Скачать презентацию виды природной воды. Роль воды в природе - презентация

Конспект "Вода на Земле" (с самоанализом)

учителя географии МКОУ СОШ № 21

Цели урока:

Закрепить знании об атмосфере - познакомить с тремя состояниями воды и её свойствами; - развивать бережное отношение к водным богатствам нашей планеты.

Оборудование: - глобус, - физическая карта полушарий - плакат с ребусом и свойствами воды, - стаканы с водой и молоком для опытов, соль, сахар, ложка, - рисунки детей о воде в природе

Учебный фильм « Гимн природе»

Презентация «Вода в природе"

Подготовка урока:

На доске написано: число У каждого ребенка подготовлена тетрадь /печатная/ для проверки домашнего задания.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Проверяем оборудование рабочих мест.

Дежурные проверяют календари погоды.

а) Беседа .

Какую тему мы изучали на предыдущих занятиях? -Открываем учебник на странице 78-79 и работаем с вопросами по рубрикам.

б) Индивидуальная работа в рабочей тетради . Учитель читает каждое задание, а ребята заполняют рабочую тетрадь.

По окончании работы физкультминутка.

2. Постановка цели урока.

Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть одно богатство, без которого вообще невозможно обойтись. Что это за богатство, мы узнаем из загадки.

  • “Что в гору не выкатить, В решете не унести И в руках не удержать?” (Вода).
  • Почему в “гору не выкатить”? (Течет сверху вниз)
  • Почему в “решете не унести”? (Сквозь дырочки вытечет)
  • А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)

Сегодня на уроке мы поговорим о воде. Тема нашего урока - “Вода на Земле”. (Тему учитель записывает на доске, а дети в тетрадях).

3. Объяснение нового материала.

а). Роль воды в жизни человека, растений и животных.

Ребята, какую роль вода играет в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.).

Кровь человека состоит на 98% из воды, мышцы человека - на 70% из воды и вообще организм человека, мозг, ткани тела больше, чем наполовину состоят из воды. Недостаток воды для человека опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше одного месяца, а без воды - всего лишь несколько дней. Человек в сутки потребляет от 3 до 6 литров воды (в зависимости от климата).

Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.

Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, необходимо 300 л воды.

Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода.

Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.

б)Вода образует водную оболочку нашей планеты- гидросферу (от греческих слов «гира» - вода, « сфера»-шар.

Перед вами глобус - модель Земли. На нем такие же условные обозначения, как и на карте. Вспомните, что обозначает синий и голубой цвета? (Воду). Зеленый и коричневый? (Равнины и горы).

На глобусе - это материки или суша. Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует?

На Земле большую часть занимают водные пространства океаны: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.(Учитель показывает на карте океаны, дети -на карте в учебнике стр.82-83).

На доске рисуем диаграмму:

Три четверти Земного шара занято водой.

4. «Вода в природе» показ презентации.

Ребята. вы сейчас увидели, где в природе можно встретить воду? (Реки, озера, моря, родники, колодцы, лужи, роса, дождь, туман, облака, лед, снег, град, иней)

5. Три состояния воды.

Вот вы сказали, что облако (туман), роса, снег - это вода. Но чем - то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман - это пар (вода в виде пара), роса - вода в жидком виде, снег - вода в твердом виде, кристаллы).

Какое же вещество вода: жидкость, твердая или пар?

Вывод. Вода - особый минерал, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.

На доске и в тетрадях рисуется схема.

Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду - пар), в твердом виде (в холодильнике)?

Интересно, может ли вода перейти из жидкого состояния в парообразное? (Да).

При каких условиях это произойдет быстрее? (Ее надо нагреть).

А из жидкого в твердое? (Охладить).

А наоборот из твердого в жидкое? (Надо нагреть, ведь лед и снег тают в тепле).

А из твердого состояния перейти в пар? (Да)

Приведите примеры. (Зимой сушит мама бельё на балконе. Оно сразу замерзает, т. е. жидкая вода становится льдом, но все - таки оно высыхает (почти), следовательно, твердая вода может переходить в пар.)

Может ли пар снова стать жидкостью или перейти в твердое состояние? (Да, если охладить. Облака, капли в ванной на потолке, град).

Вывод: Вода - чудесный минерал. Он может быть сразу в трех состояниях и переходить из одного в два другие. Другого такого полезного ископаемого нет!

Свойства воды.

Рассмотрим свойства воды и определим, какими свойствами она обладает.

На доске плакат “Свойства воды”. Перечисленные свойства открываются постепенно по мере их определения в результате опытов.

Какое слово зашифровано? Как догадались?

Проведем опыты и разгадаем, какие свойства воды спрятаны на плакате.

Опыт № 1. Что произойдет с водой, если я капну ее на стекло? (Растечется)

Вода не держит форму. Перелью воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? (Форму стакана).

Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

Какое свойство воды позволяло нам переливать ее из банки в стакан? (Текучесть).

Опыт № 2. Два стакана - с молоком, с водой, ложка. Что можно сказать о цвете молока? (Белое) А воды? (бесцветная) Ложку погружаем в стакан с водой. Ложку видим со всех сторон.

Вывод: Следовательно, вода прозрачная.

Опыт № 3. Беру сахар, соль. Что из них является полезным ископаемым? (Соль) Почему не сахар? (Изготавливается людьми). Сахар и соль по ложке кладу в стаканы с водой, перемешиваю. Что произошло с солью и сахаром? (Растаяли) Почему? (Вода их растворила)

Вывод: Вода - универсальный растворитель. Она растворила полностью соль и сахар и осталась прозрачной. Например в одном литре океанской воды в среднем содержится 35 грамм соли (больше всего поваренной), которая придает ей соленый вкус и делает непригодной для питья и использования в промышленности и в сельском хозяйстве.

Опыт № 4. Если мы понюхаем простую воду, то какой у нее запах? А вкус?

Вывод: Вода без запаха и без вкуса.

Какая вода покажется вкуснее дождевая, водопроводная или родниковая? Почему? Вы же сказали, что вода не имеет вкуса.

Дождевая вода не имеет нужных организму солей, поэтому кажется невкусной. Водопроводная вода плохо очищена, нужны фильтры - средства для очистки воды. Родниковая - растворяет минералы под землей, проходит сквозь песок (природный фильтр), но перед употреблением лучше кипятить.

Чем отличается минеральная вода от обычной?

В сказках часто говорится о живой и мертвой воде. Скорее всего эти сказки родились из жизни. Неужели на самом деле есть вода, обладающая живительной, лечебной силой?

Рассказ ученика о минеральной воде (опережающее задание).Региональный компонент.

Распределение воды на Земле (рисунок в учебнике стр.80)

6. Бережное отношение к воде.

Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?

Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.

А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).

Можно показать плакаты, рисунки, призывающие экономить воду.

“Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”. “Экономно воду лей, дорожить водой умей”.

7.Учащиеся читают стихи и показывают свои рисунки.

Гидросферу изучаем,

На вопросы отвечаем.

Вода - минерал, вода - аш - два - о,

Вода во Вселенной превыше всего.

Позвольте вас спросить тогда

В каком состоянии бывает вода?

/ Ответы учащихся - в твердом, жидком и газообразном./

Спросил на днях малыш сосед

У струйки льющейся из крана:

Откуда ты?

Вода в ответ:

Из далека;

Из океана!

Потом малыш гулял в лесу

Росою искрилась вся поляна

Откуда ты?

Спросил росу.

Поверь и - я

Из океана!

На поле лег туман седой

Малыш спросил и у тумана

Откуда ты?

И я, и я дружок из океана!

Удивительно не так ли?

В супе, чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке

И в дождинке,

И в росинке и в реке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

8. Работа по учебнику (стр.80-81 , стр.84-85)

9. Подведение итогов урока - презентации « Вода в природе ».

Краеведческий материал

В нашем крае распространены холодные, горячие, пресные и минеральные подземные воды. 12 типов Минеральной воды нашего края известны во всем мире.

Уникальными природными подземными фабриками лекарств являются воды Пятигорья.

В трещинах несостоявшихся вулканов накапливаются воды насыщенные горячими растворами и газами, поступающими из глубинных очагов застывшей магмы, а затем устремляются к земной поверхности, образуя десятки источников в подножьях гор.

Наш район располагает подземными межпластовыми водами:

термальными, пресными, солеными и минеральными.

Термальные воды имеют температуру 90 градусов, с очень высоким содержанием соли, эти воды пока мало используются.

Минеральные воды не изучены полностью и не учтены, но местное население их давно использует. В районе станицы Подгорной есть источник, лечащий кожные заболевания,

В станице Незлобной и в районе Георгиевского мелькомбината есть источники лечащие желудочно-кишечный тракт. В районе горы Лысой - заболевания опорно-двигательного аппарата. В районе городского озера выстроена водолечебница, работающая на йодно-бромистых водах


Вода (оксид водорода) бинарное неорганическое соединение, химическая формула Н 2 O. Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного кислорода, которые соединены между собой ковалентной связью. При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеет цвета (в малом объёме), запаха и вкуса.


Распространение воды На Земле примерно 96,5 % воды приходится на океаны, 1,7 % мировых запасов составляют грунтовые воды, ещё 1,7 % на ледники и ледяные шапки Антарктиды и Гренландии, небольшая часть в реках, озёрах и болотах, и 0,001 % в облаках (образуются из взвешенных в воздухе частиц льда и жидкой воды).Интересный факт, что в составе мантии Земли воды содержится в раз больше, чем количество воды в Мировом океане.


Три агрегатных состояния воды Жидкое Газообразное Твердое Вода на Земле может приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом: водяной пар и облака в небе, морская вода и айсберги, ледники и реки на поверхности земли, водоносные слои в земле.




Высокая удельная теплоемкость Вода обладает самой высокой удельной теплоемкостью. Физическая величина, численно равная количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 °С, называется удельной теплоемкостью вещества.


Основной терморегулятор климата В связи с высокой теплоемкостью вода в морях и океанах, нагреваясь летом, поглощает большое количество теплоты. Поэтому в районах, расположенных вблизи водоемов, летом не бывает очень жарко, а зимой очень холодно. Это связано с тем, что зимой вода остывает и отдает большое количество теплоты.


Водяной пар Существенную роль в жизни растений играют оптические свойства водяного пара. Дело в том, что водяной пар сильно поглощает инфракрасные лучи с длиной волны от 5,5 до 7 микрон, что важно для предохранения почвы от заморозков. Еще более действенным средством от заморозков является выпадение росы и образование тумана: конденсация влаги сопровождается выделением большого количества тепла, задерживающего дальнейшее охлаждение почвы.




Биологическая роль Вода играет уникальную роль как вещество, определяющее возможность существования и саму жизнь всех существ на Земле. Человеческий организм состоит из 70-80% воды, в некоторых растениях воды содержится до 90% и более. В среднем в организме растений и животных содержится более 50 % воды


Универсальный растворитель Вода выполняет роль универсального растворителя, в котором происходят основные биохимические процессы живых организмов. Каждая молекула растворяемого вещества окружается молекулами воды, причём положительно заряженные участки молекулы растворяемого вещества притягивают атомы кислорода, а отрицательно заряженные атомы водорода. Поскольку молекула воды мала по размерам, много молекул воды могут окружить каждую молекулу растворяемого вещества.




Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Является важнейшим веществом для всех живых существ на Вода необходима для жизни всех без исключения одноклеточных и многоклеточных живых существ. Без воды не было бы жизни на Земле.


Использованная литература и материалы сайтов: baltecopool.ru dic.academic.ru teme-mirovoy-okean-tixii/ teme-mirovoy-okean-tixii/ Water-Posters_i _.htm Water-Posters_i _.htm ru.wikipedia.orgВода Физика. 8кл. : учебн. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Перышкин.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!