Расписание поездов крупки. Расписание поездов: Крупки Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно

Впервые поселение на Крупской земле, в частности, деревня Городно, упоминается в 1517 году послом священной Римской империи Сигизмундом Герберштейном в его «Записках об Московии». А в 1575 году в записках Ганса Канцебля впервые встречается само местечко Крупка.

В 1613 году поселение Крупки появилось на карте Великого княжества Литовского, которая была издана в Амстердаме картографом Т. Маковским по заказу Николая Радзивилла Сиротки. На карте Крупки отмечены в числе значимых местечек.

Первые более подробные письменные сведения о Крупках относятся к 1627 г. Архивные документы упоминают тот факт, что князь Сангушко Сымон Самуэль (Szymon – Samuel) подарил своей жене Елене Корвин-Гасевской местечко Крупки (Krypie). В местечке насчитывалось около 60 «дымов» (т.н. дворов). И до конца XVIII в. местечко является владением князей Сангушков.

Небольшое местечко начало более интенсивно развиваться и приобретать большую известность в ХVII-XIX в.в., когда после второго раздела Речи Посполитой (1793 г.) Крупки оказались в составе Бобрской волости Сенненского повета Могилевской губернии Российской империи. Через местечко Крупки прошел важнейший путь – знаменитый Екатерининский тракт, или как еще его называли, старая смоленская дорога. Многие путешественники, государственные деятели проезжали через Крупки, направляясь с Запада в Москву и наоборот. Через Крупки проезжал посол Римской империи Сигизмунд Герберштейн, итальянец Александр Гваньинни, чех Бернгард Танер, русский посол П. Толстой, русский дьяк Т. Коробейников, англичанин Ричард Джонсон, русский путешественник академик В. Севергин, русский издатель М. Головнин, который отметил, что на всем пути от Орши до Бреста нашел только одну «гостиницу» - в Крупках.

В Отечественную войну 1812 года Крупки были сожжены французскими солдатами.

В середине ХІХ в. в местечке начала развиваться промышленность. Толчком для этого послужил общий промышленный подъем и в частности появление железной дороги (в ноябре 1871 г.)

В 1859 г. в Крупках работала мукомольная мануфактура. В то время она принадлежала дворянам Марии и Карлу Святским. В 1861 г. 17 рабочих изготавливали около 30 тысяч пудов муки в год. Под 1880 г. встречаем в исторических материалах свидетельство: «У мястэчку Крупцы губерні Магілёўскай на Бабры ёсць млыны, на якіх вырабляецца найдалікатнейшая мука пшонная і пад назвай Крупецкай альбо Крупчаткі развозіцца да найгалоўнейшых гарадоў». (Словарь географический Королевства Польского и иных краёв славянских. 1886 г., т. 1, с. 258).

В 1865 году в городе на центральной площади была построена церковь. В 30-е года ХХ в. церковь разрушили. Говорят, когда церковь сносили, одна женщина сохранила маленький куполок. И теперь он находится в новой церкви, построенной в конце ХХ века.

В 1896 году Карл Святский основал фабрику спичечной соломки, наиболее крупное предприятие в то время в городе. На ней работали более 50 рабочих. Большую часть продукции вывозили в Америку.

В 1897 г. в местечке насчитывалось 186 дворов, 1523 жителя. Работали кожевенный и маслобойный заводы, почта и телефонное отделение, церковноприходская школа, церковь, синагога, 4 еврейских молитвенных дома, 24 лавки, корчма, постоялый двор, оптовый винный склад. Проходили ярмарки 29 августа и 9 декабря.

В 1900 году купец Арон Гиршов Курник основал лесопильный завод.

В 1917 году был создан местечковый Совет рабочих и крестьянских депутатов.

С 26.02.1918 г. по 21.11.1918 г. Крупки оккупированы германскими войсками.

Созданная в 1920 году БССР занимала только 6 поветов Минской губернии. Восточная граница Беларуси протянулась через земли Крупского района. Крупки, таким образом, на протяжении 4 лет находились в составе РСФСР.

В сложных условиях начала ХХ века

В 1924 году Крупки стали центром Крупского района. Он образовался в сложных условиях начала ХХ столетия 17 июля 1924 г. При образовании района встал вопрос о районном центре и, соответственно, о его названии. Собственно, выбор был небольшой – между двумя местечками – Бобром и Крупками. По количеству жителей они были примерно равны. Однако Крупки являлись более развитым промышленным центром: здесь, кроме достаточно крупной на то время фабрики «Соломка», имелись и другие промышленные предприятия и артели: гончарно-посудное производство, смолокурный, маслобойный заводы, швейная артель. Решение было принято в пользу Крупок.

7 декабря 1924 г. был проведен первый районный съезд Советов. На нем впервые в Крупках в зале бывшего помещичьего дома было включено электрическое освещение.

В 1925 году партийную ячейку в деревне Хотюхово возглавлял Михаил Николаевич Климкович, работавший тогда учителем в местной школе. Нам же он известен прежде всего как Михась Климкович, в будущем известный писатель, председатель Союза писателей БССР, автор ряда поэм, стихотворений, либретто оперы «Кастусь Калиновский», балета «Князь-озеро», научных трудов, переводчик, литературовед, а, главное, автор Государственного гимна БССР «Мы – белорусы». Его вариант был признан лучшим среди представленных в 1955 г. на конкурс 150 текстов. Текст М. Климковича выдержал испытание временем и лег в основу современного Государственного гимна Республики Беларусь.

По итогам первого после образования района сельскохозяйственного года в Холопеничах и Крупках были проведены сельскохозяйственные выставки. В это время народным комиссаром земледелия БССР был наш земляк, уроженец деревни Колодница Крупского района Дмитрий Филимонович Прищепов. Под его руководством был разработан «Пятилетний перспективный план развития лесного и сельского хозяйства БССР на 1925-1929 гг.».

Промышленные предприятия представляли, в сущности, только спичечная фабрика «Соломка» имени Степана Халтурина (ныне деревообрабатывающий комбинат). Следует отметить, что фабрика была в это время единственным предприятием в Беларуси, где вырабатывалась спичечная соломка, поставляемая за границу, на экспорт – в Англию, Францию, Бельгию. Работали лесопильный завод имени Воровского, который находился на станции Приямино, относился к железнодорожному ведомству, но текущее руководство осуществлял Крупский райисполком, и лесопильный завод в д. Ухвала, который начал действовать с сентября 1926 г. и находился в ведомстве республиканского управления лесом.

Только за два года, в 1926-1927 гг., здесь были построены амбулатория, новая школа, клуб, пожарное депо, к этому времени начала действовать электростанция. В 1925 г. в центре Крупок и Холопеничах были установлены громкоговорители для радиопередач.

К 1930 году уже действовали 52 школы, из них 7 семилетних. В октябре 1930 г. открылась Крупская районная библиотека.

В 1920-1930-е годы активно действовали комсомольские организации. Молодежь м. Бобр, например, часто налаживала факельные шествия, в клубе ставили спектакли, концерты художественной самодеятельности.

Одним из первых в районе в 1928 г. был создан колхоз «Май» в д. Майское. К марту 1930 г. в районе было создано 52 колхоза.

В 1933 г. в районе начали производить продукцию 2 лесозавода – в Крупках и Бобре, два льнозавода – в д. Хотюхово и в д. Обчуга, в Обчуге работал завод по производству деревянных гвоздей для сапожных мастерских. В 1932 г. начал действовать Крупский льнозавод, который производил льноволокно высокого качества. В 1933 г. был построен маслозавод. При всех их действовали небольшие электростанции. В 1934 г. в Ухвале на р. Можа была построена электростанция, кроме того, в этой деревне начал действовать крупный механизированный пункт по вывозке леса. В 1933 году образована бондарная артель «Ударник». К концу 30-х годов в районе действовали 37 промышленных предприятий, в том числе льнозаводы в Обчуге, Крупках, Хотюхово, лесозаводы, маслосырзаводы, смолзаводы, спиртзаводы, гончарный, кирпичный, лесогвоздильный заводы, фабрика «Соломка». Энергетическую базу составляли электростанции в Хотюхово, Крупках, Бобре, Холопеничах, Ухвале. Соответственно проводилась электрификация райцентра и окружающих электростанции деревнях.

Постепенно превращался в промышленный и культурный центр района поселок Крупки. К середине 30-х годов здесь действовали фабрика «Соломка» имени С. Халтурина, льнозавод, гончарный завод, смолокурный завод, хлебопекарня, мельница, несколько промышленных артелей, электростанция, в райцентре также имелись дом культуры, библиотека, радиоузел, гостиница, кинотеатр, несколько магазинов, ветеринарный техникум, средняя школа, две неполных средних школы, одна из них еврейская, больница, аптека. Всего в это время в райцентре проживало более 2 тысяч человек. Постепенно менялся и внешний вид поселка. В 1935 г. было проведено его озеленение. В 1935 методом народной стройки началось возведение памятника В.И. Ленину. Общими усилиями к 1 мая 1936 г. памятник был открыт. Во время войны он был уничтожен и только в 1955 году возле здания райисполкома была установлена новая скульптура вождя. В 1932 году через территорию района, в том числе и через райцентр, была проложена автомагистраль. В предвоенные годы было построено здание железнодорожного вокзала Крупки, что позволило значительно улучшить обслуживание пассажиров и перевозку грузов.

В 1934 году открылась воздушная авиалиния Минск-Витебск через Холопеничи, Сенно, Бешенковичи. Соответственно, возле м. Холопеничи был построен аэродром и таким образом жители поселка и других населенных пунктов района могли пассажирским рейсом в течение часа долететь до столицы. В целом в это время авиации уделялось немалое внимание. Большую роль в ее развитии сыграла созданная в 1927 году массовая организация «Осоавиахим». В Крупках был образован планерный кружок Оршанского авиаклуба, имевший свой планер «Имени комсомола Крупщины», приобретенный за собранные молодежью средства. Начало сбору денег положили комсомольцы редакции районной газеты и районного узла связи, затем их поддержали и в других трудовых коллективах, школах района. С Витебского аэроклуба начал свой путь в бессмертие легендарный летчик, Герой Советского Союза Василий Александрович Князев, уроженец м. Бобр. Не исключено, что именно планерный кружок м. Крупки помог подняться в небо другому нашему знаменитому земляку из ст. Крупки, летчику, Герою Советского Союза Николаю Яковлевичу Зайцеву.

Для популяризации авиаспорта редакция газеты «Звязда» и Минский аэроклуб в сентябре 1935 года организовали полет агитсамолетов в Крупский район. Помимо агитационной работы, этот полет был использован для своеобразного поощрения передовиков производства: колхозники-ударники получили право взлететь на самолете в качестве пассажиров и совершить круг почета над родными местами. Повторный прилет агитсамолетов был уже использован для поощрения лучших учеников школ.

К 1940 году было построено новое здание почтово-телеграфной связи. Телефонные провода соединили райцентр с 28 населенными пунктами района.

С 1931 года стала выходить районная газета «Камуністычны шлях».

В районе началась демонстрация кинофильмов, сначала немых, а с 1935 г. звуковых. В Крупках работал постоянный кинотеатр, открытый в 1932 году.

В м. Крупки был открыт ветеринарный техникум, первое среднее специальное заведение на Крупщине. В нем 9 педагогов обучали 115 будущих специалистов сельского хозяйства. В д. Ухвала также действовало довольно крупное специализированное учебное заведение – школа фабрично-заводского обучения. В нем обучалось свыше 300 человек. Здесь готовились специалисты для лесного хозяйства.

В предвоенные годы значительно расширилась сеть медицинских учреждений. Значительным успехом в развитии сети медицинских учреждений на территории района в 30-е годы стало открытие в ряде деревень фельдшерско-акушерских пунктов.

20 февраля 1938 г. Крупки вошли в состав Минской области, а 27 сентября этого же года Крупкам присвоен статус городского поселка.

В годы Великой Отечественной войны

Боевые действия непосредственно на территории Крупского района развернулись 4 – 8 июля. В это время на север от Крупок в районе деревень Выдрица и Ухвала вела оборонительные бои 100-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И.М. Руссиянова. Жестокие бои развернулись также вдоль главной автомагистрали Минск-Москва. Здесь мужественно держали оборону бойцы 1-й Московской Пролетарской мотострелковой дивизии во главе с полковником Я.Г. Крейзером. Жестокие бои шли на рубеже реки Нача, в околицах г.п. Крупки, на реке Бобр. На рассвете 4 июля дивизия растянулась на 25 км и заняла оборону на восточном берегу реки Нача.

9 июля 1941 года территория района была оккупирована фашистами. Она вошла в зону тыла армейской группы армий «Центр».

18 июля 1941 года фашисты создали Крупскую районную управу, чтобы заниматься хозяйственной деятельностью. Весь район был разделен на 14 волостей во главе с бургомистрами, в деревнях командовали старосты. Совсем не хозяйствовать на нашей земле собирались фашисты. Фактически власть принадлежала не управе, а немецкому военному командованию. В Крупках находилось гестапо, которое располагалось на ул. Пушкина, при нем была тюрьма. Вторая тюрьма находилась возле комендатуры, которая была на месте современного Дома культуры. В Крупках, Холопеничах располагались части гестапо, оборудовались тюрьмы, в двух километрах от Крупок находился концлагерь, где был установлен вагон-душегубка. За годы войны в нем было уничтожено более двух тысяч человек. В Крупках также работала школа по подготовке агентов гестапо. За пойманного партизана было обещано вознаграждение – 13 пудов соли, за выявление лиц, связанных с партизанами, – 5 пудов соли. Вооруженной опорой оккупационного режима стали гарнизоны и полицейский аппарат, а также войска СС. Гарнизоны располагались в первую очередь около стратегических дорог и магистралей. Обычно в гарнизоне насчитывалось около ста человек, но были и крупные гарнизоны. Например, в Крупках – 400, в Бобре – 120 человек. В первые месяцы оккупации было проведено массовое уничтожение еврейского населения. 18 сентября 1941 года возле д. Лебедево было уничтожено 1975 жителей Крупок, в Бобре - 961 житель Бобра, под Холопеничами – 2 700 жителей пос. Холопеничи и д. Шамки. В это же время было принято распоряжение, предусматривавшее мобилизацию трудоспособного населения для использования их на работе в тылу или в Германии. В годы оккупации из Крупского района вывезено в Германию много молодежи.

С 1942 года началось широкое партизанское движение, создавались партизанские зоны, а с 1943 года советский фронт подошел к границам Белоруссии. Жителям запрещалось подходить ближе 100 метров к железной дороге, входить в здание железнодорожного вокзала, ходить из деревни в деревню, был установлен комендантский час с 18 часов 30 минут до 5 часов утра. За его нарушение расстреливали. Создавались партизанские отряды. Организаторами их стали окруженцы и местные жители. Одним из первых таких отрядов стала группа окруженцев, возглавляемая С.Г. Жуниным. К ним присоединились местные жители и группа красноармейцев. Так был создан отряд «Сергея». Несколько позже возникли и стали действовать группы Куликова, Можейки, Гурского. Они стали ядром 8-й Круглянской партизанской бригады. На территории Толочинского района в июле 1941 года начал действовать организованный из числа командиров и красноармейцев партизанский отряд В.С. Леонова. Он положил начало Сенненской бригаде. В апреле 1942 года группа жителей деревни Выдрица создала отряд имени Ворошилова. Его командиром избрали Ф.В. Юданова. Партизанские отряды создавались также на базе групп из числа работников НКВД, которые направлялись во вражеский тыл для диверсионной работы. Группа А.Я. Василевского, вступив в сражение с фашистами, была расстреляна.

На территорию района была заброшена на парашютах диверсионная группа Е.Ф. Колесовой. Она состояла из 12 девушек. За короткое время с мая по сентябрь 1942 года группа взорвала железнодорожный мост, 4 вражеских эшелона, 7 эшелонов вместе с другими диверсионными группами, 3 автомашины, участвовала в разгроме шести гарнизонов. 11 сентября 1942 года во время разгрома Выдрицкого гарнизона Елена Колесова погибла. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза. Сегодня имя этой мужественной девушки носит пионерская дружина ГУО «Крупская районная гимназия». К партизанам стали относиться как к регулярным войскам, части Красной Армии, которая действовала в тылу врага. Крупные партизанские силы были в районе деревни Ухвала. Командиром 8-й бригады стал С.Г. Жунин. В годы войны отряды бригад, которые действовали на Крупщине, разгромили 9 полицейских гарнизонов, совершили нападение на 4 гарнизона. Главное внимание всех партизанских отрядов и диверсионных групп притягивала магистраль Минск – Москва. За три года оккупации на коротком участке между населенными пунктами Красновка – Приямино было совершено 159 диверсий. Урон фашистам, особенно на железной дороге, партизаны делали огромный. Участок между Оршей и Борисовом считался особенно опасным. Не проходило и дня, когда бы не совершена была одна или несколько диверсий. Рельсовая война привела к тому, что движение на железной дороге ночью было прекращено. В боевых операциях на железной дороге особенно отличился уроженец Крупского района А.С. Лукашевич. О его подвиге рассказывает С.Г. Жунин в книге «От Днепра до Буга». 13 ноября 1943 года А.С. Лукашевич попал в засаду и, будучи тяжело раненным, взорвал себя и врагов гранатой. А.С. Лукашевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Бригада Леонова за первую половину 1944 года взорвала 22 эшелона, 46 автомашин. Сложную операцию по уничтожению моста через р. Эсса провели партизаны Богушевской зоны 11.03.1944 г. Мост был укреплен 4 дзотами, серьезно охранялся гарнизоном. Переодевшись в женскую одежду, партизаны смогли перехитрить немцев и взорвали мост.

Таким образом, в годы оккупации на территории района действовали 6 тысяч партизан. Ими было взорвано за три года 134 эшелона врага, 89 автомашин, 9 мостов, разгромлено 8 гарнизонов. По данным, которые направлялись в БЦШПР, на территории района было убито или ранено около 10 тысяч фашистов. По мнению историков, по своему масштабу действия белорусских партизан не имеют аналогов в истории войны. Партизаны не могли бы эффективно действовать без помощи и поддержки населения. Практически в каждой деревни были связные, которые передавали сведения о перемещении врагов. В Крупках, Холопеничах, Наче, Лютых, Обчуге, Топорищах, Хотюхово и других населенных пунктах существовали подпольные группы. Подпольщикам и связным приходилось работать в очень тяжелых условиях во вражеском окружении. Не имея опыта конспирации, многие попадали под подозрение, подвергались арестам, насилию. 237 уроженцев района, связных и подпольщиков, были расстреляны, многие отправлены в тюрьмы, концлагеря, откуда вернулись далеко не все.

Освобождение Крупского района проходило во время операции «Багратион». Одним из рубежей обороны фашистов стала переправа через реку Бобр у поселка Бобр. Утром 27 июня 1944 года в 7 часов утра началось наступление ударных групп Красной армии. Танкисты завязали бой на восточной окраине поселка. До 16 часов Бобр был очищен от врага. Решающий этап в освобождении Крупского района наступил 28 июня 1944 года. К утру бой переместился в лес на западном берегу реки. В этом бою совершил свой подвиг оперуполномоченный отдела 19 танковой бригады лейтенант Василий Михайлович Чеботарев (посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза). К вечеру бой переместился в район деревни Шкорневка. В то же время петля окружения постепенно затягивалась около поселка Крупки. К вечеру райцентр Крупки был освобожден, заканчивался второй день освобождения района. На исходе третьего дня боев территория Крупского района была очищена от оккупантов.

Во время Великой Отечественной войны на Крупщине погиб 7371 человек. Были сожжены полностью 10 и частично 12 деревень. Однако никакие зверства фашизма не смогли сломить боевой дух людей. 2614 крупчан были награждены орденами и медалями.

С первых дней освобождения в городе начинается восстановление народного хозяйства. Осенью 1944 года начали работать промышленный комбинат, кожевенный и кирпичный заводы, МТС, радиоузел, телефонно-телеграфная станция, районная больница, детский дом. В послевоенный период построены универмаг, культмаг, книжный магазин, хлебозавод, кинотеатр, производственные мастерские райсельхозтехники, плодоовощной завод, школы и т.д. В 1980-е годы построена новая больница.

Современность

В мае 1991 года городской поселок Крупки получил статус города. В 1999 году был утвержден герб города Крупки, на котором в голубом поле серебряной лентой изображена река Крупка, которая протекает через весь город и далее впадает в реку Бобр; золотые бусинки-крупицы травы «крупка дубровная»; колесо водяной мельницы, являющееся своего рода визитной карточкой местечка Крупки на протяжении ХVII-ХIХ вв.

Административно-территориальное деление района включает 1 город (Крупки), 2 городских поселка (Холопеничи и Бобр), 231 сельский населенный пункт, которые разделены на 7 сельсоветов: Игрушковский, Крупский, Октябрьский, Ухвальский, Хотюховский, Бобрский и Холопеничский.

Крупский район сегодня – это край трудолюбивых людей, воплотивших в жизнь многие планы и проекты. Наш регион динамично развивается, обладает хорошим производственным и человеческим потенциалом. Сегодня основу экономики района составляет сельскохозяйственное производство. Оно специализируется на молочно-мясном животноводстве, выращивании зерна, картофеля и льна. Стратегическим направлением в развитии АПК является техническое переоснащение и модернизация. В хозяйствах создаются новые производственные мощности с высокой степенью механизации труда, внедряются новые технологии, укрепляется связь науки и производства, приобретается современная высокопроизводительная техника.

Эффективное хозяйствование и технологичное производство демонстрирует самое крупное многопрофильное сельхозпредприятие – ОАО «Кленовичи». Там ведется постоянная работа по многоотраслевому развитию, идет постоянный процесс реконструкции, модернизации и строительства. Это позволяет осуществлять эффективное сельскохозяйственное производство, создавать достойные условия для труда, жизни и быта людей.

Промышленный комплекс включает предприятия различной формы собственности. И они демонстрируют неплохие результаты. Грамотное бизнес-планирование и умение работать на перспективу позволяют постоянно увеличивать производство товарной продукции в ОАО «Туршовка». Основные ее виды – это торф для приготовления компостов, торф верховой кипованный, который экспортируется в Россию, Литву, Латвию, Германию и даже Грецию, торф кусковой, питательные грунты. Обновилась база предприятия, активно ведется разработка фрезерных полей для добычи экспортного торфа. Вместе с тем, на предприятии открыт цех по выпечке хлебобулочных изделий, построены теплицы для выращивания овощей. Сейчас акционерное общество работает над реализацией новых перспективных экспортоориентированных проектов.

ООО «Амкодор-Можа» является одним из валообразующих предприятий района. ЗСК, зерносушилки, теплогенераторы и воздухонагреватели на разных видах топлива, а также стоговозы и дорожные катки – продукция серьезная, качественная и востребованная. На сегодня это предприятие стало одним из крупнейших производителей зерноочистительно-сушильных комплексов в Беларуси. Здесь выпускаются ЗСК с сушилками шахтного типа производительностью 15, 20, 30, 40, 60, 80 плановых тонн в час. Эти своего рода мини-цеха по послеуборочной обработке зерна – единственные комплексы подобной мощности, работающие на всех видах топлива, в том числе на дровах и рапсовом масле. Зерноочистительно-сушильные комплексы практически полностью состоят из деталей и узлов собственного производства и по основным технико-эксплуатационным параметрам находятся на уровне зарубежных аналогов.

ОАО «Крупский льнозавод» эффективно работает по улучшению качества и увеличению рентабельности производимой продукции. Возделывание льна, заготовка и первичная обработка льнотресты, выработка и реализация льноволокна – все виды работ выполняются качественно. Предмет особой гордости – механизированный отряд, обеспеченный всем набором необходимой техники для выращивания льна. Неукоснительное соблюдение технологии выращивания льна, профессионализм и мастерство тружеников, грамотное руководство предприятием обеспечили устойчивые позиции открытого акционерного общества, которое на протяжении многих лет удерживает статус одного из лучших льнозаводов не только в области, но и в стране.

Холопеничский филиал ОАО «Здравушка-милк» – предприятие с богатым опытом в своей отрасли, вот уже более 40 лет оно выпускает молочную продукцию. Сейчас это современное предприятие, специализирующееся на производстве сливочного масла, казеина и твердых сычужных сыров. За последние годы проведена реконструкция и модернизация производства, введена в эксплуатацию французская линия производительностью 10 тонн сыров в сутки. С внедрением линии производства сыров весь процесс стал практически автоматизированным.

Охраной и выращиванием лесов занимаются ГЛХУ «Крупский лесхоз» и ГЛХУ «Крупский военный лесхоз». Крупский лесхоз – одно из крупнейших лесохозяйственных учреждений в области. Общая площадь лесхоза составляет 96 тыс. га, из них лесопокрытых – 85,6 тыс. га. В структуру ГЛХУ «Крупский военный лесхоз» входят подразделения, расположенные на территории четырех районов трех областей.

Основным направлением развития строительной отрасли района является обеспечение населения жильем, развитие инженерной инфраструктуры, строительство объектов промышленного и социального назначения. Мощная производственная база создана и работает в филиале КУП «Минскоблдорстрой»-«ДРСУ № 164». Современная техника для строительства и эксплуатации дорог, асфальтобетонный завод, аккредитованная испытательская лаборатория, профессиональный коллектив позволяют поддерживать в порядке более 700 км дорог и 25 мостов.

Безаварийную эксплуатацию систем газоснабжения района и бесперебойное снабжение населения голубым топливом осуществляет Крупский цех природного и сжиженного газа. Четкая работа газовиков способствует комфорту в домах и ритмичной деятельности производственных объектов. Филиал «Автомобильный парк № 16» является успешным автотранспортным предприятием. Оно предоставляет широкий спектр услуг как юридическим, так и физическим лицам.

Три с половиной десятка лет участвует в транзите и транспортировке природного газа отечественным и зарубежным потребителям Крупское управление магистральных газопроводов. Сейчас это филиал ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Наряду с транспортировкой газа Крупское УМГ через газопроводы-отводы обеспечивает газификацию населенных пунктов страны, в результате чего голубое топливо бесперебойно подается к самым разным предприятиям, школам и больницам, огромному количеству домов белорусов. В зоне ответственности Крупского УМГ – 17 районов страны, 13 в Витебской и 4 в Минской областях, 22 газораспределительные станции и две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции. Филиал обеспечивает газом основного производителя электроэнергии Беларуси – Новолукомльскую ГРЭС, а также Полоцкую, Новополоцкую и Жодинскую ТЭЦ, крупнейшие предприятия страны – НПО «Нафтан», производственные объединения «Полимир» и «Стекловолокно», флагман отечественного машиностроения – «БелАЗ».

Торговое обслуживание жителей района обеспечивают 160 объектов розничной торговой сети, 10 автомагазинов. Начаты строительные работы по ряду новых объектов.

16 видов бытовых услуг оказывает крупчанам КУП «Крупский комбинат бытового обслуживания», предприятие является постоянным участником различных ярмарок в районе, области и столице.

Большое внимание в районе уделяется социальной защите и охране здоровья населения, качественному образованию, работе по сохранению и пропаганде белорусской национальной культуры, развитию молодежных организаций.

Уникальными природными ресурсами богат наш район, самобытными традициями и культурными ценностями, гостеприимно приглашают к себе туристические объекты и базы отдыха.

Укажите маршрут и дату. В ответ мы найдем информацию РЖД о наличии билетов и их стоимости. Выберите подходящий поезд и места. Оплатите билет одним из предложенных способов. Информация об оплате будет моментально передана в РЖД и Ваш билет будет оформлен.

Как вернуть купленный ж/д билет?

Можно ли оплатить билет картой? А это безопасно?

Да, конечно. Оплата происходит через платежный шлюз процессингового центра Gateline.net. Все данные передаются по защищенному каналу. Шлюз Gateline.net был разработан в соответствии с учетом требований международного стандарта безопасности PCI DSS. Программное обеспечение шлюза успешно прошло аудит по версии 3.1. Система Gateline.net позволяет принимать оплату картами Visa и MasterCard, в том числе с использованием 3D-Secure: Verified by Visa и MasterCard SecureCode. Платежная форма Gateline.net оптимизирована под различные браузеры и платформы, в том числе и для мобильных устройств. Почти все ЖД агентства в интернете работают через данный шлюз.

Что такое электронный билет и электронная регистрация?

Покупка электронного билета на сайт — современный и быстрый способ оформления проездного документа без участия кассира или оператора. При покупке электронного ж/д билета места выкупаются сразу, в момент оплаты. После оплаты для посадки в поезд нужно либо пройти электронную регистрацию, либо распечатать билет на вокзале. Электронная регистрация доступна не для всех заказов. Если регистрация доступна, ее можно пройти, нажав на нашем сайте соответствующую кнопку. Эту кнопку вы увидите сразу после оплаты. Затем для посадки в поезд понадобится оригинал удостоверения личности и распечатка посадочного купона. Некоторые проводники распечатку не требуют, но лучше не рисковать. Распечатать электронный билет можно в любое время до отправления поезда в кассе на вокзале либо в терминале саморегистрации. Для этого нужен 14-значный код заказа (вы получите его по СМС после оплаты) и оригинал удостоверения личности.

Район Районный совет Координаты

Напишите отзыв о статье "Крупки"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Крупки

Сидевший в официантской пудреный старик слуга тихим движением встал и шопотом доложил: «Пожалуйте».
Из за двери слышались равномерные звуки станка. Княжна робко потянула за легко и плавно отворяющуюся дверь и остановилась у входа. Князь работал за станком и, оглянувшись, продолжал свое дело.
Огромный кабинет был наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками, – всё выказывало постоянную, разнообразную и порядочную деятельность. По движениям небольшой ноги, обутой в татарский, шитый серебром, сапожок, по твердому налеганию жилистой, сухощавой руки видна была в князе еще упорная и много выдерживающая сила свежей старости. Сделав несколько кругов, он снял ногу с педали станка, обтер стамеску, кинул ее в кожаный карман, приделанный к станку, и, подойдя к столу, подозвал дочь. Он никогда не благословлял своих детей и только, подставив ей щетинистую, еще небритую нынче щеку, сказал, строго и вместе с тем внимательно нежно оглядев ее:
– Здорова?… ну, так садись!
Он взял тетрадь геометрии, писанную его рукой, и подвинул ногой свое кресло.
– На завтра! – сказал он, быстро отыскивая страницу и от параграфа до другого отмечая жестким ногтем.
Княжна пригнулась к столу над тетрадью.
– Постой, письмо тебе, – вдруг сказал старик, доставая из приделанного над столом кармана конверт, надписанный женскою рукой, и кидая его на стол.
Лицо княжны покрылось красными пятнами при виде письма. Она торопливо взяла его и пригнулась к нему.
– От Элоизы? – спросил князь, холодною улыбкой выказывая еще крепкие и желтоватые зубы.
– Да, от Жюли, – сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь.
– Еще два письма пропущу, а третье прочту, – строго сказал князь, – боюсь, много вздору пишете. Третье прочту.
– Прочтите хоть это, mon pere, [батюшка,] – отвечала княжна, краснея еще более и подавая ему письмо.
– Третье, я сказал, третье, – коротко крикнул князь, отталкивая письмо, и, облокотившись на стол, пододвинул тетрадь с чертежами геометрии.
– Ну, сударыня, – начал старик, пригнувшись близко к дочери над тетрадью и положив одну руку на спинку кресла, на котором сидела княжна, так что княжна чувствовала себя со всех сторон окруженною тем табачным и старчески едким запахом отца, который она так давно знала. – Ну, сударыня, треугольники эти подобны; изволишь видеть, угол abc…
Княжна испуганно взглядывала на близко от нее блестящие глаза отца; красные пятна переливались по ее лицу, и видно было, что она ничего не понимает и так боится, что страх помешает ей понять все дальнейшие толкования отца, как бы ясны они ни были. Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же: у княжны мутилось в глазах, она ничего не видела, не слышала, только чувствовала близко подле себя сухое лицо строгого отца, чувствовала его дыхание и запах и только думала о том, как бы ей уйти поскорее из кабинета и у себя на просторе понять задачу.
Старик выходил из себя: с грохотом отодвигал и придвигал кресло, на котором сам сидел, делал усилия над собой, чтобы не разгорячиться, и почти всякий раз горячился, бранился, а иногда швырял тетрадью.

Крупки - небольшой город на северо-востоке Минской области, административный центр Крупского района, через который протекает река Крупка, впадающая в реку Бобр, один из притоков . Этот город расположился на границе Могилевской и Витебской области на пути крупной международной автомагистрали М1 Минск - Москва . Рядом с Крупками находится одноименная железнодорожная станция, расстояние до столицы Беларуси составляет около 120 км.
Территория района находится в границах Оршанской возвышенности и Центральноберезинской равнины.

раскрыть весь текст

История развития - Крупки

Впервые в письменных источниках поселение Крупка упоминается 25 февраля 1593 г. в «Втором хождении Трифона Коробейникова» от Москвы до Ерусалима, а в 1613 г. Крупки уже появились на карте Великого княжества Литовского, которая была издана в Амстердаме картографом Т. Маковским по заказу Николая Радзивила Сиротки. В 1627 г. князь Сангушко Сымон Самуэль подарил местечко Крупки с 60 домами своей жене Елене Корвин-Гасевской.
В 1793 г. после второго раздела Речи Посполитой Крупки оказались в составе Бобрской волости Сенненского повета Могилевской губернии Российской империи. В те времена здесь проходил знаменитый Екатерининский тракт или старая смоленская дорога , которой пользовались многие видные политические деятели и путешественники на пути с запада в Москву.
Во время Наполеоновской войны 1812 г. Крупки были сожжены французскими солдатами. Одна из легенд гласит, что в озере Стоячее (Лесное) утонула карета Наполеона с многочисленными богатствами.
С середины ХІХ в. в местечке Крупки начала развиваться промышленность - мукомольная мануфактура, фабрика спичечной соломки, кожевенный и маслобойный заводы, появилась железная дорога.

В 1917 г. в Крупках был создан местечковый Совет рабочих и крестьянских депутатов, на протяжении 4 лет Крупки находились в составе РСФСР, сама граница Беларуси проходила по территории современного Крупского района. 17 июля 1924 г. Крупки стали центром Крупского района, к концу 30-х гг. в Крупском районе действовали 37 промышленных предприятий. 20 февраля 1938 г. Крупки вошли в состав Минской области, а 27 сентября им был присвоен статус городского поселка.
С наступлением войны в 1941 г. территория Крупского района была оккупирована фашистскими захватчиками, где была создана районная управа для ведения хозяйства. В поселке находилось гестапо, школа по подготовке агентов гестапо и две тюрьмы. Всего в двух километрах от Крупок находился концлагерь с вагоном-душегубкой. Здесь за годы войны было уничтожено более двух тысяч человек. В 1942 г. на территории района развернулось серьезное партизанское движение, в котором участвовало около 6 тысяч партизан. Крупский район был полностью освобожден от оккупантов за 3 дня во время операции «Багратион» . Сразу после освобождения быстрыми темпами началось восстановление народного хозяйства и инфраструктуры района.
В 1991 г. Крупки получили статус города, а в 1999 г. - свой герб - изображение реки Крупка в виде серебряной ленты, золотые бусинки-крупицы травы «крупка дубровная» и колесо водяной мельницы в голубом поле.

раскрыть весь текст

Туристический потенциал - Крупки

Крупкский район обладает огромным природным потенциалом для развития экологического туризма, ведь на его территории находится один из самых красивых в Беларуси природных заказников «Селява» с чистейшим озером, а также тропа «Прошицкие болота» и много других удивительных ландшафтов, от красоты которых захватывает дух. Но не только природными объектами богат Крупский регион, на его территории находится около 15 объектов археологии и истории, которые включёны в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

Главной же достопримечательностью самих Крупок несомненно является усадебный дом Святских . В начале XX в. последний владелец Крупок Карл Святский построил в центре поселка усадьбу в стиле «модерн» и заложил парк. Двухэтажный дворец с башней был не только родовым гнездом, но и центром культурной жизни Крупок, ведь сюда привозили художественные шедевры и даже устраивались театрализованные представления. Усадебный дом, флигель и часть парка с подъездной аллеей из тополей и лиственниц сохранились до наших дней.

Рядом с усадьбой располагается памятник В.В. Коваленку – знаменитому летчику-космонавту, Герою Советского Союза, который родился на территории Крупского района. В его честь на базе Хотюховской средней школы Крупского района создан музей, в котором собраны семейные фотографии, документы и награды белорусского космонавта, а в Крупках в преддверии Дня космонавтики проводится республиканский легкоатлетический пробег на призы В.В. Коваленка. Выдающемуся уроженцу Крупщины посвящена и экспозиция в - здесь представлены лётный скафандр и тренировочный костюм В.В. Коваленка, китель и фуражку знаменитого летчика, а также продукты питания космонавтов. Сам музей познакомит посетителей с археологическими находками на территории Крупского района, ее природой, этнографией, где можно погрузиться в атмосферу белорусской хатки, а также современной историей района.

Крупки не могут удивить гостей города древними храмами, но с удовольствием покажут современные религиозные объекты - церковь Святителя Николая Чудотворца и костел Святого Иосифа , построенные в конце ХХ - начале XXI в.

Крупки - комфортный город для путешественников, куда можно заглянуть двигаясь по трассе М1 Москва - Минск. Здесь особое значение имеет не объекты архитектуры, а сама история и выдающиеся выходцы Крупщины. Прогуляйтесь по парку, испытайте гордость за мужественных защитников своей Родины и первых белорусских космонавтов, познакомьтесь с народным мастером ткачества или просто отдохните на берегу прекрасной Селявы .

Расписание поездов по станции Крупки, отображенное на этой странице, носит информативный характер и не содержит оперативных изменений, связанных с ремонтными работами и другими обстоятельствами. При планировании поездки рекомендуется уточнять расписание в справочной вокзала.

Поезда по станции Крупки

На сегодняшний день расписание поездов по станции Крупки включает 27 жд рейсов дальнего следования, из которых 17 совершаются ежедневно. Минимальное время стоянки поездов 0 ч 1 м(состав по маршруту Орша-Центральная - Минск-Пасс.), а максимальное 0 ч 2 м(рейс по маршруту Гродно - Коммунары). Больше всего в расписании поездов прибывает из населенных пунктов: Минск , Орша , Барановичи , Москва в 20:32, 08:01, 19:32, 17:51 соответственно. Составы, отправляющиеся от станции Крупки следуют далее по маршрутам - Крупки - Орша , Крупки - Минск , Крупки - Санкт-Петербург , Крупки - Кричев 1 отправлением в 09:06, 17:53, 20:34, 19:34 соответственно.При планировании поездки стоит учитывать, что расписание некоторых поездов, таких как 249Б Санкт-Петербург-Витебский - Минск-Пасс.(прибытие - 03:27, отправление - 03:29), 249Б Витебск - Барановичи-Полесские(04:04, 04:06), 658Б Брест-Центральный - Мурманск(08:06, 08:08), 761Б Орша-Центральная - Минск-Пасс.(11:31, 11:32) имеют особый график движения, поэтому рекомендуется уточнять расписание на конкретную дату.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!