площадки, что дает возможность зрителю последовательно осуществлять полный круговой обзор всего воспроизведенного, то в диораме полотно занимает лишь часть окружности, обычно половину ее. Но и диорама позволяет изображать события, проходящие одновременно на большом участке местности. На живописном полотне раскрывается все основное содержание диорамы. Между живописным полотном и смотровой площадкой устанавливается натурный (предметный) план, на котором доподлинно воспроизводится участок местности с объемными характерными предметами. Составляя по содержанию и цвету одно целое с живописным полотном, натурный план создает впечатление охвата диорамой большой глубины пространства и намного усиливает ощущение полной реальности всего изображенного.

Все ранее созданные диорамы, такие, как «Взятие Ростова», «Альпийский поход Суворова» (в написании последней П. Т. Мальцев принимал основное участие), «Полтавская битва», «Бой на Одерском плацдарме», «Форсирование Днепра войсками Советской Армии», «Волочаевский бой» и многие другие, имеют относительно небольшие размеры. В них на переднем плане полотна фигуры и предметы написаны меньше их натуральной величины, а предметы натурного плана представлены макетами также в уменьшенных размерах. При этом ощущается условность, снижающая иллюзию полной действительности изображаемого. Для таких диорам не требуется специальных зданий, они размещаются в музеях страны.

Приступая к созданию диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», автор задался целью достичь максимальной реальности изображения. Размер живописного полотна был значительно увеличен, чтобы охватить в одной картине весь участок решающего наступления советских войск и изобразить на переднем плане фигуры в их натуральную величину. Такая диорама в советском изобразительном искусстве создавалась впервые.

К апрелю 1958 года П. Т. Мальцев выполнил карандашом эскиз в одну десятую размера живописного полотна. Сюжет будущей диорамы нашел свое первое композиционное решение. В основу диорамы автор взял свою картину «Штурм Сапун-горы» и значительно развил ее в соответствии с широким охватом воспроизводимых событий.

Общественность города Севастополя на открытом просмотре обсуждала эскиз диорамы. Художник еще раз непосредственно на местности проверил правильность выбора в будущей диораме наиболее удобной точки обозрения всех событий решающего момента штурма. Самым тщательным образом, на основании исследования архивных данных автор диорамы изучил ход боевых действий во всех деталях и подробностях.

В конце июля 1958 года П. Т. Мальцев закончил написанный маслом эскиз размером 3,5 х 0,9 метра. В нем окончательно были определены композиция картины и ее цветовое решение.

Этот эскиз живописного полотна будущей диорамы был выставлен на просмотр в Академии Генерального Штаба и получил хороший отзыв специалистов. После просмотров и положительных отзывов художников Москвы эскиз длительное время экспонировался в картинной галерее Севастополя. Здесь он также встретил одобрение и был утвержден, как основа будущей диорамы.


Г.В.Терновский. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Крымиздат. Симферополь. 1969

Западное побережье Крыма умиляет гостей огромным количеством причудливых бухт, крупных заливов и лиманов. Комфортные песчаные пляжи и лечебные грязи ждут их в северной части полуострова, десятки мемориалов военно-морской славы – в южной Тавриде. Говоря о последних, стоит указать, что почти все они расположены в Севастополе. В их число входит величественный образец живописи в жанре баталистики – диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Она запечатлела главный подвиг многострадального города в период ВОВ.

Где находится культурно-исторический комплекс?

МК «Сапун-гора», неотъемлемой частью которого является диорама, возведен на одноименной возвышенности – это восточная окраина города-героя . У подножия холма проходит улица 2-й обороны, переходящая в «Ялтинскую» трассу.

Диорама на карте Крыма

История появления музея

В Севастополе диорама «Штурм Сапун-горы» задумана Объединением им. Грекова – значительной в СССР студией художников-баталистов. За основу гигантского полотна трое из них взяли одноименный холст П. Мальцева – одного из «грековцев».

Заслуженный художник Советского Союза изобразил ключевой момент в обороне самого стратегического участка высоты «240». Живописцы Присекин и Марченко во время работы над глобальным полотном помогли ему увеличить обзор происходящего. Работа над шедевром «стартовала» в 1957 г.

Словно в паззле, готовые фрагменты соединились два года спустя – в нынешнем помещении диорамы. Оно находится в здании мемориального комплекса «Штурм Сапун-горы», а точнее – в его западной стороне. Сооружение специально сделали полукруглым. Уже в 1999 г. сотрудники комплекса зарегистрировали 24-миллионного посетителя.

«Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» — вечная память погибшим героям

По отзывам туристов, пребывание в мемориальном комплексе «Штурм Сапун-горы» оставляет после себя массу поразительных впечатлений, а цены на входные билеты – исключительно радостные воспоминания для каждого посетителя. Здесь люди погружаются в военного порта.

Помимо собственно полотна, на территории музейной экспонируется уникальное фото
– ценный кадр, сделанный непосредственным участником севастопольских событий 7 мая 1944 года. Снимок выставлен на обозрение в главном зале, давно превратившись в «визитку» диорамы.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» — это не только живопись, но и экспонирование предметов, связанных с обороной стратегической точки города, глубоко эшелонированной и тщательно продуманной. Разговор идет об осколках боезарядов и бомб, найденных здесь советских и вражеских автоматов, а также других образцов огнестрельного оружия.

Мастерски смоделированы тутошние участки дотов и траншей. Последним на своеобразной «выставке», «вписанной» в общую композицию, показаны бронебойный снаряд калибра 305 миллиметров – это находка с места дислокации тридцатой береговой батареи. Обнаружить раритет можно в центре диорамы.

Здесь представлены также учебные снаряды, прилетевшие с линкора «Севастополь». Их вес составляет 450-470 кг. Описанный предметный план усиливает у зрителей ощущение пространства и «присутствия». Его ширина (расстояние от полотна до края смотровой площадки) составляет целых 8 м, а площадь – 83 кв. м. Воспроизведен во всевозможных подробностях реальный рельеф местности тех лет.

Что касается непосредственно полотна, то оно имеет размер 5,5 на 25,5 м. Сюжет обозначенного произведения искусства – схватка на пятачке, где сержанту Сергею Елагину удалось пленить гитлеровского солдата,
а старшине Николаю Супрягину – принудить другого немца сдать оружие.

Изображена также передняя линия атаки – со знаменосцами и фигурами лейтенанта М. Головни и В. Комиссарова. Командиры эти, размахивая оружием, призывают к наступлению бойцов 63-го стрелкового и 11-го гвардейского корпусов, входящих в одну из частей 4-го Украинского фронта. Эмоциональных людей обычно поражает сцена с узбеком Дадашем Бабажановым, дающим «клятву мести» умирающему матросу Семену Машкевичу.

На картине также увековечен подвиг связисток и медсестер. К примеру, видны тяжкие усилия молодого санинструктора Жени Дерюгиной (студентка техникума, вынесшая с поля боя 80 советских солдат и моряков, была убита пулей фашистского снайпера). На небе точно изображен дым.

Как добраться до музея?

Доехать до своеобразного мемориала можно общественным транспортом, проходящим через остановку « » — маршрутка №107 или автобус №1. Для тех, у кого свое авто: данная остановка обнаруживается прямо на «ялтинском» шоссе – 6-й километр.

Добраться до диорамы «Штурм Сапун-горы» от автовокзала Севастополя на машине или можно так.

Диорама была открыта 4 ноября 1959 г. Здание, перестроенное с использованием элементов здания военно-полевого музея, находившегося на гребне горы с мая 1945 г., двухэтажное, полукруглое, выполнено из местного инкерманского камня по проекту архитектора В.П. Петропавловского.

На нижнем этаже находится экспозиционный зал. Экспозиция посвящена теме «Севастополь в годы Великой Отечественной войны». Она знакомит с событиями и героями обороны Севастополя 1941-1942 гг. и освобождения города в мае 1944 г.

На втором этаже размещено живописное полотно диорамы, в основу сюжета которой положен художественно обобщенный решающий момент штурма ключевой позиции севастопольского плацдарма 17 немецкой армии. Для изобразительного воспроизведения принят конкретный момент наивысшего напряжения боевых действий – 17 часов 30 мин. 7 мая 1944 г. Число эпизодов, изображенных в диораме, велико. Однако художникам удалось передать самое характерное, типичное: она раскрывает массовый героизм советских воинов и призвана увековечить отдельные подвиги и людей, которые их совершили.

Снаружи здания устроен специальный видовой балкон, с которого открывается вид на Балаклавскую долину. Архитектура здания решена в строгих, лаконичных формах, созвучных общему ансамблю памятников на Сапун-горе.

Экспозиция

«Севастополь в годы Великой Отечественной войны»

Экспонаты первого зала вводят посетителей в атмосферу начала Великой Отечественной войны. На фотоснимках – моменты жизни довоенного Севастополя и фотодокументы, запечатлевшие изменившийся облик города и судьбу его жителей с началом войны. Из старого довоенного репродуктора «Рекорд» звучит голос диктора Ю. Левитана, сообщающий о вероломном нападении Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г.

Во втором зале большая рельефная карта-схема боевой обстановки на Крымском полуострове в 1941 и 1944 гг., витрины и стенды, посвященные событиям и героям обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. и освобождения города в мае 1944 г.

Начало экспозиции повествует об отражении первых ударов противника по главной базе Черноморского флота, мобилизации всех сил города и флота на отпор врагу. Представлен дневник лейтенанта Г.А. Оленева, командира взвода зенитного артполка, батареи которого первыми открыли огонь по самолетам противника в 3 часа 13 минут 22 июня 1941 г.

В витрине часы с 54 береговой батареи и фотография ее командира, лейтенанта И.И.Заики. С залпов этой батареи, прогремевших в 16 часов 35 минут 30 октября 1941 г., началась 250-дневная героическая оборона Севастополя. Фотографии, личные вещи, документы, предметы с мест боев рассказывают о подвигах первых защитников города.

В разделе «Организация обороны» – фотографии и личные вещи руководителей города, членов Городского комитета обороны и командования Севастопольского оборонительного района (СОР).

Среди экспонатов, рассказывающих о действиях защитников Севастополя на сухопутных рубежах, материалы о командирах дивизий, ставших комендантами 4-х секторов СОР и рядовых героях-воинах Приморской армии и бойцах морской пехоты, представителях разных поколений и различных национальностей Советского Союза.

Ленточки с бескозырок с названиями боевых кораблей, военно-морской флаг и иллюминатор эсминца «Бойкий», различные приборы, предметы внутрикорабельной связи, фотографии символизируют роль кораблей в обороне Севастополя. Здесь же награды, личные вещи особо отличившихся командиров и членов экипажей надводных и подводных кораблей.

Раздел «Трудовой подвиг осажденного Севастополя» представляет материалы уникальных по своему значению подземных промышленных предприятий (спецкомбинаты № 1 и № 2). На фотографиях труженики тыла: женщины из бригад помощи фронту за стиркой белья, рабочие заводов, выполнявшие нормы выработки до 300-500%.

Заключительный раздел экспозиции, посвященной обороне Севастополя 1941–1942 гг., раскрывает героический подвиг защитников города в период отражения III наступления противника в июне 1942 г.

Завершает раздел газета «Правда» от 4 июля 1942 г. с материалами об итогах и военно-историческом значения обороны Севастополя.

Вторая половина экспозиции посвящена освобождению Севастополя в мае 1944 г. – заключительному этапу Крымской наступательной операции.

Здесь помещена фотография командующего 4-м Украинским фронтом генерала армии Ф.И. Толбухина (экспонируются его лупа в футляре и авторучка) с представителями Ставки Верховного Главнокомандующего в войсках, освобождавших Крым; фотографии, личные вещи и награды командующих, принимавших участие в разгроме 17-й немецкой армии.

Из сил и средств Черноморского флота в освобождении Севастополя участвовали подводные лодки, торпедные катера и авиация. В экспозиции представлены фотографии офицеров-катерников и подводников, боевые награды, личные вещи командиров стрелковых дивизий А.П. Родионова (51-я армия) и Н.К. Закуренкова (Приморская армия), чьи солдаты первыми вышли на гребень Сапун-горы во время ее штурма 7 мая; представлены полевая сумка, пилотка, нагрудный знак «Гвардия», книга стихов Э.А. Асадова, в боях за Севастополь командовавшего батареей 30-й гвардейской минометной бригады, ставшего известным советским поэтом.

Особое место в экспозиции занимает витрина, где представлены материалы о тех, кто навечно остался в севастопольской земле: фотография и извещение о гибели подполковника Г.Ф. Быкова, командира 1378 стрелкового полка; орден И.А. Грязева, комсорга 943 стрелкового полка, закрывшего амбразуру дота своей грудью на высоте 172, 8; орден Красной Звезды и личные вещи лейтенанта А.И. Гуркина, найденные на месте падения его самолета; письмо Толи Куроптева своему отцу, сержанту И.К. Куроптеву с пометкой сослуживцев: «Ваш папа погиб в боях за освобождение Крыма».

Экспонируются танковый шлемофон и фото гвардии майора Н.Д. Моисеева, командира батальона 19-го танкового корпуса, который первым из войск фронта вышел к морю на мысе Херсонес 12 мая. На разрушенном Херсонесском маяке танкисты водрузили штурмовой красный флаг, поставили точку в Крымской наступательной операции.

Заключительный раздел экспозиции отражает боевой путь участников обороны и освобождения Севастополя, многие из которых дошли до Берлина и участвовали в Параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г.

Смотровая площадка

На втором этаже здания размещено живописное полотно диорамы, в основу сюжета которой положен художественно обобщенный решающий момент штурма ключевой позиции севастопольского плацдарма 17 немецкой армии.

Живописное полотно в диораме занимает часть окружности, обычно половину ее. Составляя одно целое с предметным планом, воспроизводящим участок местности с объемными предметами, она создает иллюзию глубины пространства, реальности изображенного и эффекта присутствия зрителя на месте событий.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» впервые в Советском Союзе была размещена в специальном стационарном здании. Размеры полотна – 25,4 х 5,5 м, радиус – 8 м, площадь предметного плана – 83 кв. м. Впервые в нашей стране рождалась такая большая диорама. Впервые в диорамном искусстве на живописном полотне писались фигуры в натуральный человеческий рост. Впервые на предметном плане размещались не макеты, а подлинное оружие, обмундирование, амуниция, снаряжение, фрагменты инженерных сооружений, собранные на поле боя. Стремясь сохранить портретное сходство с теми, чьи подвиги воспроизведены на картине, авторы диорамы использовали документальные фотоснимки, привлекали для позирования самих участников штурма, натурщиков, имевших сходство с участниками боев. Удачной оказалась и избранная художниками точка обзора на Сапун-горе, с которой видна местность, где в 1944 г. развернулись боевые действия на суше, на море и в воздухе.

Число эпизодов, изображенных на диораме, велико, однако художникам удалось передать самое характерное, типичное, раскрыть массовый героизм советских воинов и одновременно увековечить отдельные подвиги и людей, их совершивших.

К исходу дня 7 мая 1944 г. ключевая позиция на подступах к Севастополю была взята. За 9 часов штурма. Художники не изобразили на полотне этот момент, но каждый, кто осматривает диораму, убеждается, что победа близка. И она пришла в Севастополь ровно за год до общей Победы над фашизмом – 9 мая 1944 г.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» дает возможность посетителям мемориального комплекса не только «заглянуть» в лицо войне, но и услышать ее «голос». С 2004 г. она озвучена.

Художественное полотно и предметный план были созданы творческим коллективом художников студии им. М.Б. Грекова. Автор – заслуженный деятель искусств РСФСР – Петр Тарасович Мальцев. Именно его картина с одноименным названием и была положена в основу написания диорамы. За создание диорамы автор П.Т. Мальцев удостоен «Золотой медали» Академии художеств СССР.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!