План написание эссе по русскому языку егэ. План написания сочинения егэ по русскому языку

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку неизменно вызывает у школьников печаль и тоску хотя бы потому, что от сдачи обязательного экзамена никуда не уйти. Не так пугает тестовая часть, как сочинение. Однако практика показывает, что любой, даже не самый креативный ученик, способен написать достойную работу, потому что творческого полета мысли здесь никто не ждет, нужно просто следовать структуре и соблюдать канон. План следует запомнить и постоянно иметь перед глазами для подготовки к сочинению. Также поможет создание собственного банка аргументов по проблемам, предлагаемым в экзаменационных КИМах. В этот банк записываются подходящие литературные произведения с кратким содержанием по данному вопросу или случаи из общественной жизни. В написании аргументов важна точность: указывается автор (режиссер), название произведения, имена героев. И помните: чем больше вы напишите разных сочинений, тем легче вам будет на экзамене.

  1. Первое и самое главное при написании сочинения – внимательно прочитать текст и найти его тему.
  2. Далее необходимо отыскать проблемы, которые поднял автор. Именно по одной из них предстоит писать сочинения. Однако в тексте обычно не одна, а несколько проблем, из которых нужно выбрать наиболее подходящую для себя. Стоит внимательно читать исходник, ведь автор сам аргументирует поставленную им тему, его пример идет до или после искомого конфликтного вопроса. Подходящей можно считать наиболее понятную проблему, к которой есть наиболее убедительные аргументы.
  3. Чтобы получить за них высший балл, нужно привести либо два литературных примера, либо один литературный и один жизненный. Не рекомендуется приводить два аргумента из жизни, оценка снижается, какими бы гениальными они не были.
  4. Писать сочинение, даже если опыт в этом деле приобретен уже солидный, стоит сначала на черновике. После того, как поставлена последняя точка, рекомендуется ненадолго отвлечься, потом перечитать (если возможно, то вслух) и исправить написанное, при таком способе ошибки гораздо легче заметить.
  5. После правки работа переписывается набело и вновь перечитывается. При чистовом переписывании на экзамене следует постараться, ведь проверяют сочинения пока все же люди, которым будет приятнее читать аккуратно написанный текст без помарок.

План сочинения

Структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку проста и состоит из шести элементов. Каждый из них оснащается фразами-клише и вашими мыслями, вот и готовое эссе. Чтобы упростить себе нелегкую и нервную процедуру экзамена, выучите назубок план написания. Когда придет час-икс, будет гораздо легче сосредоточиться, если руководство к действию будет в голове, а не на шпаргалке.

  • Вступление – проще всего сразу поставить в нем проблему, но можно написать пару фраз об авторе, произведении или теме (но не нужно затягивать, длинное вступление или заключение – минус к сочинению, объем должен набираться за счет аргументов).
  • Комментарий к проблеме – необходимо объяснить, как найденная проблема выражена в тексте. Существует два вида комментариев: текстуальный и контекстуальный. Текстуальный комментарий опирается на текст, нужно проследить аргументацию проблемы самим автором, увидеть факты, явления, цитаты, подтверждающие его точку зрения. Контекстуальный комментарий предполагает интерпретацию проблемы: какого она типа, насколько актуальна, почему автор обратился именно к ней.
  • Авторская позиция – мнение писателя о поставленной им в тексте проблеме.
  • Собственное мнение – согласие или несогласие с позицией автора. Ориентируясь на свою позицию, нужно подбирать аргументы. С автором можно не соглашаться, однако это требует еще более убедительных примеров, потому что в экзаменационных текстах используют общеизвестные и общепризнанные мнения.
  • Аргументы – хотя бы один из них должен черпаться из литературных произведений. Второй может быть из жизни (фильмы, сериалы, песни, фольклорные произведения, события в СМИ и общественной жизни, личный опыт). Если литературные произведения никак не вспоминаются, придется использовать два примера из жизни, потому что вспомнить (или сочинить) несколько фактов из своего опыта можно всегда.
  • Заключение – в нем подводится итог сказанному, здесь можно сказать, что текст заставляет задуматься о важной и актуальной проблеме и путях ее решения. Заключение – это вступление другими словами.
  • Шаблоны и клише

    Пункт плана Клише
    Вступление Риторические вопросы («Что такое любовь? Всегда ли это светлое и радостное чувство?»). На эти вопросы пытались ответить с давних времен, затронул проблему … и …(имя автора)
    Проблема … всегда волновала человечество, обратился к ней и … в своем тексте о…

    В предложенном для анализа тексте, который написал … , поднимается проблема …

    Проблема…наиболее остро встала в последнее время, к актуальному вопросу обратился и….
    Текст … посвящен/рассказывает о проблеме…

    Комментарий к проблеме Контекстуальный:
    Вопрос … является актуальной в настоящее время, потому что…
    Проблема… относится к типу…, актуальных для многих
    Позиция автора Автор так относится к поднятому вопросу:…
    Позиция автора однозначна….
    Собственное мнение Я полностью согласен(на)/не согласен(на) с мнением автора, потому что…

    Я придерживаюсь/разделяю/поддерживаю точку зрения автора, потому что…

    С позицией автора трудно не согласиться, потому что…
    Убедительная аргументация автора заставляет каждого согласиться с его позицией, потому что…
    Казалось бы, позиция автора однозначна, но я с ней не согласен(на), потому что…
    Я не во всем разделяю позицию автора, потому что…
    По моему мнению, автор слишком категоричен в своих суждениях, потому что…

    Аргумент 1 В качестве первого аргумента можно привести…
    Первым аргументом может послужить…
    В литературе эта проблема широко представлена, например, в…
    В доказательство справедливости моей позиции/моего мнения приведу…
    Наиболее полно проблема раскрывается в…
    Аргумент 2 В качестве второго аргумента можно использовать…
    Вторым аргументом может послужить…
    Приведу еще один литературный аргумент…
    В фильме…/сериале…/песне…/сказке…/в пословице…/в поговорке… находим еще одно подтверждение вышесказанного
    Следующий аргумент взят мной из личного опыта
    Я сам(а) сталкивался(ась) с данной проблемой
    Заключение В заключении хочу сказать…

    Таким образом, проблема… действительно важна и актуальна и требует внимания со стороны общества, потому что…
    Надеюсь, читатели задумаются над проблемой… и по-новому расставят приоритеты в своей жизни

    Проблемы

  1. Взаимоотношения отцов и детей.
  2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
  3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
  5. Человеческое благородство.
  6. Честь и человеческое достоинство.
  7. Отношения человека с другими людьми.
  8. Восприятие человеком окружающего мира.
  9. Одиночество человека.
  10. Человек и искусство.
  11. Отношение человека к миру природы.
  12. Бережное отношение человека к языку.
  13. Человек и власть, которой он наделён.
  14. Сострадание окружающим.
  15. Отношение человека к войне.

Пример сочинения

Образец сочинения на ЕГЭ 2018 по русскому языку написан по тексту из демонстрационной версии КИМа по русскому языку.

Серенады, томные вздохи, роскошные подарки и страстные слова – это ли настоящая любовь? Или она проявляется в чем-то менее очевидном и более глубинном? Именно к проблеме истинной любви обращается Ф.Сологуб.

Этот вопрос с давних пор актуален для каждого, ведь так часто мы находимся в заблуждении, принимая собственные иллюзии за настоящие чувства. В экстремальных ситуациях все эмоции ярче и честнее, человек показывает самое сокровенное, поэтому в условиях войны сразу понятны приоритеты в отношениях людей. Так, Пауль Сепп готов оставить привычную жизнь, идти на фронт ради защиты Родины, дома, любимой. Лиза, возлюбленная героя, наконец, оценила поклонника, полюбила и тоже готова защищать его, сопровождая на фронт.

В литературе эта проблема широко представлена, например, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» воспевается всепобеждающая любовь главных героев. Маргарита ради любимого готова продать душу дьяволу, провести бал Сатаны, отправиться в ад, лишь бы быть вместе, лишь бы Мастер обрел долгожданный покой. Такие чувства приносят счастье и гармонию, преодолевая все препятствия.

Примером ложных иллюзий в любви могут послужить отношения Элен Курагиной и Пьера Безухова, героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Если она его совсем не любила, а руководствовалась выгодой, то герой принимал за любовь чувственное влечение к блестящей и доступной женщине. Вот почему Пьер был несчастлив в своем первом супружестве, ложные чувства быстро заменяются раздражением и скукой.

Таким образом, проблема истинной любви действительно важна и актуальна до сих пор. Каждый, у кого она есть, должен всеми силами удержать это чувство, ведь настоящая любовь может больше не повториться.

Если у вас на примете есть тема, которая вызывает затруднения, то напишите

Русский язык - в числе обязательных предметов при сдаче ЕГЭ. План сочинения из задания № 25 и особенности его написания предлагаются в данной статье. Более 150 слов текста позволят набрать максимально возможные 23 балла или 30 % общей суммарной оценки за экзамен.

Суть задания

Учащимся предлагается авторский текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение. Максимальный объём неограничен, но практика показывает, что раскрыть содержание возможно с помощью 250-300 слов. Этим следует ограничиться, чтобы избежать риска грамматических ошибок.

В самом задании чётко изложен план сочинения. ЕГЭ по русскому требует знания литературного материала, на который предстоит ссылаться. Поэтому 6 из 12 критериев оценки работы касаются её содержательной части.

В статье предлагается план, сформулированный экзаменаторами, и даются рекомендации по написанию каждой из её частей.

  • Формулировка проблемы.
  • Её комментарий.
  • Позиция автора.
  • Собственная позиция.
  • Первый аргумент (пример из литературы).
  • Второй аргумент (пример из опыта).
  • Заключение.

С чего начать план написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ)?

Введение

Проверяющими отдельно оценивается композиционная целостность работы, поэтому очень важно введение, где формулируется проблема текстового фрагмента. Это может быть понятие (трусость, предательство, доброта), явление жизни (голод, война), характер человека.

Во вступлении происходит плавное вхождение в текст сочинения: возникновение заинтересованности читателя, знакомство со стилем изложения. Его объём не должен превышать пяти предложений. Вводную часть по содержанию и эмоциональности необходимо привести в соответствие с авторским фрагментом.

План написания сочинения (ЕГЭ) предусматривает следующие варианты начала творческой работы :

  • Риторические вопросы по проблеме текста. Пример: «Что такое истинное мужество и в чём оно проявляется? Над этой проблемой размышляет (ФИО автора)».
  • Общие рассуждения или сведения по теме: «Человечество с незапамятных времён искало ответ… »
  • Использование цитаты или пословицы. После её написания можно продолжить словами: «Эта мысль пришла на ум во время прочтения текста (ФИО автора)».

Комментарий

Часто учащиеся ошибочно полагают, что комментарий требует краткого пересказа текста. За этот пункт проверяющие выставляют до 2 баллов (за вступление - 1) по результатам ЕГЭ. План сочинения предусматривает не подробное цитирование, а проникновение в авторскую логику раскрытия обозначенной проблемы. Предлагаем два варианта комментирования:


В первом случае предстоит ответить на вопросы:

  • С помощью каких приёмов автор привлекает внимание читателя к проблеме?
  • На каком материале её раскрывает?
  • Какие поступки герой отрывка совершает и что это говорит о нём?
  • Какие эмоции по данному поводу переживает сам автор?

Во втором варианте первый вопрос остаётся неизменным, но дальнейшая логика несколько иная:

  • Каков характер проблемы (философская, экологическая, психологическая, социальная или нравственная)?
  • Насколько она сегодня актуальна?
  • Кто и в каких ситуациях сталкивается с ней?
  • Если проблема нова, то что способствовало её появлению?

План написания сочинения по русскому языку (ЕГЭ) не должен исключать переходов, чтобы сохранить смысловую цельность работы. Этому помогают вводные слова и обороты, которыми не следует злоупотреблять: «Анализируя данную проблему, автор вспоминает случай из своей жизни …».

Авторская и собственная позиция

Третий пункт плана предусматривает введение цитаты со ссылкой на авторское мнение, которую необходимо взять в кавычки. Удобнее сделать это с помощью следующих клише:

  • «Писатель считает, что...»
  • «По мнению автора…»
  • «Свою позицию писатель выразил в словах…»

Четвёртый пункт плана предусматривает переход к обозначению собственной позиции экзаменуемого. Она может выражать согласие или несогласие, которое должно быть корректным и развёрнутым. План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) требует пропорциональности частей. Каждый пункт следует начинать с красной строки, он состоит из одного-двух абзацев. Переходными могут стать следующие фразы:

  • «Действительно, нельзя не поддержать автора в том, что…»
  • «Мне понятно и близко мнение автора о том, что…»
  • «Я согласен с автором, что…»

При иной точке зрения, допустимы обороты:

  • «Мнение автора интересно, но…»
  • «Думаю, что утверждение автора нельзя считать применимым к…»
  • «Нельзя не согласиться с писателем, что <…>, однако…»

Аргументация позиции

Требование о наличии двух аргументов по обоснованию собственной позиции изложено в задании ЕГЭ. План сочинения предусматривает для каждого довода отдельный абзац. В первом случае необходимо показать хорошее знание литературы, во втором - эрудицию, ибо примеры лучше приводить из жизни известных людей. Уместны следующие обороты:

  • «В доказательство своего мнения приведу пример из повести Н. В. Гоголя <…>»
  • «В поддержку сказанного можно вспомнить роман…»
  • «Об этом говорил в своей поэме…»
  • «Пример революционеров-народников доказывает, что …»
  • «Аналогичный случай был описан в автобиографии В. В. Маяковского…»
  • «Хочу напомнить случай из жизни А. С. Пушкина о том, как…»

Ссылаясь на пример, следует кратко изложить ситуацию в подтверждение выдвинутого тезиса. Пятый и шестой пункты максимально оцениваются в 3 балла, поэтому следует обратить внимание как на убедительность аргументов, так и на точность изложения фактов. Недопустимы ошибки в имени автора или названии произведения.

Заключение

План написания сочинения по русскому (ЕГЭ) завершается выводами, которые решают следующие задачи:

  • Обобщают информацию по проблеме: «Ещё раз хочется подчеркнуть, что…»
  • Дают оценку сказанному: «Это позволяет сделать вывод…»
  • Выражают прогноз: «Хочется надеяться, что читатели по-настоящему задумаются над…»
  • Призывают к активности: «Осуществляя тот или иной морально-нравственный выбор, каждому из нас необходимо помнить о…»

Финальный абзац должен перекликаться со вступлением, ибо творческая работа должна быть цельной, что оценивается в 2 балла. За точность формулировок и выразительность речи проверяющие добавят ещё два, поэтому нельзя уходить от главной мысли, не повторяя при этом используемые обороты. На что ещё следует обратить внимание при подготовке к ЕГЭ?

План сочинения нельзя произвольно менять. Он отвечает требованиям сочинения-рассуждения и является частью экзаменационного задания.

1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).

Этот текст (статья) о …

2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему .

Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания.

Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.

Проблем может быть несколько. Важно увидеть две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.

Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.

Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.

  • поставлена
  • изложена
  • рассмотрена
  • выдвинута
  • затронута
  • поднята
  • сформулирована
  • исследована
  • проанализирована

Возможные проблемы:

  • Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
  • Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
  • Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
  • Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
  • Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
  • Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
  • Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
  • Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
  • Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
  • Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
  • Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
  • Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
  • Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
  • Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
  • Проблеме коммерциализации культуры.

3. Комментируем проблему .

Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.

Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?

Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?

Шаблоны: Проблема может быть:

Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:

Проблема может заставить читателя:

Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?

  • Это позволяет увидеть, что интересует автора.
  • Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора.
  • Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.

В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части.
  • Рассуждений по поводу всех проблем текста.
  • Комментариев о действиях героев текста.
  • Избегать повторов слова «проблема»
  • Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о мужестве и стойкости..».

При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).

Если текст художественный, то авторская позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.

Клише:

  • Автор считает, что… Автор утверждает, что…
  • Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
  • Автору важно убедить читателя в том, что…
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что…
  • Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
  • Решая проблему, автор приходит к выводу: …
  • … – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
  • … – это высказывание точно отражает мысль автора.
  • Позиция автора очевидна:…

5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.

Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.

Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.

Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…

Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:

  • тезис
  • аргументация
  • вывод
  • аргументация

Каждый аргумент начинать с нового абзаца.

Приводить примеры, ссылаясь на примеры из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни окружающих.

Однако его мысль о … вызывает сомнение

Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…

Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)

Мое мнение подтверждает и такой факт…

Шаблоны:

  • С удовольствием прочитал…
  • Нельзя остаться равнодушным…
  • К сожалению…
  • Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
  • Автор убедительно доказывает, что…
  • Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
  • На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
  • Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
  • Автор справедливо отмечает, что…
  • Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
  • Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
  • Во-первых,…
  • Во-вторых,…
  • Таким образом,

Аргументы должны быть точными.

Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.

Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

С помощью словосочетаний:

  • Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
  • Достаточно привести такой пример…
  • Это можно доказать следующим образом..
  • Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
  • Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
  • В этом легко убедиться, обратившись к…

С помощью вводных слов и словосочетаний:

  • Например,… Допустим…
  • По свидетельству кого-либо,… Предположим…
  • Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.

С помощью союзов и придаточной части:

  • Так как…
  • Потому что…
  • Оттого что…
  • Благодаря тому что…
  • В связи с тем что…

6. Как заканчивать сочинение?

  • 2-3 предложениями, дублирующими вступление.

7. Как начать сочинение?

  • Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
  • Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
  • Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
  • На вечные темы можно начать так: Любовь…Сколько о ней сказано!

Алгоритм написания сочинения-рассуждения

  1. Вступление.
  2. Проблемы, над которыми размышляет автор.

Схема по написанию сочинения по заданию С1 ЕГЭ по русскому языку.

1. Вступление (два-три предложения, которые должны подводить к теме данного текста).
2. Проблема, которую поднял автор текста
3. Комментарий
4. Позиция автора текста
5. Ваша позиция по проблеме, поднятой в тексте. Выражение согласия, несогласия, частичного несогласия с авторской позицией, противоречивая или двойственная оценка.
6. Аргументы, приведенные в поддержку авторской позиции или в ее опровержение (необходимо привести не менее двух четких аргументов, опираясь на читательский и (или) жизненный опыт).
7. Заключение (одно-два предложения для придания сочинению завершенного вида).

С чего лучше начать сочинение C1

Есть несколько удачных вариантов:

Например:
К. Г. Паустовский является одним из истинных мастеров художественного слова. Его душевные рассказы учат нас видеть окружающем мире прекрасное, трепетно относиться к природе. Так и в прочитанном мной тексте автор размышляет о неразрывной связи человека с природой.

2) с однородных членов предложения (обычно используют отвлеченные понятия, имеющие отношение к теме текста)

Например:
Верность, взаимопомощь, милосердие, дружба (и т.д.) – без этих нравственных понятий нельзя представить себе духовную жизнь человека. В своей статье известный публицист размышляет о том, что…

3) с нескольких риторических вопросов, которые должны подвести к главной мысли или теме прочитанного текста (в этих вопросах можно использовать антонимы)

Например:
Каким образом в столь противоречивое время, наполненное социальными потрясениями, не разучиться отличать ложь от истины? Как узнать, что влияет на душу благотворно, а что – пагубно? В чем отличие культуры от «псевдокультуры»? Над этими непростыми вопросами в своей статье размышляет…

4) с собственных размышлений по проблеме, поднятой автором текста

Например:
Я много раз задумывался о том, как сложно бывает объяснить словами самые важные понятия в человеческой жизни. Счастье, вера, любовь – мы не можем прожить без этих нравственных категорий, но дать им «определение» - совсем не просто. В данном тексте автор размышляет о роли…

Комментарии

В данной статье автор поднимает несколько важных нравственных проблем: ...
- В тексте повествуется (говорится, автор, рассуждает, размышляет и т.п.) о...
- В данном тексте автор говорит не только о..., но и о....
- Прочитав данный текст, я пришел к заключению (я пришел к выводу, я понял позицию автора).
- Содержание статьи оказалось значительно более широким, чем ее тема. Рассказывая о..., автор подразумевает...

Хорошим дополнением к комментарию будет частичное цитирование

Например:
а) С.Соловейчик говорит читателю, что вера- это «важнейшая функция души». Автор, не будучи навязчивым, доказывает, что без веры, «передаточного механизма» между сердцем и умом, «высохнет душа» человека.

Речевые образцы, выражающие мнение ученика о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на злободневную тему:

Несмотря на то, что и раньше я много размышлял на тему..., мысль автора о… показалась мне очень неожиданной и интересной.
Я не раз думал о том, что… и поэтому тема текста оказалась для меня близкой и понятной.
Проблема… волнует многих моих современников. В своей статье известный публицист высказывает свои мысли о…

Ключевые фразы к тексту научно-популярного стиля:

Сначала текст показался мне сложным, но, после второго прочтения, я понял…
Признаться, я раньше никогда не читал о..., поэтому текст...меня очень заинтересовал, из него я узнал много нового о…
Автор очень доступно освещает сложные научные понятия, используя для этого общенаучные термины.

Ключевые фразы к тексту на тему, которая является далекой от интересов ученика:

Я никогда раньше не задумывался над этой непростой проблемой, поэтому боюсь, что моя позиция может показаться несколько расплывчатой.
Очень неожиданной и интересной мне показалась мысль автора о...
Я не обладаю достаточным жизненным опытом, чтобы иметь четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что...

Как удачно закончить сочинение

Закончить сочинение нужно фразой, подводящей общий итог вышесказанному, а также логически связывающей сочинение с прочитанным текстом.

Во вступлении недопустим пересказ содержания текста. Объем вступления - 3-4 предложения.

  1. Склонность к парадоксам Эссе призвано удивить читателя слушателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество.
  2. С этим блоком всё просто и при этом сложно. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.
  3. Актуальность этой темы раскрывает в произведении…. Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца.
  4. Заключение В заключение обобщаем все свои рассуждения, делаем вывод, подводим итог, возможно призываем читателя к размышлению, используя риторический вопрос.

Проблема, затронутая в тексте. Даже если вы укажете десять проблем, максимальный балл по этой позиции - 1.

К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста.

  • В эссе на тему карьеры соискатель раскрывает свой взгляд на карьеру, описывает причины и особенности выбора им профессии, характеризует образ будущего и раскрывает собственные стратегии достижения карьерного успеха;
  • Независимо от того, на какой вопрос вы отвечаете, вам нужно достичь определенных целей;
  • Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
  • Как он предполагает решить поставленную проблему?
  • Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно;
  • Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу, не ударить в грязь лицом.

Эта лексика пригодится вам на следующем этапе - составлении комментария к исходной проблеме. Комментарий к той проблеме, которую вы сформулировали. По сути - краткий пересказ данного текста, но обязательно своими словами. Проще говоря, это раскрытие указанной проблемы, авторской позиции.

План сочинения по русскому языку

Также избегайте фактических ошибок: Следующий этап - отражение позиции автора текста на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой автор считает: Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему? Она может совпадать с авторской, может отличаться от.

Еще один план сочинения

Требуется привести 2 аргумента по 1 баллу за каждый, но не больше 2 баллов. Если вы приводите в качестве доказательства тот же аргумент, что и сам автор, он не засчитывается.

  1. В заключительной части работы читающий проверяющий должен увидеть. Вникните в тему сочинения и постарайтесь четко понять, о чем в нем будет говориться.
  2. S - менее 10 слов, M - менее 20 слов, L - 20 и более слов.
  3. Важно привести собственные аргументы, в качестве которых могут выступать ваш личный опыт, а также примеры из публицистики и литературы.
  4. Если ваше сочинение попадется в конце дня, у проверяющего просто не будет сил, чтобы искать в вашем тексте проблему. Но, если вы не определите проблему, то все ваше сочинение будет испорчено.
  5. Правила написания эссе Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.

В читательский опыт литература вообще, и русская в частности, богата на самые разнообразные жизненные ситуации и характеры Будьте осторожны в выборе аргументов: Экспертами оцениваются два аргумента, так что советуем ограничиться только двумя. Чем больше вы напишите, тем больше вероятности того, что допустите ошибку.

  • Максимальный балл по этому критерию - 3;
  • Больше всего баллов можно получить за грамотность максимально - 8;
  • Воспринимай всё как игру - экзамен лишь повод узнать много интересного и расширить границы своего мировоззрения;
  • Не нужно повторять мысли автора, отраженные в тексте;
  • Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.

Больше всего баллов 2б. Читательский аргумент равен двум аргументам из жизненного опыта, за который можно получить 1 балл. При аргументации можно также опираться на произведения фольклорного жанра сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни и т.

За аргумент такого типа также начисляют 1 балл. Максимальный балл по этому критерию - 3. Если 2 из жизненного опыта, то получите 2 балла и т.

Структура и план эссе

Можно провести анализ языковых средств выразительности эти средства можно рассматривать как форму авторской аргументации, способ воздействия на читателя: Перечитайте черновик, проверьте логику работы: Больше всего баллов можно получить за грамотность максимально - 8: Не уходите в красивые рассуждения ни о чем: Объем в 150 слов - вполне достаточно для того, чтобы выполнить задание.

Конечно, напишете больше - хуже не. А вот меньше - баллы снизят, и если уж совсем мало меньше 70 как пишется эссе план по русскому языку то вообще не оценят. Схематично твое сочинение должно быть похоже на форму круга, то есть должно быть замкнутым.

С чего начал писать тем надо и закончить, подвести итог о том, какое впечатление произвело на тебя это сочинение, заставило ли тебя задуматься о твоих взглядах на мир? В заключительной части работы читающий проверяющий должен увидеть: Объем заключения - 2-3 предложения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!