Охота на ведьм (Hunting for witches) - это. «Всеми силами души»

В конце XV века Западную Европу захлестнула всеобщая истерия, спровоцированная святой инквизицией, которой в дальнейшем дали название «охота на ведьм». Она будоражила европейские страны на протяжении трёх веков, вплоть до середины XVII века, унеся, по оценкам современных историков, более пятидесяти тысяч жизней. Этот период ознаменованный пытками и массовыми убийствами можно назвать «веком инквизиции».

Начало охоты на ведьм

Точкой отсчета можно считать принятие в 1484 году папой римским Иннокентием VIII буллы «Всеми силами души». Принятая в 1484 году, по настоянию фанатика, женоненавистника, «охотника на ведьм» и по совместительству монаха доминиканского ордена Генриха Инститориса Крамера, в дальнейшем соавтора известного трактата «Молот ведьм», булла развязала руки инквизиции при рассмотрении дел о колдовстве. Парадоксально, но появившееся в это время одно из самых прогрессивных творений человечества – книгопечатанье, лишь подстегнуло волну религиозных убийств, массово предоставив в распоряжение судов растиражированные инструкции по изобличению темных сил.

Средневековые трактаты четко описывают, как распознать нечисть. Основанием для признания женщины ведьмой может служить наличие у неё клейма дьявола, которое тот ставит на теле ведьмы при заключении договора с ней. Печать нечистого может представлять собой родинку в форме жабы, зайца, паука, сони либо другого зверя. Обычно дьявол ставит ведьме клеймо на груди или гениталиях. У колдуна клеймо следует искать под мышками, на плечах, под веком, или… в заднем проходе.

Дьявольская отметина может быть и невидима глазу. Обнаружить её можно лишь проткнув её иглой – при этом место прокола не кровоточит и безболезненно для подозреваемой(ого).

Носителей таких признаков предавали «справедливому» суду и умерщвляли, как правило, путём сожжения.

Убийственное (в прямом смысле этого слова) мракобесие шагало нога в ногу с эпидемиями чумы, войнами, голодом, вызванным перенаселением и неурожаем, подаренным долговременным изменением климата (малый ледниковый период XVI века). Люди хотели знать виновников несчастий, настигших их, а что как нельзя лучше остужает пыл толпы, чем публичная расправа. Для многих доносительство было удобным случаем расправиться над обидчиком или удовлетворить пожирающую зависть к ближнему.

Охота на ведьм в разных религиях

Однако не стоит думать, что преследование колдовства было привилегией католического мира – протестантские государства по жестокости законов и массовости казней, пожалуй, даже обогнали своих католических соседей. Наиболее богатую кровавую жатву охота на ведьм собрала в Германии, Франции и Швейцарии. Всего за три столетия произошло около 100 тысяч процессов, связанных с колдовством, более половины из которых завершилось смертным приговором.

Жертвой развернувшейся компании мог стать любой, независимо от сословия (обвинить и сжечь могли и профессора, и крестьянку), пола (зафиксированы случаи сожжения трёхлетних детей «за любовную связь с дьяволом») и возраста.

В отличие от «просвещённой» Европы, славянский мир охота на ведьм практически не затронула… менталитет не тот. За период, когда в Западной Европе тысячами полыхали костры, на которых корчились несчастные, обречённые на мучительную смерть, в России было возбуждено чуть более двух сотен «колдовских» дел, единицы из которых завершились смертоубийством.

Инквизиторы современности

Охота на ведьм не является достоянием лишь «тёмных» средних веков – в наше время колдовство уголовно преследуется в некоторых государствах. Так, в Саудовской Аравии данное деяние преследуется смертью. Последняя казнь за данное «преступление» зафиксирована в этой стране в 2011 году – тогда была обезглавлена «колдунья» Амина Бин Абдулхалим Нассар.

Великие тайны и загадки Средневековья Вербицкая Анна

Охота на ведьм - средневековая санитария?

Процессы над ведьмами - одна из наиболее мрачных и таинственных страниц истории Позднего Средневековья и эпохи Возрождения. В чем причины безумной боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу в XV в.? Волна беспричинного страха захлестнула практически весь континент. Сотни тысяч невинных людей, обвиненных в колдовстве или связях с дьяволом, были сожжены на кострах. Почему при этом на протяжении веков многие люди не только не боялись колдунов, но относились к ним с уважением и даже оказывали содействие? Вера в то, что некоторые люди понимают язык стихий и природы и владеют сверхъестественными способностями, существовала еще во времена первобытнообщинного строя, когда жизнь племени напрямую зависела от искусства шамана. Испокон веков на земле жили колдуны, ведьмы, знахари и шаманы, обладавшие необычным даром или умевшие убедить окружающих в его наличии. Колдуны-мужчины считались своего рода учеными-исследователями и контактировали со сверхъестественными существами, для того чтобы умножить свои знания и силы, превзойти могуществом остальных мужчин и приблизиться к богам. Женщины использовали магию в повседневной жизни: как во благо - лечение людей и домашних животных, так и во зло - порча, сглаз, привораживание и т. д. Иначе говоря, мужской магией была наука, женской - непознанное. Древние языческие культы не делили магов на добрых и злых, поэтому колдовство считалось светлым, если приносило пользу, и злым - если становилось причиной несчастий. В последнем случае колдунов наказывали.

Да, еще до рождения Христа во многих государствах древности боролись с ведьмами и колдунами. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи предполагал смертную казнь для тех, кто будет обвинен в колдовстве. Он же предлагал для выявления колдунов печально известное «испытание водой», которое позже нашло широкое применение в Европе. Суть испытания в следующем: если человек обвинил другого человека в колдовстве и не доказал этого, то обвиненный должен отдать себя во власть божества и погрузиться в реку. Если он утонет, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же божество реки очистит этого человека и он останется жив, обвинитель должен быть убит, а несправедливо обвиненный и оправданный может забрать дом обвинителя.

В средневековой Европе обряд проходил несколько иначе, о чем речь пойдет ниже. Древнеримские законы предполагали выплату колдуном компенсации пострадавшему от его действий. Если же колдун не мог выплатить компенсацию, ему наносили такое же увечье, как и то, которое получил обвинитель. Наказание за колдовство существовало и в классическом римском праве.

Отношение к ведьмам у славянских народов было совершенно другим. Слово «ведьма» напрямую связывалось со словами «ведать», «знать». А знание - это величайшее сокровище, данное человеку Богом и природой. Потому ведуны и ведьмы пользовались у славян почетом и уважением, хотя, справедливости ради отметим, их и побаивались. Правда, колдунов и ведьм на Руси тоже иногда сжигали. Упоминания о казни на костре встречаются и в русских хрониках, но они связаны не столько с преследованием чародеев как таковых, сколько с неудачными результатами их деятельности. В Софийской второй летописи есть запись, что в 1480 г. Иван III Васильевич сжег нескольких своих советников за неудачное «волшество», то есть ворожбу, волхвование.

С почтением относились к колдунам и знахарям и в Скандинавии.

Лишь под влиянием христианства мир разделился на две части - все, что шло от Бога, признавалось благом, все остальное каралось как порождение дьявола. Люди, обвиненные в колдовстве, преследовались не за причиненное ими зло, а за саму принадлежность к дьяволу. Ветхий Завет гласил: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22,18) - и эта фраза определила судьбы тысяч женщин, мужчин и даже детей, взошедших на костер по обвинению в колдовстве.

Удивительно другое - в самые темные и жестокие времена Раннего Средневековья, последовавшие за падением Римской империи, к колдунам и ведьмам относились довольно терпимо. Отцы Церкви порицали народную веру в упырей и ведьм и отрицали любую магию, кроме чудес, которые явили миру Господь и его ученики. Простые люди, особенно в отдаленных деревнях и поселках, продолжали верить не только в вампиров и призраков, но и во всех остальных таинственных персонажей языческих преданий. Единственным отличием от язычества была твердая вера в то, что Христос сильнее всех порождений тьмы и духов, а значит, дьявол и его приспешники не могут причинить крещеному вреда. Нечисть легко изгнать крестным знамением, брызгами святой воды и простой молитвой. При этом многие продолжали в быту использовать языческие магические обряды, дополняя их христианскими молитвами и символикой.

Церковь, стремившаяся безраздельно владеть умами и душами прихожан, не одобряла такую практику. Светская власть не признавала магические ритуалы преступлением, если они не являлись причиной смерти, тяжелых увечий, болезней или порчи имущества. Например, в 580 г. были казнены колдуньи, которых обвинили в причастности к гибели трех королевских сыновей. Сперва в этом ужасном преступлении заподозрили епископа, и тот под пыткой признался, что получил от неких колдуний чудодейственную мазь и напиток, которые должны были не лишить жизни молодых людей, а всего лишь привлечь к епископу милость короля и королевы. Раскаявшийся священник был лишь сослан, а женщины, признавшие себя ведьмами, были колесованы и сожжены. Подобные случаи до X в. были редкостью, но со временем их становилось все больше.

В 1090 г. женщин, обвиненных в колдовстве, несколько раз публично избивали плетьми, но поскольку несчастные упорно отрицали свою вину, их в конце концов сожгли живьем. Подобный случай описан и в хрониках 1128 г. - во Фландрии по подозрению в колдовстве сожгли женщину, преступление которой заключалось лишь в том, что она брызнула водой на одного вельможу, который вскоре слег от болей в сердце и почках и через некоторое время умер. Примерно в это же время в германском городе Зоэст был сожжен молодой священник. В колдовстве его обвинила красавица прихожанка, которая заявила, что после долгих неудачных ухаживаний он околдовал ее и склонил к прелюбодейству. Случай этот, конечно, примечательный, но не уникальный. До нас дошли неопровержимые свидетельства того, что в те времена колдовство широко практиковалось и самой Церковью. Многие Папы, например Лев III или Бенедикт VIII, не только считались колдунами, но даже писали магические книги, как это делал и Гонорий III. Про Сильвестра II и Бонифация VI и вовсе говорили, что ради того, чтобы взойти на папский престол, они продали душу дьяволу.

Однако время колдунов и ведьм в Европе подходило к концу. В XIV в. католическая церковь совладала с большинством еретических движений, и, чтобы утвердить власть и объединить людей под знаком креста, требовалось только одно - найти врага внутреннего. Им и стали ведьмы и колдуны. Началу притеснения пережитков язычества способствовала и социально-политическая обстановка, и расцвет церковной и светской культуры и искусства.

Многие историки признают, что главная задача охоты на ведьм состояла в том, чтобы укрепить пошатнувшийся авторитет Церкви и усилить ее влияние. В данном случае под Церковью следует понимать не только католиков - в охоте на ведьм активное участие принимали и протестанты. Некоторые исследователи объясняют это тем, что колдовство являлось пережитком язычества и вера в духов и силы природы подрывала авторитет священников-христиан независимо от течения. Известно, что Церковь в преследовании ведьм поддерживали светские власти. Им было очень выгодно иметь под рукой «козлов отпущения», которых можно было обвинить во всех проблемах и несчастьях, причиной которых на самом деле были жадность, халатность и глупость самих правителей. Кроме того, бросается в глаза, что большинство пострадавших во время преследования ведьм составили женщины. Это явление ученые трактуют как попытку мужчин подавить потенциальную женскую активность и сохранить в условиях постоянно меняющейся обстановки авторитет и господство. Это было не так легко, поскольку многочисленные крестовые походы, междоусобицы и войны с еретиками привели к тому, что мужчины в средневековом обществе остались в меньшинстве. Следует учесть, что часто в сельских общинах руководство брали на себя женщины. Согласно христианским верованиям, дочери Евы, виновницы грехопадения, могли принести только вред. Однако ведовство было своеобразным способом самоутверждения женщин в мужском мире, где им были отрезаны все пути к реализации своих талантов и возможностей. Интересной представляется и гипотеза, согласно которой женщин обвиняли в ведовстве потому, что они оставались главными и единственными хранительницами ценностей устной дохристианской культуры и насаждали веру в языческих богов среди молодежи - то есть рассказывали детям сказки, прибаутки, пели народные песни.

Массовые преследования ведьм начались в XIII в. В 1275 г. в Тулузе произошло первое сожжение ведьм, и вскоре костры запылали по всей Европе. В 1320–1350 гг. в Каркасоне уничтожили более 200 женщин. Не щадили никого: богатые и бедные, красивые и уродливые, умные и недалекие - все они были обречены на позорную казнь. В своей «Булле о ведовстве» Папа Иннокентий VIII призывал беспощадно истреблять ведьм. Инквизиторы, вооруженные таким напутствием, взялись за дело. В Германии за несколько лет на костер взошли более 100 человек. В Вюрцбурге при одном епископе было сожжено 209 человек. Жертвами фанатика стали дети от четырех до четырнадцати лет, самые толстые мужчина и женщина города и самая красивая девушка. По мнению священника, как физические недостатки, так и достоинства свидетельствовали о связях с дьяволом.

Власть инквизиции не имела границ. В хрониках описан случай, когда судья, отвергнутый добропорядочной женщиной, в отместку арестовал ее сестру, обвинил ее в колдовстве, подверг жестоким пыткам и в тот же день сжег живьем. Один из немецких епископов сжег около 900 мужчин и женщин, среди которых было много уважаемых и состоятельных граждан. Конфискованное у них имущество пополнило казну инквизитора.

Шотландский протестантский священник отказался принять участие в погребении женщины, задавленной насмерть толпой, из-за того, что какой-то подросток публично обозвал ее ведьмой.

Глава магистрата одного французского города искренне сожалел, что вместо того, чтобы сжечь детей, обвиненных в колдовстве, он «всего лишь» приговорил их к порке, пока на их глазах сжигали их родителей.

Известен случай в Салеме, когда двух молодых людей заставили признаться в колдовстве под пыткой, заключавшейся в скручивании их шей. В Англии казнили мать и дочь на основании обвинений десятилетней девочки, которую они якобы околдовали. В Бостоне была повешена как ведьма бедная иммигрантка, умевшая говорить только по-ирландски. Ее обвинили в том, что она не смогла прочитать «Отче наш» по-английски.

И это лишь единичные примеры из миллионов подобных. Любой человек, имеющий родимое пятно, жировик, шрам или мозоль, считался обладателем метки дьявола, автоматически причислялся к колдунам и подлежал казни. Обычное сообщение, слух или сплетня считались достаточным основанием для обвинения в колдовстве. Арестованных пытали до тех пор, пока те не признавали свою вину. Обычно поводом для сплетен была зависть родственников, соседей или подданных. Чаще всего причиной анонимных доносов были пустое тщеславие, личная неприязнь, зависть, ревность или суеверие. И у судей всегда находились веские доводы по поводу любых сомнений - сделка с дьяволом считалась преступлением исключительным и анонимного обвинения или слуха было достаточно для подтверждения виновности обвиняемого. Те, кто избежал доноса, жили в постоянном страхе - ведь они в любую минуту могли быть обвинены по чьему-либо свидетельству. Инквизиторы были убеждены, что члены дьявольской секты встречались друг с другом на шабашах, а потому должны были знать, кто из соседей с ним заодно. Эти сведения выдавливались во время допросов. Списки невинных жертв росли, а служители Церкви были уверены, что судят приспешников дьявола, поскольку Бог не может допустить, чтобы «дьявольское отродье» клеветой могло нанести ущерб невинным людям.

Как правило, арест повергал обвиняемого в ужас, и это неудивительно - тюрьмы в те времена были совершенно темными, сырыми, холодными и полными нечистот. Солома и лужи на полу кишели мышами, крысами и насекомыми. Часто на все время, пока велось следствие, узника заковывали в кандалы. Особенно тяжело приходилось арестованным женщинам, которых обвиняли в колдовстве чаще всего. В христианском мире женщины считались низшими существами: слабыми, неверными, тщеславными, болтливыми и падкими до любого соблазна, что делало их легкой добычей дьявола. Сочинение доминиканских монахов «Молот ведьм», ставшее своеобразной библией инквизиции, утверждало: «Нет чуда в том, что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи». Охотники за ведьмами руководствовались этим положением. Женщины оказывались абсолютно беспомощны перед домогательствами надзирателей и нередко подвергались насилию и издевательствам. Многие судьи сознательно использовали такой тюремный террор, чтобы сломать волю обвиняемых и добиться нужных признаний. Допрос, как правило, начинался с церковного обряда, за которым следовали длительные беседы, во время которых у обвиняемой настойчиво выспрашивали, когда она сговорилась с нечистым, как часто отдавалась ему, сколько раз бывала на шабашах. Бели «доброе дознание» не заставляло заговорить, инквизиторы переходили к «устрашению словами». Суть этого этапа состояла в демонстрации орудий пыток и пояснении их назначения. Если не помогало и это - приступали к «устрашению действием»: палач надевал на жертву орудия пыток и слегка затягивал их, дабы дать представление о серьезности намерений судей. Следующим этапом был допрос с пристрастием, то есть под пыткой. Эти пытки были более жестокими, чем те, которым подвергали обычных преступников - воров, убийц, разбойников. Начиналась пытка с использования тисков, в которых обвиняемому медленно сжимали пальцы. Если обвиняемый выдерживал эту боль, палач надевал на него «испанский сапог» - гнутую металлическую пластину или колодку, которая все туже и туже затягивалась под голенью. Самым упорным жертвам связывали руки и вздергивали на дыбе, часто к телу обвиняемого подвешивали еще и груз.

Как правило, обязательным этапом следствия был поиск примет, по которым можно было распознать ведьм и колдунов. Одним из них было уже упомянутое нами «испытание водой», называемое также «купанием ведьм». Палач крепко связывал жертву веревкой и сталкивал в воду. Если она всплывала - а так происходило с большинством, - то признавалась отродьем дьявола, поскольку вода, стихия чистоты, не принимала ее.

Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Считалось, что сатана метит тело каждой бывшей с ним ведьмы. Этот знак и разыскивали судьи. Чтобы не пропустить такую важную улику, обвиняемой обривали голову и тело. Подозрительные места - родинки, пигментные пятна - палач прокалывал иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или из раны не текла кровь, считалось, что пятно является меткой дьявола. «Молот ведьм» называл это испытание особо надежным. Также бытовало мнение, что ведьмы не плачут даже под пытками. Такое действительно случалось и было ничем иным, как свидетельством тяжелой истерии. Однако если подозреваемая плакала, это не снимало с нее обвинения. В разгар охоты на ведьм большинство процессов завершалось аутодафе. Оно проводилось, как правило, на главной площади города или села, обязательно в присутствии духовного лица и местной знати. В крупных городах и столицах государств на аутодафе иногда присутствовали король с семьей, министры, советники. Осужденных выстраивали цепочкой, и они двигались к месту казни со свечами в руках, в «позорной» одежде, босыми. Для аутодафе назначался особый день, и приговоры объявлялись нескольким осужденным сразу.

Как и допрос, казнь начиналась с проповеди, молитвы и клятвы во всем помогать святой инквизиции. После этой «прелюдии» зачитывались приговоры. Сперва оглашались «легкие», предполагающие более или менее серьезные наказания раскаявшимся грешникам и ведьмам, а потом упорствовавшие во грехе преступники передавались светским властям. Это было равносильно сожжению на костре. Но самих костров, вопреки расхожему мнению, на аутодафе не было. Инквизиция не имела права осуждать на смерть - такие приговоры и их исполнение были исключительной заботой светской власти. Самым тяжелым приговором инквизиции могло быть отлучение от Церкви. В то время ересь и отречение от веры приравнивались к государственной измене, за которую полагалась смертная казнь. На этом аутодафе и заканчивалось. Нераскаявшийся преступник передавался светским властям, которые уже и приводили в исполнение приговор.

Отметим, что существовало небольшое количество людей, которым удавалось выйти из застенков инквизиции на волю. Таких людей можно разделить на три группы. Первая состояла из тех, кого суд освобождал еще до вынесения приговора, как сейчас говорится, «по состоянию здоровья». Эти изможденные, искалеченные люди попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных. Но и там за ними велось пристальное наблюдение, которое, правда, учитывая уровень медицины, скоро заканчивалось - следить было не за кем.

Вторую группу составляли особы, которых оправдывали по причине недостатка веских доказательств. Однако мнимая свобода была для них настоящей пыткой - при малейшем подозрении их могли опять схватить и даже казнить. Они должны были подчиняться строгим требованиям: не принимать в доме гостей, не посещать публичные места и праздники, многим вообще запрещалось покидать дом или выходить за двор.

Третью группу освобожденных составляли те, кого суд инквизиции изгонял из родных мест. Для некоторых это было шансом спастись, но для большинства изгнанников, особенно для женщин, это был тот же смертный приговор, но немного отсроченный. Нищие и отверженные, они были жертвами насмешек, побоев. Их проклинали и гнали отовсюду, но все же это была лучшая участь, чем мучительная пытка и смерть на костре. Всех обвиненных в пособничестве дьяволу сжигали живьем. Только некоторых осужденных власти «жалели» - душили или обезглавливали перед сожжением.

Террор инквизиции и вечный страх порождали противодействие в народе. Многие сообщения хронистов о немыслимых бесовских шабашах и невообразимом разврате, царящем на них, - истинная правда. Протестуя против действий Церкви, люди и впрямь начинали поклоняться дьяволу: устраивали шабаши, где плясали нагишом, пели срамные песни, занимались непотребствами. До наших дней дошло несколько рецептов мази, с помощью которой, как известно нам из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», ведьмы преображались и могли летать. В состав зелья кроме жира некрещеных младенцев, пепла сожженных жаб и прочих «магических» компонентов входила белладонна или корень мандрагоры. Оба растения содержат очень токсичное вещество - атропин. Большие дозы этого природного яда, попадавшие в организм через кожу, приводили к трансу с видениями, характерными для сознания людей того времени: дьявольским шабашем и прочим…

Охота на ведьм стала наваждением, горячечной лихорадкой, в которой Европа билась на протяжении более 300 лет. Это были годы величайших преступлений и величайшего позора. Инквизиция уничтожила цвет нации большинства европейских государств, нанеся ощутимый ущерб генофонду, последствия которого ощущаются и до наших дней. Однако некоторые ученые, не оправдывая действий средневековой инквизиции, предлагают версию, по которой охоту на ведьм можно считать в некоторой степени оправданной и даже необходимой. С этим мнением можно спорить или соглашаться, но определенное зерно истины оно, по всей вероятности, содержит.

Как мы уже упоминали, охотники на ведьм уделяли особое внимание ведовским знакам на теле подозреваемых. Средневековый теолог Ламберт Дано писал: «Нет ни одной ведьмы, на которую дьявол не поставил бы некую отметину или знак своей власти». Клеймо дьявола считалось бесспорным доказательством вины, даже более существенным, чем признание обвиняемого. Практически у каждого из нас на теле есть родимые пятна, родинки, шрамы, в которых нет ничего странного и чудесного. Но если предположить, что многочисленные упоминания о ведьминых знаках - не выдумки, возникает вопрос: а что представляли собой эти отметины? Различали две их разновидности - ведьмин знак и клеймо дьявола. Судя по описаниям, ведьмин знак - это бугорок или вырост на теле человека, с помощью которого ведьмы кормили духов собственной кровью. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном. Исследователь Н. Пшибышевский посвятил много времени исследованию этих таинственных знаков и составил их подробное описание: «Поверхность тела одержимого отмечена и снаружи особыми знаками. Это небольшие, примерно с горошину, места кожи, нечувствительные к боли, бескровные и безжизненные. Иногда они выглядят как красные или черные пятна или углубления на теле. Но так случается редко. Чаще всего они незаметны снаружи и находятся на половых органах, веках, спине и груди. Иногда случается, что они меняют место». Подобных описаний в работах теологов и средневековых демонологов десятки. Но главным критерием все же остается нечувствительность подозрительного пятна на теле к боли. Даже неискушенным в медицине читателям может показаться, что указанные симптомы - признаки какой-то кожной болезни. Основываясь на сходстве признаков, можно предположить, что большая часть «ведьм» страдала одинаковой болезнью. И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Это лепра, или проказа, которая даже сегодня остается страшным недугом, а в Средние века ее можно было сравнить разве что с чумой. Медицинская энциклопедия дает такое описание этой болезни: «Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль». В медицинской литературе описан и «ведьмин знак», имеющий сходство с соском, - при развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок. Совпадает даже месторасположение «дьявольских знаков» и лепроматозных пятен на теле человека. Это единственное заболевание, которое сопровождается нарушением чувствительности кожи. На основании этих фактов можно предполагать с большой долей вероятности, что очень многие колдуны и ведьмы были больны проказой. Исходя из этого, оказывается, что инквизиция стремилась защитить общество от страшной болезни, апогей распространения которой пришелся на XV в. Уничтожая больных, инквизиторы, пусть и жестоко, но действенно боролись со смертельным недугом и смогли остановить эпидемию.

Понимали ли сами судьи, что убивают не пособников дьявола, а тяжелобольных людей? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Хотя возможно, что клир и знать, люди образованные, прекрасно знали о признаках болезни и понимали, с кем или чем ведут борьбу. Об этом свидетельствует тот факт, что в процессах над ведьмами участвовали врачи. Кто-то из историков полагает, что они должны были поддерживать жизнь жертвы, чтобы она не умерла до казни. Но с равным успехом мы можем думать, что в их обязанности входило обследование подозреваемых и выявление признаков болезни.

Подозрение, что инквизиторы вполне осознавали, с кем имеют дело, подтверждается тем фактом, что обвиненных в колдовстве тщательно изолировали от общества. Многие авторы упоминают, что «колдунов» содержали в особых тюрьмах. Средневековые священники-инквизиторы предупреждают братьев об опасности близкого контакта с ведьмами, а судьям рекомендуют при допросах избегать прикосновения колдуний. В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, которые вели процессы против ведьм, и это неудивительно - у них было много шансов заразиться.

Главной опасности подцепить заразу подвергались родственники больного. Они же первыми, как правило, и обнаруживали признаки болезни, и часто страх одерживал верх над чувствами. Теперь нас не удивит, что многие люди доносили на своих родных. Они не всегда понимали, что и сами попадают под подозрение. Часто для подстраховки казнили всю семью.

Очень редко случалось, что с бедняги снимали обвинение, но, как показывают документы того времени, этот человек подвергался строжайшему карантину. Надо признать, это было вполне разумной мерой предосторожности. За человеком продолжали наблюдать, и, если признаки болезни все же обнаруживались, уже не было шансов избежать костра.

Подтверждает эту необычную версию еще один интересный факт. В легендах и сказках многих народов колдунья описывается примерно одинаково - это безобразная старуха, кривая и горбатая, с ввалившимися глазами, беззубым ртом и морщинистым, покрытым пятнами лицом. Руки и ноги ее трясутся, и она опирается на клюку. В медицинской литературе именно так описываются симптомы последней стадии развития лепры.

Если основываться на этой версии, оказывается, что инквизиторов следует называть не кровожадными фанатиками, а спасителями и благодетелями. Этот парадоксальный вывод может шокировать большинство читателей. Не стоит забывать, что это всего лишь гипотеза, хотя в ее пользу свидетельствует ряд фактов.

К какому бы выводу вы ни пришли, надо признать, что эта тема требует дальнейшего тщательного изучения.

Из книги Тайные общества и секты [Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики] автора Макарова Наталья Ивановна

1. «Охота на ведьм» Эволюция магии и дьяволизма неотделима от эволюции церковных представлений о сём жгучем вопросе.Раннее христианство заняло по отношению к злому началу половинчатую позицию. Формально признав его существование, и введя это положение в догмат, оно

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Охота Помимо «шахмат» – фидхелла, игры под названием брандуб и полевых спортивных игр для молодежи, была весьма популярна охота – и как развлечение, и в силу необходимости. Распространенным времяпрепровождением была охота на птиц, в которой использовали пращу. Есть

Из книги Индейцы Северной Америки [Быт, религия, культура] автора Уайт Джон Мэнчип

автора Паскевич Сергей

Охота Добыча животных требует от охотника существенных трат сил, времени и средств. Учитывая преимущественно преклонный возраст «самоселов», можно догадаться, что охота - не самое распространенное в их среде занятие. Тем не менее совсем от нее не отказываются, поскольку

Из книги Чернобыль. Реальный мир автора Паскевич Сергей

Охота Добыча животных требует от охотника существенных трат сил, времени и средств. Учитывая преимущественно преклонный возраст «самоселов», можно догадаться, что охота – не самое распространенное в их среде занятие. Тем не менее совсем от нее не отказываются, поскольку

Из книги В поисках истины автора Медведев Матвей Наумович

«ОХОТА НА ЛИС» Одно время около пивного бара на углу Невского проспекта и улицы Маяковского собиралась ежедневно одна и та же группа лиц. Нагловатого вида молодые люди, одетые в плащи «болонья» и териленовые пальто, что-то обсуждали между собой, передавали друг другу

Из книги Великие тайны и загадки Средневековья автора Вербицкая Анна

«Молот ведьм» - кровавая библия инквизиции «Молот ведьм»… Это чудовищное сочинение во славу Божию отправило на костер тысячи невинных людей. Что это за книга? Почему более 500 лет вокруг нее ведется столько споров?Итак, знакомьтесь - настольная книга инквизиторов «Молот

Из книги Чернобыль. Реальный мир автора Паскевич Сергей

Охота Добыча животных требует от охотника существенных трат сил, времени и средств. Учитывая преимущественно преклонный возраст «самосёлов», можно догадаться, что охота - не самое распространенное в их среде занятие. Тем не менее совсем от нее не отказываются,

Из книги Великие заблуждения человечества. 100 непреложных истин, в которые верили все автора Мазуркевич Сергей Александрович

Сожжение ведьм Это были представители именно тех кругов общества, которые многие годы сопротивлялись темным домогательствам церкви и теперь вдруг обратились в «истинную веру» и с жаром принялись искать и обличать ведьм. Немецкий историк Герхард Праузе Общепринято

Из книги Мир мог быть другим. Уильям Буллит в попытках изменить ХХ век автора Эткинд Александр Маркович

Глава 13 Охота на ведьм и гомосексуалов В конце войны Буллит обрел врага, которого мог обвинить в своих и общих неудачах. То был кадровый дипломат Самнер Уэллес, доверенное лицо Рузвельта и его дальний родственник. Женатый на очень богатой наследнице на восемь лет старше

Из книги Современные страсти по древним сокровищам автора Аверков Станислав Иванович

5. Ракеты и средневековая история Байконура Мы готовили новейшую ракету 15А18 к старту, находившемся на холме. Старты первых боевых стратегических межконтинентальных ракет, созданных в конце пятидесятых и в начале шестидесятых годов прошлого столетия в нашем

Из книги Архипелаг приключений автора Медведев Иван Анатольевич

Из книги Великолепная четверка. Братья Уорнер автора Штейнберг Александр

Охота с приманкой Содержавшаяся в письмах угроза оказалась не пустым звуком. По Вене прокатилась волна ограблений толстосумов. Самые совершенные сейфы были вскрыты, словно спичечные коробки. Бедняки регулярно получали по почте подарки – еду, одежду, обувь, деньги. У

Из книги Голливудский Раджа. Луис Мейер автора Штейнберг Александр

Большая охота Петроградский Совет потребовал от органов правопорядка ликвидации бандитов бандитов, предоставив слугам закона право расстреливать налетчиков на месте преступления без суда и следствия. На банду Пантелеева началась большая охота.Сыщики провели массовые

Из книги автора

СЕМЕЙНЫЕ БАТАЛИИ И «ОХОТА НА ВЕДЬМ» Однако получить отцовское согласие было непросто. Джек-отец не испытывал никаких теплых отцовских чувств к Джеку-сыну. Это было очевидно, он даже не пытался этого скрывать. «Он мне слишком напоминает Ирму», – говорил Джек

Из книги автора

«ОХОТА НА ВЕДЬМ» И ПРОЧИЕ НЕПРИЯТНОСТИ Известна точная дата появления голливудских «черных списков» – 26 ноября 1947 года. В этот день в нью-йоркском отеле «Уолдорф-Астория» американские продюссеры подписали заявление, в котором были слова: «мы не возьмем на работу никого,

Ответ редакции

Выражение «охота на ведьм» является калькой с английского языка (witch-hunt) и имеет исторические корни. Фраза относится к практике средневекового религиозного фанатизма и преследования обвиняемых в колдовстве женщин (часто по ложным доносам). С ХХ века появилось новое понимание этого термина. Выражение стало обозначать преследования разных деятелей в США, которые придерживались левых взглядов.

Преследование ведьм и колдунов

Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с древности, но особого размаха оно достигло в Западной Европе конца XV – середины XVII веков. Первое сожжение ведьм произошло в Тулузе в 1275 году. Оклеветать неугодного человека мог любой. Не щадили ни богатых, ни бедных, ни красивых, ни уродливых, ни умных, ни бездарей.

В католических странах дела о колдовстве, как правило, рассматривались церковным судом - инквизицией. Также были распространены случаи самосуда над подозреваемыми. В протестантских странах ведьм преследовал светский суд. При рассмотрении дела особое внимание уделяли поиску примет, по которым можно было распознать ведьм и колдунов. Одной из них было испытание водой, во время которого палач крепко связывал жертву верёвкой и затем сталкивал её в воду. Если она всплывала, то обвиняемого считали колдуном. Ещё одной приметой были «ведьмины отметины» - родинки и пигментные пятна, которые палач прокалывал иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или из раны не текла кровь, считалось, что пятно является меткой дьявола. Средневековых ведьм также выявляли по ряду других признаков - от рыжих волос и глаз разного цвета до того, что они хранили в доме и имели ли домашних животных.

Самым тяжёлым приговором инквизиции было отлучение от Церкви, которое приравнивалось к государственной измене и за которое полагалась смертная казнь. Поэтому в большинстве случаев колдунам грозило сожжение на костре. Выйти из застенков инквизиции удавалось немногим. Суд мог освободить от наказания сильно измождённых людей, которые попадали в богадельни или приюты для неизлечимо больных и в скором времени умирали сами. Также оправдать могли по причине недостатка веских доказательств. Получив такой приговор, люди давали клятву не принимать в доме гостей, не посещать публичные места и праздники, многим вообще запрещалось покидать дом или выходить за двор. Мягким приговором суда считалось изгнание из родных мест.

Охота на ведьм в Европе была распространена на протяжении более 300 лет. За это время инквизиция уничтожила сотни тысяч людей. Отмена процессов против ведьм произошла лишь в ХVIII веке. Последняя казнь произошла в 1782 году в протестантской части Швейцарии, в городе Гларус.

Фото: www.globallookpress.com

Эпоха маккартизма

В конце 1940-х – начале 1950-х годов холодная война привела к тому, что в США начались репрессии против инакомыслящих людей. В ходе «охоты на ведьм» разоблачались тайные коммунисты и «агенты СССР». Против левых и либеральных деятелей были организованы преследования. Среди американцев, которые подверглись преследованиям, были режиссёры, актёры и другие представители культурной элиты. Период такой политической реакции получил в США название эпохи маккартизма.

«Охота на ведьм» принимала самые различные формы - от ведения «чёрных списков» и увольнений с работы до прямых судебных репрессий, которыми занималась сенатская подкомиссия «по расследованию антиамериканской деятельности» во главе с сенатором Джозефом Рэймондом Маккарти . Особо жестоким преследованиям подвергалась Коммунистическая партия США. Впоследствии американские правящие круги формально отвергли маккартизм, однако «охота на ведьм» в завуалированных формах продолжает иметь место в политической практике.

Сожженные, повешенные, утопленные...
С XV века более пятидесяти тысяч женщин и мужчин были казнены как ведьмы и колдуны.
Как это произошло? Новые исследования перечеркивают многие привычные стереотипы...
Пасмурным ранним утром в феврале 1623 года мекленбургский крестьянин Хим Отольете заметил женщину, выливающую из горшка какую-то жижу. Между тем каждому известно, что колдуньи варят ядовитое зелье и разбрызгивают его по лугам и на порогах домов, отчего заболевают люди и животные. Отольете закричал, побежал, но женщина уже растворилась в тумане.
Несколько жителей деревни Глазевиц отправились по следу, хорошо различимому в грязи. Никто не сомневался, что он ведет к дому Анны Польхов - старухи, живущей на выделе. До сих пор подлые козни сходили ей с рук лишь потому, что власти в Ростоке отказывались вынести ей обвинительный приговор. При этом каждый в деревне знает, что старуха виновна в смерти как минимум двоих людей и еще на двоих она наслала болезнь. Кроме того, на ее совести сорок две лошади, два жеребенка, вол, семь свиней, корова и четыре теленка. Но на этот раз ее застали на месте преступления. Ведьма должна сгореть!
Четыреста лет назад такие сцены разыгрывались по всей Европе. Более 50 тысяч человек были казнены тогда как ведьмы, колдуны или оборотни, каждый второй из них - на территории Священной Римской империи.
Готовность, с которой немцы отправляли на смерть соседей, теток, свояков и даже матерей и детей, жестокость, с которой пытали обвиняемых, легкость, с которой страх и набожность превращались в истерию и безумие и овладевали массами, сегодня для нас практически непостижимы.

«Преследование ведьм существовало во многих районах Европы. Однако пусковые механизмы и ход событий могли варьироваться», - говорит Рита Фольтмер, историк и специалист по ведьмам из Трирского университета. Одно было неизменным: «Обвинение в ведьмовстве помогало удобным способом разрешить конфликт любого рода и оклеветать неугодного человека - соседа, родича, слугу».
Фольтмер принадлежит к группе исследователей, которые поставили себе задачу пролить свет на эту темную главу немецкой истории. Тема гонений на ведьм, рассматривавшаяся с точки зрения идеологии сначала прусскими учеными, затем национал-социалистами, а после феминистками, долгое время считалась среди историков несерьезной. Научный интерес к ней вновь возник лишь около двадцати лет назад. За это время была сделана масса новых открытий, касающихся палачей, жертв и обстоятельств давнишних преступлений.
В результате этих исследований многое из того, во что немцы верили раньше, было отброшено как ложные стереотипы. В частности, появилось множество новых сведений о роли церкви. В охоте на ведьм участвовали клирики всех рангов - от деревенского проповедника до профессора теологии, причем протестанты ни в чем не уступали католикам. Но в обеих конфессиях находились священнослужители, выступавшие против преследований.
Исследования показывают, что после 1520 года инквизиторские ведомства иной раз даже пытались остановить серии процессов в Италии, Испании и Португалии.


К тому же судьи-инквизиторы в Южной Европе зачастую были снисходительнее, чем их коллеги в Германии: вместо того чтобы отсылать осужденных на костер, они пытались спасти заблудшие души наложением епитимьи.
Ученые-теологи и законники планомерно создавали образ ведьмы как приспешницы дьявола. К гонениям присоединялись представители самых разных социальных групп. Простолюдины жаждали расправ, юристы, движимые карьерными побуждениями, алчностью или просто служебным рвением, педантично исполняли свой долг, а правители давали на все это свое разрешение.
Вопреки распространенным представлениям типичная «ведьма» не была ни старой, ни бедной. Подозрение в ведьмовстве могло пасть на любого, вне зависимости от сословия, образования, возраста и пола. В сети преследователей попадали даже дети. По приблизительным подсчетам, каждый четвертый осужденный был мужчиной.
Однако мало кто осознает, что гонения на ведьм не были порождением мрачного Средневековья. Они начались на пороге Нового времени и достигли своего апогея за несколько десятилетий до начала эпохи Просвещения. И все же тот, кто стремится докопаться до истины, должен заглянуть в далекое прошлое.
Обереги, ритуалы и языческие верования, связанные с плодородием, являлись в Средние века частью повседневной жизни. Для католической церкви эти обычаи были как кость в горле. Однако еще большую угрозу клирики видели в еретических движениях вальденцев и катаров, которые заявляли, что исповедуют «истинное» христианство; они становились все более популярными. Католическая церковь опасалась, что ее влияние может ослабнуть.
В результате в XIII веке папа Григорий IX узаконил смертную казнь еретиков. Он придал судам инквизиции особый статус: любой еретик должен был предстать перед церковным судом. Возникла целая система доносов, допросов и пыток, и, что характерно, вскоре еретики были наставлены на путь истинный. Или уничтожены...

Но беда была в том, что сами церковники верили в то, с чем боролись: в колдовскую силу. В головах ученых вредоносная магия, пособничество еретическим сектам и договоры с дьяволом переплелись в одно преступление - ведьмовство. Считалось, что и мужчины, и женщины становились союзниками сатаны, чтобы вместе с ним строить козни добрым христианам. Договор, по всеобщему убеждению, скреплялся совокуплением с дьяволом, который являлся своим приспешникам то в мужском, то в женском обличье.

Более того, вскоре стали вести речь о «новой секте», которая якобы ведет подрывную деятельность против христианского мира. И, хотя никто не мог доказать существование этого мирового заговора, мысль о нем прочно засела в сознании людей.
В 1419 году в Люцерне во время судебного процесса над человеком по фамилии Гёльдер, который обвинялся в подстрекательстве к погрому, впервые было употреблено роковое слово hexerei , «ведьмовство». Спустя десять лет вокруг Женевского озера запылали первые костры. Но тогда еще не было людей, способных развязать масштабную охоту на ведьм.
Примерно в это время в эльзасском городе Шлетштадте родился мальчик, впоследствии ставший охотником на ведьм, равных которому не знает европейская история. Звали его Генрих Крамер. Юношей он постригся в доминиканские монахи, но благочестивая монастырская жизнь была для него скучна. «Инститорис», как он называл себя, был одержим фанатичной верой и женоненавистничеством и страдал одновременно манией преследования и манией величия: «Крамер мечтал искоренить все, что хоть в малейшей степени шло вразрез с верой, которую он исповедовал, - объясняет профессор истории Университета Саарбрюкена Вольфганг Берингер. - Появление ведьм он считал верным знамением грядущего конца света».
Изображений Крамера не сохранилось, поэтому мы даже не можем представить себе, как выглядел этот безжалостный фанатик. Известно лишь, что он считал своим священным долгом раскрыть человечеству глаза на зло, творящееся вокруг. В 1484 году он отправился в Рим и добился от папы Иннокентия VII принятия буллы о ведьмах. В ней папа повелевал всеми возможными способами оказывать содействие инквизиторам.
Из простого монаха Крамер превратился в посланника Божьего. В скором времени почти вся Центральная Европа дрожала от ужаса при упоминании его имени.
Действовал Крамер всегда одинаково. В драматических выражениях он рисовал предстоящую последнюю битву между добрыми христианами и приспешниками сатаны, нагнетая таким образом атмосферу страха. Затем он предлагал обращаться к нему с доносами. И люди в самом деле приходили к нему и называли имена.
Тогда инквизитор приказывал схватить обвиненных и во время слушаний извращал их показания так, что они начинали звучать как признания вины. Позднее он хвастался, что схватил двести ведьм.
Но не всюду люди готовы были поверить пламенным речам Крамера и нарушить действующие законы. Во многих городах он столкнулся с сопротивлением местных властей. В числе тех, кто отказал ему в поддержке, был и епископ Инсбрука.
Отчаявшись, Крамер отступил и в 1487 году опубликовал вместе с деканом Кельнского университета Яковом Шпренгером трактат Malleus Maleficarum - «Молот ведьм», основополагающую апологию охоты на ведьм, включающую детальные описания процедуры установления факта ведьмовства. Готовые начать охоту клирики и законники были счастливы. Наконец-то они получили теоретическое основание, чтобы выступить войной против ведьм, уничтожить которых уже давно, но тщетно требовало население.
Благодаря недавно изобретенному книгопечатанию труд Крамера и Шпренгера быстро распространился по Европе. Вскоре охота на предполагаемых адептов «новой секты» стала массовым явлением. К 1520 году были казнены сотни людей. Затем Германия на десятилетия погрузилась в хаос Реформации и Контрреформации.
Около 1560 года преследования вспыхнули с новой силой, но пик пришелся на XVII век, эпоху барокко - противоречивый период, пронизанный пессимизмом. Перевороты в естественных и общественных науках порождали апокалиптические настроения и воскрешали средневековые представления о мире людей и потустороннем мире. Смерть стала неизменным спутником времени - она присутствовала не только в искусстве, но и соседствовала с людьми в реальной жизни: яростные столкновения протестантов и католиков во времена Контрреформации, и особенно Тридцатилетней войны, принесли в Европу страшное опустошение.
«Возникшие тогда жесткие идеологические границы заставляли забыть о терпимости к другим», - говорит боннский историк и исследователь ведьмовства Томас Беккер.
Природа в тот период будто сошла с ума. Зимы были долгими и невероятно холодными. Летом из-за непрекращающихся ливней хлеб сгнивал на корню. В городах и деревнях царил страшный голод, дети умирали в младенчестве. В отчаянных поисках пищи в деревни забредали волки, которых напуганные люди принимали за оборотней.
Сейчас климатологи называют то время «малым ледниковым периодом». Его основной этап начался около 1560 года и продолжался примерно сто лет. Томас Беккер считает, что климатические изменения способствовали массовой истерии и, соответственно, гонениям на ведьм: «В благополучные времена никто не чувствует угрозы. Если у кого-то одного заболеет скотина, все решат, что он плохо ее кормил. Но когда скот заболевает сразу у многих, люди впадают в панику и начинают усматривать причины в ином».
Люди стали искать виноватых. Старые рассказы о ведьмах вновь приобрели популярность. Новый уголовный кодекс (Constitutio Criminalis Carolina ), изданный императором Карлом V в 1532 году и призванный унифицировать законы Священной Римской империи, значительно облегчил поиски врагов. Отныне пострадавшие не обязаны были выступать на процессах истцами, достаточно было дать показания. Иск частного лица стал достаточным основанием для официального обвинения. Любой мог донести на любого, не опасаясь последствий. Также «Каролина» признавала пытки законным средством установления истины. Того, кто перенес мучения, не сознавшись, полагалось отпустить на свободу...
В каких только преступлениях не обвиняли «ведьм»: шабаши и похищение молока, договор с дьяволом и совокупление с ним, насылание моров, болезней и непогоды, левитация, превращения в животных, убийства младенцев и осквернение трупов.

В некоторых местах страх перед ведьмами перерос в массовую истерию такой силы, что она затмила даже знаменитую охоту на ведьм 1692 года в Салеме в колониальном Массачусетсе, где по обвинению в колдовстве 19 человек было повешено, 1 человек раздавлен камнями и от 175 до 200 человек заключено в тюрьму (не менее пяти из них умерли).
К примеру, ужасающая история произошла в вестфальском Падерборне, где с 1656 по 1658 год более двухсот человек объявили себя одержимыми и пошли по городам и селам, творя различные бесчинства. Они утверждали, что ведьмы наслали на них злых демонов и освободиться от проклятия они смогут, только если колдуньи будут сожжены на костре. Когда правитель отказался санкционировать охоту на ведьм, одержимые - преимущественно это были молодые женщины, но встречались среди них и молодые мужчины - начали бесноваться еще сильнее и отправились с дубинами и камнями на тех, кого они считали ведьмами. Их жертвами стали полтора десятка человек. Окружающие безучастно наблюдали за происходящим или даже подзадоривали фанатиков.
Сейчас практически невозможно установить, чем именно были вызваны эти приступы ярости. В расправах участвовали обычно молодые люди в возрасте около двадцати лет, по большей части батраки. Давали ли они таким образом выход затаенной агрессии?
Подростки просто скучали?
Или ими двигала тяга к насилию - как нынешними молодчиками, мучающими сверстников и снимающими это на камеру?

Историк из Падерборна Райнер Деккер недавно опубликовал книгу об этом малоизвестном эпизоде охоты на ведьм. Он считает, что в те времена границы между манией преследования и самовнушением были размыты: «Страдавшие телесно или душевно считали себя жертвами колдовства, это было в порядке вещей. По-немецки прострел до сих пор называется hexenschuss («удар», «выстрел ведьмы»). А для многих «одержимость» была прекрасным предлогом нарушить строгие общественные правила, не опасаясь последствий».

Во многих случаях гонения на ведьм являлись следствием борьбы за власть и страха перед понижением социального статуса. Как и в наше время, этому в большей степени были подвержены обеспеченные слои населения и люди, уже вкусившие власти - феодалы, богатые торговцы, чиновники и высший клир.
Этим можно объяснить, например, события в городке Бракель, неподалеку от Падерборна, произошедшие около 1657 года. Местные аристократы и буржуа мучительно решали, кто из них должен содержать капуцинский монастырь, которому покровительствовал бургомистр Бракеля Генрих Меринг.
Предыстория этого конфликта такова: некоторые богатейшие горожане, в том числе и Меринг, были освобождены от уплаты налогов; за несколько лет до описываемых событий, во время Тридцатилетней войны, они ссудили городу денег, и благодаря им Бракель избежал разорения. Но по той же самой причине другим горожанам после войны пришлось платить еще больше налогов, чем раньше. Монастырю постоянно требовались средства, и потому многие жители опасались, что в будущем им придется еще не раз развязать суму.
Поэтому вряд ли можно считать случайным тот факт, что первые девушки, объявившие себя одержимыми, происходили из зажиточных семей, а первые обвинения в ведьмовстве были предъявлены бургомистру и настоятелю капуцинского монастыря.
Важную роль в дальнейшем развитии событий в Бракеле сыграл профессор теологии Бернард Лёпер. Дискуссии с капуцинами его не интересовали. Этот честолюбивый иезуит посвятил один из своих трактатов теме превосходства католицизма, и теперь ему необходимо было подкрепить свои аргументы успешными случаями изгнания бесов. Поэтому Лёпер проводил над одержимыми обряды экзорцизма и требовал осудить предполагаемых колдунов. Правитель Падерборна епископ Дитрих Адольф фон дер Рекке был не в силах усмирить фанатиков. Осознав свою беспомощность, он пустил в ход против обвиняемых в ведьмовстве юридическую машину. «Лёпер воспользовался своим авторитетом, чтобы усилить овладевший народом страх перед демонами, и спровоцировал массовую истерию, - говорит Деккер. - Без него все сошло бы на нет».
Важной частью каждого процесса было выяснение имен сообщников. Часто их выбивали под пытками - это было тогда в порядке вещей. «Тот, кто противопоставлял себя христианскому обществу и заключал богопротивный договор с дьяволом, совершал самое страшное преступление и по представлениям того времени не заслуживал сострадания, - объясняет историк Рита Фольтмер. - Ведьмы и колдуны считались исчадьями ада, вредителями, которых следовало безжалостно уничтожать.
Для пыток и смертных казней было еще одно основание: их души страданиями якобы можно было спасти от вечной гибели. Но для этого обвиняемых надо было любой ценой привести к признанию вины, в которой ни у кого не было сомнений. К телесным мучениям добавлялись душевные, ведь обвиняемые знали, что невиновны, но пытками их вынуждали признаться в преступлениях, которых они не совершали».
Другой иезуит, Фридрих Шпее фон Лангенфельд, родившийся в 1591 году в городке Кайзерсверт, под Дюссельдорфом, стал в те годы одним из главных противников охоты на ведьм. Принцип презумпции невиновности - in dubio pro reo («сомнение в пользу подсудимого») - был впервые сформулирован в 1631 году в его Cautio Criminalis («Предостережение обвинителям»), важнейшем трактате того времени, направленном против преследований ведьм и пыток. Чтобы обезопасить автора, первое издание было выпущено анонимно, однако скоро имя сочинителя стало широко известно в церковных кругах.
Шпее был движим состраданием к обвиняемым. Он изучал судебные протоколы, сам присутствовал на пытках и допросах, опрашивал судей и обвинителей. И, главное, как исповедник он сопровождал многих осужденных в последний путь - на костер.
Он знал, о чем идет речь, когда писал: «О Иисусе сладчайший, как можешь Ты выносить, что так терзают Твои создания?» В своей книге он говорит, что под пытками можно выбить признание и в несовершенных преступлениях: «Применяемые пытки... причиняют чрезмерные страдания».
Но об одном Шпее не было известно: пока он работал над Cautio Criminalis, его тетка, Анна Шпее фон Лангенфельд из рейнского города Брухгаузена, стала жертвой того самого мракобесия, против которого он так упорно протестовал. После смерти мужа, владельца винодельческого хозяйства, Анна Шпее решила снова выйти замуж. В супруги себе эта богатая вдова выбрала простого конюха. Связь была сочтена мезальянсом, и о паре пошли пересуды.
Вскоре несколько женщин под пыткой признались, что видели Шпее на шабаше. Там, по их утверждениям, она выступала королевой в роскошных нарядах и в маске. Анна Шпее была арестована и предстала перед судом. Когда она стала отрицать свое участие в шабаше, помощники палача сорвали с нее одежду, остригли ей волосы и принялись искать на ее теле сатанинские знаки. Считалось, что дьявол во время совокупления оставляет на своих приспешниках отметины, которые будто бы не кровоточат, если воткнуть в них иголку. Протокол процесса сохранил подробности жуткого «испытания»: «Сначала ей вонзили иголку в лоб глубоко и сильно. Она ее не почувствовала, даже не вздрогнула. Затем - иголку в грудь, и третью - в спину. Когда их извлекли, на них не было крови».
Анну пытали снова и снова, пока она не сдалась и не призналась наконец в том, что хотели услышать от нее судьи. После десяти дней процесса в сентябре 1631 года ее казнили. Скорее всего, Фридрих Шпее так об этом и не узнал.
Вопрос о том, насколько велико было влияние Cautio Criminalis на современников, сегодня остается открытым. «Были некоторые правители, например курфюрст Майнца, которые, вероятно, под воздействием Фридриха фон Шпее положили конец преследованиям в своих владениях, - говорит Рита Фольтмер. - Но в самом начале его деятельности влиятельные юристы не обращали на труды Шпее особого внимания, ведь он не был правоведом».
В Ватикане трактат Шпее знали и ценили. Однако информация о страшных событиях в Германии попадала в Рим и другими путями. Франческо Альбицци, секретарь конгрегации кардиналов, в 1635 году лично отправился в Кельн. Это было путешествие в страну тьмы. И несколько десятилетий спустя этот могущественный человек содрогался при мысли о «страшном зрелище» (spectaculum horrendum ), которое предстало перед его глазами: «За стенами многих деревень и городов были расставлены бесчисленные столбы, у которых корчились в огне несчастные, вызывающие огромное сострадание женщины и девушки, осужденные за ведьмовство».
В Италии положение было совершенно иным. Судьи инквизиции давно отменили смертную казнь за ведьмовство, пытки почти не применялись, у каждого обвиняемого имелся защитник. С последней казни ведьмы прошло более ста лет. «Сегодня мы знаем, что основными ревнителями фанатических преследований были не папы и их инквизиторы, а большая часть простого народа, низшего клира и светских судей», - объясняет Райнер Деккер, один из первых историков, получивших право посетить архив римской инквизиции и ознакомиться с тайными протоколами.
Ватикан вмешивался в ситуацию везде, где это было возможно. Но в Германии у его представителей были связаны руки. Даже католические германские князья не подчинялись власти Рима, не говоря уже о лютеранских правителях.

Напротив, в католической Рейнской области преследования были особенно яростными: их жертвами стали более тысячи человек. Курфюрст Фердинанд фон Виттельсбах считал суды над ведьмами богоугодным делом. Чтобы избежать злоупотреблений, он отправлял на места профессиональных юристов, так называемых «уполномоченных по колдовским делам». Формально они должны были сдерживать рвение народных заседателей, но зачастую совершали обратное. «Эти уполномоченные нередко и разжигали настоящий пожар ненависти», - объясняет историк из Боннского университета Томас Беккер.
Одним из самых жестоких охотников на ведьм в Рейнской области был Франц Буирманн, получивший ученую степень доктора права в Бонне. Подробный отчет свидетеля событий - «Чрезвычайная нижайшая печальнейшая жалоба благочестивых невиновных» - рассказывает о том, как Буирманн свирепствовал в городе Райнбахе начиная с 1631 года. До нас дошло лишь два экземпляра книги. Один из них хранится в сейфе гимназии Святого Михаила в Бад-Мюнстерайфеле, в здании которой раньше располагался иезуитский колледж.
Беккер натягивает белые резиновые перчатки, чтобы ни в коем случае не повредить драгоценный документ. Затем он осторожно открывает кожаный переплет. «Этот документ совершенно уникален, - объясняет исследователь. - В нем содержатся воспоминания Германа Лёэра, торговца сукном, который в совсем юном возрасте стал бургомистром и народным заседателем. Другие произведения написаны с точки зрения либо жертвы, либо палача. А здесь перед нами рассказ человека, который знал ситуацию с обеих сторон». Необходимо упомянуть, что в дальнейшем Лёэр сам подвергался преследованиям.
...В зажиточном городе Райнбахе уже долгое время ходили слухи о ведьмах. По всей вероятности, его жители могли видеть с городской стены огни костров, пылающих перед воротами других поселений.
Но волна преследований здесь поднялась лишь в 1631 году. Началось все с того, что в Райнбахе появилась некая женщина, обвиненная в ведьмовстве в своей деревне и ищущая теперь убежища. Городской совет приказал немедленно выдворить ее, но по городу успели распространиться слухи. Горожане стали требовать суда, и власти уступили их давлению. Из Бонна в Райнбах был направлен судья Франц Буирманн. Первое дело было возбуждено против служанки из Айфеля, простолюдинки и к тому же чужачки. Затем осудили женщину постарше, причем уже не из бедных. Следом Буирманн приказал схватить богатую вдову Кристину Бёффгенс, впервые посягнув, таким образом, на городскую элиту.

Лёэр так толкует его мотивы: Буирманн, «что­бы получить деньги, арестовал Бёффгенс, провел сеанс экзорцизма, пытал ее, остриг и вынудил сознаться». Муж Бёффгенс тоже был торговцем сукном, и Лёэр хорошо его знал. Этот 36-летний мужчина испытывал к пожилой женщине глубокое сострадание, но ничем не мог ей помочь. Через четыре дня она умерла под пытками. По закону такого не должно было происходить, но это нимало не интересовало уполномоченного по колдовским делам. Сразу после смерти Кристины Бёффгенс судья Буирманн конфисковал ее имущество. За четыре месяца безжалостный юрист отправил на костер двадцать человек.
Масштабы охоты на ведьм часто зависели от местных властей. На заре Нового времени Германия представляла собой лоскутное одеяло из маленьких и совсем крохотных владений. Одни контролировались церковными, другие - светскими правителями. В одних действовали жесткие властные структуры, в других царила анархия. «На территории Германии было множество мелких владений с собственным кровавым правосудием. Каждый сюзерен сам решал, казнить подсудимых или миловать, - говорит Рита Фольтмер. - Там же, где существовала судебная система с несколькими инстанциями и эффективными высшими органами контроля, гонений было меньше».
После 1660 года охота на ведьм пошла на спад. Постепенно государственная система модернизировалась, полномочия центральных властей усиливались. Другими факторами стали отмена пыток, развитие медицины и улучшение ситуации с продовольствием. Идеи Просвещения мало-помалу проникали в общество. Колдовство уже не считалось преступлением. И все же единичные расправы происходили до XVIII века.
Охота на ведьм в Европе закончилась там же, где и началась: в Швейцарии. В протестантском кантоне Гларус в 1782 году мечом отрубили голову молодой служанке Анне Гёльди. Девушку обвинили в том, что она с помощью чар набила иголками живот дочери своего хозяина Иоганна Якоба Чуди, а также плевалась гвоздями. «Но этого, - говорит писатель Вальтер Хаузер, - не мог засвидетельствовать никто из членов семьи».
Хаузер обнаружил ранее неизвестный исторический источник и смог восстановить подробности дела. Он приходит к выводу, что за преследованием Анны Гёльди стояли личные мотивы: «Ее хозяин был членом городского собрания, правительственным советником и главным представителем семьи Чуди, одной из самых богатых в кантоне. Судя по всему, у него была связь с Гёльди. Вполне вероятно, что он ее обесчестил. То есть он решил убрать эту женщину с пути, чтобы спасти свою карьеру, поскольку чиновник, изобличенный в прелюбодеянии, не мог занимать высокие должности».
Чуди хладнокровно обдумал сценарий обвинения в колдовстве, не погнушавшись использовать свою дочь в качестве жертвы. Под пытками Гёльди созналась, что состоит в сговоре с дьяволом. Журналист из Геттингена в связи с этим процессом ввел в обращение термин «судебное убийство» (justizmord ), который употребляется в правовой науке до сих пор. Это был не последний случай вынесения приговора невиновному, но последний в истории суд над ведьмой.
В Гларусе Анну Гёльди не забыли по сей день: летом 2008г. - спустя 225 лет после смерти «последней ведьмы Европы» - в кантоне открыт посвященный ей музей.
Русские люди издавна верили в волшебство и потусторонний мир, но предпочитали искать ответы на свои вопросы в реальной жизни. Поэтому, как писал в XIX веке историк Владимир Антонович, демонология в России не сложилась как наука: «Допуская существование в природе сил и законов вообще неизвестных, народ считал, что многие из этих законов известны лицам, которые сумели тем или иным способом их познать». И в целом, по словам того же Антоновича, во времена язычества «познание тайн природы не считалось чем-то греховным, противоречащим религиозному обучению».
Кроме того, языческие жрецы, в отличие от христианских священников, охотно принимавших на себя роль карателей, не нуждались в образе врага: их задачей было обеспечить гармоничное сосуществование человека и природных стихий.
Но с превращением христианства в государственную религию на Руси заполыхали костры. Враждебное отношение церкви к языческим волхвам нашло отражение уже в первой дошедшей до нас летописи, «Повести временных лет». В главе, рассказывающей о событиях 912 года, содержатся сведения о волхвах и кудесниках, один из которых предсказал смерть вещему Олегу.
По церковному уставу князя Владимира Святославича чародеев полагалось сжигать. Но такая мера применялась не часто. В XI веке волхвы все еще пользовались большим влиянием в обществе: в 1024 году они подняли восстание в Суздале, около 1071 года - в Новгороде, в 1091 году - в Ростовской земле. Мятежи были подавлены; волхвы были объявлены вне закона. И, вероятно, именно в XI-XIII веках на Руси началась борьба с нечестивцами. Первые сведения о сожжении «лихих баб» за неурожай в Суздальском княжестве датируются 1204 годом.
Однако православная церковь никогда не вела борьбу с ведьмами и колдунами в таких масштабах, как католики в Европе. До конца XV века уголовное законодательство в России было достаточно мягким: смертная казнь применялась редко, телесные наказания не получили широкого распространения. Этому есть ряд объяснений.
Во-первых, три века татаро-монгольского ига приучили правителей ценить жизнь каждого подданного. Преступников не уничтожали, а посылали охранять границы, что считалось не столько наказанием, сколько исполнением патриотического долга.
Во-вторых, в обществе существовала строгая иерархия, острые социальные конфликты возникали редко, и, соответственно, уровень преступности был невысок.
В-третьих, власти считались с правосознанием народа, осуждавшего жестокие наказания.
В-четвертых, в небольших по площади княжествах блюстители порядка могли относительно быстро выследить и предать суду практически любого нарушителя закона. И, что немаловажно, уголовное право базировалось не только на светских моральных нормах, но и на религиозных догмах. А духовной власти важнее было не наказать грешника, а вернуть его в лоно церкви.
В XVI-XVII веках ситуация изменилась. Отношения между властью и обществом стали напряженными, рост населения городов породил «профессиональную» преступность. Государственный аппарат был еще развит слабо, поэтому социальное спокойствие достигалось с помощью суровых наказаний и устрашения потенциальных злодеев.
Так, в 1682 году была сожжена «последняя русская ведьма» Марфушка Яковлева. Ее обвинили в наведении порчи на самого государя Федора Алексеевича. И все же до религиозного раскола XVII века судебные процессы против колдунов и ведьм были редкостью и не являлись следствием церковной политики; наиболее частым основанием для возбуждения дела были иски по поводу нанесенного ущерба. В 1731 году императрица Анна Иоанновна подписала указ о предании огню волшебников и всех, кто к ним обращается.
В сущности, «охота на ведьм» в православной России не достигла такого размаха, как в Европе, поскольку само средневековое русское общество отвергало насилие. И тем не менее вплоть до конца XIX века в сельской местности периодически случались расправы над вещуньями и колдунами...

Источник информации:
1. журнал «National Geogarphic Россия» февраль, 2007г.

Магические упражнения, известные под общим названием «колдовство», возникли ещё на заре человечества. Практически во всех ранних культурах так или иначе появлялись группы людей, пытавшихся воздействовать на силы природы с помощью различных обрядов.

Отношение к колдунам часто зависело от результатов их деятельности, меняясь от обожания и почитания до ненависти и стремления к физической расправе.

С появлением первых государств власть стала рассматривать колдунов как лиц, своим влиянием способных подорвать авторитет правителей.

Ещё в знаменитых древних законах царя Хаммурапи предусматривалась ответственность за колдовство: «Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя». Человек, признанный виновным в колдовстве, при наличии убедительных доказательств подлежал смертной казни.

В Древнем Риме колдовство каралось в зависимости от степени нанесённого ущерба в рамках так называемого талионного права. Если человек, признанный виновным в нанесении увечья другому при помощи колдовства, не мог выплатить пострадавшему компенсации, то ему должно было быть нанесено такое же увечье. Нанесение смерти путём колдовства аналогичным образом каралось смертью.

Опасная ересь катаров

Борьба с колдовством вышла на новый уровень с утверждением христианства в Европе. Стремясь окончательно искоренить язычество, богословы объявляли языческих богов демонами и запрещали какое бы то ни было общение с ними, называя это идолопоклонничеством. На первых порах, впрочем, идолопоклонничество грозило лишь отлучением от церкви.

При этом христианские богословы I тысячелетия не были склонны преувеличивать возможности колдунов. Так, епископ Бурхард Вормсский призывал святых отцов разоблачать ложь о ночных полётах колдуний, которые они якобы совершают в свите языческих богов.

В начале II тысячелетия церковь столкнулась с новой проблемой — возникновением христианских сект, отрицающих догматы веры и выступающих против власти господства римских первосвященников. Особенно большого влияния достигла секта катаров, или «Добрых христиан», как они сами себя называли.

Катары исповедовали неоманихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле, причём материальный мир рассматривался как зло.

В XIII веке, стремясь покончить с усилением влияния катаров, Римский Папа Иннокентий III санкционировал первый в истории крестовый поход в христианские земли. Катарский, или альбигойский, крестовый поход, начавшийся в 1209 году, растянулся на 20 лет и закончился полным поражением катаров. Этим, однако, дело не ограничилось — римская церковь предоставила особому церковному суду, получившему название «инквизиция», широкие полномочия для искоренения ереси, в том числе путём физического устранения её носителей.

Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в. Фото: www.globallookpress.com

«Дьявол» в качестве аргумента

Но широким слоям населения был непонятны глубокие богословские споры между различными ветвями христианства. Для многих это выглядело так: по велению Римского Папы одни христиане истребляют других.

Для того, чтобы избавиться от подобной неловкости, катаров стали активно обвинять в колдовстве и связях с дьяволом. Под пытками еретики признавались в отрицании Христа , поклонении дьявольским силам и тех самых ночных полётах, которые за несколько веков до этого богословы называли ложью и бредом.

Соответственно, теперь ситуация для широких масс выглядела так: церковь борется не с христианами, а с кознями дьявола и с теми, кто, поддавшись его влиянию, встал на службу врагу человечества.

Подобные обвинения оказались весьма эффективным и действенным инструментом и после окончательного уничтожения катаров стали активно использоваться инквизицией и против других врагов церкви.

Пытки обвиняемой в ведовстве. 1577 г. Источник: Public Domain

Карьера инквизитора Крамера

Средневековая Европа представляла собой идеальное место для появления слухов о многочисленных ведьмах и колдунах. Регулярные неурожаи, эпидемии смертельных болезней, войны порождали в жителях Старого Света панику и отчаяние. При этом поиски виновного как в крупном, так и в мелком бедствии были довольно краткосрочными — «во всём виноваты ведьмы и колдуны». На эту роль мог быть зачислен любой, кто по каким-то причинам был несимпатичен обвинителю. Оправдаться обвиняемому в колдовстве было крайне непросто.

Во второй половине XV века широкую известность приобрёл уроженец вольного города Шлеттштадта Генрих Крамер . Выходец из бедной семьи, он вступил в орден доминиканцев и дослужился до должности инвизитора.

Свою карьеру в качестве инквизитора Крамер начал с расследования в Триенте, где группа евреев была обвинена в ритуальном убийстве двухлетнего мальчика. Итогом разбирательства стал смертный приговор для девяти обвиняемых.

После этого процесса инквизитор Крамер занялся борьбой против ведьм и сект. В Равенсбурге он провёл процесс, на котором две женщины были признаны виновными в колдовстве и сожжены на костре.

Папа даёт добро

Крамер, однако, полагал, что его возможности недостаточны для борьбы с прислужниками дьявола. В 1484 году ему удалось убедить Римского Папу Иннокентия VII освятить борьбу с ведьмами своим авторитетом.

Булла Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души») датируется 5 декабря 1484 года. Официально признавая существование ведьм, она давала полное папское одобрение действиям инквизиции с разрешением использовать для этого все необходимые средства. Попытки воспрепятствовать действиям инквизиции карались отлучением от церкви.

В первую очередь булла относилась к Рейнской области, где действовали Генрих Крамер и его единомышленник, инквизитор Якоб Шпренгер , однако фактически она дала старт большой охоте на ведьм в Европе.

Инквизитор Крамер, получивший особые полномочия, развернул настоящий террор, жертвами которого стали десятки «ведьм» и «колдунов». Рвение борца с дьяволом оценили далеко не все — в 1485 году против Крамера поднялось настоящее восстание в Инсбруке, и местные власти предпочли освободить всех схваченных им женщин, а самого инквизитора изгнать из города.

«Молот, подобный мечу»

Уязвлённый таким оборотом дела Крамер, не отступившийся от своих идей, решил изложить своё видение проблемы и путей её решения в письменном виде.

Трактат из 3 частей, 42 глав и 35 вопросов был написан на латыни в 1486 году и впервые опубликован в городе Шпайере в 1487 году. Соавтором Генриха Крамера стал его соратник Якоб Шпренгер.

Обложка книги Генриха Крамера и Якоба Шпренгера «Молот ведьм». Фото: www.globallookpress.com

Полное название этого трактата — «Молот ведьм, уничтожающий ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу», однако он более известен под коротким названием «Молот ведьм».

В первой части излагалась точка зрения церкви на суть ведовства, где оно объявлялось худшим из преступлений и безжалостно каралось. Считалось, что, кроме вреда людям, ещё одна задача ведьм — умножать на Земле нечистую силу и создавать проклятые места.

Кроме того, авторы приводили деление ведьм на различные типы и разъясняли основы судопроизводства по их делам. В частности, подчёркивалось, что с учётом исключительной вины обвиняемых, в таких делах показания разрешается давать любым свидетелям, в том числе отлучённым от церкви, осуждённым преступникам, иностранцам и так далее.

Секс, женщины и сатана

Вторая, самая большая часть «Молота», состоящая из 26 глав, посвящена описанию теории существования и деятельности ведьм, а также способам борьбы с ними.

Среди всевозможных видов ведовства, таких как оборотничество, насылание болезней и управление стихиями, наибольшее место отведено сексуальным вопросам, связанным с ведьмами. Подробно разбираются темы полового сношения с демонами и инкубами, а также рождения детей от дьявола, любовного колдовства над людьми и насильственного соблазнения их к половому акту.

Хотя авторы «Молота ведьм» и посвятили отдельную главу мужчинам-колдунам, очевидно, что не в них инквизиторы видели главную угрозу. Прямым текстом говорилось о том, что колдуны встречаются значительно реже и несут меньшую угрозу, нежели женщины. Женский пол рассматривался авторами «Молота ведьм» как лёгкая добыча дьявола по причине своей изначальной нестойкости в вере и склонности к греху.

Третья часть трактата содержит формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения её осуждения и вынесения приговора. В неё включены 35 вопросов и ответов на них, которые призваны разъяснить все возможные аспекты процесса над ведьмой.

«Молот ведьм» очень быстро превратился в своеобразную настольную книгу инквизиторов. За последующие 200 лет он выдержал более двух десятков изданий, превратившись в настоящий символ охоты на ведьм.

Жгите с нами, жгите, как мы, жгите больше нас

Инквизитор Генрих Крамер, подписавший «Молот ведьм» латинским вариантом имени Генрикус Инститор, заявлял, что лично отправил на костёр 200 ведьм. Но труды самого автора были только началом безумия, охватившего Европу.

В XVI-XVII веках охотники на ведьм отправляли на смерть сотни и тысячи женщин. Европейская Реформация не только не изменила, но даже ухудшила ситуацию, ибо в протестантских государствах законы о колдовстве оказывались значительно жёстче, чем в католических.

В саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии некий изобретательный инквизитор придумал специальную печь для сожжения ведьм, куда только в 1651 году отправил 42 человека, включая малолетних детей.

Парадокс ситуации заключается в том, что люди, недовольные засильем церкви, вытеснив инквизицию, не отказались от преследования колдунов, а передали этот процесс в руки светских властей, после чего количество жертв заметно увеличилось.

Люди, обвинённые в колдовстве, из страха и под пытками начинали свидетельствовать против своих родных, соседей, случайных знакомых. Арест 12-летнего «прислужника дьявола» в немецком городе Ройтлинген привёл к тому, что на основании его показаний были схвачены ещё 170 «ведьм и колдунов».

Массовая казнь ведьм в Шотландии. 1659 год. Фото: www.globallookpress.com

«Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола»

Картина происходящего в немецком городе Бонне в начале XVII века запечатлена в письме некоего священника, адресованном графу Вернеру фон Сальму : «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать».

Однажды начавшаяся в городе или деревне охота на ведьм уже не могла остановиться. В жернова террора затягивались как представители низших слоёв, так и представители знати. Кое-где дело доходило до полного истребления женщин, а в других населённых пунктах судьи сожалели, что процесс остановился из-за… нехватки дров.

Американские отголоски европейской эпидемии

Общее число жертв охоты на ведьм сегодня установить сложно. Процесс был длительным, порой затухая и вновь вспыхивая в период серьёзных социальных потрясений. Чаще всего современные исследователи говорят о 40 000 - 100 000 погибших в результате охоты на ведьм, хотя некоторые полагают, что жертв могло быть значительно больше.

Европейская истерия затронула и территорию современных США. Самым знаменитым случаем охоты на ведьм в Новом Свете стал «процесс над салемскими ведьмами», в результате которого было повешено 19 человек, один умер под пытками, а в тюрьме оказалось ещё около 200 обвиняемых в колдовстве. Лишь то, что обвинения, основывавшиеся на показаниях малолетних девочек, были поставлены под сомнения, позволило прекратить дальнейшие расправы.

Лишь в XVIII веке европейские правители введением новых законов сумели прекратить охоту на ведьм. Способствовало этому и улучшение условий жизни в Европе.

Последним человеком, казнённым в Европе за колдовство, считается швейцарка Анна Гельди . Женщина под пытками призналась в занятиях чёрной магией, что в совокупности с обвинением в отравлении стало причиной для вынесения смертного приговора.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!